Ремонт и поломки
Методы поиска неисправностей в электронных схемах
Чаще всего люди интересуются электроникой чтобы уметь починить какой-либо прибор. Самостоятельной разработкой занимается лишь малая часть любителей. Теоретические знания хоть и дают общее понимания принципа работы компонентов, но для ремонта гораздо важнее знать методы их проверки. Мы расскажем, как найти неисправность в электронной схеме своими руками, глазами и простым инструментом.
Основные способы поиска неполадки
Прежде чем провести ремонт важно определить в чем проблема – этот процесс называется диагностикой. Итак, можно выделить два этапа проверки электронных приборов:
1. Проверка работоспособности прибора. Не всегда случается так что устройство совсем «мёртвое», нужно проверить не включается прибор совсем, или включается и сразу выключается, или же не работают какие-то конкретные кнопки или функции.
Например, при ремонте LCD-мониторов встречается такая проблема как выход из строя подсветки. При этом монитор может либо не включатся совсем тогда его индикатор моргает, либо же индикатор указывает на включенное состояние, но изображения нет. В таком случае если посветить фонарём в экран можно увидеть, что изображение все-таки есть и монитор как бы работает, но он тёмный – и это только один из примеров, когда предварительная проверка упрощает диагностику.
2. Визуальный осмотр. Внешне можно определить большинство проблем с электрическим прибором. Это могут быть как просто сгоревшие компоненты – диоды, резисторы, транзисторы и конденсаторы, так и дефекты пайки или механические повреждение элементов и самой печатной платы.
3. Измерения. Если плата и детали выглядят нормально, то следует переходить к измерениям. Их проводят в основном с помощью мультиметра и осциллографа. В отдельных случаях используют специализированные приборы, типа частотомеров, логических анализаторов и прочего.
Итак, обобщенным алгоритмом поиска неисправности является:
Определение чрезмерного нагрева электронных компонентов платы;
Измерения и прозвонка мультиметром;
Использование осциллографа и других приборов;
Замена вышедшей из строя детали или блока.
Визуальный осмотр
Визуальный осмотр следует проводить от общего к частному. Или простыми словами – осмотреть общий вид электронного устройства, сразу проверяем целостность кабелей и проводов питания. Их покров должен быть ровным и целым, без изломов и резких перегибов, шишек и других неравномерностей на оболочке быть не должно.
После того как вы убедились в целостности устройства, нужно его разобрать и добраться к печатной плате. Осмотр внутренностей следует начинать с проверки целостности шлейфов, проводов других межблочных соединений. Важно не порвать их еще при разборке, так как часто шлейфы идут от плат к блокам клавиш и дисплеям, закрепленным на корпусе.
Далее проверяют целостность предохранителя в цепи питания, часто если он перегорел можно определить невооруженным взглядом. Он стоит около того места где подключается к плате шнур питания.
После этого осматривают наличие следов нагрева или сажи на плате и поврежденные компоненты. Рассмотрим, как выглядят неисправные электронные компоненты. Например, корпуса неисправных транзисторов и сгоревших диодов разрывает или они трескаются.
На интегральных микросхемах появляется трещина или мелкая точка. В некоторых случаях и те, и другие сгорают, оставляя в результате следы гари на плате. Обращайте внимание нет ли характерного запаха горелой изоляции. Так можно локализировать от какого элемента или участка платы исходит этот запах. Как определить сгоревшие транзисторы и микросхемы вы видите ниже.
Резисторы обычно сгорают или темнеют, реже происходит обрыв резистивного слоя и деталь выглядит исправной.
Как определить сгоревшие конденсаторы? Они в основном пробивают «накоротко» между обкладками и, если стоят в силовой цепи – тогда повреждаются дорожки платы или корпус конденсатора. Если цепь была слаботочной – пробитый конденсатор просто закоротит её без видимых следов протекания больших токов. Реже трескаются корпуса конденсаторов.
В то время как электролитические конденсаторы можно вычислить по деформированной крышке корпуса или следам протекшего вниз электролита. На крышке конденсатора есть две диагональных борозды, она нужна чтобы корпус не разорвало в аварийной ситуации. Крышка в таком случае вздувается либо трескается. Реже выдавливает дно.
С SMD-компонентами дело обстоит несколько сложнее. Часто их крайне сложно рассмотреть на предмет целостности. Есть один метод поиска короткого замыкания в плате с SMD – это термобумага, такая бумага используется в кассовой аппарате, поэтому можно использовать любой чек. Печать на ней происходит за счет нагрева. Значит, когда вы подадите питание на плату пробитая накоротко деталь, перегреется и отпечатается на бумаге. Методику поиска неисправности с помощью термобумагивы видите на видео:
Но нужно помнить об электробезопасности и не прибегать к такому способу диагностики, если вы не уверены есть ли там опасное напряжение. Безопасно и точно это можно сделать с помощью тепловизора.
Для определения короткого замыкания по нагреву в большинстве случаев вам понадобится лабораторный блок питания или другой источник питания с ограничением тока. Если вы проводите диагностику цепей 220В – можете воспользоваться контрольной лампой, если есть КЗ, то лампа загорится в полный накал. Фактически она выступит в роли токоограничивающего резистора.
При визуальном осмотре важно определить состояние контактов всех разъёмных соединений. Они должны быть чистыми, без окислов с характерным медным или серебряным блеском. Если контакты не слишком сильно окислены – их можно почистить канцелярским ластиком или деревянной стороной спички.
В более запущенных случаях их нужно залудить, таким образом оловом вы восстановите контактную поверхность. Самый худший вариант, когда ни чистить, ни лудить нечего, тогда нужно либо менять плату целиком, либо припаивать к дорожкам платы проводники и соединять через них.
Также внимательно осматриваете дорожки печатной платы, они могут перегорать, трескаться при изгибе платы, отслаиваться и окисливаться. Их восстанавливают либо каплей олова, либо кусочком провода, когда дорожки расположены слишком плотно – их замещают куском провода – подойдет тонкий обмоточный провод либо жила витой пары, припаивая их к началу и концу печатной дорожки.
Подведем итоги, узнайте 5 советов по внешней диагностике электроники:
1. Большинство неисправностей можно найти при внешнем осмотре;
2. Внимательно проверяйте качество пайки и наличие микротрещин;
3. Уделяйте особое внимание силовым цепям;
4. Вздутые электролитические конденсаторы в большинстве случаев являются как причиной полной неработоспособности, так и неработоспособности каких-то отдельных функций;
5. Не всегда внешне исправная деталь является таковой.
Измерения и прорзвонка цепей
Если внешний осмотр не принес результатов, то следует проводить ряд измерений. Если устройство не подаёт признаков жизни и:
У него сгорел предохранитель – то с помощью мультиметра прозваниваем цепь и находим на каком участке у нас короткое замыкание. Режим прозвони в большинстве мультиметров совмещен с режимом проверки диодов (на рисунке ниже);
Если предохранитель исправен – проверяем вольтметром приходит ли питающее напряжение на плату.
Если напряжение не приходит, то проблема скорее всего в кабеле, определить это можно прозвонив кабель от вилки до места подключения к печатной плате.
Не включайте блок питания напрямую в сеть, если вы не уверены, что устранили все неполадки. Подключите последовательно лампочку накаливания, о которой мы упоминали в середине статьи.
Следующий шаг – проверка цепи питания, для этого включаем устройство и проверяем наличие выходных напряжений блока питания. Учтите, что бывают случаи, когда без нагрузки блок питания не включается. Тогда проверяем исправность блока питания, её начинают с проверки диодного моста, мы рассматривали этот процесс подробно в статье – Как проверить диодный мост
После того как вы убедились в исправности диодного моста следует проверить приходит ли напряжение на ШИМ контроллер. Если нет, то искать, обрыв на плате, если приходит, то методика его проверки изображена на видео ниже:
Также следует по блокам проверить источник питания. Об этом вы можете почитать в статье о ремонте блоков питания для светодиодных лент.
Дальнейшая диагностика платы электронного устройства заключается в пошаговом измерении параметров каждого из компонентов и сравнение их с номинальными величинами. Задаче сильно упрощается если у вас есть схема ремонтируемого устройства.
Если у вас есть осциллограф диагностика сильно упростится, так как проверка сигналов ШИМ, на выходе контроллера и на базах или затворах транзисторов нормально возможна лишь таким образом. Как пользоваться осциллографом описано в статье Что можно сделать с помощью осциллографа и ряде других статей нашего сайта из тематического раздела Практическая электроника.
Заключение
Ремонт электроники – это не только знания принципа работы элементов, но и интуиция, опыт и удача. Главное помнить при ремонте о технике безопасности – не следует трогать плату источников питания, если на неё подано напряжение. Разряжайте фильтрующие конденсаторы блоков питания, поскольку на их выводах может быть напряжение до 300 вольт. А также при диагностике цепей с интегральными микросхемами – лучше сразу ищите техническую документацию к ним, её можно найти по запросу «datasheet название микросхемы».
Причины поломки электронного блока управления и особенности ремонта
Один из основных элементов автомобиля – электронная управляющая система, мозгом которой является бортовой компьютер, или ЭБУ (расшифровывается как электронный блок управления). При нарушениях работы какой-либо функции (проблемы с трансмиссией или двигателем, неисправность системы контроля выхлопных газов и прочее) необходим срочный ремонт ЭБУ. Ведь его неисправность сразу же сказывается на работе всех остальных систем. Проводить ремонт бортового компьютера можно только после полной диагностики, когда будет понятна причина неисправности.
Выявление неисправностей
Проверяется работоспособность блока считывателем кодов или сканером, а диагностировать неполадки можно только после проведения ряда тестов. Если вы подозреваете неисправность бортового компьютера – обращайтесь на СТО, ведь разобраться в проблеме под силу только специалисту.
Половина гарантийных возвратов блоков – невозможность автолюбителей самостоятельно разобраться и устранить возникшие неполадки в работе. Однако большая часть таких бортовых компьютеров исправна. Чтобы не пришлось сразу отдавать в ремонт новый ЭБУ, необходимо узнать причину поломки старого.
Возможные причины выхода уз строя устройства
- Внешние факторы, приведшие к коррозии или перегреву. Кстати, проникнувшая внутрь блока влага может не только способствовать коррозии, но и стать причиной короткого замыкания. Потому производители зачастую отказывают в ремонте ЭБУ, ранее залитых водой.
- Удары и вибрации, вызвавшие механические повреждения (это могут быть микротрещины в печатной плате и т.д.) – такие проблемы подлежат устранению.
- Перегруз напряжения (к примеру, КЗ в цепи соленоида). Если причину не устранить, то бортовой компьютер выйдет из строя.
Ремонт ЭБУ: этапы
Установка нового бортового компьютера — это недешевая услуга. Поэтому большое количество имеющихся в продаже новых блоков – «реанимированные» старые. Но в некоторых случаях устройства восстановлению не подлежат.
Часто блок управления установлен в очень неудобном месте, например, под системой обогрева и вентиляции или управляющим пультом, под сидением, которое предварительно приходится снимать и т.д. Но где бы ни было смонтировано устройство, в первую очередь, аккумулятор напряжения следует отсоединить.
После замены или исправления повреждений, обратно присоединяется аккумулятор. Но на этом процесс ремонта ЭБУ не заканчивается. Следующий этап – это настройка. Производится она в соответствии с характеристиками конкретного автомобиля. При помощи автосканера программируется бортовой компьютер, делается заново установка сигнализации, непосредственно устанавливаются настройки холостого хода и остальные параметры. Затем проводится тест-драйв. Если после установки или восстановления блока индикатор неисправности на приборной панели продолжает светиться, то проблема заключается не в данном устройстве и требуется дальнейший поиск неисправности.
Поломки и ремонт
Обсуждаем поломки, помогаем, делимся советами по ремонту
На пробеге 238400 км → Устранена
На пробеге 160000 км → Устранена
На пробеге 155000 км → Устранена
На пробеге 860 км → Требует ремонта
На пробеге 400 км → Устранена
здравствуйте камриводы! У меня проблема такая: машина глохнет на ходу, фары слабеют, магнитола отключается, поворотники отключаются. Фары когда отключил машина слабо поехала. На холодную заводится, когда согреется глохнет обратно. В чём может быть проблема? Помогите с советом пожалуйста!
На пробеге 158000 км → Устранена
На пробеге 252685 км → Требует ремонта
Друзья меня зовут Олег из Якутии, подскажите пожалуйста , у меня вольво с прошлого года когда купил не мог нарадоваться покупке машина просто потрясающая, сперва лопнул сам по себе радиатор, так как в Якутске даже аналогов нет по совету одного парня поставил жигулевский , перепаковал шланги вроде норм было, потом сцепа начала пропадать, заменил главный цилиндр от Уаз 406 они сходи только размер …
Поломка техники: чего НЕ советуют делать эксперты
При проведении блиц-опроса наши эксперты были активны, как никогда: мы получили 27 ответов, и практически в каждом в той или иной форме был сформулирован главный совет — не пытаться самостоятельно выяснить причину неисправности, а уж тем более устранить её, разбирая вышедшую из строя технику, даже если присутствует уверенность в своих силах, найдена подходящая инструкция-видеоролик в Интернете или у вы следуете советам знакомого «мастера на все в руки».
Благо не все ответы ограничивались приведённым утверждением. Редакция пресс-центра собрала самые полезные советы представителей сервисных центров и предлагает читателям ознакомиться с ними.
Виктор Мизякин, главный инженер сети сервисных центров «Мастер-Е»
Не вскрывайте самостоятельно корпус, поскольку после этого действующая гарантия на технику будет автоматически аннулирована.
Подготовьте гарантийные документы и чек о покупке.
Сообщите менеджеру сервиса всю информацию о проявившемся дефекте.
Доставьте технику в сервисный центр или вызовите проверенного мастера на дом.
Андрей Салеев, директор ООО «Салий»
Не пытайтесь самостоятельно определить дефект. Отнесите неисправную технику в сервисный центр, дождитесь звонка от инженера с диагнозом и примите решение о целесообразности ремонта по объявленной цене, либо откажитесь от него. Иногда имеет смысл обратиться в другой сервис для подтверждения заключения о неисправности и проверки стоимости ремонта.
Анатолий Кулеев, директор сервисного центра «ReStart»
Не допускайте питание неисправной техники от сети: как только вы поняли, что произошла поломка, незамедлительно обесточьте оборудование.
Также категорически не советуем приступать к самостоятельному ремонту, поскольку это может привести к её полному выходу из строя.
Вячеслав Пронин, генеральный директор ООО «Ремонт Кофемашин»
Мой совет касается кофемашин. Ни в коем случае не вскрывайте их самостоятельно. Для начала откройте инструкцию производителя, попробуйте найти в разделах «Неисправности» или «Коды ошибок» возникшую неполадку и следуйте советам по её устранению. Если указания не помогли, звоните в сервисный центр.
Полина Шатова, директор сервисного центра «ТехноМаг»
Категорический не стоит пытаться разбирать неисправную технику самостоятельно. Корпусные части техники держатся не только на болтах, но и на потайных защелках, а платы, например, могут быть соединены тонкими шлейфами, поэтому разбор оборудования неопытными руками увеличивает вероятность нанесения дополнительных повреждений. Это, в свою очередь, значительно усложняет работу мастера и увеличивает стоимость ремонта, а в некоторых случаях ведет к полной негодности устройства.
Дмитрий Счастливцев, директор компьютерного центра «Апгрейд-Сервис»
Не стоит затягивать с ремонтом: пользуясь техникой после появления неисправности, можно значительно усугубить поломку. Также не советую пытаться починить технику самостоятельно, если у вас нет необходимых навыков.
В случае, если ни один мастер не смог вам помочь, не отчаивайтесь! Многие сервисы, например наш, покупают неисправную технику, а некоторые готовы обменять вышедшее из строя оборудование на исправное с гарантией.
Василий Черемисин, владелец компании «Экспресс Сервис»
Не стоит пытаться починить неисправную технику самому, руководствуясь советами из Интернета! Звоните в несколько сервисов и выбирайте лучший. Кстати, не соглашайтесь на «диагностику», это развод! В ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» такого понятия нет. Настоящий специалист при осмотре дефекта озвучит ценовую вилку или сразу назовет примерную стоимость ремонтных работ.
Сергей Гурьев, специалист по сервисному обслуживанию компании «MixService»
Если неисправная техника находится на гарантии, ни в коем случае не вскрывайте корпус, поскольку вы рискуете лишиться права гарантийного обслуживания. Не пытайтесь самостоятельно реанимировать оборудование в домашних условиях и менять оригинальные детали на запчасти неизвестного происхождения. При первых признаках поломки сразу обращайтесь в сервисный центр, так вы сможете избежать более дорогостоящего ремонта.
Дмитрий Плотников, сервис-менеджер компании «КАВКАЗ-СЕРВИС»
Отключите неисправный прибор от электросети.
Ни в коем случае не предпринимайте попыток самостоятельного ремонта. Запомните главный постулат: «Каждый должен заниматься своим делом».
Если аппарат на гарантии, найдите документы, подтверждающие формальные права владельца на гарантийное обслуживание. И только потом вызывайте специалиста сервисного центра или самостоятельно доставьте прибор в сервис.
Дмитрий Простомолотов, директор сервисного центра «RealRemont»
Не вскрывать устройство для выявления неисправности.
Не стараться исправить поломку самостоятельно, в том числе не стоит перебирать технику или сушить её.
Не затягивать с ремонтом особенно в том случае, если нарушена водонепроницаемость оборудования.
Не отдавайте на диагностику и ремонт друзьям и знакомым, если последние не имеют должного опыта работы с техникой.
Есть что добавить? Оставляйте комментарии!
Администрация портала «Мой Сервис-Гид» благодарит всех респондентов, принявших участие в блиц-опросе.