1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор дт 54 история первого дизельного трактора

Трактор ДТ-54

Трактор ДТ-54 — сельскохозяйственная советская машина на гусеничном ходу. Техника по праву считается легендой машиностроения и пользуется популярностью и сегодня. Поскольку трактор давно снят с производства, поклонники тяжелых машин советского времени неоднократно восстанавливали ДТ-54 из металлолома и доводили до исправного состояния старые машины.

Трактор ДТ-54: история создания

История трактора ДТ-54 берет начало в далеком 1949 году. В послевоенное время сельскохозяйственная сфера СССР нуждалась в серьезном переоснащении. В 1949-м с конвейера Сталинградского тракторного завода сошел первый ДТ-54. Специалисты признают этот момент знаковым для экономики государства.

Разработка и выпуск ДТ-54 стал крупным шагом в отечественном машиностроении. Машины не только смогли обеспечить потребности сельского хозяйства СССР, но и в разы превзошли своих предшественников по характеристикам технологичности и экономичности.

Сталинградский тракторный завод выпускал ДТ-54 в течение двенадцати лет. В это же время выпуск был налажен на Харьковском тракторном заводе. Здесь машины выпускались до 1961 года. С 1952 года Алтайский тракторный завод вошел в список производителей ДТ-54. В 1979-м производство тракторов окончательно остановилось.

За время выпуска заводы смогли оснастить предприятия 957 900 машин. ДТ-54 был многократно использован в советском кинематографе. Памятники машине установлены в нескольких городах страны. Один экземпляр удостоен мемориала в Татарстане, другие установлены в Омской и Саратовской областях, Алтайском и Ставропольском крае.

Трактор ДТ-54: технические характеристики

ДТ-54 создан на базе отечественного трактора АСХТЗ-НАТИ. Однако конструкция машин различается в значительной степени. ДТ-54 имеет переднемоторную компоновку, в задней части машины размещаются узлы трансмиссии. В сравнении с предшественником новая машина стала более экономичной за счет использования другого двигателя.

Конструкция системы смазки была пересмотрена. В устройство очистки масляного фильтра внесли существенные изменения, что привело к повышению долговечности машины. Кроме того, изолированная от системы питания система смазки исключила возможность разжижения масла топливом.

Вместо обычного использован новый масляный фильтр с реактивной центрифужной схемой очистки. Картерное масло очищается от металлических частиц, благодаря применению магнитной пробки сливного отверстия картера. По всем показателям ДТ-54 стал инновацией в области тяжелого тракторостроения СССР.

Двигатель

На тракторах ДТ-54 и модификациях ДТ-54А устанавливался дизельный бескомпрессорный мотор Д-54А. Силовой агрегат был специально разработан для названных машин и использовался только на этих модификациях. Этот четырехтактный четырехцилиндровый дизель использовал в работе чугунные литые поршневые кольца, что гарантировало ему впечатляющую надежность и долговечность. Сами поршни отливались из алюминиевого сплава.

Система смазки в Д-54А — комбинированного типа. Коленвал, его подшипники, распределительный вал, регулировочные болты штанг толкателей, поршневые пальцы, оси коромысел, втулки шестерен смазываются под давлением. Остальные детали мотора смазывались посредством барботажной системы (смазки разбрызгиванием).

В первых Д-54А советские инженеры применили все хитрости мысли для изготовления «вечного» двигателя. Коренные и шатунные вкладыши покрывались составом АСМ. До 1961 года коренные вкладыши пятого подшипника изготавливались совместно с упорными буртами и заливались сплавом свинца и бронзы. Позднее все детали стали изготавливать из стали с покрытием АСМ. Еще одной особенностью дизеля было использование в устройстве вихревых камер сгорания.

Мотор Д-54 выдает 54 л.с. мощности при номинальной частоте вращения коленвала 1300 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент двигателя составляет 35 кГм. Силовой агрегат отнимал 1100 кг от общей массы трактора. Следует заметить, что Д-54 дополнялся радиатором, вес которого не учитывается. Для облегчения пуска дизеля в холодное время года использовался предпусковой мотор ПД-10М.

Трансмиссия

ДТ-54 оборудован пятискоростной механической коробкой переключения передач. Для повышения производительности машины предусмотрено дополнение КПП ходоуменьшителем, который дает трактору возможность двигаться еще на десяти замедленных скоростях. Вперед ДТ-54 мог двигаться в диапазоне скоростей 3,59-7,9 км/ч. Назад предусматривалась одна скорость передвижения 2,43 км/ч.

Управление муфтами поворота и тормозов осуществляется через устройство заднего моста. Управление осуществляется раздельно. Это не только облегчило труд водителя, но и повысило удобство регулировки муфты сцепления и тормозной системы.

Кроме того, такая конструкция позволила сократить количество остановок для настройки работы сцепления и тормоза. Система раздельного управления начала применяться на тракторе с 1956 года. На машинах ДТ-54 устанавливаются тормоза ленточного типа, двустороннего действия.

Трение гусеничных цепей о картер коробки передач было исключено за счет установки специальных предохранительных накладок, которые в то же время играют роль направляющих для гусеничного хода. Такое устройство свойственно тракторам, выпущенным позднее 1956 года.

Габаритные размеры

  • длина с прицепным устройством — 3660 мм;
  • ширина — 1865 мм;
  • высота — 2300 мм;
  • расстояние между осями крайних опорных катков гусеницы, база — 1622 мм;
  • колея — 1435 мм;
  • дорожный просвет — 260 мм;
  • удельное давление на грунт — 0,41 кгс/см2;
  • конструкционная масса — 5400 кг.

Трактор ДТ-54: применение

Сельскохозяйственный трактор ДТ-54 общего назначения был разработан для нужд аграриев Советского Союза. Техника на гусеничном ходу использовалась для:

  • уборки посевов;
  • пахоты;
  • непосредственно посевных и других сельскохозяйственных работ;
  • планирования полей;
  • землеройных работ.

ДТ-54 агрегатировался с различными орудиями малого захвата и представлял собой на момент выпуска универсальную машину, подходящую для использования в строительстве и легкой промышленности.

Модификации

За время существования ДТ-54, как базовой версии трактора, заводы-изготовители успели выпустить несколько модификаций машины.

  • ДТ-54А-С1 получил раздельно-агрегатную гидравлическую систему и навесной механизм, позволившие расширить сферы применения трактора;
  • ДТ-54А-С2 модифицированный базовый трактор, оснащенный всеми возможными агрегатами навесной системы кроме механизма для навешивания орудий и силового цилиндра;
  • ДТ-54А-СЗ — версия без агрегатов гидронавесной системы;
  • ДТ-54А-С4 — версия, соответствующая модификации ДТ-54А-С1, лишенная выносных цилиндров. Последняя модификация была рекомендована советскими инженерами для использования во всех регионах страны.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Технические характеристики легендарного трактора ДТ-54 и его модификаций

История трактора ДТ-54 началась в 1949 году, когда машина сменила на конвейере Сталинградского тракторного завода гусеничный СТЗ-НАТИ, который выпускался с 1937 года. Модель 54 и модернизированный 54А выпускалась 30 лет. Производство первого дизельного трактора в СССР велось на заводах в Волгограде (СТЗ, позднее ВгТЗ), Харькове (ХТЗ) и Рубцовске (АТЗ). Трактор применялся для освоения целинных земель и стал поистине легендой. Всего было выпущено 958 000 экземпляров.

Читать еще:  Трактор т 10 технические характеристики

Машины поставлялись на экспорт и производились за рубежом по лицензии. Трактор стал первой массовой гусеничной машиной, выпускаемой в Китае.

Трактор ДТ-54

В основе машины находится рама, собранная из 2 продольных швеллеров, переднего бруса, 2 центральных поперечин и кормовой оси круглого сечения. Опорные катки размещены на 4 каретках, оснащенных пружинными подвесками. Использование гусеничной ходовой части позволило использовать машину на труднопроходимой и заболоченной местности.

На тракторе применялся оригинальный 4-цилиндровый вихрекамерный дизельный двигатель модели Д-54. Двигатель оснащался единой головкой блока. Агрегат при рабочем объеме 7460 см³ развивал мощность 54 л.с. при 1 300 об/мин. Пуск выполнялся бензиновым мотором ПД-10, установленным через 2-ступенчатый редуктор. На тракторе использовалось сухое сцепление с 1 диском и 5-ступенчатая коробка передач с дополнительным ходоуменьшителем. По отдельному заказу коробка комплектовалась валом и приводными шкивами для работы с навесным оборудованием.

Управление осуществляется педалями и рычагами, установленными в кабине оператора. Ранние выпуски оснащены общей системой управления бортовыми фрикционами и тормозами поворота. Впоследствии система стала раздельной. Кабина закрытого типа, оснащается системой отопления. Нагретый воздух подается вентилятором через отверстия в передней стенке кабины. Отверстия снабжены поворотной заслонкой, которая регулирует подачу воздуха.

После модернизации, проведенной в середине 50-х годов, трактор и двигатель получили обозначение 54А. Доработки коснулись поршневой группы, изменились фазы газораспределения и впрыска топлива, стал применяться генератор переменного тока. Улучшенные технические характеристики позволили повысить производительность работы при одновременном снижении затрат на топливо и техническое обслуживание. Тяговые свойства и номенклатура навесного оборудования не изменились.

Гидравлическая система сохранила раздельную схему подачи жидкости к агрегатам. Навесной механизм мог собираться по схеме с 2 и 3 точками крепления. Для привода оборудования использовался вал, подключенный к валу заднего хода в коробке передач через муфту кулачкового типа.

Трактор ДТ-74

Машина на гусеничном ходу, относится к тяговой категории 3,0 т, создана в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода на основе тракторов моделей ДТ-54А и Т-75. Производство трактора велось с 1962 по 1983 год заводами в Харькове (под маркой ХТЗ) и Рубцовске (под маркой АТЗ). Всего было изготовлено более 880 000 машин.

Особенностью трактора стало применение 4-цилиндрового дизеля СМД-14А с системой жидкостного охлаждения.

Усовершенствование процессов сгорания топлива позволило поднять мощность до 75 л.с. Мотор оснащался оригинальным воздухоочистителем с циклонной камерой, соединяющейся трубопроводом с выпускным коллектором. При работе двигателя поток выхлопных газов создавал разрежение, которое вытягивало из фильтра скапливающуюся пыль.

Технические характеристики трактора удалось повысить с применением механической 6-скоростной коробки передач и усиленной муфты сцепления, оснащенной 2 дисками. На коробке по заказу устанавливался ходоуменьшитель. Поздние трактора ДТ-74 стали оснащаться модернизированной коробкой, имеющей 1 передачу заднего хода вместо 2. Вал привода навесного оборудования имеет привод от муфты сцепления.

Описание габаритов и вес машины:

  • длина — 4 225 мм;
  • ширина — 1 845 мм;
  • высота — 2 325 мм;
  • вес снаряженный — 5 910 кг.

Гидравлическая система оснащалась расходным баком, установленным под крылом на правой стороне. На поздних выпусках использовался модернизированный механизм навески, укомплектованный телескопическими нижними тягами и верхним амортизатором. Навеска собиралась по 2 и 3-точечной схеме.

Основные модификации

Трактор ДТ-54А поставлялся в нескольких модификациях:

  • 54А-С1 — с навесной гидравлической системой и выносными цилиндрами;
  • 54А-С2 — без возможности монтажа навесного оборудования и без силовой гидравлики;
  • 54А-С3 — без гидравлики;
  • 54А-С4 — вариант С1, но без выносных гидравлических цилиндров.

Машины модификации ДТ-54А-С1 использовались для создания бульдозеров, при выполнении тяжелых сельскохозяйственных и лесотехнических работ. На базе ДТ-54А выпускался болотный трактор ДТ-55А. Машина отличалась направляющими колесами увеличенного диаметра, которые позволили увеличить опорную площадь гусеницы. Звенья гусеницы уширены и оснащены укороченными шпорами.

Трактор ДТ-74 послужил основой для выпуска нескольких моделей:

  • 74А-С1 — оборудован валом привода навесного оборудования и гидравликой с основным и 3 выносными силовыми цилиндрами;
  • 74А-С2 — укомплектован валом привода, но не имеет основного силового цилиндра и механизма навески;
  • 74А-С3 — не комплектуется прицепным устройством и гидросистемой, оснащен только приводным валом;
  • 74А-С4 — имеет вал и гидравлику без силовых цилиндров и магистралей к ним;
  • 74А-С5 — с валом и гидравликой, но без навесной системы и без основного и дополнительных силовых гидроцилиндров.

Достоинства и недостатки

Отзывы владельцев машин ДТ-54А и 74 позволяют выделить ряд положительных сторон техники:

  • возможность работы с агрегатами для культивирования почвы;
  • маневренность;
  • проходимость;
  • ремонтопригодность;
  • низкая цена, возможность применения запасных частей от другой техники;
  • возможность модернизации двигателя СМД-14А путем установки турбины и измененной поршневой группы.

Отрицательными чертами тракторов являются:

  • устаревшая конструкция, сложности с приобретением запасных частей;
  • сложности с запуском двигателя СМД-14А в зимнее время;
  • шумная кабина;
  • отсутствие регулировок сидения оператора;
  • малая транспортная скорость, усложняющая перегонку машины.

Цена и отзывы владельцев

Трактор модели 54 последних выпусков можно приобрести за 60 000 — 80 000 руб. Машины находятся в разукомплектованном состоянии, ряд узлов и агрегатов заменен на детали от других тракторов. Более свежие ДТ-54А оцениваются в сумму до 150 000 руб. Машины после нескольких капитальных ремонтов, комплектуются навесным оборудованием. Тракторы ДТ-74 оцениваются владельцами в сумму 100 000 — 200 000 руб. Стоимость зависит от состояния машины.

Иван, Белгородская область

На ранних этапах создания фермерского хозяйства применялся арендованный трактор ДТ-74. Конструкция машины простая, при поломках все узлы доступны для ремонта. Управление тяжелое, особенно это касается муфты сцепления и рычагов. Установка гидроусилителей могла бы улучшить ситуацию и сделать машину удобнее в работе.

Николай, Воронежская область

Для работы на ферме используется колесная техника. Гусеничный ДТ-74 стоит в резерве и эксплуатируется несколько дней в году для вспашки почвы. Комфорт при работе низкий, но все компенсируется проходимостью и тяговым усилием. Отказов узлов не было, мелкие неисправности устраняются в процессе работы.

Читать еще:  Трактор т 25 владимирец описание и технические характеристики

Трактор ДТ-54 — один из самых известных советских тракторов

Время любит создавать легенды. Выбрав кандидатуру, оно потом слегка ретуширует ее недостатки, подчеркивает особенности и преимущества, окружает в итоге ореолом известности и всеобщего уважения. Рассматриваемый трактор ДТ-54 и стал такой легендой советского машиностроения, продержавшись в производстве заслуженно долго, и еще дольше — в эксплуатации, т.к. и сейчас еще можно встретить эти машины, честно трудящиеся на полях. Снялся этот трактор и во многих советских фильмах.

Трактор ДТ-54

Первый ДТ-54 был выпущен в 1949 на Сталинградском тракторном заводе. Эта отечественная модель существенно превосходила все тракторы, выпускаемые до этого в стране, обеспечивая отличные характеристики, экономичность, простоту, надежность и ремонтопригодность конструкции. В том же году выпуск начался и на Харьковском заводе. В 1952 году производством этой машины стал заниматься Алтайский тракторный завод, в начале 60-х годов оставшись единственным производителем этого трактора.

Устройство

Трактор ДТ-54 имеет классическую компоновку с расположенным впереди двигателем, задним расположением трансмиссии и кабиной над ней. Стандартные гусеницы могут быть заменены на более широкие для применения в заболоченной местности.
Фото трактора ДТ-54

Двигатель

В тракторе применяется дизельный четырехцилиндровый двигатель Д-54, блок цилиндров и головка блока выполнены из чугуна, смесеобразование – вихрекамерное. После модернизации, при которой стали использоваться поршни из алюминиевого сплава, уменьшились значения угла опережения подачи топлива и начал использоваться генератор Г-46В переменного тока мощностью 180 Вт, двигатель получил обозначение Д-54А.

Для крепления на раму трактора двигатель имеет 3 опоры. Передняя, закрепляемая на переднем брусе рамы, является шарнирной, что позволяет компенсировать возможные перекосы рамы трактора во время движения и предотвратить поломку опор. С 1952 г. двигатель начал комплектоваться счетчиком моточасов.
Для запуска дизеля применяется пусковой двигатель ПД-10 (впоследствии – модернизированная версия ПД-10М) мощностью 10 л.с.

Трансмиссия

Установленная 5-ступенчатая КПП может быть дооснащена ходоуменьшителем с передаточными числами 6.79 и 2.20, позволяющим трактору двигаться со скоростями, начиная с 0.53 км/час. Используется сухое однодисковое сцепление, вал муфты вращается на 2-х шарикоподшипниках.

Задний мост, выполненный в отдельном от КПП корпусе, позволяет раздельно управлять муфтами поворота и тормозами. Он состоит из 3-х отсеков, в среднем расположена центральная передача. В боковых отсеках находятся сухие фрикционные многодисковые муфты поворота.

Ходовая

Рама трактора изготовлена из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. С каждой стороны используются по 2 подрессоренные каретки с балансирами, цилиндрическими пружинами и двумя опорными катками.

Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и 2 поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из 41-го звена, имеющих цевочное зацепление. В 1956 году стали применяться специальные накладки, выполняющие одновременно две функции: в качестве направляющих для гусеницы и для предотвращения трения ее о картер коробки передач.

Кабина

На тракторе ДТ-54 применялась закрытая двухместная кабина, оснащенная мягким сиденьем, органами управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начала оснащаться отопителем и питьевым бачком.
После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.
Схема трактора ДТ-54

Технические характеристики

Технические характеристики трактора ДТ54 и его модификации ДТ-54А:

МодификацияДТ-54ДТ-54А
ДвигательД-54Д-54А
Мощность, л.с. (кВт)54(39,7)54(39,7)
Крутящий момент, Н*м343343
Емкость топливного бака, л185250
Коробка передачмеханическаямеханическая
Число передач вперед/назад5/15/1
Скорости движения на каждой передаче км/ч3.59; 4.65; 5.43; 6.28; 7.92; 2.433.59; 4.65; 5.43; 6.28; 7.92; 2.43
Тяговые усилия на каждой передаче, кг2850; 2100; 1750; 1450; 10002850; 2100; 1750; 1450; 1000
ВОМ, об/мин547547
База, мм16221622
Колея, мм14351435
Удельное давление на грунт, кгс/см20,410,46; 0,43; 0,42; 0,46
Дорожный просвет, мм260260
Размеры, ДхШхВ, мм3660х1865х23003660-4190х1865х2300
Вес, кг54005540; 5290; 5170; 5490

Модификации

В 1957 году ДТ-54 подвергся модернизации, после которой на трактор стали устанавливать раздельно-агрегатную гидросистему, генератор переменного тока, вместо 2-х фар начали использовать 4, а также 4 розетки для подключения осветительных приборов, размещенных на подсоединяемых агрегатах и оборудовании.

Трактор можно было выбрать в одном из следующих вариантов исполнения:

  • ДТ-54А-С1. Полностью укомплектованная раздельно-агрегатная гидросистема с силовыми гидроцилиндрами и навесным устройством для подсоединения гидрофицированных навесных или прицепных агрегатов.
  • ДТ-54А-С2. Отличие от предыдущего – в отсутствии навесного устройства и гидроцилиндров.
  • ДТ-54А-С3. Различие с ДТ-54А-С1 состоит в отсутствии агрегатов навесной гидросистемы.
  • ДТ-54А-С4.

По желанию, трактор мог оснащаться неповоротным бульдозерным отвалом.
На видео трактор ДТ-54 на ходу:

Трактор ДТ-54 — история первого дизельного трактора

Тридцать лет с конвейеров трех крупных тракторостроительных заводов, Сталинградского, Харьковского и Алтайского, сходил мощный гусеничный трактор общего назначения ДТ-54. Его использовали на культивации, пахоте, уборке и посеве сельскохозяйственных культур, для землеройных и планировочных работ.

По всем техническим характеристикам ДТ-54 превосходил своих предшественников. Его проходимость, тяговые качества, долговечность, стоимость и другие характеристики как нельзя лучше отвечали требованиям сельскохозяйственного производства 1950-1970-х годов. О популярности этой модели говорят памятники ДТ-54 в разных уголках страны. Так, этот трактор на постаменте можно увидеть в селах Рощино (Хабаровский край), Победа (Омская область), Половинное (Курганская область), Акмурун (Башкортостан), городе Чистополь (Татарстан), совхозе «Декабрист» (Саратовская область).

Преимущества дизеля по сравнению с карбюраторным двигателем очевидны: он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий КПД, низкий удельный расход топлива и ряд других достоинств.

В начале 1930-х годов на Сталинградском тракторном заводе был создан дизельный тракторный двигатель, но он не стал заменой керосиновому мотору из-за неподготовленности отечественной промышленности к выпуску топливной аппаратуры и дизельного топлива. Первые дизельные двигатели испытывали на тракторах СТЗ-НАТИ. Конструкторские поиски по новому, дизельному трактору продолжались в войну и после нее ш на трех крупнейших заводах.

Первый дизельный трактор

От предшественника, трактора СТЗ-НАТИ, ДТ-54 отличала пятискоростная коробка передач, что улучшило использование мощности при агрегатировании с прицепным оборудованием. Новый трактор расходовал на 30-40 % меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить до 10 тонн топлива на одну машину. Удалось достичь унификации свыше 70 % деталей нового двигателя со старым, что давало экономию в организации производства.

Читать еще:  Как сделать грабли на трактор

На тракторе установили четырехцилиндровый четырехтактный дизель Д-54, с вихрекамерным смесеобразованием, водяного охлаждения. Объем топлива, подаваемого в цилиндры, регулировался центробежным всережимным регулятором с корректором. Топливо проходило через два фильтра под действием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивал грубую очистку, фильтр для тонкой очистки представлял собой сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.

Увеличить долговечность работы двигателя позволила тройная фильтрация масла: в металлическом ленточном фильтре, реактивной центрифуге и полостях шатунных шеек коленчатого вала. Воздух, поступавший в цилиндры, также проходил тройную очистку: в сухом центробежном и масляном пылеуловителях и в мокром сетчатом фильтре.

Пуск дизеля осуществлялся пусковым двигателем ПД-10 или ПД-1 ОМ. Использовался двухпозиционный декомпрессор. Значительно усовершенствована была ходовая часть трактора, применены торцовые металлические самоподжимные уплотнения. Все трущиеся части и подшипники были надежно закрыты, что исключало проникновение пыли. Особое внимание конструкторы обратили на улучшение труда трактористов: установили закрытую кабину и облегчили в 2,5 раза переключение рычагов рулевого управления.

Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта. Машины выпуска 1953 года в Гла-зуновской МТС Сталинградской области, например, вырабатывали до замены деталей поршневой группы 3600-4000 часов. Опытные образцы новой машины успешно выдержали длительные и всесторонние испытания, проведенные в 1946-1948 годах под Армавиром и Ташкентом, и были утверждены к производству.

Трудности перехода на новую модель

По решению правительства Сталинградский и Харьковский тракторные заводы должны были в кратчайшие сроки перейти без остановки производства на массовый выпуск дизельного трактора ДТ-54. В тяжелые послевоенные годы перед сталинградцами встала задача восстановления завода и создания квалифицированного трудового коллектива. За три года было подготовлено более 3000 новых рабочих, свыше 9000 повысили свою квалификацию. Увеличилось число дипломированных специалистов за счет притока молодых кадров.

Однако безостановочный переход на производство дизельных тракторов был сопряжен с серьезными трудностями, вызванными сжатыми сроками и огромными масштабами подготовительных работ. В течение 8-10 месяцев нужно было спроектировать и изготовить 2500 приспособлений, сотни моделей, точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований режущего вспомогательного, мерительного инструмента.

Нужно было реконструировать цеха, создать новый цех пусковых двигателей, ввести в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, перемонтировать сотни станков, ввести в строй мощный котел на ТЭЦ с полным комплексом механизированной углеподачи, а кроме того, дополнительно приобрести 320 специальных станков и 540 универсальных, 5000 тонн металла.

Послевоенный подвиг

Чтобы все это осуществить, потребовалась колоссальная организационная работа, энтузиазм и самоотверженность. Школы рабочей молодежи в вечернем техникуме и механическом институте готовили кадры. Для изучения конструкции дизельного трактора на заводе были организованы курсы руководящего состава цехов (для мастеров, начальников смен и участников), где преподавали инженеры-конструкторы и технологи. За 1949 год целевые курсы закончили 1872 человека.

Тысячи рабочих изучили технологию изготовления деталей трактора ДТ-54 в кружках, проводились специальные лекции о передовой технике. Большой вклад в успешную подготовку к производству нового трактора внесли рационализаторы и изобретатели. 648 рационализаторских предложений были внедрены в производство и дали годовую экономию в 4,315 млн рублей. Наиболее активными были технолог цеха шасси И. Г. Кляр, технолог тракторного цеха М. П. Самойлов, мастер 1-го механического цеха А. Г. Блаунштейн, заместитель начальника моторного цеха В. А. Семергей.

В конце октября 1949 года технологическая подготовка средств производства, необходимых для выпуска новой машины на СТЗ, завершилась. 7 ноября 1949 года через площадь Павших борцов Сталинграда под аплодисменты прошла колонна тракторов новой советской марки. 25 ноября годовой план выпуска трактора СТЗ-НАТИ завод завершил досрочно. На ленту конвейера уложили рамы новых, более совершенных машин. Переход завода на выпуск дизельного трактора был осуществлен без остановки производства. Такого примера не знала история российского и мирового тракторостроения.

Совершенствование

Шаг за шагом коллектив завода модернизировал трактор ДТ-54. В 1952 году были внедрены такие конструкторские усовершенствования, как термообработка задней оси, декомпрессионный механизм улучшенного типа, новая водопомпа, головка цилиндра с уменьшенным диаметром всасывающего клапана. Вес трактора уменьшился на 25 кг при экономии 40 кг проката.

В 1953 году на тракторе появилась закрытая кабина. В это же время было найдено конструкторское решение, позволившее ликвидировать такое отрицательное явление, как отрыв болтов противовесов. Были устранены дефекты повышенного расхода картерной смазки, преждевременный износ поршневой группы, которые были характерны для тракторов выпуска 1950-1951 годов, налажена кокильная отливка звездочек, создан новый, оригинальной схемы, задний мост с раздельным управлением. Новая конструкция, разработанная инженером В. А. Волчковым, позволяла значительно упростить механизм и сократить более чем вдвое усилия тракториста при поворотах.

С 1952 года двигатель был оборудован счетчиком моточасов. С 1956 года стали применять специальные предохранительные накладки для исключения трения гусениц трактора о картер конечной передачи. Они же служили направляющими для скольжения гусениц.

Активное участие в разработке и модернизации узлов трактора ДТ-54 принимали конструкторы А.И. Просихин, Н.П. Харченко, Ю.П. Балюба, Б.А. Иваниди, В.А. Родионов, А.Ф. Чулков, Л.Л. Фрезинский, технологи О.М. Рудыкин, Г.С. Попов, В.А. Четырин и др. Ученые Сталинградского механического и сельскохозяйственного институтов помогли в организации новых потоков в цехе шасси, на линиях механической обработки коленчатой оси, катка и звездочки, что позволило повысить производительность труда на 30%. О процессе совершенствования трактора ДТ-54 свидетельствует уменьшение рекламаций. В 1949 году они составляли 34 % к выпуску тракторов, а в 1954-м — всего 0,11 %.

Высокие тяговые качества и проходимость, а также низкая стоимость обеспечили трактору ДТ-54 в 1950-1960-е годы наибольшую популярность в сельском хозяйстве.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector