Нужно ли регистрировать подъемник в ростехнадзоре
Ростехнадзор разъясняет
Ростехнадзор разъясняет — является ли объект (здание) с установленным грузовым подъемником ОПАСНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБЪЕКТОМ (ОПО)
На территории Российской Федерации действуют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 № 533, зарегистрированным Министерством Юстиции Российской Федереции 31 декабря 2013 г., рег. № 30992 (далее ФНП по ПС).
Пунктом 3 ФНП по ПС определены ПС, на которые распространяются указанные федеральные нормы и правила. ФНП по ПС распространяются в т.ч. на ПС, не подлежащие учету (п. 148). Согласно подпункту «и» пункта 148 ФНП по ПС подъемники грузовые (строительные) не подлежат учету.
Объекты, на которых эксплуатируются ПС, не подлежащие учету в Ростехнадзоре при отсутствии каких-либо других признаков опасности не подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (пункт 146 ФНП по ПС) и не являются опасными производственными объектами.
Начальник Управления государственного строительного надзора
Постановка кранов, подъёмников, вышек на учет в Ростехнадзоре
Требуется ли регистрация подъёмника в Ростехнадзоре? Какие типы подъёмников и вышек необходимо ставить на учет? Порядок постановки на учет и перечень документов
Какие типы подъёмников, вышек подлежат учету в органах Ростехнадзора (РТН)?
Согласно Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». (Абзац дополнительно включен с 5 июня 2016 года приказом Ростехнадзора от 12 апреля 2016 года N 146) (ФНП)
п 3 Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:
е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
п 148. Не подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, следующие ПС:
и) грузовые строительные подъемники;
Резюме: Для эксплуатации подъёмников, вышек требует постановка на учет ПС в органах РТН, за исключением грузовых строительных подъемников.
Постановка на учет ПС в настоящее время осуществляется в следующем порядке. В соответствии с приложением № 7 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606, зарегистрированным Минюстом России 1 октября 2007 г., рег. № 10224 в документации для регистрации опасного производственного объекта (далее – ОПО) заявителем указываются:
На основании представленной документации заявителя по вопросам регистрации ОПО или внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО, территориальным органом Ростехнадзора присваиваются учетные номера ПС. Информация об учетных номерах ПС направляется заявителю соответствующим письмом в не зависимости от принятого решения по внесению ОПО в государственный реестр ОПО.
Кроме того, постановка на учет ПС, также может быть осуществлены при представлении заявителем в территориальный орган Ростехнадзора заявления о постановке на учет ПС с указанными выше сведениями по ПС. Предоставление каких-либо документов по ПС в настоящее время не требуется (перечень документов ранее указывался в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, а также в Правилах по подъемникам (вышкам), строительным подъемникам, кранам-манипуляторам).Одновременно информируем, что приказом Ростехнадзора от 12 апреля 2016 г. № 146 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533» внесены изменения в ФНП по ПС по вопросам учета ПС.
Документы, которые могут понадобиться:
Вы считаете материал полезным, поделитесь с другими.
Нужно ли регистрировать подъемник в Ростехнадзоре?
ГОСТ Р 57448-2017 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Ввод в эксплуатацию. Общие требования
ГОСТ Р 57448-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЛАТФОРМЫ ПОДЪЕМНЫЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Ввод в эксплуатацию. Общие требования
Lifting platforms for disabled persons and other groups of people with impaired mobility. Putting into service. General requirements
Дата введения 2018-01-01
1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией «Российское лифтовое объединение» (Ассоциация «РЛО»), Открытым акционерным обществом «Мослифт» (ОАО «Мослифт»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к вводу в эксплуатацию подъемных платформ для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее — платформы).
1.2 Требования настоящего стандарта распространяются на ввод платформ в эксплуатацию на территории Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 55555 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 ввод платформы в эксплуатацию: Документально оформленное решение владельца платформы о начале использования смонтированной платформы по назначению.
владелец платформы подъемной для инвалидов и других маломобильных групп населения: Юридическое или физическое лицо, имеющее законное право на распоряжение собственностью здания (сооружения), его части, в котором расположена платформа, либо право на распоряжение непосредственно платформой и осуществляющее эксплуатацию платформы или занимающееся организацией его эксплуатации.
[ГОСТ 56421-2015*, пункт 3.1]
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 56421-2015, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
специализированная организация: Субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории РФ, располагающий материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления одного или нескольких видов деятельности по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации, монтажу платформ и, при наличии, системы их операторского обслуживания.
[ГОСТ 56421-2015, пункт 3.10]
4 Общие требования к вводу в эксплуатацию
4.1 До ввода платформы в эксплуатацию специализированная организация, выполнившая работы по монтажу, обеспечивает проведение полного технического освидетельствования в соответствии с ГОСТ Р 55555, руководством по эксплуатации изготовителя.
4.2 При полном техническом освидетельствовании платформа должна быть подвергнута осмотру, проверкам и измерениям (испытаниям).
4.3 Результаты полного технического освидетельствования оформляют актом полного технического освидетельствования платформы с приложением протокола(ов) осмотров, проверок, измерений и испытаний.
Результаты полного технического освидетельствования указывают в паспорте платформы.
4.4 Специализированная организация, выполнившая работы по монтажу платформы, передает владельцу платформы акт полного технического освидетельствования с приложением протокола(ов) с результатами осмотров, проверок, измерений и испытаний.
4.5 До ввода в эксплуатацию не допускается использование платформы для транспортирования людей и (или) грузов, кроме случаев, связанных с ее монтажом, наладкой и испытаниями.
4.6 До ввода платформы в эксплуатацию должно быть выполнено следующее:
4.6.1 Осуществление мероприятий по организации безопасной эксплуатации платформ:
а) назначение лица, ответственного за организацию эксплуатации платформы;
б) назначение персонала по обслуживанию и ремонту платформы;
в) обеспечение персонала по обслуживанию и ремонту соответствующими должностными или производственными инструкциями.
Владелец платформы может на договорной основе поручить выполнение мероприятий по организации безопасной эксплуатации платформ специализированной организации. В этом случае в договоре между ними должны быть определены обязанности и права сторон.
4.6.2 Обеспечение следующих условий эксплуатации платформ:
а) поддержание значений температуры, влажности, электроснабжения в помещениях с размещенным оборудованием или шкафах, указанных в эксплуатационной документации изготовителя платформы;
б) беспрепятственный и безопасный подход (доступ) обслуживающего персонала к помещениям с размещенным оборудованием платформы, в том числе освещение подходов, проходов;
в) освещение посадочных площадок и помещений с размещенным оборудованием платформы;
г) размещение Правил пользования платформой в местах, предусмотренных руководством по эксплуатации изготовителя.
4.6.3 Обеспечение наличия и комплектности следующей документации:
а) сопроводительной документации, поставляемой с платформой;
б) проектной документации по установке платформы;
г) акта полного технического освидетельствования платформы, копий протоколов с результатами проверок, испытаний и измерений.
4.7 Для подготовки решения о вводе платформы в эксплуатацию владелец организует комиссию в составе:
— председатель комиссии — уполномоченный представитель владельца платформы;
— уполномоченный представитель специализированной организации, смонтировавшей платформу;
— уполномоченный представитель специализированной организации по техническому обслуживанию платформы (при наличии договора на техническое обслуживание).
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в состав комиссии включаются представители других организаций.
4.8 Комиссия проверяет выполнение требований, указанных в 4.6.3, и функционирование платформы в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя.
4.9 Результаты работы комиссии отражают в акте технической готовности платформы к вводу в эксплуатацию (см. приложение А).
4.10 Владелец платформы на основании положительных результатов работы комиссии принимает решение о вводе платформы в эксплуатацию.
4.11 Уполномоченный представитель владельца вносит в паспорт запись о вводе платформы в эксплуатацию с указанием даты ввода и заверяет ее своей подписью.
8 июля 2017 года для повышение уровня безопасности при использовании опасных объектов в общественных и жилых зданиях вступило в силу постановление Правительства № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».
Согласно этому документу для оформления решения о вводе в эксплуатацию подъемника в уполномоченный орган передается уведомление, в котором должны быть указаны:
- реквизиты декларации о соответствии оборудования требованиям технического регламента ТС «Безопасность лифтов», «О безопасности машин и оборудования»;
- реквизиты страхового полиса о страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте;
- копия договоров с организацией, выполняющей монтаж оборудования.
После получения документов уполномоченный орган в течение 10 дней должен провести контрольный осмотр оборудования с участием его владельца или уполномоченных представителей. По итогам составляется акт контрольного осмотра в двух экземплярах, один из которых передается владельцу.
Решение о вводе подъемников в эксплуатацию принимается в течение 5 дней с момента проведения осмотра. На его основании оформляется соответствующий акт, копия которого передается владельцу.
Разъяснение по грузовым подъемникам
В настоящее время на рынке представлено большое количество стационарных грузовых подъемников разных конструктивных исполнений от различных производителей. Среди такого разнообразия вариантов потребитель рискует приобрести подъемник, который не имеет необходимых нормативных документов и не соответствует современным требованиям, предъявляемых ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ. Попробуем разобраться, какие нормативные документы должен иметь законопослушный владелец подъемника.
Ответственность производителя грузового подъемника
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 116 от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Постановлением Правительства РФ № 1540 от 25.12.98 г. «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» на стационарные подъемные сооружения всех типов и конструкций должны быть оформлены разрешения на применение. Порядок выдачи Разрешения на применение изложен в Административном регламенте, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 112 от 29.02.2008 года.
Для получения Разрешения на применение предприятие-изготовитель грузовых подъемников должен предоставить: Заключение экспертизы промышленной безопасности, утвержденное Ростехнадзором, программу и методику испытаний, согласованные с Ростехнадзором, акт и протокол приемочных испытаний с обязательным присутствием в комиссии представителя Ростехнадзора, паспорт и инструкцию по эксплуатации, технические условия.
Требования к документации на грузовой подъемник
Грузовые канатные стационарные подъемники должны соответствовать действующим Правилам устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников ПБ 10-518-02. Комплект сопроводительной документации должен включать:
— паспорт по форме ПБ 10-518-02;
— инструкцию по эксплуатации;
— разрешение на применение (см. выше);
— сертификат соответствия.
Однако некоторые производители-кустари пытаются убедить своих клиентов, что достаточно одного сертификата соответствия и строительных лицензий на монтаж грузоподъемных устройств. При этом они явно не договаривают и тем самым вводят клиента в глубокое заблуждение. А ведь незнание не освобождает от ответственности.
Согласно действующему законодательству эксплуатация грузовых подъемников без Разрешения на применение категорически запрещена.
Сертификат соответствия и строительные лицензии не могут служить разрешительными документами, а лишь дополняют его.
Ответственность владельца грузового подъемника
Грузовые подъемники не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора, но для ввода в эксплуатацию подъемник должен пройти Полное техническое освидетельствование с привлечением независимой экспертной организации, аккредитованной Ростехнадзором. Полное техническое освидетельствование проводится на основании документов, предоставляемых владельцем (паспорт на подъемник, разрешение на применение, сертификат соответствия). По результатам освидетельствования составляется Акт и делается запись в паспорте подъемника о том, что подъемник допущен к безопасной эксплуатации. Полное техническое освидетельствование проводится с периодичностью 1 год.
Таким образом, приобретая грузовой подъемник без Разрешения на применение и эксплуатируя подъемник не прошедший полного технического освидетельствования, будущий владелец должен помнить о том, что рано или поздно на незаконную установку и эксплуатацию подъемника будет наложен запрет. В этом случае владелец подъемника как должностное лицо понесет административное наказание в виде штрафа за преднамеренное приобретение и ввод в эксплуатацию технического устройства без Разрешения на применение. А в случае возникновении аварийной ситуации с травматизмом персонала — УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ за незаконное использование технического устройства без Разрешения на применение, повлекшее за собой тяжкие последствия, т.е. за преднамеренную преступную халатность.