Типаж тракторов тяговые классы тракторов
Тяговые классы тракторов
Сельскохозяйственные трактора и их модификации отличаются друг от друга как внешним исполнением, так и тяговым классом.
Тракторы, в зависимости от конструкции, подразделяются на девять классов за исключением промышленных бульдозеров, характеризующих номинальное тяговое усилие.
Номинальное тяговое усилие трактора — это наибольшая производительность трактора на стерне средней твердости и влажности.
Типаж сельскохозяйственных тракторов определяется девятью тяговыми классами.
1) Тракторы тягового класса 0,1. К нему относятся мотоблоки на базе одноосного шасси и управляемые при помощи штанговых рычагов оператором, идущим в след за ним.
Минитракторы тягового класса 0,2 (МТЗ-082, МТЗ-08К ) используется в небольших фермерских хозяйствах. Минитрактора этого класса оснащаются:
- косилкой
- культиватором
- плугом
- тележкой и другим оборудованием, разработанным специально для них.
Минитрактор или садовый трактор — это универсальный сельскохозяйственный агрегат, оснащенный гусеничным движителем или двухосным колесным шасси.
2) Самоходные шасси и тракторы тягового класса 0,6:
- предпосевной и междурядной обработки
- посадки овощных культур
- посева и ухода за ним
- уборки сена
- для выполнения транспортировок
- в качестве привода для стационарных машин
3) Тяговый класс 0,9:
- ЛТЗ-55
- Т-28
- ВТЗ-45
- Т-40 — применяется во всех сельскохозяйственных работах благодаря реверсивному ходу, широкому диапазону передач и регулируемой колее колес.
4) Тяговый класс 1,4:
- МТЗ-80
- МТЗ-82
- ЛТЗ-60
- ЮМЗ-6
- Беларус-921 , используются для уборки и возделывания овощных и технических культур. Оснащенные навесным, полунавесным или прицепным оборудованием, трактора этого класса используются для:
- вспашки
- боронования
- культивации
- посадки
- посева
- заготовки кормов
- междурядной обработки
- перевозки грузов
- разбрасывания удобрений
- для привода в действие стационарных агрегатов
5) Тяговый класс 2:
- МТЗ-1221
- ЛТЗ-155 используются для выполнения разных сельскохозяйственных работ.
6) Тяговый класс 3:
- главной обработки почвы
- выполнения перевозок
- посева
- уборки урожая.
Такие машины имеют, полный привод и колеса одинаковые по размеру.
7) Тяговый класс 4:
- Т-4А
- МТЗ-2103
- МТЗ-1523 используются для выполнения энергоемких работ на полях большой площади.
8) Тяговый класс 5:
Кроме того, трактора данного класса используются для снегозадержания и транспортировки тяжелых грузов. Мощность двигателя тракторов составляет 350 л.с.
9) Тяговый класс 6 — гусеничный Т-170М — используются для работы на полях большой площади, где требуется выполнение энергоемких работ таких, как мелиорация.
Типаж тракторов
Дата добавления: 2015-08-31 ; просмотров: 4490 ; Нарушение авторских прав
Типаж тракторов — это минимальный технически обоснованныbй ряд выпускаемых промышленностью или намеченных к выпуску тракторов, необходимых народному хозяйству. Классификационный показатель типажа тракторов — тяговый класс.
Каждый класс содержит одну основную (базовую) модель трактора и несколько ее разновидностей (модификации), которые используют для выполнения специальных работ. Любая модификация представляет собой видоизмененную модель базового трактора, сохраняющую его основные сборочные единицы, т. е. имеющую высокую степень унификации, что позволяет быстро, с наименьшими затратами создавать машины, которые дешевле и проще в эксплуатации. Типаж сельскохозяйственных тракторов включает в себя десять тяговых классов, которым соответствуют номинальные тяговые усилия:
Тракторы тягового класса 0,2 — маломощные, колесные. К ним относится трактор Т-08 (Т-0,10), предназначенный для работы на небольших участках, в садах и огородах индивидуального и коллективного пользования, в личных подсобных хозяйствах и на школьных участках. Трактор оснащен карбюраторным двигателем воздушного охлаждения мощностью 5,9 кВт (8 л. с). Масса трактора 550 кг.
К этому же классу относится трактор АМЖК-8, который можно использовать для механизации работ по уходу за домашними животными, приготовлению кормов и на транспортных работах.
Тракторы тягового класса 0,6 — колесные, универсально-пропашные. К ним относится трактор Т-25А, предназначенный для работы в садоводстве, полеводстве и на животноводческих фермах. Имеет двигатель воздушного охлаждения мощностью 18,4 кВт с пуском от электрического стартера. Ширина колеи 1100. 1500мм, агротехнический просвет 450. 657мм; скорость движения 0,9. 21,9 км/ч; масса 1650 кг. К этому же классу относятся тракторы Т-25К (модификация Т-25А), Т-30, Т-ЗОА, а также ряд самоходных шасси (СШ-28, Т-16МГ), которые при установке на них самосвальной платформы используют на транспортных работах.
Рисунок 2.1 – Типы тракторов
Тракторы тягового класса 0,9 — колесные, универсально-пропашные. Базовая модель — Т-40М. Результат совершенствования — модель ЛТЗ-55 [на нем установлен четырехцилиндровый дизель воздушного охлаждения мощностью 37 кВт (50 л. с.)). Агротехнический просвет 500. 600 мм, ширина колеи 1200. 1500 мм, скорость движения 1,82. 30 км/ч, масса 2380 кг. К данному классу относятся тракторы Т-40АМ, Т-40АНМ — низко-клиренсные модификации, допускающие работу на склонах крутизной до 20*, а также трактор Т-28Х4М для возделывания хлопка.
Тракторы тягового класса 1,4— колесные, универсально-пропашные. Предназначены для выполнения всех видов сельскохозяйственных работ (предпосевная обработка почвы, посев и междурядная обработка пропашных культур, посадка картофеля, рассады, заготовка кормов, обслуживание животноводческих ферм, уборка сельскохозяйственных культур), транспортных, строительно-дорожных и других, а также для привода стационарных машин. Базовая модель — трактор МТЗ-80. Оснащен четырехци-линдровым дизелем мощностью 55 кВт (75 л. с.) с водяным охлаждением. Ширина колеи задних колес 1400. 2100 мм, передних 1350. 1800 мм; скорость движения 1,80. 33,4 км/ч, масса 3370 кг. К этому классу относятся также тракторы МТЗ-100, ЮМЗ-6АКЛ и МТЗ-102, МТЗ-82 повышенной проходимости.
Тракторы тягового класса 2 изготовляют в колесном (ЛТЗ-155) и гусеничном (Т-70С) исполнении.
Колесный трактор ЛТЗ-155— универсально-пропашной, интегральной схемы, имеет существенные отличия от других колесных моделей: одинаковый размер управляемых и ведущих колес, две навесные гидравлические системы (передняя и задняя), наличие сзади кабины площадки для установки больших емкостей (1,6 м3) с технологическим материалом (удобрения, пестициды, семена и т. д.), несколько валов отбора мощности. На тракторе установлен дизель жидкостного охлаждения мощностью ПО кВт (150 л. с). Скорость движения вперед 1,95. 35,1, назад 3,3. 17 км/ч; агротехнический просвет 590 мм; масса 5100 кг.
Гусеничный трактор Т-70С имеет четырехцилиндровый дизель мощностью 51,5 кВт (70 л. с), ширину колеи 1350 мм, агротехнический просвет 460 мм, скорость движения 1.67. 11,36 км/ч, массу 4310 кг. Модификация модели — трактор Т-70СМ.
Тракторы тягового класса 3 — колесные и гусеничные общего назначения. Две основные модели этого класса ДТ-75М и Т-150 предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ (вспашка, сплошная культивация, боронование, посев, уборка и т.д.).
Трактор ДТ-75М— гусеничный с четырехцилиндровым дизелем мощностью 66,2 кВт (90л. с). Его ширина колеи 1330 мм, до-рожяый просвет 326 мм, скорость движения 5,3. 11,18 км/ч, масса 6250 кг. Разработаны новые тракторы: ДТ-75Н, ДТ-75НМ, ДТ-75НБ, ДТ-75БР, ДТ-120Д,» ДТ-175С «Волгарь», ДТ-175М и другие, выпускаемые АО «Волгоградский тракторный завод».
Трактор Т-150 —гусеничный, с шестицилиндровым дизелем мощностью 110,4кВт (150л.с). Ширина колеи 1435мм, дорожный просвет 300 мм, скорость движения без ходоуменьшителя 7,65. 15,89 км/ч, с ходоуменьшителем 2,68. 6,74 км/ч, масса 7030 кг. Модификацией является трактор Т-153.
Трактор Т-150 имеет колесные модификации Т-150К и Т-151К. Трактор Т-151К оснащен шестицилиндровым дизелем мощностью 121,5 кВт (165л. с). Ширина колеи 1680 или 1860 мм (изменение осуществляется перестановкой колес), дорожный просвет 400 мм, скорость движения 3,3. 30 км/ч, масса 8200 кг.
Тракторы тягового класса 4 представлены базовой моделью — гусеничным трактором Т-4А с шестицилиндровым дизелем мощностью 95,5 кВт (130л. с). Ширина колеи 1384 мм, дорожный просвет 362 мм, скорость движения 3,47. 9,52 км/ч, масса 8145 кг. Предназначен для проведения работ общего назначения.
Тракторы тягового класса 5 применяют для выполнения поч-вообрабатывающих, транспортных и других сельскохозяйственных работ. Базовая модель — колесный трактор К-701, унифицированная— К-701М. Оснащен 12-цилиндровым дизелем мощностью 224 кВт (305 л. с). Скорость движения вперед 3,66. 30 км/ч, назад 6,4. 23 км/ч, ширина колеи 2100 мм, дорожный просвет 500 мм, масса 13 590 кг. К этому же классу относится гусеничный трактор Т-5 «Дончак».
Тракторы тягового класса 6 предназначены для выполнения мелиоративных, дорожных, плантажных и других работ, а также вспашки. К этому классу относится гусеничный трактор Т-130 с четырехцилиндровым дизелем мощностью 117,8кВт (160л. с). Ширина колеи 1880 мм; дорожный просвет 407 мм; скорость движения вперед 3,63. 12,45 км/ч, назад 3,53. 9,9 км/ч.
Типаж тракторов. Тяговые классы тракторов
В отличие от мировой практики, где размер трактора принято характеризовать мощностью двигателя, в России для этого используется его номинальное тяговое усилие, зависящее от типа ходовой системы и эксплуатационной массы. Номинальное тяговое усилие в настоящее время стандартизовано по тяговым классам в соответствии с ГОСТ 27021-86. Как показала практика, именно этот параметр считается наиболее стабильным и определяет возможности агрегатирования трактора с машинами-орудиями, имеющими разную ширину захвата и, следовательно, тяговые сопротивления, а такой показатель, как мощность, используемый за рубежом, является менее стабильным и во многом зависит не только от типа движителя, но и от скорости машинно-тракторного агрегата (МТА) и почвенных условий. В основу построения типажа положена возможность частичного перекрытия диапазонов тяговых усилий тракторов в смежных классах при оптимальном минимально обоснованном количественном составе моделей в каждом классе. Иначе говоря, типаж отечественных тракторов это по существу типоразмерный ряд выпускаемых (или разрабатываемых) тракторов, сгруппированных по принятым в России тяговым классам (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6).
Тяговые классы и соответствующее им номинальное тяговое усилие приведены в таблице.
Таблица. Тяговые классы тракторов (классификация тракторов по тяговому усилию)
Номинальное тяговое усилие, кН
Типаж, или система тракторов, — это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.
Модель — машина с определенными конструкцией и расположением агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель тракторов, имеющую специализированные модификации.
Модификация — видоизмененная базовая модель. Она специализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью. Марка трактора — условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.
Необходимо отметить, что сегодняшний типаж характеризуется отсутствием в его наиболее массовых тяговых классах 1,4.. .3 целого ряда необходимых сельскому хозяйству тракторов, тогда как в недалеком прошлом еще в СССР типаж тракторов был больше приближен к оптимальному благодаря наличию в нем следующих важных моделей тракторов:
- колесные тракторы 4К4а классической компоновки из Белоруссии тяговых классов 1,4.2 (ПО «МТЗ», Минск);
- колесные тракторы схем 4К4а, 4К4б и 4К4б&apos, а также гусеничные с Украины тяговых классов 1,4 (ПО «ЮМЗ», Днепропетровск) и 3 (ПО «ХТЗ», Харьков).
Поэтому, учитывая, что ПО «МТЗ», ПО «ЮМЗ» и ПО «ХТЗ» оказались теперь за пределами России, мы вынуждены по всему ряду тяговых классов сегодня самостоятельно создавать свое тракторостроение, прежде всего на базе существующих в стране тракторных заводов ОАО «ВМТЗ», ОАО «ЛТЗ», ОАО «ВгТЗ», ОАО «Алттрак», ЗАО «ПетТЗ» и др., закрывая имеющиеся в отечественном типаже тракторов «белые пятна».
Кроме того, в существующем типаже тракторов не предусмотрены такие необходимые сельскому хозяйству типоразмеры высокой мощности, как, например, колесные тракторы 4К4а классической компоновки в тяговых классах 5.6 мощностью свыше 280 л.с., колесные тракторы 4К4б’ с шарнирно-сочлененной рамой в тяговых классах 6.7 мощностью свыше 400 л.с., гусеничные тракторы в тяговых классах 5.7 мощностью свыше 200.300 л.с., а номенклатура колесных тракторов 4К4а средней мощности в диапазоне 180.280 л.с., выпускаемых ЗАО «АгроТехМаш» малыми партиями, является пока весьма ограниченной и не может удовлетворить потребности рынка в тракторах такого типа.
Ряд тракторных заводов (ВМТЗ, ПетТЗ, «АгроТехМаш») в последние годы стали все шире выпускать тракторы отдельными сериями из нескольких типоразмеров одного типа, мало различающихся между собой по эксплуатационной массе, т. е. принадлежащие одному тяговому классу, но существенно — по мощности двигателя (как это распространено в мировой практике), поэтому в России все активнее стали применять более удобную для потребителей двухпараметрическую классификацию типажа тракторов: по номинальному тяговому усилию (основной параметр) и по мощности двигателя (дополнительный параметр).
Постепенное улучшение положения в отечественном тракторостроении, в основном связанное с образованием мощных корпоративных структур, охватывающих производства новых типоразмеров на большинстве тракторных заводов, привело к тому, что заводы сейчас стали строить свою техническую политику более приближенной к оптимальному или так называемому перспективному типажу тракторов.
Реальная потребность на перспективу в большой номенклатуре колесных и гусеничных тракторов различных типоразмеров и мощностей, существенно превышающей номенклатуру существующего типажа тракторов, выпускаемых отечественными заводами, объясняется огромными масштабами России и ее регионов, многообразием почвенно-климатических зон, значительным разбросом размеров площадей возделываемых культур, разной специализацией сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих тракторы, и др.
Так как тракторы белорусского и украинского производства широко распространены в России, то при дальнейшем анализе мы их также включили в анализируемый типоразмерный ряд.
Рассмотрим основные модели и некоторые модификации сельскохозяйственных тракторов различных тяговых классов.
Тракторы тягового класса 0,2
Мини-тракторы тягового класса 0,2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно аг- регатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.
Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.
Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.
Тракторы тягового класса 0,6
Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,6 (Беларус-320, Т-30А, ХТЗ-2511, ВТЗ-30СШ, СШ-25, Т-16МГ и др.) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и садов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.
Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т-16МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.
Тракторы тягового класса 0,9
Тракторы тягового класса 0,9 (Бела- рус-422, ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-45АТ, Т-28Х4М и др.) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колес применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.
Тракторы тягового класса 1,4
Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80.1, МТЗ-82, Беларус-923, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ и др.) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывания удобрений, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.
Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 модификаций марки «Беларус». Они отличаются комплектацией. Например, трактор «Беларус-922» имеет двигатель мощностью 89 л.с и все ведущие колеса. У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на ходу, как у автомобиля.
Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 — это колесные универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветом и горные тракторы для работы на склонах.
Тракторы тягового класса 2
Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноград- никовый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларус-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларус» ШУ-356.
На тракторе «Беларус-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.
Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нем объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического.
Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.
Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.
Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах.
У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет. Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.
Тракторы тягового класса 3
Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 и колесные ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-12 предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.
Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощностью 170 л.с. В трансмиссию включен гидротрансформатор для автоматического изменил скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия.
Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. и 120 л.с). Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора. Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями ВТ-130К и Т-150К.
Тракторы тягового класса 4
Тракторы тягового класса 4 представлены базовой моделью — гусеничным трактором Т-4А с шестицилиндровым дизелем мощностью 130 л.с. Ширина колеи 1384 мм, дорожный просвет 362 мм, скорость движения 3,47…9,52 км/ч, масса 8145 кг. Предназначен для проведения работ общего назначения. Разработан модернизированный трактор для степных зон Т-402А, с двигателем Д-461-11, мощностью 160 л.с. Эти тракторы служат для выполнения энергоемких работ. Их применяют на полях большой площади.
Тракторы тягового класса 5
Тракторы тягового класса 5 применяют для выполнения почвообрабатывающих, транспортных и других сельскохозяйственных работ.
Базовая модель — колесный трактор К-701, унифицированная — К-701М. Оснащен 12-цилиндровым дизелем мощностью 305 л.с. Скорость движения вперед 3,66…30 км/ч, назад 6,4…23 км/ч, ширина колеи 2100 мм, дорожный просвет 500 мм, масса 13 590 кг.
К этому же классу относится гусеничный трактор Т-5 «Дончак», оснащенный двигателем СМД-37 мощностью 250 л.с.
Тракторы тягового класса 6
Тракторы тягового класса 6 предназначены для выполнения мелиоративных, дорожных, плантажных и других работ, а также вспашки. К этому классу относится гусеничный трактор Т-130 с четырехцилиндровым дизелем мощностью 117,8 кВт (160 л. с). Ширина колеи 1880 мм; дорожный просвет 407 мм; скорость движения вперед 3,63…12,45 км/ч, назад 3,53…9,9 км/ч.
Классификация тракторов по назначению, по типу ходовой части, по остову и номинальному тяговому усилию
Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения и приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также для буксирования прицепов. Двигатель может приводить в действие рабочие органы стационарных сельскохозяйственных машин через вал отбора мощности (ВОМ) или с помощью шкивного приспособления.
Тракторы классифицируют по следующим признакам:
По назначению тракторы делят на три группы;
Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, при возделывании с сельскохозяйственных культур (вспашке, дисковании, сплошной культивации, бороновании, посеве и уборке). Эти тракторы отличаются малым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя. К ним относятся тракторы: ДТ-54А, ДТ-75 и др.
Универсально — пропашные тракторы используют при уходе за пропашными культурами и выполнении других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально — пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с широкими шинами для выполнения работ общего назначения и с узкими шинами для работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения, тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую по ширине междурядий.) К ним относятся тракторы: «Беларусь» МТЗ-50ПЛ и МТЗ-5М, «Владимирец» Т28М , ЛТЗ — 155 и др.
Специальные тракторы — это модификации какого либо трактора общего назначения или универсально — пропашного, предназначения для выполнения определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике) или разных работ, но в строго определенных условиях (болотистых почвах, в горном земледелии ). Так, специальный трактор МТЗ — 80 Х для механизации возделывания хлопчатника оборудован одним передним (управляемым) колесом, болотоходный ДТ- 75Б снабжен широкими гусеницами для работы на болотистых почвах, крутосклонный МТЗ — 80К (горный) применяют для работы на склонах крутизной до 16?.
Ходовая часть — группа механизмов и устройств, образующих тележку на колесах или гусеницах, способную передвигаться под действием усилия, переданного силовой передачей от двигателя
По конструкции ходовой части тракторы бывают:
Гусеничный трактор имеет большую опорную поверхность и поэтому незначительно сминает и уплотняет почву. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие. К ним относятся тракторы: Беларус 1502, ДТ — 75, Т10М и др.
Колесный трактор более универсальный по сравнению с гусеничным, и его можно использовать как на полевых, так и на транспортных работах, но сцепление с почвой у него хуже. К ним относятся тракторы: ТК -701Р3,К — 701 — Т и др.
По типу остова тракторы разделяются на:
Рамные тракторы — остов которых представляет собой клепаную или сварную раму. К ним относятся тракторы КПД — 35, Т — 38, ДТ — 54 и др.
Полурамные трактора — образует две короткие продольные балки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста. К ним относятся тракторы «Беларусь», С — 80, С — 100, «Универсал» и др.
Безрамные трактора — состоят из соединенных корпусов отдельных механизмов. К ним относятся тракторы ХТЗ — 7, ДТ — 14 и др.
По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на девять классов, различающихся по конструкции.
Номинальным считают тяговое усилие, которое способен развивать трактор, работая с наибольшей производительностью на стерне средней влажности и твердости.
Девять тяговых классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов.
Типаж — это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство.
В каждом тяговом классе имеются базовые модели и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. Унификация (единообразие) составных частей облегчает изготовление и эксплуатацию тракторов.
Таблица 1. Классификация тракторов по тяговому усилию
Номинальное тяговое усилие, кН
Тракторы тягового класса 0,2.
Тракторы тягового класса 0,2 (Т-10, АМЖК-8, МТЗ-12К и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно агрегатировать с прицепной тележкой, плугом, косилкой, культиватором, и другими машинами, изготовленными специально для них.
Тракторы тягового класса 0,6.
Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,6 (Беларус-320, Т-30А — 80, Т — 25А, СШ-28, Т-16МГ и др.) выполняют междурядную обработку, овощных культур и садов, предпосевную обработку, посев и посадку овощей, уход за посевами, уборку сена, транспортные работы и могут приводить в действие стационарные машины.
Благодаря конструкции таких тракторов можно изменять продольную базу и агротехнический просвет (расстояние от нижней точки трактора до почвы).
С помощью самоходных шасси Т — 16МГ и СШ — 28 в агрегате с навесными машинами можно выполнять различные работы в овощеводстве, животноводстве, садоводстве и полеводстве.
Тракторы тягового класса 0,9.
Тракторы тягового класса 0,9 (ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, и др.) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее передних и задних колес выполняют все виды сельскохозяйственных работ, связанных с предпосевной обработкой, посевом, борьбой с вредителями, междурядной обработкой и уборкой пропашных, технических и овощных культур. Их используют также на транспортных работах и для привода стационарных машин.
Тракторы тягового класса 1,4.
Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80.1, МТЗ-82, Беларус-923 и др.) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они выполняют вспашку, культивацию, боронование, посев, посадку и заготовку кормов,погрузку и выгрузку различных грузов, разбрасывание удобрений, приводят в действие стационарные машины. В агрегате с прицепами их применяют на транспортных работах.
Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 — это колесные универсально-пропашные тракторы. В числе их модификаций выпускают тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветом и горные тракторы для работы на склонах.
Тракторы тягового класса 2.
Тракторы тягового класса 2 (Т-70СМ и Т-70В) гусеничные и имеют специальное назначение свекловодческий и виноградниковый. Их двигатели взаимозаменяемые с колесными моделями тракторов тягового класса 1,4.
Тракторы тягового класса 3.
Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75М, Т-150, ДТ-175М, и колесный Т-150К со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колесами) предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ.
Тракторы тягового класса 4.
Тракторы тягового класса 4 (гусеничный Т-4А) предназначены для выполнения энергоемких работ.
Тракторы тягового класса 5.
Тракторы тягового класса 5 (трактор «Кировец» К- 701М со всеми ведущими колесами) служат для вспашки, культивации, лущения стерни, посева, снегозадержания и транспортирования.
Тракторы тягового класса 6.
Тракторы тягового класса 6 (гусеничный трактор Т — 130 используют на полях большой площади при выполнение энергоемких сельскохозяйственных и мелиоративных работ.