5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство кабины и внешнего вида

Назначение и типы кузовов и кабин грузовых автомобилей. Общее устройство кузова и кабины.

Кузов грузовых автомобилей служит для размещения в нем перевозимого груза, а кузов автобусов и легковых автомоби­лей, а также, кабина грузовых автомо­билей — для размещения пассажиров и водителя.

По назначению кузова могут быть гру­зовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные. По конструкции кузова де­лят на каркасные, полукаркасные и бескар­касные. Кроме того, кузова автомобилей могут быть несущие и с несущими осно­ваниями. У несущего кузова все нагрузки воспринимаются непосредственно кузовом, у кузова с несущим основанием нагруз­ка распределяется между кузовом и рамой.

Кузова грузовых автомобилей могут быть универсальными или специализиро­ванными.

Универсальный кузов предназначен для перевозок разнообразных грузов и пред­ставляет собой деревянную или металли­ческую платформу, которая для .облегче­ния погрузки и выгрузки, груза обычно снабжена откидными бортами.

Специализированный кузов служит для перевозки груза только определенного типа. Установка высоких постоянных или съемных бортов облегчает перевозку гру­зов малой плотности, т. е. имеющих большой объем. Наиболее распространен­ными типами специализированных кузо­вов грузовых автомобилей являются фур­гон, цистерна и саморазгружающий кузов. Кузов последнего типа применяют на автомобилях-самосвалах.

Для грузовых автомобилей малой гру­зоподъемности часто используют шасси легковых автомобилей и открытые кузова типа пикап с бортовой платформой или закрытые типа фургон и универсал.

Универсальный кузов грузового авто­мобиля (рис. 166) состоит из пола, неподвижного переднего борта, вертикаль­ными стойками соединенного с основа­нием кузова, и трех откидных бортов, связанных с днищем кузова петлями. Планки 6, скрепляющие доски бортов, могут поворачиваться на петлях 7. В верх­ней части борта скрепляются между собой затворами 3, конструкция которых не допускает самопроизвольного открытия бортов. Доски пола соединены поперечи­нами 4, которые стремянками 8 стянуты с продольными брусьями 12 и балками рамы. Продольные брусья дополнительно скреплены с рамой стремянками 2.

Кабины грузовых автомобилей бывают двухместные и трехместные. Кабины могут быть с отдельным отсеком для двигателя, закрытым капотом (автомобили ГАЭ-53-12 и ЗИЛ-431410) и бескапотные (автомоби­ли МАЭ-5335, КамАЭ-5320 и ГАЗ-66-11). В бескапотных кабинах двигатель рас­положен непосредственно под кабиной. Преимуществами таких кабин являются хороший обзор дороги для водителя, воз­можность увеличения размеров грузовой платформы и улучшения доступа к дви­гателю при откидывании кабины вперед. В откинутом положении кабина фикси­руется специальным упором.

Внутри кабины расположены все орга­ны управления автомобилем, сиденья во­дителя и пассажиров, при необходимости оборудуются спальные места.. Органы уп­равления автомобиля ЗИЛ-431410, а так­же приборы и сигнализаторы представ­лены на рис. 167.

Капот, крылья, подножка и облицовка радиатора составляют оперение автомо­биля.

Сиденья в кабине автомобиля ЗИЛ-431410 установлены: одноместное для водителя и двухместное для пассажиров. Пассажирское сиденье не регулируется, его подушка установлена на подставке, а спинка навешена на заднюю стенку. Для создания максимальных удобств водителю его сиденье регулируется в горизонтальном и вертикальном направлениях, по наклону подушки и спинки. Для изменения положения сиденья по вертикали в кронштейне 14 (рис. 168, а) крепления сиденья к полу имеется по три круглых 13 и овальных 11 отверстий, они же позволяют производить регулировку по углу наклона подушки, угол наклона спинки сиденья можно изменить установкой нижнего кронштейна 10 с использованием соответствующих отверстий. Каркас сиденья крепится на подвижных направляющих 2, обеспечивающих горизонтальное перемещение сиденья, положение которого фиксируется стопором, управляемым рычагом 6.

В кабине автомобиля КамАЭ-5320 имеется три одноместных сиденья: одно для водителя и два для пассажиров. Сиденье водителя (рис. 168, б) подрессорено торсионным механизмом и снабжено амортизатором 18. Один конец торсиона, расположенного в трубе 19, закреплен неподвижно, а другой соединен с рычагом 16, с помощью которого можно регулировать жесткость торсионной подвески. Стопор 22, управляемый рычагом 23, фиксирует сиденье в одном из положений его продольного перемещения, а рычаг 17 регулирует наклон спинки сиденья. Среднее сиденье не регулируется, боковое регулируется в продольном направлении и по наклону спинки.

У автомобиля ЗИЛ-4331 сиденье водителя имеет пружинную подвеску с гидравлическим амортизатором, причем жесткость подвески можно менять в зависимости от массы водителя, предусмотрена также регулировка положения сиденья по длине, по углу наклона подушки и спинки.

Кабины и кузовы грузовых автомобилей

Грузовой автомобиль имеет кабину и грузовой кузов.

Типы кабин: а — капотный; б — бескапотный
Кабина представляет собой жесткую сварную цельнометаллическую конструкцию, состоящую из каркаса крыши, верхней, задней и боковых панелей. Кабины грузовых автомобилей бывают капотного и беcкапотного типа.
Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем и опускание стекол, а также их фиксация в любом необходимом положении, осуществляются при помощи стеклоподъемников, расположенных внутри дверей. В закрытом положении двери удерживаются посредством специальных замков. Ветровые стекла — травмобезопасные, типа триплекс.
Сиденье в кабине может быть двух– или трехместным. Оно выполняется общим для водителя и пассажиров или раздельным. При раздельной конструкции сиденье водителя делается регулируемым в горизонтальном и вертикальном направлениях, а также по наклону подушки и спинки. Кабина магистральных тягачей оборудуется одним или двумя спальными местами, которые располагаются за спинкой сиденья или сверху. Спальное место, расположенное сверху, делает кабину более компактной в продольном направлении, но ухудшает условия отдыха. Кроме того, кабины тяжелых магистральных тягачей оборудованы кухней и умывальником, телевизором, кондиционером, холодильником, туалетом, системой спутниковой навигации и др. устройствами. Для снижения затрат на производство некоторые фирмы-изготовители применяют для модельного ряда грузовых автомобилей одну и ту же кабину, но в разных исполнениях: со спальным местом или без него, с низкой или высокой крышей и т. д.
Кабины, расположенные над двигателем, часто делают откидывающимися на передних шарнирных опорах. Это облегчает доступ к двигателю и другим агрегатам. При откинутой кабине ее масса уравновешивается пружинами, которые расположены под передней частью кабины и упираются в поперечину рамы автомобиля. В задней части кабины установлен запорный механизм, который исключает самопроизвольное откидывание кабины при движении. Часто для подъема кабины используется гидроцилиндр, давление в котором создается насосом с ручным приводом.
Кабины современных грузовых автомобилей имеют собственную систему подрессоривания, то есть крепятся к раме не жестко, а с помощью упругих и гасящих элементов: резиновых подушек, пружин, амортизаторов. Такая конструкция позволяет улучшить условия работы водителя.
Грузовой кузов может выполняться в виде бортовой платформы (автомобили общего назначения), самосвальным, в виде фургона, цистерны и т. д. (специализированные автомобили). Иногда на место грузового кузова устанавливается технологическое оборудование: подъемный кран, пожарная лестница, компрессор и т. д. (специальные автомобили).
Бортовая платформа состоит из основания, пола и бортов. Основание включает продольные и поперечные балки, к которым прикреплены пол, неподвижный передний борт, а также откидные боковые и задний борта. Откидные борта соединены с основанием платформы с помощью петель, а передний борт — неподвижными стойками. В поднятом положении откидные борта удерживаются специальными запорами, расположенными в углах соединения бортов. Бортовая платформа в сборе прикреплена к раме автомобиля.
Бортовые платформы оборудуются дополнительными устройствами, которые обеспечивают возможность наращивания высоты бортов и установку тента.

Читать еще:  Главные конструктивные изменения

Кузов из сандвич-панелей
Производство специализированных кузовов является отдельной подотраслью в автомобильной промышленности и зачастую связано с применением высоких технологий. Один из примеров — рефрижераторный кузов, то есть фургон, предназначенный для перевозки скоропортящихся товаров. В современных конструкциях таких кузовов их стены, пол и потолок изготавливают из так называемых сандвич-панелей, представляющих собой легкие и прочные трехслойные панели, включающие наружную и внутреннюю обшивки, между которыми располагается слой теплоизоляционной пены. Примечательно, что стены, пол и потолок при сборке склеиваются друг с другом. К передней стенке рефрижератора снаружи крепится специальная холодильная установка, позволяющая поддерживать в закрытом пространстве фургона заданный температурный режим. Обычно такие установки имеют автономный источник питания (небольшой ДВС) или питаются от бортовой сети тягача.

Специализированные кузовы грузовых автомобилей:
а — карьерный самосвал;
б — фургон;
в — цистерна

Разнообразие специализированных кузовов связано с необходимостью обеспечить перевозку различных типов грузов (жидкие, газообразные, сыпучие, взрывоопасные, негабаритные, скоропортящиеся, объемные и т. д.).

Устройство кабины и внешнего вида

Техническое обслуживание кабины и кузова.При ЕО, ТО-1 и ТО-2, проведя внешний осмотр, делают заключение о состоянии кузова, кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков. Затем автомобиль моют (при ЕО – по необходимости, при ТО-1 и ТО-2 – в обязательном порядке). Проверяют надежность закрывания и исправность механизмов замков дверей, капота, багажника, запоров бортов, исправность буксирного устройства (при его наличии).

Диагностирование кабины и кузова.Неисправности кабины и кузова определяют методом визуальной оценки. Причиной провисания дверей обычно является износ осей или отверстий петель. Стекла не должны иметь трещин, желтизны, радужных пятен, царапин, рисок. Уплотнение дверей проверяют с помощью полоски бумаги, которая при закрытых дверях должна быть плотно прижата уплотнителем. Другой способ проверки уплотнителя – натирание его мелом, с последующим закрыванием и открыванием дверей. Отпечаток мела должен быть по всему периметру проема.

Ремонт кабины и кузова.Кузов и кабина требуют ремонта, если есть царапины, трещины, вмятины, пробоины, коррозия, перекосы в узлах кабины и кузова, провисание дверей, повреждены лакокрасочные покрытия, нарушена герметичность (или есть повреждения) лобового, боковых и заднего стекол, повреждена внутренняя обивка, изношены или отслаиваются уплотнители дверей, вышли из строя дверные замки и стеклоподъемники.

Повреждения кабины устраняют на специализированных участках (жестяницком, сварочном, малярном). При провисании дверей поднимают щит или опускают фиксатор. Если этого недостаточно, изменяют положение дверей на петлях или заменяют петли.

Поврежденные, разрушенные коррозией и негодные части панелей и узловые соединения кабины или кузова вырезают пневматическим рубильным молотком или ацетиленкислородным резаком. На место вырезов вваривают заплаты. Трещины, пробоины, разрывы заваривают газовой сваркой. В качестве присадочного материала применяют проволоку, близкую по своему химическому составу к свариваемому материалу. Перед сваркой места трещин, разрывов и пробоин выравнивают, очищают от грязи, масла и ржавчины. Затем «прихватывают» кромки трещины короткими швами, вновь выправляют кромки и заваривают трещину сплошным швом. При значительных пробоинах и разрывах корпусных деталей на них устанавливают заплаты из листового материала такой же толщины и химического состава. При ремонте деталей оперения, выполненных из тонкого листа, с обратной стороны приваривают усилитель, т.е. стальной лист, равный по толщине материалу самой детали. Сварочные швы привариваемых усилителей должны быть направлены перпендикулярно трещине.

Читать еще:  Как утилизировать электролит из аккумулятора

Погнутые места панелей кабин и кузовов выправляют. Вмятины, не имеющие перегибов и вытяжки материала, устраняют выколоткой, применяя специальные деревянные или резиновые молотки. Глубокие вмятины без острых загибов и складок начинают править с середины, постепенно перенося удары к краю. Вмятины с острыми загибами правят с острого загиба, а пологие вмятины – с края поврежденного места панели, постепенно перенося удары к середине. Вмятины ударного характера правят с местным подогревом линий перегиба и окружающей ее зоны на 40…60 мм. Окончательную правку проводят с применением поддержек, которые устанавливают с внутренней стороны. Для правки, кроме ручных инструментов, применяют гидравлический цилиндр с насосом, предназначенный для предварительной правки поврежденных мест. К гидравлическому цилиндру прилагаются различные приспособления в виде стальных и резиновых наконечников, выдавливателей упоров и поддержек.

При нарушении герметичности неподвижных стекол кабины их уплотняют, промазывая кромку стекла и уплотнителя резиновым клеем или специальным герметиком. Основными дефектами стекол являются трещины, пожелтение, радужные пятна, царапины и риски на поверхности. Все стекла с трещинами и дефектами заменяют новыми.

Отремонтированные участки кузовов и кабин покрывают лакокрасочным покрытием. При капитальном ремонте автомобиль красят полностью. Старое лакокрасочное покрытие удаляют полностью или частично. Если лакокрасочная пленка хорошо сохранилась и нет следов подповерхностной коррозии, то краску не снимают.

Подготовка поверхности к окрашиванию включает зачистку, грунтование, шпаклевание и шлифование. Перед нанесением покрытия поверхность тщательно очищают от ржавчины, окалины, масляно-жировых пятен и прочих загрязнений и влаги. Затем проводят грунтование. После нанесения грунтовки поверхность сушат. Если после высыхания грунтовки поверхность получилась глянцевой, то ее рекомендуется зачистить мелкозернистой наждачной шкуркой для создания шероховатости. Шпаклевание проводят с целью устранения неровностей или раковин на поверхности загрунтованных деталей. Шпаклевку наносят механическими или ручными шпателями. Могут также применяться и пистолеты-распылители. Шпаклевку наносят равномерно в несколько слоев. Толщина одного слоя не должна быть более 0,5 мм, а толщина всех слоев – не более 2,0 мм. Каждый последующий слой шпаклевки наносят только после полного высыхания ранее нанесенного слоя. Шлифование позволяет сгладить неровности, оставшиеся на поверхности после шпаклевания. Для шлифования шпаклевки применяют пемзу. Процесс может выполняться вручную, а также с помощью пневматических или электрических шлифовальных машин.

На подготовленную поверхность несколькими тонкими слоями, вручную или механизированным способом, наносят лакокрасочное покрытие, которое сушат и отделывают. При механизированном способе покрытие осуществляют методом распыления или окунания. Распыление – окрашивание различными краскораспылителями или в электрическом поле. Окунание – погружение детали в ванну с лакокрасочным материалом, затем сушка.

Для защиты кабины и кузова от коррозии внутреннюю поверхность крыльев и скрытые полости кузова обрабатывают антикоррозионным покрытием. Для распыления антикоррозионного материала в полостях автомобильного кузова применяют специальные установки и распылительные головки-насадки. В зависимости от оборудования применяются два метода нанесения защитного покрытия – воздушное и безвоздушное распыление.

Метод воздушного распыления является более простым. Струя сжатого воздуха под давлением 0,4…0,6 МПа проходит через пистолет-распылитель, увлекая из бачка разбавленный до требуемой вязкости противокоррозионный материал. При напылении материала на труднодоступные участки к распылителю присоединяют специальные удлинители с разными насадками (форсунками). В условиях индивидуальных гаражей некоторые автолюбители успешно применяют садовые опрыскиватели и распылители собственного изготовления.

Метод безвоздушного распыления основан на использовании сжатого воздуха (давление 0,3…0,7 МПа) только для привода плунжерного насоса, подающего противокоррозионный материал под давлением 7,2…18 МПа. По сравнению с воздушным этот метод имеет следующие преимущества: лучшие условия труда; меньшие потери материала и расход растворителя; сокращение времени обработки кузова. Для обеспечения равномерного распыления антикоррозионного материала в скрытых полостях кузова применяют удлинители с распыливающими форсунками.

Последовательность выполнения работ при антикоррозионной обработке кузова следующая.

1. Подготовить кузов к обработке: промыть кузов (снаружи и снизу) и просушить; установить автомобиль на подъемник (эстакаду); частично демонтировать кузов (снять облицовку передних и задних дверей, колеса и т.д.); снять технологические заглушки с мест ввода антикоррозионного материала; установить специальные пробки в овальные отверстия порогов у основания передних стоек; прочистить дренажные отверстия передних лонжеронов и порогов; промыть пороги и лонжероны водой; удалить влагу из салона и багажника; высушить кузов; нанести на поверхность кузова краскозащитные материалы; осмотреть днище кузова и очистить дефектные участки от ржавчины; продуть сжатым воздухом днище кузова и арки колес.

Читать еще:  Уралец т 02

2. Обработать кузов антикоррозионным материалом: нанести на днище кузова комбинированное покрытие; обработать скрытые полости кузова ингибированным материалом; высушить кузов после обработки; проверить качество обработки кузова антикоррозионным материалом.

3. Заключительные работы: снять защитную изоляцию с деталей и агрегатов; установить на автомобиль ранее снятые детали и заглушки; выполнить наружную мойку кузова (снять краскозащитный слой).

Виды кабин. Оперение. Платформа

УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Тема № 5. Несущая система

Занятие № 5.4. Кабина. Платформа

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

Тема № 5. Несущая система(СЛАЙД № 1)

Занятие № 5.4. Кабина. Платформа

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

  1. Виды кабин. Оперение. Платформа.
  2. Особенности устройства автомобилей — самосвалов
  3. Тягово-сцепное устройство.
  4. Седельное сцепное устройство.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: лекция.

Методические указания.

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

Введение

Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, перевозки личного состава и грузов.

Различают кузова легкового, грузового автомобилей и автобуса. Кузов любого грузового автомобиля, как правило, Урал -4320 и КАМАЗ 4310 в частности, состоит из: кабины, грузовой платформы, оперения. Назначение, устройство элементов будет рассмотрено на занятии. Знания, полученные на занятии помогут вам грамотно эксплуатировать и обслуживать автомобиль и его несущую систему.

Учебный вопрос № 1.

Виды кабин. Оперение. Платформа

Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов, пассажиров и специального оборудования

К кузову грузового автомобиля относятся: кабина; оперение; грузовая платформа.

Кабина —рабочее место водителя. В ней размещены органы управления и контрольно — измерительные приборы. Кроме того, для обеспечения удобств кабина оснащена устройствами, обеспечивающими ее вентиляцию, отопление, очистку и обмыв ветровых стекол от атмосферных осадков и грязи. (СЛАЙД № 4)

Рис. 1. Виды кабин (СЛАЙД № 4)

Стандартная кабина автомобилей Урал и КАМАЗ — цельнометаллическая, трехместная, двухдверная, оборудована термошумоизоляцией, системой вентиляции и отопления, регулируемым сиденьем водителя (рис. 1).

Стандартная трехместная кабина автомобиля Урал и КАМАЗ при необходимости оборудуется спальным местом с вещевым рундуком. Увеличение полезной площади кабины происходит за счет установки дополнительного конструктивного блока на место держателя запасного колеса, при этом запасное колесо переносится в другое место.

Сдвоенная кабина автомобиля Урал — цельнометаллическая, шестиместная, с двумя рядами сидений, четырехдверная, оборудована термошумоизоляцией, системой вентиляции и отопления, регулируемым сиденьем водителя. Сдвоенная кабина собирается из двух стандартных кабин. Используется сдвоенная кабина в основном на специальных автомобилях Урал — противопожарных и некоторых других, когда необходимо доставлять небольшие бригады к месту проведения работ (рис. 1).

Кабина с высоким потолком При этом увеличивается внутренний обьем кабины и повышается комфортность работы водителя. В крыше кабины имеется ветиляционный люк. Над лобовым стеклом имеется ниша для хранения различных предметов. В кабине установлено подрессоренное сиденье. На боковых стенках и над лобовым стеклом установлены точечные светильники (рис. 1).

Новая комфортабельная капотная кабина отвечает всем современным требованиям по эргономике и обеспечивает комфортные условия работы водителя. Новой кабиной начали комплектовать внедорожные автомобили Урал с 2009 года. Кабина трехместная, имеет подрессоренное сиденье водителя, регулируемую по углу наклона рулевую колонку. Зеркала заднего вида, широкоугольное зеркало и зеркало бокового обзора, омыватель стекол, стеклоочиститель, устройство обдува стекол ветрового и боковых окон обеспечивают выполнение современных норм по обзорности. Опционально возможна установка независимого отопителя и кондиционера.

Бескапотная кабинаДанной кабиной оборудуются полноприводные внедорожные автомобили Урал с колесной формулой 8х8 (рис. 1). Кабина изготавливается по технологии фирмы «IVECO». Кабина цельнометаллическая, двухдверная, двухместная со спальным местом, оборудована системой вентиляции и отопления. Сиденье водителя регулируемое с подрессореванием.

Рис. 2. Новые кабины (СЛАЙД № 5)

Кабина автомобилей Урал дорожной гаммы образца 2005 года. (рис. 2)

Кабина для автомобилей Урал дорожной гаммы была создана на основе бескапотной кабины полноприводных автомобилей Урал-532301. При этом были значительно улучшены параметры рабочего места водителя. Уменьшена высота мотоотсека и его ширина в зоне расположения кресел водителя и пассажира, что позволило сдвинуть к центру кабины кресла и рулевое колесо, обеспечив слева от водителя гораздо больше свободного места для управления автомобилем. Новая приборная панель позволила разместить в ней климатическую установку, обеспечивающую выполнение современных требований по вентиляции и отоплению. Кабина двухместная, оборудована спальным местом, двумя зеркалами заднего вида. (СЛАЙД №5)

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector