1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устранить проблемы в работе кпп мтз 82

7.1. Коробка передач. Неисправности и методы их устранения.

Рис. 2.6.1. Коробка передач:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16, 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20, 41 крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренней вал; 32 — крыльчатка: 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57 — втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; 53 — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы: 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 — вал I передачи и заднего хода: 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода.

Большой свободный ход рычага переключения передач, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, пазов скользящих кареток, потере упругости пружин фиксаторов (рис. 2.6.1).
Если неисправности обнаруживаются при включении или выключении I передачи и заднего хода, то снимают боковую крышку, а затем вилку переключения. При обнаружении следов износа и толщине щек вилки менее 8,0мм вилку I передачи и заднего хода заменяют. Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Для этого снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если зазор превышает 1,5мм, вилку заменяют.
Блок шестерен заменяют при ширине паза более 10,8мм.
Появление посторонних шумов в коробке передач, чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов.
Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач: при необходимости снимают боковые крышки или раздаточную коробку. После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направления. При проверке обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться. Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, заменяя изношенные подшипники.
Стуки в коробке передач, исчезающие при переключении на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен.
Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках коробки передач и снятой раздаточной коробке. Для проверки рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колёс трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен.

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Неисправности сцепления и коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82

Неисправности коробки передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82 связаны с нарушением правильного зацепления шестерен, зубчатых муфт и другими дефектами деталей механических передач: вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов и т. д. Признаками возможных неисправностей могут быть тугое включение и выключение шестерен и зубчатых муфт при переключении передач, появление повышенных шумов и стуков, самопроизвольное выключение шестерен, большой свободный ход рычага переключения и т. д.

Если у трактора при работе слышен скрежет шестерен, возникающий при переключении передач, то это свидетельствует или о неправильной регулировке механизма управления сцеплением, износе его дисков или об износе фрикционных дисков и тормозка и проверхностей в месте сопряжения вилки и цапфы отводки тормозка.

В том случае, когда после регулировки или устранения неисправности сцепления МТЗ-80, МТЗ-82 не удается ликвидировать скрежет шестерен, регулируют механизм управления тормозком. Регулировка заключается в правильном натяжении его пружины. В отрегулированном механизме управления тормозком сжатая пружина должна иметь длину 31-32 мм.

Если и этой регулировкой не удается устранить неисправность, то снимают пол кабины и крышку верхнего люка корпуса сцепления и понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (см. рис. 1), измеряют толщину накладок дисков тормозка, зазор между цапфами отводки и вилкой включения. Ведущий диск тормозка заменяют при толщине его накладок менее 1,5 мм, а отводку и вилку включения — если зазор между ними превышает 2,2 мм.

Читать еще:  Виды проведения ремонта асфальта что предлагаю специалисты

Для этого разъединяют и раскатывают остов, отсоединяя корпус сцепления от КПП, снимают крышку механизма управления понижающим редуктором (рис. 2), технологическими
болтами 1 выпрессовывают вал 2 сцепления и заменяют ведущий диск тормозка.

Рис. 1. Понижающий редуктор и редуктор вала отбора мощности трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1— ведомый вал привода ВОМ; 2— корпус понижающего редуктора и сцепления; 3, 10— зубчатые муфты; 4— ведомые шестерни привода ВОМ; 5— вал сцепления; 6— вилка; 7—
ведущий диск тормозка; 8— ведомый диск тормозка; 9—рычаг понижающего редуктора; 11 — первичный вал коробки передач

Рис. 2. Снятие механизма управления понижающим редуктором МТЗ-80, МТЗ-82 и зубчатой муфтой; спрессовка вала сцепления

1— технологические болты; 2— вал сцепления; 3— механизм управления

Большой свободный ход рычага переключения ступеней понижающего редуктора указывает на износ вилки переключения паза зубчатой муфты. Для этого также снимают пол кабины и крышку механизма управления понижающим редуктором трактора МТЗ-80, МТЗ-82. Отсоединяют вилку, вставляют ее в паз зубчатой муфты 10 (см. рис. 1) и измеряют зазор. Если зазор более 3 мм, то муфту и вилку заменяют. Чтобы заменить зубчатую муфту, раскатывают остов и отсоединяют корпус сцепления 2 от коробки передач.

Большой свободный ход рычага переключения коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют
об износе поверхностей трения вилок переключения кулисы 12, пазов скользящих кареток 13, вилки, потере упругости пружин фиксаторов 9.

После снятия механизма переключения проверяют, есть ли выработка на наконечнике 11 рычага переключения передач, толщину щек вилок 14, ширину их зева, зазор между планками переключения, руководствуясь техническими требованиями таблицы допустимых размеров деталей механизма переключения передач. Если видны следы износа на наконечнике рычага, его заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3 -1,6 мм.

Если неисправности КПП МТЗ-80, МТЗ-82 возникают при включении или выключении первой передачи и заднего хода, снимают боковую крышку, а затем вилку переключения. Если обнаружены следы износа и толщина щек вилки при замере окажется менее 8,0 мм, вилку первой передачи и заднего хода заменяют.

Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы
скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если он превышает 1,5 мм, вилку заменяют новой. Блок-шестерни заменяют при ширине паза более 10,8 мм.

Появление посторонних шумов в КПП МТЗ-80, МТЗ-82 и чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов коробки передач. Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82 сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач и при необходимости боковые крышки или раздаточную коробку. После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях.

При этом обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться. Если обнаруживают следы износа подшипни­
ков, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, пользуясь съемниками и заменяя изношенные подшипники.

Рис. 3. Проверка осевого зазора в подшипниках вторичного вала коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82

1— вторичный вал; 2— монтажная лопатка; 3— индикатор

Если внешний осмотр показал, что зазоров, ощутимых рукой, нет, проверяют индикатором осевой зазор в подшипниках вторичного вала (рис. 3). Для этого ножку индикатора упирают в
торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении.

Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80, МТЗ-82 не должен превышать 0,3 мм. При этом следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и из-за отворачивания гайки вторичного вала. Поэтому сначала проверяют надежность фиксации гайки, степень ее затяжки.

Для регулировки осевого зазора в конических подшипниках вторичного вала отсоединяют коробкупередач от заднего моста, отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала (рис. 4).

Рис. 4. Регулировка осевого зазора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в подшипниках вторичного вала

1—стакан подшипника вторичного вала; 2— регулировочные прокладки

Степень затяжки конических подшипников проверяют динамометрическим ключом при выключенных передачах. Момент, с которым должен проворачиваться вторичный вал при правильной регулировке подшипников, должен находиться в пределах 7-8 Нм. После регулировки осевого зазора проверяют и при необходимости регулируют установочную высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 5).

К торцу ведущей шестерни КПП МТЗ-80, МТЗ-82 прикладывают планку определенной толщины и измеряют высоту штангенглубиномером или штангенциркулем. Она должна быть в пределах 57,85-58,15 мм. Если результат отличается от допустимого, то снимают ведущую шестерню и либо шлифовкой регулировочной втулки, либо установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной высоты.

Читать еще:  Как самостоятельно изготовить корморезку

Рис. 5. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1— штангенглубиномер; 2— линейка; 3— коробка передач

Стуки в коробке передач МТЗ-80, МТЗ-82, исчезающие при переключении на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен. Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках КПП и снятой раздаточной коробке. При этом рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен. Обнаружив дефекты шестерен, коробку передач разбирают и заменяют изношенные детали.

Основные неисправности раздаточной коробки (раздатки) МТЗ-80, МТЗ-82 : износ рабочих поверхностей обгонной муфты или роликов, потеря упругости их прижимных пружин, а также
износ вилки включения муфты. Если при буксовании задних колес передний ведущий мост не включается, то это свидетельствует о неисправности обгонной муфты раздаточной
коробки МТЗ-80, МТЗ-82.

Для обнаружения неисправностей раздаточной коробки ее разбирают, измеряют диаметры посадочных мест и при необходимости заменяют изношенные детали. Втулку обгонной муфты и шестерню заменяют при износе поверхностей под ролики до размеров соответственно 78,98 и 109,75 мм. О большом износе вилки зубчатой муфты раздаточной коробки свидетельствует невозможность принудительного включения переднего моста. В этом случае вилку снимают, измеряют толщину ее щек (она не должна быть менее 8,4 мм) и при необходимости заменяют новой или отремонтированной.

Допустимые параметры сборочных деталей механизма переключения коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82 (мм)

Диаметр валика механизма переключения передач — 24,85
Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач — 14,85
Диаметр отверстия вилки переключения под валик — 25,08
Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы — 10,5
Толщина щек вилок переключения — 8,2
Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения — 9,3

Основные неисправности коробки переключения передач тракторов МТЗ-80/82

Трактора МТЗ-80/82 используются в широком спектре сельскохозяйственных и строительных работ, и такая универсальность этих тракторов достигается, в том числе благодаря динамическим характеристикам трансмиссии, которая обеспечивает 18 передних передач и 4 задних.

Такие возможности КПП МТЗ-80 обуславливают достаточно сложную конструкцию коробки передач, включающую 5 валов, 15 шестерен, более 20 подшипников (и это без учета валов и шестерен раздаточной коробки). Высокие нагрузки, которым поддается трактор в работе, а так же сложная конструкция коробки передач требует особого внимания при эксплуатации трактора для того что бы вовремя выявить и предотвратить основные неисправности КПП МТЗ-80.

К таким неисправностям относятся:

Следует отметить, что большинство ремонтных операций с коробкой передач тракторов МТЗ очень трудоемки. Что бы заменить валы, шестерни, большинство подшипников коробку необходимо снять с трактора. Поскольку КПП является силовым элементом рамы трактора, то для того что бы ее снять трактор «раскатывают», то есть отделяют коробку от моста и двигателя, что требует применения специального стенда в идеале, либо надежных домкратов и опор. Поэтому такие запасные части как валы, шестерни, подшипники должны быть безупречного качества, и желательно оригинальными. Работоспособные детали, имеющие следы износа так же желательно заменить, что бы вскоре не возвращаться к ремонту КПП.

Несколько рекомендаций по эксплуатации трансмиссии тракторов МТЗ, для длительной эксплуатации трактора без поломок:

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Неисправности узлов трансмиссии тракторов МТЗ-80, 82

Неисправности сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

Технически исправное сцепление во включенном состоянии не должно пробуксовывать и при нажатии на педаль должно полностью выключаться. При проведении ТО-3 (960-1000 моточасов) проверяют надежность передачи крутящего момента сцеплением.

Для этого включают одну из передач, устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала и начинают движение на ровном участке.

Не выключая сцепления трактора, плавно затормаживают трактор до полной остановки. Если двигатель глохнет, это свидетельствует об исправности сцепления трактора и его возможности передавать достаточно большой крутящий момент.

Если двигатель не глохнет, а только снижает частоту вращения вала, это указывает на пробуксовывание дисков сцепления. Пробуксовывание можно также обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпуса, шуму при включении передач.

Основные причины пробуксовывания сцепления МТЗ-80, 82: нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин. Если регулировка сцепления не устраняет пробуксовывание ведомых дисков, то, очевидно их следует промыть.

Для этого на ходу трактора несколько раз включают и выключают сцепление (нагревают диски). Сразу же после остановки двигателя устанавливают рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и снимают крышку люка кожуха сцепления.

Выключив сцепление, через люк заливают 0,5 л бензина и проворачивают несколько раз коленчатый вал двигателя. После этого выкручивают пробку и сливают бензин.

При открытом сливном отверстии и выключенном сцеплении промывают диски, направляя на них струю бензина из шприца, проворачивая коленчатый вал. После этого дают возможность бензину полностью стечь, ввертывают сливную пробку и устанавливают на место крышку люка.

Если после промывки дисков отрегулированное сцепление трактора МТЗ-80, МТЗ-82 продолжает пробуксовывать, это свидетельствует об износе накладок дисков или ослаблении нажимных пружин.

Читать еще:  Трактор т 4а технические характеристики фото ремонт

В этом случае сцепление следует разобрать и устранить неисправности. Способы устранения наиболее часто встречающихся неисправностей узлов трансмиссии приведены ниже.

Возможные неисправности сцепления МТЗ-82, МТЗ-80 и способы их устранения

Отсутствие свободного хода педали — Отрегулировать сцепление.

Изношены накладки ведомых дисков — Заменить фрикционные накладки ведомых дисков или диски в сборе.

Замасливание накладок ведомых дисков МТЗ-80, 82 — Устранить причины попадания масла в сухой отсек сцепления, промыть сцепление, при необходимости заменить фрикционные накладки или диски в сборе.

Усадка или поломка нажимных пружин — Заменить неисправные пружины.

Коробление нажимного диска (корзины) — Проточить или замените нажимной диск.

Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления вследствие износа манжеты, уплотняющей коленчатый вал — Заменить манжету.

Потеря эластичности манжеты кронштейна отводки вследствие перегрева — Заменить манжету.

Неполное выключение сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

Увеличен свободный ход педали — Отрегулировать сцепление.

Промежуточный диск не устанавливается в среднее положение при выключенном сцеплении — Отрегулировать механизм отвода промежуточного диска в среднее положение.

Коробление ведомых дисков — Отрихтовать ведомые диски, при необходимости заменить.

Неправильно отрегулирован тормозок — Отрегулировать тормозок.

Недостаточный ход педали до упора в защелку — Отрегулировать тягу, соединяющую педаль с блокировочным валиком до получения хода педали 140-160 мм.

Основные неисправности коробок передач, редукторов и приводов переднего ведущего моста трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Передачи коробки передач МТЗ-82, МТЗ-80 с подвижными шестернями включаются со скрежетом

Нарушена регулировка тяги тормозка — Отрегулировать длину тяги.

Изношена фрикционная накладка тормозка — Заменить накладку.

Износ и забоины на шлицах валов и в зубьях шестерен — Зачистить забоины шлицев вала, заменить изношенные детали.

Низкое давление масла в коробке передач МТЗ-80, 82 с переключением под нагрузкой

Недостаточное количество масла в корпусе трансмиссии — Долить масло до метки «П» на стекле масломерного окна.

Залегание перепускного клапана — Промыть и при необходимости отрегулировать.

Загрязнение сетчатого фильтра гидросистемы коробки передач — Промыть фильтр.

Высокое давление в гидросистеме коробки передач МТЗ-80, 82

Залегание перепускного клапана — Вынуть и промыть клапан.

При остановленном тракторе давление понижается до ноля

Привод насоса НМШ-25 осуществляется от ходовой части — Переключить насос на привод от двигателя.

Преждевременный выход из строя игольчатых подшипников и крестовины карданного шарнира

Применение для смазки подшипников солидола или смесей, его содержащих — Замените изношенные детали.

Для смазки карданных шарниров применяйте смазочные материалы только в соответствии с таблицей смазки.

Отсутствие смазки, попадание пыли и грязи из-за повреждения и износа сальников — Смазочные каналы крестовины прочистить и промыть. Изношенные и поврежденные детали заменить.

Передний мост МТЗ-80, МТЗ-82 при буксовании задних колес автоматически не включается при переднем ходе трактора

Изношены детали муфты свободного хода — Заменить муфту свободного хода.

Заклинивающие пазы наружной обоймы муфты свободного хода загрязнены продуктами окисления масла и износа деталей — Снять муфту и промыть ее детали.

Деформированы пружины поджимного механизма роликов — Заменить пружины.

Предохранительная муфта не передает крутящий момент — Отрегулировать муфту.

Изношены фрикционные накладки дисков муфты — Заменить фрикционные накладки дисков.

Неисправности ведущих мостов и конечных передач тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Повышенный шум при движении

Увеличенный окружной зазор в зацеплении конических шестерен из-за износа зубьев конических шестерен — Заменить комплектно при полном износе.

Увеличенный окружной зазор в зацеплении конических шестерен из-за износа конических подшипников — Восстановить предварительный натяг подшипников ведущей шестерни.

Пятно контакта смещено в сторону широкой части зубьев ведомой шестерни — Отрегулировать зацепление по пятну контакта.

Повышенный шум при торможении

Пятно контакта смещено в сторону узкой части зубьев ведомой шестерни — Отрегулировать зацепление по пятну контакта.

Пульсирующий шум при включении сцепления и переключении передачи

Пятно контакта расположено ближе к вершинам зубьев — Отрегулировать зацепление по пятну контакта.

Непрерывный шум при движении

Сильный износ или повреждение шестерен — Заменить шестерни комплектно.

Ослаблено крепление подшипников — Затянуть гайки крепления подшипников на валах.

Сильный износ подшипников — Заменить подшипники.

Недостаточный уровень масла в картере мостов — Проверить уровень и долить масло.

Подтекание масла через сальники и разъемы крышек — Заменить сальники и подтянуть болты крепления крышек.

Повышенный шум в главной передаче переднего моста МТЗ-80, МТЗ-82

Нарушена регулировка зацепления шестерен и затяжка подшипников главной конической пары — Отрегулировать зацепление шестерен и затяжку подшипников.

Не работает блокировка дифференциала МТЗ-80, МТЗ-82

Замаслены диски гидроподжимной муфты (ГПМ) — Промыть диски ГПМ в бензине, устраните подтекание масла.

Заедание золотника датчика блокировки — Снять датчик и промыть в чистом дизельном топливе или замените.

Изношены фрикционные накладки дисков ГПМ блокировки дифференциала — Заменить фрикционные накладки дисков ГПМ.

Повреждена диафрагма муфты блокировки — Заменить диафрагму.

Низкое давление масла, подводимое к исполнительному механизму вследствие нарушения регулировки редукционного клапана — Заменить пружину, при необходимости обчеканить гнездо клапана.

Низкое давление масла, подводимое к исполнительному механизму вследствие повышенной утечки масла в датчике блокировки — Заменить датчик.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×