Трактор т 100 обзор характеристики особенности применения и эксплуатации - Дневник садовода
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор т 100 обзор характеристики особенности применения и эксплуатации

Т-100М ЧТЗ 1963-1983 годов выпуска: технические характеристики, обзор, описание

Источник фото: techstory.ru Фото ЧТЗ Т-100

Полное название Т-100 — Т-100М. Первоначально машина, разработанная на базе более ранней модели С-100, должна была называться С-100М («С» расшифровывается как «Сталинец», «М» — «модернизированный»). Однако к моменту выпуска трактора от использования бренда «Сталинец» было решено отказаться.

Основная отрасль, в которой использовался трактор, — строительство. Он находил применение и в сельском хозяйстве, но уступал специализированной с/х технике по такому показателю, как скорость хода.

Параллельно с производством Т-100 конструкторы завода вели разработку модели Т-130, которая постепенно вытеснила «сотку» из производственной программы предприятия.

Двигатель

Мощность силового агрегата трактора Т-100М, первый образец которого был собран 9 октября 1963 г., составлял 108 л.с. Модель двигателя — Д 108, тип — 4-цилиндровый 4-тактный. Данный мотор являлся более экономичным в сравнении с устанавливаемым на «сотку» предыдущей модели: удельный расход топлива снизился до 173 — 175 г/э.л.с.ч. В частности, этого удалось добиться благодаря введению смесеобразования с непосредственным впрыском топлива. В конструкции мотора больше не использовались предкамеры, а форсунки стали устанавливать непосредственно в головки цилиндров (для этого были предусмотрены специальные втулки). Еще больше сократить потребление горючего помогала функция отключения подачи дизеля во втором и третьем цилиндрах при переходе на холостой ход.

Источник фото: techstory.ru Мощность двигателя превышала 100 л.с.

Расскажем и о других особенностях. Так как камера сгорания теперь располагалась в днище поршня, давления впрыска топлива пришлось повысить до 200 кгс/кв.см. Ранее устанавливалась сферическая камера сгорания, одна из полусфер которой размещалась в верхней части цилиндра, вторая — в поршне.

Степень сжатия двигателя была сокращена до 14. Также были доработаны детали клапанного механизма. Пусковой двигатель, получивший название П 23, оборудовали стартером СТ 204.

В будущем двигатель Д-108 широко использовался в конструкции другого оборудования, например, при производстве компрессорных станций и дизель-генераторов. Также им комплектовались экскаваторы Э-10011.

Технические характеристики Т-100 ЧТЗ

От своего предшественника (модели С-100) трактор Т-100 довольно значительно отличается. Помимо изменений, которым был подвергнут двигатель, была также увеличена расчетная сила тяги трактора.

Трактор Т-100

Трактор Т-100 начал производить в 1964 году Челябинский тракторный завод. Для машины было предусмотрено достаточно большое разнообразие навесного оборудования. Техника предназначалась для дорожного строительства и промышленности. К особенностям машины можно отнести гусеничный ход и множество выпущенных модификаций.

Трактор Т-100: технические характеристики

Т-100 стал продуктом модификации промышленного советского трактора С-100. Основные изменения коснулись кабины, мотора, формы капота, замены электрооборудования и гусеничного механизма. Потребителю было доступно несколько комплектаций машины. Позже производитель выпустил модельную линейку модифицированной техники для специальных работ. Базовая версия Т-100 является трактором общего назначения. Тип машины — гусеничный трактор.

Двигатель

На тракторах Т-100 устанавливался двигатель Д-108. Агрегат стал основой переработки предыдущих моделей. Четырехтактный четырехцилиндровый мотор отличался нераздельной конструкцией камеры сгорания, которая помещалась непосредственно в поршне. Номинальная мощность машины составляла 108 л.с. и достигалась при частоте вращения коленчатого вала в 1070 об/мин.

Рабочий объем цилиндров Т-100 составлял 15,53 л. Диаметр одного цилиндра из четырех равнялся 145 мм, ход поршня — 205 мм. Силовой агрегат имел массу 2100 кг. Для особо тяжелых условий производитель предусмотрел не менее 10 % запаса крутящего момента. Для пуска в холодное время года дизельный мотор оснащался пусковым двигателем П-23 с электростартером. Для обеспечения потребности силового агрегата в питании на машинах устанавливался топливный бак емкостью 235 л.

Пусковой двигатель Т-100 стал применяться на машинах промышленного назначения впервые. Конструкция основного мотора Д-108 также отличалась от устройства предшественников. В форсунках мотора вместо одного распыляющего отверстия стали делать пять. В масляный фильтр Челябинский завод добавил реактивную центрифугу.

Пониженная степень сжатия в новом Д-108 позволила облегчить пуск машины. Крутящий момент в максимальном значении был увеличен до 82 кГм. Повышенная мощность силового агрегата была достигнута за счет улучшенного смесеобразования и сгорания топлива в камере днища поршня.

Трансмиссия и ходовая часть

Трансмиссия Т-100 не сильно отличалась от аналогичного агрегата предшественника С-100. Здесь использовалась муфта сцепления, установленная как отдельный, легко демонтирующийся узел. Сцепление сухое однодисковое с двумя ведомыми дисками с рычажно-кулачковым механизмом управления. В кабине водителя устанавливался специальный рычаг для контроля над сцеплением.

Коробка передач с механической системой переключения имела пять передач переднего хода и четыре передачи заднего хода. КПП трехходовая, реверсивная. Центральная передача — коническая, ведущая шестерня выполнялась в едином блоке с нижним валом коробки. Ведомая шестерня крепилась к фланцу вала центральной передачи.

Муфты поворота имели сухое многодисковое устройство. Ведомые диски выполнялись с фрикционными накладками, которые управлялись серворычагами. Используя трансмиссию и двигатель, трактор Т-100 мог перемещаться в диапазоне скоростей 2,36-10,13 км/ч вперед и 2,79-7,61 км/ч назад.

Ходовой механизм машины полужесткого типа состоял из двух гусеничных тележек, балансирного устройства и гусениц. Тележки сварного типа со сварной рамой коробчатого сечения. Гусеничная цепь устанавливалась на опорные и поддерживающие катки, дополнялась механизмом натяжения и натяжным колесом. Цепь состояла из отдельных звеньев, закрепленных между собой втулками и пальцами. На звенья крепились гусеничные башмаки со специальным профилем. Балансирное устройство представляла собой рессорную пластину с двумя стабилизирующими рессорами меньшего размера.

Читать еще:  Самодельный мини трактор на переломной раме как и из чего

Кабина

Кабина трактора Т-100 устанавливалась на жесткую раму. От предыдущей модели С-100 кабину отличала только форма. Для своего времени трактор считался достаточно комфортным. Внутри кабины имелось освещение, устанавливалось мягкое сиденье водителя. Также на Т-100 устанавливалась система принудительной вентиляции, которая, тем не менее, приводила к появлению повышенного шума в кабине.

Габаритные размеры

  • длина — 4255 мм;
  • ширина — 2460 мм;
  • высота — 3059 мм;
  • колея — 1880 мм;
  • длина опорной поверхности гусениц — 2370 мм;
  • дорожный просвет — 331 мм;
  • удельное давление на почву — 0,47 кгс/см2;
  • удельная металлоемкость — 102,7 кг/л.с.;
  • номинальное тяговое усилие — 6000 кг.

Трактор Т-100 имел вес в конструктивном положении 11 100 кг. Максимальное тяговое усилие машины составляло 9500 кг на первой передаче. По мере увеличения скорости движения усилие тяги снижалось. На последней, пятой передаче трактор выдавал усилие 2000 кг.

Модификации

Трактор Т-100 первоначально предназначался для использования в агрегате с бульдозером ДЗ-53. База машины была использована для создания трубоукладчика, крана и свайного копра. За время производства Челябинский тракторный завод выпустил следующие модификации Т-100:

  • Т-100 — базовый трактор без гидрооборудования и креплений задней навесной системы. В задней части корпуса трансмиссии устанавливалась лебедка;
  • Т-100МГС — модификация для нужд сельского хозяйства. Задняя часть оборудована навесной системой и валом отбора мощности. На тракторе имеется гидравлическое оборудование;
  • Т-100МГП — промышленный трактор с передней навесной системой, гидравлическим оборудованием, жестким сцепным устройством в задней части вместо лебедки. Машина дополнялась выходными механизмами для подключения задней навесной системы и вала отбора мощности;
  • Т-100Б — болотоход с гусеницами увеличенного сечения;
  • Т-100БГ — болотоход на основе Т-100МГП;
  • Т-100Т — трубоукладчик на базе Т-100. Вместо задней и фронтальной гидронавесной системы устанавливались крепления для специализированных машин и агрегатов;
  • Т-100МГП-1 — облегченная модификация без кабины;
  • Т-100МЗГП — добавлены гидравлические сервомеханизмы управления поворотами, облегчившие труд водителя. Последняя модификация Т-100, выпускавшаяся одновременно с Т-130.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Гусеничный трактор Т-100: модификации

Начиная с середины шестидесятых годов XX века на строительных площадках СССР можно было встретить трактор Т-100.

Интерес, проявляемый к этой модели сегодня, далеко не академический. Недорогая и эффективная машина даже сегодня может стать помощником в хозяйстве.

Её история ещё не закончена. В период индустриализации, проводившейся правительством СССР с середины тридцатых годов XX века, возросла потребность в тракторах.

Требовались машины различных классов и назначений, способных трудиться на полях, и в ограниченном пространстве строительных площадок.

Возможностей существующих предприятий не хватало для удовлетворения нужд промышленности и сельского хозяйства.

Для улучшения ситуации в 1929 году было начато строительство Челябинского тракторного завода. Оно шло быстро и закончилось в 1933 году.

Рождённый в муках

Из современных, по тем временам, цехов предприятия, продукция мирного назначения выходила недолго.

Начавшаяся в 1941 году война заставила завод сконцентрироваться на выпуске техники военного назначения. С окончанием боевых действий потребность в тракторах увеличилась.

Они были необходимы для разрушенных городов и промышленности. Поначалу делалась ставка на производство довоенных моделей, но они быстро устаревали.

Конкуренцию Челябинским моделям составляли трактора ВТ, выпускаемые в Волгограде. С середины пятидесятых годов конструкторское бюро ЧТЗ начало напряжённо трудиться над проектом гусеничного трактора, способного заменить модели со слабыми двигателями.

Ошибок, задержавших запуск новой техники в производство, избежать не удалось. В результате объединённых усилий людей в 1963 году появился гусеничный трактор Т-100.

Долгая жизнь

Удачная модель оправдала надежды создателей. В нескольких модификациях она производилась вплоть до начала восьмидесятых годов, став массовой в своём классе.

Наиболее распространённой стала модификация Т-100М. Популярность сравнивают разве что с моделью ДТ-75, использовавшейся в сельском хозяйстве.

Но если ДТ-75 стал основой для новой модификации трактора ВТ-100, то ЧТЗ прекратил выпуск техники, которая была признана устаревшей. Тем не менее, многие экземпляры Т-100 и сегодня в строю.

Правда и вымысел

Спустя много лет после окончания производства трактора, его история и описания обросли легендами. В основе этих легенд далеко не всегда лежат реальные факты. Разберемся по порядку:

  1. Т-100 – другое название модели С-100. И да и нет. Эти трактора близки по конструкции. В этом легко убедиться, сравнив технические характеристики С-100 и Т-100, описания, габариты и вес. Одинаковыми будут следующие параметры:
    — Тяговое усилие, которое составляет 6000 кг.
    — Число передач – пять вперёд и четыре назад.
    — База – 2270 мм.
    — Колея – 1880 мм.
    — Дорожный просвет – 391 мм.
    — Ёмкость топливного бака – 235 л.
    — Удельное давление на грунт – 0,47-0,48 килограмма на квадратный сантиметр.
  2. Но мотор КДМ-100, устанавливавшийся на ранней модели, оказался не слишком удачным. Для нового трактора выбран двигатель Д-108. Он мощнее – 108 л. с. против 100 л. с., и расходовал меньше топлива – 175 г/л. с. ч. против 208 г/л. с. ч. Запуск производился с помощью работающего на бензине пускового агрегата П-23.
  3. Близкий родственник танка. Есть мнение, что в конструкции гусеничного трактора Т-100 использованы технические решения, характерные для советских танков того периода. Это заблуждение. Строительство ЧТЗ велось с привлечением специалистов из США, а в качестве базовых образцов для создания первых моделей использовались зарекомендовавшие себя трактора компании Caterpillar. Для экономии времени копировались узлы и агрегаты. Это было непросто, поскольку в Америке использовалась дюймовая система, и пришлось спешно пересчитывать размеры деталей под принятую в СССР метрическую систему. Несмотря на возросшую мощность, массу и габариты, в конструкции трактора Т-100 применены технические решения предшественников – С-60 и С-80, в которых легко прослеживаются идеи Caterpillar.
  4. Образец надёжности. Таковой популярную модель Челябинского завода не назовёшь. Компоненты с ограниченным ресурсом и требуют бережного обращения. Другое дело – ремонтопригодность. Ей было уделено внимание при разработке конструкции. Большинство операций по ремонту и обслуживанию удаётся выполнить, не располагая высокоточным оборудованием и квалифицированным персоналом. Такой подход разработчиков создал Т-100М репутацию неубиваемой техники.
  5. Уступал моделям импортной техники. Для своего времени это весьма прогрессивная конструкция. По техническим характеристикам трактор Т-100М находился на уровне мировых стандартов. Спустя пять лет после начала производства модель получила на международной выставке золотую медаль.
  6. Недостаточно мощный. 108 л. с. полученные от мотора Д-108, рабочий объём которого составлял 15,5 литра, по современным меркам не выглядят впечатляюще. Для трактора важнее не мощность, а параметры крутящего момента, с этим было всё в порядке. У силового агрегата, обороты которого достигали 1070 об/мин, крутящий момент превышает 800 Н.м. Технические характеристики Т-100М соответствовали требованиям времени.
  7. Низкая комфортность. Подвеска трактора выполнена по полужёсткой схеме. Это значит, что рессоры только в передней части, а сзади рама крепилась к гусеничным тележкам через шарниры. Принудительная вентиляция рабочего места бульдозериста осуществлялась за счёт того, что двигатель забирал воздух из кабины. Отзывы трактористов говорят однозначно: подобная система становилась источником сильного шума. В этом отношении модель ощутимо уступала гусеничным тракторам ВТ.
Читать еще:  Трактор valtra t191h

Без компромиссов

Немало людей, готовых мириться с недостатками трактора Т-100М, продолжают эксплуатировать легендарную технику.

Это возможно благодаря большому количеству выпущенных экземпляров, ремонтопригодности модели и доступности запасных частей.

Но решив сесть за рычаги созданной полвека назад машины, нужно подготовиться физически и морально.

Трактор ВТ-100

Трактор ВТ-100 представляет собой машину общего назначения на гусеничном ходу, относящуюся к 4 тяговому классу. Автором проекта является Волгоградский тракторный завод, длительное время считавшийся главным производителем гусеничной техники на отечественном рынке. ВТ-100 появился в результате глубокой переработки легендарного трактора ДТ-75 и получил новый мотор, модернизированную кабину, откидной капот и другие изменения. Машина агрегатировалась со 150 типами орудий и оборудования и позволяла решать множество задач.

Производство ВТ-100 стартовало в 1994 году. Техника сразу появилась во многих хозяйствах, но постепенно утратила популярность. В настоящее время модель не выпускается, но многие экземпляры и сейчас используются различными организациями в дорожном строительстве, транспортном и строительном сегменте, коммунальной сфере и сельском хозяйстве. Высокий спрос на трактор объясняется дешевизной и простотой ремонта и обслуживания.

Назначение

ВТ-100 является типичным безрельсовым тягачом с тяговым усилием, достаточным для выполнения основных сельскохозяйственных работ, связанных с грунтом: вспашки, междурядной обработки, культивации, бороновании, транспортировки, окучивании, посева, передвижения несамоходных полунавесных и навесных устройств. Машина эффективно функционирует в глубоком снегу и на бездорожье, а высокая проходимость является одним из главных ее достоинств. Кроме того, модель прекрасно адаптирована к российским условиям работы.

Модификации и особенности

На основе ВТ-100 создано несколько модификаций, специализирующихся на выполнении определенных задач. Наиболее распространенными являются болотоходная, свекловодческая и пропашная версии трактора.

В зависимости от вида установленного мотора модель производится под следующими названиями:

  • ВТ-100Н – модификация с агрегатом СМД-20ТА;
  • ВТ-100Д – вариация с двигателем Д-442-24.

Также существуют версии с реверсивным редуктором и ходоуменьшителем. Модели комплектуются различными гусеницами, разделенными по типам применения и ширине:

  • с накладками для движения по асфальту;
  • рисоводческие;
  • без грунтозацепов;
  • пропашные.

Особенности серии ВТ-100:

  • оптимальное сочетание массы и мощности делает машину невероятно проходимой и одновременно мощной. Использование балласта придает дополнительную устойчивость;
  • пневматической сервопривод делает процесс поворота предельно простым;
  • пружинная балансирная подвеска минимизирует давление на грунт и позволяет трактору двигаться плавно;
  • откидной капот предоставляет легкий доступ к радиатору и двигателю;
  • широкая линейка прицепных и навесных устройств расширяет сферу использования;
  • просторная кабина на 2 человек делает работу на тракторе максимально комфортной.

ВТ-100 – практичный и удобный трактор, главным недостатком которого является дефицит отдельных элементов и запчастей.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 5330 мм;
  • ширина – 1850 мм;
  • высота – 3120 мм;
  • ширина колеи – 1330 мм;
  • дорожный просвет – 420 мм.

Эксплуатационная масса техники вместе с оборудованием без использования балласта составляет 7480-7580 кг. Масса балластных грузов может достигать 480 кг. Удельное давление на грунт равняется 46 кПа, предельное тяговое усилие – 50 кН.

Читать еще:  Классификация тракторов по тяговому классу

Диапазон скоростей движения передним ходом (с мотором Д-442-24/СМД-20ТА):

  • базовый – 4,5-14,2 или 4,67-14,6 км/час;
  • с реверс-редуктором – 3,5-14,2 или 3,6-14,6 км/час;
  • с ходоуменьшителем – 0,36-14,2 или 0,37-14,2 км/час.

Двигатель

ВТ-100 комплектуется 2 типами силовых установок:

  • 4-тактным дизельным мотором Д-442-24 (Алтайский моторный завод). Агрегат имеет систему газораспределения двухклапанного типа, жидкостное охлаждение и газотурбинный наддув. Цилиндры двигателя выстроены в ряд, что упрощает его обслуживание и делает более компактным. Уровень вредных выбросов соответствует нормам ГОСТ 41.96-2005. В моторе используются гильзы из специального чугуна с дополнительной обработкой рабочей зоны, что увеличивает ресурс работы мотора. Конструкция агрегата позволяет эксплуатировать его без капитального ремонта до 12000 моточасов.

Характеристики двигателя Д-442-24:

  1. рабочий объем – 7,4 л;
  2. номинальная мощность в тяговом режиме – 88 (120) кВт (л.с.);
  3. номинальная мощность в приводном режиме – 106,8 (145) кВт (л.с.);
  4. расчетная частота вращения – 1750 об/мин;
  5. запас крутящего момента – 35%;
  6. количество цилиндров – 4;
  7. диаметр цилиндра – 130 мм;
  8. удельный расход топлива – 220 г/кВт в час.
  • 4-тактным дизелем СМД-20ТА (Белгородский моторный завод). Среди особенностей агрегата: непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение, турбонаддув и рядное расположение цилиндров. Двигатель отличается высокой надежностью и может работать в 2 режимах: тяговом и приводном. Система защиты срабатывает при низком давлении и перегреве (после сигнала агрегат выключается).

Характеристики мотора СМД-20ТА:

  • рабочий объем – 6,3 л;
  • номинальная мощность в тяговом режиме – 88 (120) кВт (л.с.);
  • номинальная мощность в приводном режиме – 106,8 (145) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1900 об/мин;
  • запас крутящего момента – 25%;
  • количество цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 120 мм;
  • удельный расход топлива – 227 г/кВт в час.

Устройство и особенности эксплуатации

Трактор ВТ-100 оснащается гусеничной балансирной ходовой частью, обеспечивающей отменную курсовую устойчивость при движении по дороге любого типа. Данный элемент улучшает внедорожные возможности машины. Модель построена на полноприводной схеме, позволяющей максимально раскрыть потенциал шасси. Трактор уверенно двигается по высоким сугробам, раскисшим грунтам, подъемам в 30 процентов и снежным дорогам, преодолевает броды и колеи. Вместе с высокой скоростью машина имеет и приличные тяговые характеристики.

Поворот осуществляется с использованием передачи планетарного типа. Для конечных передач применяются ведомые шестеренки с плавающими венцами. На каждой стороне балансирной подвески располагается по 4 катка.

На ВТ-100 устанавливается трансмиссия, основанная на 5-ступенчатой коробке передач и постоянно зацепленных колесах зубчатого типа. Механизм принудительной смазки под давление функционирует от насоса НШ-10. Модель может оснащаться ходоуменьшителем, позволяющим увеличить количество передач в 5 раз. Дополнительно возможна установка реверс-редуктора с подвижным шестеренчатым механизмом. Переходы между пониженными и повышенными передачами выполняются без рывков, подергиваний и проскальзываний.

Для трактора предлагается вал отбора мощности с диапазоном работы 540-1000 об/мин. Место под балансировочные грузы находится в передней части. Гидравлическая система построена по раздельно-агрегатному типу. В ее состав входит гидрораспределитель, монтируемый на заднем правом крыле, гидравлические цилиндры, шестеренчатый насос и бак. Гидравлика применяется для работы с навесными устройствами. Для промышленных операций используется бульдозерный отвал ДЗ-42, имеющий грузоподъемность 800 кг. Среди наиболее распространенных сельскохозяйственных устройств выделяется гидрофицированное оборудование. Орудия для техники могут устанавливаться в передней или задней части.

Напряжение в тракторе равняется 12 В. В число электрических устройств машины входят розетки, фары в задней и передней части корпуса, лампа приборной панели и плафон в салоне. Также трактор имеет систему звуковой сигнализации, генератор постоянного тока и аккумулятор.

ВТ-100 поставляется с каркасной кабиной, дополненной защитой от опрокидывания. При перевороте трактора деформация кузова оказывается минимальной. Уровень звукоизоляции и герметизации салона значительно повышен, потому посторонних звуков, шумов и вибрации внутри практически не ощущается. Это позволяет оператору сконцентрироваться на выполнении конкретной задачи и повысить производительность.

Для попадания в кабину предусмотрено несколько ступенек, имеющих антискользящее покрытие, и широкая дверь. Для повышения обзорности используются противосолнечные козырьки, предохраняющие от попадания солнечных лучей и повышенная площадь остекления. В салоне устанавливаются системы отопления и вентиляции с высокой степенью эффективности. Рулевая колонка и подрессоренное сиденье оператора имеют несколько регулировок. Дополнительные удобства обеспечиваются за счет омывателя переднего стекла, пневмосервированного управления и переднего и заднего стеклоочистителя.

На передней панели эргономично установлены устройства, отвечающие за работу подвижных частей, различных элементов и рабочих органов трактора. Обороты мотора оператор контролирует с использованием педали и рычага. При включенном сцеплении техника очень медленно двигается или стоит. Для поворота применяются 2 педали и 2 рычага.

ВТ-100 удобен не только в работе, но и в обслуживании. Большой откидной капот позволяет легко подобраться к основным компонентам машины, расходным материалам, заправочным жидкостям и элементам цилиндропоршневой группы. Трактор унифицирован с другими продуктами Волгоградского завода, что позволяет использовать другие модели в качестве «доноров» и быстро и с минимальными затратами подбирать необходимую деталь. С учетом того, что выпуск машины завершен довольно давно, эта особенность является очень важной.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector