1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общие сведения назначение и особенности эксплуатации

Введение

Основной задачей автомобильного транспорта, которым перевозится до 80 % грузов, является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения и хозяйства страны в перевозках, повышение эффективности его работы, что особенно важно в условиях рыночной экономики в связи с коммерциализацией перевозок.

Эффективное использование автотранспортных средств (АТС) невозможно без широкого применения специализированных грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, уменьшения непроизводительных простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок, дальнейшего развития и совершенствования централизованных перевозок грузов, обеспечения преимущественного развития транспорта общего пользования и улучшения структуры парка подвижного состава.

Одно из главных направлений научно-технического прогресса на грузовом автомобильном транспорте — широкая специализация АТС с учетом требований строительства, промышленности, торговли, бытового обслуживания, здравоохранения и других отраслей народного хозяйства.

Расширение выпуска специализированных АТС за счет применения самосвалов, цистерн, рефрижераторов, контейнеровозов, панелевозов, автомобилей с автономным погрузочно-разгрузочным оборудованием и других позволяет повысить сохранность перевозимых грузов, снизить потери при перевозке, механизировать погрузочно-разгрузочные работы, уменьшить время на перевозку и разгрузку, т.е. в наибольшей степени реализовать основное преимущество автомобильного транспорта — принцип «от двери до двери».

Широкому применению специализированного подвижного состава способствует укрупнение автотранспортных предприятий, развитие централизованных перевозок грузов, увеличение объема перевозок грузов торговли и общественного питания.

Эффективное использование специализированного подвижного состава в данных условиях эксплуатации зависит от того, насколько учтены требования, предъявляемые к конструкции кузова или вспомогательным устройствам АТС.

Общие сведения, назначение и особенности конструкции тягачей

Тягач — это самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки прицепов и полуприцепов, несамоходных машин (строительных, сельскохозяйственных), грузов на санях и волокушах, а также для буксировки неисправных самоходных машин (автомобилей, танков и проч.) и самолетов на аэродромах. В качестве тягача может выступать автомобиль, трактор или специальная самоходная машина. Тягачи классифицируются по типу машины, тяговому классу, числу осей. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом. Седельный тягач — вид тягача, работающий с полуприцепами, присоединяемыми к машине с помощью специального сцепного механизма — седельно-сцепного устройства (рис.1).

Рис.1 — Седельный тягач КамАЗ-5490

Седельный тягач получил такое название из-за того, что прицеп присоединяется к автомобилю с помощью особого сцепного механизма — седла. Превосходством такой конструкции является возможность транспортировки длинномерных грузов, а также выгрузка назад или сбоку. Благодаря большой мощности двигателя по сравнению с обычными грузовиками, седельный тягач может без особых трудностей возить длинномерные грузы. Их с успехом применяют и для магистральных автоперевозок, и для развозных перевозок на коротком плече, и для работы в строительстве. Преимущество использования седельных тягачей перед обычными грузовыми автомобилями — это высокий КПД, который складывается из отношения грузоподъёмности к собственному весу. Экономически это выражается в более низком расходе топлива в расчете на тонну перевозимого груза, что примерно на 25% ниже, чем у грузовика. Кроме того, эти машины рассчитаны на эксплуатацию в транспортном режиме до 90% общего времени. Для большинства автомобильных концернов, в состав которых входит грузовое направление, седельные тягачи являются локомотивами продаж. Все большие производители грузовой техники выпускают тягачи, схожие по своим техническим параметрам.

На российском рынке пользуются популярностью такие марки тягачей, как французская Renault, шведские Volvo, Iveco из Италии, немецкая MAN и Mercedes-Benz , отечественный КамАЗ и прочие. Каждая марка за долгие годы существования успела зарекомендовать свою продукцию и найти своего потребителя.

Тягачи бывают американского и европейского видов. Технические характеристики у них приблизительно одинаковые, отличие лишь в устройстве кабины. Американцы устанавливают двигатель перед кабиной из химических волокон и пластика (рис.2), а производители-европейцы делают кабину без капота, двигатель располагается под водителем (рис.3). У каждой модели свои преимущества, к примеру, европейские кабины более сложные в устройстве и делаются из стали, но их конструкция позволяет уменьшить длину грузовика. Это очень важная характеристика, потому что во многих странах существует ограничение по длине транспортных средств. Независимо от конструкции кузова все виды седельных тягачей имеют две или три оси. Трехосные тягачи более мощные и применяются там, где требуются тяжеловесные транспортировки.

Рис. 2 Седельный тягач «американской» (капотной) схемы: 1. Тягач; 2. Полуприцеп; 3. Моторный отсек; 4. Кабина; 5. Спальное место сменщика (может отсутствовать); 6. Обтекатель; 7. Топливные баки; 8. Седло; 9. Кузов; 10. Выдвижная опора.

Такая схема принята в странах, где нет жёстких ограничений на длину транспортного средства (США, Канада, Австралия).

Рис.3 Седельный тягач «европейской» (бескапотной) схемы. 1. Тягач; 2. Полуприцеп; 3. Моторный отсек; 4. Кабина; 5. Спальное место сменщика (может отсутствовать); 6. Обтекатель; 7. Топливные баки; 8. Седло; 9. Кузов; 10. Выдвижная опора.

Общие сведения об эксплуатации оборудования

После завершения электромонтажных, пусконаладочных работ и приемо-сдаточных испытаний начинается использование электро­оборудования по назначению в технологическом процессе предпри­ятия, то есть эксплуатация этого оборудования.

Под термином «эксплуатация» понимается стадия жизненного цикла оборудования, на которой реализуются, поддерживаются и вос­станавливаются его технические характеристики, предусмотренные проектом и нормативными документами.

Читать еще:  Электрические oleo mac tr111e и менее популярные модели

Персонал, осуществляющий техническую эксплуатацию электро­оборудования, подразделяется:

• на административно-технический, организующий техническое обслуживание оборудования, оперативное управление обору­дованием и ремонтные работы;

оперативный, осуществляющий техническое обслуживание
и оперативное управление (проведение осмотров, оперативных переключений, подготовку рабочего места, допуск к работе, надзор за работающими);

ремонтный, выполняющий все виды работ по ремонту оборудо­вания электроустановок.

Эксплуатационный персонал должен иметь соответствующую вы­полняемой работе квалификационную подготовку и группу по электробезопасности.

Организационные и технические положения по эксплуатации обо­рудования изложены в Правилах технической эксплуатации электро­установок потребителей [1], являющиеся обязательными для всех отраслей народного хозяйства. Применительно к конкретным усло­виям каждого предприятия разрабатываются и утверждаются руково­дителем электрохозяйства местные инструкции, базирующиеся на ука­занных Правилах.

Основные этапы эксплуатации оборудования, показаны на рис. 6.1. Для реализации и поддержания требуемых технических характе­ристик оборудования проводится его техническое обслуживание — комплекс работ, включающий в себя осмотры, межремонтное обслу­живание, профилактические испытания и диагностирование состояния оборудования.

Осмотры оборудования выполняются с целью визуального кон­троля состояния этого оборудования. Различают плановые и внеоче­редные осмотры оборудования. Периодичность плановых осмотров регламентируется [1], а также с учетом конкретных условий работы оборудования — местными инструкциями.

Рис. 6.1. Основные этапы эксплуатации оборудования

Внеочередные осмотры оборудования проводятся, например, при резких изменениях условий его работы, после стихийных бедствий, отключения оборудования релейной защитой.

При межремонтном обслуживании электрооборудования выпол­няются технические мероприятия в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, в частности чистка изоляции, смазка трущихся частей, а также устраняются выявленные при осмотрах мелкие неис­правности и дефекты оборудования.

В процессе эксплуатации происходит износ оборудования, сопро­вождающийся изменением его технических характеристик. Осмотры далеко не всегда позволяют выявить техническое состояние оборудо­вания и возможность дальнейшего его использования по назначению. В частности, невозможно визуально оценить состояние изоляции ка­беля, состояние масла трансформатора и его твердой изоляции.

Более достоверная, чем при осмотрах, оценка технического со­стояния и возможности дальнейшего использования оборудования по назначению осуществляется профилактическими испытаниями (изме­рениями параметров) и диагностированием состояния оборудования.

Объем и нормы профилактических испытаний регламентируются [1], а конкретные сроки этих испытаний определяются техническим руководителем предприятия (главным энергетиком) с учетом рекомен­даций заводских инструкций и местных условий эксплуатации обору­дования.

Основными задачами диагностирования оборудования являются:

• определение вида технического состояния;

• поиск места отказа или неисправностей;

• прогнозирование технического состояния.

При определении вида технического состояния дается заключение об исправности (неисправности) и работоспособности (неработоспо­собности) оборудования. При прогнозировании технического состоя­ния дается оценка остаточного ресурса и нижняя граница вероятности безотказной работы оборудования для заданного интервала времени.

Общий порядок проведения диагностирования оборудования регламентируется [1].

По результатам осмотров, профилактических испытаний и диагно­стирования оборудования оценивается необходимость и целесообраз­ность его ремонта.

Ремонт оборудования — это комплекс работ для поддержания ра­ботоспособности и требуемых технических характеристик оборудова­ния путем замены или восстановления изношенных или отказавших элементов с последующей регулировкой, наладкой и испытаниями оборудования.

По назначению различают восстановительный ремонт, реконст­рукцию и техническое перевооружение. Восстановительный ремонт осуществляется без изменения конструкции отдельных узлов и всего устройства в целом. Технические характеристики оборудования оста­ются неизменными.

По объему работ восстановительные ремонты делятся на текущие и капитальные. При капитальном ремонте проводится полная раз­борка оборудования с заменой или восстановлением любых его частей. При таком ремонте достигается практически полное восстановление ресурса оборудования.

К текущим ремонтам относятся ремонты, проводимые для обеспе­чения работоспособности оборудования и состоящие в замене или вос­становлении его отдельных частей, например быстро изнашивающихся деталей. Эти ремонты проводятся в период между двумя капитальными ремонтами.

При реконструкции производится изменение конструктивного ис­полнения отдельных узлов, замена отдельных материалов при практи­чески неизменных технических характеристиках оборудования.

При техническом перевооружении некоторые узлы и материалы заменяются более совершенными, технические характеристики обору­дования улучшаются.

Для оценки состояния оборудования после проведения ремонтных работ проводятся испытания, объем которых регламентируется [1,14].

При эксплуатации оборудования происходит не только его физи­ческий, но и моральный износ, обусловленный появлением нового обо­ру­дования, характеризующегося более высокими технико-эконо­ми­че­ски­ми показателями.

При экономической неэффективности восстановительного ре­монта, особенно морально устаревшего оборудования, выполняется его ути­лизация — последняя стадия эксплуатации оборудования.

|следующая лекция ==>
Монтаж комплектных распределительных устройств|Связь эксплуатации и надежности оборудования

Дата добавления: 2017-09-19 ; просмотров: 1360 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общие сведения назначение и особенности эксплуатации

Под эксплуатацией, согласно ГОСТ 17526-72, понимается совокупность использования изделий по назначению, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Кроме того, в технической литературе и в официальных эксплуатационно-ремонтных документах применяются термины “Техническая эксплуатация” и “Производственная эксплуатация” машин и оборудования. При этом подразумевается, что первое определение (техническая эксплуатация ) охватывает комплекс мероприятий по техническому обслуживанию, техническому надзору и ремонту, направленных на обеспечение работоспособности оборудования в течение всего срока его службы. Однако, включение в это определение ремонта, по-видимому, не оправдано, так как в процессе ремонта оборудование не используется по своему прямому назначению, то есть не эксплуатируется. Второе определение (производственная эксплуатация) охватывает все, что связано с организацией производственно-технологического использования оборудования и повышением его производительности.

Читать еще:  Конструкция и принцип работы

В дальнейшем будем рассматривать техническую эксплуатацию оборудования, так как производственная рассматривается в других, специальных курсах учебных программ.

В данном курсе под термином “техническая эксплуатация“ подразумевается комплекс вопросов, включающих: общие вопросы организации и подготовки эксплуатации оборудования; технический надзор и обеспечение безопасности при работе оборудования; организацию, планирование и содержание технического обслуживания и планирование его ремонта.

Под термином техническое обслуживание подразумевается комплекс работ для поддержания исправности только работоспособности оборудования при подготовке его к использованию по назначению, при хранении и транспортировании.

Эксплуатационные свойства оборудования характеризуются эксплуатационной технологичностью, под которой понимают такое свойство конструкции оборудования , которое определяет приспособленность его к работам, выполняемым при подготовке к использованию в процессе непосредственного применения и по окончании использования. Эксплуатационная технологичность изделий оценивается рядом количественных показателей, например: периодичностью технического обслуживания; трудоемкостью (удельной) технического обслуживания, ремонта; коэффициентами приспособленности конструкции изделия к техническому обслуживанию, ремонту, равных отношению трудоемкости основных работ к сумме основных и дополнительных (сопутствующих основным) работ, операций по ТО или ремонтам; коэффициентом применяемости инструмента и др.

Под наработкой изделия понимают продолжительность или объем его работы, выраженные в часах, тоннах перевезенного груза, километрах и др.

Технический ресурс — наработка изделия до предельного состояния от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта определенного вида.

Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации изделия до момента возникновения предельного состояния, оговоренного в технической документации, или до списания.

Списание производят с оформлением актов по установленной форме специально созданные комиссии. При списании оборудования, подконтрольного государственным инспекциям, к работе комиссий привлекают представителей этих инспекций. Годные детали, сборочные единицы и агрегаты разобранного после списания оборудования приходуют и используют по назначению.

Оборудование после монтажа не сразу вводится в эксплуатацию, особенно в строящихся цехах, а через определенное время, связанное с организацией производства. В течение этого времени должна быть обеспечена его сохранность. Для этого выполняют ряд мероприятий. При хранении оборудования в течение трех и более месяцев оно должно быть подвергнуто консервации и очередному техническому обслуживанию с целью сохранения его в полной исправности и работоспособности. Надлежащим образом должно быть обеспечено хранение оборудования с длительными перерывами в работе (сезонное, энергетическое оборудование и т.п.) При этом, например, неокрашенные и хромированные поверхности покрывают защитным лаком; резиновые и кожанные изделия снимают и хранят при температуре +15 0 С. Также снимают и хранят в закрытых помещениях электрооборудование, аккумуляторы, приборы и др.

Ввод в эксплуатацию оборудования после его длительного хранения производят в определенной последовательности. При этом: производят наружную расконсервацию; проверяют техническое состояние внешним осмотром; устраняют выявленные неисправности; проверяют работоспособность опробованием вхолостую и под нагрузкой на рабочих режимах.

Если в течение гарантийного срока нормальной технической эксплуатации оборудования обнаруживаются его заводские дефекты, то в этом случае заводу-изготовителю предъявляются рекламации, обоснованность которых подтверждается актом, составленным и подписанным специально созданной для этого комиссией, в состав которой при необходимости включаются представители завода-изготовителя.

Морально устаревшее, а также изношенное и непригодное к дальнейшей эксплуатации оборудование после отработки им установленных сроков службы и при условии, что восстановление или модернизация его невозможны или экономически нецелесообразны, подлежит списанию.

2.4. Организация эксплуатации оборудования

2.4. Организация эксплуатации оборудования

2.4.1. Эксплуатация оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации (ПТЭ), Правил промышленной (производственной) безопасности (ППБ), ГОСТ и СНиП, в которых изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации оборудования. Вся действующая на предприятии нормативно-техническая документация (НТД) по эксплуатации оборудования должна соответствовать требованиям указанных документов.

2.4.2. Вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности предприятий (государственные, акционерные, кооперативные, индивидуальные и т. д.) при использовании оборудования для выпуска продукции и оказания услуг на предприятии должна быть организована правильная эксплуатация оборудования, которая во многом определяет его исправность в течение всего срока службы.

2.4.3. Правильная эксплуатация оборудования предусматривает: разработку должностных и производственных инструкций

для эксплуатационного и эксплуатационно-ремонтного персонала; правильный подбор и расстановку кадров;

обучение всего персонала и проверку его знаний ПТЭ, ППБ, должностных и производственных инструкций;

содержание оборудования в исправном состоянии путем своевременного выполнения ТО и ремонта;

исключение выполнения оборудованием работ, отрицательно влияющих на окружающую среду;

организацию достоверного учета и объективного анализа нарушений в работе оборудования, несчастных случаев и принятие мер по установлению причин их возникновения;

выполнение предписаний органов Ростехнадзора.

При совместной эксплуатации оборудования между арендодателем и арендатором заключается договор, в котором оговариваются конкретные обязанности по содержанию в исправном состоянии находящегося в их распоряжении оборудования, порядку его использования и ремонту.

2.4.4. Непосредственно эксплуатацию оборудования осуществляет эксплуатационный персонал по месту нахождения оборудования.

2.4.5. Руководители подразделений, в подчинении которых находится эксплуатационный и эксплуатационно-ремонтный персонал, должны иметь техническую подготовку по соответствующему оборудованию, осуществлять профессиональное руководство и контроль работы подчиненного им персонала.

Перечень должностей инженерно-технического персонала утверждает руководитель предприятия.

2.4.6. Лица, не достигшие 18-летнего возраста, к работе на сложных установках не допускаются. К самостоятельной работе не допускаются практиканты вузов и техникумов. Они могут находиться на рабочих местах только под надзором лица, имеющего соответствующую техническую подготовку.

Читать еще:  Внешний тюнинг агрегата

2.4.7. До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу (должность), а также при перерыве в работе более одного года персонал обязан пройти медицинское освидетельствование и обучение на рабочем месте.

По окончании обучения должна быть проведена проверка знаний работников, после чего им присваивается соответствующая группа по безопасности.

2.4.8. После проверки знаний каждый работник должен пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного работника, после чего он может быть допущен к самостоятельной работе. Допуск к стажировке и самостоятельной работе для инженерно-технического персонала оформляется распоряжением по предприятию, для рабочих – распоряжением по цеху.

2.4.9. Проверка знаний правил, должностных и производственных инструкций в соответствии с РД 03-444-02 производится:

первичная – перед допуском к самостоятельной работе;

очередная – один раз в год для оперативного и оперативно-ремонтного персонала, один раз в три года для инженерно-технического персонала;

внеочередная – при нарушении работником правил и инструкций, по требованию руководителей технологических цехов, ОГМ или Ростехнадзора.

2.4.10. Лица, не выдержавшие проверку знаний, проходят повторную проверку не ранее чем через 2 недели и не позднее чем через 1 месяц со дня последней проверки.

Лицо, получившее неудовлетворительную оценку при третьей проверке знаний, отстраняется от работы; договор с ним должен быть расторгнут вследствие его недостаточной квалификации.

2.4.11. Проверку знаний инженерно-технического персонала осуществляют комиссии с участием территориального инспектора Ростехнадзора, остального персонала – комиссии, состав которых определяет руководитель предприятия. Результат проверки знаний заносится в журнал определенной формы и подписывается всеми членами комиссии.

Персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы.

2.4.12. Использование оборудования на рабочем месте должно производиться в соответствии с требованиями инструкции завода-изготовителя, приведенной в руководстве по эксплуатации (паспорте) соответствующего оборудования. При отсутствии заводской документации инструкции по эксплуатации оборудования необходимо разрабатывать непосредственно на предприятии.

2.4.13. Инструкции по эксплуатации должны содержать следующие сведения:

порядок приема и сдачи смен, остановки и пуска оборудования, проведения ТО;

перечисление мер, обеспечивающих бесперебойную, надежную и эффективную работу оборудования;

перечисление характерных неисправностей, при которых оборудование должно быть остановлено;

порядок остановки оборудования при аварийных ситуациях, перечень блокировочно-сигнализирующих устройств, отключающих оборудование при аварии;

требования по производственной безопасности, производственной санитарии и противопожарным мероприятиям.

Если имеется «Инструкция по рабочему месту», разработанная в соответствии с ГОСТ 2.601—68, то составление инструкций по эксплуатации не требуется.

2.4.14. В зависимости от характера производства, вида и назначения оборудования оно может закрепляться за эксплуатационным и эксплуатационно-ремонтным персоналом, который обязан:

содержать оборудование в исправности, чистоте, своевременно производить его смазку, принимать меры по устранению неисправностей и предупреждать возможность их появления;

соблюдать установленный режим работы оборудования;

немедленно останавливать оборудование при появлении признаков неисправностей, ведущих к выходу оборудования из строя или создающих опасность для здоровья или жизни людей;

по контрольно-измерительным приборам, визуально и на слух следить за исправной работой оборудования;

не допускать перегрузок, исключать вредное влияние работающего оборудования на строительные конструкции, повышенные вибрации, паровыделение, пролив жидкостей, течи, температурные воздействия и т. д.;

контролировать циркуляцию смазки, степень нагрева подшипников, не допускать утечки масла. При прекращении подачи масла в системах, не имеющих блокировки, необходимо остановить оборудование и доложить о происшествии сменному мастеру (механику).

2.4.15. Основной задачей оперативного персонала цеха является обеспечение бесперебойной работы оборудования путем постоянного и в полном объеме постоянного и в полном объеме проведения ТО. Он несет персональную ответственность за поломки и отказы оборудования, возникшие по его вине.

Допускается использование эксплуатационного и эксплуатационно-ремонтного персонала на работах по переключению технологических схем, подготовке оборудования к ремонту, а также при проведении всех видов ремонтно-профилактических работ.

2.4.16. Мастер цеха обязан помогать эксплуатационному персоналу совершенствовать производственные навыки по эксплуатации, предотвращению аварий и предупреждению преждевременного износа оборудования.

Мастер цеха контролирует соблюдение эксплуатационным персоналом инструкции по эксплуатации оборудования, защитных приспособлений и устройств, ведет учет плановых и неплановых ремонтов, аварий и поломок, участвует в составлении актов об авариях и разработке рекомендаций по их предупреждению, осуществляет технический надзор за консервацией неиспользуемого оборудования.

2.4.17. Передача оборудования от смены к смене производится под расписку в сменном журнале (форма 1). При сдаче смены в сменный журнал по выявлению дефектов заносятся отказы и неисправности, имевшие место в течение смены, в том числе и устраненные.

2.4.18. Если оборудование временно не используется, то оно подлежит консервации и хранению на месте установки, а неустановленное – на складах. Перед консервацией оборудование очищают от загрязнений, сливают масла и охлаждающие жидкости, спускные краны и вентили оставляют в положении «Открыто».

2.4.19. Ответственность за неправильную эксплуатацию оборудования, тем более приведшую к отказам и авариям, несут непосредственные виновники в соответствии с действующим законодательством.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector