Принцип работы распределителя гидросис трактора спецтехника
Гидравлическая навесная система
Гидравлическая навесная система служит для соединения навесных машин и орудий с трактором, а также перевода их в рабочее и транспортное положение. Она состоит из навесного устройства и гидравлического привода (системы).
Трактор, гидравлическая навесная система и машина образуют навесной агрегат. Навесные агрегаты обладают существенными преимуществами перед прицепными:
- хорошая маневренность
- более высокая производительность
- меньший расход топлива на единицу выполненной работы
- относительно малая металлоемкость навесных машин
- на некоторых видах работ не нужен вспомогательный обслуживающий персонал
В состав гидравлической навесной системы входят:
- масляный насос
- распределитель
- гидроцилиндры
- бак для масла
- запорные и разрывные устройства и маслопроводы
- механизм навески
- в тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 — дополнительно гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) и регулятор глубины обработки почвы
На рисунке изображена схема действия гидравлической навесной системы (ГСВ и регулятор глубины обработки почвы условно к гидросистеме не подключены). Масляный насос 1 (рисунок а) из бака 2 нагнетает масло в распределитель 3. Золотник 4 распределителя с помощью рукоятки 5 можно устанавливать в четыре положения: подъем (П), нейтральное (Н), опускание (О) и плавающее (Пл). Когда золотник занимает положение П (показано на рисунке б), масло из распределителя нагнетается по маслопроводу в полость Б гидроцилиндра 6 и перемещает в нем поршень в сторону полости А. При этом шток поршня через механизм навески 8 поднимает орудие 9. В то же время из полости А масло вытесняется поршнем и отводится через распределитель в бак. Условно путь масла в распределителе показан на рисунке б.
Рисунок. Схема гидравлической навесной системы тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 (а) и пути масла в гидросистеме (б): 1 — насос; 2 — масляный бак; 3 — распределитель; 4 — золотник распределителя; 5 — рукоятка золотника; 6 — гидроцилиндр (основной); 7 — маслопроводы; 8 — механизм навески; 9 — навесное орудие; 10 — опорное колесо орудия.
Когда рукоятка поставлена в положение Н, золотник запирает отверстия, ведущие в маслопроводы основного гидроцилиндра, поэтому поршень в нем неподвижен и орудие остается в установленном положении, а масляный насос, работая вхолостую, перекачивает масло через распределитель в бак. При установке рукоятки в положение принудительного опускания насос подает масло в полость А гидроцилиндра, орудие опускается поршнем, а масло вытесняется им из полости Б в бак. Если рукоятку установить в плавающее положение, золотник расположится так, что масло будет перетекать через распределитель из одной полости гидроцилиндра в другую. Это позволит орудию подниматься и опускаться, копируя опорным колесом поверхность почвы. Насос будет работать вхолостую, как при нейтральном положении.
Рассмотрим устройство и действие отдельных узлов гидравлической системы на примере гидросистемы трактора МТЗ-80 и его модификаций. В гидравлическую систему входят шестеренный насос НШ-32-2 (НШ — насос шестеренный, цифры — теоретическая подача жидкости в см на один оборот вала привода насоса), основной Ц-100 и два выносных Ц-75 цилиндра (Ц — цилиндр, цифры — внутренний диаметр корпуса в миллиметрах), распределитель Р75-33-Р, силовой (позиционный) регулятор, гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ), гидроаккумулятор, корпус гидроагрегатов с фильтром и шланги высокого давления с запорным устройством.
Рисунок. Схема гидросистемы трактора: 1 — насос; 2 — всасывающий патрубок; 3 — нагнетательный маслопровод; 4 — бак; 5 — промежуточный маслопровод; 6 — распределитель; 7 — фильтр; 8 — предохранительный клапан фильтра; 9 — сливной маслопровод; 10 — гидроувеличитель (ГСВ); 11 — маслопровод основного цилиндра (правый); 12, 35 — боковые выводы; 13 — силовой регулятор; 14 — запорное устройство; 15 — кронштейн; 16 — рукав высокого давления; 17 — главный цилиндр; 18 — замедлительный клапан; 19 — рычаг поворотного вала; 20 — короткий рычаг; 21 — кронштейн навески; 22 — болт; 23 — пружина; 24 — пластинчатая пружина; 25 — пружинный аккумулятор; 26 — тяга силового регулирования; 27 — тяга позиционного регулирования; 28 — муфта; 29 — рычаг позиционного регулирования; 30 — гайка; 31 — рычаг силового регулирования канала управления; 32 — переключатель; 33 — маслопровод; 34 — задний вывод
Насос 1 через всасывающий патрубок 2 забирает масло из бака и под давлением более 10 МПа подает по маслопроводу к распределителю 6 и силовому регулятору 13. Распределитель регулирует направление потока масла. Он направляет масло либо в бак по сливному маслопроводу, пропуская его через фильтр, либо по промежуточному маслопроводу в ГСВ. Далее по маслопроводу масло поступает в силовой регулятор и по рукаву высокого давления в гидроцилиндр или через боковые выводы непосредственно к гидроприводу сельскохозяйственных машин.
Неподвижно закрепленные на тракторе устройства гидросистемы соединяют стальными бесшовными трубопроводами, рассчитанными на давление до 32 МПа, а к гидроцилиндрам жидкость подводится по гибким шлангам. Маслопроводы соединяют с помощью специальных муфт, снабженных самозапирающимися устройствами шарового типа.
Регулятор глубины обработки почвы работает следующим образом.
Верхняя центральная тяга навесного устройства соединена с корпусом заднего моста трактора не жестко, как обычно, а болтом через пластинчатую пружину. При заглублении машины, например плуга, сверх нормы увеличивается давление на пружину, в результате чего ее длина уменьшается, а поводок через тягу и рычаг силового регулирования перемещает золотник силового регулятора вверх, в результате чего масло направляется в гидроцилиндр и плуг выглубляется.
Как только глубина обработки почвы достигнет заданной величины, уменьшится воздействие на пружину, она удлинится, возвратит золотник регулятора в исходное положение и подача масла в цилиндр прекратится. Включение (и выключение) регулятора в систему осуществляется рычагом переключателя.
Если навешенные на трактор машина или орудие удерживаются во время работы в заданном положении (позиции) относительно остова трактора независимо от тягового сопротивления, например при посеве на поле с ровным рельефом, то золотник регулятора соединяется через тягу с поворотным рычагом, посредством которого шток гидроцилиндра соединен с навесным устройством. При перемещении рычага сигнал через тягу передается на золотник силового регулятора, который для подъема или опускания рабочей машины направляет масло в гидроцилиндр.
Догружатель ведущих колес бывает двух типов:
- механический, когда сцепной вес увеличивают за счет веса агрегатируемой машины, перенося переднюю точку присоединения центральной тяги (чем ниже точки присоединения тяги, тем больше сцепной вес)
- гидравлический (ГСВ)
Гидравлический догружатель или увеличитель сцепного веса расположен на стенке корпуса гидроагрегатов справа от распределителя. Работает он следующим образом. При недостаточном сцепном весе тракторного агрегата (ведущие колеса начинают пробуксовывать) с помощью ГСВ в гидроцилиндр под небольшим давлением (0,8…0,35 МПа) подается масло. При этом навесное устройство стремится поднять навешенную машину в транспортное положение, но давления, создающего подъемную силу 300…500 Н, для этого недостаточно. Тем не менее усилие передается через навесное устройство на корпус трактора, прижимая его задние колеса к почве и уменьшая их буксование.
Все о гидрораспределителе Р80. Какие они бывают и многое другое…
Какие бывают распределители Р80? Узнаем подробнее.
Что это такое? Принцип работы.
В данной статье мы с Вами поговорим о распределителях серии Р80. Распределитель предназначен для распределения и регулировки рабочей жидкости, которая идет от насосов к рабочим органам (таким, как цилиндры, гидромоторы и другие). Также, распределитель предохраняет гидросистему от перегрузок (в позиции золотника « Подъем» и «Опускание принудительное»). Распределители данной серии являются моноблочными и клапанно-золотниковыми. Данный агрегат является одним из важнейших элементов гидравлической системы техники. Если Вы еще не знаете, какой гидрораспределитель Вам нужно купить, мы рекомендуем ознакомиться, какие они бывают и куда устанавливаются.
Виды распределителей Р80. Расшифровка маркировки. Область применения.
Существуют двухсекционные и трехсекционные распределители данной серии. Наиболее распространенным трехсекционным распределителем является Р80-3/1-222, который обычно устанавливают на трактора МТЗ и ЮМЗ. Из двухсекционных распределителей самым популярным является Р80-3/1-22. Его применяют на тракторах Т-25 и Т-16. Однако, эти агрегаты можно ставить и на другую технику.
Большинство распределителей комплектуются золотниками типа «2» и «4».
Рассмотрим детальнее золотник типа «2». Он имеет автоматическое отключение из позиций: подъем, опускание, фиксация. Также, имеет четыре положения включения: подъем, нейтральное, опускание, плавающее. Плавающее положение применяется в случае установки навесного и прицепного оборудования.
Золотник типа «4». Включение имеет три положения: подъем, нейтральное, опускание. Фиксируемых положений не имеет, а также, нет автоматического отключения. Поэтому, применяются на технике, которая выполняет погрузочно-разгрузочные работы (трактора, погрузчики, бульдозеры и т.д.)
Ниже представлены схемы золотников.
Классификация по коду эксплуатационного назначения:
1 — для автономного использования в гидросистемах
2 — для использования вместе с распределителем кода 3
3 — для использования вместе с распределителем кода 2
4 — для использования вместе с регулятором уровня глубины обработки земли.
Примеры маркировок — Р80-3/1-222, Р80-3/2-222, Р80-3/3-222, Р80-3/4-222.
Ниже представлена таблица с классификацией по типу золотников:
Существуют также распределители, которые работают в паре (например: Р80-3/2-222 и Р80-3/3-222, Р80-3/2-444 и Р80-3/3-444), что обусловлено отсутствием перепускного клапана. Такие распределители обычно ставятся на технику, где не менее трех исполнительных органов.
Расшифровка маркировки:
Область применения распределителя Р80-3/1-222:
— Трактора: ЮМЗ-6, ЮМЗ-650, ЮМЗ-652, ЮМЗ-8080,ЮМЗ-8280, ЮМЗ-8070, ЮМЗ-8270, Т-150, ХТЗ-153, ХТЗ-180, ХТЗ-181, ХТЗ-183, ХТЗ-17021, ХТЗ-17221, ХТЗ-17321, К-710, Т-250, Т-4, ЛТ-157, МТЗ-ХА, ТБ-1, ЛД-30, ЛТ-157, ДМ-15, гидрораспределитель МТЗ-80, распределитель МТЗ-82, МТЗ-800, МТЗ-820, МТЗ-900, МТЗ-920, ДТ-75, ВТ-100, ЛТЗ-55, ЛТ-72, Т-40, Т-50, Т-60, ЛТЗ-155, Т-70, К-703;
— Погрузчики: ПЭА-1,0, ПГ-0,2, К-701;
— Лесная техника: ТДТ-55, ЛХТ-55, ЛХТ-100, ТЛТ-100.
Р80-3/1-221:
— Трактора алтайского завода: Т-4A, T4AП-2, ТТ-4М-01.
Р80-3/4-222Г и Р80-3/4-222:
— Трактора минского тракторного завода: МТЗ-570(МТЗ-50), МТЗ-572(МТЗ-52), МТЗ-80 и мод., МТЗ-82 и мод., МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-1221, МТЗ-1522, ЛТЗ, ЮМЗ-6 и модификации.
Р80-3/1-111:
— Трактор Т-90П.
Р80-3/1-333:
— Трактора: ТЗ-570(МТЗ-50), МТЗ-572(МТЗ-52), МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-82Н, МТЗ-82Р
— Другой транспорт: Т-130МГЗ, Т-МБГ-1, Т-100МЗГП, Т-100МЗБГП, Т-100МЗГС, Т-100МЗБГС, Т-130БГ, Т-130-1Г-3, Т-130-1Г-1, Т-130МГ-1, Т-130М4Г-1, Т-130М4Б1-1, Т-170.01, Т-170Б-01, ЛП-18А, ТБ-11, ЛТ-154А, ЛД-30, ЛО-105, БМ-4А, ПЭА-1А.
P80-3/2-222 и P80-3/3-222:
— Трактора ХТЗ-120, ХТЗ-120М, ХТЗ-121, ХТЗ-121М, ХТЗ-16131, ХТЗ-16331.
— Трактора: ЭО-2621А, ЭО-2101, ЭО-2301.
Р80-3/2-444 и Р80-3/3-444:
— ОКП-6, ПЭА-1,0, ПЭА-1А, ТБ-1, ЛД-30, Т-150К-27, ЛТ-157 , ПГ-0,2А, ДМ-15, ПЭ-Ф-1А, ПЭ-0,8Б, ВМ-4Аительный завод», О-2621А, ЭО-2101, ЭО-2301.
Р80-3/1-22:
Т-25 и мод., Т-30 и мод., ВТЗ-2048 и мод., ВТЗ-2032 и мод., Т- 45 и мод., ВТЗ-30СШ.
Р80-3/3-44 (в группе с Р80-3/3-444):
— ОКП-6, ПЭА-1.0, ПЭА-1А, ТБ-1, ЛД-30, Т-150, К-27, ЛТ-157, ПГ-0.2А, ДМ-15, ПЭ-Ф-1А, ПЭ-0,8Б, ВМ-4А.
Устройство, схемы.
Характеристики гидрораспределителя Р80.
Неисправности распределителя Р80:
Признаки неполадки
Механизмы, из-за которых происходит отказ в работе
Возможная причина неполадки
Не поднимает рабочее оборудование
Заклинил переливной клапан в направляющем клапане или корпусе:
1.1 Шарик вышел из канавки
1.2 Вышла из строя пружина
1.3 Превышено максимально допустимое количество твердых частиц в масле
Заклинило золотник (невозможно переключить)
2.1 Испортилась поверхность золотников
2.2 Между корпусом и золотником попали твердые частицы
1.3 Превышено максимально допустимое количество твердых частиц в масле
Разрыв крышек, выдавливание разорванных прокладок
3.1 Разрыв крышек, прокладок под давлением
3.2 Смотреть п/п 1.1 и 1.2
3.3 Большое засорение фильтра
3.4 Наличие лишних
предметов в РВД и патрубках
слива. Разрушение внутренней
поверхности РВД или патрубка
установленное в верхнее
4.1 Повышенные утечки масла
по зазорам золотников
4.2 Использование масла, которое не соответствует стандартом ТУ
4.3 Преждевременный износ
или разрушение поверхности золотника и корпуса твердыми частицами
Тугое переключение золотника
5.1 Повышенное усилие трения по трущимся
поверхностям золотниковой пары, сферам рычага
Не возвращается на место золотник
6.1 Недостаточный перепад на переливном
клапане и на плунжере гильзы
6.2 Заклинивание золотника или тугое переключение
6.3 Заклинивание плунжера бустера, обоймы, втулки, и шариков
6.4 Использование масла, которое не соответствует стандартом ТУ
6.5 Большие внутренние
утечки, снижающие КПД
6.7 Длительная работа масла
Возможные причины неполадок в случае неверного выбора модификации распределителя:
Внешние признаки
Механизмы, из-за неисправности которых происходит отказ
Возможная причина неполадки
Масло быстро перегревается. В нейтральном положении золотников слышен шум
Проблема в нейтральном положении предохранительного клапана
Вместо модификации Р80-
модификации Р80- 3/2-…
Разрыв крышек, рукавов, насоса и т.д.
Нет ограничения в давлении
Установлена марка Р80-
Нет фиксации и плавающего режима
Стоит марка гидрораспределителя
с золотниками без гильз или
обоймами с одной канавкой
Тип золотников «1», «4»,
Протекание по разъему верхней крышки, обрывы прокладок и пыльников
Механические повреждения в процессе эксплуатации
крышки при установке
Правила эксплуатации.
Распределитель поставляется с пластиковыми заглушками. Перед началом эксплуатации их следует снять. Остатки консервационной смазки нужно удалить и убедиться, что все выходы для подключения чистые.
Все подключения должны быть герметичны.
Распределитель предназначен для работы в температурных условиях от минус 40 до плюс 60 градусов по Цельсию. Однако, в зависимости от модели распределителя следует обратить внимание на его технические характеристики. В случае, если температура слишком низкая, следует сначала прогреть гидросистему.
Одним из важнейших условий является использование фильтров очистки масла. Устанавливается фильтр в горловину бака и сливную магистраль. Следует использовать качественные и чистые масла, которые соответствуют необходимым параметрам.
Что бы гидросистема не перегревалась, не нужно после завершения рабочего процесса принудительно удерживать золотники в положениях «подъем» и «опускание».
В нашем магазине Вы можете приобрести распределители различных модификаций. Кроме этого, выполняем ремонт гидравлики. Если у Вас остались вопросы — свяжитесь с нашими менеджерами по телефону. Будем рады ответить!
Гидравлическая система
Основное назначение гидравлической системы — управление навесными машинами (их подъем и опускание, фиксация в определенном положении, регулирование глубины хода рабочих органов машины в почве и др.). Гидравлическая система или ее отдельные сборочные единицы могут использоваться для управления работой прицепных и полунавесных гидрофицированных машин и ряда вспомогательных операций (уменьшение буксования трактора, сцепка полуприцепа, привод гидроусилителя механизмов управления, сцеплений, в качестве гидравлического домкрата и т.п.).
Классифицировать гидравлическую систему достаточно сложно из-за множества возможных признаков классификации. Поэтому их делят только по одному признаку — компоновке.
По компоновке все гидросистемы можно подразделить: на единоагрегатные, раздельноагрегатные и полураздельноагрегатные.
В единоагрегатных гидросистемах все ее составные элементы (насос, распределитель, гидроцилиндр, фильтр, масляный бак и др.) объединены в один моноблок, который крепится к остову трактора и получает энергию от приводного вала (обычно от вала отбора мощности).
К достоинствам единоагрегатной компоновки можно отнести простоту оснащения трактора гидросистемой, компактность и отсутствие внешних коммуникационных связей.
Недостатками единоагрегатной компоновки являются: малая унифицированность, низкий КПД, возможность агрегатирования только с одной машиной.
В настоящее время все выпускаемые тракторы оснащены гидросистемой раздельноагрегатного типа, которая обладает многими преимуществами по сравнению с единоагрегатной.
К числу достоинств раздельноагрегатной системы относятся: рациональность размещения компонентов гидросистемы на тракторе (насоса — около высокооборотных валов двигателя или трансмиссии, распределителя — в кабине трактора, бака — в защищенном месте и т.п.); высокая унифицированность гидроагрегатов, рассчитанных на работу с максимальным давлением рабочей жидкости до 20 МПа; простота модернизации путем встраивания в гидросистему дополнительных гидроагрегатов, расширяющих ее возможности; возможность раздельного управления машинами с секционной навеской; возможность раздельного управления рабочими органами прицепных машин; возможность выполнения автосцепки с навесными или прицепными машинами; возможность легкой раздачи мощности внешним потребителям путем установки на тракторе гидровыводов в требуемых местах.
Иногда применяется гидросистема полуразделъноагрегатного типа, когда часть агрегатов объединяется в моноблок, а часть выносится как самостоятельные узлы.
Полураздельноагрегатные гидросистемы пока находят ограниченное применение, а наибольшее распространение получили раздельноагрегатные.
Принципиальная схема унифицированной раздельноагрегатной гидравлической навесной системы тракторов представлена на рис. 14.2.
Рис. 14.2. Схема раздельноагрегатной гидравлической навесной системы трактора: 1 — насос; 2 — масляный бак; 3 — фильтр; 4 — стальной трубопровод; 5 — распределитель; 6 — эластичный рукав;
7 — быстросоединяемая муфта; 8— силовой гидроцилиндр
Она включает в себя: насос 1 с приводом и механизмом включения, гидрораспределитель 5 золотникового типа с механизмом управления, масляный бак 2 с фильтром, основной силовой гидроцилиндр 8, выносные силовые гидроцилиндры, стальные трубопроводы 4 и эластичные рукава 6, запорные и быстросоединяемые муфты 7, проходные штуцера, замедлительный клапан и уплотнительные устройства. Кроме того, гидросистемы некоторых тракторов имеют гидроувеличитель сцепного веса с гидроаккумулятором, силовой регулятор или систему автоматического регулирования глубины обработки почвы (САРГ), гидросистему отбора мощности (ГСОМ).
Масляный насос 1 из бака 2 нагнетает масло в распределитель 5, который представляет собой золотниковое устройство. Золотник распределителя с помощью рукоятки управления можно установить в четыре положения: подъем, нейтральное, опускание и плавающее.
При установке золотника в положение «подъем» насос 1 нагнетает масло в распределитель 5, который направляет его в подъемную полость силового гидроцилиндра 8. При этом шток поршня через механизм навески поднимает сельскохозяйственное орудие. В то же время из полости опускания масло вытесняется поршнем и отводится через распределитель в бак.
Когда рукоятка управления распределителем установлена в положение «нейтраль», золотник запирает отверстия, ведущие в маслопроводы силового цилиндра. Поэтому поршень в нем неподвижен и орудие остается в установленном положении, а масляный насос, работая в холостую, перекачивает масло через распределитель в бак.
При установке рукоятки управления распределителем в положение принудительного опускания насос подает масло в полость опускания силового гидроцилиндра. Орудие опускается поршнем, а масло из полости подъема вытесняется в бак.
Если установить рукоятку управления распределителем в плавающее положение, то его золотник располагается так, что масло может перетекать через распределитель из одной полости силового цилиндра в другую. Это позволяет орудию подниматься и опускаться, копируя опорным колесом поверхность почвы. Насос будет работать в холостую, как при нейтральном положении.
В гидросистемах современных тракторов преимущественно применяются насосы шестеренные (НШ) разных вариантов исполнения.
Каждая модель насоса имеет определенное буквенно-цифровое обозначение, характеризующее его технические данные.
Обозначение НШ-32-У-2Л расшифровывается так: НШ — насос шестеренный; 32 — объем рабочей жидкости, см 3 , вытесняемой из насоса за один оборот вала (теоретическая подача); У — конструкция унифицированная; 2 — группа исполнения; Л — левое направление вращения привода насоса. Насос правого направления вращения буквенного обозначения не имеет.
Группа исполнения характеризует номинальное давление нагнетания насоса: 2—14 МПа; 3—16 МПа; 4—20 МПа.
Для двухсекционных насосов применяется обозначение, в котором отражены рабочие объемы каждой секции. Например, двухсекционный насос с рабочими объемами секций 32 и 10 см 3 исполнения 3 с левым направлением вращения ведущего вала имеет обозначение: НШ-32-10-ЗЛ.
Гидрораспределители тракторной навесной гидросистемы служат для распределения потока рабочей жидкости между потребителями и автоматического переключения системы на холостой ход (перепуск рабочей жидкости в бак) в периоды, когда все потребители отключены, и для ограничения давления в гидросистеме при перегрузках.
На сельскохозяйственных тракторах наибольшее распространение получили моноблочные, трехзолотниковые, четырехпозиционные, с ручным управлением распределители.
Все распределители имеют буквенно-цифровое обозначение. Например, в обозначении распределителя Р75-33 буква Р указывает на то, что это распределитель, две цифры при букве (75) — максимальная производительность насоса, л/мин, с которым распределитель может работать, остальные цифры и буквы — конструктивный вариант распределителя.
Силовой цилиндр служит для подъема и опускания навешенных на трактор сельскохозяйственных орудий. На тракторе установлен один основной цилиндр в комплекте с механизмом навески и два выносных, которые устанавливаются, как правило, на сельскохозяйственных машинах.
Силовые цилиндры выпускаются шести типоразмеров: Ц-55, Ц-75, Ц-80, Ц-100, Ц-125, Ц-140. Кроме того, для сельскохозяйственных тракторов выпускаются гидроцилиндры, не вошедшие в этот ряд: Ц-36, Ц-90, Ц-110. В коде гидроцилиндра Ц обозначает цилиндр, а цифры при букве — внутренний диаметр цилиндра, мм. Согласно ГОСТ 8755—80 гидроцилиндр диаметром 80 мм с ходом поршня 200 мм, исполнения 4, обозначается так: Ц80-200-4.
Баки гидросистемы, устанавливаемые на тракторы, бывают литые (тракторы МТЗ) и штампованные (ДТ-75М, ХТЗ-150К, К-744Ридр.). Объем баков выбиратся из расчета половины теоретической производительности насоса, что обеспечивает работу системы без перегрева и вспенивания масла. Все баки снабжаются фильтрами, которые устанавливаются на конце сливной трубы, и предохранительными клапанами.
Трубопроводы гидросистемы подразделяются на стальные бесшовные трубки высокого давления и резинометаллические шланги. Они соединяются между собой при помощи запирающих (соединительных) и разрывных муфт. Запирающие муфты позволяют отсоединить шланги, не сливая масло из системы, за счет наличия в них подпружиненных шариковых клапанов. Количество запирающих муфт соответствует количеству шлангов, подсоединенных к цилиндру. Разрывные муфты автоматически размыкаются при осевом усилии 200—250 Н, в случае аварийного отсоединения орудия, без разрыва шлангов и потерь масла из системы, так как шариковые клапаны, установленные в них, надежно закрывают трубопроводы.
Схема гидросистемы МТЗ 82
МТЗ-80 «Беларус» относится к знаменитой 800 серии универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время. Трактор тягового класса 1,4 представляет собой мощную и многофункциональную машину, которая широко используется на фермах, стройплощадках и в частном бизнесе. Как и в случаях с другими узлами, схема гидравлики МТЗ 82 устроена достаточно просто и при необходимости может быть отремонтирована своими руками.
Устройство и принцип гидросистемы
Преимущества трактора перед другой техникой хорошо известны: универсальность, способность работать с разным навесным оборудованием и прицепами. Именно гидравлическая система позволяет агрегатировать, т. е. объединять трактор с навесным и полунавесным рабочим оборудованием, различными прицепами и полуприцепами, оборудованными гидравлическими механизмами. За счет давления масла — рабочей жидкости системы — обеспечиваются манипуляции всем навесным оборудованием: бульдозерными отвалами, ковшами, плугами и боронами, органами для посадки и уборки урожая. Основу гидросистемы составляют гидронасос и распределитель.
Насос создает в системе необходимое давление, за счет которого делается возможным управление дополнительным оборудованием и прицепами. Во избежание перегрузки работает только на малых оборотах двигателя. Располагается насос на корпусе гидроагрегатов, зафиксирован шпильками, центровку обеспечивает специальный стакан. Привод соединен с промежуточной шестерней вала отбора мощности (ВОМ).
Принцип работы:
- Вследствие вращения шестерен насос создает в зоне всасывания разрежение.
- Разреженный воздух выбрасывается в нагнетательное отверстие, расположенное между зубьями шестерни и корпусом насоса.
- Необходимое давление создается за счет разницы диаметров нагнетательного и всасывающего отверстий.
Распределитель выполняет следующие функции:
- Направляет масло от гидронасоса к потребителю (оборудованию или прицепу).
- Обеспечивает перевод системы в режим холостого хода за счет перенаправления масла в бак.
- Ограничивает давление, тем самым защищая гидравлическую систему от перегрузок.
Предохранительный клапан срабатывает, когда давление в гидросистеме МТЗ 82 увеличивается до 135 кгс/см².
Режимы работа гидрораспределителя:
- Нейтральный (разгрузка системы за счет перепускного клапана).
- Подъем — предохранительный клапан открывается, отжимается пружина золотника и масло из бака поступает в нижнюю часть цилиндров. В результате навесное оборудование переходит в верхнее положение.
- Принудительное опускание — клапан закрывается, из-за чего масло не поступает в цилиндр, и оборудование опускается.
- Плавающее — рабочий орган опускается под действием собственного веса.
Гидробак МТЗ 82 представляет собой чугунный корпус с одной верхней и двумя боковыми крышками. К нижней части присоединены насос с приводом. Объем бака — 6 л, заправляется универсальными сезонными маслами. Уровень масла проверяется масломером по трем отметкам: О — минимальный допустимый уровень, П — верхний, С — верхний уровень для работе с самосвальными прицепами и стогометателями.
Общее устройство гидравлики организовано по раздельно-агрегатному типу. Это значит, что навесная гидросистема и система гидроусилителя руля (ГУР) управляются отдельно. Это обеспечивает одинаковую легкость управления независимо от вида и режима работы навески или прицепа.
Схема гидросистемы
Общее устройство системы включает в себя:
- шестеренчатый насос на гидравлику НШ-32-2;
- распределитель Р75-33-Р;
- цилиндры основной Ц100 и два выносных Ц75;
- силовой регулятор, обеспечивающий четыре режима работы;
- гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ), снижающий пробуксовку колес и облегчающий работу оборудования;
- гидроаккумулятор, служащий для поддержания давления и восполнения возможных утечек масла;
- запорные устройства;
- разрывная муфта гидравлики МТЗ (2 шт);
- гидробак (масляный резервуар);
- масляный фильтр;
- крепежная арматура.
Насос соединен с баком, распределителем и силовым регулятором. К баку идет всасывающий патрубок, к распределителю и регулятору — нагнетательные маслопроводы. Поток масла направляется распределителем либо в бак, либо в ГСВ и далее через регулятор и силовой цилиндр подводится к гидроприводу прицепа или навесного оборудования. В результате рабочий орган (отвал, ковш, косилка) перемещается в соответствие с командами оператора.
Возможные неисправности
Исправная работа системы обеспечивается использованием подходящих деталей и расходников, а так же своевременным техническим обслуживанием. Техобслуживание сводится к регулярной замене масла, а также проверке состояния деталей, накладок и маслопроводов.
Замена масла производится раз в сезон или после каждых 2000 моточасов работы. Предварительно заводят двигатель, пока масло не прогреется до 30° С. Затем отключают мотор и сливают отработанное масло через сливное отверстие в днище картера. Масляный фильтр гидравлики снимают и промывают в дизельном топливе. Промытый фильтр ставят на место и заливают свежее масло до отметки «П». Рекомендуемая марка масла в гидравлику МТЗ 82 — М-8Г2К, М-10Г2К, М-10Г2. На заключительном этапе заводят мотор и несколько раз опускают и поднимают механизма задней навески, чтобы прокачать гидросистему.
Памятка по проведению ТО:
- каждые 10 моточасов — проверить уровень масла в баке и убедиться в отсутствии подтекания в уплотнениях и соединениях системы;
- каждые 60 м/ч — очистить ротор масляного фильтра;
- каждые 240 м/ч — заменить масло в ГУРе;
- каждые 960 м/ч — очистить и промыть сливные фильтры;
- каждые 2000 м/ч — заменить масло в ГУРе и промыть фильтры.
Одновременно выполняется регулировка включения шестерни привода, механизма блокировки рычагов управления ГСВ, распределителя, систем силового позиционного регулирования.
Наиболее распространенные неисправности:
- износ рычагов и шлангов;
- неверная регулировка;
- проблемы с тягой;
- утечка масла.
Способы устранения
Проблема: не поднимаются и не опускаются навесные рабочие органы.
Причина: нехватка масла в баке. Долить до отметки.
Проблема: повышенный нагрев масла.
Причина: неправильная регулировка сектора управления регулятором. Его необходимо отрегулировать.
Проблема: слишком медленный подъем навесного оборудования.
Причина: возможно, поврежден насос на гидравлику, что вызвало утечку масла. Поврежденный насос необходимо заменить.
Проблема: буксование колес при включении ГСВ.
Причина: нарушение длины тяги рычага, управляющего основным цилиндром. Необходимо отрегулировать длину тяги.
Знание этих основных неисправностей поможет разобраться, если не работает гидравлика на МТЗ 82, в чем причина и что делать. Большинство неполадок могут быть устранены своими руками, а для всех остальных есть форумы и профессиональная помощь.
Заключение
Среди ключевых преимуществ трактора МТЗ 82 — ремонтопригодность и доступность запчастей. Особенно ценны эти преимущества при ремонте гидросистемы, от исправности которой зависят рабочие качества трактора. Если система исправна, а рабочие органы функционируют неверно, значит, стоит искать причину в других узлах: самом оборудовании, трансмиссии и ВОМе (вале отбора мощности) и пр.