1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство и принципы работы мотоблока

Устройство мотоблока

Устройство мотоблоков, практически одинаковое, не зависимо от марки мотоблока. Мотоблок, состоит из таких узлов как: двигатель, ходовая часть, трансмиссия и органы управления. Ниже представлена схема мотоблока МТЗ-05

Устройство мотоблока (МТЗ-05): 1. Магнето 2. Глушитель 3. Воздухоочиститель 4. Карбюратор 5,22 Тяга и рычаг управления дроссельной заслонкой 6. Бензобак 7,13 Тяга и рычаг блокировки дифференциала 8. Рычаг включения вала отбора мощности 9,11 тяга и рычаг переключения режима работы передач 10. Рулевая колонка 12. Рычаг переключения передач 14. Рычаг сцепления 15. Трос 16. Прицепная скоба 17. Сцепка 18. Колонка управления 19. Топливный насос 20. Рычаг 21. Гайка фиксации вертикальной установки рулевой колонки.

Устройство двигателя мотоблока

Как правило, на мотоблоках установлен классический двигатель внутреннего сгорания. На большинстве мотоблоков, установлен четырехтактный бензиновый двигатель, на более тяжелых моделях, устанавливают дизельные двигателя. Встречаются мотоблоки, как правило, легкие, небольшой мощности, где установлены двухтактные двигатели.

Устройство четырехтактного бензинового двигателя: 1. Кованный коленвал 2. Топливные фильтры 3. Воздушный фильтр 4. Электронное зажигание 5. Цилиндр 6. Клапана 7. Опорный шарикоподшипник.

Бензиновый одноцилиндровый четырехтактный двигатель, состоит из следующих основных составных частей и систем: Кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, системы подачи топлива, системы управления, системы смазки, системы подачи воздуха и отвода отработанных газов, системы запуска, системы зажигания и системы охлаждения. Данная информация, будет полезна при ремонте двигателя.

Трансмиссия предназначена для передачи вращающего движения от двигателя к колесам и изменения направления и скорости движения. Трансмиссия состоит из следующих узлов: редуктор, дифференциал, а так же коробки передач и сцепления (в некоторых моделях).

Назначение дифференциала, обеспечивать вращение правого и левого колеса с разной скоростью, для улучшения маневренности.

По своему типу органы трансмиссии (коробки передач и трансмиссии) могут быть, ременными, шестеренчатыми и цепными.

Устройство редуктора мотоблока

Редуктор предназначен для изменения передаточного отношения и передачи вращения от шкива редуктора к колесам. Ниже приведена схема редуктора.

Устройство редуктора: 1. Вал 2. Крышка подшипника 3. Корпус редуктора 4. Вал промежуточный 5. 6. Блок звездочек 7. Вал промежуточный 8. Цепь 9. Блок звездочек 10. Вал промежуточный 11. Цепь 12. Пробка слива масла 13. Ручка переключения 15. Вал входной 16. Звездочка входная 17. Цепь 18. Гайка 19. Цепь 20. Цепь 21. Подшипник шариковый радиальный.

Устройство коробки передач

Коробка передач, служит для переключения скоростей, которых может быть до 6 вперед и до 2 назад.

Устройство коробки передач (УГРА НМБ-1Н1) 1. Вилка сцепления 2. Стопорное кольцо 3. Регулировочное кольцо 4. Подшипник 5. Стопорное кольцо 6. Регулировочное кольцо 7. Стопорное кольцо 8. Манжета 9. Стопорное кольцо. 10 — Подшипник, 11 — Шестерня первой скорости и заднего хода 12. Шестерня второй и третьей скорости 13. Регулировочное кольцо 14. Подшипник 15. Вал-шестерня ведомая 16. Вал-шестерня ведущая.

Ходовая часть, представляет из себя раму, на которой закреплены колеса и основные узлы мотоблока.

Органы управления мотоблока, включают в себя, тяги переключения скоростей, рулевую колонку, рычаги управления сцеплением, управление газом и т.д.

Мотоблок. Виды и работа. Применение и как выбор. Особенности

Мотоблок – это универсальное самоходное рабочее транспортное средство на базе одноосного шасси, выполняющее функции малогабаритного трактора. Эта техника также называется пешеходным или одноосным трактором. Она широко используется в сельском хозяйстве и для выполнения различных коммунальных работ по благоустройству территории.

Что из себя представляет мотоблок

Мотоблоки представляют собой самоходное транспортное средство, которое оснащается бензиновым или дизельным двигателем. Он устанавливается на легкое шасси, имеющее одну ось с двумя колесами. Управление средством осуществляется двумя длинными ручками, которые необходимо постоянно удерживать в руках. При применении мотоблока, на оператора оказывается значительная физическая нагрузка, поскольку осуществление поворотов обеспечивается в результате применения силы. Кроме этого, при переездах для поддержания равновесия мотоблока на двух колесах необходимо надавливать или приподнимать его за рукояти.

Запуск двигателя мотоблока осуществляется шнурком, по тому же принципу, что и бензопилы, или элетростаретером. Техника оснащается коробкой передач, которая позволяет регулировать скорость движения. Колеса вращаются как вперед, так и назад.

К достоинствам данного оборудования можно отнести:
  • Низкую цену в сравнении с мини-трактором.
  • Отличную маневренность.
  • Низкий расход горючего.
  • Минимальное уплотнение почвы при работе.
  • Недорогой ремонт.
  • Сравнительно дешевое навесное оборудование.

Данная техника является практически универсальной, поскольку с ее помощью можно выполнять подавляющее большинство работ в сельском и коммунальном хозяйстве. Это обеспечивается благодаря особой конструкции, которая позволяет устанавливать различное навесное оборудование.

На мотоблок можно поставить:
  • Роторную или сегментную косилку.
  • Грабли.
  • Плуг.
  • Культиватор.
  • Картофелесажалку.
  • Картофелекопалку.
  • Фрезу.
  • Пульверизатор.
  • Разбрасыватель удобрений.
  • Прицеп.
  • Снегоочиститель и пр.

Стоит обратить внимание на то, что далеко не каждая разновидность мотоблока является полностью универсальной. Чтобы можно было установить определенное навесное оборудование, необходимо чтобы техника обладала достаточной мощностью. В связи с этим перед покупкой определенной модели необходимо ознакомиться не только с ее характеристиками, но и техническими требованиями навесного оборудования, которое планируется на нее устанавливать. На рынке предлагаются как очень мощные мотоблоки, так и довольно слабые, которые предназначены для узкоспециализированных несложных работ.

Разновидности техники в зависимости от мощности и габаритов
В зависимости от мощности и габаритов мотоблоки разделяют на три категории:
  1. Легкие.
  2. Средние.
  3. Тяжелые.

Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, В связи с этим сложно сказать, какой тип мотоблока лучше. Все зависит только от индивидуальных требований, которые будут выставляться к технике в дальнейшем.

Легкие

Будут достаточными для обработки небольшого участка площадью до 20 соток. Это самые дешевые агрегаты, которые весят немного и не занимают полезное пространство в гараже или в другом месте, где они хранятся. Подобная техника оснащается слабым двигателем, поэтому не может выполнять сложные задачи. При сильной нагрузке, которая оказывается при работе в плотной земле, колеса мотоблока просто проворачиваются, поскольку легкое шасси не может утащить погруженное в почву оборудование, по причине своего малого веса.

Такая техника очень маневренная, поэтому ее удобно использовать для прополки сорняка между узкими рядами различных огородных и садовых растений. На такой мотоблок можно поставить плуг, рыхлитель или грабли. При этом следует учитывать, что на твердой почве такая техника вряд ли сможет потащить плуг. В большинстве случаев подобные виды используют для того, чтобы подготовить участок фрезами перед вспашкой, окучить растения или провести прополку.

Читать еще:  Oleo mac 937 16 отзывы

Легкие аппараты зачастую оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. В связи с этим горючее в бак заливается вместе с маслом, которое нужно добавлять в строгой пропорции. По этой причине возникает ряд затруднений, поскольку нужно будет держать при себе измерительную тару, чтобы подготовить правильную горючую смесь. Иногда техника с двухтактным двигателем имеет более совершенную конструкцию, когда предусмотрен специальный бачок для заправки маслом. Агрегат самостоятельно подготавливает смесь и впрыскивает в камеру сгорания двигателя бензин с маслом, что намного удобнее, чем ручное замешивание топлива.

Средние

Мотоблоки среднего класса стоят дороже легких, но при этом имеют более широкие возможности. К ним уже можно подсоединять прицеп, чтобы перевозить различные грузы, в том числе и урожай с участка. Такой техникой можно пахать землю плугом, а также она вполне справится с картофелесажалкой и картофелекопалкой. Она обладает достаточной мощностью для выполнения практически любых задач и вполне справится с участками до 50 соток.

Нужно учесть, что хотя это оборудование практически полностью универсально, но все же его технические характеристики не рассчитаны для работы в промышленных масштабах. Первым недостатком данных устройств является воздушное охлаждение, поэтому при многочасовой работе двигатель сильно прогревается. Если нужно обрабатывать небольшой участок, это не проблема, но для сада в несколько гектаров, такого аппарата будет недостаточной.

Тяжелый мотоблок

Самый дорогой и затратный в обслуживании. Они оснащаются мощными двигателями, которые имеют значительный расход горючего. При этом данная техника сможет выполнить абсолютно любые задачи, на которые вообще способны мотоблоки. Она сможет возить прицепы с грузами в несколько тонн, также с ее помощью можно убирать большое количество снега. К таким мотоблокам подсоединяются дровоколы и веткоизмельчители. Они справятся с опрыскивателями, щетками для подметания и широкими косилками для травы.

Выбирая тяжелый мотоблок, следует учитывать, что он габаритный, поэтому потребует места в гараже не меньше чем половина легкового автомобиля. У данных аппаратов водяное охлаждение, поэтому их обслуживание более трудоемкое, поскольку требуется не только контролировать уровень смазки в двигателе и горючего в баке, но и следить за радиатором, чтобы он всегда был заполнен.

Какой двигатель лучше

Мотоблоки могут оснащаться бензиновым или дизельным двигателем. Бензиновый может быть двухтактный или четырехтактный. Самыми популярными являются дизельные мотоблоки. Это обусловлено тем, что такой тип двигателя имеет высокий КПД. Себестоимость использования дизельной техники ниже, чем бензиновой в связи с экономичностью потребления горючего.

Бензиновые моторы намного легче, чем дизельные. В связи с этим если требуется легкий мотоблок, способный быстро маневрировать между узкими рядами высаженных растений, то бензиновый будет более предпочтителен. Особенно это проявится, если техника перевозится на автомобильном прицепе и ее погрузкой, и выгрузкой занимается один человек.

Двигатели на бензине гораздо легче запускаются. Их можно завести даже в мороз, что нельзя сказать о дизельных моделях. При этом выбирая последние можно экономить на горючем, что особенно важно, если техника работает много и постоянно. Отдавая предпочтения дизелю, следует понимать, что мотоблок будет сильно вибрировать, что неприятно для рук и суставов.

Количество передач

Важным критерием при выборе мотоблока является количество передач. Простые машины имеют всего 2 скорости. Одна обеспечивает движение техники вперед, а вторая – назад. В этом случае регулировка оборотов колес осуществляется только с помощью ручки газа. Это очень неудобно, поскольку фактически мотоблок движется одинаково, что во время работы, что при переезде.

У средних мотоблоков обычно имеется 3 передачи. Две едут вперед, а одна назад. На первой осуществляется выполнение тяжелой работы, а вторая используется для переезда. Более низкая передача понижает крутящий момент двигателя, поэтому риск того что техника остановится во время работы в результате увеличения нагрузки минимизируется. У тяжелых мотоблоков обычно имеется 3-4 передачи вперед. На повышенной передаче техника двигается со скоростью около 10 км в час.

Вал отбора мощности

Представляет собой выступающий из корпуса мотоблока хвостовик, предназначенный для подсоединения различного навесного оборудования, которое имеет механизм вращения. Вал является обязательным для обеспечения работы косилки, картофелекопалки со встряхиваемым механизмом, помпы и пульверизатора. Он передает вращательное движение на прицепное оборудование от двигателя. Фактически мотор крутит колеса и сам вал.

Легкие мотоблоки не оснащаются валом, поэтому технологически не могут работать с многими разновидностями навесного оборудования. Вал может находиться в передней или задней части мотоблока. В связи с этим подбирая навесное оборудование нужно ориентироваться по данному факту, поскольку провести подключение передней навески к выступающему позади валу невозможно.

У большинства мотоблоков не имеется отдельного переключателя для включения вала. Он вращается постоянно, как только запускается двигатель. Выступающий хвостовик вала закрывается крышкой, которая прикручивается болтами, поэтому если нет необходимости в использовании отбора мощности, исключается вероятность несчастного случая в результате наматывания одежды на вращающийся механизм. У более дорогостоящих моделей имеется специальный рычаг для включения и отключения вала.

Многие мотоблоки китайского производства не имеют вала, а оснащаются вращающимся шкивом с ременной передачей. Это тоже вполне неплохая конструкция, которая эффективно передает мощность вращения двигателя на навесное оборудование.

Устройство и принципы работы мотоблока

Как правильно выбрать мотоблок в зависимости от размера участка и заданной работы

Обработка почвы на дачных участках сегодня остается не менее актуальной, чем это было в прежние годы, пускай продовольственный акцент сменился на ландшафтный, но землю-то копать все равно нужно. Только делать это стало гораздо проще, чем 20-30 лет назад, ведь на службе современного дачника появились доступные механические агрегаты – мотоблоки (или мотокультиваторы, как их еще иногда называют). И выбор такой, что глаза разбегаются! А поскольку эта техника достаточно сложная и стоит гораздо дороже лопаты, выбирать устройство нужно очень тщательно, с учетом различных факторов, чтобы приобрести лучший мотоблок, тот, который будет оптимальным для вашего участка. Площадь обрабатываемой поверхности и характеристика почвы — существенные критерии, которые обязательно необходимо учитывать при выборе мотоблока. В этой статье мы рассмотрим зависимость необходимых параметров агрегата от этих критериев и подскажем как выбрать мотоблок, отвечающий именно вашим потребностям.

Читать еще:  Устройство заднего моста уаз 469

Содержание

Назначение мотоблока

Механическое устройство с бензиновым двигателем призвано обеспечить равномерное вскапывание или рыхление почвы на достаточно больших площадях, где эти операции с использованием ручных приспособлений являются трудоемкими. Если мотоблок оснащен резиновыми колесами, то его можно использовать также для перевозки грузов на небольшие расстояния, присоединив прицеп.

При работе мотоблоком на участке важно, чтобы обеспечивалось хорошее сцепление с грунтом, поэтому при вспашке и окучивании на него устанавливаются специальные металлические колеса, не допускающие прокручивания на скользкой и глинистой почве. Для рыхления достаточно находящихся в комплекте металлических фрез.

Устройство мотоблока и его технические характеристики

Мотоблок состоит из металлической рамы, на которой укреплен двигатель. Обычно используется четырехтактный мотор (наиболее известные производители двигателей для мотоблоков – Briggs&Stratton и Honda). Мощность двигателя колеблется в диапазоне от 2 до 9 л.с. (обычно в продаже самые мощные мотоблоки имеют 6,5 л.с.) и подбирается в зависимости от условий эксплуатации. Работает такой мотор на автомобильном бензине и по тому же принципу, что и в машине. Масло необходимо заливать в отдельный бак и следить за его уровнем. Это очень важный момент, так как некоторые думают, что крупная садовая техника работает как бензопила и используют топливную смесь из бензина с добавленным маслом. Это серьезная ошибка, которая быстро приведет к поломке двигателя. На поперечной оси рамы располагается вал, на который крепятся колеса или специальные фрезы для культивации почвы.

Не нужно пугаться, если после покупки вы не обнаружите в комплекте резиновых колес, в большинстве случаев мотоблоки стандартно комплектуются только фрезами, а колеса (резиновые или металлические) необходимо покупать отдельно. В зависимости от типа привода мотоблоки бывают:

  • односкоростные (движутся только вперед с постоянной скоростью)
  • многоскоростные (движутся вперед с возможностью переключения скоростей)
  • многоскоростные с задним ходом (помимо передних скоростей возможно движение назад)

В любом случае, если вы не знакомы с подобной техникой вопрос какой мотоблок выбрать и отзывы о наиболее популярных марках должен задаваться перед первым посещением магазина и необходима обязательная консультация специалиста (продавца или механика сервисного центра).

Навесное оборудование

Мотоблок может эксплуатироваться с различными видами насадок, крепящихся как на ось, так и на кронштейн (прицепное устройство), расположенный в задней части рамы. Как уже было сказано выше, стандартная комплектация обычно предполагает только наличие почвенных фрез ( не берем в расчет очень мощные и дорогие мотоблоки). Отдельно каждый производитель предлагает резиновые и металлические колеса, плуги (бывают разных видов – прямые, полнооборотные и т.д.) и окучники, бороны и косилки, а также тележки.

Принципы работы мотоблоком

Перед первым запуском мотокультиватора в работу необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и строго выполнять все указанные в ней требования. Заводится агрегат с помощью рукоятки и троса (точно также, как и колесная газонокосилка). Управление мотоблоком осуществляется с помощью ручек, расположенных на раме, при этом оператор перемещается вслед за агрегатом.

Для вспашки тяжелых грунтов необходимо использовать мотоблок с самым мощным мотором. Также наиболее мощный двигатель должен быть у агрегата, в функции которого входит перевозка грузов (подобие трактора). Для окучивания и культивации почвы подойдет мотоблок с мотором 3-4 л.с.. При этом рыхление (культивацию) производить желательно на сухом грунте, чтобы лишний раз не перегружать двигатель.

Помимо состояния почвы важным условием для работы разных типов мотоблоков ( по мощности) является размер участка. Ниже приведены данные для использования агрегатов на относительно рыхлых и сухих грунтах:

  • 0,1 гектара (10 соток) – мощность 3 л.с.
  • 0,2 гектара – 3,5 л.с.
  • 0,5 гектара – 4,5 л.с.
  • до 1 гектара – более 5 л.с.

При площади участка более гектара использование мотоблока неэффективно и нужно задуматься о тракторе.

Наиболее известные производители мотоблоков

После вопроса как выбрать мотоблок для дачи необходимо ознакомиться со списком самых известных и хорошо себя зарекомендовавших на российском рынке производителей.

К их числу относятся отечественные КРОТ и Нева, в последнее время значительно улучшившие качество, а также импортные MTD, VIKING, Kaiman, Honda, Texas.

Большинство иностранных производителей имеют производства в Китае, но это уже обычная практика, при надлежащей технологии и контроле качества в поднебесной выпускаются надежные агрегаты, не страдающие частыми поломками.

Естественно нужно воздержаться от покупки контрафактной продукции, предлагаемой обычно по привлекательной цене, а также от неизвестных марок.

Обслуживание мотоблока

Покупать мотоблок желательно у авторизованного дилера, имеющего собственный сервис-центр, где впоследствии будет происходить обслуживание техники.

Так как подобные машины относятся к достаточно сложному классу устройств, необходимо соблюдать требования инструкции по эксплуатации и проводить регулярное техобслуживание (частично операции по замене масла, свечей, ремней можно провести и в домашних условиях). При правильном обращении техника способна служить продолжительное время, избавляя хозяина от тяжелой работы по уходу за участком.

Устройство мотоблока


Двигатель и системы его обеспечения

Большинству пользователей мотоблоков приходится иметь дело с четырехтактными бензиновыми двигателями с воздушным охлаждением. Эти двигатели имеют следующие системы обеспечения их работы:

  • Система подачи топлива, предназначенная для приготовления топливовоздушной смеси, состоящая из топливного бака с краном, топливного шланга, карбюратора, воздушного фильтра.
  • Система смазки, обеспечивающая смазку трущихся деталей.
  • Механизм запуска (стартер), предназначенный для раскрутки коленчатого вала. Многие двигатели оснащены механизмом облегченного запуска, снижающим усилие запуска за счет устройства на распределительном валу, открывающего выпускной клапан при такте сжатия и тем самым уменьшающего компрессию в цилиндре при раскручивании коленвала. Тяжелые мотоблоки иногда оснащаются электростартерами, работающими от аккумуляторов. Некоторые модели имеют электрический и ручной запуск. Последний используется в качестве резервного.
  • Система охлаждения, отводящая тепло от блока цилиндра двигателя потоком воздуха, нагнетаемого крыльчаткой маховика при вращении коленвала.
  • Система зажигания, обеспечивающая бесперебойное искрообразование на свече зажигания. Вращающийся маховик с магнитным башмаком индуцирует в магнето э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.
  • Система газораспределения, отвечающая за своевременное поступление в цилиндр двигателя топливовоздушной смеси и выпуск отработанных газов. В состав системы газораспределения входит глушитель, предназначенный для направленного выпуска отработанных газов и снижения шума.
Читать еще:  Технические характеристики автомобиля

Отметим, что двигатели продаются со всеми его системами, и если есть задумка сделать мотоблок своими руками, то у купленного двигателя уже будут и бензобак, и воздушный фильтр, и стартер, и т.д.

На рисунке ниже представлен широко применяемый в мотоблоках отечественного производства двигатель Honda серии GX модели GX200 QX4. Мощность агрегата составляет 5,5 л.с. Он имеет горизонтальное расположение коленчатого вала и повышенную степень сжатия, обеспечивающую эффективное сгорание топлива и низкое образование нагара.

Трансмиссия

По своему типу узлы трансмиссии (редукторы и коробки передач) могут быть шестеренчатыми, ременными, цепными или представлять собой различные сочетания тех и других.

Классическая шестеренчатая трансмиссия, состоящая только из цилиндрических и конических шестерен, применяется в основном на тяжелых мотоблоках и некоторых моделях средних машин. Как правило, она имеет реверс и несколько понижающих ступеней.

На рисунке ниже представлена шестеренчатая трансмиссия мотоблока «Угра» НМБ-1, состоящая из цилиндрических и конических шестерен. Двигатель жестко крепится к коробке передач, которая в свою очередь жестко связана с угловым редуктором. Конструкция мотоблока НМБ-1 не имеет цепных и ременных передач, которые, по мнению ее разработчиков, являются ненадежным звеном трансмиссий из-за склонности к обрывам, повреждениям и проскальзыванию ремня.

Вращающий момент от коленчатого вала передается на ведущий вал 16 (Схема коробки передач) коробки передач и снимается с конической шестерни ведомого вала 15 вертикальным валом 6 углового редуктора (Схема углового редуктора), передающим вращение на шестигранный вал 8 ведущих колес. Во избежание нарушения правильной работы трансмиссии, не рекомендуется разборка трансмиссии мотоблока, которая может привести к нарушению регулировки шестерен.

Коробка передач по своей конструкции является механической двухходовой с 3-мя передачами вперед и 1-ой назад. Трансмиссия имеет два вала отбора мощности (А) и (Б).

Шестеренчато-червячные трансмиссии, состоящие из двух редукторов — верхнего шестеренчатого и нижнего червячного — используются обычно на легких мотоблоках. Коленчатый вал двигателя имеет вертикальное расположение. Иногда машины с шестеренчато-червячной трансмиссией оснащаются центробежной автоматической муфтой сцепления. Подобное устройство мотоблока обеспечивает повышенную компактность агрегата.

Ременно-шестеренчатые, ременно-цепные и ременно-шестеренчато-цепные трансмиссии являются довольно распространенными в легких и средних мотоблоках. Двигатель вращает вал шестеренчатого или цепного редуктора с помощью ременной передачи, являющейся одновременно и сцеплением. Шестеренчато-цепные передачи часто реализуются в одном картере.

У ременной передачи, для изменения скорости движения мотоблока и отбора мощности, шкивы могут иметь дополнительный ручей. К достоинствам такой трансмиссии относится более простая, чем в случае с шестеренчатой трансмиссией, разборка и сборка мотоблока.

На рисунке ниже представлена клиноременная передача мотоблока GreenField модели МБ-6.5 (с ременно-шестеренчатой трансмиссией), которая наряду с передачей момента и снижением числа оборотов выполняет также функции сцепления и коробки передач (переключения скоростей).

Функция сцепления реализуется с помощью натяжного ролика и механизма управления, состоящего из тяги и системы рычагов, позволяющих изменять положение ролика, натягивающего или ослабляющего ремень и, соответственно, включающего или отключающего передачу вращающего момента от двигателя к редуктору. Переключение скоростей осуществляется с помощью двухручьевых шкивов. Переставляя ремень с одного ручья на другой, получают разную скорость движения мотоблока.

Похожая схема реализована и в отечественном мотоблоке Салют 5, изображенном на рисунке ниже. Клиноременная передача передает вращение на шестеренчатый редуктор мотоблока.

Как правило, трансмиссии мотоблоков имеют валы отбора мощности, обеспечивающие передачу вращающего момента к рабочим органам машины. По своему типу и месту расположения в трансмиссии валы отбора мощности могут быть независимыми, располагающимися до сцепления и вращающимися независимо от его состояния (отключенного или включенного), или зависимыми, располагающимися после сцепления, и синхронными определенной передаче. В одном мотоблоке может быть несколько валов отбора мощности — различных по типу и скорости вращения.

Сцепление

Конструктивно сцепление может быть выполнено по-разному. В виде клиноременной передачи (см. выше), натяжение или ослабление ремня которой с помощью рычага сцепления приводит к передаче или прекращению передачи крутящего момента от двигателя к редуктору. Или в виде однодискового или многодискового фрикционного сухого или мокрого (масляного) сцепления, которое является более надежным и используется в большинстве моделей мотоблоков. В некоторых машинах применяется гораздо более редкая коническая муфта сцепления.

На уже рассмотренном мотоблоке «Угра» ООО «Кадви» установлено сцепление, являющееся по своей конструкции наиболее традиционным — фрикционное многодисковое с нажимной пружиной, работающее в масляной ванне. Устройство мотоблока с подобным сцеплением должно предусматривать наличие картера для сцепления, куда заливается трансмиссионное масло.

Сцепление состоит из ведущей полумуфты 2 (Схема сцепления мотоблока), ведомой полумуфты 3, тарельчатой пружины 4, ведущих 5 и ведомых 6 дисков, упорного кольца 7. Работает оно следующим образом. При отпущенном рычаге сцепления тарельчатая пружина сжимает ведомые и ведущие диски, собранные в пакете поочередно. За счёт трения между дисками, осуществляется передача вращающего момента от двигателя к коробке передач. При выжатом рычаге сцепления усилие посредством тросика передается на рычаг выключения сцепления 4 (Рычаг сцепления). При этом вилка сцепления 2 через ведомую полумуфту и выжимные подшипники сжимает пружину, разъединяя ведомые диски с ведущими и прекращая передачу вращающего момента.

Дифференциал


Ходовая часть

В большинстве мотоблоков расстояние между колесами может изменяться, это обеспечивает возможность установки колеи разной ширины. Используются два основных вида колес — обычные пневматические и утяжеленные металлические с широкими грунтозацепами. Утяжеляющие грузы могут привариваться к колесам или крепиться к ним с помощью болтов. Многие конструкции металлических колес предусматривают крепление различных по весу грузов. Это позволяет при необходимости увеличить вес мотоблока до значений, обеспечивающих необходимое сцепление колес с грунтом.

Металлические колеса могут быть со сплошным ободом или выполненным в виде двух-трех узких обручей, связанных между собой грунтозацепами. Первые имеют тот недостаток, что между грунтозацепами накапливается земля, препятствующая хорошему сцеплению колес с грунтом.

Органы управления

Некоторые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах.

Обычно на левой рулевой штанге располагают рычаг управления муфтой сцепления и рычаг экстренной остановки двигателя, на правой — ручку «газа», рычаг привода колес и тормоза (если он есть). Конструкция рулевой колонки мотоблоков предусматривает, как правило, регулировку положения ручек в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На рисунке представлены органы управления мотоблока SunGarden MF360.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector