1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резка картин по дереву

Что нужно знать о резьбе по дереву своими руками: виды и тематика резьбы, инструменты и материалы, этапы работы

Человек всегда стремился к украшательству собственного пространства, к красоте, которую можно создавать самому. Тысячелетиями человек работает с деревом, используя возможности натурального материала очень широко. И если вас сегодня интересует резьба по дереву своими руками, значит, вы решили примкнуть к художественному направлению, которое старо как мир.

Узнать, как развивалась история резьбы по дереву, какие виды художественного направления могут вам покориться, какую древесину брать для работы и какими инструментами ее обрабатывать, вы можете из этой статьи.

История развития резьбы по дереву

Трудно доподлинно установить возникновение первых деревянных изделий, но ими считаются культовые символы (идолы), которым поклонялись древние люди. Но точно известно, что на Руси резное дело появилось во времена зарождения деревянного зодчества. Человек решил сделать постройки из древесины более оригинальными, так появился узорчатый декор фронтонов, ставней, дверей и мебели.

Резное панно. Иран.

Каждый народ был оригинален в своем ремесле: австралийцы создали предметный и геометрический декор, арабы высекали на дереве каллиграфические выкладки из Корана, кельты разработали орнамент в виде косы, персы декорировали мебель изображениями мифологических животных и не только.

И если раньше резная мебель была более утилитарной, сегодня она все чаще используется как визуальная доминанта в интерьере, как рельефный декор, меняющий картину пространства. Художественной резьбой по дереву занимаются не единичные мастера: это направление популярно, и многие компании и индивидуальные предприниматели получают огромное количество заказов на выполнение композиций, меняющих лицо интерьера.

Виды резьбы

Есть определенные типы художественной обработки дерева, или, сказать проще, виды резьбы.

Резьба по дереву – виды:

    • Накладная. Максимально простой (если сравнивать с другими) способ украшения поверхности ажурными заготовками с небольшой толщиной. Накладки либо приклеиваются, либо прибиваются к внешней стороне поверхности. Новички могут осваивать это направление, все остальное для начинающих будет слишком сложным.

    • Объемная. Дерево превращается в рукотворную скульптуру, которая отражает образы людей, растений и животных, техники и фантазийные образы. Такие элементы могут служить подстольем, лестничными перилами, рамами для каминных порталов, зеркал и т.д. Только опытный мастер справится с таким филигранным ручным трудом.

    • Ажурное кружево. Создать такой декоративный шик можно с помощью прорезной техники. Подобный декор мебели прекрасен тем, что пропускает через сквозные отверстия солнечные лучи, что создает удивительные природные инсталляции в интерьере. Кружевные тени на мебели – это красиво, изящно, оригинально.

    • Контурная обработка. Тонким резцом мастер высекает рисунок либо орнамент на заготовке. Сюжетную основу резчик наносит на дерево карандашом или переносом эскиза на поверхность путем копировальной бумаги.

Когда-то промысел был столь трудоемким, что ждать своего заказа у резчика люди могли месяцами (если не больше). Современный мастер вооружен готовыми эскизами, специализированным электроинструментом. Потому создавать прекрасные картины на дереве может практически каждый.

Тематика изображений

В подборе тем у вас фактически нет ограничений. Начинающий резчик делает вещи простые, но очаровательные – например, на разделочной доске с помощью контурной резьбы он может нанести изображение животного или овощей.

Кухонная утварь

Возможные темы изображений:

  • Кухонный декор. Все, что касается готовки, продуктов, урожая, чаепития, может появиться в декоре кухни (от разделочных досок до резных ложек, от красивых объемных надписей на стене до маленьких фигурок животных, медведей и зайцев, которые будут служить держателями для салфеток, например).
  • Картины из дерева. Это настоящие подробные изображения в раме, где нет следа кисти и краски, но есть красота, созданная специальными ножами и стамесками. Так украшают предметы домашнего обихода, мебель. А еще часто картины из дерева используются в оформлении бань.
  • Украшения для дома. Все, что может преобразить интерьер – та же ажурная резьба, которая и структурирует пространство, и позволяет появиться в нем игре света.
  • Украшения для сада. Все, что может украсить садовый участок – от больших скульптур до маленьких указателей.
  • Сувениры. Милые вещи небольшого размера, которые тоже вносят свою лепту в создание уникального интерьера. К примеру, не так давно было время, когда большим спросом пользовались вырезанные из дерева кошки.
  • Детские игрушки. На смену дешевому пластику приходят конструкторы, игровые композиции, игрушки-герои сказок, пирамидки и кубики из дерева. Они экологичны и безопасны, и их тоже можно сделать самому.

Деревянные игрушки

И этот список можно дополнять, современные мастера делают из дерева настоящие чудеса, которые выставляются в лучших галереях и в первый же день уходят с аукциона за астрономические суммы. Но если таких амбиций у вас нет, и хочется создавать что-то красивое, яркое, качественное, настало время подбирать материал и инструменты.

Древесина

Логично, что не всякая древесина подойдет для резного искусства. Материалы отличаются по таким показателям как влажность, прочность, а также гибкость и мягкость.

От правильного выбора древесины зависит прочность и долговечность вашего изделия

Востребованные породы для ручной резьбы по дереву:

  • Липа. Заготовки из этой древесины наиболее податливы резцам и стамеске. Дерево обладает тонковолокнистой структурой, что дает мастерам возможность выполнить самый ажурный орнамент. Да и ровный белый цвет древесины идеален для вырезания.
  • Ольха. Ее выбирают те, кто ищет уникальный оттенок дерева. Этой древесине присуще менять цвет, сама заготовка сначала белая, со временем она становится красноватой, и, наконец, обретает светло-розовый оттенок.
  • Береза. Порода, легкая в обработке, потому для рельефной и геометрической резьбы ее используют очень часто.
  • Дуб. Идеален для создания статуэтки либо высокодекоративной мебели. Прочный, долговечный и очень устойчивый к деформации материал.

Клен, сосна, кедр, тис и пихта также используются в резном творчестве. Но кроме выбора пород важно не прогадать с качеством древесины. Не стоит брать дерево с сучками, наростами и прочими дефектами. Этот материал будет чрезвычайно сложно обрабатывать, ведь он состоит из перекрученных волокон, да и дефекты хорошего конечного результата не предвещают.

Подготовка древесины к работе предполагает:

  • сушку – удаляет лишнюю влагу, накапливаемую в дереве (идеальная сушка проходит на свежем воздухе);
  • вываривание – подойдет для подготовки маленьких заготовок, вываривание эффективно удаляет внутриклеточную влагу, но даже такой способ требует последующей сушки (ориентировочной – недельной).

Даже самая лучшая древесина не превратится в элегантную скульптуру или резную мебельную декоративную вставку, если у вас нет набора хороших, удобных инструментов.

Инструменты

Первое, что вы должны приобрести, это ножи для резьбы. И они бывают нескольких типов. Здесь все индивидуально: каждый мастер в итоге будет иметь свой основной набор, любимые в использовании инструменты. Но их перечень примерно одинаков для всех резчиков.

Базовые

Резные ножи и являются базовыми инструментами. Нож-резак – считается основным орудием труда резчика. Обладает режущим углом в 35 градусов, а вот длину лезвия и рукоятки имеет разную. Нож-косяк используется преимущественно в плоскорельефной резьбе, а также задействуется в ажурных работах. Богородский нож потребуется для скульптурной резьбы.

Также в работе вам потребуются стамески:

  • полукруглого типа – нужны при любых видах работ;
  • клюкарзы – стамески с изогнутой рабочей частью;
  • штихели – помогают создавать различные канавки;
  • клепики – нужны для обработки основного фона.

Скорее всего, понадобятся вам ложечники, чеканы и пуансоны. Последние помогают создавать основной фон. Для измерений и разметки нужны угольник, линейка, пригодится и транспортир, ярунок, отвес, уровень, рулетка и т.д.

Практическое руководство по выбору стамесок дает в своем видео Адольф Юрьев.

Дополнительные

Вспомогательные инструменты нужны не всегда, но без его наличия может остановиться работа со сложными композициями.

Здесь стоит упомянуть:

  • буравчики;
  • коловороты;
  • ручные дрели (нужны для сверления);
  • ножовки и (в том числе по металлу);
  • лобзик;
  • двуручную пилу;
  • киянку;
  • стусло;
  • струбцины;
  • скобель;
  • тиски;
  • молоток;
  • бензопилу.

Этапы работы

Любое изделие начинается с задумки. Каждая задумка переносится на бумагу, составляет эскиз изделия. Работа над ним требует определенных художественных навыков, но можно обойтись и без умения рисовать. Готовые эскизы достаточно скачать из интернета, распечатать и перенести на деревянную поверхность.

Резьба по дереву – этапы:

  1. Эскизирование. Эскиз может быть детализированный, но на рабочую поверхность вы перенесете, вероятно, только контуры изображения. Делать это нужно карандашом.
  2. Выявление рельефа. Закругление или заоваливание выпуклых элементов, срезание наклонной плоскости к фону.
  3. Черновая обработка. Позволяет придать изображению характерные особенности.
  4. Зачистка фона. Начинают ее с самых крупных участков фона, выполняется этот этап широкими стамесками.
  5. Выявление мелкого рельефа. Тонкие и мелкие выемки наносятся на поверхность, используется контурная резьба ножом-косяком или церазиком. Может называться детализацией.
  6. Финишная отделка. Шлифовка, полировка, тонирование, покрытие.Шлифовка чаще производится наждачной шкуркой, полировка – специальными средствами, которые образуют на поверхности плотную пленку. Тонировка позволяет изменить цвет древесины за счет красителей, имеющихся в составе тонирующего средства. Покрытие – это нанесение на поделку лака, воска или отделочного масла.

Все этапы резьбы можно посмотреть на примере выпиливания деревянной ложки в представленном видео.

Выпиливание по контуру – «плавающий» этап работы. Чаще с него начинают, но некоторые мастера оставляют его на потом, чтобы не отказываться от возможности что-то изменить в уже почти готовой работе.

Лучшим источником вдохновения являются готовые работы. Изучайте опыт других мастеров, сохраняйте себе в закладки полезные информационные материалы и фото. Наконец, записывайте мастер-классы собственного творческого процесса: это полезно и для самоанализа, который продвигает вас в своем деле, и для передачи опыта.

Художественная резьба по дереву для начинающих

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Виды резьбы и техники

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная резьба;
  • ажурная;
  • глухая резьба с подобранным фоном;
  • прорезная контурная резьба ;
  • накладная.

Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.

Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.

Различные типы пил для резьбы по дереву

Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.
Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

Когда начинается творчество

Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.

Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.

В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.

Резьба по дереву. Продолжаем избавлять руки от осенней скуки!

Всем привет! После своего предыдущего поста с вырезанием слоника из куска дерева получил много полезных советов. Дабы не откладывать в долгий ящик своё новое увлечение, решил сразу приступить к вырезанию второй фигурки. Решил взять что-то более сложное. Мне давно нравится азиатская культура, в частности нэцкэ, которые я мечтаю научиться резать качественно, чтобы душа пела. Поэтому мой выбор на этот раз пал на старца — решил вырезать старичка, в плаще, с бородой, попробовать, каково это — резать фигурки людей. Вооружившись советами из предыдущего своего поста, купил липовый брусок 5 на 10 см, наточил инструменты камнем и приступил к работе.

Исходный брусок липы. Забегая вперёд — действительно мягкий, режется легко, классный материал, но есть и минусы, на такой древесине легко оставить вмятинки и коцки, которые потом сложно затирать, но это чисто моё дилетантское мнение.

Начал с разметки, не судите мой художественный талант, с рисованием я далеко не на ты, хотя всегда мечтал рисовать научиться, но как-то не складывается.

Режу специальным ножом, на этом этапе других инструментов не использую. Пока нет чёткого ощущения того, что же выйдет в итоге, по этому полная импровизация.

Вид сзади — это спина, капюшон.

Это вид сбоку, виден рукав плаща, пока грубый и непонятный.

Тут приступил к оформлению лицевой части, где будут глаза, нос, усы/борода, капюшон. Это делал ножом и фигурной стамеской.

С плаща свисают завязки.

Немного шлифанул наждачкой, чтобы прикинуть, как выходит. Мне понравилось 🙂

Делаю прорези, на подобии складок.

Результат шлифовки, пока промежуточный.

Тут манжеты и капюшон оформил выжигателем — в задумке это мех, судите сами, похоже или нет.

Теперь лак, первый слой.

Ну вот какой-то такой итог. У меня смешанные чувства. С одной стороны нравится, с другой — совершенству нет предела. Это вторая моя фигурка, которую я вырезаю из дерева, так что есть надежда, что я не самый потерянный ученик :)))

P.S. Немного погуглил между вырезанием, выяснилось, что в мире ещё много чего не вырезали из дерева и реальные возможности для творчества просто бесконечны, так что тема меня засасывает с головой. Эту фигурку я резал примерно 1,5 недели, по 2-3 часа (но не каждый день), в перерывах докупал разные принадлежности — маленькие напильнички, стамески, ножи. Увлечение становится достаточно дорогим, хорошая стамеска от 400 рублей, а хочется много и разных. Находил набор под резьбу нэцкэ — 18 тысяч 🙂 Мне пока рано, тем не менее. Приветствуются идеи для следующей работы — лучшую постараюсь вырезать и запостить недельки через 1,5-2 — руки горят уже, хочу следующую делать 🙂

Наверное, для ученика неплохо, есть детальки.

Делай фотки в масштабе, ставь рядом что-нибудь известных нам размеров, так лучше представить.

Лак в этот раз куда лучше подошёл.

Сколько я видел подобных фигурок, они прям блестящие. Т.е. затонировал — хорошо, а вот сверху ещё лак для блеска бы.

Лицо выжигал ИМХО зря, не получилось. Попроси, хотя бы, художник в помощь )

ребят, простой набор под резьбу делается на наждаке и коленке. я ни одного резца еще не покупал, кроме широких прямых стамесок.

прямые резцы — куски дисковых пил по металлу/дереву, куски полотен пильных станков обрезаем как надо,привариваем кусок любой железки под рукоять, формируем лезвие аккуратно чтобы не пережечь. грубо затачиваем. делаем рукоять, точим окончательно.

фасонные-можно отжечь напильник/толстую стамеску, сформировать грубо нужную форму, закалить и затачивать уже окончательно.

для примитивного отпуска/закалки достаточно газовой горелки и полстакана машинного масла- закалка нужна на режущей кромке, весь инструмент калить незачем.

это сильно экономит средства, но что главное-на выходе получается именно то, что вам нужно.

Не хочу спорить. Более того, завидую инструменту, оборудованию и смелости (навык-то дело наживное).

Пильные диски и прочие полотна не на каждом балконе найдёшь. Болгарка, наждак и горелка (я молчу про горн) тоже есть не у всех (вот, например, у меня нет).

Таким макаром уж проще посоветовать купить бормашину (типа Профиль и иже с ними) и несколько бор-фрез. По цене — реально уложиться в 15-17 килорублей (если бормашину брать хорошую). УШМ (болгарка) + диски + наждак + камни + горелка/наковальня + материал (если своих полотен нет, то как минимум на бутылку владельцу раскошелиться придётся) встанет около 9 килорублей (зависит от марки/модели), что дешевле, но геморройнее.

Я это к чему. Каждый выбирает что ему по душе.

эм. таки вы меня не поняли. когда я занимался резьбой, вообще ничего не было,к тому же я был нищ и молод. поэтому-давайте развернуто.

*блошиный рынок подарит нужное железо почти бесплатно. если поискать, то можно и без рынка получить обломки полотен. вплоть до бесплатно- напишите на форумах, люди наверняка помогут.

*можно много чего творить с парой полотен от ножовки по металлу.

*наждак с вероятностью 100% можно найти у знакомых, там же на месте и поработать. вам он нужен для раскроя пластин и обработки после сварки.

*со сваркой-любая точка авторемонта за 50 рублей предоставит вам услуги сварщика, а за 150-сварки, наждака, болгарки и куски прутка для рукоятей найдут.

*отпуск закалка-ковать ничего не надо. задача- убрать лишнюю хрупкость и твердость до наждака и вернуть оную твердость после обтачивания.плюс не нужно опасаться пережечь лезвие в процессе работы. реально- газовая горелка за 300 рублей и пивная банка со 100 граммами моторного масла.

*древесина на рукоять- кусок любой сухой ветки подходящей толщины расколол, выбрал полость под приваренную к режущей опору, налил эпоксидки, обмотал изолентой. после высыхания клея обработал рукоять под свою руку. делается до финальной заточки, береги руки!

*тонкая заточка лезвия-шкурка от 300 и тоньше, расстеленная на листе стекла.

*правка лезвия-кусок кожи/сукна, натянутый на досочке и натертый пастой ГОИ.

на полный комплект инструмента потребуется тысяча-полторы. и много самодеятельности, от которой искренне кайфуешь.

Резьба по дереву: Лучшие идеи

В современном интерьере такое ремесло, как резьба по дереву, все чаще стало привлекать внимание обывателей. То и дело на специализированных дизайнерских сайтах встречаются потрясающие примеры подобной красоты в оформлении интерьеров.

Этот выразительный прием используют для украшения мебели и прочих предметов. В итоге получаются изделия, не только покоряющие своей экстравагантностью и великолепным внешним видом, но также обладающие неоспоримой художественной ценностью.

Выбор материала

Нынешняя популярность мастерства резьбы по дереву вполне оправдана общей тенденцией на природные натуральные материалы, а витиеватые узоры – своеобразная альтернатива прямолинейности современной стилистики интерьеров.

Для создания уникальных декоративных изделий используют разные породы древесины: сосну, кедр, ясень, дуб, лиственницу, пихту, ель, бук, березу, вяз, клен, граб, осину, ольху, липу и пр. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Материл довольно мягкий, потому самый востребованный для резьбы по дереву. Из него получаются симпатичные небольшие и даже миниатюрные предметы: шкатулки, фоторамки, игрушки, всевозможная бытовая утварь.

На заметку: новичкам советуют именно с липой осваивать нюансы техники резьбы, так как данный материал очень податлив, и работать с ним очень легко.

Пример эскиза для резьбы по дереву

Долговечная твердая порода, которую используют в создании массивных изделий. Резная дубовая мебель не только смотрится добротно и привлекательно, но и будет служить не один десяток лет.

Имеет ярко выраженный, четкий рельеф. Применяется для изготовления эффектных сувениров или получения стильного накладного декора.

Древесина достаточно твердая, но несмотря на это, прекрасно полируется и обрабатывается. Диапазон ее использования очень широк – от компактных изделий и декоративных мебельных элементов до великолепных резных скульптур разнообразных форм и размеров.

Ценится своими уникальными качествами – почти никогда не растрескивается и не коробится. Как ценный материал, применяется для изготовления эксклюзивного декора, сувениров и предметов интерьера.

Древесина с благородной насыщенной гаммой: красной, черной, фиолетовой. Часто заменяет ценные породы.

Тис, кедр, сосна, ель

Особенности данных пород позволяют мастерить резные изделия, декоративные карнизы и наличники.

Виды работ

Резьба по дереву не предусматривает точной классификации – современный стиль может комбинировать одновременно несколько способов обработки дерева вручную. Но все же существует несколько главных разновидностей.

Ее еще называют прорезной или ажурной резьбой, когда полностью удаляют древесину и фон по границам узора. Бывает простой и ажурной. Края узоров обрабатываются. Этим методом пользуются при изготовлении дверей, накладок, рам и декоративных деталей.

Характерна тем, что основным здесь является плоский фон, при этом сами резные рисунки в него углублены. Существует несколько разновидностей такой резьбы:

  • контурная – узор на плоской основе получается с помощью канавок-желобков, которые бывают треугольными или полукруглыми;

  • скобчатая – орнамент создается полукруглыми насечками-скобками на плоском фоне;
  • геометрическая (трехгранновыемчатая, трехгранная) – здесь применяют два вида элементов: трехгранную пирамиду, заглубленную внутрь, и колышки. Чтобы добить желаемого эффекта, используют специальные ножи – косяки. Благодаря пирамидам и колышкам, под разным углом и на разном расстоянии можно получить рисунки в виде инетресных геометрических фигурок: соты, ромбы, витейки, цепочки, сияния и пр.;

  • чернолаковая резьба – здесь фоном выступает плоская основа, покрытая черным лаком или краской. Узор создают с помощью канавок. Получается необычная игра светотеней за счет разной глубины и профиля канавок, а черный фон отлично подчеркивает контрастный сюжет.

Важно! Очень сухой воздух вызывает растрескивание дерева, поэтому чтобы сохранить первозданный вид резьбы, нужно поддерживать оптимальный уровень влажности помещения, вплоть до покупки увлажнителя воздуха.

Все элементы рельефной резьбы размещены или выше, или на одном и том же уровне с фоновой поверхностью. Считается самым сложным видом резьбы. В данной технике создают разные выпуклые сюжеты и рисунки: эмблемы, гербы, животные и др. Причем значительную роль в изысканности законченного изделия имеет игра светотеней.

Активно применяется для декоративного оформления экстерьера домов с помощью различных орнаментов и фигур на деревянных элементах. Таким методом могут декорировать любые выступающие и накладные детали фасадов домов: карнизы, наличники, балясины, лемеха кровли, столбы крыльца.

Особенности применения в интерьере

Мебель и предметы интерьера, выполненные в подобной технике, чаще всего используют в классических стилях (барокко, ампир, викторианский), добавляя помещениям пышности, торжества и особого шарма.

Интерьеры в этно стилях (африканском, японском, марокканском) требуют индивидуальной техники и шаблонов для резьбы, которые идеально подчеркнут национальные особенности.

Декоративная обработка дерева используется для отделки любых элементов:

  • перила – балюстрады, резные изящные балясины и поручни из рельефной древесины придадут интерьеру индивидуальности и благородной роскоши;

  • резные пилястры и колонны – в древности выступали в качестве стержневых деталей сооружений, поддерживающих верхние конструкции. Сегодня это впечатляющий декор для помещений;

  • деревянные консоли – используются для декора стен и потолка. Как вариант, могут применяться в отделке мебели и дверей;

  • деревянные резные розетки, с помощью которых удобно и практично стыковать наличники. Помимо этого, такими розетками украшают камины, двери, кессоные потолки;

  • наличники из резного дерева – превосходный элемент декора не только оконных и дверных проемов, но и зеркал, настенных панно. Яркий пример использования – рамы для картин, которые являются незаменимым элементом интерьера в викторианском стиле;

  • резные деревянные багеты – промежуточная деталь между потолком и стеной. Подобные багеты смотрятся намного богаче и благороднее полиуретановых аналогов;

  • резные деревянные карнизы – придают интерьеру стилистическую и эстетическую завершенность;
  • резные деревянные фризы – применяют в декорировании предметов мебели и для узорной окантовки потолков и стен;

  • резные деревянные уголки – станут изюминкой помещения, добавят ему эксклюзивности и шарма.

Больше примеров сувениров и поделок из резного дерева представлены на следующих фото.

Искусство резьбы по дереву – прекрасный способ сотворить нечто особенное в вашем доме. Ведь данная техника позволяет не только создавать потрясающие эксклюзивные сувенирные предметы, но и применять ее в декоративном оформлении мебели в классических интерьерах.

Резьба по дереву фотографии, рисунки и эскизы

Дерево традиционно являлось материалом, который использовался для наружной и внутренней отделки жилых помещений. И сегодня ажурная резьба по дереву, фотографии рисунки и эскизы которой можно встретить в красочных искусствоведческих изданиях и в Интернете, поражают воображение своей красотой и изяществом.

Люди, которые любят изготавливать декор собственными руками, способны освоить мастерство художественной резки. Древесина позволяет создавать жанровые картины и декоративные композиции, которыми можно украсить собственный дом и дарить знакомым. Любимое мастерство в руках ценителя красоты природного материла может стать основной профессией. Спрос на деревянные резные изделия сегодня высок как никогда.

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Совет новичку:при выборе инструментов для работы необходимо ориентироваться на качество и прочность таких изделий. На первых этапах можно обойтись небольшим количеством приспособлений.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Художественные темы и сферы использования

Резчик использует в работе различные эскизы, с которых он снимает изображение и переносит его на поверхность заготовки. Сегодня для этого не обязательно использовать изображение, выполненное от руки карандашом. Современные технические достижения позволяет применять фотографии и отсканированные цифровые изображения, которые можно взять в Интернете.

Эскиз орнамента

Образцы для художественной обработки древесины отличаются декоративным и тематическим разнообразием. В Интернете на сайтах, посвященных этому прикладному ремеслу, представлен большой выбор тем для резки. Деревянным узорочьем украшают фасадную часть деревянного дома. Такой декор отлично будет смотреться на дверях и на стенах. Художественная резка используется для производства и отделки мебели и посуды.

Большой популярностью у покупателей пользуется кухонная утварь и интерьерные деревянные изделия, украшенные замысловатым ажуром. В каждом конкретном случае мастер выбирает материал, создает эскиз будущего изделия и приступает к работе.

Рисунки бывают разнообразные по своей тематике. Используются геометрические растительные мотивы. Часто деревянную поверхность украшают жанровыми сценками, на которых изображены животные, люди и деревья. Дерево очень пластичный материал, и в руках опытного резчика оно превращается в настоящее художественное полотно.

Для каждого вида художественной резки применяется особенная технология обработки поверхности. Используя разные техники, мастер создает объемной полотно, на котором можно заметить самые мельчайшие детали изображения.

Разнообразие приемов

Для художественной обработки древесины используются различные технологии. В каждом конкретном случае выбор метода определяет само изделие, его назначение и сорт древесины, из которого его будут изготавливать. За время существования этого прикладного вида искусства выделилось несколько резки:

  1. плоскорельефная;
  2. рельефная;
  3. выемочная, или геометрическая;
  4. прорезная;
  5. контурная;
  6. объемная.

Узор может быть сквозным, плоским, рельефным, объемным, мелким и крупным. Выбор отделки напрямую зависит от размера и функционального назначения деревянного изделия. Для крупных вещей, таких как декоративная резная отделка для фасадов домов, используется крупный рисунок. Для интерьерных вещей и для мебели мастера наносят на изделие мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются.

Плосковыемчатый узор

Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.

Как подвиды этой технологии выделяют:

  1. контурную,
  2. скобчатую
  3. геометрическую (трехгранную).

Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.

Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.

Ажурная или сквозная техника

При создании ажурных изображений применяется полное удаление древесины из центра изделия. Такой рисунок не имеет фона. Технологию резьбы этого типа называют сквозной. Она может быть простой и ажурной. При ажурном исполнении декор делают разной высоты.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector