Ходоуменьшитель и понижающий редуктор на трактор мтз
Управление КПП и ходоуменьшителем Беларус МТЗ-82.1
Управление коробкой передач
Управление КПП Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 состоит из корпуса вилок 3 и крышки управления КП 15, которые устанавливаются на верхнюю плоскость корпуса КП 29 и крепятся к ней болтами.
Корпус вилок 3 состоит из вилки 1-ой передачи и заднего хода 20, вилки 3-ей и 6-ой передач 21, вилки 4-ой и 5-ой передач 12 и поводка диапазонного редуктора 13, полозки которых установлены в пазу корпуса 1 и имеют возможность перемещения вдоль паза.
На верхних плоскостях полозков имеются поперечные лунки, в которые входят подпружиненные шарики фиксаторов 10, обеспечивающие фиксацию полозков вилок и полозка редуктора в заданных положениях, а также препятствуют самовыключению передач под нагрузкой.
Переключение передач осуществляется вилками 12, 20 и 21, зевы которых входят в кольцевые канавки соответствующих шестерен. Переключение ступеней диапазонного редуктора осуществляется поводком 13, который связан с валиком 11, на котором закреплена вилка 9. Вилка 9 управляет ведущей шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора 24.
Полозки вилок снабжены пазами, а поводок диапазонного редуктора – “карманом”, в которые входит рычаг передач 4, установленный на валу 2 крышки 22 управления коробки передач Беларус МТЗ-82-1, 80-1.
Так как переключению передач предшествует выбор соответствующего диапазона редуктора, то форма “кармана” выполнена такой, что обеспечивает беспрепятственный выход из него рычага передач 4 в пазы полозков вилок для последующего выбора передачи.
Полозки вилок и диапазонного редуктора разделены друг с другом тремя замковыми планками 11. Планки 11 установлены в корпусе 1 неподвижно и исключают одновременное перемещение рычагом передач 4 нескольких полозков. При включении передачи замковые планки 11 “запирают” рычага передач 4 в пазу полозка вилки включенной передачи.
Крышка управления 15 состоит из крышки 22, в расточке трубы 5 которой установлена консольно опора 7. Опора 7 имеет возможность качаться в продольной плоскости, а ее осевое перемещение блокировано стопором 6, который входит в прорезь трубы опоры.
Внутри опоры 7 расположен вал 2, на котором при помощи шпонки и клемового зажима крепится рычаг передач 4. Опора 7 и вал 2 соединены между собой при помощи шлиц, которые позволяют валу 2 с рычагом передач 4 качаться в продольной плоскости за одно с опорой 7.
При своем качании рычага передач 4 непосредственно воздействует на полозки в корпусе вилок 1, вызывая их перемещение и, соответственно, включение или выключение выбранной передачи или диапазона в КПП.
Вал 2 имеет возможность осевого перемещения по шлицам трубы опоры 7, что необходимо для выбора требуемого полозка в корпусе вилок 1.
Для исключения чрезмерных амплитуд качания рычага передач 8, а также для четкого направления его движения, служит ограничительная пластина 14, крепящаяся к крышке 15 при помощи болтов.
Управление коробкой передач Беларус МТЗ-82.1, 80.1 осуществляется оператором с рабочего места путем воздействия на рычаг управления 9. При этом качание рычага управления в поперечной плоскости через поводок 8 вызывает осевое перемещение вала 2 и выбор требуемого полозка в корпусе вилок 1 (выбор передачи или диапазона).
Качательное движение рычага в продольной плоскости выполняется за одно с опорой 7, и вызывает включение передачи или диапазона КПП.
Конструкция крышки управления КПП Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 обеспечивает четкий выбор требуемой передачи за счет четкого попадание рычага передач 8 в каждый из полозков корпуса вилок 3. Для этого на валу передач 2 имеется лыска, в которой находится подпружиненный шарик 3.
В нейтральном положении рычага управления крайние положения его свободного качания в поперечной плоскости определяются упором кромок лыски вала 2 в подпружиненный шарик 3.
Эти два положения рычага соответствуют: вправо от себя – положению рычага передач 4 в пазу полозка вилки 3-ей и 6-ой передач 21, влево к себе – положению рычага передач 4 в пазу полозка вилки 4-ой и 5-ой передач 12 (это, соответственно, два средних положения рычага).
Для перемещения рычага передач 4 в положение “кармана” поводка диапазонного редуктора 13, оператору необходимо перевести рычаг изнейтрального положения в крайнее правое от себя положение, а для перевода рычага передач 4 в положение полозка вилки 1-ой передачи и заднего хода 20 – из нейтрального положения в крайнее левое к себе положение.
В обоих случаях оператору потребуется приложить боковое усилие для сжатия пружины шарика 3.
Преодолев усилие сжатой пружины, шарик 3 подымится вверх, и вал 2 с рычагом передач 4 переместится до упора в соответствующую кромку ограничительной пластины 14, оказавшись при этом в положении соответствующего полозка.
Крышка оборудована датчиком 13, обеспечивающим блокировку запуска дизеля при включенной передаче в коробке.
Трактор Беларус МТЗ-82.1, 80.1 может быть оборудован ходоуменьшителем.
Ходоуменьшитель предназначен для установки на тракторы, работающие с машинами, требующими пониженных скоростей движения.
На тракторах Беларус МТЗ-82-1, 80-1, оборудованных понижающим редуктором в трансмиссии, может быть установлен механический ходоуменьшитель МХУ-05 или гидроходоуменьшитель ГХУ-05.
На тракторах, оборудованных реверс-редуктором в трансмиссии, может быть установлен механический ходоуменьшитель МХУ-05.
Механический ходоуменьшитель управляется тягой переключения диапазонов 2 и рычагом переключения передач 1 (на рисунке тяга переключения диапазонов 9, рычаг переключения передач 10).
На тракторах, оборудованных повышающим, либо понижающим редуктором, установка МХУ-05 позволяет дополнительно получить шестнадцать скоростей переднего хода и шестнадцать скоростей заднего хода. На тракторах, оборудованных реверс-редуктором, установка МХУ-05 позволяет дополнительно получить восемь скоростей переднего хода и восемь скоростей заднего хода.
Гидроходоуменьшитель Беларус МТЗ-82.1, 80.1 (ГХУ-05) управляется тягой переключения диапазонов 2, рычагом переключения передач 1 и рукояткой дросселя 3.
На тракторах, оборудованных повышающим, либо понижающим редуктором, установка ГХУ-05 позволяет дополнительно получить шестнадцать скоростей переднего хода и шестнадцать скоростей заднего хода.
Вращением рукоятки 3 дросселя достигается бесступенчатое изменение скорости во время движения трактора при включенном первом диапазоне гидроходоуменьшителя.
Рис.52. Схема управления ходоуменьшителями
1 – рычаг переключения передач ходоуменьшителя; 2 – тяга переключения диапазонов ходоуменьшителя; 3 – рукоятка дросселя ходоуменьшителя.
МХУ-05 и ГХУ-05 возможно приобрести отдельно (если тракторе установлена КПП с приводом ходоуменьшителя) и установить на трактор. Установленный на тракторе механический ходоуменьшитель МХУ-05 может быть переоборудован в гидроходоуменьшитель ГХУ-05.
Если на Вашем тракторе установлен механический ходоуменьшитель либо гидроходоуменьшитель, то к трактору прилагается руководство по эксплуатации ходоуменьшителя 102-1742000 РЭ, в котором приведены сведения о правилах эксплуатации, технического обслуживания, устройстве и устранению неисправностей.
Гидроходоуменьшитель ГХУ-07
Гидроходоуменьшитель ГХУ-7 применяется в тех случаях, когда требуются пониженные скорости движения трактора с установленным на нем навесным оборудованием (транспортер для уборки овощей НОУТ-6.1, рассадопосадочная машина и др.).
Ходоуменьшитель устанавливается на КПП с левой стороны и не требует дополнительной доработки КПП трактора (замены вала и шестеренок КПП трактора).
Технические характеристики
Базовый трактор | МТЗ-82.1, МТЗ-80 |
Тяговый класс по ГОСТ 27021 | 1,4 |
Тип ходоуменьшителя | Гидравлический бесступенчатый |
Диапазон скоростей км/ч | 0-0,5 |
Масса, кг, не более | 19 |
Сравнительная таблица
ГХУ-7 | ХД-5 / ФД-567.11 / ГХУ-112 | ХД-3 | |
---|---|---|---|
Перегрев масла | Нет | Да, необходим дополнительный гидробак и радиатор с вентилятором | Нет |
Масса, кг | 19 | 40 | 60 |
Время установки на трактор | не более 30 мин. | 2 часа | 2 часа, а при доработке КПП 1-2 дня. |
Установка блокировок КПП | Нет необходимости | Необходимо устанавливать | Нет необходимости |
Включение/выключение ГХУ | Используются существующие рычаги КПП трактора, дополнительно устанавливается только рукоять управления регулятора потока | Используются рычаги КПП трактора + рычаг включения ГХУ и рычаг регулятора потока | Используются рычаги КПП трактора + рычаг включения ГХУ и рычаг регулятора потока |
Диапазон скоростей, км/час | 0-0,5 | 0-0,65 | 0-1,26 |
ГидравлическиеГидравлическиекомплектующие | M+S Hydraulic | Омск гидропривод |
Гидроходоуменьшитель ГХУ-7 имеет ряд преимуществ:
- Установка гидроходоуменьшителя на трактор занимает не более 30 мин. Для этого необходимо слить масло с КПП трактора, снять боковую крышку КПП, установить на это место ГХУ-7 в сборе, подключить напорный и сливной рукава ходоуменьшителя к гидросистеме навесного оборудования трактора. Все это делается очень просто, без дополнительных переделок и доработок конструкции трактора. Далее необходимо залить масло в КПП трактора через заливное отверстие в ГХУ-7. (Для штатной заливки масла через верхнее заливное отверстие КПП трактора необходимо вскрыть пол в его кабине. Это не совсем удобно и может привести к случайному проливу масла в салоне кабины трактора.) При установке ГХУ-7 не требуется установка дополнительных блокировок на механизм управления КПП трактора.
- Для включения и выключения ходоуменьшителя используются существующие рычаги КПП трактора, что упрощает работу тракториста. Дополнительно, для изменения скорости движения трактора, устанавливается только рукоять управления регулятором потока.
- Отсутствует, перегрев гидравлического масла в гидросистеме трактора. Это достигается за счет того, что на ГХУ-7 установлен более мощный гидромотор, объемом в 2-2,5 раза большим чем на гидроходоуменьшителях ХД-5, ГХУ-112, ФД-567,11. Оптимальная гидравлическая разводка, также уменьшает нагрев гидравлической жидкости.
- При установке ХД-5, ГХУ-112, ФД-567,11 необходимо устанавливать дополнительную блокировку на механизм управления КПП трактора. При отсутствии такой блокировки появляется возможность одновременного включения трансмиссии трактора от основного двигателя и от гидромотора гидроходоуменьшителя, что может привести к поломке и выходу из строя гидроходоуменьшителя и КПП трактора.
- ГХУ-7 имеет более высокий КПД по сравнению с имеющимися ходоуменьшителями.
При одинаковом расходе гидравлической жидкости рабочее давление в гидросистеме ГХУ-7 в 1,5-2 раза ниже чем у ХД-5, ГХУ-112, ФД-567,11. То есть для выполнения одной и той же работы на ГХУ-7 требуется в 1,5-2 раза меньше энергии, что снижает затраты на ГСМ. - Масса комплекта 19 кг, что так же упрощает его установку на трактор. Ходоуменьшители ХД-5, ГХУ-112, ФД-567,11 имеют массу 38-40 кг, ХД-3 – 60 кг.
- В конструкции ГХУ-7 используется европейская гидравлика (гидромотор и регулятор потока) фирмы M+S Hydraulic, которая имеет более высокий ресурс работы, в отличии от отечественных и китайских аналогов.
Включение и выключение ГХУ-7 происходит следующим образом
Для начала движения
- Включить 1, 2 или заднюю передачу КПП трактора.
- Понижающий редуктор поставить в нейтральное положение.
- Включить рычаг гидро распределителя трактора по секции, подключенной к ГХУ-7.
Для остановки
- Выключить рычаг гидро распределителя трактора по секции, подключенной к ГХУ-7.
Для отключения движения от ГХУ-7 и перехода для движения от КПП трактора
- Выключить рычаг гидро распределителя трактора по секции, подключенной к ГХУ-7.
- Понижающий редуктор перевести из нейтрального в активное положение.
Если тракторист переведет понижающий редуктор из нейтрального в активное положение и при этом забудет выключить рычаг гидро-распределителя трактор начнет движение от основного двигателя трактора, а гидромотор ГХУ-7 будет работать в холостом режиме. Поломки КПП трактора или ГХУ-7 при этом не будет.
Инструкция по установке ходоуменьшителя на МТЗ 82.1
Перед установкой ходоуменишителя необходимо:
- Проверить комплектность ГХУ-7 согласно сопроводительной документации.
- Для качественного выполнения работы необходимо тщательно изучить руководство по эксплуатации ГХУ-7 и «Руководство по эксплуатации трактора «Беларус» МТЗ-82.1»
- Установку ГХУ-7 на базовый трактор выполнить согласно «Инструкции по монтажу».
- Подключение ГХУ-7 к гидросистеме базового трактора производить согласно схеме гидравлической принципиальной подключения ГХУ-7.
- Монтаж должен производиться квалифицированным персоналом.
Последовательность операций
- Подготовка трактора к монтажу
- Необходимо установить трактор на твердую ровную площадку.
- Заглушить двигатель.
- Зафиксировать трактор стояночным тормозом.
- Слив масла из коробки передач
- С правой стороны КПП трактора открутить сливную пробку и слить масло в емкость.
- Слить масло.
- Закрутить пробку обратно.
- Демонтаж подножки
- Для удобства монтажа ходоумньшителя в КПП трактора необходимо снять подножку.
- Демонтаж боковой крышки КПП трактора
- Снять сервоустройство механизма управления муфтой сцепления, отсоединить кронштейн 50-160 2034-Б.
- Отвинтить болты крепления боковой крышки КПП, снять крышку.
- Снять прокладку, при необходимости зачистить поверхность.
До выполнения операции
После выполнения операции
- Установка ходоуменьшителя в КПП трактора
- Установить прокладку из комплекта поставки.
- Установить ходоуменьшитель в сборе, произвести закрепление ходоуменьшителя снятыми болтами.
- Установить сервоустройство механизма управления муфтой сцепления и закрепить его снятыми болтами.
- Установка рукояти управления регулятором потока
- Необходимо снять резиновый коврик в кабине трактора.
- Разметить и просверлить в полу кабины отверстие под рукоять ругулятора расхода.
- Застелить резиновый коврик и проделать в нем аналогичное отверстие.
- Рукоять управления регулятором расхода вставить в проделанное отверстие в полу и закрепить ее к ругулятору расхода при помощи присоединительной муфты.
- Слив масла из гидробака трактора
- Открутить сливную пробку, слить масло в емкость, сливную пробку закрутить обратно.
- Отвинтив 4 болта снять боковую крышку гидробака трактора.
- На место крышки установить сливной фланец из комплекта поставки и закрепить при помощи снятых болтов.
- Подключение ходоуменьшителя к гидроразводке трактора.
- Сливную магистраль ходоуменьшителя соединить с установленым на гидробак трактора сливным фланцем при помощи сливного шланга низкого давления из комплекта поставки.
- Ближайший отвод гидрораспределителя трактора соединить с напорной магистралью ходоуменьшителя.
- Заливка масла в гидросистему трактора
- Открутить заливную пробку на гидробаке.
- Залить масло в гидросистему трактора согласно «Руководству по эксплуатации трактора».
- Закрутить заливную пробку гидробака.
- Заливка масла в КПП трактора
- Открутить заливную пробку на корпусе ходоуменьшителя.
- Залить масло в КПП трактора согласно «Руководству по эксплуатации трактора».
- Закрутить заливную пробку.
- Подготовка к использованию
- После установки необходимо проверить надежность крепления ходоуменьшителя к КПП трактора, а также узлов и деталей ходоуменьшителя между собой, надежность крепления и работу рукояти управления регулятором потока.
- В холостом режиме проверить работу гидроооборудования.
- Установить подножку.
Публичной офертой не является.
Производитель оставляет за собой право вносить изменения в конструкцию техники, оборудования и деталей без предварительного уведомления.
Гидроходоуменьшитель трактора
Механическая часть, включаемая в кинематическую цепь трансмиссии трактора МТЗ-82.1, необходима для увеличения передаточного числа.
При этом на передачах первого, второго диапазонов заднего и первого и третьего диапазонов переднего хода направление движения изменяется на обратное, а скорость снижается.
Для бесступенчатого повышения (понижения) скорости используют особенность дифференциального механизма механической части изменять передаточное число пропорционально частоте вращения промежуточного элемента, чего добиваются регулированием момента подтормаживания.
Основная сборочная единица — дифференциальный механизм, состоящий из солнечной шестерни, водила, трех сателлитов, установленных на осях и коронной шестерни.
Управление ходоуменьшителем МТЗ-82
Ходоуменьшитель предназначен для установки на тракторы, работающие с машинами, требующими пониженных скоростей движения.
На тракторах Беларус МТЗ-82, оборудованных понижающим редуктором в трансмиссии, может быть установлен механический ходоуменьшитель МХУ-05 или гидроходоуменьшитель ГХУ-05.
На тракторах, оборудованных реверс-редуктором в трансмиссии, может быть установлен механический механизм МХУ-05.
Механический ходоуменьшитель управляется тягой переключения диапазонов 2 и рычагом переключения передач 1 (на рисунке тяга переключения диапазонов 9, рычаг переключения передач 10).
На тракторах, оборудованных повышающим, либо понижающим редуктором, установка МХУ-05 позволяет дополнительно получить шестнадцать скоростей переднего хода и шестнадцать скоростей заднего хода.
На тракторах, оборудованных реверс-редуктором, установка МХУ-05 позволяет дополнительно получить восемь скоростей переднего хода и восемь скоростей заднего хода.
Гидроходоуменьшитель (ГХУ-05) управляется тягой переключения диапазонов 2, рычагом переключения передач 1 и рукояткой дросселя 3.
На тракторах, оборудованных повышающим, либо понижающим редуктором, установка ГХУ-05 позволяет дополнительно получить шестнадцать скоростей переднего хода и шестнадцать скоростей заднего хода.
Вращением рукоятки 3 дросселя достигается бесступенчатое изменение скорости во время движения трактора при включенном первом диапазоне гидроходоуменьшителя.
Рис.52. Схема управления ходоуменьшителями МТЗ-82.1
1 – рычаг переключения передач; 2 – тяга переключения диапазонов; 3 – рукоятка дросселя.
МХУ-05 и ГХУ-05 возможно приобрести отдельно (если тракторе установлена КПП с приводом) и установить на трактор. Установленный на тракторе механический ходоуменьшитель МХУ-05 может быть переоборудован в гидроходоуменьшитель ГХУ-05.
Если на тракторе установлен МХУ либо гидроходоуменьшитель, то к трактору прилагается руководство по эксплуатации, в котором приведены сведения о правилах эксплуатации, технического обслуживания, устройстве и устранению неисправностей.
Установка ходоуменьшителя МТЗ-82 и работа с ним
Для установки гидравлического ходоуменьшителя на трактор необходимо:
— слить масло из корпусов трансмиссии;
— снять левую боковую крышку коробки передач;
— переставить стопорное кольцо шестерни в дальнюю от нее канавку. Шестерня должна свободно перемещаться в осевом направлении на шлицах втулки;
— расположить ходоуменьшитель в сборе на левом люке коробки передач, вставив вилку в проточку шестерни включения гидроходоуменьшителя. Болты (длинные, проходящие через масляную полость корпуса ходоуменьшителя) уплотнить медными шайбами, под головки коротких болтов установить пружинные шайбы;
— установить тягу включения и стержень управления, пропустив их через отверстия пола кабины;
— заполнить маслом емкости корпусов трансмиссии и ходоуменьшителя до отметки «П» на масломере, после чего добавить еще 10 л.
После окончания работ на пониженных скоростях движения агрегат снимают с трактора. При этом перечисленные ранее операции выполняют в обратном порядке.
Перед вводом гидроходоуменьшителя МТЗ-82.1 в эксплуатацию его обкатывают в течение 1 ч на I передаче заднего хода без нагрузки.
Начиная движение, необходимо повернуть стержень управления дросселем против хода часовой стрелки до упора, выключить сцепление, тягу переместить вниз, включить передачу заднего хода, плавно включить сцепление, вращением по ходу часовой стрелки стержня установить желаемую скорость движения трактора.
При включении механизма направление движения изменится на противоположное и трактор будет двигаться передним ходом при включенной передаче заднего хода.
Для снижения расхода топлива при выполнении работ с ходоуменьшителем необходимо его включать как можно на более низком диапазоне и передаче.
Выключать механизм и коробку передач надо при выключенном сцеплении и открытом дросселе (рукоятку повернуть по ходу часовой стрелки до упора).
Через каждые 250 моточасов работы проверяют уровень масла в корпусах трансмиссии, наличие утечек и затяжку резьбовых соединений.
Перечень операций по установке ходоуменьшителя на трактор
Для установки ходоуменьшителя на трактор:
- слейте масло из силовой передачи.
- снимите левую боковую крышку 53 и прокладку 52 (рис. *) КПП.
- переместите разрезное пружинное кольцо 54 в КПП назад до упора в бурт вала 58.
- установите с помощью рычага 5 (см. рис. «Ходоуменьшитель») ходоуменьшителя вилку 9 в крайнее переднее положение по ходу трактора.
- установите прокладку 52 (рис. *) и ходоуменьшитель на КПП, обратив внимание на попадание вилки 9 (рисунок изображен в этой статье) в паз шестерни 55 (рис. *) включения ходоуменьшителя, и закрепите соответствующими болтами.
- проверьте правильность установки ходоуменьшителя и возможность его включения и выключения с помощью рычага 5.
После установки ходоуменьшителя:
- проверьте работу муфты сцепления, при необходимости произведите регулировку, обеспечив ее «чистое» выключение.
- отсоедините тягу тормозка муфты сцепления или уменьшите длину тяги по сравнению с обычным на 7-8 мм.
При установленном на трактор ходоуменьшителе:
- для получения пониженных скоростей вначале включите ходоуменьшитель, установив его рычаг в крайнее переднее положение, а затем с помощью рычага КПП включите I или II передачу переднего или заднего хода. При включенном ходоуменьшителе включение рычага КПП на I или II передачу заднего хода обеспечивает получение скоростей переднего хода; включение рычага КПП на I или II передачу переднего хода обеспечивает получение скоростей заднего хода.
- выключение передач производите через 3-5 секунд после выключения муфты сцепления.
Если нет необходимости работать на пониженных скоростях, ходоуменьшитель выключите или снимите с трактора.
При снятии ходоуменьшителя с трактора проделайте операции в обратном порядке, обратив особое внимание на необходимость установки пружинного кольца 54 (рис. *) в первоначальное положение.