4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие бывают экскаваторы по эксплуатационному назначению

Виды экскаваторов — классификация и назначение

На всех этапах строительных работ применяется специализированная техника, в число которой входит все многообразие видов экскаваторов. Данный тип землеройных машин разработан для выполнения разнообразных работ по копанию грунта, дроблению твердых составов и покрытий.

Все экскаваторы классифицируются по разного рода факторам с целью удобства выбора техники для выполнения конкретной задачи.

Классификация экскаваторов по типу ходовой части

  • Сухопутные модели техники способны выполнять работы на суше. Выделяют гусеничные и пневмоколесные сухопутные экскаваторы. Первые способны работать с грунтом на большой глубине. Пневмоколесные подойдут для объектов, где нет необходимости в слишком больших погружениях в грунт.
  • Плавучие экскаваторы работают в водных пространствах с использованием землечерпательных снарядов.
  • Для выполнения работ с использованием железнодорожных путей используются рельсовые экскаваторы.
  • На объектах, имеющих ярко выраженные особенности рельефа, применяется техника на специальном шасси, которое, например, позволяет работать на крутых склонах.
  • Вездеходное шасси объединяет возможности экскаватора работать на понтоне и на суше.
  • Комбинированное шасси позволяет синтезировать несколько типов шасси. Так, например, есть экскаваторы пневмоколесного типа, оборудованные опускаемыми парами железнодорожных колес.

Классификация экскаваторов по принципу работы

Оборудование циклического действия

В данную группу входят одноковшовые экскаваторы, которые выполняют задачи по работе с грунтом последовательно. Такие модели могут работать с разными типами грунта, включая смешанные составы с включением каменных твердых пород. По причине универсальности они используются чаще.

Одноковшовые циклические экскаваторы могут работать с разными типами дополнительного оборудования.

  • Модели с прямой лопатой применяются для работы с грунтом, уровень которого выше уровня стоянки техники. Прямая лопата хорошо работает с разными типами грунта, а также способна качественно выполнить погрузку и выгрузку материалов.
  • Модели с обратной лопатой используются для работы с грунтом, уровень которого ниже уровня стоянки техники. Такая техника копает грунт по направлению к экскаватору. Они применяется для отсыпки земляных насыпей, рытья котлованов, траншей.
  • Модели с драглайном представляют собой технику, оборудованную ковшом, размещенным на канате и подвешенном к стреле. Такой экскаватор может работать на большой глубине и отличается высокой маневренностью.
  • Модели с грейфером нашли применение в основном для выполнения подводных работ. Также они используются для погрузки материалов, рытья котлованов.
  • Модели с телескопическим оборудованием подходят для работы на объектах, имеющих наклонную поверхность. Даже при слишком резком наклоне такой экскаватор может двигать ковш максимально прямолинейно. С помощью такой техники осуществляется быстрое и точное выравнивание наклонных территорий.

Оборудование непрерывного действия

В данную группу входят экскаваторы с несколькими ковшами. Такая техника способна одновременно выполнять и задачи копания, и перемещения материалов. Наиболее распространенные варианты экскаваторов данного типа — роторный и траншейный.

Преимущество непрерывных экскаваторов заключается в скорости их работы. Но многоковшовый экскаватор сможет работать только с более-менее однородными грунтами. Если этот параметр соблюдается, то техника данного класса оперативно способна решить задачи по рытью канав, траншей.

Оборудование вакуумно-всасывающего типа

В данную группу входит техника, способная путем всасывания удалить с объекта песок, воду, газы, камни. Применяются такие экскаваторы при работе с подземными коммуникациями, для очистки территории от загрязнений любого типа.

Классификация экскаваторов по назначению

Экскаваторы циклического действия разделяют на:

  • универсальные строительные (способны работать с любыми грунтами и решать широкий перечень задач);
  • карьерные (в основном применяются в карьерах для работы с ископаемыми);
  • вскрышные (используются на открытых месторождениях).

Экскаваторы непрерывного действия разделяют на:

  • карьерные (используются для добычи нерудных материалов в карьерах)
  • ирригационные (применяются для рытья каналов);
  • траншейные (разработаны для быстрого рытья траншей).

Классификация экскаваторов по типу двигателя

Дизельные

Экскаваторы данного типа мобильны в работе, но их использование требует расходов на топливо. Неэкомичность компенсируется возможностью быстро перемещать технику с одного объекта на другой.

Электрические

Этот класс экскаваторов менее затратен в отношении ресурса питания, но не отличается мобильностью. Если есть возможность надолго прикрепить технику к одному строительному объекту, то используется именно техника электрического типа.

Экскаваторы-погрузчики

Глубина копания5,46 м.
Объем ковша1,0 м 3
стоимость аренды11000 р.

Глубина копания4,87 м.
Объем ковша1,03 м 3
стоимость аренды (7+1)11000 р.

Глубина копания5,35 м.
Объем ковша1,0 м 3
стоимость аренды (7+1)11000 р.

Колёсные экскаваторы

Глубина копания6,23 м.
Объем ковша0,9 м 3
стоимость аренды9600 р.

Глубина копания6,0 м.
Объем ковша0,93 м 3
стоимость аренды (7+1)9600 р.

Глубина копания6,38 м.
Объем ковша0,8 м 3
стоимость аренды (7+1)9600 р.

Гусеничные экскаваторы

Глубина копания6,2 м.
Объем ковша0,7 м 3
стоимость аренды (7+1)10000 р.

Глубина копания6,6 м.
Объем ковша1,2 м 3
стоимость аренды10800 р.

Глубина копания8,2 м.
Объем ковша1,85 м 3
стоимость аренды13000 р.

© 2009 – 2019 Rentatex
Аренда экскаваторов и специальной техники

109316, г. Москва, метро Волгоградский проспект,
Остаповский проезд, дом 9, строение 15
схема проезда

Заполните форму и наш менеджер свяжется с Вами в удобное для Вас время!

Внимание! Поля со звездочками обязательны для заполнения!

Заполните форму и наш менеджер свяжется с Вами!

Внимание! Поля со звездочками обязательны для заполнения!

Назначение, область применения и классификация экскаваторов

Экскаватором называется землеройная машина, предназначенная для разработки (копания и перемещения) грунта, легких горных пород в массиве или скальных в раздробленном состоянии.

Экскаваторы применяются для выполнения более половины земляных работ при строительстве промышленных и гражданских зданий и сооружений, автомобильных и железных дорог, аэродромов, гидротехнических систем и нефтепроводов, в карьерах при добыче строительных материалов и полезных ископаемых. С их помощью отрывают котлованы, траншеи, каналы, а также разрабатывают выемки и насыпи и отделывают откосы и стенки.

В дорожных войсках экскаваторы являются основной землеройной машиной, применяются самостоятельно и в составе комплектов и комплексов землеройно-транспортных машин для строительства и восстановления земляного полотна, возведения насыпей и сооружения выемок, при выполнении заградительных, карьерных и погрузочно-разгрузочных работ, для инженерного оборудования районов, участвуют в работе отрядов обеспечения движения.

Рабочий процесс экскаваторов состоит из отделения грунта от массива – копания, транспортировки грунта к месту разгрузки, разгрузки и возвращения рабочего органа в положение для нового копания.

Все экскаваторы в зависимости от времени рабочего процесса делят на две большие группы: непрерывного действия – многоковшовые; периодического (циклического) действия – одноковшовые.

Многоковшовые экскаваторы обе операции (копание грунта и его перемещение) выполняют одновременно; одноковшовые – последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта. Таким образом, рабочее время машины, в течение которого выбирают грунт, и производительность многоковшовых экскаваторов выше, чем одноковшовых. Применение многоковшовых экскаваторов ограничено особенностью их конструкции. В основном применяются при рытье траншей и добыче нерудных материалов в карьерах с однородными грунтами без каменных включений.

Одноковшовые экскаваторы являются универсальными и имеют более широкую область применения:

применяются для разработки грунтов как выше, так и ниже уровня площадки установки экскаваторов;

используются для земляных, погрузочно-разгрузочных и других видов работ, для чего комплектуются несколькими видами сменного рабочего оборудования;

Читать еще:  Предназначение шагающих экскаваторов

применяются для разработки грунтов I-II категории без предварительного рыхления забоя, грунтов III-IV категории, в том числе мерзлых и скальных грунтов, с предварительным рыхлением забоя взрывом или с помощью рыхлителей;

используются в стеснённых условиях, при разработке грунта под водой, выгружая его в транспортные средства или в отвал.

Промышленность изготавливает различные типы экскаваторов, которые классифицируются по способу перемещения, по типу применяемого основного двигателя, по приводу механизмов, по типу силовых передач, по типу системы управления, по конструкции ходового устройства, по углу поворота поворотной платформы, по конструкции исполнения рабочего оборудования.

По способу перемещения экскаваторы бывают сухопутными и плавучими. Сухопутные экскаваторы делятся на самоходные и перемещаемые тягачом на буксире или прицепе как без разборки, так и с демонтажем отдельных элементов.

По типу применяемого основного (первичного) двигателя современные экскаваторы выпускаются с дизельными или электрическими двигателями. Дизельные двигатели используются на экскаваторах, которые приходится часто перемещать с места на место (на строительстве автомобильных и железных дорог, строительстве нефтепроводов и т. д.). Электрические двигатели используются на экскаваторах, постоянно работающих в одном месте (например, в карьерах). Они проще и дешевле в эксплуатации.

По приводу механизмов различают экскаваторы одномоторные, у которых все рабочие механизмы запускаются одним или несколькими двигателями, работающими на один вал, и многомоторные, у которых каждый рабочий механизм приводится в действие отдельным (индивидуальным) двигателем.

По типу силовых передач движения от двигателя к рабочим механизмам строительные экскаваторы делятся на механические, гидравлические и электрические.

У механических экскаваторов движение передается непосредственно от первичного двигателя ко всем механизмам с помощью валов, шестерен, червячных пар, цепных и других механических передач (механическая трансмиссия).

У гидравлических экскаваторов роль трансмиссии выполняют гидронасос (один или несколько), трубопроводы и гидродвигатели (гидромоторы или гидроцилиндры).

Электрический тип силовой передачи отличается от гидровлического типа видом силовых механизмов – электрогенератор, силовые электросети, электродвигатель (один или несколько).

По типу системы управления различают экскаваторы с рычажно-механическим, пневматическим, гидравлическим, электрическим и комбинированным (электропневматическим, электрогидравлическим) управлением. Рычажно-механическое управление из-за большого количества недостатков на большинстве машин заменено пневматическим или гидравлическим. Пневматическое управление устанавливают на машинах с одномоторным приводом и механической трансмиссией. Гидравлическое и электрическое управление используют при соответствующих видах привода.

По конструкции ходового устройства сухопутные экскаваторы подразделяются на гусеничные, пневмоколесные, шагающие (последние применяют только в одноковшовых экскаваторах).

Ходовое устройство воспринимает и передает на основание (грунт) нагрузки от массы машины и нагрузки, возникающие при работе, а также обеспечивает передвижение экскаватора.

Ходовое устройство экскаваторов бывает следующих типов: Г – гусеничное с минимально допустимой опорной поверхностью гусениц; ГУ – гусеничное (уширенное) с увеличенной опорной поверхностью гусениц, предназначенное для работы на грунтах с низкой несущей способностью; П – пневмоколесное, позволяющее увеличить мобильность экскаватора, облегчить и ускорить его переброску собственным ходом с одного объекта на другой; СШ – специальное шасси автомобильного типа, отличающееся от типа П тем, что кроме двигателя, установленного на поворотной части экскаватора, на шасси установлен более мощный двигатель, обеспечивающий передвижение экскаватора с большой скоростью; ходовое устройство типа СШ имеет прочную и низкую специальную раму, отличающуюся по конструкции от рамы шасси грузового автомобиля; А – шасси грузового автомобиля; Тр– тракторное (обычно используются пневмоколесные тракторы); Пр– прицепное.

В зависимости от угла поворота поворотной платформы в горизонтальной плоскости экскаваторы называют полноповоротными или неполноповоротными.

Поворотная часть полноповоротного экскаватора может вращаться вокруг вертикальной оси на неограниченный угол. У машин этого типа на поворотной платформе установлены двигатель и основные рабочие механизмы, а также укреплено рабочее оборудование.

Неполноповоротными изготавливают лишь небольшие экскаваторы на базе тракторов. У этих экскаваторов отсутствует поворотная платформа, а рабочее оборудование укреплено с помощью поворотной колонки непосредственно на ходовом устройстве, относительно которого оно вращается на ограниченный угол (180-270 0 ).

В зависимости от конструктивного исполнения рабочего оборудования одноковшовые экскаваторы бывают с гибкой, жесткой подвеской и телескопической стрелой.

Стрела, а иногда и рабочий орган (например, ковш) у экскаваторов с гибкой подвеской, подвешены на канатах, которыми приводятся в действие. Стрела и остальные элементы рабочего оборудования экскаватора с жесткой подвеской соединены шарнирно друг с другом и приводятся в действие гидроцилиндрами. К экскаваторам с телескопической стрелой относятся экскаваторы, у которых рабочий процесс сопровождается выдвижением и втягиванием стрелы.

Кроме перечисленных признаков классификации экскаваторы отличаются друг от друга конструкцией, назначением, размерами и мощностью. Одноковшовые экскаваторы в зависимости от назначения или рода выполняемой работы подразделяются на строительные, карьерные, вскрышные, специальные.

Строительныеэкскаваторы с ковшами вместимостью до 4 м 3 предназначаются для выполнения земляных и погрузочно-разгрузочных работ.

Карьерные экскаваторы предназначаются для работы в рудных, угольных и других карьерах.

Вскрышные экскаваторы с прямой лопатой и шагающие драглайны с ковшами вместимостью 25-160 м 3 применяются на открытых горных разработках и крупных строительных объектах (карьерах) для удаления вскрыши в отвал.

Специальные экскаваторы (туннельные, торфяные и т. д.) предназначены для использования в определенных специфических условиях.

Индексация (маркировка) одноковшовых экскаваторов, действующая в нашей стране, отражает основную их характеристику. Индексация экскаваторов основывается на размерной группе машин.

Устойчивость машин и возможность эффективного использования ковшей различных емкостей на соответствующем вылете стрелы, глубине или высоте копания определяет размерную группу экскаваторов.

Емкости ковшей приведены для ориентировки, т.к. они для данного экскаватора могут отличаться в два и более раз, в зависимости от категории разрабатываемого грунта.

Система индексации одноковшовых универсальных экскаваторов предусматривает следующую структуру индекса (рис. 6.1). Индекс экскаватора состоит из буквенных и цифровых групп.

Буквенная группа «ЭО» означает экскаватор одноковшовый. У экскаваторов войскового назначения в левой буквенной части индекса имеется буква В (ЭОВ — экскаватор одноковшовый войсковой).

Цифровая группа означает (по порядку их расположения): размерную группу; тип ходового устройства; исполнение рабочего оборудования; порядковый номер модели.

Рис. 6.1. Индексация одноковшовых экскаваторов

Буквы (А, Б, …) после цифр обозначают очередную модернизацию данной модели, а также ее специальное климатическое исполнение (ХЛ – северное; Т – тропическое; ТВ – для влажных тропиков).

Например, индексом ЭО-4125ХЛ обозначают экскаватор одноковшовый, полноповоротный, универсальный, IV размерной группы (вместимость основного ковша 0,65 м 3 ), на гусеничном ходу, с жесткой подвеской рабочего оборудования (гидравлический), 5-й модели, северного исполнения.

Наряду с рассмотренной может встречаться индексация, включающая буквенное обозначение типа неповоротной части и цифровую группу, обозначающую массу экскаватора. Например, индексом ЕК-17 обозначают экскаватор одноковшовый на пневмоколесном ходу массой 17 тонн.

Классификация экскаваторов-погрузчиков и их применение

В нынешнее время очень сложно представить какие-либо строительные работы без участия такого вида спецтехники как экскаватор-погрузчик. Сфера применения данной техники увеличивается с каждым днем. Если раньше экскаваторы-погрузчики использовались только при проведении строительных и дорожных работ, то сегодня область их применения существенно расширилась.

Самые популярные сферы применения экскаваторов-погрузчиков:

  • Строительные работы любой сложности.
  • Дорожные работы всех видов.
  • Прокладывание коммуникаций всех типов (водопровод, газопровод, канализация).
  • Погрузка-выгрузка сыпучих, твердых и нестандартных материалов.
  • Копание котлованов под плиточный тип фундамента.
  • Копание траншей под ленточные фундаменты.
  • Выравнивание поверхностей, планирование грунта.
  • Демонтаж старых ненужных сооружений.
  • Корчевание пней.
  • Разнообразные сельскохозяйственные работы.
Читать еще:  Bucyrus rh400 самый большой экскаватор в мире

С каждым днем производители спецтехники изготавливают все больше разновидностей экскаваторов-погрузчиков. Выбор данной спецтехники сейчас очень велик, но ее можно сгруппировать по некоторым критериям.

Классификация экскаваторов-погрузчиков:

  • по разной грузоподъемности и мощности;
  • по типу шасси и ходовой части;
  • по оснащению и дополнительному оборудованию;
  • по типу управления.

Грузоподъемность и мощность

Диапазон мощности всех экскаваторов погрузчиков находится в диапазоне 47-81 кВт, что в лошадиных силах будет составлять от 65 до 110 л. с. На грузоподъемность имеет влияние не только мощность, но и другие характеристики. Все виды экскаваторов-погрузчиков можно разделить по размеру и весу на легкие, средние, тяжелые и большегрузные.

Малогабаритные (еще их называют легкими) экскаваторы имеют очень малый вес, который составляет от 500 килограмм до 2 тонн. Данный вид техники используется в условиях ограничения пространства. Это могут быть узкие проулки и любые места, куда более крупная техника не сможет либо заехать, либо работать.

Вес средних экскаваторов-погрузчиков находится в диапазоне 2-4 тонн, а больших – 4-10 т. Оба вида активно используются на строительных площадках, во время проведения дорожных работ, для рытья траншей под коммуникации.

Основная область применения большегрузных экскаваторов (их вес более 10 тонн) – это большие карьеры и стройплощадки с большими земляными работами.

Шасси и ходовая часть

Существует два основных типа экскаваторов-погрузчиков: на колесной базе и на гусеничном ходу. В связи с тем, что экскаваторы-погрузчики на колесной базе способны самостоятельно доставляться на рабочий объект, они имеют повышенный спрос. Кроме этого, колесные экскаваторы имеют гораздо меньший вес, чем гусеничные. За счет уменьшения веса снижается давление на грунт, и колесные экскаваторы могут работать даже в болотистых местностях.

Экскаваторы-погрузчики на гусеничном ходу тоже имеют свои плюсы. Данные экскаваторы способны перемещаться и полноценно работать даже в условиях полного бездорожья. Им не страшна ни грязь, ни камни, ни крутые косогоры. Там где колесный экскаватор не сможет просто проехать, гусеничный способен полноценно работать. Но вот доставлять такую технику на объект необходимо с помощью специального транспорта.

Оснащение

Самые основные элементы всех видов экскаваторов-погрузчиков – это два ковша: погрузочный и экскаваторный. Погрузочные ковши, в свою очередь, можно разделить на ковши с грейферными челюстями и без челюстей. Обычный ковш без наличия челюстей выполняет функцию перемещения грузов и отвала. Ковш с наличием грейферных челюстей используется в качестве захвата, скрепера и подъемника.

Существуют и разновидности экскаваторных стрел, которые могут крепиться к кузову фиксированным методом, или же с помощью специальной каретки. Стрелы на каретке – более удобные в использовании, ведь стрела может смещаться в стороны относительно своей ости. Но из-за сложности механизма, стоимость таких экскаваторов-погрузчиков гораздо выше.

Данные ковши – это стандартное оборудование любого экскаватора погрузчика. Но экскаваторы-погрузчики оснащаются еще и дополнительным оборудованием.

Виды дополнительного оборудования:

  • гидромолоты, которые в зависимости от размеров и мощности способны разбивать довольно-таки твердые породы камня;
  • разнообразные специфические захваты, с помощью которых перемещают конкретные определенные грузы;
  • вилки для поддонов предназначены для поднятия грузов на поддонах;
  • специальное оборудование, с помощью которого перемещают волокнистые и длинномерные типы грузов;
  • нестандартное оборудование, которой изготавливается только под заказ.

Тип управления

По типу управления все экскаваторы-погрузчики можно разделить на два вида: рычажные и джойстиковые. Управление первого вида производится с помощью нескольких рычагов. Во втором случае – джойстиком. Если сравнивать глобально, то управление с помощью джойстика является более легким и максимально точным. Но есть некоторые экскаваторщики-виртуозы, которые отдают предпочтение рычагам. Это, обычно, люди старшего поколения.

Это только основные характеристики экскаваторов-погрузчиков, с помощью которых каждую единицу техники можно отнести к тому или иному виду. Но каждый производитель добавляет своим экскаваторам-погрузчикам дополнительные функции, которые делают технику более удобной в конкретных целях.

Такое большое разнообразие экскаваторов-погрузчиков еще раз подтверждает, что необходимо очень ответственно подходить к выбору данного вида спецтехнике. Важно помнить, что нет универсального экскаватора-погрузчика, который мог бы максимально эффективно копать котлованы, траншеи, разгружать все типы грузов и ровнять поверхности. Для каждой цели необходимо подбирать свою технику. Только в таком случае работы будут производиться максимально качественно и в кратчайшие сроки.

Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов

Если строитель хочет приобрести, например, 7-тонный гусеничный экскаватор, стоит ли ему ограничивать поиск разделом «компактного оборудования»? Не факт, поскольку разные производители по-разному подразделяют гусеничные экскаваторы на классы по массе. Некоторые относят к классу «мини» машины до 6 т, другие определяют границу «мини-техники» выше этого уровня. Поэтому 7-тонный гусеничный экскаватор может находиться и в разделе «компактной техники», и в разделе обычных «стандартных» машин либо именоваться с приставкой «миди».

Япония славится своими экскаваторами. И действительно, их там используют шире, чем где-либо. Кажется, японец и в своем огороде не станет копать лопатой даже небольшую яму – он использует для этого крошечный экскаватор, больше похожий на детскую игрушку.

Компания Hitachi придерживается стандарта, согласно которому до 6 т – это мини-экскаваторы, 6…18 т – малый средний класс, 18…40 т – средний класс, свыше 40 т – большой класс.

Довольно похожее деление ассортимента гусеничных экскаваторов и у другого японского производителя – Komatsu. К «мини» компания относит машины до 6 т, к средним – от 13 до 40 т и свыше 40 т – тяжелый класс. Линейка у Komatsu очень большая, но далеко не все модели могут поставляться на российский рынок, поэтому в таблице указаны модели, актуальные именно для России. Линейка колесных экскаваторов Komatsu состоит из пяти моделей, но на российский рынок поставляют только три из них, относящиеся к среднему классу.

Пока еще не столь известная в России японская компания Takeuchi специализируется на мини-технике. И не удивительно, что лишь один ее экскаватор относится к классу средних: это модель ТВ 1140 массой около 14 т. Остальные девять моделей, в числе которых и одна колесная машина, компания относит к классу «мини» (до 8 т).

Несмотря на то, что первый в мире экскаватор появился в Соединенных Штатах, сегодня большинство «американских» экскаваторов производят в Японии на заводах Sumitomo, Kobelco, Mitsubishi. Это и Case-New Holland, и Caterpillar, и др. Тем не менее деление на классы у американских компаний несколько отличается от японских.

Caterpillar делит свои экскаваторы на четыре класса: «мини» (до 12 т), малые (12…20 т), средние (20…35 т) и большие (свыше 35 т). Однако деление это исключительно внутреннее, что связано с особенностями производства: сложно представить 5-тонный экскаватор на одной сборочной линии с 50-тонным. Покупателям экскаваторы Caterpillar представляются без какого-либо деления, поскольку специалисты компании справедливо считают, что потребителю важны конкретные эксплуатационные характеристики машины, а не ее весьма условная принадлежность к какому-либо классу.

Подобным образом и Case относит машины массой до 12 т к классу «мини» или «компактным», от 12 до 18 т – к «малым», 18…40 т – к «средним», свыше 40 т – к «большим».

Читать еще:  Устройство зерноуборочного комбайна и принцип его действия

New Holland входит в одну корпорацию с Case, однако она классифицирует свои машины иначе: масса до 5 т – это «мини», 5…12 т – «миди», т. е. средние, и свыше 12 т – «тяжелые» экскаваторы (heavy line).

Компания Terex подобно New Holland позиционирует свои гусеничные экскаваторы массой до 5 т как «мини», 5…13 т – средний класс и класс свыше 13 т не имеет наименования, т. е. относится к «стандартным», или «полноразмерным».

Gehl производит линейку из 12 экскаваторов массой от 1,7 до 11,5 т, которые все отнесены к классу «компактных». Экскаваторы Gehl пока не поставляют в Россию, но еще в 2009 г., возможно, появятся первые модели, и тогда нашим потребителям предстоит вплотную вникнуть в их «классовую принадлежность».

У американской Ассоциации производителей оборудования (АЕМ) разработана классификация, по которой экскаваторы массой до 6 относятся к классу «мини», от 6 до 11 т – к «среднему», а свыше 11 т – к классу «стандартных», но, как мы видим, многие компании придерживаются собственной классификации, а то и вовсе используют деление на классы лишь для «внутреннего пользования».

Экскаваторы-«корейцы» тоже ведут происхождение из Японии, однако «классовое» деление у них не является копией классификации какой-либо японской компании.

Hyundai подразделяет свои экскаваторы по двум параметрам – по массе машины и вместимости ковша. Таким образом, существуют классы «мини» – до 8 т и до 0,4 куб.м, «средний» – 11…50 т и 0,4…4 м 3 , «большой» – свыше 50 т и от 4 м 3 . Следует заметить, что и некоторые другие компании наряду с массой обязательно указывают вместимость ковша при обозначении класса экскаватора, например, Komatsu.

Корейский производитель Doosan отчетливо делит свои гусеничные экскаваторы лишь на «мини» – до 6 т и стандартные – от 8 до 50 т, не выделяя «средних» и «тяжелых».

И конечно, рассмотрим наиболее близких нам европейских производителей. Обширный ассортимент экскаваторов компании JCB подразделяется на компактные массой от 800 кг до 8 т и стандартные массой от 7 (!) до 46 т. Компактные в свою очередь подразделяются на «микро», «мини» и «миди».

Иная градация у компании Volvo Construction Equipment: малые (0…9 т), средние (9…30 т) и большие (30…70 т).

Liebherr тоже делит свои экскаваторы своеобразно: к малому классу относятся машины до 19 т, к стандартному – 20. 40 т, далее идет большой класс 40. 90 т и остальные, от 90 до 800 т – «майнинг» (горнодобывающие или карьерные).

Как известно, в нашей стране разработан ГОСТ 30067–93 (с исправлениями от 01.01.1996 г.), в соответствии с которым строительные экскаваторы массой до 71 т делятся на 6 классов. Это деление отличается от всех иностранных классификаций.

Один из лидеров отечественного экскаваторостроения ОАО «Тверской экскаватор» выпускает 8 различных колесных и гусеничных машин, которые согласно ГОСТ 30067–93 можно отнести к 3-му (10…18 т) и 4-му (18…32 т) классам по эксплуатационной массе.

Из таблицы видно, что свои экскаваторы массой примерно до 5,5 т все компании именуют «мини» и «компактный», особой путаницы здесь нет. А вот дальше, массой от 5,5 до 20 т вперемешку встречаются и «мини», и «компактный», и «малый средний», и «средний» со «стандартным». Например, некоторые «компактные» модели Gehl оказываются тяжелее, чем, скажем, «средние» экскаваторы Terex или New Holland, а высшая модель класса «мини» у Takeuchi оказывается потяжелее иных «средних» и «малых средних» моделей других фирм.

В градации массой от 20 до 35 т относительное единообразие «средних» и «стандартных» моделей.

Примерно с 35 до 50 т также вперемешку идут наименования «средний», «стандартный», «большой» и «тяжелый». Компактная (миди) модель JCB 8080 оказывается тяжелее «стандартной» JCB JS70, а «стандартная» модель JCB JS460 оказывается в компании «больших» и «тяжелых» моделей других производителей, тогда как некоторые «тяжелые» модели New Holland оказываются легче «малых» Caterpillar или Case.

Только по моделям массой после 50 т наступает почти полное «единодушие» в классификации – все экскаваторы «большие» и «стандартные».

Выводы. «Хоть горшком назови, только в печку не ставь» – гласит русская пословица. Иначе говоря, важно не название, а то, как вещь используют. В отношении экскаваторов это совершенно справедливо.

Практически все ведущие производители по-разному классифицируют свои экскаваторы. У кого-то классификация построена исключительно на эксплуатационной массе машин, у других она сложнее – учитываются особенности конструкции. Многие указывают вместе с массой и вместимость ковша. Всегда выделяются модели «с уменьшенным радиусом вылета противовеса» или «заднего свеса», с узкой ходовой частью и с удлиненной стрелой, с резиновыми гусеницами и т. д.

А вот специалисты Liebherr, например, обязательно учитывают грузоподъемность экскаватора, причем оценивают ее по двум точкам: при вылете 3 м и высоте 6 м и наоборот – при вылете 6 м и высоте 3 м. Они считают, что этот универсальный параметр отражает и вместимость ковша, и мощность гидросистемы машины.

Деление на классы часто производится исходя из технологии производства – экскаваторы разных типоразмеров собирают разные заводы или цехи. Разумеется, при таком «внутреннем» использовании наличие конструктивных особенностей наподобие укороченного свеса или удлиненной стрелы не учитывается. Порой деление на классы производится исходя из налоговых или иных законодательных ограничений либо для того, чтобы «обойти» патенты.

Более того, данные о делении экскаваторов на классы у многих компаний очень противоречивы – дилеры называют одно, на сайте указывается другое и т. д. Очевидно, что многие компании не придают этому вопросу большого значения, что, в общем, справедливо – не так важно, к какому классу относится экскаватор. Важнее то, какие у него возможности. Поэтому с точки зрения потребителя надо выбирать машину по конкретным эксплуатационным характеристикам, но это тема совсем другой статьи!

Цена и стоимость владения гусеничных экскаваторов массой 8…19 т (США, январь 2009 г.)

Типоразмер, тЦена (средняя) по прейскуранту, USDСтоимость владения в час*, USD
8,1…11,099 25941,66
11,1…12,0124 94250,01
12,1…14,0144 20657,45
14,1…16,0145 20161,12
16,1…19,0161 43867,89

*Стоимость владения за месяц, поделенная на 176, плюс текущие эксплуатационные расходы.
Источник: EquipmentWatch.com.

Некоторые специалисты считают, что при классификации надо учитывать и транспортабельность экскаваторов. Мини-экскаваторы можно попросту разместить на небольшом прицепе, который буксирует автомобиль-пикап или 1…2-тонный грузовик. Чтобы перевезти экскаватор малого класса, потребуется самое малое трехосный седельный тягач с 20-тонным удлиненным полуприцепом или 35-тонный низкорамный прицеп, однако специального разрешения на перевозку оформлять не придется. Для транспортировки экскаваторов среднего класса потребуются как минимум 50-тонный «низкорамник» и специальное разрешение, но не надо будет разбирать машину на части. Зато экскаватор, относящийся к большому классу, прежде чем перевозить, надо будет разобрать на части и даже на перевозку отдельных частей, возможно, придется оформлять разрешение.

Так что же это такое – средний экскаватор?!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector