0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды саней и принцип их работы

Санки. Виды и конструкция. Применение и как выбрать. Особенности

Санки – любимое многими развлечение зимой. Существует большое количество видов санок, которые можно подобрать не только для детей, но и взрослых. Чтобы зимнее время не было унылым, обязательно следует приобрести какой-нибудь вид зимнего транспорта.

Раньше все экземпляры, предлагаемые в магазинах, имели одинаковую конструкцию. Различие было только в расположении досок и окраске. Сейчас потребителям представлен огромный выбор вариантов. Каждый из них имеет свои особенности и предназначен для определенной цели.

Классификация

Все санки можно разделить по нескольким критериям:
  • По функциональному назначению.
  • Материалу изготовления.
  • Конструктивным особенностям.

Функционально они могут быть предназначены для обычной прогулки или спуска с горы. Первые зачастую имеют специальную ручку для толкания транспорта впереди. При желании можно привязать шнур к передней части конструкции, чтобы возить санки за собой.

Материалы изготовления

Санки производятся из дерева, металла и пластика.

Древесина

Деревянные сани отличаются привлекательным внешним видом. Часто сиденье их приподнято, чтобы пользователь мог сидеть, как на табурете, подогнув ноги. Как правило, материалом изготовления таких саней служит древесина бука. Он прочный и устойчивый, а потому деревянные сани достаточно тяжелые. Такие конструкции используются в основном для прогулок. Нижняя часть коньков деревянных саней закрывается стальными полосами для лучшего скольжения.

Они могут быть разных размеров – для катания одного человека или нескольких. В последнем случае в качестве тяговой силы используются лошади, собаки или какой-либо вид транспорта. Деревянные могут быть лакированы, покрашены или не иметь никакого покрытия, такие служат недолго и требуют более тщательного ухода.

Металл

Металлические конструкции стоят недорого и пользуются большим спросом. Они весят немного, так как изготавливаются чаще всего из алюминия. Сиденье этого устройства чаще всего деревянное, но может быть использован и пластик.

Металлические не имеют ручек, а потому возить их приходится за веревку. Такие конструкции также предназначены для прогулок по ровной поверхности. Спинка санок снимается или складывается, что делает их хранение удобным. Полозья алюминиевых конструкций чаще всего плоские или сделаны в форме уголка.

Некоторые сани производятся из нержавеющей стали. Полозьями им служат полые трубки, круглые или плоские. Последние достаточно широкие, что делает конструкцию устойчивой. Сиденья также изготавливаются из дерева или пластика.

Пластик
Пластиковые санки появились не так давно, но сразу же нашли своих благодарных покупателей. Из пластика производится несколько видов транспорта:
  • Ледянки похожие внешне на небольшие корытца. Применяются исключительно для спуска со склона. Рассчитаны на подростков и взрослых. Полозьев данная конструкция чаще всего не имеет. В магазинах они представлены в широком ассортименте – от круглой тарелки с ручкой до достаточно сложных устройств с рулем и тормозами. Кстати, последние оснащены полозьями.

  • Простые применяются для катания по ровной поверхности. Они имеют такую же конструкцию, как и деревянные или металлические, т.е. два конька и сиденье. Часто оснащены ручкой. Спинка может складываться или сниматься.
  • Для малышей не имеют сиденья и ручки. Они используются детьми в возрасте до 6 лет. На некоторые экземпляры можно установить сиденье. Полозья их овальные и обтекаемые. Недостаток в том, что предназначена данная конструкция только для одного человека.

Плетеные

К сожалению, таких санок в продаже практически нет. Это, скорее, декоративная вещь. Плетеные сани не прочные, легкие и не безопасные. Их чаще всего приобретают для украшения двора или дома. При этом стоимость их достаточно высокая, так как приходится заказывать индивидуальное производство.

Конструкция
По данному критерию санки делятся на:
  • Классические.
  • Коляски.
  • Ледянки.
  • Снегокаты.
  • Тюбинги.

Классические имеют два металлических или деревянных конька и сиденье. Также они могут быть оснащены спинкой и ручкой. Также существует возможность добавлять в некоторые конструкции второе сиденье, которое при необходимости легко демонтируется.

Коляски предназначены для малышей до 3 лет. Они представляют собой детскую прогулочную коляску, в которое вместо колес используются полозья. Сиденье находится высоко от земли, но закрыто со всех сторон и хорошо утеплено. Выпускаются также коляски с возможностью замены колес на полозья в зимнее время.

Снегокаты используются как детьми, так и взрослыми. Эта конструкция напоминает внешне трехколесный велосипед с полозьями вместо колес. Снегокаты состоят из металлической рамы, на которую устанавливается мягкое сиденье, регулируемое по высоте. Они имеют руль и тормоза, что делает безопасным и простым управление таким транспортным средством.

Ледянки были описаны выше. Могут быть изготовлены как в виде тарелки со слегка скругленными краями, а могут иметь форму корытца. В обязательном порядке они снабжаются ручками-держателями. Ледянки используются для скоростного спуска с горы, стоят недорого и предназначены для детей и взрослых.

Тюбинги – это надувные сани. Могут иметь круглую или продолговатую форму. Преимуществами данных конструкций является легкость, простота хранения и транспортировки, а также возможность использования в летнее время в качестве плавательного средства. Применяются для скоростного спуска с горы взрослыми и детьми. Не слишком безопасны в использовании, так как имеют плохую управляемость.

Также в зависимости от конструкции санки делятся на цельные, складные, двухместные и трансформеры:
  • Цельные невозможно сложить или разобрать. Недостатком таких конструкций является неудобство хранения, так как для этого требуется достаточно много места. Зато они надежны, прочны и безопасны.
  • Складные потому так и называются, что их можно разобрать и компактно сложить отдельные элементы. Недостаток в том, что конструкция при интенсивном использовании или применении не по назначению может разобраться под ездоком. От частого складывания детали быстро изнашиваются.
  • Двухместные, как понятно из названия, имеют два места. При этом второе может быть съемным, что позволяет с удобством передвигаться как одному, так и двум ездокам.
  • Трансформеры — можно изменить конструкцию посредством снятия отдельных элементов. Например, с классических санок можно снять полозья и превратить их в ледянки. Вид преобразования зависит от конкретного экземпляра.
Комплектация
Помимо сиденья, спинки и ручки, санки могут быть оборудованы другими элементами, облегчающими управление конструкцией:
  • Руль изготавливается в форме штурвала или велосипедного. Он позволяет управлять транспортом во время прогулки или спуска по склону. Кроме основного предназначения эта деталь применяется, как ручка-держатель.
  • Тормоз увеличивает безопасность санок. Это упор, который при необходимости ездок опускает на трассу. Как правило, тормозами снабжаются скоростные.
  • Ремни безопасности не дают пользователю выпасть по время езды.
  • Противоскользящее сиденье помогает надежнее сидеть во время катания. Оно имеет специальное покрытие, увеличивающее сцепление ездока с санками.
  • Колеса используются для удобства транспортировки санок в местах с малым количеством снега. Они встраиваются в полозья и выпускаются при необходимости.
Как выбрать

Главным критерием при покупке санок является их предназначение. Если отправиться на курорт в горы, то классическая конструкция вряд ли потребуется.

Следующим параметром, на который следует опираться при выборе транспортного средства – возраст ездока. Понятно, что для детей подойдут более легкие и компактные, чем для взрослых.

Грузоподъемность транспортного средства имеет большое значение. Чем больше весит пользователь, тем прочнее должна быть конструкция. Если санки приобретаются для всей семьи, то нужно ориентироваться на массу самого тяжелого ее члена.

Безопасность транспортного средства также нужно учитывать. Надежными конструкциями считаются те, которые имеют низкую посадку и большую ширину. Дополнительные аксессуары, обеспечивающие хорошую управляемость и безопасность лишними также не будут.

Читать еще:  Технические характеристики тракторов

Сани для спорта. Виды и устройство. Как выбрать и особенности

Санный спорт – наиболее зрелищный из всех подобных. Для него во всех частях света изготавливаются одинаковые по типу, но красивые и скоростные трассы. Особо безопасной считается трасса, расположенная в Сочи. Сани для спорта – главный атрибут для участия в таких соревнованиях. Они сильно отличаются от обычных саней, к которым все привыкли с детства.

Как устроены сани для спорта

Аксессуар состоит из двух полозьев, ручек для спортсмена и сиденья – обтекателя. Первые соединяются двумя кронштейнами, на которых крепится и сиденье. Соревновательные сани для спорта имеют ограничения по весу. Масса одиночных саней не должна превышать 23 кг, а для двух человек – 27 кг.

Для увеличения аэродинамических характеристик саней их оболочку изготавливают из фибергласса. Лезвия полозьев производят из стали. Это – единственная деталь, контактирующая во время езды со льдом или снегом. Стальной сплав считается самым важным элементом конструкции. Чтобы подготовить сани к соревнованиям саночники применяют наждачку и разнообразные притирки, состав которых зависит от состояния трассы.

Классификация

Санный спорт основан на спуске по естественной или искусственной трассам. Последняя изготавливается специально по определенным размерам и имеет вид желоба со льдом внизу. Впервые сани для спорта были использованы в конце 70 годов 19 века на четырех километровой трассе. Первые официальные международные состязания были проведены в 1883 году. Спортивные сани классифицируют в зависимости от подвида.

Существует всего четыре типа этого спорта:
  1. Тобогган.
  2. Бобслей.
  3. Скелетон.
  4. Натурбан.
Тобогган

Такие соревнования не пользуются большой популярностью среди болельщиков. Впервые состязания по тобоггану проведены в начале 20 годов 20 века. Сани, используемые в данном виде спорта, изначально применялись коренным населением Северной Америки. Они представляли собой несколько досок, соединенных между собой и имели загнутый перед. В начале 20 века конструкцию немного модифицировали, сделав сани немного короче и уже. Теперь сани для тобоггана имеют длину около 3 метров и ширину 0,3-0,4 метра.

Бобслей

Этот вид спорта является самым зрелищным. Спортсмены на большой скорости спускаются по трассе. Первые состязания по бобслею были проведены в 1924 году. С тех же пор этот вид спорта является непременным участником Олимпийских игр.

В соревнованиях участвуют два или четыре человека. Двойки делятся на пилота и разгоняющего, в четверках присутствуют пилот, брейкман и два разгоняющих.

Сани для бобслея имеют особую форму в виде боба. Это рамная конструкция, состоящая из двух соединенных шарнирами половинок. Такая форма позволяет саням проходить виражи. В отличие от других саней, бобы имеют четыре конька из стали. Пилот управляет санями, держась за рулевые тяги. Для этого требуются особые навыки, так как поворачивать нужно плавно, в противном случае теряется управление санями.

Скелетон

Название данного вида санного спорта происходит от вида снаряжения, которое имеет форму скелета. Прародителем скелетона является тобогган. Впервые этот спорт был представлен в 1928 году. Саночник ложится на металлические сани лицом вперед и начинает спуск по подготовленной трассе.

Спортсмен управляет санями с помощью переноса веса тела. Этот вид спорта считается самым опасным, так спортсмен разгоняется до скорости более 100 км/час, практически не имея управления своим средством. Вес саней для мужчин может достигать 43 кг, для женщин – 35 кг. При этом ограничивается и масса участника. Максимальный вес мужчин, допускаемых до соревнований составляет 115 кг, женщин – 92 кг.

Сани представляют собой утяжеленную раму, имеющую бамперы спереди и сзади, служащие для амортизации ударов о покрытие трассы. Внизу располагаются два конька. На верхней части рамы предусмотрены две ручки, которые выполняют две функции – удержание спортсмена на санях и управление ими. Длина у саней варьируется от 0,8 до 1,2 метров и шириной от 34 до 38 см.

Натурбан

Само название говорит, что соревнования проводятся на естественной трассе, а не подготовленном желобе. Именно из-за того, что требуется наличие естественной зоны, данный вид санного спорта не представлен на Олимпийских играх.

Сани для спорта этого вида очень напоминают классические санки, но есть несколько отличий. С боков приделаны отбойники и рейки, предотвращающие оборудование и спортсменов от ударов на поворотах. Управление осуществляется при помощи ручки, прикрепленной к передней части саней.

Экипировка

Так как скоростной спуск с горы все же не слишком безопасный вид спорта, то саночники должны использовать специальное снаряжение. Экипировка включает в себя шлем из фибергласса, маску для лица, комбинезон, перчатки и ботинки. Если вес спортсмена меньше предусмотренного правилами соревнования, то допускается применение утяжеляющих жилетов, масса которых не может превышать 10 кг.

В скелетоне и натурбане для управления санями используются шипованные ботинки и перчатки. Шипы улучшают сцепление со льдом трассы и помогают затормозить на особо опасных участках.

Особенности санного спорта

С развитием данного направления были разработаны основные правила и дисциплины. Всего в современном санном спорте есть 4 вида состязаний. Одиночные и парные заезды среди мужчин, спуски между представительницами прекрасного пола одиночно и эстафета. Каждому спортсмену дается на международных соревнованиях по две попытки, а в видах санного спорта, участвующих в Олимпийских играх – по 4.

Спортсмен должен прийти на финиш именно на санях. При этом во время заезда перегрузки могут достигать 5 ускорений свободного падения. Высшая точка некоторых трасс выше 30 этажа высотного дома.

Мужчины, как правило, стартуют с самой высокой точки, а женщины и парные участники спускаются на 3 виража. Первые проходят дистанцию от 1 до 1,25 км, а представительницы слабого пола и двойки от 0,75 до 1 км.

Наиважнейшее значение имеет момент старта. Именно там спортсмены контролируют ускорение, которое впоследствии набирают сани. Полагают, что доля секунды, которая выиграна на старте, помогает выиграть до 0,3 секунд на конечном этапе. Чтобы хорошо оттолкнуться саночник или команда разбегаются, а потом садятся в сани.

Правда, в натурбане спортсмены сидят в санях сразу на старте. Именно скорость разбега и сила отталкивания в начале заезда гарантирует успех. После старта можно использовать только ботинки или перчатки для торможения, или отталкивания. Опять же, в бобслее из-за особенностей конструкции саней, пилот может только управлять санями. При этом какие-либо технические средства на санях использовать строго запрещено.

Как выбрать сани для спорта

Снаряжение выбирается, в первую очередь, а зависимости от подвида спорта. Но главное внимание уделяется полозьям. Они должны иметь закругленные наружные края для безопасности спортсмена. С того момента, как сани стали применяться в спорте, производители стараются постоянно их улучшить.

Наиболее распространены два вида:
  1. Деревянные сани «Давос», имеющие специально огороженное место для спортсмена. Это делает модель устойчивой, а потому они не теряют востребованности и теперь.
  2. Стальные «Леобенер», изготовленные из гнутых труб. В начале 20 века они применялись, как спортивные, но сейчас востребованность сошла на «нет», и в соревнованиях использование запрещено.

Все сани для спорта, исключая бобслейные, должны иметь только два конька. Разрешается утяжеление снаряда до установленного конкретным видом спорта веса. Максимальная ширина колеи не должна превышать 0,45 м.

Читать еще:  Сколько моточасов в одном часе

Маскировочных покрытий на санях быть не должно, кроме обшивки над полозьями. При этом она не должна быть шире и длиннее снаряжения. Сплавы, из которого изготавливаются полозья, различаются в зависимости от вида трассы.

Выбрав сани для спорта, вы испытаете ни с чем не сравнимые ощущения от скоростного спуска по трассе, искусственной или естественной, даже вне рамок соревнований. Многие туристы, отдыхающие в горах, предпочитают именно санный спорт лыжному или сноуборду, так как он все же не требует столько навыков, как стояние на доске или лыжах.

Волокуши и нарты для снегохода: как сделать своими руками

Сани для снегохода — это обязательный атрибут комфортных зимних путешествий на дальние расстояния. Погрузив в них всю необходимую поклажу, можно отправляться на охоту или на рыбалку либо в любую другую поездку.

Сани — это отличное дополнение для кофра, в который может положить все самое необходимое, но нельзя упаковать крупногабаритные тяжелые грузы. Благодаря их использованию возможности владельца снегохода значительно расширяются.

Если и вы хотите стать счастливым обладателем такой конструкции, покупать их совсем необязательно — ее можно довольно легко сделать своими руками.

Снегоходные санки – виды конструкций и принцип их работы

Есть несколько основных видов саней для снегохода, и каждый из них имеет преимущества и недостатки. Сани по своей конструкции весьма универсальны. Они легко крепятся ко всем видам снегоходов. Например к снегоходу Ямаха, Русская механика, Ермак, Викинг 540, Динго 150, БРП и Варяг 550.

Для того, чтобы выбрать подходящий вам тип, нужно учесть несколько факторов:

  • трассы и маршруты, по которым вам нужно перемещаться, особенности снежного покрова и рельефа местности;
  • вид перевозимых грузов;
  • стиль езды.

Подробнее о санях для снегохода смотрите на видео:

Волокуши – описание и размеры пластиковых снегоходных саней

Сани-волокуши — самый простой вариант.

Они обладают несколькими достоинствами:

  • компактность и низкий вес;
  • простота и скорость погрузки и выгрузки поклажи;
  • корпус волокуш не обмерзает.

Однако волокуши имеют серьезный недостаток — из-за особенностей конструкции их передняя часть часто повреждается. Стоит этот тип саней недорого, и делать его своими руками нецелесообразно.

Пассажирские

Пассажирские сани можно встретить нечасто. Обычно они представляют собой корпус, изготовленный из пластика или фанеры, установленный на полозья.

Для большего удобства пассажиров конструкция пассажирских саней может быть подрессорена, а в кабине могут быть устроены освещение и обогрев.

В продаже их найти нелегко, однако такие конструкции иногда изготавливают рыболовы-зимники и другие любители отдыха на природе в холодное время года.

В пассажирских санях можно перевозить одного или даже нескольких пассажиров, поэтому, имея всего один снегоход, обладатель этой конструкции может вывезти на заснеженную природу большую компанию.

Основные недостатки — большие габариты и вес конструкции. Из-за этого пассажирские сани можно прицеплять только к мощным многосильным снегоходам.

Грузовые

Грузовые сани — это самый универсальный и практичный вариант. Они устроены сложнее, чем волокуши, но в то же время намного проще пассажирских. Эти сани отличаются большой грузоподъемностью при малых габаритах.

Благодаря относительно небольшой площади контакта с поверхностью грузовые сани обладают более плавным ходом, чем волокуши — такие конструкции легко скользят на своих полозьях, легко преодолевая препятствия.

Поклажа в них защищена намного лучше. Ниже приведены фото самодельных саней для снегохода.

Благодаря тому, что их лыжи расположены на большом расстоянии друг от друга, грузовые сани также могут похвастать гораздо большей устойчивостью, чем волокуши.

Каждой весной владельцы участков занимаются посевом различных культур. Здесь вы можете ознакомиться с сеялкой точного высева.

Культиваторы стали очень популярны среди дачников. Перейдя по ссылке вы узнаете, как выбрать культиватор для дачи.

Для перемалывания зерна используется специальное устройство – зернодробилка. С зернодробилкой Циклон это можно сделать быстро и качественно.

Стандартные грузовые сани состоят из трех основных элементов:

Каркас — это основа всей конструкции. К нижней части каркаса с помощью стоек крепятся полозья. Сверху располагается настил, на котором и будут размещаться грузы.

Для большего удобства и функциональности каркас грузовой тележки нужно оборудовать перилами и разместить на нем крытую конструкцию.

В таком боксе грузы будут надежно защищены от снега и ветра.

Необходимые материалы

Из чего сделать лыжи для саней снегохода? Рассмотрим сооружение простого варианта саней для снегохода из металлической трубы. Для того, чтобы сделать такую конструкцию, понадобятся:

  • профилированная металлическая труба 20×20, толщина стенок — 2-3 мм;
  • круглые пластиковые трубы для изготовления лыж;
  • лист металла;
  • фанерные листы толщиной 10-15 и более миллиметров.

Сани с металлическим каркасом гораздо надежнее и долговечнее, чем конструкции, изготовленные из пластиковых труб.

Их недостатком является больший вес, однако служить они будет долго и безотказно. Единственное, что может понадобиться при эксплуатации такой конструкции — периодическая замена пластиковых лыж, которые будут изнашиваться со временем или могут быть повреждены при ударах о камни и корни.

Изготовление самодельных саней для снегохода своими руками

  • Сварите из четырех труб прямоугольный металлический каркас.
  • Если вы хотите обеспечить конструкцию высокую прочность и сделать возможной перевозку тяжелых грузов, сделайте несколько дополнительных поперечин.
  • Приварите к каркасу вертикальные стойки, количество их зависит от длины саней, оптимальный вариант — от 2 до 5 стоек с каждой стороны. Чем больше их будет, тем более надежной получится конструкция.

  • Сделайте из труб лыжи. Лучше, если они будут плоскими — в этом случае сани будет гораздо меньше проваливаться под снег. Чтобы выпрямить трубы, нужно использовать строительный фен.
  • Если такого инструмента под рукой нет, для выравнивания трубы можно нагреть и над открытым огнем, но делать это надо с осторожностью. После нагревания трубу нужно положить под доску, сверху разместить груз и оставить до остывания. После этого необходимо сделать спереди каждой трубы загиб вверх.
  • Закрепите полозья на каркасе. Для того, чтобы сани проходили по снегу как можно более легко, верхняя часть каждой лыжи должна доходить прямо до уровня каркаса и быть прикреплена к передней его части.
  • В передней части каркаса также закрепите дышло. Для того, чтобы сделать это, усильте место крепления металлическим листом и врежьте в него втулку.
  • После этого на каркасе нужно закрепить на каркасе фанерный настил — и сани готовы к использованию.

Итоги

Так как самодельные сани для снегохода своими руками будут использоваться зимой, необходимо тщательно подходить к выбору материалов и комплектующих, которые должны хорошо переносить самые низкие температуры.

Кроме того, необходимо учесть, что конструкция будет довольно часто подвергаться ударам, следовательно, они должны быть еще и очень прочными.

Если выбирать материалы и комплектующие недостаточно внимательно, сани могут просто развалиться прямо на ходу через несколько месяцев эксплуатации, а то и раньше.

Если вы решите сделать не грузовые, а пассажирские сани, к вопросу необходимо подойти очень тщательно. Безопасность при этом должна стоять на первом месте — это касается как выбора материалов, так и той тщательности, с которой надо соединять все детали.

Читать еще:  Дизельные и газовые

Скорости при перемещении на снегоходе могут быть большими, а встречи с препятствиями обычно происходят неожиданно, поэтому надо продумать все важные моменты, чтобы конструкция ваших пассажирских саней была как можно более надежной.

Наличие саней дает множество дополнительных возможностей, при этом сделать такую конструкцию своими руками не так сложно. Ее сооружение не потребует больших затрат и не займет много времени.

При этом важно учитывать, что не бывает универсальных саней на все случаи жизни — а это значит, что в идеале стоит иметь комплект из нескольких разных конструкций, которых будет достаточно для любых ситуаций.

Если вы делаете их своими руками, тщательно подходите к выбору материалов и к самому процессу работы. В этом случае сани, которые вы сделаете, будут надежным и долговечными и прослужат вам долгие годы.

История санок

Возраст самых древних саней-находок относят к II тысячелетию до нашей эры.

Первые сани появились у народов Севера. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.

Собственно само слово «сани» является исконно русским. Уже позже его заимствовали в свои языки латыши, венгры, румыны. Лингвисты полагают, что слово образовано от старого термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, напоминающих очертаниями гигантскую змею или же к самим полозьям, имевшим удивительное сходство со змеей раньше. Существовали в русском языке также возила, дровни, каптана и избушка. В сущности, это те же сани.

Сани не всегда использовались для передвижения по снегу. Они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах ( так было в Древнем Египте). Связано это было с тем, что езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже.

Наиболее распространённым «двигателем» во все времена были животные: собаки, олени, лошади. А в XVII веке получили распространение сани с парусом. Народы Скандинавии и Северной Европы использовали их для передвижения по ледяным озёрам, их можно видеть на картинах того времени.

Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе: Голландии, Германии, Австрии,в Париже- замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля использовался, как каток и санный ипподром.

Франсуа Буше. Зима.1755.

сани, голландского происхождения,1682 резные золоченые.

Традиции богато украшенных резьбой саней пошли с 16-17 веков, из дерева вырезались целые скульптурные группы, особенно популярны были мифологические фигуры, боги и обитатели воды: тритоны, дельфины.

Диана-богиня охоты. Это сани 1760 г. были первоначально в собственности короля Вильгельма первого.

«сказочные сани» Людвига II

Нарядные, богато украшенные сани принимали участие в праздничных мероприятиях, таких как парады, маскарады.

Голландские сани- 1885

Некоторые сани являются выдающимися примерами традиций барокко и рококо в Европе.

В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, сани были наиболее распространённым видом транспорта даже в летнее время. В болотистых и лесистых районах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись практически круглогодично до начала XX века. Сани запрягались обыкновенно одной лошадью, но на праздники — в катальную неделю (Масленицу), на Свадьбу — сани запрягались богато украшенной тройкой лошадей, внутри наполнялись яркими тканями, мехами.

В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

Первое известие об употреблении саней при похоронах на Руси появляется в летописях при описании похорон князя Владимира Святославича около 1015 года. Тело покойного везли до церкви в санях, и в храме при отпевании гроб с саней не снимали.

А еще раньше, в 980 году, летописи рассказывают историю смерти киевского князя Ярополка Святославовича, которого убийцы настигли раненого и закололи копьями сквозь полог саней. После этого случая навес из кож или шкур на санях важных особ стали заменять деревянной будкой.

Другие летописи также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи вплоть до конца ХVII века.

Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания. Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году. Рукописная копия.

Известно, что в XVII веке царь Алексей Михайлович летом отправился на богомолье в санях, которые везли восемь пар лошадей. Иностран¬ные послы вообще уверяли, что другого транспорта на Руси не знают. В народе также ходило поверье, что сани от Бога, а колесо – от черта.

До конца 17 века торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными.

Сверчков Н. Николай I в санях. 1895

А это крестьянские сани.

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.

Детские масленичные санки назывались в старину на Руси «чунки».

На таких саночках на масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщем весельем. В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней, являясь декоративным украшением.

С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.

В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем их снабдили тормозом, рулём и даже мотором.

Примерно такие санки были у меня в детстве.

И вот такие санки у моего восьмилетнего сына.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×