Выбор определяется целью - Дневник садовода
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выбор определяется целью

EREPORT.RU

мировая экономика

Цели организации, стратегическое планирование. Мотивация персонала

Цели организации, стратегическое планирование

Важным этапом при планировании является выбор целей.

Цели организации — результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.

Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.

Миссия — основная главная цель организации, ради которой она и создана.

При определении миссии организации необходимо учитывать:

— формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;

— положение фирмы по отношению к внешней среде;
— культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;

— кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.

  1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.
  2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.
  3. По рангу: главные и второстепенные.
  4. По временному фактору: стратегические и тактические.
  5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.
  6. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.
  7. По субъектам: личные и групповые.
  8. По осознанности: действительные и мнимые.
  9. По достижимости: реальные и фантастические.
  10. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.
  11. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.
  12. По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.

Процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.

Стратегическое планирование — это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации.

Стратегическое планирование включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности:

  1. Распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта, имеющегося в организации.
  2. Адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с окружающей внешней средой, т.е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями.
  3. Внутренняя координация работы всех отделов и подразделений. Этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения эффективной интеграции операций внутри организации.
  4. Осознание организационных стратегий. Здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации.

Схема стратегического планирования состоит из этапов:

Реализация стратегического плана, управление по целям.

После выработки стратегии организации наступает этап ее реализации.

Основными этапами реализации стратегии являются: тактика, политика, процедуры и правила.

Тактика представляет собой краткосрочный план действий, согласованный со стратегическим планом. В отличие от стратегии, которая чаще разрабатывается высшим руководством, тактику вырабатывают руководители среднего звена; тактика носит более краткосрочный характер, чем стратегия; результаты тактики проявляются значительно быстрее, чем результаты стратегии.

Выработка политики является следующим этапом реализации стратегического плана. Она содержит общие установки по отношению к действиям и принятию решений для облегчения достижения целей организации. Политика носит долгосрочный характер. Политика формируется во избежание отступления при принятии повседневных управленческих решений от основных целей организации. Она показывает приемлемые пути достижения этих целей.

После разработки политики организации, руководство разрабатывает процедуры, учитывая предыдущий опыт принятия решений. Процедура используется при частом повторении ситуации. Она включает в себя описание конкретных действий, которые нужно предпринять в данной ситуации.

Там, где целесообразно полное отсутствие свободы выбора, руководство разрабатывает правила. Они применяются для обеспечения точного выполнения сотрудниками своих обязанностей в конкретной ситуации. Правила, в отличие от процедуры, которая описывает последовательность повторяющихся ситуаций, применяются для конкретной единичной ситуации.

Важным этапом при планировании является разработка бюджета. Он представляет собой способ наиболее эффективного распределения ресурсов, выраженный в числовой форме и направленный на достижение определенных целей.

Эффективным методом управления является метод управления по целям.

Он состоит из четырех этапов:

  1. Формулировка четких и кратких целей.
  2. Разработка наилучших планов достижения этих целей.
  3. Контроль, анализ и оценка результатов работы.
  4. Корректировка результатов в соответствии с запланированными.

Выработка целей осуществляется в нисходящем порядке по иерархии от высшего руководства к последующим уровням управления. Цели нижестоящего управляющего должны обеспечивать достижение целей его начальника. На данном этапе выработки целей обязательна обратная связь, то есть двусторонний обмен информацией, что необходимо для их согласования и обеспечения непротиворечивости.

Планирование определяет, что необходимо сделать для достижения данной цели. Можно выделить несколько стадий планирования:

— определение задач, которые надо решить для достижения целей.
— установление последовательности выполнения операций, создание календарного плана.
— уточнение полномочий персонала для выполнения каждого вида деятельности.
— оценка временных затрат.
— определение затрат на ресурсы, необходимые для осуществления операций, посредством разработки бюджета.
— корректировка планов действий.

Организационная структура предприятия

Решение о выборе организационной структуры принимается высшим руководством организации. Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногда и предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшей структурой организации считается такая структура, которая позволяет оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребности организации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Стратегия организации всегда должна определять организационную структуру, а не наооборот.

Процесс выбора организационной структуры состоит из трех этапов:

— деление организации на укрупненные блоки по горизонтали, в соответствии с осуществляемыми направлениями деятельности;
— установление соотношения полномочий должностей;
— определение должностных обязанностей и поручение их выполнения конкретным лицам.

Типы организационных структур:

  1. Функциональная (классическая). Такая структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях, и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений.
  2. Дивизиональная. Это деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, или по группам потребителей, или по регионам, где реализуются товары.
  3. Продуктовая. При этой структуре полномочия по производству и сбыту какого-либо товара передается одному руководителю. Эта структура наиболее эффективна при разработке, освоении производства и организации реализации новой продукции.
  4. Региональная. Эта структура обеспечивает наилучшее решение проблем, связанных с учетом особенностей местного законодательства, а так же традиций, обычаев и нужд потребителей. Структура рассчитана, в основном, на продвижение товаров в отдаленные регионы страны.
  5. Структура, ориентированная на потребителя. При такой структуре все подразделения объединяются вокруг определенных групп потребителей, которые имеют сходные или специфические потребности. Целью такой структуры является наиболее полное удовлетворение этих потребностей.
  6. Проектная. Это временно создаваемая структура для решения какой-то конкретной проблемы, или для осуществления сложного проекта.
  7. Матричная. Это структура, которая получается в результате наложения проектной структуры на функциональную, и предполагает принцип подчинения (как функциональному руководителю, так и руководителю проекта).
  8. Конгломератная. Она предполагает соединение различных подразделений и отделов, работающих функционально, но ориентированных на достижение целей других организационных структур конгломерата. Чаще всего такая структура находит применение в крупных национальных и международных корпорациях.
Читать еще:  Как устроен и как работает шкворень

Важную роль играет степень централизации организационной структуры. В централизованной организации все функции управления сосредоточены у высшего руководства. Преимуществом этой структуры является высокая степень контроля и координации деятельности организации. В децентрализованной организации некоторая часть управленческих функций передается своим филиалам, управлениям и т.д. Эту структуру применяют тогда, когда внешняя среда характеризуется сильной конкуренцией, динамичными рынками и быстро меняющейся технологией.

Мотивация персонала

Для более эффективной работы персонала в организации обязательна его мотивация.

Мотивация представляет процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.

Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности. Потребность — это ощущение человеком недостатка, отсутствия чего-либо. Для побуждения работника к действию, менеджеры используют вознаграждение: внешнее (денежное, продвижение по служебной лестнице), и внутреннее (чувство успеха). Процессуальные теории мотивации основаны на элементах психологии в поведении людей.

Контроль

Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения фирмой своих целей. Контроль можно разделить на: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль.

В целом, контроль состоит из установки стандартов, измерения достигнутых результатов, проведения корректировок, если достигнуты результаты, отличающиеся от установленных стандартов.

Предварительный контроль осуществляется до начала работы организации. Он используется в трех отраслях: в области человеческих ресурсов (подбор кадров); материальных ресурсов (выбор поставщиков сырья); финансовых ресурсов (формирование бюджета фирмы).

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ и повседневной деятельности организации, и предполагает регулярную проверку подчиненного персонала, а так же обсуждение возникающих проблем. При этом обязательно необходима обратная связь между подразделениями и верхним управленческим эшелоном фирмы для обеспечения ее успешной деятельности.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он дает информацию руководителю фирмы для более оптимального планирования и осуществления в дальнейшем аналогичных задач.

Поведение сотрудников, ориентированное на наличие контроля, дает более эффективные результаты. Однако, при этом обязательно должны действовать механизмы награждения и наказания. В то же время необходимо избегать чрезмерного контроля, который может раздражать сотрудников и персонал. Эффективный контроль должен иметь стратегический характер, отражать общие приоритеты фирмы и поддерживать деятельность организации. Конечная цель контроля — это не только возможность выявить проблему, но и успешно решить задачи, поставленные перед организацией. Контроль должен быть своевременным и гибким. Простота и эффективность контроля, и его экономичность являются весьма актуальными. Наличие информационно-управленческой системы в организации способствует повышению эффективности контроля и планирования деятельности фирмы. Информационно-управленческая система должна содержать информацию о прошлом, настоящем и будущем организации. Эта информация позволяет руководству фирмы принимать оптимальные решения.

Цель и задачи во введении студенческой работы

Что такое цель и задачи исследования?

Цель и задачи исследования – это два обязательных пункта при написании любой научной работы. При написании введения в курсовой работе или дипломе цель и задачи следует отразить в нем. Если введения в научной работе не предполагается, например, это статья или эссе, то цель и задачи должны быть расположены в первых абзацах, опережать их может только актуальность.

Цель определяет предполагаемый результат работы, она всегда направлена на объект исследования, а задачи – алгоритм достижения данной цели. Уже при описании актуальности проводимого исследования нужно определиться с тем, какова цель будущей работы.

Что касается задач исследования, то каждая из них в совокупности с другими должна привести к достижению ожидаемого результата. Самым простым способом определить задачи исследования – это переписать параграфы из плана работы. Такой вариант нередко устраивает преподавателей, однако если при написании курсовой работы или диплома вас призывают не путать задачи с содержанием работы – будет лучше, если вы уложитесь в 1-2 теоретические задачи «изучить литературу, понятия, проанализировать ситуацию», а остальные задачи сделаете более конкретными. Это может быть разработка и проверка методов решения проблемы, поиск и формулировка новой гипотезы, выбор методов исследования и т. д.

Главное, чтобы получившийся список действий был не просто автоматическим перечнем заданий, выполненных студентом, но и являлся руководством к действию. То есть нужно стремиться к тому, чтобы результаты исследования можно было применить на практике – использовать на производстве, разрешить сложную экономическую ситуацию и т. д.

Определение цели исследования

Цель научного исследования – это то, к чему стремится студент при его написании, то есть конечный прогнозируемый результат работы. Она влияет на все сопутствующие разделы введения к курсовому или дипломному проекту, в особенности на актуальность темы. В момент определения цели даже можно не знать, насколько она достижима.

Что может выступать в качестве цели:

  1. Разработка методов решения проблемы в какой-либо области.
  2. Установка зависимостей между научными понятиями.
  3. Поиск причинно-следственных связей между явлениями.
  4. Выявление закономерностей в протекании процессов.
  5. Изучение характеристик какого-либо явления.

Обычно цель созвучна с названием работы – от этого следует отталкиваться при ее выделении. Если все же возникают трудности, стоит заранее обговорить цель с научным руководителем, чтобы не пришлось переписывать уже готовую работу. Работа достаточно объемная и формулировка цели становится громоздкой? Разбейте ее на конкретные подзадачи и выделите главную – она и будет общей целью. Оставшиеся подпункты перенесите в раздел задач исследования – так у вас получится убить двух зайцев одним выстрелом. Никто не сможет обвинить вас в том, что такой подход неверен, так как в любом случае задачи определяются, исходя из цели.

Определение цели начинается с фразы «Целью исследования является…» или «Цель работы состоит в том, чтобы…». Это общепринятые формулировки, от которых не следует отступать при написании любого научного текста. Используйте ключевые слова вроде «определить», «выделить», «разработать», «уточнить» и т. д.
Полученная цель может быть как конечной, так и промежуточной – все зависит от тематики курсового или дипломного проекта, а также его углубленности. Поверхностный анализ ситуации может послужить целью для теоретического исследования, а вот разработка рекомендаций – основой для дальнейших практических действий.

Задачи исследования и их составление

Задачи исследования – это те шаги, которые нужно пройти постепенно вплоть до достижения цели этого же исследования. Другими словами, задачи иногда являются подпунктами, на которые разбивается общая цель работы.

При написании списка задач следует помнить о типичных ошибках, которые совершают многие студенты:

  1. Выполнение задач в конечном итоге не приводит к достижению цели.
  2. Задачи обособлены от структуры всего документа и никак не подтверждаются в тексте.
  3. Одна или несколько задач – это просто по-другому сформулированная цель работы.
  4. Вместо перечня задач написан план проведения научного исследования: «разобрать тематическую литературу, провести проверку, сделать выводы и т. д.».
Читать еще:  Стиральная машина bosch 6 особенности серии

Как уже говорилось, реферат, курсовая или дипломная работа должна представлять собой единое целое, объединенное в одну структуру и связанное общей тематикой. В то же время желательно, чтобы итоги написания курсовой работы или диплома не были просто набором общеизвестных фактов о выбранной отрасли знания, а привносили нечто новое в теоретическую науку или были использованы на практике. Поэтому одной из задач работы должно быть выявление связей с реальным производством или уже ведущимися исследованиями.

Курсовая или диплом обычно имеют достаточный объем, поэтому в ходе работы должно быть выявлено не менее 3 задач. Они могут относиться как к аналитической деятельности или систематизации уже изучаемых явлений (теория), так и к изучению и разработке какой-либо проблемы (практика).

Если же после написания диплома (ВКР) выясняется, что поставленные задачи никаким образом не могут привести к цели исследования – можно сделать вывод, что средства, применяемые в работе, были неэффективными и неактуальными. Иначе говоря, отрицательный результат – это тоже результат.

Образец 1

Цель магистерской работы – разработать и оценить реальные возможности организации производства пластиковых окон на базе действующего предприятия ООО «Окна+».

Цель определила решение следующих задач:

  • изучить существо предлагаемого проекта по производству пластиковых окон;
  • рассчитать и обосновать эффективность организации производства пластиковых окон.

Образец 2

Целью работы является анализ института освобождения от наказаний, его видов и особенности их применении.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность освобождения от наказания;
  • рассмотреть историю формирования и современное состояние правового регулирования данного института;
  • определить особенности отдельных вдов освобождения от наказания.

Образец 3

Цель исследования состоит в анализе проблем и перспектив совершенствования внутренней среды органа местного самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.
Задачи, решаемые в ходе практики:

  • провести анализ влияния внутренних факторов на эффективность деятельности органа муниципального самоуправления, на примере Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области;
  • предложить направления совершенствования внутренней среды Финансового управления администрации Благовещенского района Амурской области.

Образец 4

Цель работы – рассмотреть особенности устного народного творчества и изучить его роль в формировании личности ребенка.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие фольклора, определить его сущностные характеристики;
2. Проанализировать роль фольклора в формировании личности ребенка;
3. Изучить классификацию жанров детского фольклора.

Выбор методов и средств обучения
статья на тему

Успех обучения зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т.е. методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
vybor_metodov_i_sredstv_obucheniya.docx64.01 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор методов и средств обучения

Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.

Под методом обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») понимают систему упорядоченных и целенаправленных взаимодействий между преподавателями и студентами, обеспечивающих реализацию педагогических целей обучения.

Существуют следующие методы обучения.

По источнику информации:

— словестные , наглядные , практические.

По способу усвоения :

— информационно-рецептивный,инструктивно-репродуктивный,продлемного изложения,эвристический , исследовательский.

По способу деятельности преподавателя и обучающегося:

— устное изложение, работа обучающихся, наблюденеи обучающихся.

По дидактической цели:

методы сообщения новых знаний,методы закрепления новых знаний,методы проверки и оценки знаний.

Соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К. Бабанского):

— методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,методы ее стимулирования и мотивации,методы контроля и самоконтроля.

Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим:

1. Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин.

2. Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения.

3. Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.).

4. Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.).

5.Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.).

6. В идом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении.

7.Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.

Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.

В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

1. Компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени).

2. Адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.).

3. Информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование).

4. Интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).

Выбор методов и средств обучения.

Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно:

– закономерностей и вытекающих из них принципов обучения;

– общих целей обучения, воспитания и развития человека;

– конкретных образовательно-воспитательных задач;

– уровня мотивации обучения;

– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

– времени, отведенного на изучение того или иного материала;

– количества и сложности учебного материала;

– уровня подготовленности учащихся;

– возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

– сформированности у учащихся учебных навыков;

– типа и структуры занятия;

– взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность);

– особенностей личности педагога, его квалификации.

Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения:

1. Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий;

2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается;

3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели;

4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем.

5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения для проведения занятий, направленных на результативность учебного процесса.

Что такое выбор цели и как его делать?

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(всего: 25 голосов, в среднем: 4.8 из 5)

Самое первое, что нужно сделать человеку, решившему начать свой путь – осуществить выбор цели. От этого шага будет зависеть все дальнейшее движение. Даже хорошо спланированные действия не принесут эффекта, если маршрут выбран не верно. Поэтому, на этапе стратегической постановки задач следует быть максимально внимательным и расчетливым. На что обратить внимание, чтобы сделать первый шаг в нужном направлении? Как понять, что цель определена правильно? Можно ли стать эффективным стратегом? Если выбор связан с прочтением этой статьи, уверены, что он окажется правильным.

Что такое выбор цели?

Выбор цели — это определение и постановка задач, согласно их приоритетности. Само слово «выбор» означает наличие альтернатив, то есть подбор лучшего из вариантов. Например, девушка попадает в общество мужчин и ее целью становится самый достойный среди них. Именно с ним она и начинает флиртовать. По сути, она оказывается перед выбором цели. В данном случае – на личном фронте. Аналогично происходит и с решением вопросов по работе, выбором места учебы, спортивной секции, направления для отдыха, мобильного телефона и т.д. Любая задача начинается с целеполагания, а затем уже следует ее решение и результат.

Выбор цели предполагает стратегическое мышление, помогающее правильно расставлять приоритеты и принимать волевые решения. Эти навыки пригодятся в любом деле. Человек-стратег – потенциальный руководитель. Если он умеет управлять работой исполнителей, то успех не заставит долго себя ждать. Стратегическое целеполагание – важнейший элемент развития отдельной личности, крупной компании или даже целого общества. Чем масштабнее ставится задание, тем больше усилий необходимо приложить к его планированию и подготовке.

Что такое стратегическая цель?

Стратегическая цель — это важная долгосрочная задача, выполнение которой подразумевает реализацию серии последовательных действий. В этом кроется ее сложность. Простые задания, осуществляющиеся в один этап, редко когда отличаются обилием «подводных камней». Все многоступенчатые планы сопряжены с риском появления внештатных ситуаций. Чем больше отдельных действий приходится выполнять, тем выше вероятность, что что-то может пойти не так. Особенно в масштабных мероприятиях, где много исполнителей. На этапе, когда формируется стратегическая цель, необходимо ее максимально конкретизировать. Это поможет осуществить декомпозицию, о которой поговорим далее.

Что такое декомпозиция цели?

Декомпозиция цели — это разделение ее на подзадачи, которые также могут быть разбиты на еще более мелкие уровни заданий. Такой прием незаменим в случае планирования, особенно долгосрочного, поскольку помогает учесть нюансы еще на стадии подготовки. Любой проект можно отобразить в виде комплекса этапов, которые должны быть пройдены, чтобы достичь стратегическую цель. Благодаря этому происходит детализация процесса, его структурирование и выявление центральной идеи всего задания.

Визуально декомпозицию можно изобразить в виде граф-схемы, которая еще называется «деревом цели». Это детализированная схема, совмещающая все подцели в рамках общего задания. Каждый ее пункт дополнен указанием необходимых действий, ресурсов и возможных внеплановых ситуаций.

Как делается выбор цели?

Во-первых, интерес к заданию определяется его значимостью. Чем оно важнее, тем больше вероятность, что станет целью. Во вторых, значение имеет своевременность. Вряд ли кто-нибудь кинется выполнять задачу, которая не актуальна и есть другие более важные вопросы, требующие быстрого решения. В третьих, человек оценивает любое действие с точки зрения своей системы ценностей, которая помогает в выборе ориентира и приоритетов. Любая цель, особенно стратегическая, проходит жесткий отбор внутренним «цензором», который дает добро на ее воплощение. Если какое-то задание не будет вписываться в рамки человеческого мировоззрения, за него не возьмутся, даже в случае его важности и актуальности.

Например, студент, вместо подготовки к экзамену, отдает предпочтение походу на дискотеку. Учеба – значимое и актуальное задание, но система ценностей этого молодого человека направлена в сторону веселого отдыха и ярких эмоций. Выбор цели сводится к сиюминутным удовольствиям, а не стратегическому планированию на будущее. Все зависит от воспитания человека и традиций его окружения. Правильные поступки совершаются теми, кто окружает себя достойными людьми.

Но искусству эффективного целеполагания можно научиться. В следующем разделе мы приведем популярную методику, помогающую делать выбор цели. Она известна под названием SMART-техники, и активно популяризируется на тренингах по личному, либо профессиональному развитию. О ней сейчас и поговорим.

Как научиться выбирать цель?

Если выбор цели дается непросто, желательно обучиться технике SMART, название которой происходит от пяти слов:

  • Specific – конкретность;
  • Measurable – измеримость;
  • Achievable – достижимость;
  • Relevant – значимость;
  • Time bound – ограниченность во времени.

Эти слова – перечень требований, которым должна соответствовать любая цель, если хочется ее достичь. Техника SMART – это проверка правильности цели. Чем большему количеству критериев она соответствует, тем выше шансы, что будет достигнута. Для начала, любая цель должна быть конкретизирована. Во-вторых, следует избегать абстрактности. Если задачу нельзя измерить, ее сложно и сделать, поскольку нет критериев полноты выполнения.

Также, любая цель должна быть достижимой с учетом возможностей и навыков исполнителя. Это третье условие, которое можно считать основополагающим. В-четвертых, выбор цели склоняется в сторону наиболее значимого варианта. В-пятых, важно определить дедлайн задания, иначе можно растянуть его на неопределенное время, что будет равносильно его невыполнению.

Соблюдение этих пяти простых правил заметно облегчает выбор цели, помогая остановить поиск на самом перспективном и удачном направлении. А правильность поставленной цели определяет не менее 50% успеха ее реализации.

Научиться делать выбор цели важно независимо от рода деятельности. Это ощущается уже на стадии дальнейшего планирования. Когда этап целеполагания прошел без ошибок, намного проще составить перечень необходимых действий для достижения поставленных заданий. Ответственное отношение к цели упрощает ее реализацию.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector