6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пожелтели листья на березе птенцы громко пищали

Мастер-класс: Что делать, если засыхают березки

24 июля 2008 1:00 2

На вопросы читателей отвечает наш постоянный консультант ландшафтный дизайнер Наталия ДУДАРЕВА

— Мы купили участок, на котором растут две большие березы. При строительстве одну березу на 20 см засыпали песком, после этого листья на дереве стали подсыхать. Причина в песке? И если да, то чем же засыпать, так как участок все равно придется поднимать.

— Уважаемая Марина! Береза — дерево крайне чувствительное к заглублению корневой шейки. Особенно береза пушистая с неплакучими веточками.

Поэтому я бы посоветовала вам срочно отгрести песок от корневой шейки. Но, думается мне, причина подсыхания листьев может быть не только в заглублении корневой шейки, но и в том, что при строительстве могли повредить корни березы, ведь береза раскидывает их очень широко.

Еще я посоветовала бы вам внимательно осмотреть ствол, нет ли на нем множественных дырочек от 2 до 5 мм в диаметре (иногда даже больше). Дело в том, что ослабленные деревья часто поражаются стволовыми вредителями, которые проникают в сердцевину ствола и губят дерево изнутри.

Листья могут подсыхать еще и из-за заражения ржавчиной или из-за поражения мельчайшими насекомыми-минерами, которых так называют из-за того, что они проникают в глубь листовой пластинки и едят листья как бы изнутри.

В любом случае алгоритм спасения деревьев следующий.

1. Освободите корневую шейку от насыпанной земли. Если земля была насыпана для выравнивания рельефа, то лунку вокруг березы можно обыграть с помощью обкладывания ее краев красивыми камнями или крупной речной галькой. В случаях, когда отметки нового рельефа более чем на 30 см выше, чем старая отметка основания земли у корневой шейки, имеет смысл взять дерево в бетонное кольцо. (Покупное кольцо диаметром 1 — 1,2 м для колодцев коммуникаций болгаркой режут поперек и «схлопывают» две половинки вокруг дерева. Если кольцо слишком высокое — той же болгаркой срезают лишние сантиметры). Потом можно между краем бетонного кольца и стволом установить декоративную скамью вокруг дерева. Или заполнить пространство между бетоном и стволом дерева крупной (фракция не менее 4 — 6 см) гранитной галькой.

2. Подкормите дерево. Сейчас уже поздно кормить азотными удобрениями, а вот осенними фосфорно-калийными уже в августе подкормить можно. Заделать в почву вокруг ствола и по диаметру кроны несколько стаканов «Буйского» осеннего удобрения. Если дерево высотой до 5 м — достаточно 3 стаканов, если выше — то можно высыпать до 1 г удобрения.

3. Купите препараты из серии «Кронаспас» и несколько раз обработайте им приствольные круги деревьев. Инструкция к препаратам прилагается.

4. Осмотрите ствол и листья, нет ли дырочек в стволе, нет ли плодовых тел грибов . Если на березе грибы — тогда, увы, сделать уже ничего нельзя. Но сразу дерево не погибнет, может жить еще довольно долго и благодарно откликнется на удобрение и обработку «Кроноспасом».

Если есть дырочки, я бы рекомендовала все-таки посоветоваться со специалистом-энтомологом, которого можно найти, например, на кафедре фитопатологии в МГУ леса в Мытищах . Да и в Интернете специалисты предлагают свои услуги. Только специалист может с точностью определить вид вредителя и подобрать действенное лекарство для дерева.

Но в любом случае, подкармливая дерево, вы помогаете ему бороться с любыми вредителями и болезнями.

— Здравствуйте! Огромная проблема на моей даче — пырей. Что делать? Борюсь вручную. Перекапываю, практически просеиваю землю, но моих сил не хватает. Там где не перекапываешь, он забивает все. Вытеснил малину. Что делать?

— Если проблема существует уже 10 лет и ручная перекопка вас всерьез доконала, то можно крайне аккуратно в сухой безветренный день попробовать точечно обработать сорняки препаратом «Снайпер» (на основе «Ураган Форте»). Он расфасован в мягкий флакон с аппликатором, довольно удобный. Но действовать им надо очень осторожно, чтобы препарат не попал на прочие растения.

— Скажите, пожалуйста, правда ли, что ощипывание усов у огурцов ускоряет их рост и созревание плодов?

— Честно говоря, первый раз о таком методе слышу. У меня другие сведения, что если лишний раз травмировать огуречный куст, то вкус плодов на нем ухудшается, поэтому надо стараться не наступать на усы и на листья. И уж тем более не обрывать их.

— У меня вопрос о розах. Они у меня цветут, но появляются большие высокие побеги, которые выше других, и на них нет цветков. Что с ними делать, обрезать?

— Если побег идет из-под земли или ниже места прививки — это дичок (культурную розу обычно прививают на обыкновенный шиповник), его надо вырезать. Но еще бывает, что цветущая роза выбрасывает молодые сильные побеги (выше места прививки). Эти побеги обязательно зацветут, но чуть позже. Такие побеги ни в коем случае трогать не надо.

Вопросы Наталии Дударевой можно задавать на нашем сайте

Разработка урока «Состав слова».

Тема. Виды предложений.

Цель. Познакомить учащихся с видами предложений. Научить определению и

составлению предложений по цели высказывания, по интонации, рас-

пространённых. Продолжить работу по развитию речи,

орфографической зоркости. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока. Ознакомление.

Оборудование. Интерактивная доска.

Организационный момент. Психологический настрой.

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться.

Сообщение темы и целей урока. Слайд №1,2.

Работа по новой теме.

Объяснение учителя по схеме №1. Слайд №3.

Руки в сторону развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать.

Нужно на носочки встать.

Первичное закрепление темы.

Определить предложение по цели высказывания, указать в тетради графически ( ?, !, .)

Кто днём спит, а ночью летает и прохожих пугает?

Журавли высоко летают, но реки не покидают.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Составить и записать предложения по интонации со словами: ура, каникулы, ау, молодец. Слайд №4.

Работа в группе.

Составьте распространённое предложение по вопросам и запишите их.

Когда? Какой? Что? Что сделал?

Где? Что сделала? Какая? Что?

Какой? Кто? Как? Что делает?

Кто? С кем? Что делали? Куда? За кем? Слайд №5.

Игра «Ты – мне, я – тебе». Группы задают друг другу по 2 вопроса по новой теме.

Самостоятельная работа. Слуховой диктант. Выписать слова с проверяемой безударной гласной в корне, написать проверочное слово.

Пожелтели листья на берёзе. Птенцы громко пищали. Вечером завыл ветер. Из бора вылетает много пыльцы. Под берёзой было гнездо скворцов. Вдали заклубились гигантские облака.

(Взаимопроверка). Слайд №6.

Подведение итогов урока: — Что нового вы узнали на уроке?

— Какое задание было самым трудным?

— Какое задание было самым лёгким?

VI . Задание на дом: с.247 уп.627.

Тема. Предложение. (6 ч).

Цель. Познакомить с видами предложений. Научить определению

и составлению предложений по цели высказывания, по интонации,

распространению предложений второстепенными членами.

Вводная часть. (1 ч)

Виды предложений. Обучающая игра «Ты – мне, я – тебе».

Диалогическая часть. (3 ч)

Предложения по цели высказывания и интонации.

Обучающая игра «Дотошный ученик». (1ч)

Грамматическая основа предложения.

Обучающая игра «Найди ошибку». (1ч)

Распространённые и нераспространённые предложе-

ния. Трёхуровневые задания. (1ч)

Контрольная часть . (2ч)

Тема. Состав слова.

Цель. Формировать чёткое представление об основных частях слова.

Развивать умение членить слово на морфемы. Прививать интерес к русскому языку. Тренировать учащихся анализировать, сравнивать; выполнять трёхуровневые задания.

Воспитывать терпение, усидчивость.

Тип урока. Комбинированный.

Оборудование. Интерактивная доска.

Организационный момент. Психологический настрой:

— Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Слайд №1.

II. Сообщение темы и целей урока. Слайд №2.

Работа по новой теме.

Объяснение учителя на основе схемы. Слайд №3.

У меня спина прямая.

У меня спина прямая.

(Ходьба на месте, руки за спину).

Я наклонов не боюсь:

(Наклон назад, выпрямиться).

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

(Наклон вперёд и выпрямиться).

Первичное закрепление материала.

Проба. Записать и расчленить на морфемы.

Завитушка, полевые, посёлок, загадка, зайчик.

Память. Выписать родственные слова, выделить корень.

Говор, разговор, воришка, говорит.

Полевой, полюшко, Полина.

Закрепление. Придумать и записать слова с суффиксами:

еньк, иньк, ёньк, ушк, ушк.

Выполнение трёхуровневых заданий.

Придумайте и запишите рассказ из 4-5 предложений так, чтобы в каждом предложении было 2-3 слова с суффиксами –ИК, -ЕК или –ИЦ,-ЕЦ.

Измените слова так, чтобы они обозначали маленькие и большие предметы.

Жук, туча, дом, лапа, рыба, хвост, ус.

Спишите предложения. Найдите слова с суффиксами. Выделите их.

Если я был бы маленький-гном,

Я бы умывался каплей одной дождя,

Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

Разбери слова по составу.

Чашечка, осинка, крылышко, головушка, белочка, пароходик.

Придумайте и запишите по 5 слов с разделительным Ъ и с разделительным Ь.

Подведение итога урока:- Какое задание было для Вас лёгким?

— Какое задание было для Вас трудным?

VI. Домашнее задание: с. 133 уп.319.

Тема. Состав слова.

Цель. Формировать чёткое представление об основных частях слова. Развивать

умение членить слово на морфемы, выполнять разбор слова по составу.

Тренировать учащихся в умении анализировать, сравнивать, обобщать.

Вводная часть. (1ч)

Состав слова. Дифференцированная работа. (1ч)

Диалогическая часть. (8ч)

Родственные слова. (2ч)

Корневые орфограммы. (1ч)

Правописание разделительного Ъ и разделительного Ь

Контрольная часть. (2ч)

  • Ходаковская Ирэна Антоновна
  • Написать
  • 435
  • 11.01.2016

Номер материала: ДВ-327842

  • 11.01.2016
  • 1728
  • 11.01.2016
  • 2512
  • 11.01.2016
  • 589
  • 11.01.2016
  • 483
  • 11.01.2016
  • 1082
  • 11.01.2016
  • 317
  • 11.01.2016
  • 329

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Сценарий осеннего праздника в младшей и средней группах «Осенний листопад»

Екатерина Эллер
Сценарий осеннего праздника в младшей и средней группах «Осенний листопад»

Цели: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру.

— Совершенствовать музыкально-ритмические навыки детей через хороводы, танцы, упражнения, игры.

-Закреплять и расширять знания детей о приметах осени.

-Развивать творческое воображение, память, внимание, речь.

-Формировать самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, готовность оказать помощь через игры, инсценировку.

-Воспитывать любовь к природе, трудолюбию.

Дети заходят в зал под музыку.

Вед. — Листик желтый на ладони

Был когда-то он зеленым

К нам в окошко прилетел

От чего он пожелтел?

У кого друзья не спросим

Все ответят, наступила….

Дети- Осень!

Вед. — Осень наступила

Всех вокруг развеселила.

У березок, у осинок

Ветер озорник летает,

Листья с дерева срывает,

Звонко песенки поет

И в дорогу нас зовет.

Танец «Чародей листопад» ср. гр.

(станцевали и остались на местах. Рассказывают стихотворения)

Реб. 1 – Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья

Улетели птицы в теплые края.

Реб. 2 – Ветер листьями играет

Листья с веток обрывает

Листья желтые летят

Прямо под ноги ребят.

Реб. 3 – Осень на дорожке

Листья подхватила

В танце закружила.

Реб. 4- Алые и желтые

Ветер листья рвет,

Кружит, кружит в воздухе

(под музыку «Чародей листопад» дети кружатся

и отдают листочки вед. в корзинку садятся на стульчики)

Раздается шум грома

Вед. – Тише, тише! Что – то странное я слышу.

Что такое, что случилось?

Что за гость такой непрошенный

Сыплет частые горошины?

Мокрая и я и вы и деревья и цветы.

У собачки мокрый хвостик

(Звучит музыка, в зал выбегает Дождинка – девочка пд. гр.)

Дождинка – Я — дождинка – хохотушка

Я — осенняя подружка!

Как чудесен мой наряд,

Всюду капельки висят,

Потому что дождь и я –

Вед. – Дождик с нами тоже дружен.

Мы все знаем, дождик нужен!

Вот и капли – капитошки

Застучали по дорожке,

А если за окошком идет дождик, то что с собой нужно взять на прогулку?

(вед. берет зонт и раскрывает его)

Вед. – Что ж, Дождинка, оставайся,

Вместе с нами развлекайся!

Ты, наверное, тоже очень любишь играть, как наши детки? Послушай, что нужно делать в нашей игре.

Когда светит солнышко

Выйдем мы гулять,

Бегать и скакать.

А если тучка хмурится

И нам грозит дождем,

Спрячемся под зонтиком

И дождик переждем.

(игра с зонтиком)

(под веселую музыку дети гуляют вокруг зонтика.

Раздается звук грома. Дети прячутся под зонтик.

Ловят капельки ладошками.)

Вед. – ребята, дождик закончился, садитесь на стульчики.

Дождинка (или вед.) – Капал дождик на траву,

На деревья и листву.

Наших деток не догнал,

Вы – чудесные ребята,

Я скажу вам честно,

Веселиться было с вами

Дождинка – Ну а мне домой пора,

До свиданья, детвора!

Мама – тучка ждет меня.

(звучит музыка. Дождинка убегает из зала)

Вед. – ну а мы гулять пойдем,

Ведь мы Осень в гости ждем!

(песня «Наша Осень» ср. гр.)

Выходит Осень

Осень – Здравствуйте, ребята!

Вы ищите меня? А вот и я!

Я Осень золотая

Давно уж тут как тут

Всегда меня зовут!

Не виделись мы целый год

За летом снова мой черед

Я так трудилась, рисовала

Яркими красками все украшала.

Мои милые друзья, расскажите про меня.

(дети читают стихи)

1. Ходит осень, бродит осень,

Листья с клена ветер сбросил.

Под ногами коврик новый –

Желто – розовый, кленовый!

2. Листья желтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад»!

3. Ты так красива, Осень,

В наряде золотом!

Листочек красный, желтый

Летает за окном.

4. Падают, падают листья,

В нашем саду листопад!

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

5. Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

Дождь осенний льет и льет,

Нам гулять он не дает.

Осень – молодцы, ребята. Хороший подарок для меня приготовили. И я принесла вам подарки:

Это лист узорный яркий,

Это бусы из рябины,

Много их в моей корзине.

Принесла я для друзей

Много – много овощей.

Вед. – ребята, осень принесла нам в подарок много овощей. А каких – отгадайте. Слушайте внимательно загадки, которые для вас приготовила Осень.

(загадки у осени на листочках. Достает из корзины.)

1. Рыженькая как лисица

Но, сидит она в темнице,

Хвост над грядкой держит ловко

2. И зелен, и густ

На грядке вырос куст

Под кустом (картошка)

3. Он в пупырышках, зеленый,

Вкусен свежий и соленый.

Помидору друг и брат,

С ним всегда хорош салат.

Этот стройный молодец

Хрустящий, тонкий (огурец)

4. Вот еще одна загадка.

Выросла она на грядке.

Из нее мы на обед

Сварим борщ и винегрет.

Так румяна и кругла

И полезна нам (свекла)

5. Этот овощ тыкве брат –

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок (кабачок)

Осень – У меня полна корзина

Фруктов, овощей – не счесть.

И для всех, для всех деревьев

У меня подарки есть.

Только что это такое

От чего листочки вдруг

Закружились над землею

Все засыпало вокруг?

Вед. – Если листики летят

Значит это.. . листопад!

Вед. – Листопад, листопад,

Листья желтые летят

Посмотрите – ка какие

Листья разные, резные.

По листочку мы возьмем

Дружно пляску заведем.

(танец «Листопад» мл. гр. станцевали и

остались на месте. Листики в руках)

Осень — Листочки все осенним днем

Давайте песенку споем

Про листья золотые!

Вед. – значит наша песенка будет не простая,

Значит наша песенка будет.. . золотая!

(песня «Золотые листики» мл. гр.)

Вед. – Ветер листик подхватил

Заплясал он, заплясал

И тихонечко.. . (упал)

(приседают и кладут листочек перед собой. Хлопают в ладоши.)

Мы листочки соберем

И на стульчики бегом!

(кладут листики в корзину и садятся на стульчики)

Осень – я пока к вам в гости шла,

Вот такой платок нашла.

Мы платочек поднимаем,

(игра с платком. Последний раз Осень накрывает корзину с подарками)

Осень – С вами весело играть,

Песни петь и танцевать.

Я за все благодарю,

И подарки всем дарю.

А теперь пора прощаться

В осеннюю сказку возвращаться.

Скоро к вам зима придет,

За осенью ее черед.

Вед. — И нам пришла пора прощаться

И в группу возвращаться….

«Осенний калейдоскоп» — сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы Цель: Создавая атмосферу праздника, уточнять знания детей об осени, осенних приметах через различные виды музыкальной деятельности в форме.

Сценарий осеннего праздника для разновозрастной группы «Осенний хоровод» «ОСЕННИЙ ХОРОВОД» (сценарий праздника для разновозрастной группы) Цель: Создание условий для формирования социально-личностных качеств дошкольников.

Осенний спортивный досуг в подготовительных группах «Разноцветный листопад» Осенний спортивный досуг в подготовительных группах. Разноцветный листопад Цель: — создавать положительные эмоции у детей; — закреплять.

Сценарий осеннего праздника во второй младшей и средней группах «Здравствуй, Осень» Описание работы: Данный сценарий предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Сценарий будет полезен воспитателям и музыкальным.

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы «Путешествие с Лесовичком в осенний лес» Сценарий Осеннего праздника для старшей и подготовительной группы «Путешествие с Лесовичком в осенний лес» Под музыку «Насупила осень».

Сценарий осеннего праздника «В лес осенний мы пойдём» для детей младшего возраста Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №577 с углубленным изучением.

Сценарий осеннего праздника в старшей группе. Осенний сундучок. Дети: Здравствуй, осень золотая, Голубая неба высь! Листья жёлтые, слетая, На дорожку улеглись. Сад раскрасился цветами Астр, пионов, георгин,.

Сценарий осеннего утренника в средней и старшей группах «Осень в гости к нам пришла» Сценарий осеннего утренника в средней, старшей группе «Осень в гости к нам пришла» 2015год. Музыкальный руководитель: Тиханович Г. В. Действующие.

Сценарий осеннего утренника во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Цели: • Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера • Развивать чувство ритма • Эстетического восприятие средствами музыки.

Сценарий праздника «Осенний листопад» Цель: 1)Расширить знания детей об изменениях природы с приходом осени. 2) Воспитывать любовь к природе. Задачи: — развивать эстетический.

СТИХИ ПРО ОСЕНЬ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Осень

Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)

Осень идёт

Следом за летом
Осень идёт.
Жёлтые песни
Ей ветер поёт,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву.
(В. Степанов)

Хлопотунья

Далеко ещё зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи.

Где же взять зимой сластей
Для детей
И для гостей?
(В. Степанов)

В лесу осиновом

В лесу осиновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит –
В лесу осиновом
Наступит осень.
(В. Степанов)

Птицы улетают

Птиц провожают
В дорогу леса:
Долгое эхо
Летит в небеса.
Птиц провожают
В дорогу луга:
Выросли травы
В большие стога.
Даже вослед им,
Как будто крылом,
Пугало машет
Пустым рукавом.
(В. Степанов)

Осень

Осень, осень.
В гости просим!
Осень, осень,
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
(И. Суриков)

Сентябрь

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)

Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.

Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
(Р. Сеф)

Почему деревья осенью сбрасывают листья?

– Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
(В. Орлов)

Листопад

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)

Листопад

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
– Мы с кленов …
– Мы с яблонь …
– Мы с вишен …
– С осинки …
– С черемухи …
– С дуба …
– С березы…
Везде листопад:
На пороге морозы!
(Ю. Капотов)

Ути-ути

Под берёзой,
Под осиной,
Шевелясь едва-едва,
Будто выводок утиный,
По реке плывёт листва.

– Не забудьте, не забудьте
Возвратиться к нам весной.
– Ути-ути. Ути-ути.
Утихает мир лесной.

И стоят деревья-мамы,
И тревожно шелестят,
И глядят на самых-самых
Жёлтых
маленьких
листят.
(М. Яснов)

Октябрь

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
(В. Берестов)

Осенняя Гамма

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля.
Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.
Снег!
(Лучезар Станчев)

В октябре

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
(Г. Ладонщиков)

Поздняя осень

У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
(Г. Ладонщиков)

Осень

Опустел скворечник –
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят.
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
(И. Токмакова)

Кончается лето

Кончается лето
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
(И. Токмакова)

Листопад

Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся Москва.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: — Улетим! —
и ныряют в лужу.
(Ю. Коринец)

Осенний клад

Падают с ветки жёлтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
(И. Пивоварова)

Осы

Осы к осени желтее,
Полосатее и злее, –
Видно, бабушкин компот
Им покоя не даёт.
И варенье, и повидло
Есть у нас, а им
Обидно.
(В. Степанов)

Осень наступила

Стала сладкою рябина.
Вся трава — как веник.
Муравей несет дубину
В теплый муравейник.

В муравейнике напилит
Из нее поленья.

Потому что наступила
Осень… к сожаленью.
(А. Анпилов)

Осень

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
(В. Авдиенко)

Непослушный дождь

Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит,
Побелеешь – снегом станешь –
До апреля не растаешь.
(Т. Конева)

Осенние слёзы

Плакали ночью
Желтые клены.
Вспомнили клёны,
Как были зелёны.
С жёлтой берёзы
Тоже капало.
Значит, берёза тоже
Плакала…
(Э. Машковская)

Добрая волшебница

В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала Осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила:
Ярко – жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется.
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
(Ю. Капустина)

Озорники

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, –
Дождь из листиков и я.
(Л. Разводова)

Осеннее

Улетает птичья стая,
Тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка
На ветру дрожит осинка.
Говорю ей:
– Успокойся,
Белой зимушки не бойся.
(И. Мельничук)

Осень

На кусте-кусточке –
Жёлтые листочки,
Виснет тучка в просини, –
Значит, дело к осени!

В красных листьях бережок.
Каждый листик – как флажок.
Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже
К октябрю готовится.
В красных листьях бережок.
Каждый листик – как флажок!
(И. Демьянов)

Осень

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
утонуло лето.
Я ему бросаю круг –
свой венок последний.
Только лето не спасти,
если день – осенний.
(Г. Новицкая)

Летят дождинки

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
(И. Демьянов)

Осень

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
(М. Геллер)

Праздник урожая

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка —
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай —
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
(Т. Бокова)

Улетали лебеди

Улетали лебеди
С севера на юг.
Растеряли лебеди
Белый-белый пух.
То ли пух лебяжий
В воздухе блестит,
То ли в окна наши
Первый снег
Летит.
(В. Приходько)

Осень

Кричит ворона в небе: – Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нем поселилась осень!
(Е. Интулов)

Осеннее одеяло

На деревьях
Листьев мало.
На земле –
Невпроворот.

Из лоскутьев
Одеяло
На прощанье
Осень
Шьёт.
(С. Островский)

Осень

Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
(И. Винокуров)

Осень

Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.
(И. Мазнин)

Осень-лиса

Прошла лиса под кустом
И обожгла листву
Хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал
Осенний лес.
(Н. Красильников)

Осенью

В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
«Осень. Снова осень!»

Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
«Осень. Скоро осень!»

На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб рябине:
«Осень. Скоро осень!»

Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
«Скоро заметелит
И завьюжит скоро!»
(А. Ефимцев)

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector