Устройство тормозов мтз 82 - Дневник садовода
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство тормозов мтз 82

Устройство тормозной системы МТЗ-80, 82

Тормозное управление трактора МТЗ-80, 82

Тормозное управление представляет собой совокупность тормозных систем. Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, стояночную, вспомогательную, запасную.

Рабочая тормозная система трактора МТЗ-82, 80 предназначена для уменьшения скорости трактора и его остановки с необходимой эффективностью. Стояночная тормозная система трактора — для удержания трактора неподвижным при стоянке на уклоне или ровной поверхности.

Для длительного поддержания постоянной скорости на уклоне предназначена вспомогательная тормозная система. В случае выхода из строя рабочей тормозной системы для остановки предназначена запасная тормозная система трактора.

Каждая из рассмотренных тормозных систем состоит из механизма и привода. Тормозной механизм (тормоз) служит для непосредственного создания и изменения искусственного сопротивления движению трактора.

Тормозной привод служит для передачи энергии к тормозным механизмам и управления ими в процессе торможения.

Тракторы оборудуются рабочей и стояночно-запасной тормозными системами с механическим приводом, кроме того, имеют пневматическую систему для привода тормозных систем прицепов.

На тракторах применяют сухие дисковые тормоза с механическим приводом. Они установлены на валах ведущих шестерен конечных передач с левой и правой сторон и закрыты кожухами.

Рис. 1. Рабочая тормозная система МТЗ-80, 82

1 — кожух; 2 — шарик; 3 — пружина; 4 -соединительные диски; 5 — нажимные диски; 6 -вилка; 7 — контргайка; 8 — регулировочный болт; 9 — вал; 10 — тяга защелки; 11 -сферическая шайба; 12 — рычаг тормоза; 13 — планка блокировки педалей; 14 – стержни педалей; 15 — пружины; 16 — рычаги тормозов; 17 — защелка тормозов; 18 — тяга; 19 — крышка стакана

Каждый тормоз трактора МТЗ-80, 82 состоит из двух соединительных дисков 4 (рис. 1) с наклеенными фрикционными накладками и двух чугунных нажимных дисков 5, установленных между соединительными.

Нажимные диски соединены с приводом тормозов, а соединительные со шлицами хвостовиков ведущих шестерен конечных передач.

Между нажимными дисками установлено по три разжимных шарика 2, равномерно расположенных по окружности. Шарики заходят в наклонные гнезда, выполненные на внутренних поверхностях нажимных дисков.

Торможение колес может быть одновременным и раздельным. Для одновременного действия тормозов левого и правого бортов обе педали блокируются откидной соединительной планкой 13. Раздельное воздействие на левую или правую педали используется для повышения маневренности трактора.

При нажатии на педали стержни 14, перемещаясь вниз, поворачивают рычаги 16 и валик 9. От рычагов 16 и 12 усилие передается через сферические шайбы 11 и болты 8 к вилкам 6, которые с помощью тяг 18 и пальцев шарнирно связаны с нажимными дисками.

Тяги 18 передают усилие нажимным дискам, вынуждая диски поворачиваться относительно друг друга, что вызывает перекатывание шариков по наклонным поверхностям гнезда дисков и разжатие их.

Нажимные тормозные диски МТЗ-80, 82 прижимаются фрикционными накладками соединительных дисков к неподвижным поверхностям крышки 19 стакана и кожуха тормоза, чем и осуществляется торможение ведущих шестерен конечных передач и колес трактора.

В исходное, расторможенное, положение педали и диски возвращаются под действием оттяжных пружин 15 и пружин 3 нажимных дисков.

Механизм привода тормозов снабжен устройством, позволяющим фиксировать педали в заторможенном положении. Фиксация педалей осуществляется зубчатой защелкой 17, управляемой тягой 10.

При воздействии на тягу, рукоятка которой расположена у правой стенки кабины, защелка 17 поворачивается и входит в зацепление с упором, приваренным к рычагу 16 правойпедали.

Применяется фиксация педалей в заторможенном положении для удержания трактора в неподвижном состоянии, т.е. рабочая тормозная система выполняет в данном случае функции стояночной.

Рис. 2. Стояночно-запасная тормозная система тракторов МТЗ-82, 80

1 — вал; 2 — диск соединительный; 3, 11 — пружины; 4 — диски тормозные; 5, 10, 16 — тяги; 6 — вилка; 7 -кожух; 8, 13, 17, 18 — рычаги; 9- болт регулировочный; 12 — рукоятка; 14 — защелка; 15 — сектор; 19 — кронштейн;

Тракторы МТЗ-80, 82 оборудованы автономной стояночно-запасной системой с механическим приводом. Стояночно-запасной тормоз унифицирован с рабочими.

Он установлен на кожухе правого рабочего тормоза и состоит из тормозных 4 (рис. 2) и соединительных 2 дисков, находящихся внутри кожуха 7.

С помощью шлицевого вала 1, проходящего внутри полой ведущей шестерни конечной передачи, на соединительные диски 2 передается вращение крестовины дифференциала заднего моста.

При перемещении рычага 13 привода на себя тормозные диски 4 поворачиваются один относительно другого, раздвигаются и за счет трения накладок соединительных дисков о нажимные и стенки кожухов происходит торможение.

Для расстормаживания необходимо рычаг 13 переместить от себя (предварительно нажав кнопку рукоятки). Стояночную тормозную систему разрешается использовать в качестве запасной только в случае выхода из строя рабочей.

Универсальная пневматическая тормозная система трактора МТЗ-82, 80

Для работы с прицепами и машинами, оборудованными пневматическим или гидравлическим приводом тормозных механизмов, тракторы комплектуются универсальной пневматической тормозной системой.

Пневматическую тормозную систему применяют также для накачки шин, питания охладителя воздуха в кабине трактора и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха.

Универсальная пневматическая тормозная система состоит из: компрессора 1 (рис, 3), регулятора давления 3, ресивера 4, тормозного крана 7, пневмопереходника 8, разобщительного крана 9, соединительной головки 10 и трубопроводов.

Рис. 3. Схема пневматической системы тракторов МТЗ-80, 82

1 -компрессор; 2 -клапан отбора воздуха; 3 — регулятор давления; 4 -ресивер; 5 — краник для удаления конденсата; 6 — манометр; 7 — тормозной кран; 8 — пневмопереходник;

Компрессор служит для сжатия воздуха и нагнетания его в пневмосистему. Тип компрессора — поршневой, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия, воздушного охлаждения.

Он установлен слева на крышке распределительных шестерен двигателя и приводится в действие от шестерни топливного насоса через подвижную промежуточную шестерню 13 (рис. 4) и шестерню, выполненную как одно целое с коленчатым валом 2 компрессора.

Рис. 4. Компрессор пневмосистемы МТЗ-80,82

1 — рукоятка включения; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 -цилиндр; 5 — поршневое кольцо; 6- головка цилиндра; 7 — нагнетательный клапан; 8 — всасывающий клапан; 9 — поршень; 10 — поршневой палец; 11 — картер; 12 подшипник; 13 — промежуточная шестерня; 14 — ось

Трущиеся поверхности смазываются маслом, разбрызгиваемым шестернями распределения дизеля. При повороте рукоятки 1 промежуточная шестерня 13, перемещаясь, входит в зацепление с шестерней коленчатого вала 2.

Возвратно-поступательное движение вала передается поршню 9. При движении поршня вниз воздух из всасывающего коллектора двигателя через соединительный патрубок и всасывающий клапан 8 поступает в цилиндр компрессора.

При движении поршня вверх всасывающий клапан закрывается, и сжатый воздух через нагнетательный клапан 7 и трубопроводы поступает в систему.

Когда в ресивере 4 давление воздуха достигает 0,70-0,74 МПа, срабатывает регулятор 3 давления и отключается компрессор.

Читать еще:  Юмз 6 1966 2001 годов выпуска технические характеристики обзор описание

Воздух из компрессора трактора поступает в окружающую среду через регулятор 3 без противодавления, и благодаря этому давление снижается.

При снижении давления в ресивере до 0,67-0,63 МПа регулятор подключает компрессор, и сжатый воздух снова поступает в систему.

Если при выполнении работы пневмосистема не используется, компрессор нужно отключать, чтобы избежать потерь мощности на его привод и избежать износа агрегата.

Регулятор давления пневмосистемы трактора МТЗ-82, 80 предназначен для автоматического регулирования в заданных пределах давления воздуха в системе, а также для очистки воздуха от воды, масла и твердых частиц.

В пневматической системе регулятор размещен между компрессором и ресивером и прикреплен к ресиверу с помощью штуцера. Работает регулятор следующим образом.

Сжатый воздух от компрессора поступает через входной канал Б к фильтрующему элементу 6 (рис. 5). Далее очищенный воздух, отжимая обратный клапан 27, по штуцеру 28 направляется в ресивер. Одновременно через канал В воздух поступает под диафрагму 13.

Рис. 5. Регулятор давления пневмосистемы МТЗ-80,82

1,4, 19, 29 и 32 — пружины; 2 — уплотнитель; 3 -седло клапана; 5 — поршень; 6 — фильтрующий элемент; 7 -шток; 8 — клапан; 9 — седло клапана; 10 — корпус; 11 — поршень регулятора; 12 — корпус предохранительного клапана; 13 — диафрагма; 14 — шарик; 15 — пружина регулятора; 16 — сухарь; 17 — верхний корпус; 18 — стержень; 20 — регулировочная крышка; 21 — контргайка; 22 — колпак; 23 — регу­лировочный винт; 24 — клапан отбора воздуха; 25 — корпус клапана; 26 — защитная гайка; 27 — обратный клапан; 28 — штуцер; 30 — разгрузочный клапан; 31 — нижняя крышка; 33 — корпус; А и Д — полости; Б, В и Г – каналы

При повышении давления диафрагма 13 вместе с поршнем 11 регулятора поднимается вверх, сжимая пружины 15.

При этом под действием пружины 32 разгрузочный клапан 30 также поднимается вверх и, достигнув внутренней плоскости корпуса 33 разгрузочного клапана, перекрывает выход воздуха из полости Д в атмосферу через зазор между штоком 7 и корпусом 33.

Сжатый воздух по сверлениям в поршне 11 и через зазор, образовавшийся между поршнем 11 и клапаном 8, поступает в полость Д.

При давлении 0,72-0,73 МПа поршень 5 разгрузочного клапана вместе с корпусом 33 опускается, открывая выход воздуха из полости А в атмосферу. В этом случае компрессор разгружается, и вместе с воздухом в атмосферу удаляются скопившиеся в полости А конденсат и механические частицы.

Момент срабатывания разгрузочного клапана регулируется крышкой 20. При давлении в системе 0,67-0,63 МПа диафрагма 13, поршень 11 регулятора и шток 7 опускаются, и клапан 8 перекрывает выход воздуха из-под диафрагмы в полость Д, а разгрузочный клапан 30,отодвинувшись от полости корпуса 33, выпускает имеющийся в полости Д воздух в атмосферу.

Под действием пружины 1 корпус 33 разгрузочного клапана вместе с поршнем 5 поднимается и перекрывает выход воздуха в атмосферу из полости А, и компрессор начинает подавать воздух в ресивер.

При давлении 0,85-0,90 МПа срабатывает предохранительный клапан: воздух, преодолевая усилие пружины 19, поднимает шарик 14 клапана и через зазор между регулировочным винтом 23 и стержнем 18 выходит в атмосферу.

Если предохранительный клапан срабатывает при давлении, отличающемся от 0,85-0,90 МПа, то его нужно отрегулировать с помощью винта 23 и контргайки 21.

В регуляторе давления размещен специальный клапан 24 для отбора сжатого воздуха с целью накачки шин и для других нужд.

Чтобы использовать клапан, нужно снять защитную гайку 26 и на ее место навернуть гайку шланга отбора воздуха, который входит в комплект инструмента, прилагаемого к трактору.

Тормоза трактора Беларус МТЗ-82.1

Тракторы Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 оборудованы рабочими двухдисковыми тормозами с ножным управлением.

Рабочие тормоза установлены на валах ведущих шестерен бортовых передач. Тип рабочих тормозов – сухие.

Левый и правый рабочие тормоза управляются для одновременного торможения обоих колес сблокированными педалями или раздельно, для торможения левого или правого колеса.

Раздельное торможение применяется при выполнении ряда работ, когда требуется повышенная маневренность трактора или тракторного агрегата с минимальными радиусами поворота за счет подтормаживания внутреннего колеса.

Устройство рабочего тормоза Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 и управления ими представлено на рисунке.

Рис.64. Устройство и управление рабочих тормозов

1 – болт; 2 – контргайка; 3 – шпонка; 4 – рычаг левого тормоза; 5 – шайба сферическая; 6 – болт-тяга; 7 – валик; 8 – пружина возвратная; 9 – левая педаль с рычагом; 10 – планка; 11 – правая педаль с рычагом; 12 – кожух; 13 – диски тормозные; 14 – пружина; 15 – шарик; 16 – стакан; 17 – диски нажимные; 18 – тяга; 19 – вилка; 20 – палец; 21 – винт.

Принцип работы рабочих тормозов следующий: При нажатии на педали тормозов усилие передается от вилки 5 через пальцы 4, тяги 6 на нажимные диски 8 и 9, поворачивая их навстречу друг другу.

Нажимные диски 8 и 9, обкатываясь наклонными поверхностями профильных канавок А по шарикам 11, раздвигаются, выбирая зазоры между поверхностями трения дисков и корпусных деталей, и затормаживают фрикционные диски 1 и связанные с ними валы 10 ведущих шестерен бортовых передач.

Одновременно нажимные диски 8, 9 поворачиваются силой трения в сторону вращения фрикционных дисков 1, поворот нажимного диска 8 ограничивается упором 2.

Второй нажимной диск 9 при этом имеет возможность поворачиваться дополнительно на некоторый угол по отношению к нажимному диску 8 и, обкатываясь наклонными поверхностями профильных канавок А по шарикам 11, создает дополнительное давление на поверхности трения, усиливая эффект торможения нажимных дисков 8, 9 и трактора в целом.

Рис.65. Принцип работы рабочих тормозов

1 – диски фрикционные; 2 – упор; 3 – корпус; 4 – пальцы; 5 – вилка; 6 – тяга; 7 – упор; 8, 9 – диски нажимные; 10 – вал; 11 – шарики.

Проверка/регулировка управления рабочими тормозами

Проверьте регулировку управления рабочими тормозами Беларус МТЗ-82.1, 80.1. Полный ход правой педали тормоза при нажатии с усилием от 120 до 130 Н должен быть в пределах от 105 до115 мм, а ход левой педали при нажатии с тем же усилием должен быть на 5-20 мм меньше.

Если ход правой и левой педалей не соответствует указанным значениям, выполните регулировку управления рабочими тормозами.

Перед выполнением регулировки управления рабочими тормозами установите трактор на ровную горизонтальную площадку. Двигатель должен быть заглушен. Заблокируйте от перемещения колеса спереди и сзади противооткатными упорами, исключающими самопроизвольное перемещение трактора.

Читать еще:  Устройство кузова и салона

Регулировку управления рабочими тормозами трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1 производите следующим образом:

— установите подушки А педалей в одной плоскости с точностью от 2 до 3 мм (допускается выравнивание подушек подгибкой полок Б);

— отверните контргайки 1 регулировочных болтов 2 левого и правого тормозов;

— с помощью регулировочных болтов 2 отрегулируйте рабочие тормоза так, чтобы при усилии от 120 до 130 Н полный ход правой педали 4 был в пределах от 105 до 115 мм, а ход левой педали 3 был меньше хода правой на 5-20 мм;

— затяните контргайки 1.

Не допускается уменьшение хода педалей тормозов менее указанных величин, так как это ведет к преждевременному износу фрикционных дисков и перегреву тормозов.

Рис.66. Регулировка управления рабочими тормозами

1 – контргайка; 2 – болт регулировочный; 3 – педаль левая; 4 – педаль правая

Стояночный тормоз трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 — это отдельный тормоз с ручным независимым приводом. Тип стояночного тормоза – сухой.

Стояночный тормоз установлен на кожухе правого рабочего тормоза. При движении трактора вращение от крестовины дифференциала 2 через вал 3 передается на фрикционные диски 5.

При перемещении рычага стояночного тормоза 17 «на себя» нажимные диски 4, поворачиваясь относительно друг друга, раздвигаются, затормаживая фрикционные диски 5 и соединенный с ними вал 3, связанный с крестовиной дифференциала 2, блокируя через сателлиты 1 полуосевые шестерни 7
дифференциала, бортовые и конечные передачи и колеса трактора.

Стояночный тормоз допускается использовать кратковременно для торможения трактора Беларус МТЗ-82-1, 80-1 при выходе из строя рабочих тормозов.

Рис.67. Установка стояночного тормоза

1 – сателлит; 2 – крестовина дифференциала; 3 – вал стояночного тормоза; 4 – нажимные диски; 5 – диски фрикционные; 6 — корпус стояночного тормоза; 7 – полуосевая шестерня.

Рис.68. Стояночный тормоз и управление стояночным тормозом

1 – вал; 2 – диски фрикционные; 3 – диски нажимные; 4 – тяга; 5 – вилка; 6 – палец; 7 – винт; 8 – контргайка; 9 – рычаг; 10 – шайба сферическая; 11 – болт;12 – тяга; 13 – шайба; 14 – пружина; 15 – кнопка; 16 – рукоятка; 17 – рычаг стояночного тормоза; 18 – фиксатор; 19 – сектор; 20 – тяга; 21 – рычаг с валиком; 22 – болт; 23 – кронштейн; 24 – шпонка; 25 – кожух.

Регулировка управления стояночным тормозом

Проверка эффективности действия стояночного тормоза заключается в том, что трактор Беларус МТЗ-82.1, 80.1 должен удерживаться на уклоне не менее 18% при приложении к рычагу управления стояночным тормозом 1 усилия не более 400 Н. В случае невыполнения данного требования необходимо произвести регулировку управления стояночным тормозом.

Перед выполнением регулировки управления стояночным тормозом установите трактор на ровную горизонтальную площадку. Двигатель должен быть заглушен.

Заблокируйте от перемещения колеса спереди и сзади противооткатными упорами, исключающими самопроизвольное перемещение трактора.

Регулировку управления стояночным тормозом трактора без пневматической системы управления тормозами прицепа производите следующим образом:

— установите рычаг управления стояночным тормозом 1 в переднее положение (от себя);

— ослабьте затяжку контргайки 2 регулировочного болта 3 стояночного тормоза;

— отверните или заверните регулировочный болт 3 так, чтобы при перемещении рычага управления стояночным тормозом 1 на себя с усилием от 200 до 210 Н защелка удерживалась во впадинах третьего или четвертого зубьев сектора «А» для тормозов сухого трения (что соответствует третьему или четвертому щелчку при включении стояночного тормоза) или на втором или третьем зубе сектора «А» для тормозов работающих в масляной ванне (что соответствует второму или третьему щелчку при включении стояночного тормоза);

– после регулировки затяните контргайку 2 регулировочного болта 3.

Если трактор Беларус МТЗ-82-1, 80-1 оборудован пневматической системой управления тормозами прицепа, управление стояночным тормозом производите следующим образом:

— установите рычаг управления стояночным тормозом 1 в переднее положение (от себя);

— ослабьте затяжку контргайки 2 регулировочного болта 3, а также контргайку 6 тяги 5 и извлеките палец 8;

— поверните рычаг 4 и совместите верхнюю кромку паза рычага 9 с верхней кромкой паза рычага 10 правой педали тормоза, а затем, вращая вилку 7, совместите отверстия рычага 4 и вилки 7 и вставьте палец 8, после чего зашплинтуйте его;

— отверните или заверните регулировочный болт 3 так, чтобы при перемещении рычага управления стояночным тормозом 1 на себя с усилием от 200 до 210 Н защелка удерживалась во впадинах третьего или четвертого зубьев сектора «А» для тормозов сухого трения (что соответствует третьему или четвертому щелчку при включении стояночного тормоза) или на втором или третьем зубе сектора «А» для тормозов работающих в масляной ванне (что соответствует второму или третьему щелчку при включении стояночного тормоза);

– после регулировки затяните контргайку 2 регулировочного болта 3 и контргайку 6 тяги 5.

Окончательную проверку и регулировку стояночного тормоза выполняйте на собранном тракторе. Трактор должен удерживаться на уклоне не менее 18% при приложении к рычагу управления стояночным тормозом 1 усилия не более 400 Н. В случае необходимости подкорректируйте регулировку с помощью регулировочного болта 3.

Рис.69. Регулировка управления стояночным тормозом

1 – рычаг управления стояночным тормозом; 2, 6 – контргайки; 3 –регулировочный болт; 4, 9 – рычаги; 5 – тяга; 7 – вилка; 8 – палец; 10 – рычаг правой педали тормоза.

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Тормоза трактора МТЗ-82

Тормоза трактора МТЗ-82 служат для замедления скорости движения трактора, его полной остановки, а также для удержания остановленного трактора в неподвижном состоянии. Кроме того, тормоза используют для облегчения крутого поворота трактора.

На тракторе МТЗ-82 применяют сухие дисковые тормоза. Они установлены на валах ведущих шестерен конечных передач с левой и правой стороны и закрыты кожухами.

Каждый тормоз состоит из двух соединительных дисков 4 (рис.6) с наклеенными фрикционными накладками и двух чугунных нажимных дисков 5, установленных между соединительными дисками. Нажимные диски соединены с механизмом управления тормозами, а соединительные — со шлицами хвостовиков ведущих шестерен конечных передач.

Между нажимными дисками тормоза трактора МТЗ-82 установлено по три разжимных шарика 2, равномерно расположенных по окружности. Шарики заходят в наклонные гнезда, выполненные на внутренних поверхностях нажимных дисков.

Рис. 6. Тормоза трактора МТЗ-82 с механизмом управления

1-кожух правого тормоза; 2 — разжимной шарик; 3 — пружина нажимного диска; 4 — соединительные диски; 5- нажимные диски; 6 — вилка; 7- контргайка; 8 — регулировочный болт; 9 — валик педалей; 10 — тяга зашелки тормозов; 11 — сферическая шайба; 12 — рычаг левого тормоза; 13 — соединительная планка; 14- стержни подушек педалей; 15 — оттяжные пружины; 16 — рычаги; 17 — зашелки тормозов; 18 — тяга; 19 — крышка стакана.

Читать еще:  Модификации и самоделки на базе автомобиля

Полость каждого тормоза МТЗ-82 предохраняется от попадания масла из корпуса заднего моста двумя самоподжимными манжетами 32 (см. рис. 30), которые установлены в крышке 35 стакана. Сама крышка, в свою очередь, уплотняется в расточке стакана 37 резиновым кольцом.

При нажатии на педали стержни 14 (см. рис. 31), перемещаясь вниз, поворачивают рычаги 16 и валик 9. От рычагов 16 и 12 усилие передается через сферические шайбы 11 к болты 8 к вилкам 6, которые с помощью тяг 18 и пальцев шарнирно связаны с нажимными дисками.

Тяги 18 передают усилие нажимным дискам, вынуждая диски поворачиваться относительно друг друга, что вызывает перекатывание шариков по наклонным поверхностям гнезда дисков и разжатие дисков.

Нажимные диски прижимают фрикционные накладки соединительных дисков к неподвижным поверхностям крышки 19 стакана и кожуха тормоза, чем и осуществляется торможение ведущих шестерен конечных передач и колес трактора МТЗ-82. В исходное, расторможенное, положение педали и диски возвращаются под действием оттяжных пружин 15 и пружин 3 нажимных дисков.

Торможение колес может быть раздельным и одновременным. Раздельное воздействие на левую или правую педали используется для повышения маневренности трактора.

Так, с подтормаживанием одного внутреннего колеса радиус поворота трактора посредине следа внешнего переднего колеса составляет 4 м, а без подтормаживания — 5 м.

Повороты с подтормаживанием одного колеса при скорости движения свыше 10 км/ч не допускаются, так как это может привести к заносам и опрокидыванию трактора.

Для одновременного действия тормозов левого и правого бортов трактора МТЗ-82 обе педали блокируются откидной соединительной планкой 13.

Одновременное торможение колес является основным режимом работы, поэтому педали должны быть всегда заблокированы. Разъединяют педали лишь при крутых поворотах.

Механизм управления тормозами снабжен устройством, позволяющим фиксировать педали в заторможенном положении. Фиксация педалей осуществляется зубчатой защелкой 17, управляемой тягой 10.

При воздействии на тягу, рукоятка которой расположена у правой стенки кабины, защелка 17 поворачивается и входит в зацепление с упором, приваренным к рычагу 16 правой педали.

Применяется фиксация педалей в заторможенном положении для удержания остановленного трактора МТЗ-82 в неподвижном состоянии. На скользких дорогах и крутых уклонах для повышения эффективности торможения на стоянке следует включить принудительно передний мост.

Для безотказной и длительной работы тормозов МТЗ-82 надо соблюдать следующие требования:

— не держать без надобности ногу на педалях, так как это приводит к износу фрикционных накладок;

— тормозить без рывков, плавно нажимая на педаль до отказа, не задерживая ее в промежуточном положении;

— при сблокированных педалях перед торможением выключить сцепление;

— при трогании с места трактора не забывать освобождать защелку 17, удерживающую педали в заторможенном положении.

Работу тормозов трактора МТЗ-82 следует проверять ежедневно, регулировать же их только при необходимости. Исправность тормозов характеризуется полным ходом педали и длиной тормозного пути.

Полный ход должен быть одинаков у каждой педали и равняться 70. 90 мм. В процессе эксплуатации из-за износа накладок допускается увеличение хода педалей до 110 мм. Ход педалей менее 70 мм приводит к форсированному износу накладок и перегреву тормозов.

Ход педалей регулируют в таком порядке: отворачивают контргайки 7 (см. рис. 31) болтов и заворачивают болты 8 в регулировочные вилки 6 настолько, чтобы ход педалей соответствовал рекомендуемым нормам. Затем затягивают контргайки 7.

Эффективность торможения проверяют на горизонтальном сухом участке дороги (асфальт, бетон). При начальной скорости 30 км/ч тормозной путь с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки трактора не должен превышать 10 м.

Бортовую неравномерность эффективности действия левого и правого тормозов МТЗ-82 проверяют по следу, оставленному на грунте задними колесами, заторможенными до блокировки (юза): на длине тормозного пути 10 м при начальной скорости 30 км/ч на сухом асфальте неравномерность по следу не должна быть более 1 м.

Ход педали, запаздывающей с торможением стороны, надо уменьшить. На равномерность действия тормозов может влиять также замасливание фрикционных накладок дисков.

В этих случаях надо разобрать тормоза трактора МТЗ-82, очистить все детали, выявить и устранить причины, вызвавшие попадание масла в полость тормозов, а замасленные диски промыть бензином и просушить в течение 5. 8 мин. После сборки отрегулировать тормоза и проверить эффективность торможения.

Изношенные или вышедшие из строя фрикционные диски рекомендуется заменить новыми одновременно на левом и правом тормозах.

9.2. Тормоза. Неисправности, разборка, ремонт.

Рис. 2.8.4. Взаимное расположение деталей тормоза и управления тормозами:
1 — тормозной диск; 2 — валик; 3 — педаль; 4 — рычаги; 5 — кожух; 6 — нажимные диски.

Увод трактора в сторону в процессе торможения и увеличенный ход педалей тормозов свидетельствуют об износе накладок тормозных дисков, нарушении регулировки механизма управления тормозами.
При возникновении указанных неисправностей проверяют полный ход педалей тормозов, который должен быть одинаковым для каждой педали и составлять 70 — 90мм. В случае отклонения хода педалей от указанных значений его регулируют (рис. 2.8.3).

Рис. 2.8.3. Регулировка хода педали тормоза:
1 — вилка; 2 — болт; 3 — контргайка.

Отпускают контргайку и, вворачивая в вилку или выворачивая из вилки регулировочный болт, доводят ход педалей до нормы.
Затем проверяют работу тормозов в движении: разгоняют трактор и резко тормозят. По отпечаткам протекторов шин замеряют тормозной путь, длина которого при исправных и правильно отрегулированных тормозах не должна превышать 7м. В ходе проверки также определяют синхронность срабатывания левого и правого тормозов. Если в процессе торможения трактор «уводит» в сторону, то регулируют синхронность срабатывания тормозов. Когда регулировками добиться синхронности не удается, тормоза снимают и ремонтируют (рис. 2.8.4).

Для снятия левого тормоза предварительно снимают муфту блокировки дифференциала (рис. 2.8.5, 2.8.6).

Рис. 2.8.5. Отсоединение трубопровода и снятие крышки механизма блокировки дифференциала:
1 — трубопровод; 2 — крышка; 3 — болт.

Рис. 2.8.6. Снятие муфты блокировки дифференциала:
1 — крышка диафрагмы; 2 — болт.

Для снятия правого тормоза отсоединяют правый кронштейн кабины, тяги включения ВОМ и тормозной кран (рис. 2.8.7 — 2.8.9).

Рис. 2.8.7. Отсоединение кронштейна кабины и тормозного крана:
1 — кронштейн; 2 — тормозной кран; 3 — правая задняя полуось.

Рис. 2.8.8. Снятие правого тормоза:
1 — кожух; 2 болт.

Рис. 2.8.9. Снятие тормозных дисков.

Сняв тормоза, измеряют толщину дисков. Накладки соединительных дисков или соединительные диски в сборе заменяют при износе до толщины менее 11мм, а нажимные, диски — при износе до толщины менее 10,8мм.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector