Раздаточная коробка автомобиль зил 131 техническое обслуживание - Дневник садовода
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Раздаточная коробка автомобиль зил 131 техническое обслуживание

Раздаточная коробка автомобиль зил 131 техническое обслуживание

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Раздаточная коробка и отбор мощности ЗИЛ-131

Раздаточная коробка ЗИЛ-131

Раздатка ЗИЛ-131 (рис. 43) — механическая, имеет две передачи. Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0. Переключают передачи коробки рычагом 1 (рис. 44), имеющим три положения.

При перемещении рычага назад включена вторам (прямая) передача, при перемещении рычага вперед включена первая (понижающая) передача; среднее положение — нейтральное. Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа (см. рис. 43).

Рис.43. Раздатка ЗИЛ-131

Для облегчения управления автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью, а также для предохранения от перегрузок трансмиссии автомобиль имеет автоматическое управление включением переднего моста при включении первой передачи раздаточной коробки.

При включении первой передачи раздатки выключатель 3, установленный на стержне 30 вилки включения первой передачи, замыкает электрическую цепь электромагнитного пневматического клапана 2 и воздух от тормозного крана через впускной клапан электромагнита поступает в пневматическую камеру 9 (см. рис. 43).

Мембрана воздействует па стержень скользящей каретки. Таким образом, автоматически включается привод переднего моста. При выключении первой передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается воздушный клапан, и возвратная пружина автоматически выключает привод переднего моста.

Рис. 44. Схема управлений раздаткой ЗИЛ-131

При движении автомобиля (например, по скользкой дороге) может потребоваться включение привода переднего моста на второй передаче раздаточной коробки.

В этом случае цепь электромагнита, управляющего включением привода переднего моста, может быть замкнута принудительно при помощи переключателя (крайний справа), установленного на переднем щите кабины.

Левое положение ручки переключателя соответствует включенному переднему мосту, правое положение — выключенному. На стержне камеры включения привода переднего моста установлен выключатель 26, при замыкании которого в кабине на щитке приборов загорается контрольная лампа. Лампа загорается при автоматическом и принудительном включении привода переднего моста.

В верхней части картера раздаточной коробки ЗИЛ-131 имеется люк с фланцем для крепления коробки отбора мощности.

Отбор мощности осуществляется от шестерни 13 ведущего вала коробки. В крышке люка размещен предохранительный клапан с маслоотражателем, предотвращающий создание в раздатке избыточного давления в результате температурных колебаний.

Заливают масло в нее через контрольно-заливное отверстие до уровня нижней кромки этого отверстия. Сливают масло через сливное отверстие, в пробке 24 которого помещен магнит, притягивающий частицы металла, попавшие в масло.

Для предотвращения вытекания масла из раздаточной коробки места выхода всех валов уплотнены самоподжимными резиновыми манжетами с насечкой. Манжета ведущего вала с правым направлением насечки, а манжеты ведомого вала и вала привода переднего моста — с левым.

Манжета вала привода переднего моста, находящаяся ниже уровня масляной ванны, дополнительно защищена маслоотгонной шайбой. Все стыки картера раздатки, крышки подшипников и верхнего люка уплотнены специальной пастой.

При всех видах работ, связанных с разборкой коробки, детали картера следует собирать с предварительным покрытием их пастой.

При эксплуатации следует проверять надежность крепления раздаточной коробки. Необходимо также промывать и прочищать воздушные каналы предохранительного клапана, установленного на крышке люка, засорение которого может вызвать повышение давления в картере, что приводит к подтеканию масла через манжету.

В раздатке необходимо поддерживать нормальный уровень масла и своевременно менять его согласно срокам, указанным в карте смазывания.

Коробка отбора мощности (КОМ) ЗИЛ-131

Односкоростную коробку отбора мощности (рис. 95) устанавливают по требованию потребителя на верхний люк раздаточной коробки.

Это дает возможность отбора мощности от трансмиссии для привода различных специальных агрегатов, применяемых потребителем при использовании шасси автомобиля в качестве транспортной базы. Односкоростная коробка отбора мощности предназначена для кратковременной работы.

Максимальное значение отбираемой мощности не должно превышать 44 кВт (60 л. с.), а максимальное значение допустимого крутящего момента на валу 300 Нм (30 кгсм).

Длительность непрерывной работы зависит от фактической величины отбираемой мощности и в каждом конкретном случае проверяется предварительными испытаниями. Передаточное число на прямой передаче в коробке передач с учетом шестерни ведущего вала раздаточной коробки равно 0,76.

Рис.95. Коробка отбора мощности ЗИЛ-131

Детали односкоростной коробки отбора мощности ЗИЛ-131 смонтированы в литом чугунном картере 1. Блок зубчатых колес установлен на неподвижной оси 27 на двух роликовых подшипниках 29, между которыми расположено распорное кольцо 30. Ось запрессована в переднюю и заднюю стенки картера и застопорена пластиной.

На оси по торцам ступицы блока зубчатых колес установлены опорные шайбы 28, которые, предотвращают изнашивание опорных торцов картера. Ось имеет осевое и радиальное отверстия для подвода масла из картера к роликовым подшипникам. Осевое отверстие снаружи закрыто конической пробкой 26.

При включении КОМ ЗИЛ-131 каретка 7, установленная подвижно на шлицах вала 5, входит в зацепление с. шестерней 25. Для предотвращения самовыключения ведомый вал имеет шлиц-замок.

Читать еще:  Какой стороной ставить диск сцепления т 25

Между шлицевой частью вала и передним шариковым подшипником 6 установлена распорная втулка 2. Подшипник и распорная втулка затянуты гайкой. Стопорение гайки осуществляется вдавливанием тонкого края гайки в паз вала 5.

Вал вращается на двух шариковых подшипниках 6 и 23, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренние напрессованы на шейки вала. В осевом направлении ведомый вал фиксируется стопорным кольцом 24.

Подшипники закрыты крышками 4 и 18. В крышку 18 установлена манжета, предохраняющая коробку от попадания грязи и течи масла. На шлицевом конце вала 5 установлен фланец 19 крепления карданного вала. Фланец закреплен гайкой 20, которую стопорят так же, как гайку 3.

Включение КОМ ЗИЛ-131 осуществляется вилкой 31. Вилка закреплена неподвижно на штоке 15 болтом 33, который застопорен проволокой. В передней стенке картера имеется отверстие, в котором перемещается шток включения. Это отверстие закрыто заглушкой 8.

Верхний люк коробки отбора мощности закрыт крышкой. На крышке установлен предохранительный клапан 32, защищенный от попадания масла щитком 10. Уход за односкоростной коробкой отбора мощности такой же, как и за раздаточной коробкой.

Электропневматическое управление осуществляется выключателем, установленным на кронштейне в кабине водителя. Левое положение ручки выключателя соответствует выключенному положению коробки отбора мощности, а правое — включенному.

Выключатель размыкает и замыкает цепь управления реле электромагнита привода воздушного клапана. Реле установлено на щите двигателя в подкапотном пространстве над реле включения электромагнита переднего моста. Реле замыкает и размыкает цепь питания электромагнита.

Для включения коробки отбора мощности ЗИЛ-131 ручку выключателя устанавливают в правое положение «Включено» при этом реле срабатывает и замыкает цепь питания электромагнита.

Сердечник электромагнита, перемещаясь вниз, давит на шток включения воздушного клапана и открывает его. Воздух через впускной клапан поступает в камеру включения и, воздействуя на мембраму перемещает шток соединенный с вилкой включения коробки отбора мощности.

На корпусе камеры включения установлен выключатель контрольной лампы выключения коробки отбора мощности. При перемещении штока контакты выключателя замыкаются, и загорается контрольная лампа красного цвета.

Для выключения отбора мощности ручку выключателя устанавливают в левое положение «Выключено». При этом реле размыкает цепь питания электромагнита, воздушный клапан закрывается, возвратная пружина мембранной камеры перемещает шток с вилкой в исходное положение.

Каретка выходит из зацепления, и КОМ автоматически выключается; при этом контакты выключателя контрольной лампы размыкаются, и контрольная лампа гаснет.

Подсоединение проводов осуществляется в соответствии со схемой (рис. 96). Дополнительный пучок проводов укладывают под скобы крепления заднего и среднего пучков проводов и закрепляют хомутами.

Ремонт раздатки ЗИЛ

Если требуется ремонт раздатки ЗИЛ-131, то нужно иметь в виду, что некоторые детали и механизмы на машинах разных марок российского производства подходят друг другу.

В частности, можно установить раздаточную коробку от ЗИЛ-131 на раму машины ГАЗ-66, у которого родные мосты, но двигатель и КПП от машины японского производства. В этом случае редуктор переднего моста переворачивается на 180 градусов, и после этого он вращается в ту сторону, в какую необходимо. Задний мост остается без изменений.

Коробка достаточно компактная, висит на раме ГАЗ-66 чуть ниже, чем родная. РК от ЗИЛ-131 считается более крепкой в плане крутящего момента, т.к. это машина более мощного класса.

Также можно состыковать КПП от ЗИЛа с РК от ГАЗа. Для этого надо извлечь вторичный вал от коробки передач, внутри него просверлить отверстие, чтобы вал с резьбой от раздатки входил внутрь.

Преимущества ремонта раздаточной коробки грузовика ЗИЛ в САС №1

Любой ремонт, доработки и эксперименты надо проводить только в профессиональном автосервисе, в котором опытные мастера знают особенности всех грузовых автомобилей. Наша компания предлагает услуги по сервисному обслуживанию грузовиков в Москве.

У нас можно отремонтировать:

  • двигатели;
  • кузов;
  • ходовую часть;
  • КПП, сцепление, трансмиссию;
  • тормоза;
  • топливную систему;
  • пневматику;
  • электрооборудование и т.д.

Обратиться к нам может любой водитель или владелец автомобиля.

Раздаточная коробка автомобиля ЗиЛ-131

На этом автомобиле устанавливается двухступенчатая раздаточная коробка с электропневматическим включением переднего моста. Пере­даточное число коробки на первой передаче 2,08, на второй — 1,0. Крепится коробка на резиновых подушках четырьмя болтами к продольным балкам, которые, в свою очередь, крепятся на резиновых подушках к кронштейнам поперечины рамы.

Рис. 114. Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131: 1 — пневмокамера; 2 — сигнальная лампа; 3, 24 — выключатели; 4,6- штоки; 5 -замковое устройство; 7 — корпус фиксатора; 8 -ведущий вал; 9, 22 — шестерни первой передачи; 10 — шестерня вала привода задней тележки; 11 — вал привода задней тележки; 12 -муфта включения второй передачи; 13 — вал привода переднего моста; 14 — зубчатый венец вала; 15 — муфта включения переднего моста; 16 — шестерня второй передачи; 17 — шток; 18 — крышка картера; 19 — зубчатый венец шестерни второй передачи; 20 — муфта включения первой передачи; 22 — картер; 23 — стержень; 25, 28 — тяги; 26 — серьга; 27 — рычаг; 29 — электропневматический клапан; 30-выключатель; 31 — реле; 32 — впускной клапан; 33 -выпускной клапан; 34 — пробка контрольно-заливного отверстия; 35 — пробка сливного отверстия.

Читать еще:  Описание и особенности мотор сич

Основные части коробки: картер 21 (рис. 114) с крышками; первич­ный вал 8 с шестерней 9, муфтой 12 и подшипниками; вал 11 привода мостов задней тележки с шестерней 10 и подшипниками, вал 13 привода переднего моста с шестернями 22,16 и муфтами 15; 20; механизм, переключения передач, управление включением переднего моста.

Картер коробки чугунный, разъемный; в задней части закрывается крышкой 18; на верхний люк, закрываемый крышкой, может устанавливаться коробка отбора мощности. В верхней крышке имеется сапун. Контрольно-заливное и сливное отверстия с пробками находятся в задней крышке, сливная пробка имеет магнит. Выходы валов из картера уплотняются сальниками, на валу переднего моста имеется маслосгонная шайба.

Шестерня 9 первой передачи установлена на шпонке, муфта 12 включения второй (прямой) передачи может перемещаться по шлицам вала. Шестерня 10 изготовлена заодно с валом. Между подшипниками вала 11 расположен червяк привода спидометра, шестерня привода спидометра размещается в приливе крышки заднего подшипника вала; указанная крышка является одновременно опорным кронштейном стояночного тормоза. Промежуточные шестерни 22 и 16 вращаются на валу 13 па игольчатых подшипниках. На ступицах шестерен размещается муфта 20 включения первой передачи, на ступице шестерни 16, кроме этого, размещается муфта 15 включения переднего моста. Эта муфта может соединяться с зубчатым венцом, выполненным непосредственно на валу 13.

К механизму переключения передач относятся: рычаг 27 с серьгой 26, две тяги 25 и 28, стяжная пружина, два штока 4 и 6 с вилками, два фиксатора, замковое устройство 5.

Управление включением переднего моста электропневматическое. Оно включает в себя электровоздушный клапан 29, пневмокамеру 1, два микровключателя 3 и 24, реле 31, включатель 30 и сигнальную лампу 2. Электровоздушный клапан установлен на поперечине рамы, пневмокамера закреплена на передней стенке картера, микровыключатель 3 расположен на корпусе фиксаторов, микровыключатель 24 находится на корпусе пневмокамеры, включатель 30 и сигнальная лампа 2 в кабине, реле 31 — под капотом.

При включении первой передачи водитель перемещает рычаг 27 вперед, при этом рычаг поворачивается вокруг точки крепления верхней тяги 28 и нижним концом через тягу 25, шток 4 и вилку перемещает муфту 20 назад, соединяя между собой шестерни 22 и 16. При перемещении шток воздействует на микровыключатель 3, который замыкает цепь реле 31, а оно, в свою очередь, замыкает цепь электровоздушного клапана 29. Якорь электромагнита опускается вниз, при этом открывается впускной 32 и закрывается выпускной 33 клапаны. Сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля поступает в пневмокамеру 1, которая через шток 17 перемещает муфту 15 назад, соединяя ее с зубчатым венцом вала 13. Крутящий момент передается с ведущего вала через шестерни 9 и 22, муфту 20 на шестерню 16, где момент распределяется на шестерню 10 и вал 11 к мостам задней тележки и через муфту 15 на вал привода переднего моста.

При выключении первой передачи размыкается цепь электромагни­та, закрывается впускной клапан и открывается выпускной, возвратная пружина пневмокамеры автоматически выключает передний мост.

Для включения второй передачи рычаг 27 поворачивается относи­тельно точки крепления нижней тяги 25 и через тягу 28, шток 6 и вилку перемещает муфту 12 назад, соединяя ее с внутренним зубчатым венцом шестерни 10. Крутящий момент передается с ведущего вала на вал привода мостов задней тележки напрямую.

При необходимости включить передний мост на прямой передаче (например, на скользкой дороге) цепь электромагнита замыкается принудительно включателем 30. В этом случае крутящий момент на вал привода задней тележки передается напрямую, кроме того, через шестерни 10,16 и муфту 15 момент передается на вал привода переднего моста.

На всех передачах при включенном переднем мосте крутящий момент распределяется пропорционально нагрузкам, приходящимся на передний мост и мосты задней тележки.

При включении переднего моста микровключатель 24 замыкает цепь, и в кабине загорается сигнальная лампа 2.

Смазка раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. В картер коробки заливается 3,3 л масла марки ТАп-15В.

Раздаточная коробка автомобиль зил 131 техническое обслуживание

§ 2. Техническое обслуживание коробок передач и раздаточных коробок

Механические коробки передач и раздаточные коробки, устанавливаемые на современных автомобилях, испытывают значительные нагрузки. В связи с тем, что мощность двигателей на новых грузовых автомобилях ГАЗ и ЗИЛ почти удвоилась без существенного изменения размеров и веса коробок передач, условия работы их деталей весьма усложнились.

В процессе эксплуатации автомобилей в коробках передач и раздаточных коробках возникают неисправности: изнашиваются и выкрашиваются зубья шестерен, шлицы валов, зубья муфт включения и подшипники, появляются прогиб и заедание валиков механизма переключения, изнашиваются фиксаторы и ломаются их пружины, появляется износ сальников и нарушение затяжки болтов крышек. В результате возникает шум в работе, происходит самовыключение шестерен, подтекание масла и перегрев коробок. Температура масла не должна превышать температуру наружного воздуха для коробки передач более чем на 60° и для раздаточной коробки более чем на 95°. Не допускаются подтекания масла через неплотности креплений и сальники.

Читать еще:  Склизовая подвеска мотобуксировщиков

В целях уменьшения шума при переключении передач и износа на современных коробках применяются синхронизаторы. Особенностью новых коробок передач двигателей ЗИЛ является отсутствие втулок у ряда шестерен. Для обеспечения усиленного доступа масла к местам трения посадочные места шестерен второй и третьей передач и втулка шестерни четвертой передачи ведомого вала имеют чередующиеся впадины и выступы, кроме того поверхность этих деталей фосфатирована и покрыта специальным составом для устранения заеданий. Большие нагрузки испытывают шестерни раздаточных коробок.

Учитывая вышеизложенное, для коробок передач и раздаточных коробок современных грузовых автомобилей следует применять только высококачественные масла Т-14Б, ТАп-15В, ТАп-15 и ТАп-10 и недопустимо применение масел типа нигрол. Подробные данные о качестве этих масел и сроках их замены приведены в гл. I.

Проверку уровня масла и доливку его до уровня необходимо производить на автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 при ТО-1, а на ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, «Волга» — при ТО-2. При смене масла следует предварительно промывать картер коробки передач и раздаточную коробку. Для этого рекомендуется применять индустриальные масла 12 или 20 (ГОСТ 1707 — 51). Запрещается применять керосин для промывки коробки передач ЗИЛ-130 и раздаточной коробки ЗИЛ-131.

Промывку производят при вывешенном заднем колесе и вращающихся валах и шестернях во время работы двигателя на малых оборотах. После выпуска промывочной жидкости в картер наливают свежее масло до уровня нижней кромки наливного отверстия. Периодически следует очищать магнит пробки сливного отверстия и промывать сапун. Засорение сапуна может вызвать повышение давления внутри картера.

При обслуживании коробок передач в отдельных случаях необходимо смазывать малый подшипник первичного вала, который расположен в торце коленчатого вала двигателя. Обычно этот подшипник смазывают консистентной тугоплавкой смазкой 1 — 13 с или ЯНЗ-2 при очередной разборке, но не реже одного раза в год. На автомобилях ЗИЛ-164А, ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 в маховике имеется канал и масленка, через которые смазка нагнетается через два ТО-2. На автомобилях ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 последних выпусков устанавливают закрытые подшипники с «вечной» смазкой, при этом вместо масленки в канал завернут болт, и подшипник смазывать не нужно.

В раздаточных коробках довольно широко применялись конические роликовые подшипники, которые, как известно, требуют периодической регулировки их затяжки с демонтажно-монтажными работами и сложной проверкой. На новых автомобилях ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 (рис. 128) применяют только шариковые 3 и цилиндрические роликовые 6 подшипники, которые не требуют затяжки.

Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131 имеет только один рычаг управления для переключения передач.

При заднем положении этого рычага включена каретка 5 прямой передачи (передаточное отношение равно 1 : 1), а при переднем — включена каретка 1 понижающей передачи (передаточное отношение 2,08 : 1).

Включение вала 2 привода переднего ведущего моста происходит автоматически с помощью электропневматического устройства при включении понижающей передачи. Это обеспечивается микровключателем 10, связанным с ползуном 9. При перемещении ползуна в положение включенной понижающей передачи микровключатель 10 замыкает электрическую цепь электромагнита в электровоздушном клапане включения привода переднего моста. Этот клапан расположен на раме автомобиля. При его включении магнит открывает воздушный клапан, и сжатый воздух из системы пневматического привода тормозов поступает в пневматическую камеру 4, с помощью которой перемещается муфта 7 и включается передний мост автомобиля. При выключении понижающей передачи мост также автоматически выключается. Если автомобиль движется по скользкой дороге, имеется возможность осуществить принудительное включение переднего моста при включенной прямой передаче раздаточной коробки. В этом случае цепь электромагнита в электровоздушном клапане замыкается с помощью переключателя, расположенного на приборном щитке кабины.

Как при принудительном, так и при автоматическом включении переднего моста на приборном щитке загорается сигнальная лампа, цепь которой замыкается с помощью микровключателя на который действует шток 11 пневматической камеры.


Рис. 128. Раздаточная коробка ЗИЛ-131.


Рис. 128. Раздаточная коробка ЗИЛ-131

При установке пневматической камеры включения и выключения переднего моста нужно отрегулировать расстояние от торца корпуса 12 камеры до вилки переключения. Оно должно быть равно 173,9 — 174,1 мм . Эта регулировка осуществляется изменением общей толщины прокладок 13.

Если производилась разборка коробки передач или раздаточной коробки, то при сборке необходимо обеспечить герметизацию соединений. При этом должно быть проверено состояние сальников и наличие маслоотгонных шайб, а все стыки крышек должны быть уплотнены специальной пастой (ВТУ МХП 3336 — 52).

Проверку крепления коробки передач к картеру сцепления на автомобилях ЗИЛ и крепления раздаточных коробок необходимо производить при каждом ТО-1, а на автомобилях ГАЗ при ТО-2. Одновременно проверяют состояние картеров коробок, затяжку болтов крышек, бесшумность работы и отсутствие подтеканий.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector