Трактор универсал положивший начало механизации сельского хозяйства россии - Дневник садовода
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор универсал положивший начало механизации сельского хозяйства россии

Как бились за первый владимирский трактор

«Универсал»: мал, да удал

Сегодня на выставках исторической техники в ряду своих ровесников — первых советских тракторов — «Универсал» выглядит самым миниатюрным и скромным. И особенно архаичным: кабины нет, колеса — без шин, задние — со шпорами. Шестеренки управления торчат наружу. Мощность всего 22 лошадиные силы, керосиновый двигатель. Но каким же нужным оказался этот трактор!

К 1940-м годам «Универсал» новинкой не был. Создан он был еще в начале 1930-х в Ленинграде на основе американского «Формолла», который компания International Harvester выпускала в США с 1932 по 1939 год.

Ценность переделанной американской машины на советский лад заключалась в широком наборе функций для культивирования пропашных культур. Подсолнечник, кукуруза, хлопок, картофель, овощи, каучуконосы, табак, бахчевые культуры — все они требовали легкой и надежной в управлении сельхозмашины. Такой машиной стал «Универсал» — первый отечественный трактор для пропашных культур.

Советскую, максимально удешевленную, полностью металлическую версию американского прототипа освоили и выпускали с 1933 по 1940 год в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» ( с 1934 года — Кировском заводе).

В разгар войны правительство приказало возобновить выпуск пропашных тракторов во Владимире. Поначалу — по документации и на основе узлов с Кировского завода.

Владимирскому тракторному досталась модель «Универсал-2». В отличие от «Универсала-1» он получил широко расставленные передние колеса, повышенный просвет и колею задних колес, рассчитанную на междурядную обработку сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур. Имелся в машине гидравлический подъемник для управления навесными орудиями. «Универсал» мог и пахать, и таскать прицепы, и даже послужить приводом на лесопилке.

Всем миром

Тракторный завод во Владимире начал строиться по решению ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров от 28 февраля 1943 года. Возник он на основе первых помещений заводов авиационного профиля, которые закладывались за Юрьевской заставой.

Строили завод в основном женщины и подростки. В городе была элементарная нехватка трудоспособного населения. Руководство Ивановской области, в составе которой Владимиру суждено было оставаться считанные месяцы, напрягло все ресурсы региона, чтобы наскрести тружеников на площадку нового завода во Владимире. Неушедшие на фронт работники предприятий собирались на строительство ВТЗ на «воскресники». Крестьян из близлежащих колхозов привозили на заводскую стройку на несколько дней на вахту.

Вот что писала об этом газета «Призыв»:

«Позавчера на строительную площадку завода прибыла первая группа колхозников Богословского, Сеславского, Красносельского, Спасского, Семязинского и др. сельсоветов. Колхозники прибыли со своим инструментом и в тот же день приступили к работе. Колхозным бригадам были отведены определенные участки, установлены нормы. Сразу же между бригадами завязалось соревнование за досрочное выполнение заданий. За 6 часов 286 колхозников вынули и перенесли 395 кубометров земли. Колхозники проработают на стройке четыре дня. Они внесут большой вклад в строительство тракторного завода».

На Тракторном были задействованы и военнопленные — немцы, итальянцы, румыны. Они не только трудились на строительстве, но и в цехах.

— На заводе была строжайшая дисциплина, — вспоминал ветеран завода Федоров. — Опоздания и прогулы карались нещадно. Однажды я опоздал, в табельной сразу же собралась тройка: судья и двое заседателей, и принародно осудили меня: три месяца вычитали из зарплаты 20%, а из хлебной карточки — 800 г. — вырезали 300. Остались «штаны» — так называлась вырезанная карточка. Один парнишка убежал в родную деревню из-за голода. Через месяц его с милицией привели назад и осудили на пять лет, за дезертирство. Таких случаев было много.

По воспоминаниям первопроходцев ВТЗ, среди поступавших на завод станков и даже режущего инструмента было много американской продукции, доставленной по ленд-лизу.

Успеем ли?

Тогда еще в районной газете «Призыв» новому производству уделялось особое внимание. Партийные лидеры через газету не стеснялись «полоскать» руководство завода и цехов.

В номере «Призыва» от 25 июня 1944 года вышла знаковая заметка под заголовком «Дать тракторы в июле!»

«23 июня состоялось собрание партийно-хозяйственного актива тракторного завод, — сообщала газета. — С докладом о выполнении приказа Наркома среднего машиностроения о пуске завода в эксплуатацию выступил тов. Буров (директор завода — Прим. авт.).

В июле завод должен выпустить 5 тракторов и начать серийное производство машин. Однако с этой задачей коллектив справляется плохо. График узлов тракторов в июне выполняется крайне медленно».

Одной из причин была названа «плохая организация в аппарате заводоуправления и на производстве», другой — «неудовлетворительная организация труда и всего процесса работы».

«В цехе шасси из-за неумелой организации труда простаивают две трети станков, заявил рабочий Венцов. Вследствие недостатка приспособлений масса деталей идет в брак».

Жестко высказались статусные партийные вожаки. «О слабой организующей роли начальников цехов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций говорил парторг ЦК ВКП(б) тов. Денисов.

В заключение выступил секретарь горкома ВКП(б) тов. Белов. Он обратил внимание на отсутствие четкой организации труда, структуры руководства, контроля за исполнением приказов. Заводской партийно-хозяйственный актив решил в кратчайший срок устранить выявленные недостатки, усилить темпы работ, выполнить задание партии и правительства — дать первые тракторы в июле нынешнего года».

И все-таки они успели! 30 июля 1944 года в «Призыве» вышло сообщение:

«Первенцы тракторного завода. Есть первые пять тракторов!

В двадцатых числах июля в сборочном цехе тракторного завода наступили напряженные дни: началась сборка первых тракторов. 24 июля ночью из цеха вышла первая машина. Вчера на заводе закончилась сборка пятого трактора. Таким образом, поставленная правительством перед заводом задача — дать в июле первые пять тракторов — выполнена. В эти напряженные дни начальник цеха сборки Барышников, старший бригадир Ухалов, слесарь Садовников, бригадир Зюзин, мастер Афонин и десятки других, чтобы выполнить в срок задание партии работали по нескольку суток кряду, не выходя из цеха.

Заводские испытания дали положительные результаты. В ближайшие дни тракторы будут испытаны в поле.»

100 тысяч «Универсалов» из Владимира

Лиха беда начало! К весне следующего года завершилось строительство первой очереди ВТЗ и были выпущены 500 тракторов. Именно тогда, 24 апреля 1945 года, и зафиксировали официальное открытие завода.

В 1947 году на заводе началось изготовление модернизированных «Универсалов» хлопковой модификации.

В 1948 году на ВТЗ выпустили уже 10-тысячный трактор, в 1954-м — 100-тысячный.

«Универсал» из Владимира стал первым советским трактором, поставляемым на экспорт.

«Универсалы» (моделей 2, 3 и 4) производили на ВТЗ до 1955 года. Последние версии выпускались уже с колесами на пневматических шинах.

Трактор «Универсал», положивший начало механизации сельского хозяйства России

В начале 1930-х годов для механизации трудоемкой обработки пропашных культур был разработан трактор «Универсал». Сначала его производили в Ленинграде на Кировском заводе, затем на Владимирском тракторном. С этой модели в российском тракторо строении началось новое направление производство пропашных тракторов.

Хотя за основу был взятамериканский Farmall («Фармолл»), в конструкцию и технологию изготовления были внесены такие изменения, что советский вариант стал совершенно иной, самостоятельной моделью. Отечественные конструкторы впервые в мировой практике разработали сразу две модификации пропашного трактора. Первая (У-1) — для высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы), вторая (У-2) — для низкостебельных (например, сахарной свеклы). Вскоре появились еще две специализированные разновидности «Универсала»: У-3 — для междурядной обработки богарного хлоп ка, У-4 — для уборки хлопка.

Мысли о создании универсального трактора занимали конструкторов завода «Красный Путиловец» (нынешний Кировский завод) еще в середине 1920-х годов. Инженерами А. Шевело, М. Рогозиным и М. Ярошем были созданы оригинальные проекты пропашных машин на базе тракторов «Фордзон-Путиловец». Но развернуть производство не удалось, так как в первую очередь сельское хозяйство страны требовало пахотные тракторы, которые механизировали бы наиболее энергоемкие операции: пахоту, посев, уборку.

Вместо армии сезонников

В начале 1930-х годов, когда в строй вступили Сталинградский и Харьковский заводы, выпускавшие несколько сот машин в день, стало очевидно, что проблема с пахотными тракторами решена, а насыщение деревни такими машинами теперь дело времени. С большей остротой встал вопрос о разработке трактора-пропашника. В 1933 году площадь, занятая в стране пропашными культурами (картофелем, кукурузой, хлопком, сахарной свеклой, подсолнухом и др.), составляла около 20 млн. га и продолжала увеличиваться.

Читать еще:  Как сделать самодельную фрезу на минитрактор своими руками

Инженер М. Ревякин, который специально ездил в районы Средней Азии для изучения условий работы тракторов, рассказывал: «. Чтобы засеять хлопком один гектар посева, надо нагнуться 30 тысяч раз! Трактор-пропашник засевает такую площадь за 50 минут только при одном рабочем. На прополку гектара кукурузы ручным способом затрачивается 75 человеко-часов. Для большого совхоза с 10-12 тыс. гектаров посева требуется несколько тысяч сезонных рабочих. Эту огромную армию сезонников могут заменить несколько десятков пропашников с необходимыми прицепными орудиями».

Список требований

До 1930-х годов на пропашных работах в основном использовались лошади, так как тракторы «Фордзон-Путиловец» и СТЗ-15/З0 по ряду причин оказались не приспособленными для этих целей. Особенность пропашного трактора заключается в том, что расстановка колес у него должна в точности соответствовать расстоянию между рядами. А оно в свою очередь зависит от вида растений.и изменяется от 45 см (у свеклы) до 180 см (у бахчевых). Причем если колесо пройдет слишком близко от центра ряда, оно может повредить корневую систему.

Отсюда второе конструктивное требование к машине — узкие колеса и надежное управление, чтобы при движении отклонение трактора от средней линии не превышало 5-7 см. Ко времени последней культивации высота подсолнечника, сорго, кукурузы, хлопка, клещевины достигает 70 см, а картофеля, овощей, каучуконосных и табака — 60 см. Высота растений диктует величину дорожного просвета.

Кроме того, пропашной трактор должен быть легким, чтобы не нарушать водно-воздушного режима почвы; иметь достаточно малый радиус поворота, чтобы в конце прогона круто разворачиваться и попадать точно в следующую борозду; обладать хорошей боковой устойчивостью, чтобы не опрокидываться при работе на склонах. Этот далеко не полный перечень требований и определяет сложность задачи, с которой сталкиваются конструкторы пропашного трактора.

Когда полумеры не помогают

В начале 1930-х годов многие зарубежные фирмы пытались приспособить к пропашным работам обычные пахотные тракторы. Велись такие работы и у нас в России. Сотрудники Всесоюзного института механизации и электрификации сельского хозяйства, проводившие эксперименты с трактором СТЗ 15/30, хотели создать несколько сменных узлов, посредством которых можно было бы быстро превратить пахотный трактор в пропашной.

Трехколесный трактор специалисты ВИМЭ делали самостоятельно, а четырехколесный вариант — в содружестве с Омским заводом сельскохозяйственных машин. Одновременно этим же вопросом занимались и в Северокавказском филиале Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения. В 1933 году в Средней Азии проходили испытания всех разработанных конструкций, но комиссия ни одну из них не одобрила. Получалось, что никакими полумерами создать хороший пропашной трактор невозможно. Проектирование новой машины поручили конструкторам НАТИ.

Среди зарубежных тракторов больше всего поставленным требованиям удовлетворял Farmall. На его основе и создали две версии советского пропашного трактора «Универсал».

В серию

Освоение массового производства пропашника Наркомтяжпром СССР поручил ленинградскому заводу «Красный Путиловец». 7 сентября 1933 года туда прибыла первая партия чертежей, через 21 день модельная мастерская выдала новочугунолитейному цеху 30 различных моделей.

16 октября литейщики Курушин и Андреев закончили отливку первого блока и других деталей для опытного образца пропашника. Механическая обработка и сборка первых машин шла во вновь созданной экспериментальной мастерской, начальником которой был назначен мастер Петров. Техническое руководство возложили на инженера М. Ревякина. Он же заведовал сектором подготовки производства пропашников. В экспериментальную мастерскую перешли многие лучшие специалисты.

В декабре 1933 года решением правительства «Красному Путиловцу» было отпущено 10 млн рублей для реконструкции цехов в связи с началом массового производства пропашников. 29 декабря из цеховых ворот вышел первый трактор-пропашник «Универсал-1». Машина полностью оправдывала свое назначение. Помимо того, что трактор специально был приспособлен для обработки пропашных культур, его можно было использовать на многочисленных сельскохозяйственных работах: на пахоте и бороновании, косьбе, уборке зерновых, а также как транспортное средство, привод при молотьбе и пилке дров.

«Универсал-1»

Для выполнения основной задачи — обработки пропашных культур — трактор У-1 имел свои конструктивные особенности. Передние колеса были сближены настолько, что между внешними краями ободов расстояние едва достигло 0,3 м. Задние, наоборот, широко расставлены — на 1,5 м. Весь трактор был приподнят, чтобы не повредить растения.

Просвет между картером двигателя и землей составлял 0,7 м. Управление трактором осуществлялось поворотом передней оси при торможении отстающего ведущего колеса. При повороте трактора тормоза работали автоматически. Для торможения на уклоне служил левый тормоз, дополнительно снабженный ручным управлением.

«Универсал-2»

«Универсал» оказался трактором, выпускавшимся дольше других. В 1940 году его производство на Кировском заводе (так переименовали «Красный Путиловец») было прекращено, но в 1944 году возобновилось на Владимирском тракторном заводе. Уже в июле 1944 года были собраны первые
пять тракторов «Универсал». Причем до ноября 1944 года завод не имел собственных заготовительных цехов, а производил техническую обработку и сборку заготовок, получаемых из Ленинграда.

Всего в 1944 году было собрано 265 пропашных тракторов новой модификации «Универсал-2» с двигателем мощностью 22 л. с. Трактор У-2 имеет расставленные передние колеса, повышенный просвет и колею задних колес 1,34 м, что позволяет эффективно использовать его на междурядной обработке сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур. Управление трактором осуществляется поворотом передних колес. Трактор снабжен колодочными тормозами с ручным управлением. Он имеет гидравлический подъемник для управления навесными сельскохозяйственными орудиями и вал отбора мощности.

24 апреля 1945 года с конвейера Владимирского тракторного завода сошел 500-й трактор, и эта дата считается днем рождения завода. Выпуск трактора на Владимирском тракторном заводе продолжался до 1955 года.

«Универсал-3-4»

Во второй половине 1940-х годов дополнительно были разработаны еще две модификации «Универсала» — 3 и 4. «Универсал-3» имеет сближенные передние колеса, высокий просвет и колею задних колес 1,34 м. Таким образом, в нем сочетаются передняя часть трактора У-1 и задняя часть У-2.

Трактор У-3 предназначен для междуряд ной обработки высокостебельных культур с междурядьями 60, 65 и 70 см, поливного и неполивного хлопчатника, кукурузы и других. Управление трактором осуществляется поворотом передней оси и торможением отстающего ведущего колеса. Тормоза колодочные. При повороте трактора они действуют автоматически. Для торможения на уклоне служит левый тормоз.

Трактор «Универсал-4» предназначен для работы с навесной хлопкоуборочной машиной СХМ-48. Он может быть использован также на севе, бороновании, культивации и других сельскохозяйственных работах. Трактор имеет три колеса, оснащенных пневматическими шинами: одно переднее, направляющее, и два задних, ведущих. Пневматические шины уменьшают повреждаемость хлопчатника при уборке, повышают плавность хода и уменьшают потери на самопередвижение трактора. Наличие одного переднего колеса вместо обычных двух увеличивает защитные зоны. Управление трактором осуществляется поворотом переднего колеса и торможением ведущего колеса.

С 1934 по 1955 год было произведено более 2010 тыс. тракторов «Универсал» четырех модификаций. С выпуска «Универсала» началось новое направление в отечественном тракторостроении — производство пропашных и универсально-пропашных тракторов. В настоящее время это самый распространенный тип тракторов в сельском хозяйстве страны.

Краткая история сельскохозяйственного машиностроения Российской Империи

В 1837 г. при Министерстве государственных имуществ (впоследствии Министерства земледелия) был организован
сельскохозяйственный Учёный комитет, который изучал вопросы сельского хозяйства и подготовки научных кадров,
координировал работу опытных станций.

В 1869 г. в Петербурге был создан Императорский сельскохозяйственный музей, куда из многих стран поступала
передовая техника и испытывалась в условиях России. Царским указом от 28 марта 1894 г. было создано Бюро по
сельскохозяйственной механике при Учёном комитете Главного управления землеустройства и земледелия.

Началом промышленного производства сельскохозяйственной техники в России следует считать 1802 г. В этом году в
Москву приехал англичанин Христофор Вильсон, который основал завод по производству земледельческих орудий и
сельскохозяйственных машин. В 1815 г. открыли завод в Ельце братья Криворотовы. В 1832 г. в Москве построили свой завод братья Бутеноп. Николай и Иоганн Бутеноп приехали в Москву из Гольштинии (ныне – земля в составе ФРГ). Они построили завод, на котором изготовляли веялки и молотилки. Это было по тем временам довольно крупное предприятие. В период с 1846 по 1860 г. на нём работали от 100 до 250 рабочих. В 1835 г. в Екатеринославе (Днепропетровске) появился завод Заславского.

В 1840 г. в г. Смеле Киевской губернии появился механический завод графа А.А.Бобринского. Граф Алексей Алексеевич Бобринский, по образованию агроном и финансист, содействовал строительству первой в России железной дороги между Петербургом и Павловском. С 1850 г. он поселился в деревне, где занялся преимущественно свёкло-сахарным производством. Он изобрёл несколько земледельческих машин: плуги, названные его именем, углубители, сеялки, распашники и др. Механический завод Бобринского по меркам XIX века был крупным промышленным предприятием.

Читать еще:  Минитрактор беларус 112н 01 особенности и комплектация

В 1845 г. в Пензенской губернии появился завод Давыдова, а в Тамбовской губернии – завод Миловановых. В 1849 в Киевской губернии начал работать завод В. Менцеля; в 1850 г. в Харьковской губернии – завод Леппа; в 1853 г.
в Херсоне – завод братьев Ваддон.

В 1854 г. немецкий колонист кузнец И.И. Ген основал в Одессе завод, на котором начал выпускать плуги,
представлявшие собой радикально модернизированный украинский плуг-сабан. К концу XIX в. эти плуги позволили
существенно ограничить импорт зарубежных плугов. В советское время этот завод, получивший название «Завод им. Октябрьской Революции», стал крупнейшим поставщиком плугов в стране.

В 1855 г. в Таврической губернии появились заводы Вестберга и Ульмана. Молотилки, выпускавшиеся заводом
Вестберга, получили широкое распространение в южных регионах России. На всемирной выставке 1859 г. в Париже
молотилка завода Вестберга была удостоена золотой медали.

В 1863 г. в Запорожье был построен завод сельскохозяйственных орудий. В годы первых пятилеток завод стал
называться «Коммунар» и с 1929 г. выпускал комбайны. В годы Великой Отечественной войны предприятие было
эвакуировано в Красноярск. С 1975 г. восстановленный в Запорожье завод стал автомобильным заводом «Коммунар»,
головным предприятием производственного объединения «Запорожец».

В 1881 г. в Харькове был построен завод Гельферик и Саде, который выпускал веялки. Во время первой пятилетки после капитальной реконструкции этот завод, получивший название «Серп и молот», специализировался на выпуске двигателей для тракторов и комбайнов.

В целом в конце XIX – начале ХХ в. в России произошёл заметный скачок в развитии производства сельскохозяйственной техники. Большое прогрессивное значение в этой области имели выставки-испытания сельскохозяйственных машин и орудий, устраивающиеся под Москвой на Бутырском хуторе с 1892 по 1910 г. Это позволяло вносить поправки в конструкцию машин, учитывать новые требования. С 1911 г. началась научно-исследовательская работа на кафедрах вузов и агрономических школ в области создания новой сельскохозяйственной техники.

Всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде дала известное представление о росте русского сельхозмашиностроения. На этой выставке было приблизительно 300-320 экспонентов по сельхозмашинострению. Особое внимание привлекали к себе жнейки так называемые «лобогрейки», производство которых превышало 20 тыс. штук в год, и конные молотилки русских заводов. Экспонаты выставки наглядно показывали, какой крупный прогресс достигнут в области постройки этих машин. Можно было уже с полной уверенностью сказать, что в близком будущем многие виды с/х техники собственного производства вытеснят иностранные.

Продолжали строиться новые заводы. В 1897 г. в Ростове-на-Дону было создано АО «Аксай» для производства и реализации земледельческих орудий. В 1900 г. в Киеве появился завод комбинированных сеялок Фильверта и Дедина. В 1904 г. в Рязани был основан завод братьев Левинтиных, ныне это завод «Рязсельмаш». В 1910 г. американская фирма «Международная компания жатвенных машин» построила в Люберцах под Москвой завод, который в 1913 – 1914 гг. выпустил 60 тысяч с/х машин. В советское время предприятие стало называться «Заводом им. Ухтомского». В это время сельскохозяйственные машины выпускали также Путиловский, Сормовский, Брянский, Коломенский, Воткинский заводы, Рижский завод «Руссо-Балт» и многие другие.

После реформы 1861 г. спрос на машины и орудия для сельского хозяйства значительно вырос. Быстро увеличивалось и количество
производящих их заводов. В 1871 г. таких предприятий в России было 112, а в 1888 г. уже 458. Если в 1876 г. в России было
изготовлено 25835 сельскохозяйственных машин и орудий, то в 1879 г. – уже около 48 тысяч изделий. Росла и номенклатура
выпускаемой техники. На промышленной выставке 1882 г. в Москве были представлены машины отечественного производства: молотилки с локомобилями, сеялки, жатки-самосброски, сенокосилки, конные грабли, сортировки и т.д. К 1900 г. объём производства сельскохозяйственной техники в стоимостном исчислении достиг 7,5 % от стоимости
всей продукции машиностроения России.

Предприятие по производству с/х механизмов в Челябинске

В 1913 г. плуги в стране изготавливали 266 предприятий, молотилки – 54, веялки и сортировки – 250, соломорезки и корнерезки – 320. 177 малороссийских заводов произвели 53% сельскохозяйственной техники от общероссийского производства. Российские предприятия обеспечивали в 1913 г. примерно половину производства с/х оборудования, другую половину завозили из-за рубежа.
Доля импорта распределялась следующим образом: на Германию приходилось 34%, США – 32, Великобританию – 18, Австро-Венгрию – 6, Швецию – 4, и на другие страны приходилось 6% импорта сельскохозяйственной техники.

О российских конструкторах с/х техники.

Созданием плугов занимался А.Г. Павлов, организовавший в 1880 г. в Гжатске Смоленской губернии мастерскую по производству сельскохозяйственных машин. Оригинальную конструкцию плуга разработал В.И. Васильчиков, его плуг демонстрировался на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Петербурге. Такие плуги получили распространение в хозяйствах Воронежской, Тамбовской и Орловской губерний. Новые конструкции плугов создавал профессор Ново-Александровского института сельского хозяйства и лесоводства А. Зелинский. Удачную конструкцию пятикорпусного плуга разработал в 1871 г. В. Христофоров. Бек И. в 1871 г. сумел создать такую эффективную конструкцию плуга, что её позаимствовали зарубежные производители и начали выпускать под названием «колонистский плуг».

Агроном Р. Циховский создал в 1873 г. оригинальную конструкцию бороны. Агрономы Ф. Майер и И.Ф. Гриневицкий создали эффективные конструкции сеялок. Жатвенные машины запатентовали в 1846 г. Ф. Языков и в 1860 г. П.А. Зарубин. Тогда же демонстрировал свою конструкцию крестьянин А. Хитрин. В 1894 г. Меньшиков создал оригинальную конструкцию молотилки. Одна из лучших молотилок с конным приводом была создана А. Прянишниковым. В 1906 г. Ф. Вараксин создал веялку-сортировку «Успех».

Говоря о создателях новой с/х техники в России, непременно необходимо назвать имя Василия Прохоровича Горячкина (1868 – 1935) — основоположника научного обоснования сельскохозяйственного машиностроения России. Горячкин В.П. родился 29 января 1868 г. в Москве в семье бывшего крепостного. Он закончил физико-математический факультет Московского университета. В 1894 г. он
начал читать курс «Учение о сельскохозяйственном машиностроении и двигателях». Горячкин создал теорию построения плуга. В 1897 – 1898 г. он создаёт свой курс лекций под названием «Учение о сельскохозяйственных машинах и орудиях». В 1900 г. печатаются его работы: «Бороны», «Веялки», «Сортировки», «Жатвенные машины». Он раскрывает законы механики, на которых основано действие машин, и впервые пытается теоретически решить, каким требованиям должно отвечать устройство земледельческой машины. На основе этих трудов родилась новая наука, названная Горячкиным «Земледельческая механика». В 1919 г. он издал монографию «Земледельческая механика», в которой обобщены основные вопросы теории рабочих машин. Горячкин явился инициатором открытия в 1928 г. Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ), а в 1930 г. – Всесоюзного НИИ механизации сельского хозяйства (ВИМ).

В 1907 г. в Санкт – Петербурге было создано Бюро сельскохозяйственной механики Учёного комитета Министерства
земледелия, на базе которого в советское время вырос научно-исследовательский и проектно-технологический институт
механизации и электрификации сельского хозяйства Нечернозёмной зоны НИПТИМЭСХ. Здесь вместе с В.П. Горячкиным
работали крупные специалисты: почётный академик ВАСХНИЛ М.Н. Летошнев, Д.Д. Арцыбашев, Ю.А. Вейс, профессора
М.Х. Пигулевский, К.И. Дебу, Н.И. Юферов, П.Я. Сальдау, М.Б. Фабрикант, А.А. Барановский, Б.А. Линтварев, Л.П.
Рифтин, В.И. Колымский и другие.

Поступательное развитие сельскохозяйственного машиностроения в России было прервано Октябрьским переворотом и Гражданской войной, которая практически уничтожила производство данного типа механизмов. Возрождение с/х машиностроения фактически заново началось в СССР во второй половине 20-х годов.

Трактор «Универсал», положивший начало механизации сельского хозяйства России

В начале 1930-х годов для механизации трудоемкой обработки пропашных культур был разработан трактор «Универсал». Сначала его производили в Ленинграде на Кировском заводе, затем на Владимирском тракторном. С этой модели в российском тракторо строении началось новое направление производство пропашных тракторов.

Хотя за основу был взятамериканский Farmall («Фармолл»), в конструкцию и технологию изготовления были внесены такие изменения, что советский вариант стал совершенно иной, самостоятельной моделью. Отечественные конструкторы впервые в мировой практике разработали сразу две модификации пропашного трактора. Первая (У-1) — для высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы), вторая (У-2) — для низкостебельных (например, сахарной свеклы). Вскоре появились еще две специализированные разновидности «Универсала»: У-3 — для междурядной обработки богарного хлоп ка, У-4 — для уборки хлопка.

Читать еще:  Трактор мтз 920 беларус

Мысли о создании универсального трактора занимали конструкторов завода «Красный Путиловец» (нынешний Кировский завод) еще в середине 1920-х годов. Инженерами А. Шевело, М. Рогозиным и М. Ярошем были созданы оригинальные проекты пропашных машин на базе тракторов «Фордзон-Путиловец». Но развернуть производство не удалось, так как в первую очередь сельское хозяйство страны требовало пахотные тракторы, которые механизировали бы наиболее энергоемкие операции: пахоту, посев, уборку.

Вместо армии сезонников

В начале 1930-х годов, когда в строй вступили Сталинградский и Харьковский заводы, выпускавшие несколько сот машин в день, стало очевидно, что проблема с пахотными тракторами решена, а насыщение деревни такими машинами теперь дело времени. С большей остротой встал вопрос о разработке трактора-пропашника. В 1933 году площадь, занятая в стране пропашными культурами (картофелем, кукурузой, хлопком, сахарной свеклой, подсолнухом и др.), составляла около 20 млн. га и продолжала увеличиваться.

Инженер М. Ревякин, который специально ездил в районы Средней Азии для изучения условий работы тракторов, рассказывал: «. Чтобы засеять хлопком один гектар посева, надо нагнуться 30 тысяч раз! Трактор-пропашник засевает такую площадь за 50 минут только при одном рабочем. На прополку гектара кукурузы ручным способом затрачивается 75 человеко-часов. Для большого совхоза с 10-12 тыс. гектаров посева требуется несколько тысяч сезонных рабочих. Эту огромную армию сезонников могут заменить несколько десятков пропашников с необходимыми прицепными орудиями».

Список требований

До 1930-х годов на пропашных работах в основном использовались лошади, так как тракторы «Фордзон-Путиловец» и СТЗ-15/З0 по ряду причин оказались не приспособленными для этих целей. Особенность пропашного трактора заключается в том, что расстановка колес у него должна в точности соответствовать расстоянию между рядами. А оно в свою очередь зависит от вида растений.и изменяется от 45 см (у свеклы) до 180 см (у бахчевых). Причем если колесо пройдет слишком близко от центра ряда, оно может повредить корневую систему.

Отсюда второе конструктивное требование к машине — узкие колеса и надежное управление, чтобы при движении отклонение трактора от средней линии не превышало 5-7 см. Ко времени последней культивации высота подсолнечника, сорго, кукурузы, хлопка, клещевины достигает 70 см, а картофеля, овощей, каучуконосных и табака — 60 см. Высота растений диктует величину дорожного просвета.

Кроме того, пропашной трактор должен быть легким, чтобы не нарушать водно-воздушного режима почвы; иметь достаточно малый радиус поворота, чтобы в конце прогона круто разворачиваться и попадать точно в следующую борозду; обладать хорошей боковой устойчивостью, чтобы не опрокидываться при работе на склонах. Этот далеко не полный перечень требований и определяет сложность задачи, с которой сталкиваются конструкторы пропашного трактора.

Когда полумеры не помогают

В начале 1930-х годов многие зарубежные фирмы пытались приспособить к пропашным работам обычные пахотные тракторы. Велись такие работы и у нас в России. Сотрудники Всесоюзного института механизации и электрификации сельского хозяйства, проводившие эксперименты с трактором СТЗ 15/30, хотели создать несколько сменных узлов, посредством которых можно было бы быстро превратить пахотный трактор в пропашной.

Трехколесный трактор специалисты ВИМЭ делали самостоятельно, а четырехколесный вариант — в содружестве с Омским заводом сельскохозяйственных машин. Одновременно этим же вопросом занимались и в Северокавказском филиале Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения. В 1933 году в Средней Азии проходили испытания всех разработанных конструкций, но комиссия ни одну из них не одобрила. Получалось, что никакими полумерами создать хороший пропашной трактор невозможно. Проектирование новой машины поручили конструкторам НАТИ.

Среди зарубежных тракторов больше всего поставленным требованиям удовлетворял Farmall. На его основе и создали две версии советского пропашного трактора «Универсал».

В серию

Освоение массового производства пропашника Наркомтяжпром СССР поручил ленинградскому заводу «Красный Путиловец». 7 сентября 1933 года туда прибыла первая партия чертежей, через 21 день модельная мастерская выдала новочугунолитейному цеху 30 различных моделей.

16 октября литейщики Курушин и Андреев закончили отливку первого блока и других деталей для опытного образца пропашника. Механическая обработка и сборка первых машин шла во вновь созданной экспериментальной мастерской, начальником которой был назначен мастер Петров. Техническое руководство возложили на инженера М. Ревякина. Он же заведовал сектором подготовки производства пропашников. В экспериментальную мастерскую перешли многие лучшие специалисты.

В декабре 1933 года решением правительства «Красному Путиловцу» было отпущено 10 млн рублей для реконструкции цехов в связи с началом массового производства пропашников. 29 декабря из цеховых ворот вышел первый трактор-пропашник «Универсал-1». Машина полностью оправдывала свое назначение. Помимо того, что трактор специально был приспособлен для обработки пропашных культур, его можно было использовать на многочисленных сельскохозяйственных работах: на пахоте и бороновании, косьбе, уборке зерновых, а также как транспортное средство, привод при молотьбе и пилке дров.

«Универсал-1»

Для выполнения основной задачи — обработки пропашных культур — трактор У-1 имел свои конструктивные особенности. Передние колеса были сближены настолько, что между внешними краями ободов расстояние едва достигло 0,3 м. Задние, наоборот, широко расставлены — на 1,5 м. Весь трактор был приподнят, чтобы не повредить растения.

Просвет между картером двигателя и землей составлял 0,7 м. Управление трактором осуществлялось поворотом передней оси при торможении отстающего ведущего колеса. При повороте трактора тормоза работали автоматически. Для торможения на уклоне служил левый тормоз, дополнительно снабженный ручным управлением.

«Универсал-2»

«Универсал» оказался трактором, выпускавшимся дольше других. В 1940 году его производство на Кировском заводе (так переименовали «Красный Путиловец») было прекращено, но в 1944 году возобновилось на Владимирском тракторном заводе. Уже в июле 1944 года были собраны первые
пять тракторов «Универсал». Причем до ноября 1944 года завод не имел собственных заготовительных цехов, а производил техническую обработку и сборку заготовок, получаемых из Ленинграда.

Всего в 1944 году было собрано 265 пропашных тракторов новой модификации «Универсал-2» с двигателем мощностью 22 л. с. Трактор У-2 имеет расставленные передние колеса, повышенный просвет и колею задних колес 1,34 м, что позволяет эффективно использовать его на междурядной обработке сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур. Управление трактором осуществляется поворотом передних колес. Трактор снабжен колодочными тормозами с ручным управлением. Он имеет гидравлический подъемник для управления навесными сельскохозяйственными орудиями и вал отбора мощности.

24 апреля 1945 года с конвейера Владимирского тракторного завода сошел 500-й трактор, и эта дата считается днем рождения завода. Выпуск трактора на Владимирском тракторном заводе продолжался до 1955 года.

«Универсал-3-4»

Во второй половине 1940-х годов дополнительно были разработаны еще две модификации «Универсала» — 3 и 4. «Универсал-3» имеет сближенные передние колеса, высокий просвет и колею задних колес 1,34 м. Таким образом, в нем сочетаются передняя часть трактора У-1 и задняя часть У-2.

Трактор У-3 предназначен для междуряд ной обработки высокостебельных культур с междурядьями 60, 65 и 70 см, поливного и неполивного хлопчатника, кукурузы и других. Управление трактором осуществляется поворотом передней оси и торможением отстающего ведущего колеса. Тормоза колодочные. При повороте трактора они действуют автоматически. Для торможения на уклоне служит левый тормоз.

Трактор «Универсал-4» предназначен для работы с навесной хлопкоуборочной машиной СХМ-48. Он может быть использован также на севе, бороновании, культивации и других сельскохозяйственных работах. Трактор имеет три колеса, оснащенных пневматическими шинами: одно переднее, направляющее, и два задних, ведущих. Пневматические шины уменьшают повреждаемость хлопчатника при уборке, повышают плавность хода и уменьшают потери на самопередвижение трактора. Наличие одного переднего колеса вместо обычных двух увеличивает защитные зоны. Управление трактором осуществляется поворотом переднего колеса и торможением ведущего колеса.

С 1934 по 1955 год было произведено более 2010 тыс. тракторов «Универсал» четырех модификаций. С выпуска «Универсала» началось новое направление в отечественном тракторостроении — производство пропашных и универсально-пропашных тракторов. В настоящее время это самый распространенный тип тракторов в сельском хозяйстве страны.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector