Общая информация о мини тракторах и мотоблоках - Дневник садовода
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая информация о мини тракторах и мотоблоках

Общее устройство мотоблока, минитрактора, трактора

Мотоблок, минитрактор (дальнейшем трактор), трактор представляют собой сложные машины, состоящие из отдельных механизмов и агрегатов, находящихся в определённом взаимодействии друг с другом. Их конструкции и расположение для отдельных типов механизмов могут быть различными, но принципы действия одинаковы.

Расположение основных механизмов мотоблока на примере мотоблока МТЗ-0,5 показано на рис. 1.

Рис. 1. Общее устройство мотоблока:

1 — однокорпусный плуг; 2 — сцепка; 3 — рычаг управления сцеплением; 4 — рукоятки руля; 5 — ручка изменения направлением движения; 6 — ручка переключения передач; 7-ведущий мост; 8-штанга руля; 9-топливный бак; 10-двигатель; 11-глушитель; 12 — ходовая часть

Основными узлами любого мотоблока являются двигатель 10, трансмиссия и ходовая часть 12. Промежуточным звеном для соединения мотоблока с орудиями служит сцепка 2.

Привод мотоблока представляет собой классический двигатель внутреннего сгорания 10. В машинах лёгкого и среднего класса используются карбюраторные одноцилиндровые четырехтактные двигатели. Мотоблоки тяжёлого класса иногда оснащаются дизельными двигателями. В устаревших и некоторых лёгких моделях иногда встречается двухтактный бензиновый двигатель. Топливо для работы двигателя поступает из топливного бака 9, а уменьшение шума от работы двигателя обеспечивается глушителем 11.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя 10 к ведущему мосту 7 и изменения скорости и направления движения мотоблока. Она состоит из сцепления, коробки передач, главной и конечной передач, дифференциала.

Сцепление служит для плавной передачи крутящего момента от двигателя к первичному валу коробки передач. На мотоблоках может применяться постоянно замкнутое, многодисковое, фрикционное сцепление, работающее в масле, а также сухое однодисковое постоянно замкнутое сцепление.

Коробка передач обеспечивает изменение передаточного числа трансмиссии и реверс. Вторичный вал коробки передач приводится в движение через шестерёнчатое зацепление с промежуточным валом. Привод последнего осуществляется также через шестерни от первичного вала, на который крутящий момент передаётся от двигателя через сцепление.

Гравная передача состоит из конической шестерни, входящей в зацепление с ведомой шестерней дифференциала.

Конечная передача состоит из левого и правого одноступенчатых редукторов. На фланцах их выходных валов установлены колёса мотоблока.

Дифференциал обеспечивает вращение колёс с различными частотами вращения при движении мотоблока по неровной дороге и его повороте.

Ходовая часть 12 мотоблока состоит из двух ведущих колёс, которые прикрепляются на фланцах конечной передачи.

Ступенчатая регулировка колеи 450, 600 и 750 мм достигается перестановкой колёс. Для снижения буксирования колёс при работе с плугом 1, на каждом из них устанавливают по два балластных груза массой 17 кг каждый.

Устройства для соединения мотоблоков с орудиями и машинами выполняют в виде сцепок, кронштейнов, навесных приспособлений и т.п.

С помощью универсальной сцепки можно обеспечивать поворот и фиксацию любого навесного орудия в вертикальных плоскостях как параллельной направлению движения мотоблока, так и перпендикулярной этому движению. Сцепка снабжена устройством, позволяющим в горизонтальной плоскости устанавливать свободный ход орудия или обеспечивать его блокировку.

Для управления мотоблоком служит реверсивная центральная рулевая штанга 8, снабжённая двумя рукоятками 4 и устанавливаемая на верхней крышке коробки передач. Органы управления мотоблоком расположены на рулевой штанге 8 и рукоятках 4. На панелях штанги расположены ручка блокировки дифференциала, рычаг изменения направления движения 5 и рычаг переключения передач 6, кнопка аварийной остановки. Для включения блокировки дифференциала ручка переводится вперед, для выключения — назад. На корпусе мотоблока установлен рычаг включения вала отбора мощности ВОМ. На правой рукоятке находится рычаг управления дроссельной заслонкой, на левой — рычаг управления сцеплением 3.

Расположение основных механизмов колёсного трактора и минитрактора на примере трактора МТЗ-80 показано на рис. 2.

Рис. 2. Общее устройство колёсного трактора:

1 — двигатель; 2 — механизм управления; 3 — вспомогательное оборудование; 4 — трансмиссия; 5 — рабочее оборудование; 6 — ходовая часть

Двигатель 1 является источником механической энергии, получаемой за счёт сгорания топливной смеси в ограниченном объёме его цилиндров.

Трансмиссия 4 служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам трактора. За счёт её обеспечивается изменение крутящего момента и частоты вращения ведущих колёс по значению и направлению. В трансмиссию входят: сцепление, соединительный вал, коробка передач, главная (центральная) передача и ведущий мост.

Сцепление служит для кратковременного отключения коленчатого вала двигателя от коробки передач при переключении передач и для плавного его соединения при трогании с места.

Соединительный вал включает в себя упругие элементы, позволяющие передавать крутящий момент от сцепления к коробке передач с небольшим перекосом.

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента на ведущих колёсах, скорости движения и обеспечения движения трактора задним ходом.

Главная передача устанавливается на выходном валу коробки передач и служит для увеличения крутящего момента и передачи его к ведущим колёсам под прямым углом, что необходимо для привода ведущих колёс.

Ведущий мост — это группа механизмов, объединённых в одном агрегате и предназначенных для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущим колёсам трактора. На большинстве колёсных тракторов ведущим является задний мост. Крутящий момент от главной передачи к ведущим колёсам подводится через дифференциал, конечные передачи и полуоси, на конце которых закрепляются задние колёса. У большинства тракторов в состав заднего моста входят тормоза. Дифференциал обеспечивает разные скорости вращения ведущих колёс при поворотах и при езде по неровной поверхности, когда внутреннее и наружное колёса (в зависимости от направления поворота) проходят разный по длине путь.

Для увеличения проходимости на некоторых типах тракторов ведущим является как задний, так и передний мост. Передача к переднему мосту осуществляется также от коробки передач, но через двойную главную передачу.

Ходовая часть 6 служит для передвижения трактора. При воздействии крутящего момента вращательное движение колёс при их сцеплении с почвой преобразуется в поступательное движение трактора.

Механизм управления 2 предназначен для изменения направления движения из кабины тракториста с помощью рулевого колеса.

Рабочее оборудование 5 предназначено для использования мощности двигателя трактора при выполнении различных лесохозяйственных, сельскохозяйственных и других видов работ. К рабочему оборудованию относятся навесная гидравлическая система, прицепное устройство, вал отбора мощности, приводной шкив, выносной гидроцилиндр.

Вспомогательное оборудование 3 служит для обеспечения комфортных условий тракториста. В него входят кабина с сиденьем, капот, обшивка, отопление, приборы освещения и сигнализации, отопления и вентиляции и другие приборы, обеспечивающие комфортные условия работы тракториста.

Расположение основных механизмов гусеничного трактора на примере трактора ДТ-75М показано на рис. 3.

Гусеничный трактор включает в себя двигатель 1, трансмиссию 4, ходовую часть 6, механизм управления 2, рабочее 5 и вспомогательное 3 оборудование.

Двигатель 1 служит для преобразования химической энергии сгораемого в его цилиндрах топлива в механическую энергию (крутящий момент).

Трансмиссия 4 представляет собой совокупность отдельных механизмов, передающих крутящий момент двигателя к ведущим звёздочкам ходовой части 6 и изменяющий частоту вращения ведущих звёздочек по величине и направлению. Трансмссия состоит из сцепления, соединительного вала, коробки передач, главной передачи и заднего ведущего моста.

Рис 3. Общее устройство гусеничногог трактора:

1 — двигатель; 2 — механизмы управления; 3 — вспомогательное оборудование; 4 — трансмиссия; 5 — рабочее оборудование; 6 — ходовая часть

Сцепление служит для кратковременного отключения коленчатого вала двигателя от коробки передач при переключении передач и для плавного их соединения при трогании.

Соединительный вал включает в себя упругие элементы, позволяющие передавать крутящий момент от сцепления к коробке передач с небольшим перекосом.

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента на ведущих звёздочках, скорости движения и обеспечения движения трактора задним ходом.

Задний ведущий мост — это группа механизмов, объединённых в одном агрегате и предназначенных для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущим звёздочкам трактора. В заднем мосту находятся тормоза.

В задний мост входят главная передача, механизмы поворота и конечные передачи.

Главная передача устанавливается на выходном валу’ коробки передач и служит для увеличения крутящего момента и передачи его к ведущим звёздочкам под прямым углом, что необходимо для привода в движение гусеничных цепей ходовой части 6.

Механизм поворота обеспечивает изменение направления движения при отключении от трансмиссии той гусеницы, в сторону которой необходимо повернуть трактор. При крутом повороте отключённую гусеницу затормаживают, и трактор поворачивается на месте. В шлицы ступиц механизма поворота вставляются полуоси, на концы которых устанавливаются ведущие шестерни конечных передач.

Конечная передача предназначена для увеличения крутящего момента и передачи вращения от полуосей механизма поворота к ведущим звёздочкам гусеничных цепей. На тракторе установлены две конечные передачи в виде двух пар шестерён, расположенные по обеим сторонам заднего моста. Ведущая шестерня установлена на конце полуоси, а ведомая на валу конечной передачи. На другом её конце установлена ведущая звёздочка, находящаяся в зацеплении с гусеничной цепью.

Ходовая часть 6 служит для преобразования вращательного движения ведущих звёздочек в поступательное движение трактора. В неё входят рама, гусеничные движители и подвеска.

Рама предназначена для крепления всех частей трактора и представляет собой сварную конструкцию, основными элементами которой являются две продольные балки (лонжероны) и поперечные балки.

Гусеничный движитель воспринимает на себя массу трактора и приводит его в движение. Он состоит из натяжного механизма с направляющим колесом, установленным в передней части рамы, гусеничной цепи, кареток с опорными катками, воспринимающих на себя всю массу трактора, поддерживающих роликов для поддержания верхней ветви гусеничной цепи, ведущей звёздочки. Гусеничный движитель устанавливается по бокам трактора.

Натяжной механизм обеспечивает степень натяжения гусеничной цепи за счёт перемещения направляющего колеса.

Читать еще:  Cхема создания мотоблока

Гусеничная цепь состоит из отдельных, шарнирно соединённых между собой звеньев. Каждое звено имеет фасонную форму. С наружной стороны имеются почвозацепы для сцепления с почвой, а с внутренней — беговая дорожка, по которой движутся опорные катки каретки. Гусеничная цепь устанавливается между ведущей звёздочкой, выступами зубьев входящей в неё и направляющим колесом.

Каретки шарнирно устанавливаются на осях, закреплённых на лонжеронах рамы и опорными катками опираются на беговые дорожки гусеничной цепи.

Поддерживающие ролики устанавливаются на осях, закреплённых на лонжероннах рамы и уменьшают провисание верхней ветви и предотвращают боковое смещение гусеничной цепи.

Механизмы управления 2 воздействует на ходовую часть, тем самым изменяют направление движения трактора, останавливают и удерживают его в неподвижном положении. К ним относятся механизмы поворота, тормоза и рычаги управления. Рычаги управления находятся в кабине трактора.

Рабочее оборудование 5 предназначено для использования мощности двигателя трактора при выполнении различных лесохозяйственных, сельскохозяйственных и других видов работ. К рабочему оборудованию относятся навесная гидравлическая система, прицепное устройство, вал отбора мощности, приводной шкив, выносной гидроцилиндр.

Вспомогательное оборудование 3 служит для обеспечения комфортных условий тракториста. В него входят кабина с сиденьем, капот, обшивка, отопление, приборы освещения и сигнализации, отопления и вентиляции и другие приборы, обеспечивающие комфортные условия работы тракториста.

Основными видами работ, выполняемые мотоблоками, минитракторами и тракторами являются: обработка почвы на вырубках, на питомниках и других открытых площадях, а также под пологом леса; посадка лесных культур; уход за посевами, посадками и лесными культурами; корчёвка пней и расчистка лесных площадей при создании лесосеменных плантаций или участков (ЛСМП или (ЛСМП); проведение рубок ухода за лесом; транспортные работы и т.п.

Нужны ли права на минитрактор в России

Минитракторы и мотоблоки активно используются на дачах и фермерских хозяйствах. Многофункциональные и надежные, они стали верными помощниками загородных жителей как в строительном, так и в садово-огородном деле. На мини-тракторе можно распахать поле, собрать урожай, перевезти стойматериалы, вывезти мусор, убрать снег. В связи с этим, всё чаще возникает вопрос — нужны ли на минитрактор права? Можно ли передвигаться на нем по дорогам общего пользования: доехать до магазина, съездить на речку? Есть ли отличия в разрешающей документации на минитрактор и мотоблок? Вопросов много, и на большинство из них есть однозначные ответы.

К какой категории относится минитрактор

Для начала следует заглянуть в Правила дорожного движения и выяснить, что говорит закон о транспортных средствах, нуждающихся в регистрации и правах на управление. Согласно ПДД, транспортным средством является механизм, развивающий на дорогах с твердым покрытием скорость более 30 км/ч. Также самоходная техника с объемом двигателя более 50 куб.см и мощностью более 5 л. с (4 кВт) нуждается в постановке на учет в ГИБДД с выдачей номерных знаков.

С этой точки зрения большинство минитракторов не являются транспортными средствами. Тем более не относятся к этой категории мотоблоки. Скорость больше 30 км/ч они не развивают (самые «скоростные» модели приближаются к этой отметке, но не превышают ее), хотя часто оснащаются мощными двигателями.

Мини-трактор – это многофункциональная машина, разработанная и приобретенная для выполнения различных садово-огородных, коммунальных, грузо-транспортных работ с мощностью двигателя 10-50 л. с.

Однако любой владелец трактора, выезжая на шоссе, становится участником дорожного движения, и здесь служители закона неумолимы: выезжать на дорогу общего пользования можно, только имея права. Причем не водительские, категории В или В1, а специальные, дающие право на управление трактором. Получить их не сложнее, чем водительские, однако здесь тоже есть свои тонкости.

Какие права нужны на управление

Управление трактором и другой спецтехникой отличается от вождения автомобиля, поэтому были разработаны отдельные права тракториста-машиниста со своими категориями:

  1. Категория А дает право управления транспортными средствами, не предназначенные для дорог общего пользования (снегоходами, вездеходами, карьерными самосвалами – для каждого типа спецтехники есть своя подкатегория).
  2. В категорию В входят гусеничные и колесные ТС.
  3. С и D распространяются на колесные тракторы (соответственно мощностью до 150 л. с. и более)
  4. Присвоение категории Е дает право водить гусеничные трактора, а F – самоходные сельхозмашины (комбайны, сеялки и пр).

Из этой классификации легко понять, какие права на минитрактор нужны – категорий В, С и Е. Еще раз подчеркнем, что речь идет о тракторных, не автомобильных правах! Выдаются они службой Гостехнадзора, а не ГИБДД.

Когда не нужно получать права на минитрактор

На фоне стоимости хорошего минитрактора, превышающей 100 тыс. руб., 20 тыс. за курсы тракториста кажутся небольшой суммой. Однако для начинающего предпринимателя эта сумма может оказаться неподъемной, особенно если на технику оформлен кредит и отдавать еще один месячный взнос за обучение не хочется. А еще обучение требует времени, которое не у всех в избытке. Выход есть: не выезжать на дороги общего пользования. На участке, в полях, лесных дорогах, возле лесополос права не понадобятся, на их получении можно смело экономить.

Регистрация минитрактора

Без прав можно обойтись, а без регистрации? Если техника будет использоваться строго на участке (полях, в лесу) без каких-либо исключений, то регистрацией можно пренебречь. Однако если планируется хотя бы раз в год выезжать на дороги общего пользования, трактор нужно обязательно поставить на учет в течение 10 дней после его приобретения. Можно зарегистрировать и позже, но придется уплатить штраф. Зато мотоблок оформлять не нужно ни при каких условиях.

На вождение трактора необходимы специальные права

Также необходим специальный допуск на эксплуатацию транспортного средства, а именно ПСМ (паспорт самоходной машины, аналог автомобильного ПТС). Этот документ выдается на тракторы с объемом двигателя более 50 см3 или мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы и полуприцепы к ним. При покупке подержанной техники следует проверять, что ПСМ был в наличии, иначе постановка на учет затянется.

Для постановки на учет в региональное отделение Гостехнадзора предоставляются следующие документы:

  • заявление о регистрации ТС (заполняется по образцу);
  • паспорт заявителя;
  • ПСМ с указанием собственника;
  • документы о праве собственности (например, договор купли-продажи);
  • уплаченная госпошлина (от 350 до 1500 руб. в зависимости о того, нужны ли номерные знаки);
  • удостоверение тракториста-машиниста.

Для подержанной техники также понадобятся чеки, подтверждающие уплату транспортного налога и акт технического осмотра. Кроме того, для ТС, развивающих скорость более 20 км/ч, потребуется оформить полис ОСАГО. После рассмотрения документов выдаются свидетельство о регистрации и номерные знаки. Номерные знаки отличаются от автомобильных, формой, приближенной к квадрату (такие же выдаются для мото- и спецтехники) и устанавливаются с левой стороны.

Как оформить самоделку

По российским дорогам «бегает» столько самодельных тракторов, что Гостехнадзором была разработана отдельная процедура по их регистрации. Поставить самоделку на учет вполне реально. Для этого нужно предоставить в Гостехнадзор следующие документы:

  • заявление на регистрацию самодельного (или переделанного) МТ;
  • паспорт заявителя;
  • товарные чеки на купленные детали.

Также необходимо предоставить объект регистрации. Экспертная комиссия осмотрит самодельный или переделанный трактор и составит заключение о соответствии техническим нормативам и экологическим стандартам, проверит оснащение сигнальными и светотехническими приборами. Если техника признана безопасной при использовании на дорогах, выдается акт о техническом состоянии, на основании которого оформляются техпаспорт, свидетельство о регистрации и выдается номерной знак.

Можно ли на минитракторе передвигаться по дорогам общего пользования

Если ТС зарегистрировано, а у водителя есть соответствующие права, то выезжать на шоссе можно. При этом трактор должен быть оснащен световыми и светоотражающими элементами. Впрочем, без них ни одно ТС не пройдет техосмотр, а значит, не будет допущено к эксплуатации.

Для регистрации техники понадобится комплект документов

Напомним, какие световые приборы имеются в виду:

  1. Передние фары белого цвета. Должны быть установлены абсолютно на любом виде транспорта, даже на мотоблоке с прицепом или велосипеде.
  2. Светоотражатели красного цвета. Устанавливаются сзади и на борту прицепа (при его наличии).

Если трактор используется в дорожных, коммунальных или иных работах и направляется к месту их выполнения, оформляется специальный пропуск. Выдается он соответствующей службой (например, автодорожной). Это может пригодиться, если администрация поселка привлекает владельцев мини-тракторов к уборке или другим работам.

Двигаться по общественной дороге нужно так, чтобы не создавать помех основному транспорту: держаться правой полосы, а если дорога узкая и поток плотный, съехать на обочину и пропустить скопившиеся сзади машины. Также важно помнить, что перевозить людей на мини-тракторах и мотоблоках запрещено – как бы они ни были оборудованы для этой цели. Это нарушает пп. 1 и 22.8 ПДД.

Порядок получения тракторных прав

Чтобы получить права на минитрактор, потребуется пройти курсы Гостехнадзора и сдать экзамены: один практический (вождение) и два теоретических (безопасная эксплуатация и ПДД). Стоимость обучения на конец 2019 года составляет около 20 тыс. руб., госпошлина за экзамен – 1100 руб., к занятиям допускаются лица, достигшие 18 лет и годные по состоянию здоровья.

Заключение

Ответ на вопрос, нужны или нет права на минитрактор, зависит от того, как используется техника. Если на личном участке – можно свободно обойтись без прав. Ни один сотрудник ГИБДД не придёт и не поинтересуется через забор, есть ли права. Но если планируется выезжать на минитракторе на дороги общего пользования, необходимо иметь с собой права тракториста машиниста, а сама техника должна быть оснащена световыми приборами. При выезде на мотоблоке его тоже нужно оснастить фарами и фонарями, а водителю – иметь права на управление мототехникой.

Читать еще:  Самодельный квадроцикл из мотоблока

Минитрактор из мотоблока: 4 вариант изготовления своими руками


Многие владельцы мотоблоков не раз задумываются о модернизации своей сельскохозяйственной техники. На самом деле улучшить имеющийся в распоряжении агрегат, и сделать из него полноценный минитрактор не составит большого труда. Однако от вас потребуется изучить рекомендации и соблюдать порядок действий – это даст вам возможность получить эффективный самодельный минитрактор, который будет способен решить абсолютно все поставленные перед ним задачи.

Минитрактор из мотоблока своими руками – порядок изготовления

Перед тем, как начать изготовление минитрактора на базе мотоблока, потребуется подготовить необходимые для работы материалы. Комплект для переделки включает:

  • аппарат для сварки;
  • отвертки и гаечные ключи;
  • электрическая дрель и комплект различных сверл;
  • болгарка и набор дисков по работе с металлом;
  • комплект гаек и болтов.

Правильно собрать трактор из мотоблока помогут подходящие чертежи. В них вы найдете информацию о том, в каком порядке соединять детали и какой метод крепления подойдет для их надежного монтажа.

Переделка мотоблока в минитрактор выполняется в следующем порядке:

  1. Минитрактор на базе мотоблока обязательно должен быть оборудован крепкой надежной рамой. Она должна выдерживать дополнительную пару колес, плюс к этому на несущую конструкцию будет давить груз, перевозимый в тракторе. Для изготовления прочной рамы лучше всего подойдут трубы или уголки из металла. Обязательно учтите, что чем тяжелее рама, тем лучше будет сцепление минитрактора с дорогой, и тем качественнее будет выполняться вспашка грунта. Толщина стенок рамы также не имеет большое значения – главное, чтобы они не перегибались под давлением перевозимого груза, Нарезать заготовки для изготовления рамы можно при помощи болгарки. Затем все детали соединяются между собой сначала посредством болтов, после чего окончательно привариваются друг к другу. Чтобы рама стала крепче и надежнее, оборудуйте ее поперечной балкой;
  2. Сразу же после изготовления рамы ее можно оборудовать навесным механизмом, посредством которого маленький трактор будет оснащаться дополнительными приспособлениями. Устанавливать навеску можно, как в передней, так и в задней части несущей конструкции. Если в дальнейшем изготавливаемый минитрактор планируется использовать в паре с прицепом, то к задней части его каркаса следует приварить фаркоп;
  3. На следующем этапе самоделка оборудуется передними колесами. Для этого изготавливаемый мини-трактор лучше всего оснастить двумя уже готовыми ступицами с предусмотренными на них тормозами. Далее необходимо закрепить сами колеса. Для этого возьмите отрезок стальной трубы, диаметр которой подходит к передней оси. Далее закрепите к трубе ступицы колес. В центральной части трубы просверлите отверстие, которое необходимо для монтажа изделия к передней части рамы. Затем установите рулевые тяги и скорректируйте их по отношению к раме посредством червячного редуктора. После монтажа редуктора установите рулевую колонку. Ось в задней части изготавливаемого трактора монтируется через запрессованные подшипниковые втулки. Используемые колеса должны быть в диаметре не более 15 дюймов. Детали меньшего размера приведут к «зарыванию» агрегата передней частью, а колеса, размером более, существенно ухудшат маневренность минитрактора;
  4. На следующем этапе необходимо оборудовать минитрактор двигателем от мотоблока. Лучше всего установить мотор в передней части агрегата, так как таким образом вы улучшите баланс сельскохозяйственной машины при эксплуатации с загруженным прицепом. Для установки мотора обустройте надежную систему крепления. При монтаже мотора не забывайте, что вал отбора мощности необходимо закрепить соосно шкиву, расположенному на заднем мосте мини-трактора. Усилие на колеса должно проходить при помощи ременной передачи. Более детально о переделке мотоблока в минитрактор расскажет видео.


Изготовленный своими руками трактор останется оборудовать надежной тормозной системой и качественным гидрораспределителем, который необходим для исправной эксплуатации агрегата с навесным оборудованием.

Минитрактор из мотоблока Нева


Переделка мотоблока в маленький трактор может немного отличаться. Все зависит от конструктивных особенностей мотоблока и его способностей. Рассмотрим принцип изготовления мини-трактора из мотоблоков марки Нева.

Как и в первом случае перед изготовлением минитрактора нужно изучить схемы. В них подробно указаны размеры элементов и порядок их монтажа при сборке.

Порядок действий при переделке будет следующим:

  1. Изготовление рамы осуществляется тем же образом, что и в первом случае. Для ее создания используйте трубы различного сечения. Крепление элементов каркаса осуществляется посредством болтов и сварки;
  2. Далее переходите к изготовлению и монтажу ходовой части. Для установки задних колес используйте дополнительную ось, которую можно сделать из стальной трубы. В оба концы последней запрессуйте подшипники и втулки, которые будут оборудоваться задними колесами;
  3. Далее трактор из мотоблока Нева нужно оборудовать мотором. При чем, установить двигатель можно, как в передней, так и в задней части рамы. Во втором случае переднюю и заднюю колесную базу минитрактора потребуется расширить;


В конце сделанный своими руками агрегат останется оснастить водительским сиденьем, приборами освещения и габаритными огнями. Благодаря небольшим размерам, готовый трактор будет обладать высокой маневренностью, что позволит эффективно использовать его в труднодоступных местах.

Как сделать минитрактор из мотоблока МТЗ?


Чтобы переделать мотоблоки данной марки также следует учитывать их конструкцию и возможности. Агрегаты МТЗ обладают достаточно высокой мощностью, что дает возможность сделать из них полноценный гусеничный мини-трактор. Он будет отличаться высокой проходимостью и отличным сцеплением с почвой, благодаря чему качество вспашки грунта у такой машины будет в разы выше, чем у колесных мини-тракторов.

Перед тем, как приступить к работе, обязательно изучите чертежи, в которых вы найдете всю требуемую для переделки информацию.

Порядок действий при сборке минитрактора выглядит следующим образом:

  1. Вначале переведите мотоблок в режим эксплуатации с косилкой;
  2. После этого полностью демонтируйте переднюю площадку агрегата;
  3. В передней части изготавливаемого мини-трактора установите гусеничный привод;
  4. В нише, предназначенной для монтажа рулевой тяги, установите регулировочную тягу. Данный элемент увеличит жесткость всей конструкции;
  5. К верхней части рамы приварите сиденье для водителя;
  6. Рядом с мотором обустройте площадку для монтажа аккумулятора и гидрораспределителя.


Такой способ изготовления подойдет для переделки в маленькие тракторы мотоблоков МТЗ 05, МТЗ 09 и МТЗ 12. Каждый из них обладает достаточным запасом мощности, чтобы работать вместе с прицепом и навесным оборудованием одновременно.

Минитрактор из мотоблока Зубр

Мотоблоки данной марки обладают надежным и достаточно мощным мотором, наличие которого позволяет переделать агрегат в полноприводный минитрактор. Перед работой обязательно изучите детальные чертежи, а также купите стальные листы, трубы и уголки.

Порядок действий при изготовлении минитрактора выглядит следующим образом:

  1. При обустройстве рамы вам потребуется расширить уже имеющийся каркас мотоблока. Это необходимо для того, чтобы установить дополнительные колеса. Нарежьте уголки и трубы на подходящие куски, после чего приварите их друг к другу;
  2. Передняя балка на минитрактор монтируется посредством уже готовой ступицы, оборудованной тормозами. Колеса в передней части агрегата должны соответствовать размеру задних колес, или быть чуть больше последних – это предотвратит «зарывание» мини-трактора при езде по пересеченной местности;
  3. Затем установите мотор мотоблока. Лучше всего устанавливать его в передней части, чтобы достичь наилучшего баланса всей конструкции;
  4. К задней части готового минитрактора приварите фаркоп – он потребуется для монтажа прицепа.


Самодельный минитрактор, изготовленный на базе мотоблока Зубр, сможет справиться с рядом наиболее сложных хозяйственных задач: вспашкой грунта, кошением травы, сбором и перевозкой урожая.

Минитрактор из мотоблока Агро

Перед началом переделки мотоблоков этого бренда следует запастись материалом и необходимыми инструментами. Для работы вам понадобится:

  • листы и профили из нержавеющей стали;
  • сиденье и рулевое колесо – можно снять со старого автомобиля;
  • пара колес – их диаметр не должен превышать 15 ‘’;
  • набор крепежных элементов;
  • болгарка и электрическая дрель;
  • молоток и сварочный аппарат.

После подготовки всего необходимого советуем изучить схемы, которые подскажут вам правильный порядок действий при установке элементов трактора.

Также советуем посмотреть фото, которые непременно помогут вам при изготовлении сельскохозяйственного агрегата.


В отличие от мотоблоков перечисленных выше производителей, техника марки Агро имеет один существенный недостаток, который нужно обязательно учесть при переделке мотоблока в минитрактор. Он заключается в том, что ось мотоблока имеет очень слабые показатели прочности на излом. Такого рода переломка обязательно скажется в том случае, если вы превысите максимально допустимую нагрузку на раму мини-трактора. Чтобы избежать дальнейшей неисправности, минитрактор потребуется оборудовать колесными редукторами.

Порядок действий при сборке агрегата выглядит следующим образом:

  1. На первом этапе нужно сварить прочную раму для трактора. Для этого воспользуйтесь стальными профилями и трубами. Обязательно учтите, что чем тяжелее будет изготовленная рама, тем лучше окажется сцепление минитрактора с грунтом. В задней части несущей конструкции приварите фаркоп, который потребуется для сцепки прицепа с агрегатом;
  2. Затем приступайте к изготовлению и обустройству ходовой части минитрактора. Для этого можно приобрести пару уже готовых передних колес, а также ступицы, оснащенные тормозами. После покупки деталей прикрепите ступицы к стальной трубе, и просверлите в передней части рамы отверстия, которые потребуются для монтажа ступиц на минитрактор. Далее установите рулевые тяги, используя для этого червячный редуктор. Следом за тягами закрепите рулевую колонку и заднюю ось. При установке последней в используемые для монтажа втулки запрессуйте подшипники. На заднюю ось установите шкив и надежной закрепите колеса;
  3. После этого на переднюю часть рамы установите двигатель. Советуем делать этого посредством дополнительного каркаса, помещенного на специальные амортизаторы – это позволит избежать сильных вибраций при высоких нагрузках на мотор;
  4. Далее установите на мини-трактор водительское сиденье, соединив его с рамой через рессоры – благодаря им работать с мини-трактором будет гораздо удобнее.
Читать еще:  Как поставить двигатель от мотоблока на муравей


При желании изготовленный своими руками компактный трактор можно оборудовать навесом, который защитит вас от дождя и солнца. Для его изготовления к раме рядом с сиденьем и рулевой колонкой нужно приварить 4 стальные трубы, к которым посредством точечной сварки закрепить стальной лист. В результате вы получите надежный агрегат для дачи, который быстро справиться со всеми поставленными перед ним задачами.

Нужны ли права на мотоблок и мини-трактор — особенности и требования

Если у человека имеется загородный дом с дачей или фермерским хозяйством, то мини-трактор (МТ) ему станет верным помощником в строительном, а вместе с тем и в садовом и огородном деле. Правда, не все знают точно о том, нужны ли права на мотоблок (МБ) и требуются ли они на мини-тракторы в России. Из-за этого среди многих автовладельцев очень часто возникают проблемы с законодательством. Имеются ли отличия в разрешающих документах на мини-тракторы и мотоблоки? Можно ли водить их по дорогам общего использования? Предусматривается ли наказание за вождение без категории? Об этом и многом другом расскажем в статье.

Общая информация о мини-тракторах и мотоблоках

Данная техника является многофункциональной машиной, предназначенной для исполнения разных садовых и огородных, а вместе с тем коммунальных, грузовых, транспортных и прочих работ с мощностью двигателя от десяти до пятидесяти лошадиных сил. Мотоблок является разновидностью малогабаритного трактора. Его также называют пешеходным, поскольку им управлять можно, если удерживать за ручки. Главным отличием такой техники является монтаж конструкции на базе одноосных шасси, а у мини-трактора имеется две оси. Требования со стороны законодательства к документации, разрешающей управление МБ и МТ, различаются. Нужны ли права на мотоблок с прицепом или минитрактор? Об этом расскажем далее.

Нужны ли права на мини-трактор в России: особенности и требования

Требования к бумагам, которые разрешают вождение мини-трактора, отличаются от тех, что предъявляются в отношении МБ. Это напрямую связано с тем, что МТ, независимо от того, является ли он сцепленным с прицепом, относят к категории транспортных элементов. Езда на нем по дороге общего использования разрешается только при наличии водительской специальной категории в тракторных правах.

Кроме таковых с требуемой категорией нужен еще специальный допуск на осуществление эксплуатации транспортного средства. Речь, как правило, идет о следующих бумагах:

  • Регистрационное свидетельство от государственного технадзора, являющееся аналогом автомобильного СТС.
  • Паспорт самоходной машины, его еще принято называть ПСМ (выступает аналогом автомобильного ПТС).

При этом наличие на руках ПСМ считается обязательным условием для допуска самоходной машины к эксплуатации. Его выдают на тракторы (кроме МБ) и прочие самоходные машины, у которых объем двигателя составляет более пятидесяти кубических сантиметров или мощностью более четырех киловатт, а кроме того, прицепы и полуприцепы к ним.

С прицепом

Мини-трактор вне зависимости от того, есть у него прицеп или нет, имеет отношение к категории транспорта. Езда на нем по дороге общего использования разрешена лишь при наличии определенной водительской категории.

Какие права требуются для управления мини-трактором?

Категория в удостоверении водителя, дающая право на управление МТ, напрямую зависит от мощности имеющегося двигателя. Таким образом, в рамках управления мини-тракторами подходят категории: В, Е и С.

Когда права на мини-тракторы водителям не нужны?

Ответ на этот вопрос зависит во многом от условий его использования:

  • Они необходимы в рамках передвижения на МТ по дороге общего использования, то есть при эксплуатации в роли транспортного средства в стандартном дорожном движении.
  • Права вовсе не обязательны при применении данной техники за пределами города в сельскохозяйственной работе на полях, близ лесополосы, то есть вне границ дорожного движения.
  • По поводу государственной регистрации. В рамках использования МТ без выезда на дорогу многие автовладельцы полагают, что регистрировать такое средство передвижения не нужно. Отчасти это на самом деле так, но лишь при том условии, что транспорт эксплуатироваться будет вне дорог общего пользования без каких-либо исключений.

Если же таковые возможны, то мини-тракторы надо обязательно регистрировать в течение десяти дней после их приобретения (если срок был по тем или иным причинам пропущен, то придется заплатить штраф). А вот оформлять мотоблок нет никакой необходимости. Многим интересно, нужны ли права на мотоблок.

Требуются ли права на мотоблоки в России?

Надо сказать, что однозначный ответ на вопрос, нужны ли права на мотоблок в России, дать очень затруднительно. Это напрямую связано с различием в трактовке понятия о транспортном средстве в отношении данной техники. В соответствии с законодательством МБ не выступает транспортным средством. Нужны ли права на мотоблок с прицепом? Также нет, так как относится это и к мотоблокам, соединенным с прицепом. Из чего можно сделать вывод о том, что для управления подобным транспортом водительские права гражданину не нужны. То же самое касается вопроса, нужны ли права для мотоблока с тележкой. Но смотря, как и где ездить.

В том случае, если в процессе вождения человека остановит инспектор ГИБДД, в большинстве ситуаций с него, скорее всего, спросят права на управление, а вместе с тем осмотрят саму технику на предмет оснащения с помощью светосигнальной системы, без которой передвигаться нельзя по трассе. Надо сказать, что не всегда даже сотрудники Госавтоинспекции знают, нужны ли права на управление мотоблоком.

Проблемы с ДПС зачастую возникают по вине владельцев: к примеру, они могут разъезжать на мотоблоках по шоссе. В этом случае, казалось бы, права или удостоверение водителя на мотоблок нужны. Но в то же время водители мотоблоков считают претензии со стороны инспекторов ГИБДД необоснованными, так как МБ транспортным средством вообще не является. Несмотря на это, по дороге общего пользования на МБ запрещено передвигаться. Раньше, еще в советский период, подобная норма даже прописывалась в инструкции к мотоблоку.

Штраф за езду на мотоблоке

При езде на мотоблоке человека могут оштрафовать. Владельцев интересует вопрос о том, почему, если это вовсе даже не транспортное средство? Со стороны юристов блок (неважно, с прицепом либо без) выступает сельскохозяйственной техникой, предназначенной для обработки почвы, а процесс езды на нем по дорогам общего использования запрещается. За это предусмотрен штраф.

Таким образом, для того чтобы стать полноценным участником дорожного движения и управлять этим устройством, не хватает: регистрации в ГАИ наряду с номерным знаком, фарами, сигнальными фонарями, поворотниками и так далее. Даже в том случае, если дополнить блок данными элементами, он вовсе не станет пригодным для езды машинным средством. Создание транспортных самодельных устройств на территории России запрещено.

Несмотря на то что ответ, нужны ли права на мотоблок, отрицательный, за езду на нем по дорогам предусмотрен штраф. Использование мотоблока в себе таит некоторую юридическую и правовую недосказанность, многое в этом случае напрямую связано с тем, как складываться будет разговор с представителем правоохранительных органов, возникнут ли дополнительные вопросы у него либо нет. В остальном эксплуатировать мотоблоки можно без тех или иных последствий как на своем собственном участке, так и на дороге общего пользования. Главное — помнить о вежливости и взаимоуважении на дороге.

Что необходимо делать в том случае, если мини-трактор является самодельным?

Алгоритм действий в рамках получения прав на то, чтобы управлять заводскими мини-тракторами, понятен. Но что же необходимо делать, если он является самодельным? Полноприводный МТ, который был сконструирован не на заводе, нужно в обязательном порядке зарегистрировать в государственном технадзоре. Владельцы самодельных мини-тракторов должны представлять в этот орган следующие документы:

  • Заявление на регистрацию самодельного либо переделанного трактора.
  • Паспорт (с пометкой о регистрации по своему месту жительства).
  • Товарный чек (оригинал или копия) на всевозможные купленные детали, которые применялись в процессе сборки МТ.

Также требуется обеспечивать сотрудникам государственного технадзора возможность по осмотру мини-трактора. На основании выполненного ТО данной службой составляется экспертное заключение по поводу соответствия самодельной техники всем установленным стандартам:

  • Технический норматив.
  • Экологический стандарт.
  • Оснащение светотехническими и сигнальными приборами.
  • Прочие параметры, связанные с безопасностью дорожного движения.

На основании акта по поводу технического состояния мини-трактора владельцам выдают техпаспорт с номерным знаком с регистрационным свидетельством.

Почему гражданам в регистрации мини-трактора могут отказать?

Перед процедурой регистрации спецтехники проверяют, соответствует ли таковая всем необходимым правилам. Отказ в постановке объекта на учет может вызываться следующими причинами:

  • Ошибка в оформлении документации (заполнение с помощью карандаша, помарка, исправление и тому подобное).
  • Отсутствие оригинала бумаг (даже при наличии заверенных копий) в случаях, когда они требуются.
  • Техническое транспортное несоответствие имеющимся нормам безопасности (экологической и физической).

Таким образом, мини-трактор выступает отличным подспорьем в рамках ведения фермерского хозяйства. Но если гражданин эксплуатирует его за пределами участка, тогда ему необходимо получить на это разрешительный документ в виде свидетельства о государственной регистрации наряду с соответствующей категорией в правах. Мотоблоком пользоваться на дорогах в качестве средства передвижения нельзя. А потому легко можно ответить на вопрос: нужны ли права на мотоблок? Безусловно, нет.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector