4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Движение автопоезда камаз по скользкой и обледенелой дороге

Движение автопоезда камаз по скользкой и обледенелой дороге

6.3. Управление автопоездом в различных дорожных условиях

Движение по труднопроходимым участкам дороги и преодоление препятствий. При движении по мокрой грунтовой профилированной дороге из-за неправильного управления автопоездом может возникнуть боковое скольжение колес, которое приведет к заносу и складыванию автопоезда, особенно в том случае, когда профилированная дорога будет иметь значительный поперечный уклон. Двигаясь по такой дороге, необходимо вести автопоезд по ее гребню и использовать имеющуюся колею, соблюдая осторожность.

Необходимо помнить, что у автомобилей-тягачей КамАЗ нельзя долгое время удерживать рулевое колесо в крайних положениях, например, для вывода управляемых колес из глубокой колеи. В этом случае в насосе гидроусилителя рулевого механизма образуется циркуляция масла по замкнутому контуру. Масло перегревается, вызывая преждевременный отказ насоса в работе.

Для преодоления труднопроходимых участков небольшой протяженности следует использовать инерцию автопоезда и проходить такой участок с разгона без переключения передач, поворотов и остановок. Если такие участки имеют большую протяженность, их следует преодолевать на пониженной передаче.

Перед преодолением водных преград необходимо тщательно выбрать место: проверить глубину брода

и состояние грунта на всем его протяжении. Съезды к броду и выезды из него должны быть пологими и не иметь поворотов. Брод необходимо переезжать на низшей передаче при равномерной скорости движения. Переключения передач и остановки недопустимы.

После выезда на противоположный берег следует проверить действие тормозов и при необходимости просушить тормоза, несколько раз притормозив автопоезд на ходу.

Движение на подъемах и спусках. Короткие подъемы на дорогах с твердым покрытием, если они хорошо просматриваются, следует преодолевать на прямой передаче с разгона.

Скользкие подъемы во избежание буксования ведущих колес, заноса или сползания автопоезда следует

преодолевать на пониженной передаче, выбранной заранее, при равномерной скорости движения. Переключать передачи и изменять скорость движения при преодолении такого подъема не следует.

Крутые или затяжные подъемы следует преодолевать на низшей передаче коробки передач, на понижающей передаче раздаточной коробки (у автомобилей-тягачей КрАЗ и МАЗ-509) или низшей передаче делителя (у ав-томобиля-тягача КамАЗ). Передача выбирается в зависимости от длины подъема, его крутизны и массы автопоезда. Выбранная передача должна обеспечить преодоление всего подъема без переключения передач в процессе движения.

Движение на затяжном подъеме должно быть равномерным, без остановок и поворотов.

На спусках скорость движения автопоезда выбирается с учетом состояния дорожного покрытия, крутизны спуска и его протяженности. При движении на спусках и при движении накатом ни в коем случае нельзя выключать двигатель автомобиля-тягача, так как одновременно выключаются компрессор пневматической системы автопоезда и гидроусилитель рулевого привода.

Для замедления скорости движения автопоезда на спуске не следует использовать вспомогательную тормозную систему или тормоз-замедлитель. При необходимости можно притормаживать автопоезд рабочей тормозной системой (колесными тормозами).

Вождение в зимних условиях. Вождение автопоезда в зимних условиях требует от водителя особой осторожности. Накатанный снег, покрывающий дороги, уменьшает коэффициент сцепления шин с дорогой и в несколько раз увеличивает опасность бокового заноса автопоезда как на поворотах, так и во время торможения по сравнению с движением по дороге, свободной от снега.

Еще большая вероятность заноса и складывания автопоезда возникает при движении по обледенелой дороге. В этих случаях между транспортными средствами должна быть увеличена дистанция. Автопоезд необходимо вести без рывков, со скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

Во время движения по скользкой зимней дороге недопустимы резкие повороты рулевого колеса, резкое торможение, а также резкое уменьшение подачи топлива, так как все это вызывает занос автопоезда.

При заносе автопоезда необходимо плавно уменьшить подачу топлива, одновременно поворачивая управляемые колеса автомобиля-тягача в сторону заноса, и не выключать сцепление. Для выравнивания автопоезда следует плавно увеличить подачу топлива.

Тормозить на скользких и обледенелых дорогах следует только двигателем (у автомобилей-тягачей КамАЗ вспомогательной тормозной системой) или тормозными механизмами прицепа (полуприцепа). В исключительных случаях допускается затормаживать движение автопоезда рабочей тормозной системой методом прерывного торможения, при котором для избежания блокировки колес автопоезда и движения юзом водитель должен воздействовать на тормозную педаль резкими короткими нажатиями.

Прерывистое торможение необходимо осуществлять при включенном сцеплении. У автомобилей-тягачей КамАЗ при движении по скользким дорогам необходимо включать блокировку межосевого дифференциала, которая позволяет улучшить тяговые качества автопоезда на таких дорогах.

Зимой на загородной дороге часто лежит рыхлый глубокий снег. При заезде на такую обочину может произойти занос автопоезда или его затягивание в глубокий снег. Необходимо учитывать, что затягивание произойдет тем скорее, чем выше скорость движения автопоезда. Поэтому совершать обгон на узких участках такой дороги можно только тогда, когда водитель полностью уверен, что обочина покрыта плотным укатанным снегом. При разъездах, чтобы избежать затягивания в снег или кювет, необходимо снижать скорость автопоезда.

По глубокому снегу автопоезд необходимо вести на пониженной передаче, следя, чтобы не было пробуксовки колес. Движение должно быть равномерным, без крутых поворотов управляемых колес и остановок автопоезда.

Если началось буксование колес, то для продолжения движения неободимо применять раскачку автопоезда. Если несколько попыток не помогли преодолеть участок буксования колес, то необходимо прекратить раскачку и расчистить от снега дорогу перед колесами автомобиля-тягача.

Читать еще:  Устройство консольных кранов

Зимой в результате изменения атмосферных усло-

вий часто изменяются и дорожные условия. Заморозки после оттепели или сильный снегопад, покрывший обледенелую дорогу, создают особенно опасные условия для движения. При движении по таким дорогам водитель автопоезда должен быть особенно внимателен и осторожен.

Следует помнить, что скорость автопоезда (в км/ч) на закруглениях должна устанавливаться водителем в зависимости .от радиуса закругления (в м) и состояния дорожного покрытия, согласно данным, приведенным ниже:

Радиус закругления 140—400 мм:
ровное сухое покрытие . до 70

укатанный снег. » 50

Радиус закругления около 100 м:

ровное сухое покрытие . » 50

укатанный снег. » 40

Радиус закругления 25 м:

ровное сухое покрытие. » 30

укатанный снег. >15

Движение в сложных погодных условиях. Резкие изменения погоды типичные, например, для наступления осенне-зимнего периода, когда внезапно выпадают дожди и снег, неожиданно ухудшается видимость, значительно усложняют работу водителя автопоезда.

В туман, при снегопаде или в дождливую погоду значительно сокращается расстояние прямой видимости цороги, ограничивается время распознания опасности, которая в результате может возникнуть внезапно. Данные условия движения требуют от водителя особой собранности и особо тщательной подготовки автопоезда. При этом наиболее внимательно должна быть осмотрена и обслужена тормозная система.

В осенне-зимний период сильно запотевают внутренняя поверхность стекол кабины, наружная поверхность стекол, зеркала заднего вида, приборы освещения и сигнализации забрызгивают грязью встречные автомобили. Это может легко привести к потере водителем ориентации, особенно на опасных участках дороги. Поэтому в рейсе уходу за приборами освещения и сигнализации нужно уделять особое внимание, регулярно очищать и протирать стекла кабин, зеркала заднего вида, щетки стеклоочистителей.

Движение автопоезда камаз по скользкой и обледенелой дороге

Обледенелая дорога

Вождение автомобиля по обледенелым дорогам из-за ухудшения сцепления колес с поверхностью дороги сопряжено с опасностью потери управляемости автомобиля, съезда автомобиля с проезжей части дороги, буксования колес, заноса и даже опрокидывания автомобиля.

На обледенелой дороге трогаться с места следует особенно плавно.

Двигаться необходимо равномерно с небольшой скоростью, обеспечивая необходимую силу тяги на ведущих колесах без их пробуксовки и без переключения передач. Вообще переключение передач на скользкой дороге нежелательно, так как оно может вызвать буксование ведущих колес, занос автомобиля.

В том случае, когда обледенелая дорога очень сложна по профилю (большие по крутизне и продолжительности подъемы с малым радиусом поворотов), применяют (цепи) браслеты противоскольжения, которые надевают на колеса ведущих мостов (рис. 77, а и б).


Рис. 77. Установка браслетов противоскольжения: а — металлических; б — резиновых

Тормозить, увидев препятствие на такой дороге, рекомендуется заблаговременно, постепенно увеличивая эффективность торможения. На скольких дорогах тормозной путь автомобиля увеличивается в 2 — 3 раза, поэтому не следует приближаться к впереди идущему автомобилю ближе чем на 40 м. Скольжения колес при торможении не должно быть.

Резкое торможение или увеличение подачи топлива для изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также, резкое включение сцепления после переключения передачи, быстрое выполнение поворотов могут привести к заносу автомобиля.

При появлении признаков заноса необходимо плавно уменьшить подачу топлива (частоту вращения вала двигателя), повернуть рулевое колесо в сторону заноса и восстановить прежнее направление движения автомобиля.

Для предупреждения заносов автомобиля водитель обязан соблюдать следующие правила:

двигаться по скользкой дороге с минимальной скоростью, обеспечивающей безопасность;

при поворотах или съездах с проезжей части дороги поворачивать рулевое колесо очень плавно;

избегать торможения на поворотах и закруглениях;

при остановке автомобиля заблаговременно снижать скорость движения до минимальной, а затем плавно притормозить тормозом.

Следует избегать движения по глубокой обледенелой колее. В том случае, если движение по такой колее неизбежно, двигаться надо с минимальной скоростью, так как при увеличении скорости могут быть повреждены шины, картеры агрегатов, тормозные трубопроводы, рулевые тяги и т. п.

Обледенелые подъемы и спуски следует преодолевать, как правило, на низших передачах.

Для улучшения сцепления колес с дорогой подъемы и спуски независимо от их крутизны и протяженности следует по возможности посыпать песком, шлаком гравием, сухой землей. При вынужденной остановке на подъеме для устранения сползания необходимо подложить под задние колеса упоры или упереть колеса в снежный вал на обочине.

Зимний путь дальнобойщика

Длинная русская зима вынуждает дальнобойщиков не просто приспосабливаться к вождению в условиях зимней дороги, но менять стиль управления автопоездом для собственной, же безопасности. Начинающие водители зачастую неправильно оценивают всю тяжесть последствий неосторожного вождения. Впрочем, отработанная техника управления автопоездом в гололёд, а также умение эффективного преодоления подъёмов и спусков, правильно подобранная скорость и передачи, позволяют не только избежать заноса на скользкой дороге, но и сохранить груз.

Безусловно, лучшей школой являются длительная практика и добытый годами непрерывного вождения опыт. Но и теория не всегда бывает бесполезной. Что говорят о вождении зимой профессиональные водители?

  1. Главное правило, которое действует при управлении любой машиной – одинаково для всех: избегать резких, а тем более лишних движений, минимально пользоваться педалью газа, тормоза, аккуратно обращаться с рулём.
  2. Только абсолютно технически исправленный автопоезд, оправдает надежды водителя на безопасный рейс. Автомобиль должен быть полностью технически исправен, и обут в нормальную резину.
  3. Ни в коем случае нельзя пренебрегать удержанием максимальной дистанции до движущегося впереди автотранспортного средства. Необходимо позаботится о наличии свободного участка дороги, чтобы в случае необходимости воспользоваться экстренным торможением.
  4. В зимнее время года, непосредственно перед длительной остановкой, не пожалейте немного времени для того, чтобы прокатать колею перед собой. Под тёплой резиной только что остановившегося автопоезда образуется яма, которая с течением времени покроется слоем льда. Утром техника будет буксовать, а накатанная заблаговременно колея позволит впоследствии беспрепятственно выехать с места стоянки. Перед началом движения утром потребуется на несколько метров отъехать назад. Это позволит прогреть диски. И, если тормозные колодки всё же прихватило, то после подобного маневра их отпустит и тогда можно спокойно ехать вперёд.
  5. При спуске с горы следует рассчитывать лишь на тормоза. Не стоит надеяться и на ретардер (тормоз-замедлитель). Если наклонный участок дороги посыпан или хорошо укатан, то проблем возникнуть не должно. Но при гололёде, находясь на самой высокой точке, важно подобрать необходимую передачу. В процессе спуска с горы движение на пониженной передаче опасно.
  6. Гружёная фура может развить обороты двигателя, что гарантирует выход из строя ведущего моста. Переключение на верхний ряд прямо на повышенную передачу в процессе спуска ещё больше увеличит скорость, в результате чего возникает реальная опасность потерять управление грузовиком. В таких случаях лучше предусмотреть запас скорости и двигаться на пониженной передаче. При скоплении снега на подъёмах лучше на время отказаться от автоматики и перейти на ручное управление грузовиком.
  7. Главное преимущество АБС при управлении автопоездом зимой – это сохранение курсовой устойчивости при экстренном торможении. На сегодняшний день все грузовики европейских автопроизводителей оснащены подобной системой в базовой комплектации. За эксплуатацию грузового автотранспорта с заведомо неисправной системой можно поплатиться тюремным сроком.
  8. Многие новички считают, что торможение только с помощью «парашюта», тормозного крана, выведенного в водительскую кабину, является панацеей от складывания автопоезда. На самом деле «парашют» передаёт тормозной момент лишь на колёса прицепа. Когда-то данное устройство считалось едва ли не панацеей при экстренном торможении, однако внедрение тормозных систем нового поколения продемонстрировало более эффективную возможность обеспечения безопасности управления автопоездом зимой.
  9. Опытные водители утверждают, что торможение автопоезда можно предугадать исходя из трёх вариантов. Когда торможение тягача и прицепа происходит синхронно. Это идеальный, но самый маловероятный вариант исхода событий. Прицеп улучшает торможение тягача. В этом случае автопоезд растягивается, что исключает его складывание. Это возможно только при длительном периоде срабатывания тормозной системы тягача. Эффективность торможения автопоезда в целом, снижается, так как максимальный тормозной эффект должен приходиться на переднюю ось тягача. Кроме того, увеличивается вероятность скольжения колес прицепа. По законам физики прицеп в таких случаях обязательно начинает сползать под уклон, стягивая тягач чаще всего на обочину. При торможении прицеп накатывается на тягач. Иногда это приводит к складыванию автопоезда. Если из двух зол выбирать меньшее – то наилучшим является последний способ торможения. Впрочем, даже неопытному водителю становится ясно: тормозить только прицепом на скользкой дороге – по меньшей мере глупо.
  10. С внедрением эффективных современных вспомогательных тормозных систем (моторный тормоз и гидравлические ретарды) надобность «парашюта» отпала. Но, как показывает опыт, многие водители совершенно не умеют пользоваться такими системами. В большей степени это относится к новичкам. Некоторые «знатоки», опробовав современную тормозную систему при оборотах двигателя 1000–1200 об/мин, говорят о его низкой эффективности. Следует знать, что подобный тормоз наиболее эффективен при оборотах двигателя 1800-2100 об/мин, то есть при максимальных. Поэтому для того, чтобы эффективно им тормозить, надо постоянно переключаться на пониженные передачи. Только в этом случае можно будет добиться максимальной эффективности. Следует помнить, что современные тормоза разных конструкций имеют несколько ступеней торможения. Не стоит пытаться тормозить на самой первой – она предназначена лишь для притормаживания. Что касается тормозной системы автопоезда, то бытует мнение, что стояночная тормозная система тягача способна удержать и прицеп. Поэтому многие водители, расцепившись, не подкладывают башмаки под колеса прицепа даже на склоне, наивно рассчитывая на его энергоаккумуляторы. На самом деле прицепы оборудованы тормозными камерами, лапы которого выполняют роль якоря. Поэтому не поленитесь подложить башмаки под переднее и заднее колесо прицепа во избежание проблем при расцеплении.
  11. Еще одно наблюдение за долгую практику – водители не умеют экстренно тормозить. В критических ситуациях у подавляющего большинства автомобиль глохнет. Почти все водители изо всех сил жмут на тормоз, забывая выжимать сцепление – это грозит остановкой двигателя. Всегда нужно контролировать ситуацию, а при неправильном экстренном торможении заглохший двигатель блокирует ведущие колеса и автомобиль теряет управление. В любом случае – водитель теряет способность к маневру. Правильное экстренное торможение – сильный одновременный удар обеими ногами по педалям тормоза и сцепления. Только тогда вы сможете контролировать движение машины. Кстати, на грузовиках с системой автоматического переключении скоростей при экстренном торможении электроника сама отключает сцепление.
  12. Если автопоезд всё же начал скользить при движении с горы вниз, требуется немедленно отключить ручник, а прицеп необходимо попытаться во что-нибудь упереть. Это могут быть столбики на дороге, дерево или сугроб. Скорость скольжения небольшая, и прицеп должен остановиться. Если водитель попытается начать выруливать, чтобы развернуться это неизбежно приведёт к аварии. Всегда надо помнить, что на дороге вы не одни. Автопоезд сметёт всех, а потом еще кто-то с горы догонит. Спасти положение может только полная остановка, всеми возможными и невозможными методами.
Читать еще:  Фронтальный погрузчик амкодор 333

Пока в нашей стране недобросовестные водители будут надеяться лишь на права и русский «авось, пронесёт!» никогда нельзя быть уверенным в абсолютной безопасности, даже если Вы очень хороший водитель.

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Особенности эксплуатации автомобиля КАМАЗ по дорогам разного назначения. Полезные статьи о грузовиках КАМАЗ

Движение автопоезда КАМАЗ по скользкой и обледенелой дороге.

Особенности дорожного покрытия в зимнее время обязывают водителя на дороге вести себя предельно осторожно. Существует опасность бокового заноса и складывания автопоезда. Управлять автопоездом необходимо всегда в растяжную. Запрещается резкое торможение, так как прицеп может занести, а конструкция автопоезда сложится. Передвижение машины должно быть равномерное, и со скоростью, безопасной для автомобиля.При возникновении заноса с включенным сцеплением нужно плавно снизить подачу дизельного топлива, и одновременно плавно поворачивать рулевое колесо в сторону заноса автомобиля. Чтобы снизить скорость на заносах, нужно применять вспомогательный тормоз или тормоза прицепа (полуприцепа). В редких случаях для полной остановки автомобиля автопоезда допускается притормаживать рабочим тормозом с включенным сцеплением. Во время торможения необходимо полностью убрать допустимый вариант скольжения колес, также нежелательным действием является – переключение передач на скользком покрытии.Механизм блокировки межосевого дифференциала применяется с целью улучшения тяговых характеристик автопоезда в условиях заснеженных, мокрых и скользких дорог. С помощью механизма блокировки межосевого дифференциала также повышается общая проходимость автомобиля на бездорожье. Управление дифференциалом – специальная ручка на щитке приборов. Переключать устройство блокировки дифференциала можно только на низкой скорости или во время стоянки автомобиля. При буксировке колес, и при движении по дорогам твердого покрытия строго запрещена блокировка межосевого дифференциала.Кроме этого на тягачах КАМАЗа можно применять цепи противоскольжения. Они надеваются на ведущие мосты наружных колес, по обе стороны.

Читать еще:  Самодельный мотобур для рыбалки

Движение автомобиля при совершении маневров спуска и подъёма.

При езде автомобиля на спусках скорость движения выполняют в соответствии с условиями дорожного покрытия, длиной и крутизной спуска, а также общих условий видимости автомобиля. Не следует отключать двигатель. При выключенном двигателе отключаются также компрессор пневматической системы автомобиля и гидравлический усилитель руля.
Для того чтобы снизить скорость автомобиля на спуске можно воспользоваться вспомогательным тормозом, и если это надо — применять рабочий тормоз. Во время использования вспомогательного тормоза нельзя переключать передачи.
Слишком крутые или же затяжные подъёмы переезжают на низких передачах делителя и КПП. При этом берется во внимание длина и крутизна подъёма, а также загруженность самого автопоезда.
На хорошей дороге и при условии обеспеченного нормального подъезда к подъёму, его необходимо объезжать с небольшого разгона. Перед совершением подъёма на дороге нужно включить передачу в коробке и делителе именно ту, которая облегчит преодоление подъёма без переключений и ненужных остановок автопоезда.

Движение автомобиля при условии мокрого дорожного покрытия.

Передвигаясь по мокрой дороге, следует быть особо осторожным, выбирая направление движения, потому что в случае бокового скольжения колеса, автомобиль может занести. Лучше всего выбирать горизонтальные участки дороги.
Особенно сложным в управлении грузовиком является движение по профилированной мокрой дороге с большими кюветами и крутым поперечным профилем. На участках с таким дорожным покрытием необходимо передвигаться по гребню с маленькой скоростью, и если возникает необходимость – выезжать на обочину, на которой нет крутого наклона.
Не надо долгое время удерживать руль в повернутом до конца положении. При таком действии в насосе гидроусилителя открывается предохранительный клапан, и затем возникает замкнутый механизм циркуляции масла. Это может повлечь за собой нежелательный перегрев масла, а также поломку насоса.Во время длительных поездок по грязной дороге время от времени напором воды из шланга надо промывать поверхность радиатора. Прежде чем промывать радиатор откиньте кабину и направьте струю со стороны двигателя на радиатор.

Движение автомобиля КАМАЗ в условиях плохой видимости.

Для лучшей видимости во время дождя, снега, града и тумана, а также при передвижении по узкой дороге с крутыми поворотами необходимо применять противотуманные фары.
Чем ниже расположены фары, тем лучше освещенность дороги, что намного облегчает управляемость автомобилем ночью, при узкой дороге и на частых поворотах.При эксплуатации автомобиля с составом автопоезда надо включать опознавательные фонари автопоезда, которые находятся на крыше тягача.При осуществлении буксировки полуприцепов фургона, на полуприцепе следует включать габаритные фонари. Переключатель фонарей расположен на передней стенке полуприцепа.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector