Какие бывают экскаваторы
Что представляет собой экскаватор и каким он бывает
Экскаватор — основной тип землеройных погрузочно-разгрузочных машин.
По принципу работы экскаваторы можно разделить на две крупные категории- многоковшоые (непрерывного действия) и одноковшовые (цикличного действия).
Как ясно из названия, рабочее оборудование экскаватора непрерывного действия включает несколько ковшей, непрерывно перемещающихся по замкнутой территории. В силу специфики применения таких экскаваторов, их обзор требует отдельной статьи. Здесь же мы ограничимся рассмотрением одноковшовых экскаваторов, как наиболее типичных представителей данного класса строительных машин.
Главные компоненты экскаватора:
Рабочее и силовое оборудование, система управления, поворотная платформа и трансмиссия.
Рабочее оборудование экскаваторов с прямой и обратной лопатой состоит из ковша (как правило), стрелы и рукояти. Рабочее оборудование экскаваторов с драглайном не имеет рукоти, а ковш подвешивается к стреле на канате с помощью упряжки. К рабочему оборудованию относятся также блоки, направляющие устройства и канаты, которые передают движения различным элементам рабочего оборудования. Помимо ковша разработано и другое навесное оборудование. Это грейфер (копающий или погрузочный), гидромолот (для разрушения бетонных и железобетонных конструкций и рыхления мерзлого грунта), гидроножницы (для разрушения и дробления железобетонных конструкций и резки арматуры), бревнозахват, кусторез, бетонолом, фрезерная головка (для вскрытия подземных коммуникаций, рыхления и планировки грунта), шнековый бур.
Если на экскаваторе может быть установлено хотя бы три вида сменного оборудования — прямая лопата, обратная лопата и драглайн, то такие экскаваторы называют универсальными. Обычно в их комплект сменного оборудования входят также грейфер и кран.
По типу привода экскаваторы делятся на два класса — с гибким (канатным) подвесом или с жестким подвесом (гидравлическим приводом).
Подвес с гидравлическим приводом позволяет фиксировать элементы рабочего оборудования в пространстве. Экскаваторы с жестким подвесом имеют значительные технологические, конструктивные и эксплуатационные преимущества по сравнению с экскаваторами с гибким подвесом.
По типу механизма передвижения экскаваторы делятся на колесные и гусеничные (траковые). Если стройка ведется в городской черте, предпочтительнее использовать колесные экскаваторы, в условиях бездорожья лучше ведут себя гусеничные.
В отдельную категорию экскаваторов можно выделить машины на автомобильном шасси.
На российском рынке представлены две группы экскаваторов на автомобильном шасси — классические) с шарнирно-сочлененным рабочим оборудованием) и телескопические. Конструктивные особенности позволяют телескопическим экскаваторам, использую ротацию ковша, подкапывать под трубами и производить зачистку не только горизонтальных и вертикальных поверхностей в ограниченных пространствах. Набор дополнительного рабочего оборудования делает экскаватор на автомобильном шасси универсальной машиной.
Экскаватор с механической лопатой.
По своему назначению и вместимости ковша механические лопаты подразделяются на универсальные (0,2-2 куб.м), карьерные и добычные (2-5 куб.м), карьерные и добычные (2-5 куб.м) и вскрышные (8-90 куб.м). Шире других используются два варианта конструкции механической лопаты. В одном из них основными узлами являются одноканатная двухбарабанная лебедка, рукоять и канатный напорный механизм, закрепленный на поворотной платформе. При опускании ковша поднимается противовес, и наоборот. В другом варианте используется трехканатная лебедка без противовеса. Стрела, рукоять и напорный механизм образуют особую конструкцию с промежуточным шарниром, чем обеспечивается независимость подвеса. Напорный механизм воздействует на двухзвенную рукоять, которая поддерживается и направляется подвижным жестким звеном.
Особенность вскрышных механических лопат — большие радиусы черпания и разгрузки (более 100 м) и большая вместимость ковша (более 90 куб.м). От малых универсальных и карьерных экскаваторов они отличаются конструкцией гусеничного хода — каждый из четырех углов основания экскаватора со вскрышной механической лопатой опирается на двухленточную тележку.
Экскаватор — драглайн.
Экскаватор — драглайн и обратная механическая лопата, в отличие от прямой лопаты, разрабатывают грунт ниже уровня машины. В драглайне ковш закреплен на подъемном канате, а черпание осуществляется его подтягиванием вторым, «тяговым» канатом. Ковш экскаватора врезается в грунт под тяжестью собственного веса, что позволяет разрабатывать даже крепкую породу, предварительно разрыхленную взрывом.
Большие драглайны устанавливают на шагающем ходу. Механизм «шагания» состоит из центральной опорной плиты, боковых лыж и механизма, приводящего их в движение (кулачкового или рычажного). Когда экскаватор опирается на плиту, лыжи приподняты и могут перемещаться. После их опускания экскаватор вместе с центральной плитой приподнимается, опирается на лыжи и перемещается. Благодаря тому, что лыжи закреплены на платформе и ее поворотом можно изменить направление померемещения, машина может двигаться даже в боковом направлении.
Экскаватор — драглайн, стрела которого заменена натянутым между двумя башнями канатом, несущим ковш, называется «башенным».
Такой драглайн может иметь «вылет стрелы» (расстояние между башнями) до 500 м. Ковш разгружается через дно, для чего ему часто придают серповидную форму, в противном случае разгрузкой управляет тяговый канат.
Экскаватор — струг.
Данный тип экскаватора предназначен в основном для земляных работ на железнодорожных путях и очистки их от снега. Путевые струги производят нарезку новых и чистку старых кюветов, оправку откосов выемок, насыпей и балластной призмы и т.д. В средней части экскаватора расположены два боковых крыла. Они состоят из подвижных частей — основной, кюветной и откосной, которые устанавливают по очертанию поперечного профиля пути. Перемещается струг локомотивом, от которого поступает также сжатый воздух для пневматической системы управления.
Экскаваторы — планировщики.
Экскаваторы — планировщики, как правило, изготавливают на базе автомобильного шасси. Занимая не большую долю рынка экскаваторы — планировщики выполняют планировку откосов насыпей и выемок земляного полотна. Причем объем таких работ велик, поскольку любая дорога, как правило, идет в насыпи или в выемке, и высота откосов доходит до 12 м. Если 2-2,5 м может обеспечить автогрейдер, то большую высоту — только экскаватор — планировщик. Кроме откосов землеполотна дороги, планировочные работы выполняются на подходах к мостам, путепроводам и другим искусственным сооружениям. Экскаваторы — планировщики выручают даже при переменной геометрии откоса. Устойчивость машины в процессе работы обеспечивается аутригерами (опорами).
Траншейные экскаваторы.
Траншейные экскаваторы классифицируют по следующим основным признакам: по типу рабочего оборудования — на цепные (ЭТЦ) и роторные (ЭТР); по способу соединения рабочего оборудования с базовым тягачом — с навесным и полуприцепным оборудованием; по типу ходового устройства базового тягоча — на гусеничные и пневмоколесные; по типу привода — с механическим, гидравлическим, электрическим и комбинированным приводом. Траншейные экскаваторы предназначены для разработки траншей под магистральные трубопроводы в различных грунтах. Также эти экскаваторы могут использоваться при рекультивации земель, на присыпке дна траншей и засыпке их разрыхленным грунтом, на мелиоративных работах, на строительстве и ремонте дорог.
Мини — экскаваторы.
Как ни странно, этот класс машин появился в России только в последние годы. Экскаваторы малой мощности используются при незначительных объемах земляных работ, а также при вспомогательных и подготовительных работах — валке и крчевке леса, забивке свай, уплотнении дорожных покрытий, монтажных и погрузо — разгрузочных работах. Современные мини — экскаваторы этого класса исполнены в классической компоновке. На них применяется гусеничный или пневмоколесный ход, а в качестве рабочего оборудования, как правило, используется обратная механическая лопата с возможностью поворота стрелы в горизонтальной плоскости. Кроме того, современные мини — экскаваторы оснащаются бульдозерным отвалом для расчистки площадки и повышения устойчивости, а по требованию заказчика — сменными ковшами, буровыми штангами и гидромолотами. В общем, при незначительных объемах земляных работ мини — экскаваторы незаменимы.
Наши группы в Telegram, Viber, WhatsApp. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!
Области применения речных экскаваторов и описание разных типов погрузчиков — рассмотрим детально
Техника эта была известна еще во времена Леонардо да Винчи, но представляла собой упрощенную модель. Благодаря прогрессу машины стали более совершенными, а виды экскаваторов и их модификации позволяют использовать строительную технику не только для разрабатывания грунта.
Самые популярные сферы применения экскаваторов-погрузчиков:
- Строительные работы любой сложности.
- Дорожные работы всех видов.
- Прокладывание коммуникаций всех типов (водопровод, газопровод, канализация).
- Погрузка-выгрузка сыпучих, твердых и нестандартных материалов.
- Копание котлованов под плиточный тип фундамента.
- Копание траншей под ленточные фундаменты.
- Выравнивание поверхностей, планирование грунта.
- Демонтаж старых ненужных сооружений.
- Корчевание пней.
- Разнообразные сельскохозяйственные работы.
С каждым днем производители спецтехники изготавливают все больше разновидностей экскаваторов-погрузчиков. Выбор данной спецтехники сейчас очень велик, но ее можно сгруппировать по некоторым критериям.
Какие бывают экскаваторы по эксплуатационному назначению
Проводится классификация экскаваторов и по их функциональному назначению. Эти машины снабжаются специальными приспособлениями под каждый вид работ:
- классической является модель, выполняющая земляные и погрузочные процессы; такая техника оснащена механической лопатой;
- траншейная техника незаменима при прокладке магистральных трубопроводов, при рекультивации земель и на мелиоративных работах;
- струги необходимы для расчистки железнодорожных путей от снега;
- на работах с грунтом, расположенным ниже уровня поверхности, на которой размещена техника, применяют драглайны;
- с помощью планировщиков делают выемки в земляном полотне и формируют насыпи.
Наряду с машинами классических размеров, отлично функционируют и мини-экскаваторы. Они незаменимы на небольших участках, где землеройные действия выполняются малыми объемами.
Особенные преимущества
Экскаватор-погрузчик сочетает в себе свойства двух видов спецтехники – фронтального погрузчика и экскаватора. Техника предназначена для выполнения многих видов работ. Большой ассортимент различного навесного оборудования позволяет сделать из экскаватора- погрузчика универсальную машину для выполнения землеройных, погрузочных и разгрузочных работ. Навесное оборудование приносит огромную прибыль владельцам данного вида спецтехники. Грамотно подобранные запчасти для экскаватора-погрузчика позволяют продлить срок эксплуатации машины. Малые размеры и высокая маневренность позволяют использовать эту спецтехнику в местах с ограниченным рабочим пространством. Легкость в управлении и приличная скорость делают эту спецтехнику незаменимой. Широкие колеса запросто справляются с грязью на строительных площадках.
Экскаваторы-погрузчики могут оснащаться и экскаваторным ковшом, и погрузочным. Дополнительное оборудование превращает такой вид спецтехники в машину универсал. Запчасти для спецтехники ведущих мировых производителей позволят увеличить срок эксплуатации машины и обеспечить надежную и легкую работу. Наличие у техники гидробура позволяет использовать ее при установке свай, опор, при посадке деревьев, а также при рытье колодцев. Грейфер применяется в труднодоступных местах. Гидравлические ножницы – при спасательных и демонтажных работах. Экскаваторы-погрузчики оснащаются при использовании во время уборки улиц. Запчасти для двигателей VM Motori можно удобно заказать на нашем сайте.
Классификация экскаваторов по типу ходовой части
Экскаваторы применяются для прокладки магистралей, планировки территорий, расчистке железнодорожных путей от снега. Некоторые приспособления позволяют превратить землеройную машину в погрузочно-разгрузочную технику и даже использовать в подземных шахтах.
Многообразие спецтехники благодаря различным факторам разделяют на виды. Классификация экскаваторов проводится по нескольким направлениям. Но в первую очередь выделяют машины по типу ходовой части, определяющей место применения техники:
Виды экскаваторов по типу ходового устройства
- на автомобильных и тракторных шасси базируют колесный экскаватор. Технику от других типов отличает скорость перемещения и мобильность;
- высокую производительность обеспечит гусеничный экскаватор на металлическом, резиновом или комбинированном ходу. Продуктивно работают на рыхлых грунтах, но к месту действий приходится доставлять на вспомогательной технике;
- среди землеройной техники выделяются и шагающие модели, перемещающиеся посредством опорных лап или башмаков. Некоторые из них оснащены стрелой (драглайном);
- шагающие экскаваторы задействованы в горных разработках и добывающей промышленности;
- модели, устанавливаемые на платформах, называют железнодорожными, и применяют их исключительно для работ на ж/д путях и прилегающей к ним территории;
- имеются также экземпляры, работающие на воде – это плавучие модели, закрепленные на понтонах. С помощью данной техники производят чистку водоемов или добывают со дна песок, а также используют для расширения речных русел.
Все экскаваторы созданы для работ в определенных условиях. Это позволяет обеспечить высокую производительность каждого технологического процесса.
Экскаваторы могут применятся во многих земельных работах
Грузоподъемность и мощность
Диапазон мощности всех экскаваторов погрузчиков находится в диапазоне 47-81 кВт, что в лошадиных силах будет составлять от 65 до 110 л. с. На грузоподъемность имеет влияние не только мощность, но и другие характеристики. Все виды экскаваторов-погрузчиков можно разделить по размеру и весу на легкие, средние, тяжелые и большегрузные.
Малогабаритные (еще их называют легкими) экскаваторы имеют очень малый вес, который составляет от 500 килограмм до 2 тонн. Данный вид техники используется в условиях ограничения пространства. Это могут быть узкие проулки и любые места, куда более крупная техника не сможет либо заехать, либо работать.
Вес средних экскаваторов-погрузчиков находится в диапазоне 2-4 тонн, а больших – 4-10 т. Оба вида активно используются на строительных площадках, во время проведения дорожных работ, для рытья траншей под коммуникации.
Основная область применения большегрузных экскаваторов (их вес более 10 тонн) – это большие карьеры и стройплощадки с большими земляными работами.
Модельный ряд экскаваторов-погрузчиков
Классификации экскаваторов-погрузчиков
В зависимости от различных параметров существует несколько типов экскаватора-погрузчика.
По показателям грузоподъемности есть следующие виды таких машин:
- с легкой грузоподъемностью – до 2 т;
- со средней грузоподъемностью – от 2 до 4 т;
- с тяжелой грузоподъемностью – от 4 до 10 т;
- с большой грузоподъемностью – свыше 10 т.
По виду несущих шасси экскаватора можно выделить такие машины:
По виду и размерам рамы:
- с жесткими рамами;
- с сочлененными рамами;
- мини-экскаваторы.
В зависимости от стороны погрузки и разгрузки:
- с фронтальной разгрузкой;
- боковой;
- задней.
По количеству ковшей:
Все эти характеристики необходимо учитывать при выборе нужной модели техники, подходящей для выполнения определенного объема и вида работ.
Оснащение
Самые основные элементы всех видов экскаваторов-погрузчиков – это два ковша: погрузочный и экскаваторный. Погрузочные ковши, в свою очередь, можно разделить на ковши с грейферными челюстями и без челюстей. Обычный ковш без наличия челюстей выполняет функцию перемещения грузов и отвала. Ковш с наличием грейферных челюстей используется в качестве захвата, скрепера и подъемника.
Существуют и разновидности экскаваторных стрел, которые могут крепиться к кузову фиксированным методом, или же с помощью специальной каретки. Стрелы на каретке – более удобные в использовании, ведь стрела может смещаться в стороны относительно своей ости. Но из-за сложности механизма, стоимость таких экскаваторов-погрузчиков гораздо выше.
Данные ковши – это стандартное оборудование любого экскаватора погрузчика. Но экскаваторы-погрузчики оснащаются еще и дополнительным оборудованием.
Виды дополнительного оборудования:
- гидромолоты, которые в зависимости от размеров и мощности способны разбивать довольно-таки твердые породы камня;
- разнообразные специфические захваты, с помощью которых перемещают конкретные определенные грузы;
- вилки для поддонов предназначены для поднятия грузов на поддонах;
- специальное оборудование, с помощью которого перемещают волокнистые и длинномерные типы грузов;
- нестандартное оборудование, которой изготавливается только под заказ.
Тип управления
По типу управления все экскаваторы-погрузчики можно разделить на два вида: рычажные и джойстиковые. Управление первого вида производится с помощью нескольких рычагов. Во втором случае – джойстиком. Если сравнивать глобально, то управление с помощью джойстика является более легким и максимально точным. Но есть некоторые экскаваторщики-виртуозы, которые отдают предпочтение рычагам. Это, обычно, люди старшего поколения.
Это только основные характеристики экскаваторов-погрузчиков, с помощью которых каждую единицу техники можно отнести к тому или иному виду. Но каждый производитель добавляет своим экскаваторам-погрузчикам дополнительные функции, которые делают технику более удобной в конкретных целях.
Такое большое разнообразие экскаваторов-погрузчиков еще раз подтверждает, что необходимо очень ответственно подходить к выбору данного вида спецтехнике. Важно помнить, что нет универсального экскаватора-погрузчика, который мог бы максимально эффективно копать котлованы, траншеи, разгружать все типы грузов и ровнять поверхности. Для каждой цели необходимо подбирать свою технику. Только в таком случае работы будут производиться максимально качественно и в кратчайшие сроки.
Виды экскаваторов: бесконечное разнообразие
Землеройные работы – одни из самых трудоемких и самых необходимых во все времена. Машины, снабженные специальным рабочим органом для копания – ковшом и предназначенные для выемки и перемещения грунта и/или полезных ископаемых, известны с глубокой древности; их конструировал еще Архимед. Римляне назвали их экскаваторами, от excavao– долбить, делать полость, углубление.
Во времена Великого Леонардо экскаватор не был гениальным прозрением – их использование при фортификации и для расчистки и углубления каналов в Венеции было обычным делом. Тогдашние экскаваторы приводились в действие силой людской или тягловых животных. На Восток идею экскаватора привез Марко Поло, за что заслужил особое благоволение пятого монгольского великого кагана и одновременно первого императора китайской династии Юань Хубилая.
Первый экскаватор с механическим – паровым – двигателем изготовил американский инженер Джеймс Отис (James Otis) в 1843 г. Отис был прямым потомком одного из «отцов нации», тоже Джеймса Отиса, выдвинувшего принцип: «Нет налогов без представительства», под которым и началась война за независимость США.
Экскаватор Отиса был мощностью в 15 л.с., давал производительность в 40-50 куб. м в час (что весьма и весьма неплохо для такой мощности и по современным представлениям) и заменял 50 опытных сильных землекопов. Один из первых экскаваторов сохранился, в довольно-таки поврежденном состоянии, и выставлен в музее.
Первые паровые экскаваторы тут же нашли применение на тогдашних стройках века: Суэцком канале и Николаевской железной дороге в России. Впрочем, казенные подрядчики оказались не в восторге от них: крепостные работники и колодники-арестанты обходились дешевле. Все 4 машины в 1848 г. были проданы на Урал Демидовым, где тут же показали высокую эффективность на вскрышных работах. Именно появление на Урале экскаваторов Отиса дало толчок развитию там тяжелого машиностроения.
Экскаваторы в наши дни
Сейчас экскаватор – самый распространенный, самый продаваемый и самый окупаемый вид спецтехники. Есть экскаваторы, которые четверо взрослых мужчин могут переносить руками, и экскаваторы составляют тройку самых грандиозных сухопутных машин. Кстати, широко распространенное мнение, что самые большие экскаваторы – шагающие, неверно. Все три механических титана: Bagger 288, Bucyrus-Erie 1850-В «Big Brutus» и Marion 6360 «Captain» – гусеничные самоходные машины, причем два последних одноковшовые. «Кэптен» уже на пенсии, но еще жив – выставлен в техническом музее штата Арканзас, а «Баггер» с «Брутом» до сих пор работают. Самый легонький из них тянет на 12 тыс. тонн.
Экскаваторы выполняют самые разнообразные работы в самых различных условиях. Все виды экскаваторов вряд ли известны даже опытному инженеру-механику. Вы слышали о специальных экскаваторах для снятия верхнего плодородного слоя грунта? О подземных экскаваторах? О подводных донных экскаваторах? Все такие есть и работают.
Тем не менее, абсолютно доминирующий вид могучих, послушных и полезных «эксказавров» – универсальные строительные экскаваторы, одноковшовые, с гидроприводом, ломающейся стрелой, на гусеничном или пневмоколесном ходу. Именно они прежде всего ассоциируются со словом «экскаватор».
Универсальные экскаваторы чаще всего снабжаются бульдозерным отвалом и тогда представляют собой экскаватор-бульдозер. Нередко вместо отвала может навешиваться перегрузочный ковш на вилке, движущейся в вертикальной плоскости. Тогда получается экскаватор-погрузчик. Есть и специальные экскаваторы-погрузчики, у которых другого дела нет, как загребать спереди и швырять за спину.
Классификация экскаваторов
Описать все виды экскаваторов и «разложить по полочкам» озадачило бы и самого Линнея. Экскаваторы разделяют на типы по разным критериям, и следует учесть, что каждая конкретная машина присутствует в нескольких из них.
По назначению
- Универсальные – уже описаны.
- Экскаваторы-погрузчики – с опрокидывающимся ковшом-коробом (описаны выше), с ковшом-лопатой цельным и с откидным днищем, с грейфером, с транспортером и бункером-дозатором. Экскаваторы-погрузчики отличаются от прочих тем, что высыпают отмеренную по весу или объему порцию грунта, не превышающую грузоподъемности средств вывоза.
- Карьерные – вскрышные и добывающие.
- Специальные – железнодорожные, болотные, спасательные, экскаваторы-разрушители, подземные, подводные и т.д., и т.п.
По мобильности
- Самоходные – могут самостоятельно перемещаться с объекта на объект.
- Полусамоходные – могут сами перемещаться в пределах рабочей зоны.
- Ограниченно-самоходные – могут перемещаться по специально проложенным путям, напр. по железнодорожным рельсам.
- Полноповоротные.
- Неполноповоротные.
По типу ходовой части
- Навесные – на колесные и гусеничные, тракторные и автомобильные шасси.
- Пневмоколесные.
Примечание 1: эрлифт – устройство для подъема мягкого и сыпучего грунта с больших глубин. В трубу возле ее нижнего конца вдувается воздух, пузыри тянут за собой воду, а получающийся подсос втягивает грунт. Чем глубже эрлифт, тем он эффективнее. Для разработки залежей железо-марганцевых конкреций в Тихом океане разработаны эрлифты с рабочей глубиной до 6 км. Трубу, чтобы не порвалась, поддерживают пояса поплавков.
По приводу рабочего органа
- Механические – уже почти в прошлом.
- Гидравлические – самые распространенные.
- Дизель-электрические – тяжелые и особо тяжелые автономные.
- Электрические – сверхтяжелые с питанием от ЛЭП.
По рабочему циклу
- Непрерывного действия – роторные многоковшовые, с дисковой или цилиндрической (фронтальной) фрезой, с зубчатой цепью (траншейные).
- Циклического действия (одноковшовые).
Классификация одноковшовых циклических экскаваторов
Одноковшовые экскаваторы – самые распространенные, самые многочисленные, самые универсальные и самые разнообразные одновременно. Они, так сказать, царство в царстве. Поэтому их классификация – предмет особого разговора.
По номеру размерной группы
- 0 – особо легкая: до 3 т, 10-40 л.с., ковш до 0,1 куб.м.
- 1 – легкая-1: 5-6 т, 30-50 л.с., 0,15-0,4 куб.м.
- 2 – легкая-2: 8-9 т, 40-60 л.с., 0,25-06 куб.м.
- 3 – средняя-1: 10-12 т, 50-80 л.с., 0,3-1,0 куб.м.
- 4 – средняя-2: 19-30 т, 80-130 л.с., 0,65-1,6 куб.м.
- 5 – тяжелая-1: 30-40 т, 100-200 л.с., 1,2-2,5 куб.м.
- 6 – тяжелая-2: 55-60 т, 200-350 л.с. 1,6-4,0 куб.м.
- 7 – особо тяжелая-1: 80-100 т, 300-500 л.с., 2,5-6,3 куб.м.
- 8 – особо тяжелая-2: 100-160 т, 400-800 л.с., 5-10 куб.м.
Экскаваторы тяжелее 8 группы считаются сверхтяжелыми и проектируются по индивидуальным ТУ.
По типу несущей ковш конструкции
- Качающаяся мачта – жесткая ажурная конструкция. Чаше всего к мачте на тросах подвешивают волочащийся ковш. Опрокидывание ковша осуществляется тоже тросами. Такая конструкция называется драглайном. Применяется в карьерных шагающих экскаваторах, вскрышных и добывающих. Но грейфер плавучего экскаватора или экскаватора-погрузчика тоже может быть подвешен на мачте.
- Телескопическая стрела устроена аналогично стреле автокрана. В экскаваторах применяется редко, там, где нужна повышенная жесткость стрелы при однообразном характере работы.
- Шарнирная стрела. Именно ее использовал Отис. Громоздка, тяжела, но прочна и подвижна. Применяется в тяжелых и особо тяжелых машинах.
- Ломающаяся стрела. В сочетании в гидроприводом используемся в большинстве универсальных экскаваторов.
По типу рабочего органа
- Ковш.
- Ковш с откидным днищем.
- Ковш – прямая лопата.
- Ковш – обратная лопата.
- Грейфер.
- Перегрузочный ковш (короб).
Примечание 2: Ковш вгрызается в грунт, ковш-лопата его загребает. Грейфер, состоящий из двух шарнирно соединенных половин, раскрытым опускают на грунт, при подъеме он захватывает грунт и захлопывается. Грейфер применяют на рыхлых и жидких грунтах. Короб загребает уже разрыхленную землю сбоку.
Мини-экскаваторы
Типичный мини-экскаватор – это внекатегорийный одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу с ломающейся стрелой и гидроприводом рабочего органа, массой до 1,5-1,7 т, с двигателем 10-20 л.с. и ковшом до 0,15 куб. м. Бульдозерным отвалом они если и оснащаются, то «для лишь бы было»: тягового усилия недостаточно для бульдозерных работ. Зато оснащаются обширным комплектом дополнительного оборудования (см. ниже).
Есть среди мини и совсем малютки, с двигателем до 50 куб.см. Для управления такими не нужны разрешения, права, удостоверения тракториста. Купил – и пользуйся.
Несмотря на трудности транспортировки (ПДД не пускают любые гусеничные машины на дороги общего пользования с твердым покрытием), мини-экскаваторы благодаря своей экономичности, универсальности и способности работать в самых стесненных условиях, приобретают все большую популярность в мелком строительстве.
Что еще может экскаватор
У многих экскаваторов с рабочим гидроприводом можно вместо ковша навешивать гидромолот, гидроперфоратор, ножницы, бур, вилы, зажим/захват, рыхлители, зуб-долото и т.д. Так что одноковшовый экскаватор с ломающейся стрелой – удивительно универсальная машина.
Какие бывают экскаваторы
Экскаваторами называют группу машин, предназначенных для одновременного осуществления землеройных и погрузочно-разгрузочных работ. На сегодняшний день это основной вид техники, используемый в подобных работах.
По принципу действия эти машины можно разделить на две группы: непрерывного действия (многоковшовые) и цикличного действия (одноковшовые).
Многоковшовые экскаваторы обеспечивают непрерывный процесс забора и погрузки грунта. Как правило, они используются совместно с конвейером, который транспортирует постоянно высыпающийся на него грунт на грузовую машину или укладывает в валы. Такие экскаваторы используются на объектах, где требуется постоянное перемещение грунта, к примеру, при строительстве дорог.
Гораздо чаще используются в строительстве экскаваторы цикличного действия. К примеру, на сайте http://www.td-v.ru/exkavator/ представлены одноковшовые экскаваторы самой разной мощности и с разным объёмом ковша. Эти машины отличаются высокой производительностью, а благодаря возможности использования различного навесного оборудования их можно считать практически универсальными.
Экскаваторы также различаются по типу ходовой части. Среди них различают:
- Колёсные, которые базируются на тракторном или автомобильном (автомобили высокой проходимости) шасси. Эти экскаваторы отличаются хорошей мобильностью и высокой скоростью перемещения.
- Гусеничные, снабжённые резиновыми, резино-металличскими или металлическими гусеничными шасси. Основным преимуществом этих машин является высокая проходимость. К примеру, они незаменимы на рыхлых грунтах. К месту работы их, как правило, доставляют при помощи вспомогательной техники.
- Шагающие, передвигающиеся при помощи специальных опорных башмаков или лап. Основная сфера их использования — разработка горных пород, добыча полезных ископаемых. Часто они оснащаются стрелой (драглайном).
- Железнодорожные, их устанавливают на железнодорожных платформах и используют для работ в непосредственной близости от ЖД полотна.
- Плавучие, эта техника фиксируется на понтонах. Используют её для углубления русла реки, очистки водоёма или добычи песка со дна.
Кроме того, экскаваторы могут различаться и по функциональности. Существуют следующие разновидности экскаваторов:
- С механической лопатой – классическая модель, осуществляющая землеройно-погрузочные работы.
- Экскаватор драглайн работает с грунтом, находящимся ниже уровня самой машины.
- Экскаватор-струг расчищает снег на железнодорожных путях.
- Экскаватор-планировщик работает над планировкой насыпей и выемок на земляном полотне.
- Траншейный экскаватор осуществляет разработку траншей для магистральных трубопроводов, используется при мелиоративных работах, засыпке траншей, рекультивации земель.
- Мини-экскаватор используется для выполнения земляных работ небольшого объёма.