Классификация кранов по режиму работы
Классификация кранов по режиму работы
Классификация режимов работы кранов и их механизмов
15 августа 2013
Автор: Попов Евгений Владимирович, заведующий лабораторией электропривода ООО «Кранприборсервис», кандидат технических наук. |
Класс использования
Использование во времени
Регулярное малой интенсивности
Регулярное средней интенсивности
Нерегулярное интенсивное (двухсменная работа)
Интенсивное при трехсменной работе
Весьма интенсивное при трехсменной работе
Класс нагружения
Характеристика действующих нагрузок
Механизм подъема крана
Механизм горизонтального перемещения
Преобладают минимальные нагрузки; максимальные нагрузки редки, например, при монтажных и ремонтных работах
Редкие пуски и торможения, значительные рабочие и холостые пробеги; малые массы грузов; производства с малой интенсивностью работы и большими площадями обслуживания
Преобладают средние и минимальные нагрузки; максимальные нагрузки относительно редки
Редкие, но регулярные пуски и торможения; небольшие рабочие и холостые пробеги; незначительные массы грузов; производства с постоянной, но ограниченной интенсивностью работы и площадями обслуживания
Преобладают средние и минимальные нагрузки; минимальные нагрузки носят эпизодический характер; характерно для производств с разнообразными массами грузов
Регулярные пуски и торможения; малые рабочие и холостые пробеги; сравнительно большие массы грузов; производства с высокой интенсивностью работы и малыми площадями обслуживания
Преобладают максимальные нагрузки и близкие к максимальным; средние нагрузки носят эпизодический характер; характерно для производств с относительно постоянной массой груза
Частые пуски и торможения с очень редким выходом на установившийся режим; большие массы грузов; производства с высокой интенсивностью работы и ограниченными площадями обслуживания
Класс использования
Норма времени работы механизма, ч
Классификация кранов по режиму работы
Изучаемые грузоподъемные краны отнесены к машинам циклического (периодического) действия, работу которых характеризует цикл (от одноименного греческого слова — круг) — последовательность периодически повторяющихся операций, в результате выполнения которых машина вновь возвращается в исходное состояние.
Механизмы крана работают (включены) не все время рабочего цикла крана. Механизм подъема груза работает только во время опускания порожней крюковой подвески и подъема ее с грузом, а механизмы передвижения крана и грузовой тележки работают только во время выполнения соответствующих движений. Во время выполнения остальных технологических операций: строповки груза, установки его на опору и расстроповки механизмы крана не работают, т. е. время работы механизмов крана — меньше времени его цикла и в работе механизмов имеются перерывы (паузы). Необходимость подготовки крановщика к выполнению следующей технологической операции увеличивает время этих перерывов.
Другими словами, каждый цикл работы крана характеризуется чередованием периодов работы механизмов и технологических пауз, а сам грузоподъемный кран работает в повтор- но-кратковременном режиме, т. е. его механизмы работают периодически (повторно) малые промежутки времени (кратковременно). Кроме того, каждый процесс работы механизма крана состоит из периода пуска (разгон поступательно движущихся масс груза и вращающихся деталей механизма), периода установившегося движения груза и деталей с постоянной скоростью и периода торможения (замедление указанных масс груза и вращающихся деталей). Очевидно, что в отличие от периода установившегося движения механизма периоды пуска и торможения составляют период неустановившегося движения. Скорости рабочего движения изменяются от нуля до заданного значения и наоборот. Кроме того, в период торможения механизма его привод выключен (механизм работает благодаря действию сил инерции), что еще больше увеличивает время перерыва в его работе.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Правила по кранам на основании данных коэффициентов устанавливали следующие режимы работы грузоподъемных кранов и их механизмов: с ручным приводом и с машинным — легкий Л, средний С, тяжелый Т и весьма тяжелый ВТ. Данная классификация весьма условна и не позволяет учесть реальные условия работы крана (механизма); получить фактические данные для проектирования и расчета крана; обеспечить требуемый уровень надежности, долговечности и безопасности; осуществлять унификацию деталей и сборочных единиц и т. д. Поэтому в настоящее время указанную классификацию режимов работы применяют для рассчетов и выбора кранового электрооборудования.
В 1980 г. утвержден новый Международный стандарт ИСО (Международная организация по стандартизации) 4301 —1980 на классификацию грузоподъемных кранов и их механизмов, в разработке которого участвовали специалисты из нашей страны. С учетом основных положений стандарта разработаны и действуют с 1 января 1985 г. ГОСТ 25546—82, устанавливающий режимы работы кранов, и ГОСТ 25325—83 — режимы работы крановых механизмов. Необходимо отметить, что новые ГОСТы по-разному классифицируют режимы работы грузоподъемных кранов и их механизмов. В основу классификации положены классы использования и нагружения, различные комбинации (сочетания) которых соответствуют определенной группе режима работы ГРР.
Классы использования механизмов характеризуют интенсивность их работы в часах, т. е. суммарное фактическое время разгона, установившегося движения и торможения за период заданного срока службы. Установлено семь классов использования А0…А6 (от 800 до 50 000 ч).
Классы использования кранов характеризуют общее число циклов работы крана за срок его службы. Срок службы устанавливают по ГОСТу или ТУ на конкретный кран. Установлено десять классов использования С0…С9 (от 1,6-104 до 4-10® циклов).
Классы нагружения механизмов характеризуют спектр действующих на механизм нагрузок, а кранов — спектр перемещаемых грузов. В обоих случаях классы оценивают коэффициентом нагружения. Для механизмов принято четыре класса нагружения В1…В4, оцениваемые коэффициентом нагружения (от 0,125 до 1), а для кранов- пять классов Q0…Q4, соответствующих коэффициентам нагружения (от 0,063 до 1). В зависимости от комбинации классов использования и нагружения установлено шесть групп режима работы механизмов кранов 1М…6М и восемь групп режима работы кранов 1К…8К.
В зависимости от конструкции, типа привода, технологического назначения и условий эксплуатации грузоподъемные краны относят к различным группам режима работы.
К группам режима работы 7К и 8К отнесены специальные грузоподъемные краны металлургических производств. Группа режима работы грузоподъемных кранов, перемещающих нагретые свыше +300° С грузы, расплавленный металл и шлак, ядовитые и взрывоопасные вещества и другие опасные грузы, должна быть не менее 6К. Следует помнить, что с учетом группы режима работы механизма (крана) не только рассчитывают действующие нагрузки, двигатели, тормоза, сроки службы деталей и сборочных единиц, но и принимают нормативные значения коэффициентов запаса прочности стальных канатов (цепей) и запаса торможения механизма подъема груза, определяют диаметры блоков и барабанов в зависимости от диаметра применяемых канатов, величины межремонтных циклов и связанную с ними периодичность выполнения ТО кранов. Последние имеют большое значение для правильной эксплуатации грузоподъемных кранов. Поэтому с учетом характера приложения внешней нагрузки к механизму крана различают два режима его работы: двигательный и тормозной. При двигательном режиме работы механизма двигатель преодолевает момент сил сопротивления Мс и крутящий момент на валу ротора двигателя Млв направлен в сторону его вращения п, например при подъеме груза и передвижении крана (грузовой тележки). В этом случае считают крутящий момент двигателя положительным, а момент сил сопротивления — отрицательным (рис. 35).
Рис. 35. Режимы работы механизмов крана: а, б, в — двигательный, г, д — тормозной
При опускании небольшого по массе груза, сила тяжести которого не может преодолеть даже момент внутренних сил сопротивления в механизме Мс, двигатель развивает положительный момент Млв, направленный в сторону движения груза (рис. 35,6). Такое опускание груза называют силовым. В случаях ограничения скорости опускания тяжелого груза (рис. 35, г) или передвижения крана (тележки) при наличии попутного ветра или уклона в сторону движения (рис. 35, д) двигатель противодействует движению и крутящий момент на валу ротора Млв противоположен направлению его вращения п, т. е. становится отрицательным, а Л1с, наоборот, положительным. Такой режим работы механизма называют тормозным (электрическое торможение). Очевидно, что крановое электрооборудование тоже работает в повторно-кратковременном режиме. Число включений и относительная их продолжительность существенным образом определяют надежность и долговечность его работы. На работоспособность электродвигателей крановых механизмов, кроме того, влияют переменные величины нагрузок и режимы их работы. По характеру нагружения электродвигателей различают две группы крановых механизмов: подъема груза, работу которого характеризует относительно небольшое время разгона (1…2 с) при соответствии номинальной внешней нагрузки и крутящего момента на валу двигателя; передвижения крана (грузовой тележки), работу которого отличают высокие значения инерционных нагрузок и достаточно большое время разгона (8… 10 с) при больших значениях пусковых моментов на валу электродвигателя и тока в его цепи. Крановое электрооборудование рассчитывают и выбирают с учетом режимов работы, установленных Правилами по кранам.
Допускаемые внешние нагрузки на электродвигатель зависят от температуры его нагревания, а следовательно, от режима работы.
Различают три основных номинальных режима работы крановых электродвигателей: – продолжительный, при котором двигатель работает в течение длительного времени без выключения и его температура при постоянной внешней нагрузке, соответствующей номинальной мощности, не превышает допускаемой температуры изоляции обмоток; – кратковременный с длительностью работы двигателя при постоянной внешней нагрузке в течение 10, 30, 60 и 90 мин с последующим перерывом в работе до полного остывания; – повторно-кратковременный (аналогично режиму работы крановых механизмов), представляющий собой повторяющиеся циклы работы двигателя при продолжительности цикла до 10 мин. Цикл состоит из двух этапов: включение двигателя — работа; выключение — пауза.
Режим работы электродвигателя характеризует величина ПВ, которая для механизмов кранов группы режима работы 1М…ЗМ равна 15%, 4М — 25% и 5М —40%, а также число включений двигателя в час (среднее за смену), соответственно равное 60, 120 и 240.
Книга: Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
Приложение 4. Определение группы классификации (режима) кранов и механизмов в целом
1. Группы классификации (режима) определяются в соответствии с требованиями ИСО 4301/1.
2 Группа классификации (режима) кранов в целом определяется по табл. 1 в зависимости от класса использования (U-U9) характеризующегося величиной максимального числа циклов за заданный срок службы, и режима нагружения (Q1-Q4).
2.1. Режим нагружения крана характеризуется величиной коэффициента распределения нагрузок Кр, определяемого по формуле
где Сi— среднее число рабочих циклов с частным уровнем массы груза Рi;
СT — суммарное число рабочих циклов со всеми грузами:
Рi— значения частных масс отдельных грузов (уровня нагрузки) при типичном применении крана;
Рmax — масса наибольшего груза (номинальный груз), который разрешается поднимать краном;
3 Группа классификации (режима) механизмов в целом определяется по табл. 2 в зависимости от класса использования механизма (Т-T9), характеризующегося общей продолжительностью использования механизма (в часах), и режима нагружения (L1-L4).
Группы классификации (режима) кранов в целом
ООО «Технекс» — Грузоподъемное оборудование под Ключ
Классификация грузоподъемных кранов и оборудования
Домкрат
Домкраты предназначаются для подъема груза на небольшую высоту (до 1 м) и делятся на винтовые, реечные, гидравлические и пневмогидравлические с ручным и электрическим приводом
Лебёдка
Лебедки служат для подъема, опускания и подтягивания грузов, а также для различных погрузочно-разгрузочных и монтажных работ. Лебедки изготовляются с ручным и электрическим приводом и бывают общего назначения, используемые как самостоятельные механизмы, и специальные (крановые), являющиеся частью механизмов кранов.
Ручные однобарабанные лебедки Ручные однобарабанные лебедки применяются при строительных и монтажных работах (ГОСТ 7014—74)
Электрические крановые лебедки применяются для подъема груза и стрелы.
Шпиль
Шпили применяют на железнодорожных путях для маневровых передвижений вагонов, на судах для подъема якорей, в портах и доках для подтягивания к берегу судов и др.
Тали и подвесные тележки
Тали предназначаются для подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов по однорельсовому пути. Управление подъемом груза и перемещением талей кнопочное. В зависимости
от привода тали разделяют на ручные и электрические.
Механизмы передвижения тали и подъема груза могут быть одно- и двухскоросрными.
Ручные тали
тали бывают- стационарными (подвесными) и передвижными, шестеренными и с червячным механизмом.
Грузоподъемность талей ручных: шестеренных (ГОСТ 2799—75)
0,25—8 т (табл. IV.1.6, рис. IV.1.1, а); червячных (ГОСТ 1106—74)
Электрические тали
Электрические тали выполняют в виде самостоятельных механизмов или как часть механизмов однобалочных мостовых,козловых и консольных кранов. Электрические тали общего
назначения (ГОСТ 22584—77) применяют для работы в помещениях и на открытом воздухе при температуре окружающей среды от—40 до 40 °С при условии защиты от непосредственного
воздействия дождя и снега. Во взрывоопасной среде применяют взрывозащищенные тали.
Мостовые краны
Мостовые краны являются основным грузоподъемным оборудованием производственных цехов, закрытых и открытых складов.
В качестве грузозахватного органа кранов служат: крюки, грейферы, электромагниты (мостовые краны общего назначения, захваты и другие специальные устройства (специальные мостовые
краны). Краны, предназначенные для обслуживания металлургических цехов, представляют группу металлургических кранов (мульдомагнитные, мульдозавалочные, литейные, краны для
раздевания слитков, колодцевые, ковочные, закалочные, с лапами и др.).
Грузоподъемность мостовых кранов достигает 500 т, пролеты —60 м, высота подъема — 50 м и в специальном исполнении — 600 м шахтный кран). Скорость (м/с): передвижения моста 0,5—2,5,
передвижения тележки 0,1—1, подъема груза до I.
Кабина управления располагается на мосту крана в месте, обеспечивающем наилучший обзор и безопасность работы крановщика, а при необходимости — на тележке или имеет возможность автономно перемещаться вдоль пролета крана. Кранами со скоростью передвижения до 1 м/с можно управлять с пола.
Применяют дистанционное управление, особенно при наличии трех механизмов. При редком использовании и малой грузоподъемности применяют краны с ручным приводом. Грузовые тележки,
а иногда и мосты (во взрывоопасной среде) могут иметь токоподвод в виде гибкого подвесного кабеля на передвижных поддержках.
Находят применение краны с гидроприводом .
На мосту крана могут располагаться две грузовые тележки на одном или двух путях. В случае ограничения габарита крана по высоте грузовая тележка перемещается внутри моста. Для
подачи груза за пределы пролета крана применяют тележки с поворотной стрелой или консольной фермой. В кольцевых зданиях краны перемещаются по кольцевым путям разного радиуса (краны
кольцевые, хордовые и др.).
Мосты кранов с грузовой тележкой выполняют двухбалочными (листовой и ферменной конструкции) или однобалочными, а с талью ручной или электрической — однобалочными (кран-балки).
Механизм подъема груза крюкового крана включает однобарабанную (при больших грузоподъемностях двух- и четырехбарабанную) лебедку со сдвоенным полиспастом
и расположением барабана обычно поперек моста. Для вспомогательных операций (в том числе ускорения подъема легких грузов) ставят второй механизм подъема.
При креплении крюка на специальной траверсе на ней можно устанавливать механизм вращения крюка. Подъемные лебедки могут быть размещены на поворотной раме с приводными колесами
(вращающиеся тележки).
При необходимости устранить качание груза (преимущественно для металлургических кранов, а также кранов-штабелеров) применяют жесткий подвес груза на подъемной колонне с
направляющими штангами.
Механизмы передвижения мостов выполняют с раздельным приводом (с каждой стороны моста), для малых пролетов — с центральным приводом. При больших мощностях привода в кранах ответственного назначения (например, металлургических) предусматривают по два механизма передвижения на каждой половине моста.
Механизмы передвижения грузовых тележек аналогичны механизмам передвижения мостов.
Ходовые колеса кранов выполняют двухребордными либо безребордными с горизонтальными направляющими роликами. В четырехколесных механизмах приводными являются два колеса. Ходовые колеса грузовых тележек выполняют двух- и одноребордными.
Мостовые краны общего назначения с электрическим приводом
К кранам общего назначения относятся крюковые краны с гибким подвесом груза, а также магнитные и грейферные краны, снабженные съемным электромагнитом или грейфером.
Крюковые однобалочные краны, имеющие в качестве грузовой тележки самоходную электрическую таль (кран-балки), могут быть опорными или подвесными.
Мостовые электрические однобалочные краны (кран- балки)
Мостовые электрические однобалочные краны (кран- балки) делятся на — опорные (с управлением из кабины); б — подвесные.
При грузоподъемности более 10 т подвесные краны выполняют двухбалочными со специальными грузовыми тележками, перемещающимися по нижним поясам несущих балок мостов. Общая
длина многопролетных кранов может достигать 100 м.
Двухбалочные краны
Грузовые тележки двухбалочных кранов выполняют преимущественно опорной конструкции. Они имеют один или два механизма подъема о крюковыми подвесками и механизм передвижения. Применяют грузовые тележки облегченной конструкции, имеющие меньшие массу и
габаритные размеры. В таких тележках барабан подъема располагается на одной оси с холостыми колесами механизма передвижения и выполняет роль поперечины, соединяющей продольные балки .
Грузовые тележки мостовых кранов
Грузовые тележки мостовых кранов делятся на опорные двухбалочного сплошнотенчатого моста, подвесные двухбалочных ферменных мостов,опорные однобалочных мостов, консольно-подвесные однобалочных мостов, консольные двухпутные, угловые одяобалочных мостов, угловые с наклонными ходовыми лесами.
Мостовые краны специального назначения
К этому типу относятся краны со специальными грузозахватными устройствами, грейферами, магнитами, клещами, лапами, а также краны, имеюшие особенности конструкции в связи со
спецификой обслуживаемого технологического процесса или оборудования, в частности кольцевые краны для обслуживания доменных печей, закалочные, литейные. В этом же параграфе дана
краткая информация о близких к ним по конструкции машинах, таких как стеллажные краны-штабелеры, мульдозавалочные машины, хотя они и не относятся к мостовым кранам.
Подавляющее большинство кранов специального назначения обслуживает непрерывные технологические процессы.
Краны-штабелеры мостовые и стеллажные
Краны-штабелеры мостовые и стеллажные используют для обслуживания складов. Режим работы
управляемых из кабины и автоматических кранов относится к группе 6К, а управляемых с пола — к группе 5К по ГОСТ 25546—82.Основными элементами кранов-шгабелеров являются мост, движущийся по подкрановым конструкциям, и тележка с вертикальной колонной или
рамой, по которой перемещается каретка, несущая грузозахватный орган и в необходимых случаях кабину крановщика.
Мостовые краны-штабелеры имеют механизмы передвижения крана и тележки, механизм подъема, а также поворота грузонесущего органа или его выдвижения. Вертикальная металлоконструкция
перемещается по путям, уложенным на полу, подвешенным к перекрытиям или установленным на стеллалжах. По этой металлоконструкции перемещается каретка с грузонесущим органом и
кабиной крановщика, если кран неавтоматический. Кроме механизмов передвижения крана и телел Радиоуправления TELECRANE. Первый импортер. Самые низкие цены в РБ. Скидки. Монтаж. Гарантия. Подробнее
Аренда контрольных грузов.
Для проведения динамических и статических испытаний грузоподъемных кранов компания ООО «Технекс» предлагает в аренду испытательные грузы. Грузы имеют вес от 50 кг до 1 тонны, что позволяет испытывать краны грузоподъемностью от 0,5 до 5,0 тонн включительно.
Демонтаж козлового крана в короткие сроки
В апреле месяце специалисты Технекс произвели демонтаж козлового крана грузоподъемностью 12,5 тонн. Работа по демонтажу крана была произведена в короткие сроки и заняла два рабочих дня (подготовка – один день + демонтаж – один день).
Аккредитация лаборатории неразрушающего контроля
Лаборатория неразрушающего контроля ООО «Технекс» аттестована в Национальном органе по аккредитации Республики Беларусь Государственном предприятии «БГЦА»