1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Компоновка и эргономика

Компоновка и эргономика

Термин в написании «ergonomia» (эргономия) впервые был использован польским ученым Войцехом Ястшембовским в 1857 году в его работе «План эргономики, т.е. науки, основанной на истинах, взятых из естественных наук» (польск. «Rys ergonomji czyli nauki o pracy, opartej na prawdach poczerpniętych z Nauki Przyrody» ).

Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР, Великобритании, США и Японии.

Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ — антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

В 1986 году профессором А. Е. Аствацатуровым был введён термин «инженерная эргономика», а также его методы и методологическая основа [2] . [источник не указан 444 дня]

В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть напрямую связана с производственной деятельностью.

Разделы эргономики

Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

  • Ми́кроэргономика (иногда её неверно упоминают как миниэргономику) занимается исследованием и проектированием систем «человек — машина». В частности, проектирование интерфейсовпрограммных продуктов находится в ведении микроэргономики.
  • Ми́диэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек — сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасностьтруда.
  • Ма́кроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная, надежная работы всей системы и всех элементов системы. [3]

Виды совместимости среды «человек-машина»

  • Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
  • Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
  • Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
  • Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

Подходы

При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем, в эргономике используется системный подход. Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует результаты исследований в психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах.

Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например человеко-ча́с (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве.

Организация рабочего места

При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.

Выбор положения работающего

При выборе положения работающего необходимо учитывать:

  • физическую тяжесть работ;
  • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
  • технологические особенности процесса выполнения работ;
  • статические нагрузки рабочей позы;
  • время пребывания.

Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

Пространственная компоновка рабочего места

Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:

  • выполнение трудовых операций «очень часто» (2 и более операций в минуту) и часто (менее 1 операции в минуту) должно производиться в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля;
  • выполнение редких трудовых операций допускается в пределах зоны досягаемости моторного поля.

Размерные характеристики рабочего места

Конструкция и обустройство рабочего места должны обеспечивать оптимальную рабочую позу работника, учитывающую и не препятствующую естественным физиологическим процессам организма работника и обеспечивающую оптимальную возможность выполнения работы для которой предназначено рабочее место: В современном мире значительная часть работы делается в положении сидя, организуя сидячее рабочее место необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • высоту рабочей поверхности и размеры рабочей зоны, возможности регулировать эти параметры под индивидуальные особенности организма работающего;
  • высоты и строения опорной поверхности (плоская опорная поверхность, седловидная опорная поверхность, наклонные распределенные опорные поверхности);
  • пространства для ног.

Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит значительный вред здоровью сотрудника использующего рабочее место, так же значительно снижаются производственные показатели как количественные, так и качественные.

Взаимное расположение рабочих мест

Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.

Размещение технологической и организационной оснастки

  • на месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;
  • те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;
  • те предметы, которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, — справа;
  • более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться выше менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.
  • рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.

Обзор и наблюдение за технологическим процессом

Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.

См. также

  • Эргатическая система
  • Человеко-машинный интерфейс
  • Человеко-компьютерное взаимодействие
  • Функциономика
  • Юзабилити (эргономика программного обеспечения)
  • Социальная инженерия
  • Техническая эстетика

Примечания

  1. IEA: What is Ergonomics
  2. Официальный сайт Донского отделения МАНЭБ
  3. МАКРОЭРГОНОМИКА Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

Литература

  • Шульц Д., Шульц С. Психология и работа
  • Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие — Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с. (Серия «Документы и комментарии»)
  • В. М. Мунипов, В. П. Зинченко Эргономика. — Логос, 2001. — С. 356. — ISBN 5-94010-043-0

Ссылки

  • Эргономика труда
  • Эргономическое обеспечение Web-дизайна — Венедикт Кляуззе. «Мир ПК» № 05, 2002 год.
  • Компьютерная Эргономика — компьютерно-зрительный, карпально-туннельный, позвоночный, грудной, ножной синдромы.

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Викифицировать список литературы, используя шаблон <<книга>> , и проставить ISBN.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Эргономика» в других словарях:

эргономика — (от греч. ergon работа и nomos закон) область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек техника… … Большая психологическая энциклопедия

Эргономика — научно прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при … Финансовый словарь

Эргономика — эргономия (от греческого ergon работа и nomos закон * a. ergonomics, human engineering; н. Ergonomik; ф. ergonomie; и. ergonomica), изучение взаимодействия человека и техники в системе человек машина (СЧМ) для оптимизации трудовых… … Геологическая энциклопедия

ЭРГОНОМИКА — [ Словарь иностранных слов русского языка

Эргономика — наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях оптимизации орудий,условий и процессов труда. Военная эргономика исследует возможности боевой деятельности человека в системах военного назначения… … Морской словарь

ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon работа и nomos закон) отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики системы … Большой Энциклопедический словарь

эргономика — сущ., кол во синонимов: 5 • макроэргономика (1) • мидиэргономика (1) • ми … Словарь синонимов

ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon работа и nomos закон) англ. ergonomics; нем. Ergonomik. Комплексное изучение функциональных возможностей индивида (или группы людей) в конкретных условиях деятельности, связанной с использованием технических средств, в целях… … Энциклопедия социологии

ЭРГОНОМИКА — эргономия (от греч. ergon работа и nomos закон) наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность … Экономический словарь

ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon – работа + nomos закон). Комплексная научная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биохимии, биомеханики и ряда других наук и изучающая условия труда человека с целью его оптимизации.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЭРГОНОМИКА — (от греч. érgon работа; nômos закон) отрасль науки, изучающая человека в производственной деятельности с целью совершенствования средств труда и условий труда. В состав Э. включают прикладные разделы инженерной психологии, психологии, физиологии… … Российская энциклопедия по охране труда

Эргономика офисного пространства или “фэн-шуй” для мыши с компьютером

Человеческий фактор во многом определяет успех любой компании. От того, насколько комфортно сотрудник чувствует себя на рабочем месте, зависит эффективность его работы. А комфортность во многом определяется тем, в каких условиях проходит трудовой процесс. Эргономика – наука, позволяющая комплексно оценить взаимодействие человека с орудиями производства, окружающей средой и обстановкой и создать условия, наиболее благоприятствующие безопасности, эффективности и комфортности процесса.

Эргономика офиса складывается из рационального планирования рабочего места и помещения в целом. При этом эргономика компьютерного рабочего места не менее важна, чем организация общего пространства.

Офисное пространство

Основа рационального планирования офисного пространства – разделение на рабочие зоны, создающие максимально комфортные условия для работы сотрудников, как в команде, так и самостоятельно.

Можно выделить три типа организации офисных помещений:

При выборе одного из типов учитывается количество сотрудников, специфику их деятельности, взаимодействие между работниками, поток и передвижение клиентов, требуется ли групповая работа сотрудников или каждый из них работает индивидуально.

Так, участники групп, отвечающих за одно дело, не должны находиться в разных кабинетах. И, наоборот, не связанные между собой отделы лучше не размещать в общем помещении.

Рис.1: Закрытая планировка офиса

Офисные пространства кабинетного (закрытого) типа не позволяют эффективно использовать имеющиеся площади и требуют больших затрат на ремонт и уборку. Такой тип разделения пространства требуется в государственных учреждениях и компаниях, сотрудники которых выполняют задачи индивидуально или небольшими группами: финансовых и аналитических компаниях, конструкторских бюро, юридических фирмах и т.д.

Рис.2: Открытая планировка офиса

«Открытые» офисы предпочтительны для служб техподдержки, отделов продаж и работе с клиентами, архитектурных и дизайнерских бюро. Системы open space позволяет не только решать рабочие процессы, но и приносит экономию на кондиционировании помещений, электроэнергии, других технических коммуникаций, уборка не доставляет проблем. Модульная организация офиса позволяет регулировать количество мест, добавлять или убирать их. Отделение рабочих мест перегородками или стеллажами позволяет использовать имеющуюся площадь с максимальной эффективностью, при этом сотрудники находятся под контролем руководства.

При этом следует учитывать и недостатки, которые имеет эргономика рабочего места в современном офисе, организованном по открытому типу. Стремление к тому, чтобы максимально использовать пространство может привести к неудобству передвижения, поэтому расстояние между стеллажами должно рассчитываться исходя из условий работы конкретной компании. Так же значительное количество людей в одном помещении создает шум и может вызывать проблемы визуальной изоляции – отвлекать человека от работы.

Комбинированный тип используется чаще всего. В этом случае для бухгалтерии и управленческого аппарата выделяются отдельные кабинеты, а рядовые сотрудники размещаются в разделенном на зоны перегородками общем зале.

Рабочее место

Основной принцип организации рабочего места – минимизация нагрузок, удобство и комфортность. Характеристика эргономики рабочего места определяется психологическими, физиологическими и антропометрическими требованиями. В соответствии с этим учитывается:

  1. Рабочая поза;
  2. Возможность охвата движениями и взглядом всего пространства и расположенных на нем предметов;
  3. Пространство, на котором размещается сам работник;
  4. Возможность работы с техникой, ведения записей, размещения необходимых материалов.

Характеристика рабочего места менеджера должна соответствовать определенным правилам и учитывать:

  • антропометрическую совместимость – соответствие размеров тела и его положения при работе;
  • сенсомоторнуюсовместимость – скорость моторных операций;
  • энергетическую совместимость – усилия, прилагаемые для выполнения действий;
  • психофизиологическую совместимость – реакцию на внешние эстетические параметры.

При этом одна из самых ответственных задач – подбор столов и стульев. Эргономика рабочего места с персональным компьютером. Если от стула требуется удобство посадки, которое может обеспечиваться подлокотниками, регулируемой спинкой и степенью мобильности, определяемой характером работы, то эргономика рабочего стола во многом задает скорость работы. Самой эргономичной признается угловая криволинейная форма столешницы. Но при Г-образной форме или слишком плавном закруглении сотрудник вынужден тянуться за бумагами. Кроме того, необходимо предусмотреть различные подставки, лотки и надстройки, обеспечивающие работу по принципу «все под рукой», чтобы в итоге исключить излишние затраты.

Кроме того, сейчас нет практически ни оного офисного работника, который не пользуется постоянно компьютером. Поэтому, будь это эргономика рабочего места секретаря, менеджера или руководителя среднего звена, она должна учитывать удобство взаимодействия человека и машины.

Компьютерная эргономика

Кроме формы и габаритов мебели, расположения человека относительно техники и размещения клавиатуры, монитора и других частей рабочего процесса, эргономика рабочего места за компьютером должна учитывать размеры и форму периферии.

Эргономика клавиатуры

Высота клавиш – выпускаются два стандарта: «slim» и стандарт. В первых клавиши имеют меньший ход и требуют более мягкого нажима. Они удобны при наборе текстов большого объема, так как меньше нагружают кисти рук. Если же у работника существуют проблемы со зрением, стандартные клавиши из-за большего размера, могут быть для него удобнее.

Компоновка – некоторые производители изменяют положение функциональных клавиш. Это вызывает неудобство и уменьшает продуктивность работы из-за того, что сотруднику приходится переучиваться или исправлять ошибки, появляющиеся из-за применения иных комбинаций. При выборе стоит учитывать этот фактор. Есть клавиатуры, выполненные в необычной (к примеру, угловой) форме. Такие изменения так же снижают эффективность работы и приводят к усталости рук.

Громкость нажатия – немаловажный аспект. Шум, вызываемый клавишами мешает самому работнику, и, еще больше, сотрудникам, находящимся рядом. А когда вместе работает несколько человек, такие звуки способны значительно влияют на комфортность коллектива. Звук должен быть как можно более тихим.

Цвет – несмотря на то, что большая часть клавиатур выпускается в черном цвете с белыми буквами, для постоянной работы удобнее обратное: черные знаки на белом фоне. Именно такая комбинация меньше нагружает хрусталик и не вызывает усталости глаз. Еще один нюанс, на который следует обратить внимание – стойкость краски. Если она со временем стирается, работник будет испытывать неудобство при поиске, а это повлияет на эффективность выполнения задач.

Компьютерная мышь

Эргономика мышки основывается на различных выступах и выемках, которые облегчают движения кисти и не дают уставать кисти. Корпус должен иметь максимально анатомическую форму, быть изогнут, а кнопки расположены под особыми углами. Особые мышки требуются левшам. Их выпуск налажен большинством компаний, но найти эти устройства в продаже достаточно сложно. Поэтому лучше заказывать их заранее.

Но главный ответ на вопрос, как определить мышь с удачной эргономикой, в том, что она должна подойти конкретному человеку. Так мышка, подходящая для крупного мужчины, не устроит миниатюрную женщину. Поэтому лучшим вариантом станет пренебрежение общим дизайном и некоторой экономией, а покупка каждым работником мыши «под себя».

Монитор

К рабочему монитору предъявляется меньше требований, чем к экрану того же игрового компьютера. Так угол видимого изображения не настолько важен. Но он не должен бликовать и отражать свет от других источников. Не настолько решающим становится и размер экрана. Более важно расположение монитора. Так оптимальный угол взгляда – 35 градусов, направление вниз, экран ни в коем случае не должен располагаться выше уровня глаз. Нельзя устанавливать рядом приборы освещения – это добавит нагрузку на глазной хрусталик.

В итоге, если будет учтена эргономика при работе за компьютером, правильно обустроена рабочее место и пространство офиса, исчезнут детали, доставлявшие дискомфорт и мешавшие работе сотрудников. Такие изменения позволят как увеличить эффективность, так и сэкономят время, которое тратилось на самостоятельное преодоление пусть даже незаметных сразу, но важных «мелочей».

GN1405: Эргономика

Ознакомимся с самим определением эргономики:

Ergo (греч. работа) + nomos (закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда.

Эргономика возникла в связи с усложнением технических средств и условий функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, в которой оказалось синтезировано множество трудовых функций. Поэтому она формировалась на стыке многих наук — от психологии, гигиены и анатомии до ряда технических дисциплин.

Предметом эргономики как науки является изучение системных” закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению в трудовой и досуговой сферах.

Цель эргономики — повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек — машина — объект деятельности — среда» (сокращенно «человек — машина — среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.

Объектом исcnедования в эргономике является система «человек — машина — среда», т.е. исследуются взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов деятельности. Но могут рассматриваться и другие системы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.

Эргономичесние требования — это требования, которые предъявляются к системе «человек — машина — среда» (рис. 2) в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.

Машина или инструмент — здесь любое техническое устройство, предназначенне для целенаправленного изменения материи, энергии. информации и пр. Понятие “машина” может означать как самые простые орудия (нож, молоток), так и сложные — станки, ЭВМ или космические корабли.

Человек-оператор — любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.п. — для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина» употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие данному действию, — «потребитель», «зритель» и т.п.

Эргономические свойства — это свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе «человек — машина (предмет) — среда» в результате реализации эргономических требований.

Основные структурные элементы эргономики (рис. З) — это теория. методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки. важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов Эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины.

Блок оперативных средств и методов охватывает три важнейших направления эргономических исследований объекта «человек — предмет — среда»: анализ, синтез (моделирование) и оценка объекта.

Результаты эргономического исследования — научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы.

Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргононмческого обеспечения проектирования.

Рис 2. Система “человек — машина — окружающая среда”

Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:

  • анализ деятельности человека с исследованием факторов ее протекания;
  • разработка эргономических требований и показателей, а также рекомендаций по их учетy;
  • формирование эргономических свойств проектируемой техники (изделия) и среды;
  • оценка полноты и правипьности реализации эргономических требований (эргономическая оценка и аттестация).

Рис.3 Эргономика как наука (структурная схема)

Эргономика органично связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом, их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческих факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.

В последние десятилетия и в нашей стране, и за рубежом все чаще употребляется понятие эргодизайн для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческоro фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что провести границу между ними порой оказывается просто невозможно.

Эргономика и дизайн в автомобилях

Понятие эргономики и эргономических свойств автомобиля. Конструирование рабочих мест и их особенности. Проектировочный «скелет» рабочего места водителя автомобиля. Расположение основных органов управления (педалей, рулевого колеса) автомобилей.

РубрикаТранспорт
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления27.11.2014
Размер файла2,0 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой деятельности человека, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности.

Эргономика как наука оформилась сравнительно недавно, всего несколько десятилетий назад, но основы эргономических знаний были заложены еще в тот период истории человечества, когда появились первые орудия труда, изготовленные людьми. Тогда же люди стали оценивать эти орудия труда по простейшему критерию — «удобно — неудобно». Эргономика — это комплексная наука, она базируется на физиологии, биологии, медицине, психологии, биомеханике, промышленной гигиене, нейрофизиологии, антропометрии и других науках о человеке.

Основной задачей эргономики можно считать повышение надежности функционирования человеко-машинных систем. Статистика техногенных катастроф показывает, что наименее надежным элементом таких систем является человек (проявляется так называемый «человеческий фактор»). Одной из наиболее актуальных является задача согласования конструкции машины в той ее части, которая связана с человеком, с психологическими и физиологическими характеристиками человека.

Современный автомобиль должен соответствовать основным эргономическим свойствам — соответствовать форме и размерам человеческого тела; силовым, двигательным возможностям человека, особенностям органов чувств водителя.

Автомобили создаются для людей. Эргономические свойства автомобиля — это оптимальное согласование человеческого и машинного звеньев в системе человек — машина. А для рабочего места водителя — это соответствие сиденья и органов управления автомобиля антропометрическим параметрам человека.

эргономика автомобиль рабочий управление

Термин «эргономика» в переводе с греческого означает «закон работы». Впервые он был предложен в 1857 г. Войтехом Ястшембовским, который подразумевал науку о труде, основанную на закономерностях естествознания (науки о природе). Предмет эргономики — труд во всей его сложности и многообразии, а труд, как известно, — важнейшая из социальных систем, обуславливающих как существование и развитие человека индивидуально, так и развитие общества в целом. И чтобы труд был не только нужным, но и удобным, эффективным, надежным и безопасным, необходима правильная организация рабочего места, под которой понимается трудовая деятельность, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для контроля и управления системой или объектом.

Эргономика играет важнейшую роль едва ли не во всех видах человеческой деятельности, поэтому при конструировании (организации) рабочих мест должны соблюдаться следующие основные условия:

— обеспечить человеку рабочее пространство, достаточное для выполнения всех необходимых движений (или перемещения) при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования;

— обеспечить достаточные физические, зрительные и слуховые связи между человеком, оборудованием и средой;

— оптимальное размещение оборудования, главным образом, средств отображения информации и органов управления для обеспечения удобного положения человека при работе;

— четкое обозначение органов управления, индикаторов и других элементов оборудования, которые нужно находить, опознавать и которыми приходится манипулировать;

— обеспечить необходимое естественное и искусственное освещение для выполнения, как оперативных задач, так и технического обслуживания;

— оптимально распределить яркости в поле восприятия (величина и равномерность внешнего освещения, цвет поверхности панели и несветящихся индикаторов, яркость светящихся индикаторных устройств);

— обеспечить допустимый уровень акустического шума и вибрации, создаваемые оборудованием рабочего места или другими источниками;

— обеспечить достаточную простоту сборки и разборки оборудования;

— исключить возможность неправильной установки, замены или монтажа блоков или элементов оборудования, а также неправильной идентификации, ориентации и расположения кабелей и разъемов;

— обеспечить наличие необходимых инструкций и знаков, предупреждающих об опасностях, которые могут возникнуть при работе, и указывающих на необходимые меры предосторожности;

— обеспечить надежную индикацию отказов оборудования или его работы в недопустимых режимах.

Места расположение условных точек R и H в автомобиле и на человеке. Точка R(H) должна быть расположена на высоте 98 мм от подушки сиденья и удалена от спинки сиденья на расстояние 134 мм (по оси симметрии сиденья)

При конструировании рабочих мест следует предусматривать меры, предупреждающие или снижающие преждевременное утомление человека, предотвращающие возникновение у него психофизического стресса, а также появление ошибочных действий.

Конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безопасность, простоту и экономичность технического обслуживания в нормальных и аварийных условиях, полностью отвечать функциональным требованиям и предполагаемым условиям эксплуатации.

Разумеется, при организации (конструировании) рабочего места необходимо учитывать основные антропометрические и биомеханические данные именно того контингента лиц, которым предстоит им пользоваться. Применительно к автомобилю сделать это очень непросто, поскольку за рулем могут сидеть очень разные люди. И задача конструктора (проектировщика) — сделать кабину максимально удобной для каждого из них. Водителю автомобиля нужна надежная жесткая опора, допускающая достаточную свободу перемещения отдельных частей тела. В частности, должно быть пространство для движения локтей при вращении рулевого колеса, а также свободное место под бедрами, необходимое при выжимании педалей управления.

Возможные регулировки сиденья водителя и рулевого колеса

С чего начинается проектировочный «скелет» рабочего места водителя автомобиля? Отправной становится условная точка, которая на языке профессионалов называется точкой R(Н). Для автомобиля это точка «R», находящаяся в пространстве, то место, которое предназначено для точки «Н» водителя, указывающей теоретический центр вращения бедер (ног) относительно туловища сидящего человека. В идеале, при посадке реального водителя на реальное сиденье точки «R» и «Н» (уже не стартовые, а реальные) должны совпасть, но в связи с широким антропометрическим диапазоном пользователей считается допустимым, чтобы точка «Н» относительно точки «R» вписывалась в квадрат со сторонами 50х50 мм. Но это уже на готовой кабине, а пока точки совпадают.

Вокруг условной (стартовой) точки R(H) и начинается наращивание элементов конструкции, необходимых для нормальной работы и обслуживания автомобиля. Основой рабочего места водителя автомобиля является система «сиденье — рулевое колесо — педали управления», и как неотъемлемая часть этой цепочки — посадка водителя, комфортность которой определяется углами между основными частями тела человека (туловище — бедро — колено — голеностоп). Заметим, что при управлении автомобилем посадка водителя непрерывно меняется, поэтому взаимное расположение сиденья, руля и педалей должно обеспечивать нормальную посадку при любом изменении рабочего положения.

Условная точка R(H) и область ее возможного расположения

С годами посадка водителя, как легкового, так и грузового автомобиля существенно изменилась. Если раньше человек, садясь в автомобиль, занимал позу «сидящего на стуле», то теперь — это поза «сидящего в кресле». Достигается это за счет продольной и вертикальной регулировок сиденья, изменением наклона подушки и спинки сиденья, наличием боковых поддержек, подголовника, системой подрессоривания и материалом собственно сиденья.

В дополнение к регулируемому сиденью водителя применяется регулируемое рулевое колесо, причем изменяется длина рулевой колонки, угол ее наклона или оба эти параметра вместе. Это позволяет решить одну из проблем, которые могут возникнуть у водителя. К примеру, водитель высокого роста, передвинув сиденье назад и найдя более удобную позу, вдруг обнаруживает, что не достает до рулевого колеса, или когда водитель маленького роста, передвинув сиденье вперед, обнаруживает, что рулевое колесо загораживает дорогу.

В системе трех элементов только один может быть фиксированным, и, как правило, это педали. Их расположение непосредственно зависит от сиденья водителя, поэтому установка педалей, прежде всего, должна решать вопрос удобного размещения на них ног водителя в процессе управления автомобилем. Они должны иметь удобную форму, а кроме того, удовлетворять нормативам по усилиям на педалях и их рабочим ходам.

Не менее серьезное внимание при организации рабочего места водителя уделяется рациональному размещению второстепенных органов управления и приборов. Все органы управления и приборы внутреннего оборудования, которыми нужно пользоваться во время движения, должны располагаться в зоне досягаемости рук водителей разного роста, пристегнутых ремнями безопасности. Их форма и размеры должны обеспечивать максимальное удобство захвата и надежного удержания при управлении, легкость распознавания, исключение ошибок при управлении.

Таким образом, применение принципов эргономики к автомобилю означает, что расположение сиденья водителя и органов управления, а также компоновка автомобиля в целом должны облегчать задачи водителя и улучшить условия его труда. Если автомобиль эргономически совершенен или, по крайней мере, обладает высокими эргономическими качествами, то это существенно повышается его безопасность. Ведь вероятность того, что водитель, имеющий лучшие условия труда, попадет в аварию, меньше.

Под компоновкой посадки водителя будем понимать основные геометрические размеры, характеризующие его положение относительно кабины, и размещение органов управления.

Для предварительного размещения водителя в кабине используется двухмерный посадочный манекен 95-го уровня репрезентативности (ГОСТ 20304-90 (СТ СЭВ 4016-83)). Работа обычно проводится в масштабе 1:5 (иногда 1:10), что обеспечивает необходимую на этом этапе работы точность, а графические изображения получаются достаточно компактными. Если работа выполняется с использованием какой-либо из компьютерных конструкторских программ, то вопрос о выборе масштаба отпадает, поскольку вывести изображение на печать (для обсуждений и утверждения) можно в любом масштабе без потери точности.

В зависимости от типа транспортного средства выбирается тот или иной тип посадки водителя. В легковом автомобиле водитель располагается низко, ноги почти вытянуты, спинка сиденья отклонена от вертикали на значительный угол, что позволяет получить небольшую высоту автомобиля, соответственно уменьшив аэродинамическое сопротивление. В грузовом автомобиле и тракторе водитель располагается на более высоком сиденье, ноги больше согнуты в коленях, спинка сиденья расположена почти вертикально. При таком расположении водителя длина кабины минимальна, а ее высота с точки зрения аэродинамики не имеет решающего значения из-за больших габаритов машины по высоте (грузовой автомобиль) или небольшой скорости движения (трактор). Принципиальный подход к размещению водителя с использованием двухмерного посадочного манекена иллюстрируется рис. 2.1.

Рис. 2.1. Использование двухмерного посадочного манекена для компоновки посадки водителя: 1 — Перегородка моторного отсека; 2 — Ковер; 3 — Уровень сжатой подушки сиденья; 4 — Пол

Размещение водителя начинают с построения внутренних (обращенных к водителю) границ пола и перегородок. Причем под термином «перегородка», в соответствии со стандартом (ГОСТ Р 41.35-99), понимается любой постоянный элемент конструкции (например, тоннельный выступ над карданным валом или коробкой передач, колесный кожух, боковая панель кузова и т. п.). Затем, исходя из типа (категории) транспортного средства, назначают высоту сиденья с учетом деформации подушки, которую принимают для легкового автомобиля ориентировочно около 80. 100 мм, для грузового автомобиля и трактора — соответственно меньше. Если предполагается использование подрессоренного сиденья, то учитывают его перемещение под весом водителя (статический прогиб с учетом характеристики упругости подвески сиденья).

Подробно «взаимодействие» человека и сиденья рассмотрено ниже в главе 7.

Для определения положения сиденья водителя по длине и наклона спинки пользуются данными из стандартов. В качестве примера в табл. 2.1 приведены значения углов между элементами посадочного манекена и, соответственно, водителя грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и других машин с похожей посадкой водителя (ОСТ 37.001.413-86).

Таблица 2.1. Параметры рабочей позы водителя грузового автомобиля, автобуса (графическое изображение на рис. 2.2)

Читать еще:  Автоматы от zf
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector