Типы органов передвижения снегоуборочных машин
Типы органов передвижения снегоуборочных машин
Несмотря на применение снегозащитных устройств, химических средств и тепловых установок для плавления снега, при обильных снегопадах и интенсивных метелях невозможно содержать дороги и другие транспортные площади в необходимом эксплуатационном состоянии без механических средств очистки покрытий от снега.
В ГДР имеется около 105 000 км дорог и автомагистралей, с которых должен удаляться снег. Стоимость снегоочистки весьма высока: она составляет около 25 % всех расходов службы зимнего содержания дорог.
Покрытия дорог должны полностью очищаться от снега и льда. Допускается оставлять только незначительное количество снега на второстепенных дорогах с низшими или переходными типами покрытий. Снегоочистку необходимо производить своевременно, так как при несвоевременном удалении снега он может быть уплотнен под действием автомобильного движения. Образующийся снежно-ледяной накат приходится удалять со значительно большим трудом и затратами.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для очистки дорог от снега применяют два основных вида снегоочистительных машин: а) машины сдвигающего действия — плужные снегоочистители; б) машины отбрасывающего действия — роторные снегоочистители.
Наиболее быстро и с наименьшими затратами снег с дороги можно удалить плужными снегоочистителями. Различают навесные и прицепные плужные снегоочистители. Современная служба зимнего содержания дорог применяет преимущественно навесные плужные снегоочистители. Плуги такого типа, навешиваемые спереди машины-тягача, укрепляют так, что они при транспортировке могут подниматься. Прицепные плужные снегоочистители используются только для второстепенных целей: ими убирается снег лишь незначительной высоты, так как машина-тягач должна двигаться по неочищенной от снега проезжей части.
Плужные снегоочистители выпускают различных размеров, причем ширину захвата плугов в основном устанавливают в зависимости от ширины имеющихся в распоряжении машин-тягачей. Отвал должен быть минимум на 40 см шире габарита машины-тягача, чтобы ее колеса на кривых двигались по очищенной от снега проезжей части. Для тяжелых машин-тягачей максимальная ширина, согласно техническим правилам дорожного движения в ГДР, может быть 2,5 м. Навешиваемые на них плуги, таким образом, должны иметь ширину не менее 2,9 м. Более широкие плуги обычно не применяют, так как с ростом ширины увеличивается собственный вес, растет потребное тяговое усилие, уменьшается маневренность снегоуборочных машин. Толщина слоя снега, который можно убирать с помощью снегоочистителя, зависит от силы тяги маши-ны-тягача, а также от конструкции корпуса плуга. Навесными двухотвальными плужными снегоочистителями убирают обычно слои снега большей толщины, чем соответствующими одноотвальными плужными снегоочистителями. Двухотвальные плужные снегоочистители в зависимости от размера отвала и свойств снега целесообразно применять при толщине слоя снега от 50 до 100 см. При использовании одноотвальных снегоочистителей максимальная толщина убираемого слоя снега находится в пределах 20—40 см. Рабочая скорость современных навесных плужных снегоочистителей составляет до 40 км/ч.
При большой ширине полосы снегоочистки, например на автомагистралях, к навесным плужным снегоочистителям подсоединяют боковое крыло уширения с гидравлическим подъемным устройством. Боковое крыло уширения можно применять также для устранения снежных валов, образующихся при патрульной снегоочистке дорог. Это, однако, возможно только там, где на полотне дороги нет ни деревьев, ни столбов, которые препятствуют такой снегоочистке.
Для патрульной снегоочистки в основном применяют поворотные одноотвальные плужные снегоочистители; они экономичнее, чем двухотвальные. Одноотвальные плужные снегоочистители, в отличие от двухотвальных, при соответствующей высоте слоя все время могут работать полной шириной плуга. Двухотвальные снегоочистители только при первом проходе могут расчищать дорогу на полную ширину плуга. При последующих проходах двухотвальный снегоочиститель работает только одной стороной плуга.
Рис. 20. Схематическое изображение предохранительных устройств плужных снегоочистителей;
а — установка срезного штифта на предохранительном устройстве откидного отвала; б — установка срезного штифта на предохранительном устройстве откидного ножа отвала; в — предохранительное устройство в виде подпружиненного ножа; г — пружинное предохранительное устройство откидного отвала; д — тросовое предохранительное устройство; е — пружинное предохранительное устройство для ножа с малым углом резания (атаки)
Комбинированные плужные снегоочистители, которые в зависимости от условий могут быть использованы как двухотвальные или одноотвальные, изготовляют пока еще очень редко; для них не удается создать отвал оптимальной формы. Одноотвальные плужные снегоочистители используются для полной очистки дороги от снега (до поверхности покрытия), и вследствие этого они работают в условиях повышенной опасности (возможен наезд на препятствия, крышки коллекторов и др.). Такие снегоочистители обязательно оборудуются предохранительными устройствами. Для удаления рыхлого снега (а эта задача становится особенно актуальной при химическом способе борьбы с гололедом и зимней скользкостью на дорогах) оправдало себя применение вместо металлических ножей специальных ножей из резины или синтетического материала. Благодаря применению особо износостойких материалов достигается долговечность, в некоторых случаях более высокая, чем у износостойких сортов стали.
Имеются также навесные плужные снегоочистители, у которых плужный отвал опирается на проезжую часть дороги через опорные колеса, которые при подъеме плуга поднимаются вместе с ним (рис.22). Благодаря этому кромка ножа из синтетического материала получает только незначительное усилие прижима к поверхности покрытия, и тем самым достигается повышенный срок службы отвалов. При уборке плотных слоев снега ножи из упругих материалов не устанавливают, так как они не обладают срезывающим действием, и плуги «всплывают» над слоем снега. Поэтому при уборке плотного снега пользуются сменными металлическими ножами.
Для предупреждения попадания удаляемого снега на стекла кабины водителя при снегоочистке с большой скоростью на плугах сверху устанавливают отражательные щитки.
Рис. 21. Пружинные предохранители одноотвального плуга
Установка плуга в рабочем и транспортном положении (подъем и опускание плуга) в настоящее время осуществляется исключительно из кабины водителя. У всех больших плугов применяются пневматические и гидравлические подъемные устройства с приводом от транспортной машины. Имеются плужные снегоочистители, у которых поворот плуга в плане осуществляется гидравлически.
Однако это удорожает конструкцию и необходимые для этого затраты оправдываются только там, где из-за местных условий приходится часто менять угол установки плуга в плане.
Электрогидравлическое подъемное устройство показано на рис. 24. Масляный бак, мотор, насос и распределительное устройство объединены в одном блоке и установлены в кабине водителя или непосредственно на подъемном цилиндре.
При использовании такого агрегата отпадает потребность в монтаже дополнительного оборудования на машине. Такие агрегаты применяются чаще всего на малых снегоочистителях.
Для навешивания плужного снегоочистителя в большинстве европейских стран используется установочная плита (унифицированная нормированная стальная плита). К этой плите привинчивают различные типы плужных снегоочистителей.
Новыми являются так называемые устройства быстрой навески плуга, у которых плита машины и плита плуга соединяются вместе при помощи быстродействующего затвора. Это делается после того, как плита плуга посредством заранее соединенного подъемного устройства установлена на необходимую высоту навески.
Рис. 22. Подвеска навесного плуга снегоочистителя с опорным колесом
Рис. 23. Одноотвальный снегоочиститель с отражательным щитком
Рис. 24. Навесной одноотвальный плуг с электрогидравлическим механизмом подъема
Роторные снегоочистители значительно сложнее и дороже плужных. Однако они необходимы для некоторых видов снегоочистительных работ.
Боковые валы, образующиеся при расчистке снега плужными снегоочистителями, являются причиной появления снежных заносов на проезжей части дороги. Поэтому при сильных снегопадах необходимо, убирая снег с дороги, удалить его за пределы дорожного полотна, по возможности широко распределив на некотором расстоянии от бровки дороги. Это можно сделать только роторными снегоочистителями. Под термином «роторные снегоочистители» понимают снегоочистительные машины, у которых транспортировка (выброс) снега происходит не как у плужного снегоочистителя только благодаря его движению вперед, а с использованием вращающегося рабочего органа. Дальность выброса снега у роторных снегоочистителей зависит от конструкции и числа оборотов ротора и колеблется между 5 и 30 м.
Рис. 25. Навесной одноотвальный плужный снегоочиститель с устройством для быстрой навески плуга
Рис. 26. Схематическое изображение рабочих органов снегоочистителей :
а — фрезерный; б — роторный; в — шнеко-роторный; г — фрезерно-роториый
Рис. 27. Фрезерный снегоочиститель
Рис. 28. Рабочий орган роторного снегоочистителя с режущими лопастями
Рис. 29. Фрезерно-роторный снегоочиститель
Рис. 30. Шнеко-роторный снегоочиститель
Рис. 31. Малогабаритный снегоочиститель с ручным управлением
На рис. 27—31 показаны снегоочистители отбрасывающего действия с различными типами рабочих органов. Фрезерные снегоочистители особенно хороши для уборки твердого и обледеневшего снега. Однако производительность и дальность выброса у них меньше, чем у роторных снегоочистителей.
Роторные снегоочистители с режущими лопастями имеют высокую производительность при мягком снеге, но для разработки плотного смерзшегося снега такой рабочий орган непригоден.
Машины с комбинированными рабочими органами — шнеко-роторный снегоочиститель, фрезерно-роторный — могут применяться при всех видах снега и имеют большую дальность выброса. Но они сравнительно дороги.
Все типы снегоочистительных машин выпускаются различных модификаций. Большие машины мощностью до 300 и более лошадиных сил (иногда их делают на гусеничном ходу) применяются для очистки перевалов от снега и для снегоуборочных работ на аэродромах. При небольших объемах работ, когда снегоочистители большой мощности и производительности, применять нецелесообразно, используются обычно маленькие и средние снегоуборочные машины с мощностью привода от 30 до 150 л. е., которые частично устанавливаются или навешиваются на имеющиеся машины-тягачи. Эти машины должны быть оборудованы понижающей передачей для снижения рабочей скорости.
Для удешевления снегоуборочных работ все больше и больше переходят к навесным машинам с приводом от вала отбора мощности. Эта тенденция проявляется особенно у созданных для удаления боковых снежных валов плужно-роторных снегоочистителей. Они в настоящее время выполняют большую часть работ, для которых раньше применялись средние и тяжелые машины.
Для уборки снега с автомобильных дорог в населенных пунктах, особенно для погрузки снега в автомобили, применяются снегоуборочные машины с ручным управлением.
Техника для уборки снега
Снегоочистители – это техника для уборки снега в холодный период года. Она широко используется на дорогах, во дворах, на железнодорожных путях, аэродромах, стадионах и других территорий. Снег убирается методом отбрасывания или сдвигания снежных навалов в сторону.
Техника для уборки снега: виды снегоочистителей
По типу рабочего органа современные снегоочистители подразделяются на 4 вида:
- Роторные. Снегоуборочная спецтехника при помощи специального рабочего органа отбрасывает снег в сторону на 50 м.
- Плуговые. Рабочим органом техники является плуг, который отбрасывает скопившийся снег по обе стороны или в один бок от машины. Машины расчищают полосу дороги до 5 м.
- Таранные. Рабочий орган снегоочистителя может пробить траншею глубиной 5, 2 м. Используются для расчистки больших сугробов и значительных снежных заносов.
- Реактивные. При помощи горячих газов, исходящих из сопла машины, снегоочистители этого вида раздувают, а затем растапливают снег.
Разновидности и особенности роторных снегоочистителей
Машины для уборки снега роторные подразделяются на 3 типа:
- фрезерно-роторные;
- шнекороторные;
- плужно-роторные.
Очиститель снега фрезерно-роторный применяется для ликвидации снежных валов, образованных бульдозерами и плужными моделями, а также при погрузке снега для дальнейшего вывоза. Мощный фрезерный питатель легко вырезает куски из сугроба любой плотности и подает их на ротор, откидывающий собранный снег в сторону.
Шнекороторный снегоочиститель используется для ликвидации снежных валов и уборки снега средней плотности с дорог. Применяется для отбрасывания снега в сторону и его погрузки на транспорт для дальнейшего вывоза и утилизации. Снег попадает в рабочий орган снегоочистителя, где он разрыхляется и отбрасывается через желоб на расстояние 20 м.
Плужно-роторный снегоочиститель может применяться для очистки объектов разного назначения от слоя рыхлого снега. Отличается компактностью за счет совмещенного рабочего органа. Недостаток техники — она малопроизводительна и потребляет сравнительно много энергии. Снегоочистители этого типа оснащаются разными шасси и бывают колесные, путевые и гусеничные.
Плуговые снегоочистители
Современные плуговые машины для уборки снега — это габаритные цельнометаллические конструкции, которые расположены на железнодорожных усиленных тележках. Спецтехника оборудована ножами, снеговыми плугами, раскрывающимися боковыми крыльями.
Полезная информация! Мощные плуговые снегоочистители эффективно отбрасывают снег от пути в одну или две стороны, при этом видимость из кабины управления не нарушается.
Боковые крылья и плуг управляются гидравликой. Крылья, расположенные по бокам плугового снегоочистителя, легко расширяют снежную траншею даже в глубоких сугробах, создавая участки для накопления снега при следующем снегопаде. Плуг можно быстро опустить и поднять, чтобы не задеть стрелочные переводы, переезд и прочие предметы.
Таранные снегоочистители
Техника для уборки снега этого типа используется для расчистки самых глубоких заносов в случаях, когда плуги-пилоты и плуговые снегоочистители не эффективны. Она обладает явным преимуществом, когда имеется участок для отбрасывания снега. Мощный таранный снегоочиститель — это специальный вагон из прочной стали усиленной конструкции.
В основе вагона находится стальная рама, которая установлена на 2-х двухосных усиленных вагонных тележках. Со стороны толкания рамы локомотивом к стальной цельнокованой вагонной тяге прикреплена автосцепка. Она проходит по оси машины и закреплена на шкворне передней части спецтехники. За счет этого таранный снегоочиститель отлично вписывается на поворотах, исключен сход техники с рельсов.
Реактивные снегоочистители
Для очистки от снега станционных путей, стрелочных переводов, горловин станций используют снегоочистители. Основанием техники служит платформа или автодрезина, на которой установлен турбореактивный двигатель. Через сопло, расположенное сзади машины на путь выдуваются горячие выхлопные газы. Они эффективно сдувают, растапливают, а затем испаряют снег.
Рельсовый реактивный снегоочиститель Jet Blower — машина с мощным двигателем от реактивного самолета. Этот рельсоочиститель применяют на подъездных путях и территории депо. Принцип работы устройства — мощная струя сдувает снег со всех предметов, попавшихся у нее на пути. Температура струи — 315°C, поэтому большинство льда и снега испаряются.
Важно! Главный недостаток реактивного снегоочистителя — сильный шум, издаваемый техникой в процессе работы. По этой причине реактивные рельсоочистители используются в пределах депо.
Коммунальная снегоуборочная техника разных стран
Большинство цивилизованных стран эффективно борются с последствиями снегопадов, которые являются причиной гололеда и пробок на дорогах. Если воспользоваться зарубежным опытом устранения проблемы, можно позаимствовать множество интересных и полезных идей в плане содержания и очистки дорог.
Япония
Сложная задача уборки дорог от снега стоит перед коммунальщиками горных и северных районов Японии. Если вдоль автодороги расположены горячие источники, около них устанавливают поливалки. Во время обильного снегопада по ним льется вода, в результате чего снег растает. В районах, где этот метод неэффективен, используют спецтехнику для уборки снега.
Сугробы 5 м высотой — привычное явление для Японии. Ежегодно районы страны покрывает высокий слой снега, который можно убрать, используя 2-4 вида техники. Сначала в снег «вгрызается» снегоуборщик с буром, потом работают экскаваторы и разная спецтехника, которая сгребает снег и выбрасывает его на 2-3 м вверх. Спецтехника очищает трассы по границам дорожной разметки, из-за чего появляются снежные коридоры.
Территория Америки находится в различных климатических зонах, поэтому в разных штатах применяется особый способ для уборки снега. Например, в штате Миссури для быстрой уборки снега используют снегоуборочный грузовик с вместительным прицепом. Он оснащен 2-мя ковшами — спереди и по всей длине прицепа, что позволяет очистить одновременно несколько полос. Разгоняясь, машина разворачивает прицеп поперек дороги и сгребает снег во время движения. Спецтехнику по уборке снега TowPlow переняли и другие штаты.
Финляндия
По законодательству Финляндии, содержание дорог общего пользования должно осуществляться на основе контрактов. Их заключают с подрядчиками региональные центры. Хозяева различных заведений и владельцы частных домов самостоятельно очищают тротуары около строений. Для этого они используют снегоочистителя для дома, приобретенные на собственные средства.
Полезная информация! Финские автотрассы подразделяют по качеству обслуживания на 3 категории. Спецтехника для уборки снега вначале обрабатывает реагентами дороги высшей категории. Затем техника уплотняет снег и обильно посыпает его крошкой из гранита на второстепенных дорогах и проселках.
На магистралях Финляндии для уборки снега применяется грузовой транспорт. На других дорогах используются гусеничные или колесные тракторы. Для выравнивания наката иногда задействуют грейдеры. Чаще эту работу выполняют при помощи ножевых блоков, которые установлены на тракторах и других транспортных средствах.
Россия
Состояние дорог в России — проблема, актуальная каждую зиму для коммунальных служб и автовладельцев и жителей городов. По установленным нормам и правилам в зимний период муниципальные, федеральные и региональные дороги с твердым покрытием должны быть очищены от снега и льда. Из-за недостаточного финансирования этой сферы деятельности реальность не всегда совпадает с принятыми правилами очистки дорог.
Как утверждает Федеральное дорожное агентство, нереально чистить сразу везде, перекрыв при этом дороги для движения. В этом плане стоит равняться на цивилизованные страны, в которых уборка снега происходит практически незаметно, а в час пик спецтехника на автотрассах не препятствует движению транспорта. У зарубежных дорожных служб иногда возникают трудности во время уборки снега после сильных метелей и снегопадов. Однако, аврал на их дорогах происходит редко и считается форс-мажором, тогда как для России это норма.
Перед началом зимнего периода стоит задуматься о покупке снегоуборочной спецтехники, при помощи которой можно быстро, качественно и эффективно очистить дороги, тротуары и загородные участки от снега. Выбирая снегоочистители для дома или коммунального предназначения, надо учитывать особенности эксплуатации техники. Многое зависит от предназначения расчищаемой территории и от объемов площади. Например, для уборки городских улиц можно выбрать лаповый снегопогрузчик, для очистки от снега парковок и аналогичных территорий подойдет шнекоротор, а оптимальный вариант для автотрасс – комбинированная дорожная спецтехника.
ВЫБИРАЕМ СНЕГОУБОРЩИК
5 простых правил подбора снегоуборочной машины
Вы решили, что пора обзавестись снегоуборочной машиной. Первое что приходит на ум, узнать какую технику предлагают в проверенном интернет-магазине. На сайте представлено множество брендов и моделей снегоуборочной техники, но как в них разобраться и понять какая машина подойдет именно вам и будет максимально эффективна в ваших условиях.
Предлагаем обратить внимание на 5 простых правил подбора снегоуборщика, основанных на технических характеристиках и преимуществах этой зимней садово-парковой техники, изучив которые, вы без труда выберете для себя лучший вариант.
1 ПРАВИЛО — определиться с бюджетом
Главный критерий выбора для большинства потребителей — цена снегоуборочной машины, и у техники именитых брендов, таких как: HUSQVARNA, CUB CADET или HONDA, цена выше производителей «no name».
Как альтернатива — техника от торговых марок: CHAMPION, PATRIOT, HUTER, ELITECH, MCCULLOCH, MTD, DDE, обладающая надежностью и демократичной ценой.
Преимущества брендовых снегоуборочников — надежные комплектующие от известных производителей и возможность технического обслуживания в авторизованных сервисных центрах даже по истечению гарантийного срока. Приобретая снегоуборочную машину «no name» вы экономите, но будьте готовы к тому, что на такую технику вряд ли получится заказать запчасти у «официалов», а сам ремонтировать придется во всевозможных частных сервисах и автомастерских.
Большинство производителей предлагает как бытовые так и профессиональные снегоуборщики.
Под бытовыми подразумевают машины рассчитанные на уборку небольших территорий — до 100 квадратных метров.
Профессиональная техника для уборки снега предназначена для интенсивной эксплуатации на большой площади.
Ниже об отличительных признаках профессиональных и бытовых снегоуборщиков.
2 ПРАВИЛО — выбрать тип снегоуборщика: самоходный, несамоходный, колесный или гусеничный
Несамоходные снегоуборочные машины не имеют привода на колеса и их приходится передвигать вручную.
Самоходные снегоотбрасыватели оснащены колесами или гусеницами, приводимыми в движение силовой установкой — двигателем.
Проходимость гусеничных снегоуборщиков вне конкуренции, он обладает хорошим сцеплением с поверхностью. Гусеничный снегоуборщик преодолевает неровности, препятствия, бордюры, продвигается вперед и чистит снег даже на льду благодаря большому пятну контакта гусениц и немалому весу, в среднем на 20-30 кг тяжелее колесной техники.
3 ПРАВИЛО — определиться с типом и мощностью двигателя
Снегоуборщики оснащаются электродвигателем либо четырехтактным бензиновым силовым агрегатом различной мощности: 4 л.с.,5,5 л.с.,6 л.с.,6,5 л.с.,7 л.с.,8 л.с.,9 л.с.,10 л.с.,11 л.с.,13 л.с.,15 л.с. Мощность двигателя напрямую влияет на проходимость техники и способность справляться с самым твердым снегом.
Надежность силовой установки играет важную роль в выборе конкретной машины.
Существуют марки бензиновых двигателей, которые давно заслужили доверие благодаря своему стабильному качеству — BRIGGS&STRATTON, HONDA, LONCIN, в первую очередь, обратите внимание на них.
4 ПРАВИЛО — определить необходимую ширину захвата и дальность выброса
Чем больше ширина захвата, тем меньше проходов потребуется для уборки конкретного участка, как следствие, вы сэкономите время. Ширина варьируется от 40 до 105 см. Бытовые несамоходные снегоуборщики обладают шириной захвата до 45 см. Наиболее распространены снегоуборщики с шириной захвата 60 см. Модели с шириной от 80 до 100 см предназначены для уборки больших территорий.
Машины с большой шириной захвата менее маневренные и не всегда подойду для придомовых территорий с небольшой шириной дорожек.
Электрические и несамоходные бензиновые снегоуборщики одноступенчатые —
снежную массу перемалывает и выталкивает в желоб только один шнек. Дальность выброса снега у таких машин достигает 8-9 метров.
Двухступенчатые модели имеют в конструкции специальную крыльчатку расположенную за шнеком и которая и выталкивает перемолотый снег в раструб на расстояние до 15 метров. Такая конструкция эффективнее, но требует большей мощности двигателя.
Дальность выброса снега зависит от множества факторов на момент работы: состояние снега, влажность, температура воздуха, направления ветра. Как правило, производители указывают среднее значение этой характеристики.
5 ПРАВИЛО — выбрать опции
Это правило объединяет несколько не первоочередных, но важных опций снегоуборочных машин, наличие которых сказывается на комфорте при работе с техникой в любых условиях.
Возможность отключения блокировки дифференциала. Некоторые модели оснащены функцией отключения блокировки дифференциала и выбора ведущего колеса. Это позволяет разворачивать технику практически на месте без усилий, просто зафиксировав нужный рычаг на рукоятке.
Система запуска — наличие электростартера от электросети 220 Вольт или от 12-вольтового аккумулятора, значительно облегчает задачу по запуску снегоуборочного агрегата в сильный мороз или после долгого простоя.
Тип трансмиссии: механическая — установлена на большинстве снегоуборщиков, или более технологичная — гидростатическая, которую можно сравнить с автоматической коробкой передач на автомобиле, и которая максимально упрощает движение.
Подогрев рукояток — для повышения комфортности управления в холодном климате.
Регулировка ручек по высоте — удобная работа при любом росте.
Фары — облегчают работу в темное время суток.
Планки для подрезки сугробов — повышают производительность при наличии высокого снежного покрова.
Раструб, управляемый рычагом — быстрое и легкое изменение направления выброса снега.
Делаем выбор
Итак, определившись с бюджетом, типом, двигателем, размерами и с необходимыми опциями можно выбирать снегоуборщик.
Для уборки небольшой территории у дома, дорожек и стояночных мест, подъездов и выездов — подойдут несамоходные электрические и бензиновые снегоуборочные машины небольшой мощности. Такие машины справятся с регулярной уборкой свежевыпавшего снега, и не займут много места, за счет своих компактных размеров.
Для хозяйств и частных владений с большой территорией рекомендуем выбирать самоходные бензиновые снегоуборщики. Такая техника справится с большим объемом любого снега: свежевыпавшего, залежалого и уплотненного.
Для коммунальных служб и организаций обслуживающих общественные объекты, при большой площади и интенсивной эксплуатации — стоит рассматривать к покупке профессиональные модели гусеничных бензиновых снегоуборщиков с большим запасом мощности.
Снегоуборочная машина СМ-2 — незаменимый помощник железнодорожников
На железной дороге к чистоте путей относятся со всем вниманием – ведь от этого зависит безопасность перевозок. И особенно приходится потрудиться зимой – иначе рельсы закроет слой снега и льда. Снегоуборочный поезд СМ-2, который во время снегопадов работает постоянно, не позволяет этому случиться.
Снегоуборочная машина СМ-2
Выпускаться снегопоезд (сокращенно его называют именно так) стал с 1958 года. Основное предприятие-изготовитель – это ОАО «Трансмаш», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области и созданное еще в 1893 году. До 1984 года в числе производителей был также завод тяжелых путевых машин из Тихорецка.
Устройство состоит из четырех вагонов, которые сами двигаться не могут – требуется локомотив (с которым можно связаться по внутреннему телефону). Первый вагон является головным, на нем располагаются все приспособления для уборки снега и скалывания льда. Здесь же начинается транспортер, передающий снежную массу на конвейеры, которыми оснащены все вагоны. Конец последнего транспортера оснащен специальным механизмом для боковой разгрузки снега. Он разбрасывает массу до 6 метров.
Головной вагон оснащен дизельной электростанцией, дающей энергию нескольким двигателям. Еще в нем имеется компрессор, питающий пневматические цилиндры рабочих механизмов. Также в первом и последних вагонах размещаются органы управления. Обслуживать поезд, согласно правилам, должна бригада из трех человек. Это механик, дорожный мастер и дизелист.
Однако и в летнее время снегоуборочный поезд тоже не стоит без работы. С его помощью можно очистить железную дорогу от мусора и образовавшейся грязи. Во время передвижения снегопоезда его скорость зависит от толщины убираемой массы – она может колебаться от 0,6 до 10 километров в час.
Фото снегоуборочной машины СМ-2
Устройство
Начнем с головного вагона. Его основой является крепкая рама на двух тележках с двумя осями каждая. Раму эту специально сделали удлиненной, чтобы поместить спереди уборочные механизмы. Это боковые крылья на шарнирах и питающий щеточный ротор, управляемые отдельными воздушными цилиндрами подъема и поворота, а также подрезной нож. В центральной передней части рамы располагаются три устройства для скалывания льда (боковые и центральное). Они тоже управляются с помощью отдельных цилиндров.
Также на переднем вагоне имеется транспортер, оснащенный электродвигателем и устройством для подъема носовой части (для чего служит особый цилиндр). По бокам рамы закреплены две щетки, которые сметают мусор или снег с поверхности между путями. Когда машина идет обратным ходом, они забрасывают эту массу на путь. В рабочем положении они опущены и повернуты на 45 градусов относительно хода движения. Поднимаются и опускаются они пневмоцилиндром, а держатся на цепях.
В состав пневмооборудования входят: краны, воздушная магистраль, обратный клапан, запорные устройства резервуаров с воздухом, а также контрольные приборы (манометры). Кроме того, имеются воздушные цилиндры – для каждого рабочего органа свой.
Промежуточные вагоны устроены просто. Внутри них движутся транспортеры (управляемые отдельными электромоторами), передающие снег дальше. В конечном вагоне имеются принимающий транспортер разгрузочного типа, а также накопительный и питающий конвейеры, отличающиеся разной скоростью движения. Все они оснащены отдельными электродвигателями.
Схема снегопоезда СМ-2
1 —крыло с ротационной щеткой; 2—рама ходовая; 3—питатель с механизмом подъема; 4—конвейер; 5—кабина управления; 6—электрооборудование; 7—пневматическое оборудование; 8—ручной тормоз; 9—кабина электростанции; 10—электростанция; 11—льдоскалывающее устройство.
Принцип работы
Во время передвижения снегоуборочной машины СМ 2 начинает крутиться барабан щеточного типа, имеющий поперечное положение по отношению к рельсам. Он забрасывает снег на загрузочный транспортер, откуда масса движется дальше, отправляясь на накопительный пластинчатый конвейер, движение которого вдесятеро медленнее, чем загрузочного. За счет такой разницы средние вагоны постепенно наполняются снегом на большую высоту – до двух метров.
Если снег плотный или его чересчур много, то барабан поднимают, опустив подрезной нож. Вновь опускают питающий ротор лишь тогда, когда надо забросить срезанную массу на конвейер. Ото льда избавляются за два или три прохода – во время первого из них пользуются скалывателем, подняв ротор. Затем опять работает щеточный барабан.
Снежная или мусорная масса, накопившаяся в промежуточных вагонов, в конце концов разгружается в определенном месте. При этом начинает работать механизм разгрузочного конвейера, который можно настроить для выбрасывания снега в левую или правую сторону. К слову, это возможно делать не только на стоянке, но и во время хода поезда.
Технические характеристики
Технические характеристики снегоуборочной машины СМ2:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип поезда | несамоходный | |
Количество снега, убранного за час | 1200 | м3 |
Размер колеи | 1,52 | м |
Ширина очистки при уборке с крыльями | 5,1 | м |
Ширина очистки при уборке без крыльев | 2,45 | м |
Высота убираемого сугроба (максимум) | 0,8 | м |
Скорость при работе (максимум) | 10 | км/час |
Вместимость (с одним средним вагоном) | 215 | м3 |
Вместимость (с двумя средними вагонами) | 340 | м3 |
Для головного агрегата: | ||
Силовая установка типа | У-14, У-36М | |
Общая мощность силового агрегата | 200 | кВт |
Мощность привода питающего ротора | 40 | кВт |
Мощность транспортерного привода | 55 | кВт |
Ширина транспортера | 2,33 | м |
Длина питающего ротора | 2,5 | м |
Диаметр питающего ротора (по щеткам) | 1,4 | м |
Диаметр щеток | 0,7 | м |
Скорость питающего ротора | 10 | м/с |
Скорость боковых щеток | 8 | м/с |
Скорость транспортерной ленты | 1 | м/с |
Вес машины | 72 | т |
Высота | 5,25 | м |
Длина между осями автосцепок | 20,27 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,11 | м |
Для промежуточного полувагона: | ||
Высота | 4,91 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 125 | м3 |
Вес | 38 | т |
Мощность двигателя транспортера-накопителя | 16 | кВт |
Грузоподъемность | 44 | т |
Для конечного полувагона: | ||
Высота | 5,25 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 90 | м3 |
Вес | 47 | т |
Мощность мотора разгрузочного транспортера | 20 | кВт |
Грузоподъемность | 28 | т |
Модификации
Наиболее распространенными вариантами являются вариации СМ-2Б и СМ-2М Последняя, имеющая вдвое меньший бак для топлива, более современная. Именно эту модель сейчас выпускает ЗАО «Трансмаш» в Энгельсе. В отличие от базового устройства и СМ-2Б, она оснащена усовершенствованной системой автосцепки, позволяющей транспортировать поезд, прицепляя его за головной вагон. Ранее это было опасно, так как возникала опасность расцепления. И снегопоезда перемещали, цепляя только сзади.
Фото снегоуборочной машины СМ-2Б
Технические характеристики модификаций машины СМ2:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Для модели СМ-2М: | ||
Ширина очистки при уборке с крыльями | 5,3 | м |
Транспортная скорость на порожнем ходу | 100 | км/ч |
Транспортная скорость при загрузке | 50 | км/час |
Объем бака для горючего | 2200 | л |
Общая длина поезда | до 93, 958 | м |
Ширина (по выступам) | 3,3 | м |
Высота (максимум) | 5,3 | м |
Вес (общий) | до 188,6 | т |
Грузоподъемность (полная) | до 122 | т |
Для модели СМ-2Б: | ||
Ширина очистки при уборке с крыльями | 4,9 | м |
Объем бака для горючего | 4200 | л |
Транспортная скорость | до 50 | км/ч |
Общая длина | до 93,8 | м |
Вес (общий) | до 195 | т |
Грузоподъемность (полная) | 116 | т |
На видео принцип работы снегоуборщика СМ-2: