6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиционная народная кукла белгородской области

«В гостях у кукол» :

В пятницу, 9-го ноября, в выставочном зале Белгородского государственного центра народного творчества открылась областная выставка работ мастеров декоративно-прикладного творчества «В гостях у кукол».

На протяжении тысячелетий куклы являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую, навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, своеобразный талисман. В мире существует огромное количество самых разнообразных кукол. Но именно народная кукла, как никакая другая является ещё и средством приобщения человека к истокам русской культуры.

Традиции изготовления народных тряпичных кукол – важный аспект знакомства с фольклором и старинными обычаями нашего народа. Ведь любое занятие по изготовлению куклы из лоскутов или природного материала непременно возвращается в русло воспоминания о далёком прошлом, о культуре и быте наших предков. Кукла имеет многовековую историю. Тряпичная кукла появилась в очень давние времена и в ней отражаются народные представления о мире, добре, красоте. Кукла по-прежнему находит путь к сердцу детей и взрослых. Ведь тряпичные куклы очень индивидуальны и самобытны. Традиционные народные куклы разнообразны. К любому празднику на Руси в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души, поэтому любая традиционная народная кукла обладает индивидуальностью, неповторимостью и при этом призвана приносить людям радость.

Создание куклы во все времена признавалось тончайшим искусством, а мастера-кукольники издревле ценились в обществе.

Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол позволяет освоить это искусство практически любому человеку. Однако истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного. Их куклы выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера. Работы мастеров декоративно-прикладного творчества г. Белгорода и Белгородской области, представленные на выставке, являются лучшим тому подтверждением. Это более 300-сотэкспонатов кукол в традиционной и авторской техниках, изготовленных из различных материалов, а также панно и коллажи с использованием кукол.

Мастерице из Ракитянского района Т.М. Мироненко в этом году присвоено звание «Народный мастер Белгородской области». На выставку кукольница представила композицию на тему русских народных сказок «Колобок» и «Гуси-Лебеди». Не может оставить равнодушным замечательная «Кошка Маура», все детали которой тщательно выполнены из папье-маше. Работа принадлежит мастеру из Грайворонского района Т.В. Крыловой. Воспоминания далекого детства навевает «Принцесса на горошине» мастера из г. Старый Оскол М. В. Кривченко. Сколько других острохарактерных образов, сколько персонажей сказок, кукол-сувениров можно увидеть на этой выставке! Всего просто не перечислить. Многие из них являются настоящим пособием по этнографии родного края, настолько точно передают они все тонкости народного костюма.

Со словами приветствия к присутствующим обратилась заместитель начальника управления – начальник отдела искусства, учебных заведений и музейного дела управления культуры области Оксана Васильевна Глущенко: «Несколько минут я нахожусь в этом зале, а чувствую столько света и тепла! Это потому, что нас окружает удивительный мир кукол, от которого исходит уют и радость. Если у вас дома есть куклы, берегите их и будьте счастливы».

Также гостей и участников праздничного мероприятия поприветствовала мастер Межрегиональной общественной организации «Союз ремесленников» Ольга Сергеевна Баранникова:» Выставка кукол важна не только для мастеров. Куклы пробуждают в каждом из нас внутреннего ребёнка, который умеет радоваться прекрасному. Спасибо авторам и центру народного творчества за их помощь мастерам».

Мероприятие проводится совместно с Межрегиональной общественной организацией «Союз ремесленников» декоративно — прикладного искусства, народных художественных ремесел и промыслов.

Как всегда, праздничное настроление создавал присутствующим фольклорный ансамбль «Пересек».

Выставка будет проходить по 20-е декабря с 10.00. до 17.30, кроме субботы и воскресенья. Телефон для справок: 21-37-12.

Белгородский народный костюм

Что мы знаем о себе, о своей истории, о своей малой родине? Довольно немного. Какие они, наши корни? Какими были наши предки? Как они жили? Что носили?

Я уроженка Белгородчины, и мне стало интересно (коли уж говорить о рукоделии), каковы особенности народного костюма моего края.

На территории нашей огромной Родины под влиянем многих факторов (географическая среда, соседство разных народов, социально-экономические условия) сформировалось множество форм народного костюма,из которых постепенно выделелось три основных -с сарафаном,с юбкой и с понёвой.В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России.

Рубаха.

Преобладающими на территории Белгородчины были рубахи с прямыми (прямоугольными) плечевыми вставками — поликами. Косые (трапециевидные) плечевые вставки, в целом широко бытовавшие в южных губерниях, здесь встречались как исключение.
Рубаха состояла из стана — верхней части, обычно изготавливаемой из более тонкого полотна, и нижней — подставы из более грубого холста, пришиваемой и отпарываемой по мере надобности.В отличие от более северных областей России рубахи здесь редко шили из льняного полотна, преимущественно использовали домотканину из конопли (замашку).

Декор в рубахе располагался на самых важных, по представлениям наших предков, участках — вороте, подоле, у запястий, то есть там, где есть отверстия, в которые способна проникнуть отрицательная энергия — «нечистая сила». Укрепление этих участков символами-оберегами, среди которых преобладали солярные знаки, на протяжении веков было непреложным законом.В колорите белгородской вышивки преобладал красный цвет, традиционным было также сочетание черного и красного цветов.Женская одежда украшалась богаче девичьей. Вышивать рубаху девушка должна была сама, иначе замуж не возьмут.

Понёва.

Понёва — одна из самых древних деталей русского костюма.Это подтверждается и археологическими материалами, и наличием форм, сходных с понёвой, у других славянских народов.В древности понёва представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом. Эволюция понёвы привела к появлению нескольких ее видов, самыми распространенными из которых была распашная (несшитая спереди) и «глухая», бытовавшая на Белгородчине. «Глухая» понёва шилась из трех полотнищ клетчатой домотканой шерсти и одного узкого, чаще черного полотнища — прошвы.Понёва, в отличие от более поздних видов одежды, имела ритуальное значение. Она символизировала совершеннолетие и надевалась в момент половой зрелости, давая понять окружающим, что девушку можно сватать.

Впоследствии обычай впервые надевать поневу был перенесен в свадебный обряд, и понёва стала связываться с нелегкой женской долей, с потерей девичьей свободы.Наиболее пышно украшались понёвы женщин детородного возраста, среди элементов орнамента преобладали символы плодородия.Каждая женщина имела 10-15 понев – юбок.

Сарафан.

Появившийся гораздо позже понёвы (и, в первую очередь, в городах), сарафан оттеснил ее в разряд сельской, менее престижной одежды.На Белгородчину сарафаны попали вместе с выходцами из московских и других среднерусских земель, в то время как понёву носили тульские, орловские, рязанские переселенцы, а также потомки коренного населения края.
На территории области существовали практически все типы сарафанов: глухой туникообразный, косоклинный во множестве разновидностей, прямой (круглый), а также сарафан-платье.

Юбка.

Факт появления в южнорусском костюме юбочного комплекса исследователи связывают с переселением в южные края служилого сословия с польско-литовских рубежей и датируют XVII веком.Рубаха с большим отложным воротником, домотканая полосатая, клетчатая или однотонная юбка, жилетка и фартук — одежда, практически ничего общего с русским костюмом не имеющая.К концу XIX века юбочный комплекс претерпел некоторые изменения.Соответственно изменился и фасон — юбки стали более пышными, украшенными воланами.Место рубахи занимает кофта, обычно из той же ткани, что и юбка — такой костюм стал называться «парочкой».«Парочка» постепенно заменила на селе все виды домотканой одежды и ознаменовала собой конец патриархального жизненного уклада. Только в однодворческих селах, особенно Воронежско-Белгородского региона, бережно хранили старинные наряды, надевая их на праздники и свадьбы.

Головной убор.

Одна из самых интересных и загадочных составляющих народного костюма — головной убор. Всевозможные виды кокошников и сорок, бытовавших в белгородских селах, порой так же мало сходны между собой, как и с головными уборами других областей России.Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой — кокошник.

Вот такое маленькое путешествие к нашим корням,традициям,истории.

«Кукла из бабушкиного сундука». Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

Наталья Колесникова
«Кукла из бабушкиного сундука». Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

Тема: Кукла из бабушкиного сундука.

Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с народным художественным творчеством Белгородской области.

2. Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области – изготовлением тряпичной куклы.

3. Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни.

4. Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края.

5. Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области.

Предварительная работа: изготовление дома с родителями тряпичных кукол, разучивание русской народной игры «Передай платочек», знакомство детей с элементами костюма Белгородской области.

Развивающая среда: куклы современные; куклы тряпичные, изготовленные детьми и родителями; мультимедийный проектор, презентация «Кукла из бабушкиного сундука»; звукозаписи русских народных мелодий; материалы для изготовления куклы – пеленашки, платочек для игры.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в русской из бе.

Воспитатель в русском народном костюме: (у дверей) Милости просим, гости дорогие!

В старину когда-то

Время не теряли

Много пряли, ткали.

Под рукой что было —

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру русскую

1. Под русскую народную мелодию песни «Ой, вы сени» дети заходят в избу.

— Ребята, сегодня мы с вами опять в гостях у нашей старой доброй знакомой бабушки Арины.

Бабушка: здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть всех вас сегодня в нашей избе. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

— Ребята, а что нового у нас появилось в избе?

Дети: (осматривают избу, сундук.

Бабушка: Посмотрите, какой он расписной, какие красивые на нем узоры. А что в нем в старину хранили, как вы думаете?

Ответы детей (одежду, занавески, рушники)

Издавна говорили, что матушка Русь богата не только лесами и реками. Красивы и необычны ее слова, праздники, песни, игрушки.

Какие народные игрушки вы знаете?

Ответы детей (свистульки, гармошки, матрешки)

«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка тряпичная, очень симпатичная!»

Бабушка: достает из сундука тряпичную куклу и предлагает воспитателю вместе с детьми ее рассмотреть).

Дети: какая интересная кукла.

Воспитатель: Ребята, а эта кукла похожа на кукол, которыми вы играете в настоящее время.

Дети: нет, не похожа (дети сравнивают современную куклу с тряпичной)

Воспитатель: а чем они отличаются?

Дети (они сделаны из разных материалов, у них разные волосы, одежда, тряпичная кукла безликая)

Воспитатель: как одета современная кукла?

Дети: у современных кукол красивые платья из разных шелковых тканей, в волосах всяческие заколки, бантики.

Воспитатель: а как были одеты куклы прошлого века?

Дети: на них были сарафаны красного цвета, длинные платья, фартуки, на голове кокошники.

Воспитатель: правильно, в старину женщины и девочки носили одинаковые белые рубахи, которые назывались сорочки, поверх сорочки надевали длинный красный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Украшались вышивкой и бисером. Когда в таком сарафане шла русская красавица, о ней говорили «красна девица идет, словно лебедушка плывет».

Так какие же цвета преобладали в русском костюме?

Дети: белый, красный, черный.

Воспитатель: каждая кукла отображает свою эпоху, имеет свой колорит. Это проявляется и в костюме, и в одежде, и в фактуре материала, и ее предназначении.

Воспитатель: А сейчас бабушка Арина предлагает поиграть в интересную игру, в которую играли ваши прабабушки «Передай платочек» (ребята на предыдущих занятиях знакомились с элементами русского народного костюма Белгородской области)

Цель игры: закрепить знания детей об элементах русского народного костюма.

Во что одета кукла, рассказать.

Становитесь вы все в круг,

Все элементы костюма называйте.

Ход игры

Кукла-женщина: рубаха, юбка-понева, завеска, пояс, бусы (гайтан, лапти, сорока — комплекс женского костюма.

Кукла-мужчина: рубаха, пояс, штаны-порты, лапти, онуча, картуз.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу и покажу, какие существовали в старину куклы в Белгородской области. (Презентация «Кукла из бабушкиного сундука»)

В крестьянском быту белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Эта поделка приобщала ребёнка к труду и творчеству. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, которые были постарше, изготавливали её сами. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось, т. к. считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. С куклами играли в дочки-матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках (у каждой девочки было до ста куколок).

Куклы – обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Куколки – потешки (закрутки)делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам.

Ребенок: Я тоже хочу попробовать сделать старинную куклу.

Воспитатель: Ребята, я думаю, вам всем хочется изготовить такую куклу (Дети совместно с воспитателем изготавливают кукол)

Технология процесса

1. Для изготовления возьмем белую ткань и аккуратно скрутим ее в валик.

2. Затем также аккуратно перетянем ее нитью. Это и есть основа куклы.

3. Для того чтобы сделать голову, необходимо кусочком белой ткани обвернуть верхний край валика и тоже стянуть нитью на уровне шеи. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.

4. А теперь можно одеть куклу. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи.

5. И последнее – куклу завернем в одеяльце и завяжем тесьмой

Бабушка: Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже чем у наших прабабушек. Давайте этих кукол поставим в наш музей и будем бережно их хранить, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу.

Как вы думаете, почему мы с вами будем их хранить?

Дети: мы – жители Белгородской области, а это наши исторические корни.

Бабушка: спасибо за работу, вы все трудолюбивые, старательные, отзывчивые. Мне было очень интересно с вами общаться и работать.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали?

— Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным?

— Если вы узнали для себя что – то новое и интересное, то похлопайте в ладоши. А если вам было скучно и неинтересно, то потопайте ногами.

Урок Белгородоведения «Народное творчество Белгородчины.Изготовление куклы-оберега.»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тулянская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района, Белгородской области

Народное творчество Белгородчины.

Выполнила: учитель начальных классов

Капустина Елена Анатольевна

Тема: Изготовление куклы-оберега.

Познакомить учащихся с обрядовыми и игровыми куклами Белгородчины

Научить учащихся изготавливать куклу – оберег, по показу учителя.

Воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края, трудолюбие, старательность в рукоделии

Материалы к уроку:

Образцы кукол- оберегов.

На каждом столе учащихся разложены материалы и инструменты для изготовления куклы-оберега (лоскуты ткани, вата, ножницы, ручная игла, катушечная белая нить, лента).

Урок проводится с использованием презентации Power Point

Ход урока

Ребята, отгадайте мою загадку. Отгадка подскажет нам, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

“ Вот весёлая девчонка:
Нос в веснушках, вьётся чёлка,
И играть мне не лень
С той игрушкой целый день”

Правильно, это кукла! Сегодня мы поговорим о быте и нравах жителей Белгородчины и о куклах — оберегах. Каждый из вас самостоятельно изготовит куклу-оберег.

2. Актуализация знаний.

На Белгородчине кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Причем обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Почему так? Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребенка, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать или заматывать слайд 3

Когда жених и невеста ехали венчаться, под дугой их упряжки подвешивали пару кукол — жениха и невесту. Это были особенные, волшебные куклы. Их делали подружки невесты перед свадьбой. Ни в коем случае нельзя было от­резать ткань для этих кукол ножницами или но­жом, а то молодые всю жизнь будут «на ножах». Следили за тем, чтобы куколки в процессе работы случайно не отвернулись друг от друга—а то молодые и в жизни отвернут­ся друг от друга. Главная особенность этой куклы—«общая рука» у жениха и невесты, они как бы держались за руки, чтобы пройти рука об руку всю жизнь. После свадьбы кукол вешали в красный угол, рядом с иконами — пусть охраняют молодых. А когда у супругов рождались дети, то между куклами-родителями подвешивались маленькие куклятки из цветных ниток, сделанные по типу мартиничек. Милое семейство получалось. слайд 4

. В русских деревнях девочек учили изготавливать кукол, начиная с пяти лет. Ведь это было совсем не трудным занятием. Крестьянские куклы – обереги были совсем простыми в изготовлении и выполнялись с помощью простых приёмов: скручивания ткани. Лицо кукле не прорисовывалось. Так как деревенские жители считали, что кукла может приобрести свой характер и не будет больше оберегать семью.

Куклы-кувадки, например, охраняли новорожденного ребенка. Слайд 5- 6

Для изготовления куклы нам понадобятся некоторые части нашего тела. Отгадайте какие:

“ Мы проворные сестрицы,
Две сестрицы – мастерицы,
Пишем, шьём, рисуем, вяжем,
Про себя мы вам расскажем”.

Правильно, ответ загадки – руки. “Наши руки — не знают скуки”. С самого раннего детства деревенских девочек и мальчиков учили трудиться своим примером.

3. Практическая часть.

Сегодня мы своими руками изготовим с вами куклы-обереги. (СЛАЙД 7) Для изготовления куклы — оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:

1. “Ткани я цветной кусок — называюсь….(лоскуток)

2. Весь мир обшила, сама нагая ходила (иголка)

3. Бежит свинка, золотая щетинка, носочек стальной, а хвосточек льняной (иголка с ниткой)

4. “Кошка из окошка, я за хвост ” (нить)

5. “Два ушка, два рожка, а посередине пророст” (ножницы)

Правильно, все инструменты, материалы и приспособления вы разгадали. Посмотрите на слайд 7

Нам понадобятся следующие инструменты и материалы для изготовления куклы: вата, ручная игла, ткань белая, цветные лоскуты, лента атласная, ножницы, катушка белых ниток. Разложите на своих столах необходимые материалы и инструменты для изготовления куклы – оберега.

4.Инструктаж по ТБ.

До начала работы давайте вспомним ТБ при работе с иглой и ножницами (ответы учащихся ).

5.Алгоритм изготовления куклы-оберега .

А) Приступим к первому этапу. Необходимо скрутить белую ткань трубочкой и сложить её пополам. Посмотрите на слайд 8

Б) Теперь отмерьте от верха согнутой трубочки 4см возьмите нитку и туго замотайте ее на расстоянии 4-х см, так у нас получится голова. Затем в получившееся отверстие для головы, положите немного ваты, чтобы голова получилась круглой.

Посмотрите на слайд 9

В) Затем возьмите лоскуток белой ткани размером 30 на 30 см, согните его треугольником, внутрь подставьте заготовку во внутреннюю часть центра сложенного треугольника, так чтобы в центре согнутого треугольника получилась голова.

Г) Затем возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы.

Д) Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. Давайте с помощью нитки отметим на заготовке кулачки. Для этого отступим от кончиков 0,5см и скрутим это место ниткой. Посмотрите на слайд 10

Е) Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмём цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправим двойную нить и завяжем узел. Отступим от длинного края 3мм и проложим на лоскуте с помощью иглы и нити прямой шов (намёточный). Правильно, молодцы! Соберите нитку на получившемся шве и немного потяните её, чтобы получилась юбка для куклы. Посмотрите на слайд 11

Ж) Затем эту юбку оденем на куклу и закрепим её с обратной стороны куклы.

З) Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежем фартук и приложим его к передней части юбки. Закрепим юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжем на бантик с задней стороны куклы.

И) Завяжем кукле косынку, которую мы сделаем из цветной треугольной ткани. Вот такая кукла – оберег у нас получилась! Давайте устроим выставку ваших кукол. Вот какие красивые куклы у вас получились. ( СЛАЙД 11)

Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.

6. Итог урока (СЛАЙД 12):

— Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?

— Почему тряпичную куклу деревенские жители назвали оберегом?

— Как воспитывали деревенские жители своих детей?

— Из чего изготавливается кукла – оберег?

— Какие инструменты, материалы и приспособления необходимы для изготовления куклы? А теперь уберите за собой свои рабочие места.

Выставка кукол – оберегов

САМОАНАЛИЗ ТЕМЫ УРОКА

Это занятие проведено в 3 классе на классном часе в рамках занятий по Белгородоведению. Таким образом, в ходе знакомства с историческим познавательным материалом о детских куклах-оберегах, мы изготовили куклу. Работая над изготовлением изделия, каждый ребенок имеет возможность использовать свою выдумку и фантазию, кроме того каждый изготовил подарок своей семье, а при желании сможет самостоятельно изготовить куклы-обереги для родных или знакомых.

Каштанов Ю.В. Русский костюм. М.- «Белый город» 2008г.

Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. М. – «Белый город» 2009г.

Какие детские игрушки были у наших прабабушек

Навыхвалка, зольница, кувадка – куклы на все случаи жизни

О том, для чего в старину мастерили тряпичных кукол, рассказывает директор Глинновского дома культуры Валентина Токарева.

Две тряпочки

В 1678 году село Глинное Новооскольского района образовали пришлые люди, выходцы с современных территорий Украины и Белоруссии. Каждый народ привносил свои традиции, уклад жизни, обряды. Разные культуры объединяла любовь к куклам. А тогда они делились на обереговые, игровые и обрядовые. Куклы были на все случаи, вели человека по жизни с колыбели, помогали сделать выбор, сберечь урожай, здоровье.

Куклу кувадку делали в доме, когда ждали появления ребёнка. Две тряпочки скручивали и перехватывали нитками так, чтобы получались голова, руки, туловище. Такой оберег хранил роженицу и младенца от нечистой силы.

Когда ребёнок подрастал, родители брали его с собой в поле. Чтобы малыш не мешал, ему давали многофункциональную покосницу, которая работала и как игрушка, и как оберег – спасала женские руки от порезов о траву. С ней же был связан очень важный обряд: предки верили, что куколка помогала сберечь сено, для этого её усаживали на первый сноп.

Коза в косах

Косы вместо рожек, колокольчик на шее, яркий сарафан: кукла коза – символ плодородия. В старину 12–13-летние девчонки ходили с ней щедровать.

«С детьми из нашей школы мы тоже накрутили коз и поехали на старый Новый год по сёлам и в Новый Оскол. Раздарили всё, что было. И как было заведено раньше, желали людям счастья, здоровья, хорошего урожая», – рассказывает Светлана Угольникова, руководитель кружка декоративно-прикладного творчества Дома культуры.

Куклу навыхвалку делали девочки постарше, которые заранее готовились к замужеству. По расшитым игрушечным нарядам, где обязательно присутствовали юбка, рубаха, платок, жилетка, общество оценивало навыки шитья и вышивки юной рукодельницы.

Зольница от головы

Русская старинная игрушка не имела лица: предки верили, что через него в куклу может вселиться злой дух. Нельзя было пользоваться и ножницами – тряпки рвали руками. Материалом были старые вещи, которые якобы хранили душу и тепло хозяина. Некоторые куклы особо берегли и хранили в сундуках – самом тайном месте дома. Были куклы, которые получали в приданое.

Дом крестьянина от злых сил защищали несколько кукол. Лихоманка жила на печке. Место куклы день-ночь: с одной стороны чёрная, с другой – белая – было на окне. Ночью она смотрела на улицу своей тёмной половинкой, днём поворачивалась. Добрых людей встречала кукла самовар, приглашая зайти на чай.

А зольница работала как современный аспирин: помогала от головных болей; делали её просто – из печной золы и тряпок. О зиме, о том, что пришла пора отдыха, напоминала кукла санница, которую пристраивали на санки.

Кадрилька

Кукольные истории помогли сотрудникам ДК найти бабушек, которые вспомнили любопытные случаи из жизни, а некоторые даже сохранили свои детские игрушки. В молодости Мария Корниенко с хутора Севальный на праздник Ивана Купалы загадывала с подругами желания. Для гарантии делали из травы куклу купалку и закапывали под вишней.

Полвека назад Екатерина Лепёшкина с хутора Берёзки получила на свою свадьбу соломенную куклу-десятиручку. Намёк был ясен: она входила в дом свекрови, где должна была всё успевать, со всем управляться.

Раиса Спесивцева с хутора Берёзки подарила музею кадрильку – куклу, которую придумала и сделала сама, будучи ребёнком.

«Мне шесть годков было. У матери очень красивый платок был, который она надевала по большим праздникам. Жили бедно, в колхозе тканью награждали лучших работников. Отрез на платье считался роскошью. А я горевала без куклы. Я достала ножницы, платок, дождалась, когда уйдёт мать. Ух и надавала она тогда мне чертей», – вспоминает бабушка.

Семья Богучарских из села Ивановка передала сотрудникам ДК куклу-оберег своей пасеки – пасечника. Серьёзный мужичок и весёлая кадрилька стали первыми экспонатами музея, где сегодня уже около тысячи самодельных кукол на все случаи жизни.

Про корни

Коллекция разрослась благодаря местным бабушкам, которые провели для детей 5–14 лет мастер-классы.

«Дети должны знать свои корни – мы попросили бабушек показать, в какие куклы они играли в детстве. Летом собрали ребят, поехали по деревням. Возле домов бабушек стелили самотканые коврики, садились карагодиком и учились делать», – рассказывает Валентина Токарева.

Впали тогда в детство Лидия Рязанцева, Надежда Новикова, Валентина Гридасова, Вера Бирюкова, Татьяна Становова, Мария Рязанская, Вера Комиссарова. Из этих уроков потом сделали видеоролик, который назвали «Кукла русская душой». В Доме культуры сегодня дети сами крутят из тряпочек игрушки своих бабушек.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector