Устройство принцип действия и преимущества
Назначение, устройство, принцип действия, достоинства и недостатки их. Область применения
Насосы секционные шахтные
Типы насосов
Кавитация
Кавитация – явление парообразования воды на входе в первое колесо, с последующей концентрацией пара в первом колесе, сопровождающееся систематическими гидравлическими ударами.
Кавитацию допускать нельзя, так как она уменьшает производительность насоса, приводит к сбрасыванию воды насосом, а также изнашивает детали насоса. Во избежание кавитации необходимо:
1. Применять трубы для всасывающего трубопровода, диаметром не менее диаметра выходного патрубка насоса.
2. Работать с минимально возможной высотой всасывания и длиной всасывающих труб.
3. Не применять насосы, не соответствующие расчётным параметрам.
4. Не работать на горячей воде.
Центробежный насос со спиральным отводом.
Насос цельнокорпусной, с разъёмом в горизонтальной плоскости. Вода из одного колеса в другое передаётся по спиральным каналам. Уравновешивание осевого усилия осуществляется за счёт симметричного попарного расположения рабочих колёс. У них более высокий к.п.д. Имеют большие размеры и массу. Применяются в горнорудной промышленности.
В настоящее время выпускаются следующие типы насосов:
ЦНС 105 98-490 Q = 105 м 3 /ч, Н = 98¼490.
ЦНС 200 170-425; НЦВ 500/60
ЦН 300 120-360; НЦС 300 120-600
Для участкового водоотлива (одноколёсные)
4К-8 – 4 – диаметр выходного патрубка, уменьшенный в 25 раз; консольный; 8 – коэф-фициент быстроходности, уменьшенный в 10 раз; Q = 90 м 3 /ч, Н = 55 м, к.п.д. = 0,79.
АНС 160/40 – свободновихревой, Q = 160 м 3 /ч, Н = 40 м, к.п.д. = 0,65, Ν = 55 кВт.
6Ш8-2 – агрегат электронасосный центробежный односекционный, Q = 150 м 3 /ч, Н = 33 м, к.п.д. = 0,67, Ν = 30 кВт.
Турбонасос Н-1М – используется для откачки шахтной воды при проходке уклонов и других горных выработок, имеет преимущества: малые габариты, простоту устройства и транспортирования; Q = 25 м 3 /ч, Н = 40 м, к.п.д. = 0,53.
Шламовые насосы НСВА60-40 и ШН250-34 – консольные, одноступенчатые, шламовые насосы; Q = 60 и 200 м 3 /ч, Н = 40 и 34 м, Ν = 15 и 55 кВт.
Вертикальный насос ВП-3 (ствол); Q = 50 м 3 /ч, Н = 360 м, Ν= 100 кВт.
Литература:
1. Хаджиков Р.Н., Бутаков С.А.. Горная механика. – М.: Недра, 1982, (стр. 94-112) рис. 59-61.
2. Попов В.М. Водоотливные установки. – М.: Недра, 1990.
3. ДНАОП 10.0-1.01-05. Правила безопасности в угольных шахтах. – К.: Основа, 2005.
Типо- размер насоса | Номиналь-ный напор на одну ступень, м | Номинальная подача, м 3 /ч | Количество ступеней | К.п.д. в номиналь-ном режиме, % | Допускае- мый кавитацион ный запас, м | Интервал рабочей зоны, м 3 /ч |
НСШ 80-65…325 и модификации | 32,5 | 2-10 | 70-140 | |||
НСШ 60-60…300 и модификации | 30,0 | 2-10 | 50-70 | |||
НСШ 200-90…450 и модификации | 45,0 | 2-10 | 140-240 | |||
НСШ 180-85…425 и модификации | 42,5 | 2-10 | 130-220 | |||
НСШ 320-144…720 и модификации | 72,0 | 2-10 | 240-360 | |||
НСШ 300-120…600 и модификации | 60,0 | 2-10 | 220-360 | |||
НСШ 250-130…780 и модификации | 65,0 | 2-12 | 190-300 | |||
НСШ 410-91…1000 и модификации | 91,0 | 2-11 | 340-500 | |||
НСШ 500-160…880 и модификации | 80,0 | 2-11 | 380-640 | |||
НСШ 550-182…1000 и модификации | 91,0 | 2-11 | 440-700 | |||
НСШ 900-250…1000 и модификации | 2-8 | 690-1100 | ||||
НСШ 750-250…1000 и его модификации | 2-8 | 580-820 |
Тема: «Винтовые насосы. Эрлифты и гидроэлеваторы»
Винтовые насосы имеют объемный принцип действия.
Рабочая часть насоса состоит из однозаходного винта, резиновой обоймы и всасывающего корпуса. Обойма представляет собой стальную обрезиненную изнутри трубу. Крутящий момент от электродвигателя передается приводному валу через упругую втулочно-пальцевую муфту, от приводного вала вращения передается к карданному валу. Винт и двухзаходная обойма – основные рабочие органы насоса. Передней опорой приводного вала служат радиально – упорный подшипник. Крышка подшипника герметизирована войлочными уплотнениями. Параллельно корпусу между патрубками имеется обводная трубка с краном. Одновинтовой насос 1В20/10 и электродвигатель смонтирован на общей раме в виде салазок.
Обозначение типа насоса расшифровывается так : цифра 1 и буква В – одновинтовой числитель дроби – подача (л) на 100 оборотов винта, знаменатель – давление нагнетания (Па).
1) насос самовсасывающийся;
2) может перекачивать загрязненную воду;
3) имеет малые габариты;
4) устанавливается насос на почве.
1) для замены резиновой обоймы необходимо разбирать весь насос;
2) невозможно увеличить напор без замены насоса.
| | следующая лекция ==> | |
Гидравлическое разгрузочное устройство | | | ЭРЛИФТЫ И ГИДРОЭЛЕВАТОРЫ |
Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 2061 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Устройство принцип действия и преимущества
Передача винт-гайка (рис. 1) состоит из винта 1 и гайки 2, соприкасающихся винтовыми поверхностями.
Передача винт-гайка предназначена для преобразования вращательного движения в поступательное (при больших углах подъема винтовой линии, порядка > 12°). При этом вращение закрепленной от осевых перемещений гайки вызывает поступательное перемещение винта, или вращение закрепленного от осевых перемещений винта приводит к поступательному перемещению гайки. Когда угол подъема больше угла трения, эту передачу можно использовать для преобразования поступательного движения во вращательное.
Рис. 1. Передача винт-гайка
Различают два типа передач винт-гайка:
— передачи трения скольжения или винтовые пары трения скольжения (рис. 1-3);
— передачи трения качения или шариковые винтовые пары (рис. 4) Ведущим элементом в передаче, как правило, является винт, ведомым — гайка. В передачах винт-гайка качения на винте и в гайке выполнены винтовые канавки (резьба) полукруглого профиля, служащие дорожками качения для шариков.
Конструктивно передача винт-гайка может быть выполнена:
— с вращательным движением винта и поступательным движением гайки (см. рис. 1);
— с вращающимся и одновременно поступательно перемещающимся винтом при неподвижной гайке (см. рис. 2);
— с вращательным движением гайки 1 и поступательным движением винта 2 (см. рис. 3).
Передачи винт-гайка находят применение в устройствах, где требует; получать большой выигрыш в силе, например в домкратах, винтовых прессах, нагрузочных устройствах испытательных машин, механизмах металлорежущих станков или в измерительных и других механизмах для точных делительных перемещений.
Рис. 2. Винтовой домкрат: 1—винт; 2 — гайка; 3 —стопорный
винт; 4 — рукоятка; 5 — чашка домкрата; 6— шип, 7 — корпус
Рис. 4. Передача винт-гайка с трением качения
В зависимости от назначения передачи винты бывают:
— грузовые, применяемые для создания больших осевых сил. При знакопеременной нагрузке имеют трапецеидальную резьбу, при большой односторонней нагрузке — упорную. Гайки грузовых винтов цельные. В домкратах (рис. 2) для большего выигрыша в силе и обеспечения самоторможения применяют однозаходную резьбу с малым углом подъема;
— ходовые, применяемые для перемещений в механизмах подачи. Для снижения потерь на трение применяют преимущественно трапецеидальную многозаходную резьбу.
— установочные, применяемые для точных перемещений и регулировок. Имеют метрическую резьбу. Для обеспечения безлюфтовой передачи гайки делают сдвоенными.
Большое внимание в винтовых передачах, применяемых в металлорежущих станках и приборах, уделяют устранению мертвого хода, возникающего при изменении направления движения. Наличие мертвого хода объясняется зазором в резьбе вследствие неизбежных ошибок при изготовлении и износа в течение эксплуатации. Для устранения мертвого хода винтовые механизмы снабжают специальными устройствами. При этом различают два способа выборки зазора в резьбе — осевое, применяемое для трапециедальных резьб и радиальное смещение гайки — для треугольных резьб. Первый способ достигается установкой двух раздвигаемых гаек, например, пружиной, второй — разрезной гайки, втягиваемой цанговым зажимом.
Достоинства и недостатки передачи винт-гайка скольжения.
1.возможность получения большого выигрыша в силе;
2. высокая точность перемещения и возможность получения медленного движения;
3. плавность и бесшумность работы;
4. большая несущая способность при малых габаритных размерах;
5. простота конструкции.
Недостатки передач винт-гайка скольжения:
1.большие потери на трение и низкий КПД;
2. затруднительность применения при больших частотах вращения.
Достоинства и недостатки шариковинтовой передачи.
1. малые потери на трение. КПД передачи достигает 0,9 и выше;
2. высокая несущая способность при малых габаритах;
3. возможность получения малых и точных перемещений;
4. отсутствие осевого и радиального зазоров (то есть мертвого хода);
5. высокий ресурс.
1. Требование высокой точности изготовления, сложность конструкции гайки.
2. Требование хорошей защиты передачи от загрязнений.
Шариковинтовые передачи применяют в механизмах точных перемещений, в следящих системах и в ответственных силовых передачах (станкостроение, робототехника, авиационная и космическая техника, атомная энергетика и др.). При вращении винта шарики вовлекаются в движение по винтовым канавкам (см. рис. 4), поступательно перемещают гайку и через перепускной канал возвращаются обратно. Перепускной канал выполняют между соседними или между первым и последним (рис. 4) витками гайки. Таким образом, перемещение шариков происходит по замкнутой внутри гайки траектории.
В станкостроении применяют трехвитковые гайки. Перепускной канал выполняют в специальном вкладыше, который вставляют в овальное окно гайки. В трехвитковой гайке предусматривают три вкладыша, расположенные под углом 120° один к другому и смещенные до длине гайки на один шаг резьбы по отношению друг к другу. Таким образом, шарики в гайке разделены на три (по числу рабочих витков) независимые группы. При работе передачи шарики, пройдя по винтовой канавке на винте путь, равный длине одного витка, выкатываются из резьбы в перепускной канал вкладыша и возвращаются обратно в исходное положение на тот же виток гайки.
Шариковинтовые передачи выполняют с одной или чаще с двумя гайками, установленными в одном корпусе. В конструкциях с двумя гайками наиболее просто исключить осевой зазор в сопряжении винт-гайка и тем самым повысить осевую жесткость передачи и точность перемещения. Устраняют осевой зазор и создают предварительный натяг путем относительного осевого (например, с помощью прокладок) или углового смещения двух гаек.
По конструкции винт представляет собой цилиндрический стержень цельной (см. рис.2) или сборной конструкции с резьбой.
Резьба образуется путем нанесения на цилиндрический стержень винтовых канавок с сечением определенного профиля.
По форме профиля резьбы делят на треугольные (рис. 5, а), прямоугольные (рис. 5, б), трапецеидальные (рис.5, в), упорные (рис. 5, г), круглые (рис.5, д).
Рис. 5. Профили резьб: а — треугольная;
б — прямоугольная; г — упорная; д — с круговым профилем
Винтовая линия образуется, если прямоугольный треугольник ААХС (рис.6) огибать вокруг прямого кругового цилиндра.
Рис. 6. Схема образования резьбы
Винтовую линию образует навиваемая на цилиндр гипотенуза АС треугольника, при этом один из катетов, совпадающий с плоскостью основания цилиндра по длине, равен длине окружности основания , а второй катет — шагу винтовой линии.
На рис. 6, б показана резьба треугольного профиля. При перемещении плоской фигуры, например треугольника abc (см. рис. 6, б), по винтовой линии так, чтобы ее плоскость всегда проходила через ось О—О, боковые стороны этой фигуры (ab и be) описывают поверхность резьбы.
Винтовая линия (и соответственно резьба) может быть правой и левой.
Правая винтовая линия идет слева направо и вверх, левая — справа налево и вверх. Наиболее распространенной в машиностроении является правая резьба. Угол (рис. 6, а), образованный винтовой линией по среднему диаметру резьбы d2 и плоскостью, перпендикулярной к оси винта, называют углом подъема винтовой линии (резьбы):
где S — ход резьбы (рис. 7).
Рис. 7. Виды резьб: а — однозаходная; б — двухзаходная; в — трехзаходная
Длину катета А1С (см. рис. 6, а) обозначают р и называют шагом винтовой линии. Если по «параллельным» винтовым линиям перемещаются два или несколько рядом расположенных профиля, то они образуют многозаходную резьбу. По числу заходов резьбы делятся на однозаходную (см. рис. 7, а), двухзаходную (см. рис. 7, б), трехзаходную (см. рис. 7, в) и т. д. Наибольшее распространение имеет однозаходная резьба.
Для однозаходной резьбы р = S. Для многозаходной резьбы S = pz, где S — ход резьбы; р — шаг резьбы; z — число заходов.
Прямоугольная резьба, вследствие технологических трудностей ее изготовления, применяется крайне редко.
В некоторых случаях применяется также резьба круглого профиля (там, где имеется опасность повреждения острых кромок, например, в пожарном оборудовании, в цоколях электрических ламп).
Для шариковых винтовых пар применяют специальные профили резьб, одна из которых показана на рис. 4.
Конструкции винтов должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к конструкции валов, т.е. не иметь резких переходов, кольцевых выступов большого диаметра и т. п.
Материалы винта и гайки должны представлять антифрикционную пару, т.е. быть износостойкими и иметь малый коэффициент трения. Выбор марки материала зависит от назначения передачи, условий работы и способа обработки резьбы.
Материал винтов — сталь 45, 50, Ст4, Ст5, У10, 40Х, 40ХГ, 40ХВГ, 65Г и др. В ответственных передачах для повышения износостойкости применяют закалку винтов с последующей шлифовкой резьбы.
Гайку в большинстве случаев выполняют в форме втулки 2 (рис. 1),иногда с фланцем для ее осевого крепления (см. рис. 2), цельной или разъемной конструкции (например, гайка, состоящая из двух частей, охватывающих ходовой винт в токарно-винторезном станке). В отдельных случаях выполняют гайки более сложных конструкций (с компенсацией износа и т. п.).
Основной причиной выхода из строя передач винт-гайка является изнашивание гайки (реже винта). Для уменьшения трения и изнашивания резьбы гайки передачи изготовляют из бронз (БрО10Ф1, БрОбЦбСЗ, БрА9Ж4 и др.), а также в тихоходных передачах из серого (СЧ20, СЧ25) и антифрикционного чугунов АВЧ-1, АКЧ-1 и др. Для уменьшения расхода бронзы гайки делают из двух металлов: корпус гайки — из стали или чугуна; рабочую часть гайки — из бронзы, а иногда из баббита.
Электродвигатель. Виды и применение. Работа и устройство
Электродвигатель представляет электромашину, перестраивающую электрическую энергию в механическую. Обычно электрическая машина реализует механическую работу благодаря потреблению приложенной к ней электроэнергии, преобразовывающейся во вращательное движение. Ещё в технике есть линейные двигатели, способные создавать сразу поступательное движение рабочего органа.
Особенности конструкции и принцип действия
Не важно какое конструктивное исполнение, но устройство любых электродвигателей однотипное. Ротор и статор находятся внутри цилиндрической проточки. Вращение ротора возбуждают магнитное поле, отталкивающее его полюса от статора (неподвижной обмотки). Сохранять постоянное отталкивание можно путём перекоммутации обмоток ротора, или образовав вращающееся магнитное поле непосредственно в статоре. Первый способ присущий коллекторным электродвигателям, а второй — асинхронным трехфазным.
Корпус любых электродвигателей обычно чугунный или выполнен из сплава алюминия. Однотипные двигатели, не смотря на конструкцию корпуса производятся с одинаковыми установочными размерами и электрическими параметрами.
Работа электродвигателя базируется на принципах электромагнитной индукции. Магнитная и электрическая энергия создают электродвижущуюся силу в замкнутом контуре, проводящем ток. Это свойство заложено в работу любой электромашины.
На движущийся электроток в середине магнитного поля постоянно воздействует механическая сила, стремительно пытающаяся отклонить направление зарядов в перпендикулярной силовым магнитным линиям плоскости. Во время прохождения электротока по металлическому проводнику либо катушке, механическая сила норовит подвинуть или развернуть всю обмотку и каждый проводник тока.
Назначение и применение электродвигателей
Электрические машины имеют много функций, они способны усиливать мощность электрических сигналов, преобразовывать величины напряжения либо переменный ток в постоянный и др. Для выполнения таких разных действий существуют многообразные типы электромашин. Двигатель представлят тип электрических машин, рассчитанных для преобразования энергии. А именно, этот вид устройств превращает электроэнергию в двигательную силу или механическую работу.
Он пользуется большим спросом во многих отраслях. Их широко используется в промышленности, на станках различного предназначения и в других установках. В машиностроении, к примеру, землеройных, грузоподъёмных машинах. Также они распространены в сферах народного хозяйства и бытовых приборах.
Классификация электродвигателей
Электродвигатель, является разновидностью электромашин по:
- Специфике, создающегося вращательного момента:
— гистерезисные;
— магнитоэлектрические. - Строению крепления:
— с горизонтальным расположением вала;
— с вертикальным размещением вала. - Защите от действий внешней среды:
— защищённые;
— закрытые;
— взрывонепроницаемые.
В гистерезисных устройствах вращающий момент образуется путём перемагничивания ротора или гистерезиса (насыщения). Эти двигатели мало эксплуатируются в промышленности и не считаются традиционными. Востребованными являются магнитоэлектрические двигатели. Существует много модификаций этих двигателей.
Их разделяют на большие группы по типу протекающего тока:
- Постоянного тока.
- Переменного тока.
- Универсальные двигатели (работают на постоянном переменном токе).
Особенности магнитоэлектрических двигателей постоянного тока
С помощью двигателей постоянного тока создают регулируемые электрические приводы с высокими эксплуатационными и динамическими показателями.
Типы электродвигателей:
- С электромагнитами.
- С постоянными магнитами.
Группа электродвигателей, питание которых выполняется постоянным током, подразделяется на подвиды:
- Коллекторные . В этих электроприборах присутствует щёточно-коллекторный узел, обеспечивающий электрическое соединение неподвижной и вращающейся части двигателя. Устройства бывают с самовозбуждением и независимым возбуждением от постоянных магнитов и электромагнитов.
- Выделяют следующие виды самовозбуждения двигателей:
— параллельное;
— последовательное;
— смешанное. - Коллекторные устройства имеют несколько минусов:
— низкая надёжность приборов;
— щёточно-коллекторный узел довольно сложная в обслуживании составляющая часть магнитоэлектрического двигателя. - Безколлекторные (вентильные) . Это двигатели с замкнутой системой, работающие по аналогичному принципу работы синхронных устройств. Оснащены датчиком положения ротора, преобразователем координат, а также инвертором силовым полупроводниковым преобразователем.
Эти машины выпускаются различных размеров от самых маленьких низковольтных до громадных размеров (в основном до мегаватта). Миниатюрными электродвигателями оснащены компьютеры, телефоны, игрушки, аккумуляторные электроинструменты и т.п.
Применение, плюсы и минусы электродвигателей постоянного тока
Электромашины постоянного тока применяют в разных областях. Ими комплектуют подъёмно-транспортные, красочно-отделочные производственные машины, а также полимерное, бумажное производственное оборудование и т.д. Часто электрический двигатель этого типа встраивают в буровые установки, вспомогательные агрегаты экскаваторов и другие виды электротранспорта.
Преимущества электрических двигателей:
- Лёгкость в управлении и регулировании частоты вращения.
- Простота конструкции.
- Отменные пусковые свойства.
- Компактность.
- Возможность эксплуатации в разных режимах (двигательном и генераторном).
Минусы двигателей:
- Коллекторные двигатели требуют трудное профилактическое обслуживание щёточно-коллекторных узлов.
- Дороговизна производства.
- Коллекторные устройства имеют не большой срок службы из-за изнашивания самого коллектора.
Электродвигатель переменного тока
В электродвигателях переменного тока электроток описывается по синусоидальному гармоническому закону, периодично меняющему свой знак (направление).
Статор этих устройств изготавливают из ферромагнитных пластинок, имеющих пазы для помещения в них витков обмотки с конфигурацией катушки.
Электродвигатели по принципу работы бывают синхронными и асинхронными . Главным их отличием является то, что скорость магнитодвижущей силы статора в синхронных приборах равна скорости вращения ротора, а в асинхронных двигателях эти скорости не совпадают, обычно ротор вращается медленнее поля.
Синхронный электродвигатель
Из-за одинакового (синхронного) вращения ротора с магнитным полем, аппараты именуют синхронными электродвигателями. Их подразделяют на подвиды:
- Реактивный.
- Шаговый.
- Реактивно-гистерезисный.
- С постоянными магнитами.
- С обмотками возбуждения.
- Вентильный реактивный.
- Гибридно-реактивный синхронный двигатель.
Большая часть компьютерной техники оснащена шаговыми электродвигателями. Преобразование энергии в этих устройствах основано на дискретно угловом передвижении ротора. Шаговый электродвигатель имеет высокую продуктивность, независящую от их мизерных размеров.
Достоинства синхронных двигателей:
- Стабильность частоты вращения, что не зависит от механических нагрузок на валу.
- Низкая чувствительность к скачкам напряжения.
- Могут выступать в роли генератора мощности.
- Снижают потребление мощности, предоставляемой электростанциями.
Недостатки в синхронных устройствах:
- Сложности с запуском.
- Сложность конструкции.
- Затруднения в регулировки частоты вращения.
Недостатки синхронного двигателя, делают более выгодным для использования электродвигатель асинхронного типа. Тем не менее, большинство синхронных двигателей из-за их работы с постоянной скоростью востребованы для установок в компрессоры, генераторы, насосы, а также крупные вентиляторы и пр. оборудование.
Асинхронный электродвигатель
Статор асинхронных двигателей представляет распределённую двухфазную, трехфазную, реже многофазную обмотку. Ротор выполняют в виде цилиндра, используя медь, алюминий либо металл. В его пазы залиты либо запрессованные токопроводящие жилы к оси вращения под определённым углом. Они соединяются в одно целое на торцах ротора. Противоток возбуждается в роторе от переменного магнитного поля статора.
По конструктивным особенностям выделяют два вида асинхронных двигателей:
- С фазным ротором.
- С короткозамкнутым ротором.
В остальном конструкция приборов не имеет отличий, статор у них абсолютно одинаковый. По числу обмоток выделяют такие электродвигатели:
- Однофазные . Этот тип двигателей самостоятельно не запускается, ему требуется стартовый толчок. Для этого применяется пусковая обмотка либо фазосдвигающая цепь. Также приборы запускаются вручную.
- Двухфазные . В этих устройствах присутствуют две обмотки со смещёнными на угол фазами. В приборе возникает вращающееся магнитное поле, напряженность которого в полюсах одной обмотки нарастает и синхронно спадает в другой.
Двухфазный электродвигатель может самостоятельно запускаться, но с реверсом присутствуют сложности. Часто этот тип устройств подключают к однофазным сетям, включая вторую фазу через конденсатор. - Трехфазные . Достоинством этих типов электродвигателей является легкий реверс. Основные части двигателя – это статор с тремя обмотками и ротор. Позволяет плавно регулировать скорость ротора. Эти приборы довольно востребованы в промышленности и технике.
- Многофазные . Состоят эти устройства из встроенной многофазной обмотки в пазах статора на его внутренней поверхности. Эти двигатели гарантируют высокую надёжность при эксплуатации и считаются усовершенствованными моделями двигателей.
Асинхронные электрические двигатели значительно облегчают работу людей, поэтому они незаменимы во многих сферах.
Достоинствами этих приборов, которые сыграли роль в их популярности, являются следующие моменты:
- Простота производства.
- Высокая надёжность.
- Не нуждаются в преобразователях для включения в сеть.
- Небольшие расходы при эксплуатации.
Ко всему этому, можно добавить относительную стоимость асинхронных приборов. Но они также имеют и недостатки:
- Невысокий коэффициент мощности.
- Трудность в точной регулировке скорости.
- Маленький пусковой момент.
- Зависимость от напряжения сети.
Но благодаря питанию электродвигателя с помощью частотного преобразователя, некоторые недостатки устройств устраняются. Поэтому потребность асинхронных моторов не падает. Их применяют в приводах разных станков в областях металлообработки, деревообработки и пр. В них нуждаются ткацкие, швейные, землеройные, грузоподъёмные и другие виды машин, а также вентиляторы, насосы, центрифуги, разные электроинструменты и бытовые приборы.
Центробежные насосы: устройство, принцип действия, преимущества и недостатки
Центробежные насосные агрегаты (ЦН) используются не только в различных отраслях промышленности, но и в быту. В системах водоснабжения применяют погружные электронасосы для подъема воды из скважин и подачи потребителям. ЦН обеспечивают циркуляцию теплоносителя в системах отопления. Благодаря простоте конструкции и высокой надежности эти устройства являются самыми распространенными гидравлическими агрегатами.
Особенности конструкции и принцип действия
Центробежный насос представляет собой динамический лопастной агрегат, в котором перенос рабочего тела происходит непрерывным потоком за счет центробежных сил, возникающих при вращении рабочего колеса. Жидкость перемещается по подвижным лопастям от центра к периферии, т. е. перпендикулярно оси вращения. В большинстве случаев насосный агрегат состоит из 2 частей: гидравлической (насос) и приводного двигателя.
Корпус ЦН представляет собой разъемную металлическую отливку, имеющую форму улитки, с 2 фланцами – всасывающим и напорным. Внутри, на валу, располагается рабочее колесо открытого или закрытого типа. Последнее состоит из 2 дисков, между которыми расположены лопасти, изогнутые в направлении, противоположном вращению. В переднем диске имеется отверстие, расположенное напротив всасывающего патрубка.
Принцип работы ЦН основан на действии центробежных сил. При вращении колеса в заполненном водой корпусе жидкость начинает двигаться по лопастям от центра к периферии под влиянием сил инерции. В результате этого на выходе получается избыточное давление, которое выталкивает рабочее тело в напорный трубопровод. Разряжение, создающееся в центре колеса, втягивает воду из всасывающего трубопровода и подает на лопатки. Таким образом создается непрерывный поток жидкости.
Во многоступенчатом насосе корпус имеет цилиндрическую форму. Для передачи жидкости с одной ступени на другую устанавливают направляющие аппараты. Устройство располагается над каждым рабочим колесом и представляет собой диск с неподвижными изогнутыми лопатками, которые направляют рабочее тело с выхода вращающегося колеса на всас следующего. Это приводит к существенному повышению давления на последней ступени.
Преимущества и недостатки
Широкое распространение центробежные насосы получили благодаря своим положительным качествам:
- простоте конструкции;
- несложному монтажу;
- простому обслуживанию;
- длительному сроку службы;
- высокой надежности.
Как и другие типы гидромашин, ЦН имеют ряд недостатков:
- невысокая высота всасывания (до 6-8 м);
- отсутствие сухого всаса;
- большая вероятность возникновения кавитации.
Для пуска агрегата необходимо заполнение водой гидравлической части и всасывающего трубопровода.
Классификация
Производители предлагают большой выбор центробежных агрегатов, имеющих различное исполнение и характеристики.
- По числу ступеней – одноступенчатые, многоступенчатые.
- По способу отвода среды – простые без направляющего аппарата; турбоприводные с направляющим аппаратом.
- По типу подвода жидкости – с односторонним и двухсторонним подводом.
- По параметрам потока – низко- (до 2 атм.), средне- (2-6 атм.), высоконапорные (более 6 атм.).
- По расположению вала – с горизонтальным и вертикальным размещением.
- По виду перекачиваемой жидкости – водяные, фекальные, землесосные, кислотные и т. д.
- По назначению – общепромышленные, шахтные, артезианские (глубинные) и т. д.
Одноступенчатые бытовые насосы применяются в частных хозяйствах для полива или перекачки воды из водоема. В скважинах для подачи питьевой воды устанавливают многоступенчатые погружные ЦН.
Сферы применения
Использование ЦН на производстве.
Область применения центробежных насосов чрезвычайно велика. Они используются в теплоэнергетических установках для питания котлов, подачи воды в систему регенеративного теплообмена, подпитки сетевых теплофикационных установок. На АЭС применяются центробежные агрегаты герметичного исполнения. На тепловых станциях они используются в системах гидрозолоудаления.
Широкое применение ЦН нашли на промышленных предприятиях, сельском хозяйстве и в системах водоснабжения городов. Они используются для подачи реагентов и растворов в технологических схемах производств. Применяются в строительстве и угольной промышленности при гидромеханизации разработки грунтов и гидравлическом способе добычи угля.
В сельском хозяйстве для подачи воды на животноводческие фермы применяются глубинные ЦН. В системах полива полей устанавливают насосные агрегаты большой производительности.
Как правильно выбрать центробежный насос
Помпа центробежного типа выбирается исходя из задач, которые она будет выполнять. При выборе гидроагрегата необходимо обратить внимание на технические характеристики.
Аппарат подбирают по параметрам, среди которых:
- Высота всасывания.
Определяется как расстояние от зеркала воды до вала установленного насоса. Для погружных насосов эта величина не указывается. - Эффективность оборудования.
Чем выше КПД агрегата, тем меньше потери при работе. - Производительность.
Параметр характеризует расход жидкости в единицу времени. От него зависит продолжительность непрерывной работы. - Напор.
Измеряется в м вод. ст. На его величину влияет протяженность и диаметр трубопровода. Чем длиннее труба, тем выше гидравлическое сопротивление, тем меньше давление. - Мощность приводного двигателя.
Величина влияет не только на качество работы агрегата, но и на возможности электрической сети.
В большинстве случаев характеристики выбираемого ЦН должны быть несколько выше требуемых. Агрегат прослужит дольше, если будет работать в менее напряженном режиме.
Подготовка к работе
Подготовка насоса к работе.
Некоторые виды центробежных насосов не требуют подготовки перед пуском. К ним относятся глубинные (скважинные), насосы систем отопления и другие агрегаты, корпуса которых постоянно заполнены водой. Бытовые гидроагрегаты, предназначенные для подъема воды из колодца или ее подачи из водоема на полив, перед включением требуют некоторой подготовки.
При пуске ЦН с сухой гидравлической частью во всасывающем патрубке не создается разряжение, и жидкость не поступает на рабочее колесо. В результате такой работы вращающие части нагреваются, что приводит к выходу насоса из строя. Существует несколько вариантов решения этой проблемы.
Заливка воды из трубопровода
Применяется для водопроводных систем со стационарно закрепленными трубопроводами. Чаще всего такой способ используют для подъема воды из колодца. Насос устанавливают таким образом, чтобы расстояние до воды было не больше величины, указанной в описании (паспорте) устройства. На всасывающем трубопроводе монтируют обратный клапан, предотвращающий слив воды. Корпус насоса вместе с трубопроводом заполняют водой, а затем включают двигатель.
Такая процедура проводится при первом пуске. Если обратный клапан работает правильно, то вода не сольется и последующие пуски будут проходить с заполненным контуром. Если насос пускают редко, то обвязку насоса делают таким образом, чтобы была возможность подачи воды из напорного трубопровода на всас насоса, т. е. проводят байпасирование агрегата. Воду подают до тех пор, пока из заполняемого контура не выйдет весь воздух.
Заливка воды из резервуара
Центробежный насос в действии.
Для заполнения гидравлической части применяют емкости с водой. Их располагают выше агрегата, тогда жидкость будет самотеком поступать в насос и трубопровод. После пуска ЦН закрывают вентиль на магистрали заполнения. Для подачи воды в бак на напорном трубопроводе насоса устанавливают трубку с запорной арматурой. Этот процесс можно автоматизировать, поставив в емкость поплавковый клапан, который будет закрываться при полностью заполненном баке.
В некоторых случаях используют баки-аккумуляторы, которые устанавливают на всасе насоса. Подача воды на ЦН проводится из нижней точки емкости, а всасывающий трубопровод подключают в верхней части. Аккумулятор не должен иметь связей с атмосферой помимо предусмотренных конструкцией. Емкость бака выбирают равной двукратному объему полостей насоса и всасывающего трубопровода. При полностью герметичной системе после остановки насоса уровень в аккумуляторе позволит провести последующее включение без заполнения емкости жидкостью.
Эксплуатация и ремонт
Циркуляционный насос будет работать без дефектов, если монтаж проведен правильно. В большинстве случаев снижение производительности и уменьшение напора происходит не из-за поломки ЦН, а возникновении проблем с элементами трубопровода. Поэтому перед тем как начать разбирать агрегат, необходимо проверить работоспособность системы.
При засорении фильтра на всасывающем трубопроводе происходит срыв потока, что приводит к кавитации. Неплотности в соединениях, превышение высоты всасывания, большое гидравлическое сопротивление трубопровода негативно отражается на параметрах ЦН.
Чаще всего дефекты возникают в узле уплотнения вала насоса. Если используется сальниковая набивка, то нажимная букса должна уплотнять вал так, чтобы была небольшая протечка для охлаждения и смазки набивки. На работу торцевого уплотнения большое влияние оказывает соосное расположение валов насоса и приводного двигателя. Узел устроен так, что уплотнительные графитовые кольца должны находиться в одной плоскости. В противном случае будет неравномерная выработка поверхностей, что приведет к увеличению протечек.
Износ дорожек или разрушение сепараторов подшипников приводит к биению вала, увеличению нагрузки на приводной двигатель и снижению показателей работы ЦН. Без наличия опыта и специальных инструментов самому разбирать насос не стоит. Эту работу качественно могут сделать специалисты. Замену набивки чаще всего проводят самостоятельно.
Для поддержания насоса и системы в работоспособном состоянии необходимо проводить периодические осмотры в соответствии с инструкцией по эксплуатации.