Особенности автомобильных рефрижераторов - Дневник садовода
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности автомобильных рефрижераторов

Рефрижератор — это что такое

Казалось бы, рефрижератор — это холодильная установка. Отчасти верно, однако, если точнее, это транспортное средство, которое предназначено для передвижения по дорогам. Рассмотрим виды, особенности и ремонт рефрижераторов.

Еще с древних времен, люди искали способ перевозки скоропортящихся продуктов, придумывая для этого различные технологии и приспособления. Но прогресс не стоял на месте и с появлением первых холодильников, перевозчики стали думать, как установить его на автомобили.

Это и привело к созданию рефрижераторов. Причем грузоперевозки рефрижераторов требуют хранения продуктов при определенной температуре. Климат внутри установки не зависит от внешней среды и поддерживается на протяжении доставки груза.

История возникновения

Под перевозку скоропортящихся продуктов приспособили фургон, но не обыкновенный, а изотермический. Он сам по себе мог долгое время поддерживать постоянную температуру и был способен перевозить охлажденные продукты на малые расстояния. Для больших – нужен был транспорт посерьезнее.

Так первую холодильную установку на колесах придумали в США в 1938 году Дж. Нумеро и Ф. МакКинли Джонс. Она заряжалась от аккумулятора и была способна охладить весь объем термоизолированного кузова, который отделял внутреннюю среду от воздействия внешней.

Вскоре была образована компания Термо-Кинг, которая впоследствии, стала мировой. Ее оборудование поставлялось так же и в СССР.

Повсеместное использование спецтехники началось в 50-х годах прошлого века.

Транспортная холодильная установка первой стала эксплуатироваться компаниями по производству мороженного. Затем, на них начали перевозить замороженное мясо и рыбу. Транспортировка скоропортящегося товара вышла на международный уровень.

В СССР для региональных направлений разработали одноосный цельнометаллический полуприцеп рефрижератор ОдАЗ-826 в виде фургона. Буксировка осуществлялась тягачами ЗиС-120.

В рамках стран соцлагеря для перевозчиков поставлялась знаменитая чехословацкая рефа Alka, предназначенная для работы с тягачами Skoda-LIAZ и КамАЗ.

Рефрижераторы, которые можно купить сегодня

По температуре различаются на следующие группы:

  • 1-ой категории, предназначенные для развозки охлажденных товаров (при температуре до плюс 1 градус);
  • 2-ой категории, для развозки замороженных товаров (от минус 1 до минус 20-ти градусов);
  • многотемпературные установки (многоотсековые, с разной температурой в каждом);
  • комбинированные – с возможностью установки внутри фургона среды от плюс 10-ти до минус 20-ти градусов.

По типу приводов встречаются:

  • с электроприводом (для небольших отсеков);
  • приводные от силового агрегата (для объемных отсеков);
  • с водяным охлаждением.

По длине кузова (для контейнерных установок):

По массе перевозимого груза:

  • легкие 1000 – 3000 кг (местные перевозки);
  • средние 3000 – 5000 кг (региональные);
  • тяжелые 5000 и более (международные).

Конструктивно автомобильные холодильные установки выделяется в несколько типов: фургон или контейнер, а также прицеп, полуприцеп или фура на шасси, устанавливаемая на грузовой автомобиль.

Классификация

Доставку товаров в черте города и ближайшего пригорода осуществляют фургоны с небольшой загрузкой, например Газель рефрижераторы.

Грузоперевозки по России выполняются средними фурами и автопоездами – седельный тягач в сцепке с рефрижератором, смонтированным на раме полуприцепа. Большинство из них является фирменными машинами торговых сетей, которые связывают магазины и продуктовые терминалы в разных регионах.

Международные направления обслуживаются как правило сцепками с самыми мощными холодильными установками в конфигурации тягач – полуприцеп, либо фура автомобиль – прицеп.

Такие транспортные средства способны перевезти до 25 тонн груза с постоянной температурой на протяжении всей поездки. Кроме того, они оснащаются самыми современными навигационными системами, делающими доставку качественной и безопасной.

Особенности перевозки

В течение всей грузоперевозки холодильная установка позволяет обеспечить доставку скоропортящегося груза. Причем грузовые рефрижераторы передвигаются на любые расстояния, своевременно и без потери качества товара. Основные виды продукции, перемещаемые в таких транспортных средствах, подразделяются на три категории:

  • хранящиеся более двух месяцев. К ним относятся продукты глубокой заморозки – это рыба и мясо;
  • сроком хранения до месяца. Это – колбасные и мясные изделия, молочная продукция, кондитерские изделия;
  • сроком годности до нескольких суток. Такие как: фармацевтические товары, пирожные, свежая рыба.

Из-за большой территории РФ, популярность автоперевозок в спецфургонах с холодильной установкой, неизменно растет. Расширяется число компаний, выполняющих транспортировку скоропортящихся продуктов, а для этого необходимо иметь большой автопарк.

Да и ремонт рефрижераторов занимает не последнюю очередь. Хотя своевременное обслуживание поможет снизить риск поломки и необходимости ремонта рефрижератора.

Преимущества

  • Большой перечень сфер эксплуатации;
  • Перевозка товаров с разными условиями и температурой за счет размещения в изолированных отсеках с нужной средой;
  • Доставка изделий большого объема;
  • Сохранение изначально заданных свойств товаров;
  • Циркуляция воздуха;
  • Управление созданием микроклимата.

Так что это такое – рефрижератор? Это совокупность узлов и систем, предназначенных для транспортировки и хранения скоропортящихся грузов, а также, поддержания характеристик продукции на заданном уровне.

Конструкция этих фургонов держит температуру постоянной, на протяжении всего процесса доставки продукции. Тип используемых фур зависит от категории груза и расстояния. Рассмотрим на примере полуприцепа Алка главные достоинства холодильного оборудования.

Читать еще:  Остов ходовая система рулевое управление мтз 82 давление в шинах

Полуприцеп Alka N12

Собирался в Чехословакии. Фургон создавался для сцепки с тягачом Skoda-LIAZ и был рассчитан для перевозки охлажденных и замороженных продуктов.

На раму устанавливался изотермический кузов c холодильной спецтехникой BIS. Температура регулировалась автоматически. Кузов был снабжен механизмом транспортировки туш на крюках.

Внутри было разделение на два отсека – грузовой и машинный. В грузовом отсеке были установлены двери, а внутри он изолирован пенополиуретаном и отделан алюминиевыми листами. Машинный располагался спереди полуприцепа. Его оборудовали холодильной установкой, а испарительную поверхность вывели в грузовое помещение.

Устройство

Стены современных изотермических фур изготавливают из сэндвич-панелей. Они имеют толщину 40-80 миллиметров и соединяются друг с другом листами обшивки. Стыки хорошо изолируются для предотвращения возникновения конденсата. Створки дверей обрамляются по периметру уплотнителем. Все эти меры служат для предотвращения воздействия окружающий среды на внутреннюю среду кузова.

Теплоизоляцией служит пенополиуретан, которым обшивается коробка фургона. Этот материал обладает низкой теплопроводностью, устойчив к возникновению плесени, экологически безопасен.

Прочность кузова и низкая масса обеспечены благодаря применению современных материалов и бескаркасной сборки, что позволило увеличить грузоподъемность.

Для обшивки изнутри и снаружи используют:

  • оцинкованный лист с покрытием из полимера;
  • плакированный лист стали;
  • ламинированная фанера;
  • нержавеющая сталь;
  • алюминиевый лист.

Пол состоит из сэндвич-панели, обшиваемой оцинкованными листами стали.

Холодильное оборудование бывает моноблочным и раздельным. Моноблочное – испаритель и конденсатор выполнены в одном блоке.

По типу монтажа есть различные варианты:

  • рабочие узлы в фургоне;
  • испаритель в фуре, а конденсатор снаружи;
  • на крыше, либо на передней стенке.

Ремонт

Основные неисправности, при которых требуется ремонт рефрижераторов:

  • Выход из строя компрессора;
  • Изнашивание цилиндров, плунжеров, сальников, рабочих поверхностей и исполнительных деталей;
  • Появление воды в узлах;
  • Неисправность контрольного блока;
  • Нарушение герметичности системы.

Текущий ремонт рефрижератора необходим, когда происходит потеря мощности, перегрев и снижение технических показателей.

Зачастую сложно выявить неисправности по внешнему виду узлов, т.к. отсутствуют механические повреждения. Главные поводы провести диагностику рабочих систем, это падение давления в магистралях и повышение температуры в кузове. Если это проигнорировать, то можно усугубить последствия неправильной работы в выходе из строя и других систем – ремонт рефрижератора будет дорогим.

Замеры давления проводят на рабочем режиме при полностью заправленной системе. Если обнаруживаются трещины во фреоновых трубопроводах, они либо паяются, либо подлежат замене.

Имеют место так же быть и неисправности в электрическом оборудовании: электродвигатель, пускатель, реле или проводка. Такой ремонт рефрижератора выполняет электрик. Чаще всего вопрос встает в простой замене прокладок или чистке фильтрующих элементов.

Также необходимо проходить своевременное техническое обслуживание, согласно перечню регламентных работ, указанных в руководстве по эксплуатации на технику. Кроме того, водитель обязан ежедневно осматривать холодильную установку на наличие механических повреждений, масляных подтеков и разгерметизации.

Важно помнить, что ремонт выполняет только квалифицированный персонал с помощью специального оборудования.

Обзор автомобильных рефрижераторов — модельный ряд и технические характеристики

Перевозка особой группы товаров требует создания определенных условий. Продукты питания, медицинские препараты, цветы и другая скоропортящаяся продукция транспортируется только в условиях низких температур. Для их создания используют рефрижераторы — специальные транспортные средства, оборудованные холодильной камерой. Рефрижератор способен поддерживать температуру в кузове в пределе от -20С до +12С. При этом температура окружающей среды может быть до +40С, а влажность — до 80 %. В рефрижераторных фургонах, изготовленных с использованием изотермических материалов, заданная температура обеспечивается за счет специально установленных источников охлаждения.

Классификация и особенности рефрижераторов

В зависимости от температурного режима, специально оборудованные фургоны классифицируют следующим образом:

  • Тип А. К нему относятся рефрижераторы, в кузове которых может поддерживаться постоянная температура от 0 до +12 градусов.
  • Тип В. В эту группу входят рефрижераторы, поддерживающие температуру от -10 до +12 градусов.
  • Тип С. Этот вид рефрижератора создает и поддерживает температуру от -20 до +12 градусов.

Для перевозки скоропортящихся товаров используются рефрижераторы разной категории грузоподъемности:

  • до 3 тонн — транспортировка по городу;
  • от 3 до 5 тонн – междугородние перевозки;
  • более 5 тонн – крупнотоннажные перевозки на дальние расстояния.

Подзарядка холодильных установок может осуществляться от двигателя машины, автономной установки или электросети. В последнем случае температура внутри фургона во время подзарядки опускается до -30 градусов, а затем поддерживается в течение определенного времени. Такой тип холодильников подойдет для перевозки скоропортящихся товаров на малые расстояния, с частыми остановками на разгрузку.

Среди дополнительного оборудования рефрижераторов: система двухъярусной погрузки, паллетные ящики, система направляющих для крюков, если фургон предназначен для перевозки мясных туш. Рефрижераторы для международных перевозок, проходят обязательную сертификацию. От технических характеристик шасси, фургона и холодильной установки зависят стоимость и функциональные возможности грузовика.

Зарубежные бренды рефрижераторов

DAF – модельный ряд наиболее популярных рефрижераторов нидерландского бренда составляют: DAF FA LF55.250 Sleeper Cab, DAF FA LF55.300 Day Cab, DAF LF 55.3 Thermo King. Машины серии LF55 имеют полную массу от 12 до 21 тонны, имеют колесную конфигурацию FA 4х2, FA 6х2.

Читать еще:  История и предназначение

HINO — шасси малотоннажных и среднетоннажных грузовых автомобилей серий HINO- 300, HINO-500, грузоподъемностью 5 т и 8 т, оснащаются изотермическим фургоном Toyota с длинной и короткой базой. Японские рефрижераторы адаптированы для эксплуатации в России.

ISUZU – среди моделей рефрижераторов от японского производителя: ISUZU ELF 5.5, ISUZU ELF 7.5, ISUZU ELF 9.5, ISUZU GIGA, грузоподъемностью 3 т, 4,7 т, 6,5 т, 23 т соответственно. Есть возможность использования прицепа массой до 3,5 т. Грузовики отличаются высокой проходимостью, адаптированы к любым условиям эксплуатации.

NAVECO – на шасси серии NAVECO С-300 устанавливаются изотермические фургоны из современных сэндвич-панелей, оснащенные высокоэффективным холодильным оборудованием торговых марок – Zanotti, Thermo King, Carrier. Грузоподъемность итальянских рефрижераторов — до 6,7 т.

Российские марки рефрижераторов

ГАЗ – самая популярная марки машин в России, на базе которых выпускаются авторефрижераторы. Среди моделей, оснащаемых фургоном с холодильной установкой: ГАЗ 3308, ГАЗ 3309, ГАЗ Валдай 33106, грузоподъемностью 1,5 т, 3,5 т, 3,5 т соответственно.

ЗИЛ – рефрижератор ЗИЛ 432932 – среднетоннажный грузовик с колесной формулой 4х2 и кабиной капотного типа. Автомобиль базируется на заднеприводном шасси с максимальной грузоподъемностью 6,7 т. В данном исполнении предлагается с грузовой надстройкой в виде изотермического кузова с холодильным оборудованием.

КАМАЗ – сверхгерметичный термофургон с холодильной установкой базируется на шасси моделей КамАЗ 4308, КамАЗ 43114, КамАЗ 43118, КамАЗ 43253, КамАЗ 65115, КамАЗ 65117 Грузоподъемность автомобилей от 5,5 т до 17,4 т. Возможна установка холодильного оборудования и фургона под температурный режим от +6С до -20С

СПЕКТР-АВТО – завод автомобильной спецтехники, выпускающий автофургоны, автоцистерны и автоприцепы, в том числе оборудованные холодильной установкой. Рефрижераторные надстройки базируются на шасси таких известных брендов как: Hyundai, ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ, Isuzu, Tata.

ЦТТМ – крупный производитель автомобильных фургонов в России. В каталоге компании более 1000 наименований кузовов-фургонов, устанавливаемых на шасси всех отечественных и многих зарубежных грузовых автомобилей: Газ-3302, Hyundai HD-65, Hyundai HD-78, Isuzu NQR-75, Foton-1049.

Авторефрижераторы: холодильники на колесах

Конкурентное преимущество в предпринимательской деятельности во многом зависит от использования новейших технологий. В выигрыше окажется тот, чей бизнес предложит потребителю продукт более высокого качества. Речь, прежде всего, о товарах первой необходимости, в том числе требующих особого подхода к условиям транспортировки. Это продукты питания, медикаменты и химические грузы. Перевозят их с помощью авторефрижератора. По какой классификации они делятся, и на шасси каких транспортных средств устанавливаются – расскажем в нашем материале.

Устройство авторефрижераторов

В отличие от изотермического контейнера, имеющего только теплоизолированный кузов, рефрижератор дополнительно оснащен холодильной установкой для автоматической поддержки определенной температуры и влажности. Этот диапазон варьируется от +12°C до –20 °C. Система сама выдерживает заданные параметры хранения при транспортировке. Причем, может обеспечивать выбранный режим без вмешательства человека не менее 12 часов согласно европейским правилам перевозки скоропортящихся грузов (АТР Europe).

Сам рефрижератор представляет собой фургон, плюс прицеп или полуприцеп. Корпус контейнера изнутри теплоизолирован, что уже само по себе помогает долгое время сохранять продукт с той температурой, с которой он был помещен внутрь. Задача же холодильного агрегата – фиксировать любые изменения в атмосфере рефрижератора и выравнивать температурно-влажностные характеристики согласно ранее установленным настройкам. Однако в функции автохолодильника не входит заморозка перевозимого продукта. По нормам транспортировки соответствующих грузов они должны быть заморожены до загрузки в машину.

Особую актуальность авторефрижераторы имеют при необходимости дальней доставки. Для выполнения этой, а также других задач АТР Europe была разработана специальная классификация подобных транспортных средств. Отталкиваясь от максимальных значений наружной температуры (от +30 °C до –30 °C), при которой рефрижератор работает в штатном режиме, она включает в себя 6 классов:

  • Класс A (от +12 °C до 0 °C)
  • Класс B (от +12 °C до –10 °C)
  • Класс C (от +12 °C до –20 °C)
  • Класс D (менее или равно +2 °C)
  • Класс E (менее или равно –10 °C)
  • Класс F (менее или равно –20 °C)

Обзор рефрижераторных фургонов на различных шасси

Все рефрижераторные фургоны относятся к транспортным средствам специального назначения и не являются серийными. В большинстве случаев данные автофургоны собираются индивидуально и на шасси того автомобиля, который требуется заказчику. Тем не менее существует ряд базовых марок, чаще всего используемых для установки на них рефрижераторов. Из импортных это: Hyundai, ISUZU, Mitsubishi, Mercedes Benz, Hino, MAN и Fuso. Отечественные: КАМАЗ, ГАЗ и СЗАП.

Из корейских моделей Hyundai наиболее популярны HD 72, HD 78 и HD 120. На них устанавливаются фургоны, отделанные изнутри специальными пластиковыми сэндвич-панелями. Это обеспечивает сборщикам простоту их монтажа. Причем, легкость конструкции не снижает её прочности и делает такой рефрижераторный фургон даже экономичнее по сравнению с моделями, собранными «по старинке». Автофургоны Hyundai отличаются, таким образом, большей грузоподъемностью и находят широкое применение в коммерческой перевозке пищевых продуктов.

Читать еще:  Купить газель некст фермер комплектации модели

Модели оснащаются высокоэффективными морозильными установками «Вьюга-максима» или Global freeze 5100 (крышный вариант). К слову, последний агрегат прошел испытания в спецлаборатории и зарекомендовал себя очень надежным. Отлично подойдет для использования в различных климатических условиях. А наличие в конструкции фургона перегородок даст возможность устанавливать разные температурные режимы внутри грузовых отсеков. Грузоподъемность рефрижераторов на шасси Hyundai – до 5,5 тонн.

Не меньшим спросом у предпринимателей и транспортных компаний пользуются рефрижераторы на шасси японских грузовиков ISUZU. Базовыми моделями являются NQR75R и NQR75P. Обычно, на них устанавливают холодильные установки Global freeze 5100 или более мощные Global freeze 5900. Грузоподъемность у этих фургонов несколько меньше, чем у Hyundai – до 3800 кг. Однако универсальность рамы японских автомобилей дает большую вариативность при монтаже на них различных видов кузовов и навесного оборудования (например, гидроборта Zepro RZ 10-135 S).

Среди отечественных марок, наиболее подходящих для установки рефрижераторных фургонов, вне конкуренции ГАЗ. А именно, шасси моделей 3302, 33104 «Валдай», A21R32 NEXT и 3309. В некоторых случаях по желанию заказчика стандартная рама дополнительно удлиняется. Короб автофургона, обычно, выполняется из прочного пластика. Что касается монтажа холодильных агрегатов, то самый распространенный вариант – отечественная «Вьюга-стандарт» или Global freeze GF35. Грузоподъемность ГАЗелей, правда, ещё ниже чем у «корейцев» и «японцев» – всего 3,4 тонны. Но от них больше и не требуется. Основная область применения рефрижераторов на шасси ГАЗа – внутригородские перевозки.

Несколько разнообразнее возможности авторефрижераторов на базе другого отечественного автомобиля КАМАЗ. Для установки на него термокороба используются шасси следующих моделей: 4308, 4308 Euro3, 65115, 65117 и 43118. В данном случае, гораздо больший выбор и монтируемых на них холодильных установок: Thermo King V500, Thermo King V700, Global freeze 5100, Global freeze 5900, «Вьюга-максима», а также автономное холодильное оборудование ZANOTTI DFZ 430. Грузоподъемность рефрижераторов на базе КАМАЗ – более 9000 кг. Эти машины задействованы в основном на дальних перевозках особых грузов.

Особенности эксплуатации грузовых авторефрижераторов

Грузовой авторефрижератор – профессиональное транспортное средство для перевозок скоропортящихся продуктов, которые чувствительны к температурным колебаниям. Без этих машин невозможна доставка как на коротких, так и на длинных дистанциях. Однако важная роль отводится не только марке и мощности холодильно-отопительной установки, но и правильной эксплуатации во избежание непредвиденных расходов.

Чем отличаются рефрижераторы?

Установки представлены специальным холодильным оборудованием, которое отвечает за температурную устойчивость внутри фургона. Оно производит повышение или понижение температуры, контролирует её стабильность. Стандартные усредненные показатели – приблизительно 12 часов беспрерывной работы.

Главные их преимущества – конструкция и крепления. Чтобы сохранить определенный терморежим, необходима не только высокомощная современная ХОУ, но и герметичность пространства, где будут храниться товары. Теплоизоляционный слой составляет не менее 80 мм. Поддержка конкретного температурного диапазона зависит от изначальной мощности спецтехники. Зачастую он варьируется от +10-12 градусов до — 20 градусов и ниже.

Правила эксплуатации и рекомендации

В зависимости от времени года, особенностей погрузки и ассортимента товара, вывели ряд важных правил, которые советуют соблюдать для долгой и надежной службы.

  1. В холодный период нельзя забывать о маслах, подогревателе дизельного топлива и охлаждающей жидкости. Предполагается эксплуатирование без автоматической остановки двигателя в режиме регулирования.
  2. В теплую и жаркую погоду не эксплуатировать в режиме START-STOP, если груз составляют продукты глубокой заморозки. Желательно парковаться в тени и снабдить оптимальной циркуляцией воздуха.
  3. Если перевозятся свежие продукты, осуществить оттаивание вручную через полчаса после загрузки продукции.
  4. В случае работы с замороженным грузом, включая мороженое, во время открытия дверей, необходимо произвести остановку агрегата, чтобы не обледенел испаритель, а также установить завесы.
  5. Авторефрижераторы только поддерживают определенную температуру, поэтому груз должен поступать уже охлажденным до тех показателей, которые заранее предписаны для транспортировки.

Неисправность рефрижератора и как это предупредить?

Холодильное оборудование может поломаться как из-за некорректной работы, так и из-за независящих от сотрудников причин. Нередко случается протечка фреона из-за поврежденных коррозией труб, уплотнителей или шлангов, изнашивания фильтра-осушителя, избытка слоя грязи, обусловившей непроходимость фреона, и многих других причин, которые могут распознать и устранить только профессионалы.

Обычно во время диагностики быстро выявляют и устраняют подобные проблемы. Чтобы не тратиться на починку, важно систематически проходить технический осмотр, который убережет от внезапных неприятных сюрпризов и дополнительных издержек на ремонт.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector