0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О методах укладки асфальта в дождливые и снежные дни

Новый ГОСТ: созданы правила дорожного ремонта в дождь, снег и холод

В Росавтодоре сочли, что ранее принятые документы, разрешающие ремонтировать дороги в плохих погодных условиях, «выпали из правового поля».

Готов проект нового ГОСТа «Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях». Его разработкой по заказу Федерального дорожного агентства занимался Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса (НИИ ТСК). Цена вопроса составила 8,9 млн рублей. Пока что обсуждается первая версия документа, а финальная, по плану, должна быть готова к ноябрю 2019 года.

По сведениям Росавтодора, большая часть дорог РФ располагается в первой и второй дорожно-климатических зонах (речь идёт о территории вечной мерзлоты, с тундрой, влажными лесами и т.д.). Об этом говорится в пояснительной записке к новому госстандарту. В подобных местах дорожно-строительный и ремонтный тёплый сезон довольно короткий. Сейчас действует свод правил 2012 года, согласно которому можно класть асфальт в сухую погоду весной и летом, при этом температура не должна опускаться ниже плюс 5 градусов, а осенью – не должна быть ниже плюс 10 градусов.

Однако рекомендации Росавтодора 2017 года позволяют подрядчикам укладывать асфальт во время холода без «ущерба качеству»: для этого требуется использовать специальные асфальтобетонные смеси и технику. Как сообщает «Коммерсант», сейчас использовать рекомендации нельзя: этого не допускает технический регламент таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

Поэтому необходим новый ГОСТ. В документе указано, что неблагоприятные погодные условия – это температура от плюс 5 до минус 10 градусов весной и летом, а также от плюс 10 до минус 10 градусов осенью и зимой. Если ремонт дорог приходится производить в таких условиях, то перевозить асфальт с заводов нужно на машине с подогреваемым кузовом. Также потребуется очистить от снега и грязи нижний слой дороги перед тем, как укладывать на него верхний. При необходимости надо также обработать его реагентами и просушить специальными машинами.

Однако эту технологию запрещено использовать в случае, если на улице мороз с ветром скоростью свыше 6 м/с, а также при осадках, интенсивность которых превышает 5 мм в сутки. Также в стандарте отдельно оговаривается, что на скоростных магистралях категорий 1А и 1Б ремонт должен производиться только в тёплое время года.

По словам депутата Госдумы РФ Александра Васильева, новый ГОСТ особенно нужен регионам РФ, которые зачастую не успевают в срок отремонтировать дороги в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД). Напомним, он предполагает, что к 2024 году в нормативное состояние будет приведена дорожная сеть в 83 субъектах страны.

Ранее стало известно о том, что ремонт дорог по праздникам хотят ограничить из-за пробок. С этим предложением выступил депутат Госдумы РФ Василий Власов. Он адресовал его вице-премьеру Максиму Акимову. Его ответа на эту инициативу пока не последовало.

Можно ли класть асфальт в лужи, грязь или просто на снег? Инфографика

Многие не раз наблюдали процесс укладки асфальта зимой или поздней осенью. Но вряд ли кто-то старался вникнуть в технические особенности этого процесса. Оказывается, ремонтировать дороги в это время года можно, но при определённых обстоятельствах.

Согласно действующим советским СНИПам, асфальт нельзя укладывать при температуре ниже +15, но сейчас появились новые материалы и технологии, которые позволяют выполнять работы даже при минусовых температурах. Но никак не ниже -10 ºС.

Что нужно сделать, чтобы положить асфальт зимой?

Чтобы выполнить ремонт дороги зимой, необходимо подготовить территорию: убрать снег, лёд и обработать место специальными реагентами.

Дождь и снег снижают температуру смеси, поэтому в сырую погоду не рекомендуется выполнять укладку толстых слоёв асфальта. Укладывать дорожное покрытие при слабых осадках можно только по всей ширине дороги, а не частями в разные дни. В ливень и метель укладка полотна невозможна.

Как укладывают асфальт?

Укладка асфальта состоит из следующих этапов: очищенное место для новой трассы покрывают щебнем. Затем заливают эмульсию, которая должна обеспечить фиксацию асфальта. Сверху накладывается ещё один слой битума и сухого щебня, поверхность выравнивается катком.

Почему на дороге появляются ямы и трещины?

При укладке асфальта дорожные службы часто экономят. В первую очередь, на эмульсии, задача которой — удерживать щебень. В итоге асфальт кладётся на сухую поверхность, поэтому быстро начинает разъезжаться, образуя трещины.

Второе, на чём пытаются сэкономить — щебень. Вместо него под асфальт могут положить колотый кирпич, который по прочности несравним с гравием. В итоге асфальт проваливается, образуя ямы. Согласно нормативам, для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20–40 мм). Если же это магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40–70 мм), за ним — из средней, последний — из мелкой (5–20 мм). Главное — укатывать каждый слой катком.

Экономят дорожники и на самом покрытии — асфальте. Он, как и битумная эмульсия, изготавливается из нефти. Но не каждый сорт этого сырья подходит для качественной укладки дорог. Как правило, строители не проверяют качество нефти, отсюда — непрочность покрытия. Толщина асфальта зависит от предполагаемой эксплуатации дороги. Минимальная толщина составляет 4–5 см (для дворовых территорий и т. п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт опять же кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистый асфальтобетон, наверх — мелкозернистый. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой. Перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Читать еще:  Холодный асфальт что это такое технология укладки

Ну и основная причина плохих дорог — халатность. Трещины часто появляются из-за воды, которая проникает под покрытие и замерзает во время холодов, тем самым расширяя дыры в дорожном полотне. Строители могут пренебречь техническими требованиями и положить асфальт на снег. В этих действиях кроется не только халатность, но и возможность получения очередного заказа. В лужу положишь — через пару месяцев всё переделывать, вот и готов новый заказ, а списать всё можно на суровый климат.

Когда следует применять холодную и горячую укладку асфальта?

Существует холодный и горячий способ укладки асфальта.

Холодной укладкой чаще всего пользуются при ремонте дороги. Главное в этом процессе — хорошо утрамбовать покрытие. Преимуществом использования холодного асфальта является всесезонность его применения.

Работы по ремонту дороги можно не прекращать даже в зимний период.

Есть несколько видов холодного асфальта:

– Летний холодный асфальт. Температура окружающей среды при укладке от +15 до +30 °С.

– Межсезонный холодный асфальт. Температура окружающей среды при укладке от -5 до +15 °С.

Но такой способ не подходит при строительстве новой дороги или капитальном ремонте старой. В таком случае прибегают к горячей укладке. Асфальт должен укладываться непременно в горячем виде. Впрочем, осенью и ранней весной добиться качественного ремонта дорог с помощью горячей укладки сложно.

Вместо неё применяют технологию литого асфальта. Литой асфальт — это смесь песка, гравия и молотого известняка с битумом. Литой асфальт не обязательно укатывать катками, его консистенция такова, что он ложится плотным литым слоем, не нуждаясь в дополнительном уплотнении. Литой асфальт отличается водостойкостью, поэтому его можно укладывать даже во время дождя. Температура литого асфальта во время укладки может варьироваться в пределах 200–250 градусов. Технология позволяет класть асфальт при -10 °С. Максимальная толщина литого асфальта не должна превышать 25–30 мм. Литой, как и другие виды асфальта, можно использовать не только в дорожном строительстве, но и в таких видах работ, как устройство кровли, покрытие мостов, отделка помещений.

Дорогам отмерено служить три года

С 2011 года в силу вступили новые правила, согласно которым, ремонт дорог должен проводиться не раз в семь лет, как это было раньше, а раз в три года. По мнению чиновников, из-за климатических условий дорога в России служит не более трёх лет.

В том же году столичные коммунальщики начали вести историю дорог. В документах прописывается, когда ремонтировался тот или иной километр магистрали. При обнаружении брака исправлять ошибки за свой счёт должны подрядчики, проводившие работы.

Сравнительная стоимость дорог в России и за рубежом

Некоторые дорожные работы в России по цене в разы превышают стоимость дорог за рубежом. Первое в этом списке — земля, которую нужно выкупить у собственников. В России она обычно включается в стоимость проекта, а в Европе — нет. При этом затраты на отвод земли в России составляют 6–7 % от стоимости проекта, в Московской области — 30 %, а в Москве — до 70 %. Многие заблаговременно скупают прилегающую к будущей трассе землю и затем втридорога продают государству.

Следующее по дороговизне — стоимость проектирования. В России фактически отсутствуют типовые проекты дорог, поэтому каждую новую дорогу приходится проектировать заново. Затем проект отправляется на госэкспертизу, пройти которую с первого раза почти невозможно. Повторная же экспертиза стоит до 70 % от первоначальной — и это без учёта стоимости доработки проекта.

И третье — доставка материалов. Качественный песок и щебень часто приходится возить за десятки, а то и сотни километров. Простой пример: при строительстве некоторых тоннелей в олимпийском Сочи использовалась отделка, произведённая в Красноярске. С доставкой за пять тысяч километров.

В итоге неудивительно, что строительство дороги Адлер – Красная Поляна обошлось в 285 млрд рублей — дороже зарубежных аналогов в 1,9 раза. В Европе стоимость прокладки одного километра туннеля в горном массиве составляет около $70 млн.

Единственное, из-за чего дорога в России может быть дешевле европейской — это более тонкая дорожная одежда, рассчитанная на меньший срок службы. В Германии толщина верхнего слоя асфальта должна быть 22 см. В России — 8 см. Всё это сказывается на сроке эксплуатации. Кроме этого, если качество используемого асфальта проверить можно, то количество песка и щебня — нет. Поэтому дорожники пользуются этим: хочешь, положи меньше материала, хочешь — укажи в документах дальность доставки необходимого песка 200 км, а привези обычный, из ближайшего карьера.

О хороших дорогах россиянам остаётся лишь мечтать или же строить их по контрактам жизненного цикла, чтобы подрядчик сам обслуживал построенную дорогу и в случае плохой укладки платил штрафы.

Читать еще:  Измельчитель пожнивных остатков прр 280

Почему можно укладывать асфальт в любую погоду

Нередко можно наблюдать ситуацию, когда производится укладка асфальта в дождь или снег. Выполнение дорожных работ регулируется нормами СНиП. В документе предполагается технология для сухой и тёплой погоды. У многих возникает вопрос, так выполняется ли укладка асфальта в лужи?

Современные виды укладки

Разработано несколько современных технологий проведения дорожных работ и разными видами материала.

Горячая укладка производится при строительстве новых автомобильных магистралей, капитальном ремонте. Выполнение операции – в летнее время. Процесс заключается в нанесении на необходимую площадь горячей битумной смеси до полного остывания. Для проведения работы используется специальная техника. Полотно выдерживает нагрузки более 20 тонн. Климатические условия: температура выше +5 градусов по Цельсию, отсутствие осадков.

Холодная укладка применяется при ямочном ремонте дорог. Для выполнения работ используется готовая асфальтная смесь. Операция выполняется без использования специальной техники. Сначала очищается яма от мусора, пыли, воды, а затем производится укладка асфальтного состава. Покрытие, выполненное холодной смесью, выдерживает нагрузку не более 3,5 тонн. Климатические условия: температура до – 20 градусов по Цельсию, укладка асфальта в дождь допускается. Основные преимущества:

  • Продолжительный срок хранения.
  • Возможность проводить операции без специальной подготовки и техники.
  • Работы выполняются при любой погоде.

Главный недостаток – высокая цена и низкие нормативные нагрузки.

Литая укладка применяется при строительстве дорог I и II категории, для ремонта, строительства оснований дорожных одежд, тротуарного покрытия. Готовую смесь доставляют на дорожно-строительную площадку в специальных цистернах-термосах. Температура асфальтной массы составляет 200-250 градусов. Дорожное покрытие, выполненное литым асфальтом, выдерживает нагрузку потока транспорта более 3000 автомобилей в сутки. Климатические условия: температура не ниже – 10 градусов по Цельсию, покрытие допускается при выпадении осадков (кроме ливня). Очень высокая стоимость материала. Преимуществом материала является:

  • В продаже имеются специальные контейнеры с литым асфальтом, готовым к использованию.
  • Обладает хорошей водопроницаемостью.
  • Высокая устойчивость к деформации.
  • Работы можно проводить круглогодично.
  • Не вступает во взаимодействие с химическими реагентами.
  • Экологически чистый.

В таблице приведены сравнительные характеристики различных видов и асфальтной смеси.

Характеризующие показателиГорячие смесиХолодный асфальтЛитой асфальт
Готовность к применениюНеобходима подготовкаГотов к использованиюНеобходима подготовка
Температурный режим применения+5 градусов С и выше-20 — +40 градусов Сдо – 10 градусов С
Календарь примененияСезонноеКруглый годКруглый год
Необходимость спецтехникиТребуетсяНе требуетсяТребуется
Потребление энергииНеобходимаНетНеобходима

Следует вывод: укладка асфальта в дождь допустима при соблюдении определённых условий:

  • Нельзя выполнять работы при сильном выпадении осадков.
  • Операцию следует проводить быстро, потому что смесь теряет свои свойства.

Последовательность укладки асфальта

Дорожно-строительные работы предполагают последовательное выполнение действий:

  1. Место для укладки асфальта очищается.
  2. Расчищенный участок засыпается щебнем.
  3. Для улучшения сцепления основания и асфальта поверх щебня заливается эмульсионная смесь.
  4. Затем накладывается битумный слой и сухой щебень.
  5. Уложенные слои выравниваются специальной техникой.

Выполнять работы разрешается при допустимых температурах. Нормативные документы СНиП и ГОСТ устанавливают определённые требования, которые необходимо выполнять.

Плохое состояние дорог обусловлено нарушением технологии укладочных операций и нарушение нормативных требований СНиП и ГОСТ.

Последовательность выполнения ямочного ремонта

Выполнение ремонтных работ асфальтного покрытия производится в следующем порядке:

  1. Анализ состояния слоя дороги, глубины выбоины.
  2. Разметка границ образовавшейся ямы. Вокруг выбоины рисуют прямые линии. Если дефектные участки находятся недалеко друг от друга, объединяют одним периметром.
  3. С помощью фрезы и отбойного молотка по очерченному контуру делается вертикальное углубление, не менее толщины слоя покрытия.
  4. Затем удаляется повреждённый асфальт и мусор.
  5. Участок обрабатывается битумом или полимерной эмульсией.
  6. Выполняется укладка смеси битума и мелкофракционного щебня.
  7. Нанесение финишного слоя в виде битумного покрытия.

Ямочный ремонт приходится проводить для разных видов дорог. Поток автомобильной техники по магистрали не прекращается, перекрывается движение только на ремонтируемом участке. Для этого выставляются предупредительные знаки.

Работы следует проводить в сухую погоду. Но не всегда дорожникам погода позволяет соблюдать все требования. Порядок действий написан в ГОСТ «Автомобильные дороги и улицы».

Срок службы дорог по нормативным документам

С 2011 года в Российской Федерации вступили в действие новые правила. Восстановительные работы проводятся один раз в три года, раньше продолжительность периода составляла семь лет. Согласно, принятого закона ведётся паспорт дороги, где указывается история каждого отремонтированного километра. Дорожно-строительная организация несёт ответственность за качество работы. Все недоделки и дефекты устраняются за их счёт строителей.

По нормам допускается разрушение дорожного покрытия после ямочного ремонта всего 5 процентов. На гарантийный срок влияет интенсивность автомобильного потока, особенности эксплуатации.

На магистралях I и II категории покрытие меняется большим полотном. Как правило, производится перекрытия движения в одном из направлений. Работы должны выполняться согласно документации СНиП и ГОСТ.

Основные причины разрушения дорожного полотна

На качество асфальтного полотна влияет не только неправильная эксплуатация дорог, но и другие причины:

  • Неправильная дозировка битумной эмульсии приводит к образованию трещин, выбоин.
  • Образования в дорожном покрытии дыр. Основная причина — укладка асфальта в сильный дождь или снег, несоблюдение требований СНиП.
  • Использования низкокачественного слоя не обеспечивает надёжного сцепления со старым покрытием.
  • Щебень в целях экономии заменяют битым кирпичом. Каждая категория дороги предполагает использования определённых фракций щебня. Несоблюдение технологии приводит к проседанию полотна.
  • Не соблюдается нормативная высота каждого слоя.
  • Использование некачественной асфальтной смеси.
Читать еще:  Особенности устройства и эксплуатации машин зубр

Основной причиной плохого состояния дорог является человеческая халатность. Невыполнения технологии укладки асфальта в дождь или снег.

Нормативные документы

Соблюдение ГОСТа по проведению работ предусматривает следующие пункты:

  1. За асфальтную смесь отвечает положение ГОСТа 9238.
  2. Соблюдение температурного режима.
  3. Использование щебня определённой фракции. Нормы материалы указаны в ГОСТе 8267. Осадочные породы регулируются ГОСТом 8736.
  4. Требования по битуму приведены в статье ГОСТа 22245.

СНиП содержит информацию о нормах укладки асфальтного покрытия. Нормативный документ указывает температурный режим для проведения работ.

Сравнение дорог в Российской Федерации и других странах

Министерство транспорта в 2017 году правило анализ средней стоимости дорог. Данные в таблице приведены без учёта качества и ширины полотна, а также НДС.

№ п/пСтранаСтоимость 1 км, млн. рублей
1Германия122,6
2Франция101,1
3Канада82,3
4США72,0
5Испания49,3
6Россия41,0
7Финляндия40,6

Стоимость некоторых дорожных работ превышает зарубежных. Отсутствие типовых проектов приводит к удорожанию на первоначальном этапе строительства. Составление проектно-сметной документации требует больших финансовых вложений.

Неправильный логистический подход по доставке необходимого материала. Удешевление строительства магистралей за счёт толщины верхнего слоя уменьшает срок эксплуатации.

Для информации: в Германии верхний слой асфальта составляет 22 сантиметра, в России – 8 сантиметров.

Росавтодор разрешил класть асфальт в снег, дождь и мороз

Дорожные компании теперь смогу укладывать асфальт в минусовые температуры и не бояться осадков. За это их никто ругать не будет, правда, технических требований придется придерживаться все равно. Новые рекомендации для дорожников и чиновников опубликовал Росавтодор.

В документе собраны воедино нормы уже действующих техрегламентов, СНиПов и ГОСТов. Предполагается, что рекомендации помогут строителям избежать ошибок.

В новом документе говорится, что класть асфальт можно при температуре до -10 ˚С и даже при небольших осадках. При этом важно предварительно расчистить поверхность от снега, льда, пыли и грязи и просушить ее терморазогревателем.

Также Росавтодор рекомендовал покрывать основание дороги битумом перед укладкой асфальта, чтобы предотвратить образование снежных и ледяных корок. Кроме того, при низких температурах ведомство посоветовало увеличить число одновременно работающих катков до двух или трех в зависимости от ширины укладки. Это позволит быстрее положить асфальт, пока поверхность не замерзла.

Местные власти скептически отнеслись к данным рекомендациям. Руководитель УДХБ Эмиль Мамедов отметил, что прежде чем опробовать такой метод укладки в городе, необходимо получить мнение экспертов, а затем выделить для этого экспериментальный участок и посмотреть, как он покажет себя в будущем.

— Данные нормы как я понимаю, будут распространяться по всей стране, что учитывая суровые погодные условия уже в сентябре в некоторых регионах будет, конечно же актуально. Но в любом случае такие документы должны непременно проходить экспертный контроль и после этого, на мой взгляд, можно выделить экспериментальный участок для проведения ремонта в указанных погодных условиях с учётом необходимых требований и уже по прошествии времени определить качество дорожного полотна, — отметил главный коммунальщик города.

Оказалось, что на деле в Балаково уже есть такой экспериментальный участок, который уже за несколько лет показал, что дорога, построенная в низкие температуры, может быть хорошей. Об этом корреспонденту go64.ru рассказал директор компании «Автотрасса» Гагик Киракосян.

— Есть специальные добавки, которые позволяют укладывать асфальт даже в минусовые температуры и спокойно работать. Мы уже пробовали эти добавки, три года назад, когда вводили мост Победы в Балаково. Эти добавки себя показали, и до сих пор по гарантии к нашей работе претензий не было.

Рекомендации, которые дает Росавтодор, дорожники оценивают как положительные.

— Благодаря таким разрешениям мы можем продлить сезон выполнения работ. Мы, например, в связи с увеличением заказов вынуждены работать и ноябрь, и декабрь. На сегодняшний день стоит сухая погода, почему нельзя выкладывать асфальт, ведь этому ничего не мешает. Если это позволяет, почему нет. В северных странах Европы давно применяют такие технологии, и они себя уже оправдали.

По поводу укладки асфальта во время осадков руководитель «Автотрассы» отметил, что укладывать асфальтовую смесь на дорогу во время ливня или сильного снегопада, никто не собирается.

— Снег идет — это понятие растяжимое. Если сильный снегопад, конечно класть асфальт в такую погоду никто не будет. Но когда чуть-чуть припорошило, ничего страшного в этом нет. Ту эмульсию, которую проливают, перед тем как укладывать асфальтобетонную смесь — в нем тоже 60% воды. Маленькие осадки для этого не станут преградой, — подчеркнул специалист.

Главная проблема при укладке асфальта в такие погодные условия может стать критика горожан, которые остро реагируют на все работы граждан и в низкие температуры и при любых осадках.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector