0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Украшение в японском стиле

Украшения в японском стиле

Цветущие сады сакуры, тихий перезвон ритуальных колокольчиков, развевающиеся на ветру шелковые ленты и робкий свет бумажных фонариков – все это Япония. Ее отдаленность, сложные обряды и ритуалы, шикарные традиции и церемонии – все это создает вокруг нее ауру таинственности и волнующего воображение шарма. Самое почитаемое растение Японии – сакура, а место – гора Фудзияма. Два этих образа прочно сплелись в искусстве, литературе, музыке и кинематографе страны.

Сегодня Фудзияма и сакура являются основными образами, использующимися при создании украшений в японском стиле, которым отдают предпочтение многие женщины мира. Дух Японии в украшениях выражается через некую скульптурность и преобладание цветочных мотивов, что придает образу женственности и хрупкости.

Традиционным украшением японской женщины является канзаши. Канзаши – это разнообразные заколки, гребни, палочки и шпильки, которыми каждая уважающая себя японка украшала свою прическу. Традиция укладывать волосы в причудливые прически с украшениями, количество которых достигало, порой, тридцати, появилась в Японии порядка четырехсот лет назад, что позволило превратить этот процесс в целое искусство, весьма популярное и на сегодняшний день.

Выделяют несколько видов канзаши:

Истинные ценители канзаши меняют их в зависимости от месяца и времени года: зимой, к примеру, принято носить Hana kanzashi с обязательным присутствием в них еловых веточек и цветков дерева уме (сливы). Красно-зеленая гамма является олицетворением праздничного настроения.

Чтобы внести в свой образ частичку Японии, не нужно больших затрат, заколочки с небольшой свисающей веточкой сакуры будет вполне достаточно.

Украшения современной Японии

Естественно, что далеко не все женщины придерживаются традиционного стиля, поэтому совсем недавно (буквально 10-15 лет назад) выделилось совершенно новое направление моды, которое разбавило бело-серо-черную гамму европейского образа капелькой сочных цветов и оттенков.

Японская бижутерия – это яркое, чаще всего самодельное скопление плетеных браслетиков и фенечек. Высшим пилотажем считается накопление такого количества браслетов на руке, что они образуют подобие перчатки до локтя или выше.

Особым предметом, которому уделяет максимум внимания каждая молодая японка, является сумка. Ее украшают десятками подвесных брелоков, ленточек и значков, что превращает сумку в уникальное произведение авангардного искусства. Чаще всего такие сумки даже шьются вручную, но даже если она куплена в магазине, то через несколько часов японка сделает ее неповторимой, навесив на нее яркие ленты и брелоки.

Украшения, стилизованные под японский стиль

Существует и третья категория, которую можно отнести к украшениям в японском стиле – это аксессуары, которые стилизованны под него. Это подвески, брелоки, кулоны, браслеты, кольца, ободки и повязки, на которые нанесены различные японские иероглифы, характерная японская живопись, орнаменты в виде цветущей сакуры и образ горы Фудзияма в различных интерпретациях.

Подобные украшения, выполненные в хорошем качестве, украсят ювелирную шкатулку любой ценительницы японской культуры, ведь они совсем не меньше передают загадочный характер страны. Как правило, подобные украшения в самой Японии не носят, их предпочитают европейские женщины.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что японская культура одна из богатейший на планете, она до сих пор поражает умы ученых. И каждый может приобщиться к ней, надев тонкой работы браслет в виде переплетающихся веток сакуры или повесив на шею кулон с изображением иероглифа «Мудрость». Все это внесет в образ тонкую нотку аромата цветущей вишни из Японии.

Знаменитые украшения Kanzashi, Haruyo Morita и Sakae — драгоценные жемчужины Японии

Наш интерес к высокому искусству Китая и Японии не угасает. И сегодня мы обратили свой взор на потрясающей красоты творения японских художников, изумительные аксессуары, называемые канзаши.

Канзаши — японские традиционные женские украшения для волос. Их носят с кимоно. Японский женский традиционный костюм не допускал никаких украшений тела, рук и шеи. Единственное поле для самовыражения, а также демонстрации вкуса и благосостояния владелицы, представляло украшение прически.

Слово « канзаши » происходит от оборота «воткнутое в волосы» ( яп .髪挿し ками саси ). Существует и другая версия: японцы издревле украшали головы полевыми цветами перед тем, как обратиться к богам. Эти цветы получили название «воткнутые цветы» ( яп . 花挿し ка саси ).

Первоначально канзаши не имели декоративного назначения. Древние причёски удерживались тонкими деревянными или костяными палочками, втыкая которые, как считалось, уберегали себя от колдовства. Интересно, что канзаши могли использоваться даже в качестве оружия. При возникновении угрозы владелица шпильки направляла её на обидчика, и орудовала ею весьма ловко!

Через некоторое время японцы позаимствовали из Китая идею канзаши как украшения. Тогда же причёски стиля тараками ( яп . свисающие волосы) вышли из моды, и декоративные канзаши набрали популярность. В королевстве Рюкю их носили как женщины, так и мужчины. Латунные канзаши стали обязательной принадлежностью в самурайском сословии. С поверженного врага первым делом снимали канзаши . В одном из старинных сэнрю (род поэзии, состоящий из трёхстиший) говорится: «Страшно, когда вытаскивают канзаши из волос».

Канзаши бывают разными и различаются исторически по внешнему виду и положению в прическе. Особое место занимают Hana kanzashi — цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. На каждый месяц года приходится отдельная цветочная комбинация.
Металлические канзаши изготавливаются из серебра, олова, латуни, янтаря в период Мэйдзи они исполнялись из платины. Известны летние украшения из кристаллов, хотя, ввиду низкой сохранности, их осталось очень немного. Простой народ носил деревянные канзаши, имитации черепахового панциря изготовляли из лошадиного копыта. Дорогие канзаши изготавливались из кости журавля. Сегодня канзаши стали делать из пластика, а самые высококачественные образцы вырезаются из однородного черепахового панциря.

Материалом может быть даже целлулоид и стекло. Дорогие кораллы могут заменяться имитацией, выполненной из селитры и яичного белка. Цветы для хана-канзаши изготавливают из шёлка. Энтузиасты-непрофессионалы используют и более дешёвые материалы.

Причёски усложнились и увеличились в размерах. Шпильки и гребни стали непременными спутниками любой девушки. Замужним женщинам было запрещено носить более 2-х пар, так как большее количество носили гейши. Самыми дорогими были полупрозрачные желтоватые украшения из панциря без изъянов (точек). Такой панцирь назывался «белым».
В этот момент искусство ремесленников-изготовителей канзаши достигло вершины. Появились разновидности: хираути, тама-канзаши, хана-канзаши, бира-бира.

В настоящее время канзаши чаще всего носят невесты или люди, связанные с кимоно ввиду своей профессии, такие, как гейши (яп. 芸者 гэйся — «человек искусства»), знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. В европейских странах украшения в причёсках не регламентируются, зато в Японии ношение заколок, гребней, шпилек и искусственных цветов строго формализовано. Канзаши должны быть непременно в тон и цвет кимоно, подходить к цвету глаз, соответствовать возрасту статусу, и семейному положению, подходить к своему времени года.

Среди гейш существуют свои правила, основанные на иерархии (гейши и майко — ученицы гейши). Настоящая гейша носит кимоно с белым воротником, а мэйко — с узорным. Майко носят канзаши помельче с большим количеством цветов, гейши, наоборот, более крупные украшения с меньшим количеством цветов. Майко, обучающиеся менее года, носят ниспадающие канзаши с гирляндами цветов. На каждый месяц года в хана-канзаши приходится отдельная цветочная комбинация.

Художница Хариё Марита

Хариё Марита родилась в 1945 г. в префектуре Сайтама. С раннего детства она изучала японский классический рисунок, а затем стала работать дизайнером кимоно. Она, в результате, выработала свой собственный стиль, в котором удалось соединить классическое японское искусство и собственное представление о современной японской живописи. В 1977 г. художница переехала в Лондон, её картины моментально узнаются из тысяч других работ. Они изобилуют красками и жизнерадостностью. Наряду с кимоно в дизайн Хариё Мариты входила и разработка канзаши.

В соответствии с исторической японской традицией, комбинация элементов канзаши обязана была отображать перемену времен года и видоизменяться от месяца к месяцу. Приведём пример соответствия растительных и других элементов.

一月 (январь, итигацу ). Канзаши января каждый год меняются. Хотя есть и основной мотив января — сётикубай — сосна, бамбук и слива, пожелание долголетия, а также ракетки хагоита , прялки, морские улитки.

二月 (февраль, нигацу ). Началу февраля подходят цветы сливы, тюльпаны и бабочки, а концу — нарциссы. В канун празднования Сэцубуна надеваются два особых вида канзаши : украшенные шариками кусудама и бумажными вертушками.
三月 (март, сангацу ). Символы марта — нарциссы, цветы персика, пионы, бабочки. Основной цвет мартовских украшений — жёлтый.
四月 (апрель, сигацу ). Апрель — месяц цветения сакуры, которая и занимает главную позицию в это время. Кроме неё в апреле канзаши часто украшает серебряная или золотая бабочка и крохотный фонарик, бомбори .

五月 (май, гогацу ). Глициния и ирисы на канзаши говорят, что наступило лето, май. Основной цвет украшений мая — синий.

六月 (июнь, рокугацу ). Японский июнь очень дождлив и с ним традиционный календарь связывает плакучую иву. Кроме того, ива —символ гейш. Хорошим дополнением для ивы считаются гвоздика и гортензия.

七月 (июль, ситигацу ). Главное событие июля — Гион-мацури , фестиваль Гиона . Каждый год мода на июльские канзаши меняется. Постоянны, однако, круглые веера утива , стрекозы, а также цую-сиба ( яп . капли дождя на траве).

八月 (август, хатигацу ). Августовские мотивы — асагао и сусуки ( яп . китайский мискант ) . Сусуки похож на ёжика из стебельков. Начинающие майко носят розовые сусуки-канзаши , а более опытные — белые.

九月 (сентябрь, кугацу ). Цветы сентября — кикё (японский колокольчик тёмно-розового цвета); клевер, хризантемы, гвоздика, леспедеца ( вид растения из семейства бобовых).

十月 (октябрь, дзю : гацу ). Октябрь — это хризантема. Хризантемы вообще очень любят в Японии, они — государственный символ императорского дома. Канзаши делают с белыми и красными хризантемами. Это сочетание означает разгар осени.

十一月 (ноябрь, дзю : итигацу ). Облетающие листья — ноябрьский мотив. Это не обязательно должны быть листья какого-то определённого дерева, часто они представляют собой просто фантазию дизайнера. Вместе с тем, так как на ноябрь приходится осенний аналог ханами — камбукай (праздник любования кленовыми листьями), листья часто «принадлежат» клёну. Ещё в ноябрьских украшениях можно увидеть листья гинкго.

十二月 (декабрь, дзю : нигацу ). Декабрь — время подготовки к Новому году. Майко и гейши украшают причёски особыми канзаши , с сосновыми иглами, белыми мотибана (искусственные цветы, насаженные на ветки — символ Нового года), листьями бамбука и двумя маленькими кусочками бумаги. По традиции во время представления каомидзэ сокэн майко заходят в гримёрки к своим любимым актёрам за автографами. Автографы ставят прямо на канзаши . Один из актёров должен быть исполняющим женские роли.

正月 (Новый Год, сё: гацу ) Новогодние канзаши особенные. На Новый год, отмечающийся 15-го января, майко и гейши надевают канзаши с рисовыми колосками и голубем без глаз: майко вставляют это канзаши в правую сторону причёски, а гейши — в левую. Один глаз голубю рисует сама гейша, загадывая любовное желание, а второй должен нарисовать клиент, у которого в прошлом году желание уже сбылось.

Цумами-канзаши делают как любители, так и профессионалы. Однако цумами-канзаши — это национальное достояние Японии. Автор украшения должен очень много знать. Принципы создания канзаши , сочетаемость материалов и приемлемость используемых орнаментов для ношения в определённые сезоны — всё это с точки зрения японцев крайне важно. Изготовитель-соискатель, новичок в изготовлении канзаши , должен пройти сертификацию у известных мастеров. Сегодня канзаши уже перешагнуло значение аксессуаров прически и представляет собой более широкий и объемный вид мастерства. С помощью техники канзаши создают самые разнообразные работы: настенные маски, декоративные игрушки, картины, украшения для волос, браслеты, пояса, колье, брошки, шкатулки.

Теперь это искусство стало доступно даже детям. Оно очень близко к оригами. Многие преподаватели студий и кружков овладевают этой техникой и создают со своими учениками самые разнообразные изделия. Такие работы трудно отнести к категории искусство, они скорее становятся добротным ремеслом.

Но мы вернемся снова к высокому искусству Японии. И полюбуемся изумительными шпильками от мастера Сакае .

О ней известно, что создание — хобби, которым Сакае занимается в свободное от работы время. А работает она не кем-нибудь, а директором школы.

А еще интересный факт, что шпильки от Сакае продаются с аукционов за о-о-очень большие деньги. И желающих приобрести такие шедевры находится предостаточно. Ну, это и не удивительно, взгляните на эти творения, сколько в них изящества, тонкого искусства настоящего художника. Сакае — настоящий японский художник-ювелир с большой буквы и держит статус Японского искусства на высоте.

Спасибо всем, кто был с нами. И как всегда, желаю мастерам хороших продаж, а посетителям приятных покупок и отличного настроения.

Традиционные женские украшения в японском стиле.

Традиционный Японский женский костюм не допускал украшений на руках или ожерелий на шее. О каких же тогда женских украшениях пойдет речь? Главным украшением примерно лет 400 назад стала прическа! Именно украшения для волос стали основным способом самовыражения и демонстрации достатка и статуса. Украшения для волос получили имя — канзаши (кандзаси) и стали настоящими произведениями искусства. Их разнообразие по назначению и исполнению таково, что может понадобиться отдельный словарь с описаниями, чтобы разобраться – какое украшение для какой дамы, когда и где его можно носить и даже в какое время года, и в каком возрасте! В Японии все с глубоким смыслом – даже дамские шпильки!

Почему история японских женских украшений началась именно 400 лет назад? До этого прическа была очень простой — гладко расчесанные волосы taregami (тарэгами), но в конце эры Хэйан придворные дамы сменили свои прически на nihongami (нихонгами) – причудливую укладку с использованием шпилек, палочек и гребней. Так появились украшения «кандзаси», буквально значащие «воткнутые в волосы». В начале эпохи Эдо кандзаси стали не только самым популярным и модным украшением, но и грозным оружием самообороны, а в конце эпохи настал их звездный час – прически стали настолько сложными, что для их создания требовалось много украшений. На гравюрах того времени можно насчитать примерно два десятка кандзаси в прическе.

Японские украшения в причёсках строго регламентированы – вид и количество заколок, гребней, шпилек и цветов соответствует возрасту, статусу и социальному положению носящей их женщины.

Самое трепетное отношение к кандзаси в «мире цветов и ив» — среди гейш. Особо богато украшены прически у учениц майко, а вот сами гейши закалывают прическу только простым деревянным гребнем и шпилькой. Кандазси изготавливали из серебра, латуни, олова, платины, черепахового панциря, сандала и аквилярии, японского ладана и даже из кристаллов с отделкой из кораллов, янтаря и полудрагоценных камней. Сегодня кандзаси могут быть из пластика, стекла, целлулоида, а дорогой коралл заменяется имитацией из… селитры и яичного белка. Цветы для дорогих кандзаси должны быть из натурального шёлка особых сортов, но в наши дни используют и более дешевые материалы.

Разобраться во всех сложностях предназначений японских украшений и их правилах их использования очень трудно. Одних классификаций несколько, при этом в каждой из них множество типов и подтипов украшений!

Например, по расположению в причёске:

Маэдзаси — находятся справа и слева от чёлки и втыкаются вперёд.

Татисаси — находятся в верхней части «крыльев» причёски, втыкаются вертикально.

Магэсаси — помещаются вниз и втыкаются в магэ (пучок волос на затылке).

Итидомэ — фиксирующие и поддерживающие магэ изнутри тонкие шнуры. И это только начало….

Далее, по внешнему виду:

Мацуба (сосновая игла) — самое простое из всех видов украшений в виде иглы из черепашьего панциря.

Мимикаки («палочка для чистки ушей») – множество типов украшений с одной общей деталью – небольшим декоративным элементом на одной или двух ножках.

Хираути — шпилька с плоским закруглённым декоративным элементом, при этом ножка шпильки может быть раздвоенной. Такие украшения носили жены самураев, особенно популярны были серебряные шпильки с декоративным элементом, на котором был изображен камон – родовой знак. Так, по прическе, можно было определить, к какому клану относится женщина. Гейши могли носить хираути с изображение камона любимого, если не имели своего.

Мусасино кандзаси — коротенькие бамбуковые шпильки в форме птичьих крыльев, украшения популярные среди незамужних девушек.

Эдо-гин-кандзаси — украшения в форме цветов, животных, птиц, предметов обихода.

Эдо-гин делали из чистого серебра, с позолотой или медными, но с инкрустацией золотом. Латунные Эдо-гин-кандзаси — предмет вожделения бедных девушек, приезжавших в Эдо на заработки, а искусно изготовленные железные были аксессуарами шикарных гейш.

Рётэн-кандзаси — комплект из двух кандзаси, вкалываемых по обеим сторонам от чёлки. Украшали их камоном или цветами из шелка.

Украшения можно различить по статусу и положению в обществе обладательницы:

Кинсэки-кандзаси — серебряные хираути, украшенные двумя листочками мальвы, носили незамужние горожанки, а иногда и юдзё (куртизанки, но не гейши).

Миокури полоски толстой бумаги «васи», покрытые серебристой краской, которые были частью прически дебютировавшей гейши.

Ёситё (раздвоенные плоские шпильки из черепахового панциря) — украшали затылочную часть причёски женщин, ведущих роскошный образ жизни. Замужние женщины носили одну ёситё около виска, гейшам можно было носить более двух ёситё на висках, а юдзё (куртизанки) носили множество ёситё во всех частях причёски. Надежное средство отличия!

Бира (биракан) — развевающиеся кандзаси, ими украшали причёски незамужних дочерей купеческого сословия. Бира имели форму бабочек или птиц со свисающими цепочками. Как только девушка была помолвлена, она переставал носить бира.

Тирикан (так же развевающиеся кандзаси) – пластинка со свисающими частями, украшенная сверху шёлковыми или металлическими цветами и бабочками. Это украшение преимущественно гейш.

Цумами-кандзаси со свисающими цветами (сидарэ-кандзаси) – кроме учениц гейш (майко) их могут носить дети на праздник Сити-го-сан и молодые девушки вместе с кимоно для торжественных случаев.

Отдельно идут украшения, поддерживающие прическу:

Каноко-домэ (заколка для ленты «каноко»). Каноко — мягкая лента, поддерживающая магэ (пучок волос на затылке).

Ити-домэ — тонкий шнурок-проволока, удерживающий причёски изнутри (используется вместо лака для волос).

Когай — шпилька в форме меча в ножнах. Украшение, которое использовали как женщины, так и мужчины. Когай – обязательный элемент в прическе невесты.

Куси (гребень) — поддерживает верх причёски. В мире гейш популярны богато украшенные гребни с широким основанием.

Совершенно особый вид украшений, которые меняются в течение года – сезонные хана-кандзаси – украшения с гирляндами цветов. Ими украшают свою прическу только майко и хангёку (ученицы гейш в Киото и Токио). Цветы делают мастера высокого класса из особых сортов шелка, причем каждому из 28 сезонов японского календаря соответствует свой цветок!

Основной мотив в январе — сётикубай (сосна, бамбук, слива).

В начале февраля — цветок сливы, тюльпан и бабочки, а концу — нарциссы.

Символы в марте — нарциссы, цветы персика и пиона, желтого и белого рапса, бабочки.

Апрель — месяц цветения сакуры и ханами (праздника любования цветами вишни). Кроме цветов вишни кандзаси украшают серебряной или золотой бабочкой и крошечным фонариком-бомбори, символом скорого наступления лета.

В мае – глициния и ирисы, а так же небольшая серебряная бабочка.

Июнь в Японии месяц дождей и ему подходит плакучая ива (символ гейш), гвоздика и гортензия.

В июле мода на кандзаси меняется каждый год, в прическе постоянны только круглые веера утива, стрекозы ицую-сиба (капли дождя на траве). Веера относятся к фестивалю, который проходит в квартале гейш Gion в Киото.

Мотивы августа – асагао (ипомея) и сусуки (китайский мискант, похожий на ёжика из стебельков). Юные майко носят розовые сусуки-кандзаси, а старшие — белые.

Цветы в сентябре — кикё (японский колокольчик тёмно-розового цвета), клевер, хризантемы, гвоздика.

Октябрь — месяц кику (хризантем). Хризантемы — символ императорского дома. Для кандзаси подходят красные и белые хризантемы.

Осенний листопад – мотив ноября. Чаще всего это бывают кленовые листья, так как в ноябре проходит «праздник любования кленовыми листьями» — камбукай.

Декабрь – скоро Новый год и прически гейш и майко украшаются сосновыми иглами, белыми мотибана (маленькие шарики mochi сложенные в виде цветов), листьями бамбука и… двумя маленькими листочками бумаги maneki. По старой традиции майко, заходят в гримёрные к своим любимым актёрам Кабуки театра Minamiza, которые оставляют свои автографы прямо на кандзаси. При этом один из актеров обязательно должен быть исполнителем женской роли!

В Новый год майко и гейши надевают особенные украшения — кандзаси с рисовыми колосками и голубем без глаз. При этом майко располагают украшение справа, а гейши слева. Они раскрашивают только один глаз у голубя, загадывая сокровенное желание, а второй глаз должен закрасить тот гость, чье желание сбылось в прошлом году.

Япония — удивительная и загадочная страна, все в ней наполнено глубоким смыслом и значением, даже женские украшения. Как меняются времена года, течет человеческая жизнь, так и меняются удивительные украшения кандзаси, каждое из которых не только произведение искусства, но и часть женской красоты, и миг ее жизни.

Life Style

Традиционные женские украшения: Япония

Традиционный Японский женский костюм не допускал украшений на руках или ожерелий на шее. О каких же тогда женских украшениях пойдет речь? Главным украшением примерно лет 400 назад стала прическа! Именно украшения для волос стали основным способом самовыражения и демонстрации достатка и статуса. Украшения для волос получили имя — канзаши (кандзаси) и стали настоящими произведениями искусства. Их разнообразие по назначению и исполнению таково, что может понадобиться отдельный словарь с описаниями, чтобы разобраться – какое украшение для какой дамы, когда и где его можно носить и даже в какое время года, и в каком возрасте! В Японии все с глубоким смыслом – даже дамские шпильки!

Почему история японских женских украшений началась именно 400 лет назад? До этого прическа была очень простой — гладко расчесанные волосы taregami (тарэгами), но в конце эры Хэйан придворные дамы сменили свои прически на nihongami (нихонгами) – причудливую укладку с использованием шпилек, палочек и гребней. Так появились украшения «кандзаси», буквально значащие «воткнутые в волосы». В начале эпохи Эдо кандзаси стали не только самым популярным и модным украшением, но и грозным оружием самообороны, а в конце эпохи настал их звездный час – прически стали настолько сложными, что для их создания требовалось много украшений. На гравюрах того времени можно насчитать примерно два десятка кандзаси в прическе.

Прически майко и гейши

Японские украшения в причёсках строго регламентированы – вид и количество заколок, гребней, шпилек и цветов соответствует возрасту, статусу и социальному положению носящей их женщины.

Самое трепетное отношение к кандзаси в «мире цветов и ив» — среди гейш. Особо богато украшены прически у учениц майко, а вот сами гейши закалывают прическу только простым деревянным гребнем и шпилькой. Кандазси изготавливали из серебра, латуни, олова, платины, черепахового панциря, сандала и аквилярии, японского ладана и даже из кристаллов с отделкой из кораллов, янтаря и полудрагоценных камней. Сегодня кандзаси могут быть из пластика, стекла, целлулоида, а дорогой коралл заменяется имитацией из… селитры и яичного белка. Цветы для дорогих кандзаси должны быть из натурального шёлка особых сортов, но в наши дни используют и более дешевые материалы.

Разобраться во всех сложностях предназначений японских украшений и их правилах их использования очень трудно. Одних классификаций несколько, при этом в каждой из них множество типов и подтипов украшений!

Например, по расположению в причёске:

Маэдзаси — находятся справа и слева от чёлки и втыкаются вперёд.

Татисаси — находятся в верхней части «крыльев» причёски, втыкаются вертикально.

Магэсаси — помещаются вниз и втыкаются в магэ (пучок волос на затылке).

Итидомэ — фиксирующие и поддерживающие магэ изнутри тонкие шнуры. И это только начало….

Далее, по внешнему виду:

Мацуба (сосновая игла) — самое простое из всех видов украшений в виде иглы из черепашьего панциря.

Мимикаки («палочка для чистки ушей») – множество типов украшений с одной общей деталью – небольшим декоративным элементом на одной или двух ножках.

Хираути — шпилька с плоским закруглённым декоративным элементом, при этом ножка шпильки может быть раздвоенной. Такие украшения носили жены самураев, особенно популярны были серебряные шпильки с декоративным элементом, на котором был изображен камон – родовой знак. Так, по прическе, можно было определить, к какому клану относится женщина. Гейши могли носить хираути с изображение камона любимого, если не имели своего.

Мусасино кандзаси — коротенькие бамбуковые шпильки в форме птичьих крыльев, украшения популярные среди незамужних девушек.

Эдо-гин-кандзаси — украшения в форме цветов, животных, птиц, предметов обихода.

Эдо-гин делали из чистого серебра, с позолотой или медными, но с инкрустацией золотом. Латунные Эдо-гин-кандзаси — предмет вожделения бедных девушек, приезжавших в Эдо на заработки, а искусно изготовленные железные были аксессуарами шикарных гейш.

Рётэн-кандзаси — комплект из двух кандзаси, вкалываемых по обеим сторонам от чёлки. Украшали их камоном или цветами из шелка.

Украшения можно различить по статусу и положению в обществе обладательницы:

Кинсэки-кандзаси — серебряные хираути, украшенные двумя листочками мальвы, носили незамужние горожанки, а иногда и юдзё (куртизанки, но не гейши).

Миокури полоски толстой бумаги «васи», покрытые серебристой краской, которые были частью прически дебютировавшей гейши.

Ёситё (раздвоенные плоские шпильки из черепахового панциря) — украшали затылочную часть причёски женщин, ведущих роскошный образ жизни. Замужние женщины носили одну ёситё около виска, гейшам можно было носить более двух ёситё на висках, а юдзё (куртизанки) носили множество ёситё во всех частях причёски. Надежное средство отличия!

Бира (биракан) — развевающиеся кандзаси, ими украшали причёски незамужних дочерей купеческого сословия. Бира имели форму бабочек или птиц со свисающими цепочками. Как только девушка была помолвлена, она переставал носить бира.

Тирикан (так же развевающиеся кандзаси) – пластинка со свисающими частями, украшенная сверху шёлковыми или металлическими цветами и бабочками. Это украшение преимущественно гейш.

Цумами-кандзаси со свисающими цветами (сидарэ-кандзаси) – кроме учениц гейш (майко) их могут носить дети на праздник Сити-го-сан и молодые девушки вместе с кимоно для торжественных случаев.

Отдельно идут украшения, поддерживающие прическу:

Каноко-домэ (заколка для ленты «каноко»). Каноко — мягкая лента, поддерживающая магэ (пучок волос на затылке).

Ити-домэ — тонкий шнурок-проволока, удерживающий причёски изнутри (используется вместо лака для волос).

Когай — шпилька в форме меча в ножнах. Украшение, которое использовали как женщины, так и мужчины. Когай – обязательный элемент в прическе невесты.

Куси (гребень) — поддерживает верх причёски. В мире гейш популярны богато украшенные гребни с широким основанием.

Совершенно особый вид украшений, которые меняются в течение года – сезонные хана-кандзаси – украшения с гирляндами цветов. Ими украшают свою прическу только майко и хангёку (ученицы гейш в Киото и Токио). Цветы делают мастера высокого класса из особых сортов шелка, причем каждому из 28 сезонов японского календаря соответствует свой цветок!

Основной мотив в январе — сётикубай (сосна, бамбук, слива).

В начале февраля — цветок сливы, тюльпан и бабочки, а концу — нарциссы.

Символы в марте — нарциссы, цветы персика и пиона, желтого и белого рапса, бабочки.

Апрель — месяц цветения сакуры и ханами (праздника любования цветами вишни). Кроме цветов вишни кандзаси украшают серебряной или золотой бабочкой и крошечным фонариком-бомбори, символом скорого наступления лета.

В мае – глициния и ирисы, а так же небольшая серебряная бабочка.

Июнь в Японии месяц дождей и ему подходит плакучая ива (символ гейш), гвоздика и гортензия.

В июле мода на кандзаси меняется каждый год, в прическе постоянны только круглые веера утива, стрекозы и цую-сиба (капли дождя на траве). Веера относятся к фестивалю, который проходит в квартале гейш Gion в Киото.

Мотивы августа – асагао (ипомея) и сусуки (китайский мискант, похожий на ёжика из стебельков). Юные майко носят розовые сусуки-кандзаси, а старшие — белые.

Цветы в сентябре — кикё (японский колокольчик тёмно-розового цвета), клевер, хризантемы, гвоздика.

Октябрь — месяц кику (хризантем). Хризантемы — символ императорского дома. Для кандзаси подходят красные и белые хризантемы.

Осенний листопад – мотив ноября. Чаще всего это бывают кленовые листья, так как в ноябре проходит «праздник любования кленовыми листьями» — камбукай.

Декабрь – скоро Новый год и прически гейш и майко украшаются сосновыми иглами, белыми мотибана (маленькие шарики mochi сложенные в виде цветов), листьями бамбука и… двумя маленькими листочками бумаги maneki. По старой традиции майко, заходят в гримёрные к своим любимым актёрам Кабуки театра Minamiza, которые оставляют свои автографы прямо на кандзаси. При этом один из актеров обязательно должен быть исполнителем женской роли!

В Новый год майко и гейши надевают особенные украшения — кандзаси с рисовыми колосками и голубем без глаз. При этом майко располагают украшение справа, а гейши слева. Они раскрашивают только один глаз у голубя, загадывая сокровенное желание, а второй глаз должен закрасить тот гость, чье желание сбылось в прошлом году.

Япония — удивительная и загадочная страна, все в ней наполнено глубоким смыслом и значением, даже женские украшения. Как меняются времена года, течет человеческая жизнь, так и меняются удивительные украшения кандзаси, каждое из которых не только произведение искусства, но и часть женской красоты, и миг ее жизни.

LiveInternetLiveInternet

Видео

Музыка

Метки

Рубрики

  • видео (6158)
  • Гении и злодеи (163)
  • Хроники московского быта (83)
  • Сделано в СССР (77)
  • Документальное расследование. (54)
  • Совершенно секретно. (45)
  • ПАРФЕНОН (41)
  • НЕФАКТ (38)
  • Тайны века (35)
  • «Борджиа» (32)
  • Из истории театра и кино. Великие актрисы (23)
  • Диссидентское движение в рассказах участников (22)
  • КАК ЭТО СДЕЛАНО (18)
  • «Хождение по мукам» (13)
  • Династия Романовых (12)
  • Острые козырьки (12)
  • Отчаянные дегустаторы отправляются. (11)
  • Легенды СССР (11)
  • «Белая королева» (10)
  • «Четыре танкиста и собака» (9)
  • «Пётр Лещенко. Все,что было» (8)
  • НЕ ЖАЛЕЙТЕ ЗАВАРКИ & КИНО (7)
  • кашемировая мафия (7)
  • «Миллениум» (6)
  • «Гордость и предубеждение» (5)
  • Багровый лепесток и белый (4)
  • «Крошка Доррит» (4)
  • История в кадре (4)
  • «Милдред Пирс» (4)
  • «Мастер побега» (3)
  • «Жизнь Берлиоза» (3)
  • Конец парада (3)
  • «Отчаянные домохозяйки» (3)
  • «Антропология» (2)
  • Наша марка (1)
  • искусство (2689)
  • живопись (2039)
  • Любимые артисты нашей юности (96)
  • лики танца (23)
  • графика (21)
  • лики танца (11)
  • ЛИКБЕЗ В ЖИВОПИСИ (5)
  • Японский антиквариат и искусство (5)
  • история (1366)
  • История моды (25)
  • Женщины в XX веке (10)
  • ТОП 5 – Diletant.Media (9)
  • разное (1158)
  • музыка (1158)
  • музыка на ночь (274)
  • Лучшие песни 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 9 (48)
  • музыкальная ретро-пауза (37)
  • ансамбль моей юности (18)
  • 20 ЗАБЫТЫХ РОССИЙСКИХ ЗВЕЗД 90-Х (17)
  • РОССИЙСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ 60-Х -90-х (8)
  • 100 ЛУЧШИХ ГОЛОСОВ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ (5)
  • Новые клипы в музыкальной паузе (5)
  • АВТОРСКИЕ ПЕСНИ (1)
  • кулинария (936)
  • кулинарный атлас мира (24)
  • Кулинарный комментарий (5)
  • новости (881)
  • интересно (816)
  • юмор (576)
  • фотоподборки (444)
  • жзл (373)
  • Знаменитые женщины (225)
  • великие композиторы (18)
  • здоровье (338)
  • ВРЕД И ПОЛЬЗА ПРОДУКТОВ (27)
  • биографии и интервью (335)
  • Портрет на двоих (79)
  • интересные факты (321)
  • ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА (13)
  • креатив (253)
  • пролог к празднику (204)
  • странные люди (157)
  • ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ (146)
  • познавательное (137)
  • поэзия (130)
  • интересные мысли (123)
  • Люди и судьбы (122)
  • Гебрариум (словарь еврейских штучек) (64)
  • спорт (60)
  • нарочно не придумаешь (59)
  • история секса (44)
  • цитатник (42)
  • музыкальный ликбез (38)
  • «Не жалейте заварки» с Романом Гершуни (28)
  • ссылки (23)
  • МУЗЫКА (АУДИО) (15)
  • Перпетуум-Шмобиле (13)
  • Звёзды советской эстрады 60-70- 80-х годов (13)
  • приколы (12)
  • Секс-символы XX века (9)
  • мой город (7)
  • САМЫЕ ОПАСНЫЕ ГОРОДА МИРА (6)
  • аудио (4)
  • синдромы (3)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

УКРАШЕНИЯ ЯПОНСКИХ ЖЕНЩИН

Традиционные женские украшения: Япония
Традиционный Японский женский костюм не допускал украшений на руках или ожерелий на шее. О каких же тогда женских украшениях пойдет речь? Главным украшением примерно лет 400 назад стала прическа! Именно украшения для волос стали основным способом самовыражения и демонстрации достатка и статуса. Украшения для волос получили имя — канзаши (кандзаси) и стали настоящими произведениями искусства. Их разнообразие по назначению и исполнению таково, что может понадобиться отдельный словарь с описаниями, чтобы разобраться – какое украшение для какой дамы, когда и где его можно носить и даже в какое время года, и в каком возрасте! В Японии все с глубоким смыслом – даже дамские шпильки!

Почему история японских женских украшений началась именно 400 лет назад? До этого прическа была очень простой — гладко расчесанные волосы taregami (тарэгами), но в конце эры Хэйан придворные дамы сменили свои прически на nihongami (нихонгами) – причудливую укладку с использованием шпилек, палочек и гребней. Так появились украшения «кандзаси», буквально значащие «воткнутые в волосы». В начале эпохи Эдо кандзаси стали не только самым популярным и модным украшением, но и грозным оружием самообороны, а в конце эпохи настал их звездный час – прически стали настолько сложными, что для их создания требовалось много украшений. На гравюрах того времени можно насчитать примерно два десятка кандзаси в прическе.


Прически майко и гейши

Японские украшения в причёсках строго регламентированы – вид и количество заколок, гребней, шпилек и цветов соответствует возрасту, статусу и социальному положению носящей их женщины.

Самое трепетное отношение к кандзаси в «мире цветов и ив» — среди гейш. Особо богато украшены прически у учениц майко, а вот сами гейши закалывают прическу только простым деревянным гребнем и шпилькой. Кандазси изготавливали из серебра, латуни, олова, платины, черепахового панциря, сандала и аквилярии, японского ладана и даже из кристаллов с отделкой из кораллов, янтаря и полудрагоценных камней. Сегодня кандзаси могут быть из пластика, стекла, целлулоида, а дорогой коралл заменяется имитацией из… селитры и яичного белка. Цветы для дорогих кандзаси должны быть из натурального шёлка особых сортов, но в наши дни используют и более дешевые материалы.

Разобраться во всех сложностях предназначений японских украшений и их правилах их использования очень трудно. Одних классификаций несколько, при этом в каждой из них множество типов и подтипов украшений!

Например, по расположению в причёске:

Маэдзаси — находятся справа и слева от чёлки и втыкаются вперёд.

Татисаси — находятся в верхней части «крыльев» причёски, втыкаются вертикально.

Магэсаси — помещаются вниз и втыкаются в магэ (пучок волос на затылке).

Итидомэ — фиксирующие и поддерживающие магэ изнутри тонкие шнуры. И это только начало….

Далее, по внешнему виду:

Мацуба (сосновая игла) — самое простое из всех видов украшений в виде иглы из черепашьего панциря.

Мимикаки («палочка для чистки ушей») – множество типов украшений с одной общей деталью – небольшим декоративным элементом на одной или двух ножках.

Хираути — шпилька с плоским закруглённым декоративным элементом, при этом ножка шпильки может быть раздвоенной. Такие украшения носили жены самураев, особенно популярны были серебряные шпильки с декоративным элементом, на котором был изображен камон – родовой знак. Так, по прическе, можно было определить, к какому клану относится женщина. Гейши могли носить хираути с изображение камона любимого, если не имели своего.

Мусасино кандзаси — коротенькие бамбуковые шпильки в форме птичьих крыльев, украшения популярные среди незамужних девушек.

Эдо-гин-кандзаси — украшения в форме цветов, животных, птиц, предметов обихода.

Эдо-гин делали из чистого серебра, с позолотой или медными, но с инкрустацией золотом. Латунные Эдо-гин-кандзаси — предмет вожделения бедных девушек, приезжавших в Эдо на заработки, а искусно изготовленные железные были аксессуарами шикарных гейш.

Рётэн-кандзаси — комплект из двух кандзаси, вкалываемых по обеим сторонам от чёлки. Украшали их камоном или цветами из шелка.

Украшения можно различить по статусу и положению в обществе обладательницы:

Кинсэки-кандзаси — серебряные хираути, украшенные двумя листочками мальвы, носили незамужние горожанки, а иногда и юдзё (куртизанки, но не гейши).

Миокури — полоски толстой бумаги «васи», покрытые серебристой краской, которые были частью прически дебютировавшей гейши.

Ёситё (раздвоенные плоские шпильки из черепахового панциря) — украшали затылочную часть причёски женщин, ведущих роскошный образ жизни. Замужние женщины носили одну ёситё около виска, гейшам можно было носить более двух ёситё на висках, а юдзё (куртизанки) носили множество ёситё во всех частях причёски. Надежное средство отличия!

Бира (биракан) — развевающиеся кандзаси, ими украшали причёски незамужних дочерей купеческого сословия. Бира имели форму бабочек или птиц со свисающими цепочками. Как только девушка была помолвлена, она переставал носить бира.

Тирикан (так же развевающиеся кандзаси) – пластинка со свисающими частями, украшенная сверху шёлковыми или металлическими цветами и бабочками. Это украшение преимущественно гейш.

Цумами-кандзаси со свисающими цветами (сидарэ-кандзаси) – кроме учениц гейш (майко) их могут носить дети на праздник Сити-го-сан и молодые девушки вместе с кимоно для торжественных случаев.

Отдельно идут украшения, поддерживающие прическу:

Каноко-домэ (заколка для ленты «каноко»). Каноко — мягкая лента, поддерживающая магэ (пучок волос на затылке).

Ити-домэ — тонкий шнурок-проволока, удерживающий причёски изнутри (используется вместо лака для волос).

Когай — шпилька в форме меча в ножнах. Украшение, которое использовали как женщины, так и мужчины. Когай – обязательный элемент в прическе невесты.

Куси (гребень) — поддерживает верх причёски. В мире гейш популярны богато украшенные гребни с широким основанием.

Совершенно особый вид украшений, которые меняются в течение года – сезонные хана-кандзаси – украшения с гирляндами цветов. Ими украшают свою прическу только майко и хангёку (ученицы гейш в Киото и Токио). Цветы делают мастера высокого класса из особых сортов шелка, причем каждому из 28 сезонов японского календаря соответствует свой цветок!

Япония — удивительная и загадочная страна, все в ней наполнено глубоким смыслом и значением, даже женские украшения. Как меняются времена года, течет человеческая жизнь, так и меняются удивительные украшения кандзаси, каждое из которых не только произведение искусства, но и часть женской красоты, и миг ее жизни.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector