Спорообразование у сфагнума размножение - Дневник садовода
56 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спорообразование у сфагнума размножение

Лекция № 14. Размножение организмов

Размножение — свойство живых организмов воспроизводить себе подобных. Существуют два основных способа размножения — бесполое и половое.

Бесполое размножение

Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Дочернее поколение у одних видов возникает из одной или группы клеток материнского организма, у других видов — в специализированных органах. Различают следующие способы бесполого размножения: деление, почкование, фрагментация, полиэмбриония, споро­образование, вегетативное размножение.

Деление — способ бесполого размножения, характерный для одноклеточных организмов, при котором материнская особь делится на две или большее количество дочерних клеток. Можно выделить: а) простое бинарное деление (прокариоты), б) митотическое бинарное деление (простейшие, одноклеточные водоросли), в) множественное деление, или шизогонию (малярийный плазмодий, трипаносомы). Во время деления парамеции (1) микронуклеус делится митозом, макронуклеус — амитозом. Во время шизогонии (2) сперва многократно митозом делится ядро, затем каждое из дочерних ядер окружается цитоплазмой, и формируются несколько самостоятельных организмов.

Почкование — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи (3). Дочерние особи могут отделяться от материнской и переходить к самостоятельному образу жизни (гидра, дрожжи), могут остаться прикрепленными к ней, образуя в этом случае колонии (коралловые полипы).

Фрагментация (4) — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.

Полиэмбриония — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается эмбрион (монозиготные близнецы).

Вегетативное размножение — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются или из частей вегетативного тела материнской особи, или из особых структур (корневище, клубень и др.), специально предназначенных для этой формы размножения. Вегетативное размножение характерно для многих групп растений, используется в садоводстве, огородничестве, селекции растений (искусственное вегетативное размножение).

Спорообразование (6) — размножение посредством спор. Споры — специализированные клетки, у большинства видов образуются в особых органах — спорангиях. У высших растений образованию спор предшествует мейоз.

Клонирование — комплекс методов, используемых человеком для получения генетически идентичных копий клеток или особей. Клон — совокупность клеток или особей, произошедших от общего предка путем бесполого размножения. В основе получения клона лежит митоз (у бактерий — простое деление).

Половое размножение

Половое размножение осуществляется при участии двух родительских особей (мужской и женской), у которых в особых органах образуются специализированные клетки — гаметы. Процесс формирования гамет называется гаметогенезом, основным этапом гаметогенеза является мейоз. Дочернее поколение развивается из зиготы — клетки, образовавшейся в результате слияния мужской и женской гамет. Процесс слияния мужской и женской гамет называется оплодотворением. Обязательным следствием полового размножения является перекомбинация генетического материала у дочернего поколения.

В зависимости от особенностей строения гамет, можно выделить следующие формы полового размножения: изогамию, гетерогамию и овогамию.

Изогамия (1) — форма полового размножения, при которой гаметы (условно женские и условно мужские) являются подвижными и имеют одинаковые морфологию и размеры.

Гетерогамия (2) — форма полового размножения, при которой женские и мужские гаметы являются подвижными, но женские — крупнее мужских и менее подвижны.

Овогамия (3) — форма полового размножения, при которой женские гаметы неподвижные и более крупные, чем мужские гаметы. В этом случае женские гаметы называются яйцеклетками, мужские гаметы, если имеют жгутики, — сперматозоидами, если не имеют, — спермиями.

Овогамия характерна для большинства видов животных и растений. Изогамия и гетерогамия встречаются у некоторых примитивных организмов (водоросли). Кроме вышеперечисленных, у некоторых водорослей и грибов имеются формы размножения, при которых половые клетки не образуются: хологамия и конъюгация. При хологамии происходит слияние друг с другом одноклеточных гаплоидных организмов, которые в данном случае выступают в роли гамет. Образовавшаяся диплоидная зигота затем делится мейозом с образованием четырех гаплоидных организмов. При конъюгации (4) происходит слияние содержимого отдельных гаплоидных клеток нитевидных талломов. По специально образующимся каналам содержимое одной клетки перетекает в другую, образуется диплоидная зигота, которая обычно после периода покоя также делится мейозом.

Перейти к лекции №13 «Способы деления эукариотических клеток: митоз, мейоз, амитоз»

Перейти к лекции №15 «Половое размножение у покрытосеменных растений»

Смотреть оглавление (лекции №1-25)

Вариант 10

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: у растений корневая система бывает стержневой (характерно для Двудольных) или мочковатой (характерно для Однодольных). Правильный ответ — мочковатая.

Задание №2.

Ниже приведен перечень теорий, законов, закономерностей. Все они, кроме двух, относятся к теориям, законам, закономерностям, правилам биологии. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Закон расщепления

2. Правило экологической пирамиды

3. Закон сохранения энергии

4. Закон единообразия

5. Закон всемирного тяготения

Объяснение: к биологическим закономерностям (законам или правилам) относят закон расщепления, правило экологической пирамиды и закон единообразия (оставшиеся законы взяты из физики). Правильный ответ — 3,5.

Задание №3.

Набор хромосом половых клеток картофеля равен 24. Какой набор хромосом имеют соматические клетки этого организма? В ответе запишите только количество хромосом.

Объяснение: половые клетки содержат гаплоидный (одинарный) набор хромосом, а соматические (все остальные клетки) — диплоидный (двойной). Правильный ответ — 48.

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций нуклеиновых кислот в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Осуществляют гомеостаз

2. Переносят наследственную информацию из ядра к рибосомам

3. Участвуют в биосиснтезе белка

4. Входят в состав клеточной мембраны

5. Транспортируют аминокислоты

Объяснение: нуклеиновые кислоты — это ДНК и РНК. ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота, располагается в ядре (или нуклеоиде) каждой клетки и отвечает за хранение генетической информации. РНК — рибонуклеиновая кислота, бывает трех типов: рибосомальная, транспортная, информационная. Все виды РНК синтезируются на ДНК. Рибосомальная РНК (рРНК) образует рибосомы, иРНК осуществляет транскрипцию — копирует определенный участок ДНК и выходит из ядра в цитоплазму. тРНК подносит к рибосоме нужные для синтеза конкретного белка аминокислоты. Правильный ответ — 1, 4.

Задание №5.

Установите соответствие между характеристикой и процессом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика

А. Происходит в хлоропластах

Б. Синтезируется глюкоза

В. Является этапом энергетического обмена

Г. Происходит в цитоплазме

Д. Происходит фотолиз воды

Процесс

Объяснение: Фотосинтез — процесс превращения энергии Солнца в энергию химических связей, осуществляемый фототрофами. Он происходит в хлоропластах, при этом происходит фотолиз воды, синтезируется глюкоза и др. процессы. Гликолиз — один из этапов энергетического обмена, который происходит в цитоплазме. Правильный ответ — 11221.

Задание №6.

Какое соотношение фенотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при полном доминировании генов? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке из убывания.

Объяснение: при скрещивании двух гетерозигот: Аа х Аа получаем следующие гаметы: А, а х А, а.

Расщепление по генотипу — 1АА : 2Аа: 1аа.

Расщепление по фенотипу: 3:1.

Правильный ответ — 31.

Задание №7.

Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Потеря участка хромосомы

2. Поворот участка хромосомы на 180 градусов

3. Уменьшение числа хромосом в кариотипе

4. Появление добавочной Х-хромосомы

5. Перенос участка хромосомы на негомологичную хромомому

Объяснение: хромосомная изменчивость — такая изменчивость, которая связана с нарушением структуры хромосом, приводит к серьезным изменениям, которые могут быть обнаружены при помощи микроскопа. К таким мутациям относятся утраты участков хромосом (делеции), добавление участков, поворот участка хромосомы на 180°, появление повторов. Правильный ответ — 34.

Задание №8.

Установите соответствие между способом размножения и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример

А. Спорообразование у сфагнума

Б. Семенное размножение ели

В. Партеногенез у пчел

Г. Размножение луковицами у тюльпанов

Д. Откладывание яиц птицами

Е. Выметывание икры у рыб

Способ размножения

Объяснение: примерами бесполого размножения среди перечисленных вариантов ответа являются — спорообразование у сфагнума (споры — не половые клетки) и размножение луковицами у тюльпанов (так как луковица — видоизмененный побег). Все остальное — примеры полового размножение, так как в нем принимают участие половые клетки (даже хотя бы от одной особи как при партеногенезе). Правильный ответ — 211211.

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

5. Оформленное ядро

6. Цитоплазматическую мембрану

Объяснение: все клетки (и эукариотические и прокариотические) имеют цитоплазму, рибосомы и цитоплазматическую мембрану. Подробнее о разных типах клеток можно посмотреть здесь. Правильный ответ — 126.

Задание №10.

Установите соответствие между насекомым и типом его развиия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Насекомое

А. Медоносная пчела

В. Азиатская саранча

Г. Капустная белянка

Д. Зеленый кузнечик

Тип развития

1. С неполным превращением

2. С полным превращением

Объяснение: развитие с неполным превращением характерно для кузнечиков и саранчи. Для всех остальных перечисленных — с полным превращением. Правильный ответ — 22121.

Задание №11.

Расположите в правильной последовательности систематические категории растений, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Лютиковые
2. Покрытосеменные
3. Лютик едкий
4. Двудольные
5. Лютик
Объяснение: приведем систематическое положение лютика.
Вид: Лютик едкий
Род: Лютик
Семейство: Лютиковые
Класс: Двудольные
Отдел: Покрытосеменные (Цветковые)
Правильный ответ: 35142.

Задание №12.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
Рецепторы — это нервные окончания в организме человека, которые
1. Воспринимают информацию из внешней среды
2. Воспринимают импульсы из внутренней среды
3. Воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам
4. Располагаются в исполнительном органе
5. Преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы
6. Реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды
Объяснение: рецептор — это окончание чувствительного нейрона, которое воспринимает раздражение из внешней и внутренней сред и преобразует раздражение в нервный импульс.
Поэтому, правильный ответ — 125.

Задание №13.
Установите соответствие между функцией железы человека и ее типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функция железы
А. Образуют жир
Б. Участвуют в терморегуляции
В. Вырабатывают полноценную пищу для ребенка
Г. Удаляют из организма минеральные вещества
Д. Повышают эластичность кожи
Тип железы
1. Потовые
2. Сальные
3. Млечные
Объяснение: потовые железы вырабатывают пот и являются частью системы терморегуляции организма, а еще они выводят минеральные вещества.
При помощи млечных желез женщины кормят детей в первый год жизни. А сальные железы вырабатывают жир (сало), что повышает эластичность кожи. Правильный ответ — 21312.

Задание №14.
Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Чувствительный нейрон
2. Рабочий орган
3. Вставочный нейрон
4. Отдел коры больших полушарий
5. Рецептор
6. Двигательный нейрон
Объяснение: рассмотрим схему рефлекторной дуги.

Из картинки видно, что рефлекторная дуга начинается с рецептора (окончания чувствительного нейрона), затем сигнал идет по чувствительному нейрону
к вставочному нейрону в головной мозг (отдел коры больших полушарий), затем обработанный сигнал из могза уходит по отростку двигательного нейрона к рабочему органу. Правильный ответ — 513462.

Задание №15.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?
1. Наличие двойного оплодотворения
2. Образование корней у папоротников
3. Снижение испарения путем образования воскового налета на листьях
4. Усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5. Образование плодов с семенами у покрытосеменных растений
6. Сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
Объяснение: ароморфоз — это изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации. То есть, примерами ароморфозов являются:
наличие двойного оплодотворения, образование корней у папоротников и образование плодов с семенами у покрытосеменных растений. Остальные изменения являются частными и к повышению уровня организации не приводят. Правильный ответ — 125.

Задание №16.
Установите соответствие между признаком отбора и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признак
А. Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений
Б. Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями
В. Действует в природе миллионы лет
Г. Приводит к возникновению новых видов и формированию приспособленности к среде
Д. Проводится человеком
Вид отбора
1. Естественный
2. Искусственный
Объяснение: естественный отбор происходит в живой природе в течение миллионов лет, приводит к возникновению новых видов и формированию приспособленности к среде,
а искусственый отбор — проводится человеком, приводит к созданию новых пород животных и сортов растений с нужными человеку наследственными признаками. Правильный ответ — 22112.

Задание №17.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Биогеоценоз пресного водоема реки характеризуется
1. Наличием производителей органического вещества — автотрофов
2. Отсутствием разрушителей органики — редуцентов
3. Наличием цветковых растений на мелководье
4. Отсутствием хищных рыб
5. Постоянной численностью населяющих его популяций животных
6. Замкнутым круговоротом веществ
Объяснение: в естественном биогеоценозе присутствуют все компоненты пищевой цепи (продуценты, консументы, редуценты), а значит
присутствуют автотрофы (например, цветковые растения на мелководье), консументы могут быть представленые хищными рыбами, естественным биогеоценозам не свойственно постоянство численности, так как в популяциях постоянно происходят популяционные волны из-за различных факторов,
но естественному биогеоценозу характрен замкнутый круговорот веществ. Правильный ответ — 136.

Задание №18.
Установите соответствие между причиной видообразования и его способом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Причины
А. Расширение ареала исходного вида
Б. Стабильность ареала исходного вида
В. Разделение ареала вида различными преградами
Г. Многообразие изменчивости особей внутри ареала
Д. Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала
Способы видообразования
1. Географическое
2. Экологическое
Объяснение: причины, связанные с изменением местообитаний (стабильность ареала исходного вида, разделение ареала вида различными преградами) мы отнесем к геграфическому видообразованию, а
все остальные причины — к экологическому (то, что происходит внутри исходного ареала). Правильный ответ — 12122.

Задание №19.
Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).
1. Заселение кустарниками
2. Заселение лишайниками голых скал
3. Формирование устойчивого сообщества
4. Прорастание семян травянистых растений
5. Заселение территории мхами
Объяснение: сукцессия — смена биогеоценозов. Представим, что местность выгорела и не осталось ни одного травянистого растения, значит нужно развиваться заново, начиная с заселения лишайниками голых скал, затем
мхами, потом прорастают семена травянистых растений, принесенные ветром, после появляются кустарники и формируется устойчивое сообщество (смену биогеоценозов можем сравнить с эволюцией растений). Правильный ответ — 25413.

Задание №20.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведеные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Задания для проверки знаний по теме «Размножение организмов 9 класс

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

1. Установите соответствие между двумя основными формами размножения и их признаками.

А) происходит без образования 1.Бесполое

Б) участвует лишь один организм 2.Половое

В) происходит слияние гаплоидных ядер

Г) образуется потомство идентичное исходной особи

Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

Е) происходит с образованием гамет Пояснение. При бесполом размножении участвует одна особь и новый организм идентичен материнскому, при половом сливаются ядра гамет от двух родителей, образуется комбинация признаков и организм не является точной копией родителей.

2 . Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.

A) образуется одна крупная половая клетка

Б) образуются направительные клетки

B) формируется много мелких гамет

Г) питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток

Д) образуются подвижные гаметы

Пояснение. Гаметы формируются в половых железах в зависимости от организма, мужского или женского. Процесс развития гамет называется гаметогенезом. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а образование яйцеклеток — овогенезом. 1) овогенез: образуется одна крупная половая клетка, образуются направительные клетки, питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток (в яйцеклетке, а 3 направительных тельца погибают).

2) сперматогенез: формируется много мелких гамет, образуются подвижные гаметы.

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.

3. Установите соответствие между признаками и видами гаметогенеза, для которых эти признаки характерны .

А) образуются яйцеклетки

Б) созревают четыре полноценных гаметы

В) образуются три направительных тельца

Г) гаметы содержат небольшое количество цитоплазмы

Д) гаметы содержат большое количество питательных веществ

Е) гаметы у млекопитающих могут содержать Х или Y хромосомы

1) овогенез: образуются яйцеклетки, образуются три направительных тельца, гаметы содержат большое количество питательных веществ,

2) сперматогенез: созревают четыре полноценных гаметы, гаметы содержат небольшое количество цитоплазмы, гаметы у млекопитающих могут содержать Х или Y хромосомы.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 08.05.2015 Вариант БИ10701.

Пояснение. Сперматогенез — процесс развития, созревания и формирования мужских половых клеток.

2) зона размножения: митотическое деление первичных половых клеток, образование диплоидных сперматогониев;

1) зона роста: образование сперматоцитов 1-го порядка;

3) зона созревания: мейотическое деление клеток, образование гаплоидных сперматид.

Ответ: 2, 2, 1, 3, 3.

Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по биологии 30.11.2015 Вариант БИ10204.

4 . У становите соответствие между способом размножения и конкретным примером

А) спорообразование папоротника

Б) образование гамет хламидомонады

В) образование спор у сфагнума

Г) почкование дрожжей

1) бесполое: А) спорообразование папоротника; В) образование спор у сфагнума; Г) почкование дрожжей

2) половое: Б) образование гамет хламидомонады; Д) нерест рыб

Источник: Типовые тестовые задания по биологии под редакцией Г. С. Калинова, Т. В. Мазяркина. 10 вариантов заданий. 2017 год.

1) с неполным превращением: В) азиатская саранча; Д) зеленый кузнечик

2) с полным превращением: А) медоносная пчела; Б) майский жук; Г) капустная белянка

Источник: Типовые тестовые задания по биологии под редакцией Г. С. Калинова, Т. В. Мазяркина. 10 вариантов заданий. 2017 год.

55 . Установите соответствие между способами питания и примером

А) почкование гидры

Б) деление клетки бактерии надвое

В) образование спор у грибов

Г) партеногенез пчёл

Д) образование усов земляники

1) бесполое: А) почкование гидры; Б) деление клетки бактерии надвое; В) образование спор у грибов; Д) образование усов земляники

2) половое: Г) партеногенез пчёл

Источник: Типовые тестовые задания по биологии под редакцией Г. С. Калинова, Т. В. Мазяркина. 10 вариантов заданий. 2017 год.

6. Установите соответствие между способом размножения и примером

А) спорообразование у сфагнума

Б) семенное размножение у ели

В) партеногенез у пчёл

Г) размножение луковицами у тюльпанов

Д) откладывание яиц птицами

Е) вымётывание икры у рыб

Жизненный цикл клетки/митоз/мейоз

1. Для каждой особенности деления клетки установите, характерна она для митоза (1) или мейоза (2):

А) в результате образуются 2 клетки

Б) в результате образуются 4 клетки

В) дочерние клетки гаплоидны

Г) дочерние клетки диплоидны

Д) происходят конъюгация и перекрест хромосом

Е) обмена генетической информацией между

Гомологичными хромосомами не происходит

Только в мейозе 2 деления, в профазе идет кроссинговер и образуются гаметы с одинарным набором хромосом.

2. Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.

ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ

A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки

Б) обеспечивает рост органов

B) происходит при образовании спор растений и гамет животных

Г) происходит в соматических клетках

Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов

Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях

3. Чем яйцеклетка отличается от сперматозоида?

(напишите эти отличия)

  • Лещенко Светлана Григорьевна
  • Написать
  • 2743
  • 13.12.2017

Номер материала: ДБ-956385

  • 13.12.2017
  • 1340
  • 13.12.2017
  • 1041
  • 11.12.2017
  • 669
  • 11.12.2017
  • 578
  • 11.12.2017
  • 518
  • 10.12.2017
  • 1495
  • 10.12.2017
  • 1269
  • 09.12.2017
  • 1408

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Сфагнум — строение и свойства мха, разновидности, применение в лечебных целях и для комнатных растений

Далеко не каждый человек знает о том, что природа нашей страны богата растительными материалами, которые имеют большое количество полезных свойств и широко применяются в различных сферах деятельности человека. Сфагнум одно из уникальных растений экологии, нашедшее свое применение в медицине, растениеводстве, животноводстве и пр. Благодаря полезным свойствам мха наши предки боролись с болезнями, да и сегодня активно используют сфагновый многолетник для лечения ряда заболеваний.

Что такое сфагнум

Разновидность многолетнего спорового растения из семейства sphagnaceae относится к классу лиственных мхов. Сфагновые мхи разрастаются плотным, мягким ковром, в основном на дерновине, в лесных зонах и болотах Северного полушария. На Южном в основном произрастают в горах. Отличительная особенность сфагновых — отсутствие корневой системы.

Внешний вид сфагнума напоминает пушистую траву. Растет мох верхней частью, а нижняя, отмирая, образует торф. На стебле и боковых ветвях растения располагаются мелкие листья, они растут спиралью. Сфаг имеет разнообразную окраску, в природе чаще встречают коричневый, красный, белый и розовый мох.

Строение растения

Сфагнум – крупное растение, в среднем может достигать высоты в 10-20 см. На верхушке ветки формируются коробочки, в которых позже образуются споры. Сфагновые – единственные из моховых, кто не имеет ризоидов, поэтому они впитывают влагу стеблем и листьями. Стебель включает три типа веток: торчащие, свисающие и верхушечные. Лист растения состоит из двух клеток: зеленых (живых) и мертвых. Первые отвечают за фотосинтез, а вторые служат накопителем влаги и воздуха.

Внутри тело состоит из растительных тканей с клетками, структура образуется путем соединения зеленых клеток друг с другом. Благодаря своему строению этот вид сфагновых мхов имеет возможность впитывать большое количество воды. При насыщении влагой торфяной многолетник приобретает светло-зеленый оттенок, а при полном высыхании белеет.

Свойства сфагнума

Сфагновые растения произрастают на местах с повышенной влажностью и способствуют заболачиванию территории. В теле растения содержится карболовая кислота, поэтому сфаг помогает образованию торфа и почти не гниет. Гигроскопичность позволяет мху впитывать большое количество влаги, поэтому он играет роль разрыхлителя почвы, а благодаря сфагнолу предотвращает загнивание корней, поэтому используется в садоводстве. С помощью растений данной группы формируются сфагновые болота.

Разновидности

Различают следующие виды мха:

Первый вид чаще используют в цветоводстве, им укрывают растения в холодный период, чтобы избежать вымерзания корневой системы. Собирая лишнюю влагу, он защищает побеги от загнивания и развития паразитов. Сфагнум болотный активно используется в медицине, садоводстве и строительстве. Белый мох сфагнум применяется садоводами в качестве подкормки и для подкисления почвы, это дает растениям насыщенный цвет, а в медицине – для изготовления средств дезинфекции.

Как размножается сфагнум

Размножению способствуют споры, созревшие в спорофите, и отпрыски. Оплодотворение происходит только при участии воды, образуется зигота и происходит деление. Из нижней клетки развивается гаустория, которая потребляет питательные вещества из гаметофита и содействует развитию спорофита. Далее на верхушке стебля образу­ется коробочка и формируются споры, созревшие споры попадают на землю и способствуют развитию нового растения.

Применение сфагнума

На протяжении многих лет полезные свойства сфагнума облегчали людям быт и спасали жизни. Активно применять сфагновый многолетний мох стали во время военных действий, поскольку наблюдался дефицит перевязочных материалов. Жители Северной Америки по сегодняшний день применяют сухое растение вместо подкладки в детских люльках, т.к. благодаря своим качествам он помогает избежать опрелостей.

В лечебных целях

Сфагнум применяется в медицине и известен бактерицидными и асептическими свойствами, его применяют для дезинфекции и других целей:

  1. Он противостоит заражению ран и порезов.
  2. Благодаря содержанию фенольных веществ, кумарина, соединений сахара и смолы, сфагновый мох является антисептиком.
  3. Используя растение при переломе как перевязочный материал или повязку, можно не прибегать к дополнительной стерилизации.
  4. Мох борется с бактерией, грибком кожи и ногтей, полезен при псориазе и кожных раздражениях, борется с нагноением ран.
  5. Многолетний сфагнум можно использовать в качестве сырья для изготовления медицинского и других видов спирта, кормовых дрожжей. Кроме того, мох полезен при ожоге и обморожении. Для этого следует измельчить сухой мох и залить кипятком до состояния кашицы, затем чуть остывший мох приложить к больному месту.
  6. Для борьбы с пролежнями у лежачих больных используют сфагновые подстилки: они абсорбируют пот, устраняют неприятные запахи.
  7. Данный вид многолетнего растения еще используют в качестве дополнительных шин при переломе костей.
  8. Известно, что жевание сфагнового мха притупляет родовые боли и ускоряет процесс рождения.
  9. При высокой потливости ног используют стельки из сфага, для этого его необходимо измельчить и заполнить им льняной мешочек, повторяющий контур ноги.

  1. Отвар из сфагнума уже давно применяется в китайской медицине при болях в горле, гриппе, в качестве дезинфицирующего средства при стоматитах и инфекциях в носоглотке. Отваром активно лечат укусы насекомых и гнойники.
  2. На основе экстракта многолетнего растения созданы лекарства для лечения простаты и воспалении в мочевом пузыре.
  3. Сфаг можно использовать в качестве ваты или бинта, он впитывает гораздо больше влаги, чем вата.
  4. При колитах используют измельченный сфагнум: его съедают по чайной ложке за полчаса до приема пищи.
  5. Учитывая дерматологические свойства, многолетник используют при кожных болезнях – делают специальный компресс.
  6. Для борьбы со стафилококком собирают сфагновый многолетник на болотных местах, отжимают торфяную воду, затем ею промывают зараженные места или прикладывают влажный сфагнум к инфицированному месту.

Несколько рецептов, помогающих при разнообразных заболеваниях:

  • Порошок, способствующий заживлению открытых ран и язв. Высушенные куски сфагнума необходимо тщательно растереть, затем присыпать порез и выждать несколько минут. После этого необходимо промыть рану и наложить бинт.
  • Настой против грибка ногтей Сто грамм сухого растения залить стаканом медицинского спирта, настоять четыре минуты, затем слить спирт, а мох приложить к зараженному ногтю и оставить на несколько часов.
  • Отвар для лечения болезней суставов. Сто грамм сфагнума необходимо залить десятью литрами воды, довести до кипения и дать настояться несколько минут. После полного остывания отвара необходимо наполнить ванну теплой водой и добавить его туда. Принимать лечебную ванну следует от получаса до сорока минут.

Использование в хозяйстве

Наша природа богата ресурсами, которые играют большую роль в быту, а их полезные свойства зачастую известны не каждому. В хозяйственных целях использование сфагнума приобрело широкое распространение. Сотни садоводов и строителей, цветоводов и травников применяют мох в качестве помощника в повседневной жизни.

Сфагновый многолетник часто играет роль декоративного растения, его используют в оформлении цветочных клумб или сада. Этот многолетник часто применяют цветоводы: любители орхидей и комнатных растений утепляют им корневую систему. Для огорода торфяной мох выполняет роль удобрения, он пригоден для аэрации и улучшения качества грунта, для хранения корнеплодов и лука, проращивания семян.

Перед добавлением сфагнума в грунт необходимо его мелко нарезать. Благодаря водозапасающему эффекту мох сфагнум для комнатных растений, находящихся в помещениях с пониженной влажностью, используют как дополнительный источник влаги и питательных веществ, если нет возможности ухаживать за цветами ежедневно.

Пчеловоды применяют сфагнум в качестве утеплителя для ульев, для сбора лишней влаги в период зимних похолоданий, а животноводы – как подстилку для скота или домашних животных, т.к. он имеет свойство впитывать неприятные запахи, а использованный материал применяют в качестве удобрения для ослабленного грунта.

Растение подходит для заделывания щелей или утепления стен в домах из бруса или банях: для этого влажный мох укладывают между брусьями. Благодаря антисептическим свойствам сфагнум предотвращает появление вредителей, которые могут повредить древесный слой, плесени, а еще обеспечивает вентиляцию. Кроме того, растение обладает природным запахом, в отличие от других теплоизоляционных материалов, и не уступает им по качеству.

Растение широко используется в качестве декоративного материала, его можно применить для создания флорариумов, декоративных флористических композиций и панно. Он не только оживит внешний вид, но и продлит соседствующим растениям жизнь. Его можно использовать в качестве органической подложки, вместо флористической губки.

Заготовка растения

Собирать ростки сфагнума следует на местах с минимальной влажностью, к примеру, возле деревьев, избегая болот. При сборе верхушка срезается ножом. Сбор необходимо производить выборочно, чтобы дать мху восстановится на собранном участке. Заготовка мха для лекарственных целей производится с мая по сентябрь в сухую погоду. Для сушки материала изготавливают простую деревянную конструкцию – вешалки, внешне напоминающие открытый стеллаж. Устанавливают их в сухом месте, защищенном от дождя и солнца.

После того как сбор произведен, многолетник заливают теплой водой на 35 минут, чтобы избавиться от насекомых, затем отжимают, сушат. Хранить заготовленный природный материал следует в темном месте, в бумажном или тканевом мешке. Зимой сфагнум можно хранить на балконе, но для использования его необходимо разморозить. При желании ростки сфагнума можно размножать дома. Необходимо подобрать удобную пластиковую тару, снабдить ее вентиляционным отверстием, добавить воды и уложить мох нижней частью на воду.

Противопоказания к применению

Единственная причина, по которой не стоит прибегать к лечению сфагнумом, это аллергическая реакция на его химические компоненты.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Воспроизведение организмов

Проверочная работа по теме «Размножение организмов»

Просмотр содержимого документа
«Воспроизведение организмов»

Воспроизведение организмов, его значение

Задание 1 Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

.

Задание 2 Все приведённые ниже термины используются для описания бесполого способа размножения живых организмов. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) семенное размножение

5) вегетативное размножение

Задание 3 Установите соответствие между примерами и способами размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) размножение фиалки листьями

Б) живорождение у акулы

В) деление надвое инфузории-туфельки

Г) почкование гидры

Д) вымётывание рыбами икры

Е) партеногенез пчёл

Задание 4 Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми ор­га­низ­ма и организмом, ко­то­ро­му дан­ный при­знак принадлежит.

А) за­па­са­ют уг­ле­во­ды в виде крахмала

Б) тело об­ра­зо­ва­но гифами

В) в со­став кле­точ­ной стен­ки вхо­дит хитин

Г) со­дер­жат хлорофилл

Д) при раз­мно­же­нии об­ра­зу­ют зооспоры

Е) за­пас­ное ве­ще­ство — гликоген

Задание 5 Установите соответствие между способом размножения и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) спорообразование у сфагнума

Б) семенное размножение у ели

В) партеногенез у пчёл

Г) размножение луковицами у тюльпанов

Д) откладывание яиц птицами

Е) вымётывание икры у рыб

Задания 6 Определите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий раз­ви­тия муж­ских по­ло­вых кле­ток у по­зво­ноч­ных животных

1) созревание → рост → раз­мно­же­ние → фор­ми­ро­ва­ние гамет

2) рост → раз­мно­же­ние → со­зре­ва­ние → фор­ми­ро­ва­ние гамет

3) размножение → рост → со­зре­ва­ние → фор­ми­ро­ва­ние гамет

4) рост → со­зре­ва­ние → раз­мно­же­ние → фор­ми­ро­ва­ние гамет

Задание 7 Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 8 Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?

Задание 9 Какие при­зна­ки цар­ства Грибы раз­ли­ча­ют его с цар­ством Растения?

1) стро­е­ние кле­точ­ной стенки

2) про­дол­жи­тель­ность роста

3) стро­е­ние ор­га­нов и тканей

4) от­кла­ды­ва­е­мые в запас вещества

5) спо­со­бы размножения

6) раз­ли­чия в ге­не­ти­че­ском коде

Задание 10 Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий

1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.

3) зависит от генетической программы организма.

4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.

5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.

Задание 11 Проанализируйте таблицу «Гаметогенез». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Набор ДНК и хромосом в клетках в конце процесса

5) увеличение размеров

Задание 12 Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.

A) образуется одна крупная половая клетка

Б) образуются направительные клетки

B) формируется много мелких гамет

Г) питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток

Д) образуются подвижные гаметы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 13 Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относят такое размножение, в чём его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?

Задание 14 Бесполое раз­мно­же­ние характеризуется тем, что

1) потомство имеет гены толь­ко материнского организма

2) потомство ге­не­ти­че­ски отличается от ро­ди­тель­ско­го организма

3) в об­ра­зо­ва­нии потомства участ­ву­ет одна особь

4) в потом­стве происходит рас­щеп­ле­ние признаков

5) потомство раз­ви­ва­ет­ся из неоплодотворённой яйцеклетки

6) новая особь раз­ви­ва­ет­ся из со­ма­ти­че­ских клеток

Прочитайте текст, ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых до­пу­ще­ны ошибки. Ис­правь­те до­пу­щен­ные ошибки.

1. Опло­до­тво­ре­ние у цвет­ко­вых рас­те­ний имеет свои особенности. 2. В за­вя­зи цвет­ка об­ра­зу­ют­ся га­п­ло­ид­ные пыль­це­вые зерна. 3. Га­п­ло­ид­ное ядро пыль­це­во­го зерна де­лит­ся на два ядра – ге­не­ра­тив­ное и вегетативное. 4. Ге­не­ра­тив­ное ядро де­лит­ся на два спермия.

5. Спер­мии на­прав­ля­ют­ся к пыльнику. 6. Один из них опло­до­тво­ря­ет на­хо­дя­щу­ю­ся там яйцеклетку, а дру­гой цен­траль­ную клетку. 7. В ре­зуль­та­те двой­но­го опло­до­тво­ре­ния из зи­го­ты раз­ви­ва­ет­ся ди­пло­ид­ный за­ро­дыш семени, а из цен­траль­ной клет­ки три­п­ло­ид­ный эндосперм.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector