1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система электроснабжения и электропуска

Система электропуска двигателя: назначение. Стартер: устройство, работа.

Система запуска двигателя, как следует из названия, предназначена для запуска двигателя автомобиля. Система обеспечивает вращение двигателя со скоростью, при которой происходит его запуск.

На современных автомобилях наибольшее распространение получила стартерная система запуска. Система запуска двигателя входит в состав электрооборудования автомобиля. Питание системы осуществляется постоянным током от аккумуляторной батареи.

Система запуска имеет следующее устройство:

· стартер с тяговым реле и механизмом привода;

· комплект соединительных проводов.

Стартер создает необходимый крутящий момент для вращения коленчатого вала двигателя. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока. Конструктивно стартер состоит из статора (корпуса), ротора (якоря), щеток со щеткодержателем, тягового реле и механизма привода.

Тяговое реле обеспечивает питание обмоток стартера и работу механизма привода. Для выполнения своих функций тяговое реле имеет обмотку, якорь и контактную пластину. Внешнее подключение к тяговому реле осуществляется через контактные болты.

Механизм привода предназначен для механической передачи крутящего момента от стартера на коленчатый вал двигателя. Конструктивными элементами механизма являются: рычаг привода (вилка) с поводковой муфтой и демпферной пружиной, муфта свободного хода (обгонная муфта), ведущая шестерня. Передача крутящего момента осуществляется путем зацепления ведущей шестерни с зубчатым венцом маховика коленчатого вала.

Замок зажигания при включении обеспечивает подачу постоянного тока от аккумуляторной батареи к тяговому реле стартера.

Система запуска, устанавливаемая на бензиновые и дизельные двигатели, имеет аналогичную конструкцию. Для облегчения запуска дизельных двигателей в холодное время система запуска может оборудоваться свечами накаливания, которые подогревают воздух во впускном коллекторе. С этой же целью на автомобилях применяются системы предпускового подогрева.

Дальнейшим развитием системы запуска двигателя являются:

· система автоматического запуска двигателя;

· система интеллектуального доступа в машину и запуска двигателя;

· система непосредственного запуска Direct Start.

Работа системы запуска осуществляется следующим образом. При повороте ключа в замке зажигания ток от аккумуляторной батареи поступает на контакты тягового реле. При протекании тока по обмоткам тягового реле происходит втягивание якоря. Якорь тягового реле перемещает рычаг механизма привода и обеспечивает зацепление ведущей шестерни с зубчатым венцом маховика.

При движении якорь также замыкает контакты реле, при котором происходит питание током обмоток статора и якоря. Стартер начинает вращаться и раскручивает коленчатый вал двигателя.

Как только происходит запуск двигателя, обороты коленчатого вала резко возрастают. Для предотвращения поломки стартера срабатывает обгонная муфта, которая отсоединяет стартер от двигателя. При этом стартер может продолжать вращаться.

При повороте ключа в замке зажигания стартер останавливается. Возвратная пружина тягового реле перемещает якорь, который в свою очередь возвращает механизм привода в исходное положение.

Система электропуска предназначена для предания вращения КВ двигателя с пусковой частотой, при которой обеспечиваются необходимые условия смесеобразования, воспламенения рабочей смеси.

Основными частями стартера являются: стальной цилиндрический корпус с 4 полюсными сердечниками и обмоткой возбуждения, якорь, в пазах которого уложена обмотка, коллектор и 4 щетки, укрепленные на передней крышке корпуса стартера. Обмотка возбуждения стартера включена последовательно в обмотку якоря.

Вал якоря стартера вращается во втулках. С валом якоря связана шестерня, вводимая в зацепление с зубчатым венцом маховика во время пуска двигателя.

Взаимодействие элементов стартера при пуске двигателя происходит следующим образом.

При замыкании контактов выключателя по обмотке тягового реле проходит ток, сердечник электромагнита втягивается внутрь обмотки, а соединенный с ним рычаг перемещает шестерню привода и вводит ее в зацепление с зубчатым венцом маховика. При полном зацеплении зубчатой передачи сердечник через контактный диск замыкает контакты, и ток АКБ поступает в обмотку электродвигателя. Якорь электродвигателя начинает вращаться и передает крутящий момент через шестерню и зубчатый венец маховика на КВ двигателя. После пуска двигателя выключатель размыкает контакты, и цепь обмотки электродвигателя прерывается. Под действием пружины контактный диск и шестерня механизма привода возвращаются в исходное положение.

Приборы освещения и световой сигнализации: назначение, расположение на автомобиле, устройство, включение в схему электроснабжения. Система головного света фар европейская и американская.

Совокупность приборов освещения и сигнальных устройств, расположенных снаружи и внутри автомобиля, называется системой освещения. Система освещения выполняет следующие функции:

· освещение дорожного полотна, обочины и расположенных на них объектов в условиях ограниченной видимости;

· предоставление информации другим участникам движения о наличии на дороге транспортного средства, его размерах, характере движения, совершаемых маневрах, а также принадлежности;

· освещение салона автомобиля, а также других его частей (багажного отсека, подкапотного пространства и др.) в темное время суток.

Система освещения автомобиля включает следующие основные конструктивные элементы:

· передняя противотуманная фара;

· задний противотуманный фонарь;

· фонарь освещения номерного знака;

· приборы внутреннего освещения;

Передняя фара

Передняя фара (другое название –головная фара, блок-фара) освещает дорогу впереди автомобиля, а также представляет информацию другим участникам движения, находящимся впереди транспортного средства. Передние фары устанавливаются попарно симметрично с правой и левой стороны автомобиля. На современных автомобилях в дополнение к передним фарам может устанавливаться система ночного видения.

Передняя фара выполнена, как правило, в едином корпусе, в котором объединены следующие световые приборы:

· дневные ходовые огни.

Ближний свет фары служит для освещения дороги при наличии впереди других участников движения. Ближний свет ассиметричный, при правостороннем движении лучше освещена правая часть дороги и обочины. Дальний свет используется при отсутствии впереди других участников движения. Он представляет собой симметричный световой луч высокой интенсивности. Габаритный огонь используется для обозначения размеров транспортного средства. Габаритный огонь устанавливается также в заднем фонаре.

Указатель поворота может устанавливаться как в блок-фаре, так и вне ее в передней части автомобиля. Указатель поворота используется для информирования других участников движения о намерении совершить маневр (поворот, разворот, смену полосы движения). Указатель поворота устанавливается также в заднем фонаре. Помимо этого с боковой стороны автомобиля предусматривается повторитель указателя поворота. В последнее время повторитель указателя поворота стало популярно размещать в наружном зеркале заднего вида. Все указатели поворота должны работать синхронно.

В качестве сигнала поворота используется источник света желтого цвета, работающий в режиме мигания. Частота работы указателя должна составлять 1-2 мигания в минуту. Указатель поворота может иметь два режима работы: постоянный (пока не отключат), разовый (три-пять миганий при нажатии). Указатель поворота управляется с помощью соответствующего переключателя. Конструкция переключателя предусматривает автоматическое выключение сигнала при возвращении рулевого колеса в нейтральное положение.

Указатель поворота работает совместно с рядом систем активной безопасности: система помощи при перестроении, система помощи движению по полосе. Указатели поворота также используются в качестве сигнала аварийной остановки.

В некоторых странах предусмотрено использование дневных ходовых огней, которые предназначаются для повышения видимости транспортного средства в дневное время. Дневные ходовые огни представляют собой автоматически или вручную управляемый ближний свет фар полной или пониженной интенсивности. В некоторых случаях может использоваться дальний свет фар пониженной интенсивности.

Устройство фары

Несмотря на различия по форме, конструкции, цвету, материалам можно выделить следующее общее устройство фары:

Корпус служит основой для размещения и крепления остальных элементов фары. Он выполняется, как правило, из пластмассы. В качестве источников света используются различные ламы: накаливания – вольфрамовые, галогенные, газоразрядные –ксеноновые. Все большую популярность у автопроизводителей завоевывают светодиодные источники света.

Читать еще:  Виды гусеничной техники

Вольфрамовые лампы самые дешевые по цене и имеют низкую световую интенсивность. Поэтому данные лампы используются в качестве источника света габаритных огней, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего ходя, приборов внутреннего освещения. Галогенные лампы являются самым распространенным источником ближнего и дальнего света фары. Для каждого из видов головного освещения может использоваться одна лампа (например, Н4 с двумя нитями накаливания) или две раздельные лампы (например, Н7 с одной нитью накаливания).

Большой популярностью в нашей стране пользуются ксеноновые лампы, которые могут использоваться как для ближнего, так и для дальнего света. Светодиодные источники света используются в основном для реализации сигнальных функций: стояночные огни, стоп-сигнал, сигнал поворота, дневные ходовые огни. Реже светодиоды можно увидеть в качестве источника головного света.

Отражатель в конструкции фары отвечает за формирование пучка света. Простейший отражатель имеет параболическую форму. Современные отражатели имеют более сложную форму. Отражатель изготавливается из пластмассы. Для создания зеркальной поверхности наносится тонкая пленка алюминия и покрывается лаком.

Рассеиватель пропускает световой поток и в зависимости от конструкции преломляет его. Другая функция рассеивателя – защита фары от внешних воздействий. Рассеиватель изготавливается из прозрачного пластика, реже из стекла.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

Система электропуска

Система электропуска служит для принудительного проворачивания коленчатого вала двигателя при пуске двигателя. Для этого применяется стартер, питаемый от аккумуляторной батареи.

При повороте ключа в выключателе зажигания в положение пуска подается напряжение к контакту электромагнитного тягового реле, установленного в верхней части стартера. Якорь тягового реле втягивается и через рычаг привода перемещает шестерню с муфтой свободного хода и вводит ее в зацепление с зубчатым венцом маховика. После зацепления шестерни с зубчатым венцом маховика пластина якоря замкнет контакты тягового реле — стартер включится и провернет коленчатый вал двигателя. После пуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера и муфта свободного хода не передает крутящий момент от маховика двигателя на вал якоря стартера.

Технические данные и характеристика стартера

С прямой передачей

Номинальная мощность, кВт

0,7 или 0,9 (с усилителем рулевого управления, автоматической коробкой передач)

Номинальное время, с

Характеристика холостого хода:

напряжение на контактах, В

сила тока, А, не более

максимальная частота вращения, мин -1

Число зубьев шестерни

Зазор шестерни, мм

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините трос привода спидометра и тяги переключения передач.

3. Отсоедините контактный разъем и провод от клеммы двигателя стартера.

Рис. 11.13. Расположение болтов (1) крепления стартера (2) и гайки (3) крепления провода к двигателю стартера

4. Выверните два болта и снимите двигатель стартера ( рис. 11.13 ).

Снятие муфты свободного хода

Рис. 11.14. Стартер: 1 – плунжер; 2 – пружина; 3 – регулировочная прокладка; 4 – тяговое реле; 5 – ротор; 6 – уплотнение; 7 – пружина; 8 – держатели; 9 – рычаг; 10, 20 – винты; 11 – крышка; 12 – передняя втулка; 13 – передняя крышка; 14 – шайба; 15 – стопорное кольцо; 16 – защитное кольцо; 17 – муфта свободного хода; 18 – пластина; 19 – болт; 21 – задняя крышка; 22 – задняя втулка; 23 – кожух

1. Выверните два сквозных болта и снимите переднюю крышку стартера ( рис. 11.14 ).

Рис. 11.15. Перемещение защитного кольца (2) к шестерне для снятия стопорного кольца (1) с вала стартера

2. Для снятия муфты свободного хода с вала якоря необходимо снять стопорное кольцо. Передвиньте защитное кольцо в сторону шестерни и снимите стопорное кольцо ( рис. 11.15 ). Снимите с вала защитное кольцо.

Установка проводится в последовательности, обратной снятию.

Регулировка зазора шестерни

1. Отсоедините провод от контакта «М» тягового реле стартера.

2. Подсоедините дополнительную аккумуляторную батарею к контактам «S» и «М» тягового реле стартера — шестерня стартера выдвинется вперед.

Проверку выполняйте как можно быстрее (менее чем за 10 с) для исключения перегорания катушки соленоида тягового реле.

3. Плоским щупом проверьте зазор между шестерней и стопором (зазор шестерни). Если зазор не соответствует требуемому, отрегулируйте его, добавив или убрав регулировочные прокладки между тяговым реле и передней крышкой.

Зазор шестерни 0,5–2,0 мм.

Проверка на включение соленоида тягового реле

1. Отсоедините контактный разъем от контакта «М» тягового реле стартера.

2. Подсоедините дополнительную аккумуляторную батарею к контактам «S» и «М» тягового реле стартера.

Эту проверку проводите как можно быстрее (менее чем за 10 с) для исключения перегорания катушки соленоида тягового реле.

3. Если шестерня муфты свободного хода выдвинется вперед, катушка соленоида тягового реле исправна. В противном случае замените тяговое реле.

Проверка на удерживание соленоида тягового реле

1. Отсоедините контактный разъем от контакта «М» тягового реле стартера.

2. Подсоедините дополнительную аккумуляторную батарею к контактам «М» и корпусу стартера.

Эту проверку проводите как можно быстрее (менее 10 с) для исключения перегорания катушки соленоида тягового реле.

3. Если шестерня останется выдвинутой, значит, все исправно. Если шестерня задвинется назад, значит, разомкнута цепь удерживания. Замените магнитный переключатель.

Проверка на возврат соленоида тягового реле

1. Отсоедините контактный разъем от контакта «М» тягового реле стартера.

2. Подсоедините дополнительную аккумуляторную батарею к контакту «М» и корпусу стартера.

Проверку выполняйте как можно быстрее (менее 10 с) для исключения перегорания катушки соленоида тягового реле.

3. Вытяните шестерню, а затем отпустите ее. Если она быстро вернется в первоначальное положение, значит, все в порядке. В противном случае замените соленоид тягового реле.

Эксплуатационные проверки (без нагрузки)

Рис. 11.16. Схема соединения элементов и приборов для проведения эксплуатационных проверок стартера: 1 – двигатель стартера; 2 – переключатель; 3 – реостат с графитовым стержнем; 4 – амперметр; 5 – аккумуляторная батарея напряжением 12 В; 6 – вольтметр с пределом измерения 15 В

1. Проведите эксплуатационную проверку стартера без нагрузки, для этого соберите схему, как показано на рис. 11.16 .

2. После регулировки реостата до напряжения на вольтметре 11,5 В убедитесь в том, что максимальный потребляемый ток соответствует номинальному значению и двигатель стартера вращается легко и свободно.

Номинальный ток, потребляемый стартером при работе без нагрузки, – не более 60 А.

Проверка элементов стартера

Проверка обмоток двигателя стартера

Рис. 11.17. Использование омметра для проверки проводимости между ламелями коллектора и сердечником обмотки ротора

1. Подсоедините омметр к ламелям коллектора и сердечнику обмотки ротора, убедитесь в том, что между ними нет проводимости ( рис. 11.17 ). При наличии проводимости замените ротор.

2. Проверьте обмотку ротора в специальном приборе. При наличии короткого замыкания в обмотке ротора замените ротор. Если стальная пластина, поднесенная к сердечнику обмотки, вибрирует при повороте сердечника, значит, в обмотке имеется короткое замыкание.

Рис. 11.18. Использование омметра для проверки проводимости между ламелями коллектора ротора

3. Подсоедините омметр между ламелями коллектора ротора и проверьте проводимость в обмотке ротора ( рис. 11.18 ). Если проводимость отсутствует, значит, имеется обрыв. Замените ротор.

Рис. 11.19. Использование омметра для проверки проводимости в обмотке катушки возбуждения

Читать еще:  Что нам понадобиться сдклать пилу

4. Подсоедините омметр к выводам катушки возбуждения статора и проверьте ее проводимость ( рис. 11.19 ). Если проводимость отсутствует, значит, в обмотке катушки возбуждения имеется обрыв. Замените катушку возбуждения.

5. Подсоедините омметр к выводу катушки возбуждения статора и кожуху статора, убедитесь в том, что между ними нет проводимости. При наличии проводимости замените катушку возбуждения.

1. Подсоедините омметр к положительной стороне щеткодержателя и основанию щеткодержателя, проверьте проводимость. При наличии проводимости замените щеткодержатель.

Рис. 11.20. Расположение предельной линии износа (1) щетки стартера

2. Проверьте износ щеток стартера. Если износ достиг предельной линии, щетки необходимо заменить ( рис. 11.20 ).

Проверка муфты свободного хода

1. Проверьте шестерню и зубья муфты свободного хода на наличие износа и повреждений, при необходимости замените муфту свободного хода. Проверьте на наличие повреждений зубчатый венец маховика.

2. Удерживая неподвижно вал стартера, вращайте шестерню муфты свободного хода. Она должна свободно вращаться по часовой стрелке и блокироваться при повороте ее против часовой стрелки.

Замена втулки задней крышки

1. Перед снятием втулки измерьте и запишите глубину ее посадки.

2. Съемником с внутренней стороны задней крышки извлеките втулку.

3. Вставьте новую втулку на предварительно измеренную глубину.

Система электропуска двигателя автомобиля

Владельцы патента RU 2428583:

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей и может быть использовано для электростартерного пуска двигателя автомобиля. Техническим результатом является упрощение системы и улучшение условий работы аккумуляторной батареи. Система электропуска двигателя автомобиля содержит аккумуляторную батарею (1), выключатель (2) пуска и зажигания, тяговое реле (3), включающее в себя обмотку и замыкающий контакт, стартер (4), схему блокировки стартера, включающую в себя силовой транзистор (5), управляющий транзистор (6) и резисторы (7) и (8), разделительный диод (9) и датчик (10) начала работы двигателя. В качестве датчика (10) начала работы двигателя использован датчик аварийного давления масла, состоящий из контрольной лампы и замыкающихся контактов. 1 ил.

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей и может быть использовано для электростартерного пуска двигателя автомобиля.

Известна система электропуска двигателя по авторскому свидетельству СССР №1746045, кл. F02N 11/08, 1989. Она содержит аккумуляторную батарею, стартер, тяговое реле, выключатель пуска, три емкостных накопителя, шесть тиристорных коммутаторов, три блока сравнения, блок опорного напряжения и дешифратор.

Признаками этого аналога, входящими и в состав заявляемой системы, являются аккумуляторная батарея, стартер, выключатель пуска и тяговое реле.

Работа этого аналога основана на заряде емкостных накопителей от аккумуляторной батареи и последующем поочередном разряде на стартер. При этом во время разряда одного накопителя два других подзаряжаются от аккумуляторной батареи.

Причиной, препятствующей достижению технического результата, является сложность и относительно низкая надежность, обусловленные наличием в этом аналоге емкостных накопителей, тиристорных коммутаторов и дешифратора.

Известна также система электропуска двигателя по авторскому свидетельству СССР №2062901, кл. F02N 11/08, 1993. Она содержит аккумуляторную батарею (источник питания), стартер, выключатель пуска, преобразователь напряжения, конденсаторную батарею, блок разряда, включающий в себя электронный ключ, диод и дроссель, генератор отпирающих импульсов, схему обратной связи, датчик напряжения заряда и датчик напряжения стартера.

Аккумуляторная батарея, стартер и выключатель пуска этого аналога входят и в состав заявляемой системы.

В этом аналоге конденсаторная батарея заряжается от источника питания небольшим током с помощью преобразователя напряжения, а затем разряжается на стартер. Благодаря схеме обратной связи напряжение на стартере поддерживается постоянным.

Причиной, препятствующей достижению технического результата, является сложность и относительно низкая надежность.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой (прототипом) является система электропуска двигателя автомобиля, описанная в книге В.Е.Ютта [Электрооборудование автомобилей. — М.: Горячая линия — Телеком. — 2006, с.117].

Она содержит аккумуляторную батарею, выключатель пуска и зажигания, стартер, тяговое реле, схему блокировки стартера и датчик начала работы стартера.

Все элементы этой системы входят и в состав заявляемой системы.

Работа системы-прототипа основана на подключении к аккумуляторной батарее через выключатель пуска и зажигания и схему блокировки стартера обмотки тягового реле. В результате срабатывания тягового реле его замыкающий контакт подключает к аккумуляторной батарее стартер, с помощью которого и осуществляется разгон двигателя. При этом в качестве датчика начала работы двигателя служит датчик частоты вращения.

Причинами, препятствующими получению технического результата в системе-прототипе, являются сложность системы и тяжелые условия работы аккумуляторной батареи. Эти причины обусловлены сложностью схемы блокировки стартера и отсутствием ограничения времени его работы.

Технической задачей, на решение которой направлено создание изобретения, является упрощение системы и улучшение условий работы аккумуляторной батареи.

Указанный технический результат достигается тем, что в известную систему электропуска двигателя автомобиля введен разделительный диод, а в качестве датчика начала работы двигателя служит датчик сигнализатора давления масла, представляющий собой контрольную лампу, включенную с помощью замыкающихся контактов между вторым выходом выключателя пуска и зажигания и общей шиной, при этом общая точка замыкающегося контакта и контрольной лампы является выходом датчика и подключена через разделительный диод к базе управляющего транзистора.

Для достижения технического результата в известную систему электропуска двигателя автомобиля, содержащую аккумуляторную батарею, стартер, тяговое реле, выключатель пуска и зажигания, силовой транзистор, управляющий транзистор, два резистора и датчик начала работы двигателя, в которой положительный полюс аккумуляторной батареи через выключатель пуска и зажигания подключен к первому выводу обмотки тягового реле, а через замыкающий контакт тягового реле — к положительному полюсу стартера, отрицательные полюса аккумуляторной батареи и стартера подключены к общей шине, второй вывод обмотки тягового реле подключен непосредственно к коллектору силового транзистора, а через первый и второй резисторы соответственно к коллектору и базе управляющего транзистора, коллектор управляющего транзистора соединен с базой силового транзистора, а эмиттеры обоих транзисторов — с общей шиной, введен разделительный диод, а в качестве датчика начала работы двигателя служит датчик сигнализатора аварийного давления масла, представляющий собой контрольную лампу, включенную с помощью замыкающихся контактов между вторым выходом выключателя пуска и зажигания и общей шиной, при этом общая точка замыкающегося контакта и контрольной лампы является выходом датчика и подключена через разделительный диод к базе управляющего транзистора.

Совокупность вновь введенного разделительного диода и особенности выполнения датчика начала работы двигателя не следует явным образом из уровня техники. Отсутствуют какие-либо источники информации, в которых эта совокупность описана самостоятельно или в совокупности с остальными элементами заявляемой системы. Это позволяет считать заявляемую систему электропуска двигателя автомобиля новой и имеющей изобретательский уровень.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором приведена схема предлагаемой системы.

Система содержит аккумуляторную батарею 1, выключатель 2 пуска и зажигания, тяговое реле 3, включающее в себя обмотку и замыкающий контакт, стартер 4, схему блокировки стартера, включающую в себя силовой транзистор 5, управляющий транзистор 6 и резисторы 7 и 8, разделительный диод 9 и датчик 10 начала работы двигателя, в качестве которого используется датчик аварийного давления масла, состоящий из контрольной лампы и замыкающихся контактов.

Положительный полюс батареи 1 через выключатель 2 подключен к первому выводу обмотки тягового реле 3, а через замыкающий контакт этого реле — к положительному полюсу стартера. Отрицательные полюсы батареи 1 и стартера 4 подключены к общей шине. Второй вывод обмотки тягового реле 3 подключен непосредственно к коллектору транзистора 5, а через резисторы 7 и 8 соответственно к коллектору и к базе транзистора 6. Эмиттеры обоих транзисторов подключены к общей шине. Контрольная лампа датчика 10 включена с помощью его замыкающихся контактов между вторым выходом выключателя 2 и общей шиной. Общая точка контрольной лампы и замыкающегося контакта является выходом датчика 10 и подключена через диод 9 к базе транзистора 6. База транзистора 5 соединена с коллектором транзистора 6.

Читать еще:  Проектирование и чертежи

Работа системы заключается в следующем.

В исходном состоянии (до запуска стартера и двигателя) стартер 4, обмотка реле 3 и транзисторы 5 и 6 обесточены, а контакты датчика 10 замкнуты.

При включении выключателя 2 во второе положение его клеммы AM и СТ замыкаются. При этом от аккумуляторной батареи 1 запитываются обмотка реле 3 и транзисторы 5 и 6. Транзистор 6 оказывается закрытым, так как его база через диод 9 и замкнутые контакты датчика 10 подключается к общей шине. Транзистор 5 оказывается открытым, так как его база подключена к коллектору транзистора 6, имеющему высокий потенциал.

Реле 3 срабатывает, и через его замыкающий контакт подается напряжение на стартер 4. Стартер 4 включается в работу и запускает двигатель. После пуска двигателя в его масляной магистрали создается давление Рм, и контакты датчика 10 размыкаются. База транзистора 6 отключается от общей шины. Транзистор 6 открывается, соединяя базу транзистора 5 с общей шиной. Транзистор 5 при этом закрывается, ток в обмотке реле 3 прекращается. Реле 3 выключается, и автоматически отключается стартер 4.

Аналогично осуществляется отключение стартера 4 при его длительной работе в случае, если двигатель не запустился. Дело в том, что при длительной работе стартера создается давление в масляной магистрали и размыкаются контакты датчика 10.

Для очередного пуска необходимо выключатель 2 возвратить в нейтральное положение, чтобы обесточить реле 3 и транзисторы 5 и 6. Это создает дополнительную задержку времени для очередного включения стартера 4 и обеспечивает восстановление аккумуляторной батареи 1 для очередного пуска.

Нетрудно видеть, что заявляемая система проще прототипа и аналогов. Большая простота обеспечивает системе более высокую надежность. Кроме того, в заявляемой системе время работы стартера при неудачной попытке пуска ограничено, что исключает повышенный разряд аккумуляторной батареи. Таким образом, условия работы аккумуляторной батареи в заявленной системе значительно улучшены по сравнению с аналогами и прототипом.

Система достаточно легко реализуема. Все входящие в ее состав элементы являются типовыми узлами электрооборудования автомобилей.

Система электропуска двигателя автомобиля, содержащая аккумуляторную батарею, стартер, тяговое реле, выключатель пуска и зажигания, силовой транзистор, управляющий транзистор, два резистора и датчик начала работы двигателя, в которой положительный полюс аккумуляторной батареи через выключатель пуска и зажигания подключен к первому выводу обмотки тягового реле, а через замыкающий контакт тягового реле — к положительному полюсу стартера, отрицательные полюса аккумуляторной батареи и стартера подключены к общей шине, второй вывод обмотки тягового реле подключен непосредственно к коллектору силового транзистора, а через первый и второй резисторы — соответственно к коллектору и базе управляющего транзистора, коллектор управляющего транзистора соединен с базой силового транзистора, а эмиттеры обоих транзисторов — с общей шиной, отличающаяся тем, что в нее введен разделительный диод, а в качестве датчика начала работы двигателя служит датчик сигнализатора аварийного давления масла, представляющий собой контрольную лампу, включенную с помощью замыкающихся контактов между вторым выходом выключателя пуска и зажигания и общей шиной, при этом общая точка замыкающегося контакта и контрольной лампы является выходом датчика и подключена через разделительный диод к базе управляющего транзистора.

Система электропитания переменным током

Линии электропередач, повышающие и понижающие трансформаторы

Основные бытовые и промышленные электроприёмники питаются от переменного тока. Вырабатывается переменный ток электростанциями при помощи генераторов напряжения переменного тока.

На электростанциях вырабатывается трехфазный переменный ток, низкого напряжения. До потребителя переменный трехфазный ток доставляется по линиям электропередачи. Для того чтобы доставить выработанный ток до потребителя нужно повысить его амплитудное напряжение. Читать: Как получает электроэнергию потребитель низкого напряжения 380 Вольт

Для этого перед линиями электропередач напряжение электрического тока повышается. Непосредственно перед потребителем напряжение переменного тока понижается. Понижается напряжение в трансформаторных подстанциях.

Понижается напряжение при помощи понижающих трансформаторов. Так как переменный ток трехфазный, то трансформаторы тоже трехфазные. Понижается напряжение до стандартного значения 380 вольт. Напряжение между фазами переменного электрического тока называется линейным. Каждая линия трехфазного переменного тока обозначается L1;L2;L3 или А; В; С. Напряжение 380 Вольт обозначается соответственно: АВ; СА; ВС.

Нейтраль и нулевой рабочий проводник в системе электропитания переменным током

Соединяются три понижающих трансформатора по типу звезда или треугольник.

При соединении по типу звезда концы фаз обмоток трех трансформаторов соединяются в одну точку. Точка соединения называется нейтралью. Проводник, отходящий от глухозаземленной нейтрала, называется нулевой рабочий проводник или попросту «ноль». На схеме ноль обозначается латинской буквой N. Напряжение между фазой и нейтралью составляет 220 Вольт. Такое напряжение называется фазным или сетевым. Номинал сетевого напряжения сети составляет 220 вольт при частоте 50 Гц (Герц).

Каждая энергоустановка, в том числе и трансформаторная подстанция, имеют специально сделанный контур заземления. Нейтраль трех трансформаторов может быть соединена с заземлением или нет. В первом случае нейтраль будет глухозаземленной, во втором случае нейтраль будет изолированной.

Провод самого заземления называется защитный проводник. На схеме он обозначается PE.

В зависимости от вариантов соединения (или отсутствия такового) N-рабочего нулевого (нейтрального) проводника и проводника PE-заземленного защитного проводника различают три основных и две редко всречающихся систем заземления электрических сетей. Системы заземления, в некоторых схемах, называют системами зануления.

Рассмотрим системы заземления электрических линий электропитания подробнее

Линии электропитания включают нулевой рабочий проводник (N), нулевой защитный проводник (PE) и фазный проводник (L1;L2;L3).

Линия электропитания с системой заземления TN-C

Система заземления TN-C предполагает, что нулевой рабочий проводник(N), нулевой защитный проводник(PE) совмещены в одном проводнике во всей линии электропитания. Обозначается такой проводник (PEN).

Линия электропитания с системой заземления TN-C-S

Эта система заземления предполагает, что нулевой рабочий проводник(N), нулевой защитный проводник (PE) объединены от нейтрали трансформатора до промежуточного распределительного устройства. Например, этажного щитка. В этом устройстве проводники N и PE разделяются.

Линия электропитания с системой заземления TN-S

Cсистема заземления TN-S предполагает, что нулевой рабочий проводник (N), нулевой защитный проводник (PE) разделены во всей линии электропитания от трансформатора до потребителя.

Системы заземления TN-C;TN-C-S;TN-S по определению предполагают, что нейтраль питающих трансформаторов глухозаземлена. По-другому дело обстоит с системами заземления IT и TT.

Линия электропитания с системой заземления IT

Эта система заземления предполагает, что нейтраль питающего трансформатора изолирована от заземления или соединена сеим через аппараты высокого сопротивления. Заземлены же открытые токопроводящие элементы электроустановок.

Линия электропитания с системой заземления TT

Эта система заземления предполагает, что нейтраль питающего трансформатора глухозаземлена. Также заземлены открытые токопроводящие элементы электроустановок, но их система заземления независима от системы заземления трансформатора.

Системы заземления IT и TT применяются в специальных электрических сетях и не имеют бытового назначения. Основными системами заземления для жилых квартир, домов и бытовых помещений являются системы TN-C и TN-C-S.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×