16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему насекомые окрашены по разному 1 класс

Почему насекомые окрашены по разному 1 класс

Кто такие насекомые?

1. Какие насекомые здесь нарисованы? Вспомните, как они окрашены. Подумайте и объясните, почему они окрашены по-разному. Докрасьте рисунок.

2. Сколько на этой странице жуков! Докрась рисунки. Вот как красиво!

На цветных рисунках жуки увеличены. На самом деле их размеры такие, как на маленьких чёрных рисунках. Постарайся представить себе каждого жука такого размера, какой он на самом деле.

Сравни жуков по длине тела. Какой из них самый маленький? А какой самый большой? В квадратиках пронумеруй жуков в порядке увеличения размеров.

Закрась кружки возле тех жуков, которых тебе доводилось наблюдать в природе.
Если тебе интересно, узнай названия жуков с помощью атласа-определителя.

Задание по окружающему миру для 1 класса 1. Какие насекомые здесь нарисованы? Вспомните, как они окрашены. Подумайте и объясните, почему они окрашены по-разному. Докрасьте рисунок.

Для выполнения этого задания ребёнку, скорее всего, понадобиться помощь взрослого. Первокласснику нужно будет либо подсказать, либо напомнить как именно окрашены указанные насекомые. Кроме того, возможно, необходимо будет помочь и с верным определением насекомых.

На рисунке изображены КУЗНЕЧИК и ШМЕЛЬ.

Проще (и, наверное, вернее) всего, при их раскрашивании, прибегнуть к наглядному пособию в виде фотографий. Не лишним будет вспомнить и песенку «В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, зелёненький он был. «.

КУЗНЕЧИК. Фото из сети Интернет.

ШМЕЛЬ. Фото из сети Интернет.

Теперь раскрасить насекомых не составит труда. Сложнее будет догадаться ребенку почему эти насекомые окрашены так, а не иначе, и, вообще, почему все животные имеют какую-то свою определенную окраску.

Рассуждаем, примерно, так: где живет кузнечик? (в траве); трава какого цвета? (зеленого, и кузнечик тоже); значит расцветка кузнечика делает его незаметным в траве (его среде обитания), защищает его.

Вывод: такая окраска называется защитной (или покровительственной; покров – защита). Такая окраска позволяет кузнечикам выживать, так как они незаметны для птиц и других хищников, которые могли бы их съесть, а также незаметны для других насекомых, которыми они сами питаются (кроме растительной пищи, большинство видов кузнечиков питаются другими насекомыми, являются хищниками).

Далее, думаем над окраской шмеля.

Рассуждаем таким образом: «чем питаются шмели? (наводящий вопрос: «почему шмель на фото сидит на цветке?»; шмели, как и пчелы, питаются нектаром и пыльцой цветов); «значит, они постоянно на виду, так как летают в поисках цветов, сидят на раскрытых цветках, чтобы собрать нектар?» (да, они очень заметные); «как же им защититься от хищных птиц, которые питаются насекомыми? У шмелей, как и у пчел, есть жало и яд, и, если их кто-то побеспокоит, то они могут ужалить обидчика. Но как им предупредить окружающих, что лучше их не трогать? Посмотри внимательно на окраску шмеля. Такая яркая окраска как раз и предупреждает остальных о возможной опасности».

Вывод: такая окраска называется предупреждающей (или предостерегающей).

1. Какие насекомые здесь нарисованы? Вспомните, как они окрашены. Подумайте и объясните, почему они окрашены по-разному. Докрасьте рисунок.

2. Сколько на этой странице жуков! Докрась рисунки. Вот как красиво!

На цветных рисунках жуки увеличены. На самом деле их размеры такие, как на маленьких чёрных рисунках. Постарайся представить себе каждого жука такого размера, какой он на самом деле.

  • Сравни жуков по длине тела. Какой из них самый маленький? А какой самый большой? В квадратиках пронумеруй жуков в порядке увеличения размеров.

  • Закрась кружки возле тех жуков, которых тебе доводилось наблюдать в природе.
  • Если тебе интересно, узнай названия жуков с помощью атласа-определителя.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Занятие №2. «Обманчивая окраска. Жизнь насекомых»

Занятие № 2.Обманчивая окраска .Жизнь насекомых

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Беседа — рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)

Обманчивая окраска насекомых

Презентация «Обманчивая окраска насекомых»

В мире насчитывается около миллиона разновидностей насекомых — по численности они превосходят всех остальных животных, вместе взятых, почти в 4 раза.

Основное внимание уделяется наиболее редким и неожиданным явлениям жизни насекомых.

Размеры насекомых колеблются от гигантов, даже превосходящих крошечных млекопитающих, до почти микроскопических, способных проникнуть сквозь игольное ушко.

Рассматриваются разнообразнейшие формы насекомых и их повадки, которые помогают им выжить, двигаться, питаться и обороняться от врагов, а также размножаться.

Описаны необычные жуки, похожие на моллюска- блюдечко; мотыльки-кровососы, форма крыльев которых напоминает цветы; насекомые- пилильщики, которые плюются комочками смолы в нападающих врагов; язык пчел, а также взаимосвязь между ядовитостью и яркостью окраски.

Тела насекомых, как правило, состоят из трех частей; у всех насекомых имеются три пары ног. Некоторые насекомые не имеют особых названий и упоминаются в книге под их видовыми латинскими именами.

Многое в жизни и повадках насекомых по-прежнему окутано тайной.

Многие насекомые обманывают хищников, принимая какой-нибудь другой вид или маскируясь под цвет окружающей среды.

Где настоящая голова?

Полосатые бабочки имеют ложную голову на конце туловища. Опускаясь на ветку, они помахивают крыльями, что придает ложным усикам-антеннам естественный вид. Птица скорее попытается клюнуть бабочку в ложную голову, чем в настоящую, и бабочка получает шанс спастись, лишь слегка пожертвовав крылышками.

Птицы быстро запоминают окраску ядовитых бабочек и оставляют их в покое. Благодаря этому и безвредные, съедобные для птиц бабочки с похожей окраской остаются невредимыми. Самки парусника-притворяшки особенно удачно маскируются под некоторых ядовитых бабочек. А вот их самцы никогда не прибегают к мимикрии.

Гусеницы — особое лакомство для пернатых, но с помощью различных уловок им удается спасаться от птиц. Некоторые гусеницы напоминают птичий помет, другие — ветки и сучки, а третьи маскируются под цвет листьев. Гусеница раковидного мотылька способна даже обрызгать врага кислотой.

Птицы хорошо запоминают укусы ос и держатся подальше от насекомых, хотя бы отдаленно похожих на них. Желтый и черный цвета в природе — сигналы опасности. Безвредный европейский и южноамериканский шершневидный мотылек. Мохнатый жук похож осу даже в полете, так как прижимает свои надкрылья к спине.

Сама по себе защитная окраска иногда не спасает насекомое от голодного хищника. Но внезапная вспышка яркого цвета способна испугать хищника, что дает жертве несколько лишних секунд на спасение. Бескрылый австралийский горный кузнечик демонстрирует свое красочное тельце.

Цветочные богомолы питаются насекомыми и обычно прячутся в цветах, маскируясь под их окраску. Некоторые из них имеют зеленую окраску, под цвет побегов, другие — розовую. Пятнышки и узоры на тельце и лапках еще более усиливают сходство.

Гусеница кошачьего мотылька при нападении на нее извергает содержимое своего желудка, а также испускает кислоту из особых желез. Огромные ложные глаза придают ее . мордочке угрожающий вид.

Пауки отлично умеют скрываться, поджидая жертву. Их почти невозможно увидеть на поверхности земли. В зависимости от места обитания, их природный окрас может напоминать камень, песок, древесную кору или сухие листья

Мотылек Мотылёк, или же бабочка-пяденица способна воспроизводить цвет природной поверхности. Когда она лежит неподвижно, её сложно отличить от сухого листка или кусочка мха.

Палочник Палочник – это большое насекомое, но заметить его в дикой природе непросто. Его внешний вид и окрас напоминают мелкую веточку.

Зелёный кузнечик часто отлично слышен, но увидеть его невнимательному человеку непросто. Его окраска идеально приспособлена для жизни в траве. Интересно, что маскировочный окрас кузнечиков — это подражание другим, более опасным насекомым

Бабочка Среди бабочек тоже найдётся множество мастеров маскировки. Естественная окраска крыльев у многих видов точно повторяет цвет и рисунок листьев

Гусеница .Гусеницы всегда питаются листьями, поэтому их естественный цвет – это зелёный. Это делает их совершенно незаметными на молодых листочках, которыми они питаются.

Некоторые виды журчалок очень сильно напоминают пчел и ос, другие имеют лишь отдаленное сходство. Журчалки являются безвредными насекомыми, но благодаря внешности, напоминающей осу или пчелу, их не едят птицы.

Сезонная окраска у насекомых

Летом листовидки зе­леные, а с наступлением осени цвет их крыльев становится бу­ровато-желтым, под стать по­желтевшей листве, поэтому за­метить это насекомое среди ли­стьев в любое время года очень трудно.

«Одевается» по сезону и гусеница бабочки-челночницы дубовой. Весной, когда гусени­ца питается дубовыми почками, она имеет розовую окраску, летом окраска ее становится зеленой, а осенью — коричневой.

Другие виды бабочек «пош­ли другим эволюционным пу­тем». Их большие крылья разу­крашенные в самые разнообраз­ные цвета, позволяют бабочкам как-то выживать. Дело в том, что они летают над цветущими лугами и лесными полянами, где растут такие же яркие и пе­стрые цветы. Хищнику трудно порой отличить летающих кра­савиц от столь же ярко разукра­шенных цветов, на фоне кото­рых бабочки практически неза­метны.

У большинства ночных бабо­чек крылья, в основном, серого цвета, с неброским, но часто слож­ным рисунком из черных черто­чек и точек. Днем они сидят на коре деревьев, в ветвях или под камнями и почти полностью сли­ваются с этим фоном.

Бросающейся в гла­за окраска

Есть ночные бабочки, у кото­рых верхние крылья окрашены в серые тона, а нижние — в яр­кий, например красный, цвет. Такие бабочки используют дру­гой способ защиты: многие хищ­ники боятся бросающейся в гла­за окраски, во многих случаях связанной с какой-то опаснос­тью.

К таким бабочкам относят­ся некоторые бабочки-медвед­ки, у которых верхние крылья окрашены в белые и коричневые тона, а нижние — ярко-красно­го цвета, с черными пятнами. Обычно бабочка сидит так, что передние, незаметные на окру­жающем фоне крылья прикры­вают задние. В момент опаснос­ти она шевелит передними кры­льями, и из-под них вспыхивают огненно-красные блики, часто акцентируемые синим или чер­ным рисунком.

Быстрая смена рисунка

Быстрая смена рисунка пугает нападающего. У бабочек-ленточниц верхние крылья серовато-бурые со мно­жеством полосок, линий, пят­нышек. Когда ленточница садит­ся вдоль ствола дерева и склады­вает крылья «домиком», она буквально сливается с цветом и рисунком коры. Если же, несмо­тря на эту маскировку, бабочку все-таки обнаруживают, она мгновенно открывает рисунок на зад­них крыльях, удивительно на­поминающий глаза какого-то по­звоночного. Это может отпугнуть небольшую птицу.

Среди животного мира встре­чаются животные-невидимки. Они не имеют цвета и практиче­ски прозрачны, благодаря чему не­заметны на любом фоне. Необы­чайной прозрачностью обладает личинка ветвистоусого комара коретры: через ее тело, как сквозь стекло, можно рассматривать подводные пред­меты. Это способ защиты от мно­гочисленных врагов.

Большие крылья бабочки из рода итомия, обитающей на Тринидаде, совер­шенно прозрачны, и, когда она сидит на земле или на растении, сквозь них видны окружающие предметы, что и помогает ей в какой-то мере оставаться не­заметной.

Гусеницы бабочки совка агатовая тоже прозрач­ны, настолько, что сквозь их по­кровы просвечивает набитый зеленой кашицей кишечник, он помогает этой невидимке маски­роваться среди зеленых расте­ний, которыми она питается.

Насекомые: покровительственная окраска и мимикрия

Предостерегающая окраска насекомых

Насекомых узнают по окраске «одежки»

Для каждого вида насекомых природа создала свою «одежку», благодаря которой одни похожи на неприметные веточки, другие имеют возможность «скрываться на виду», а третьи — и вовсе яркие, но их внешний вид так и кричит «не трожь меня, я опасный и ядовитый!» Поэтому стоит узнать, что же скрывается под одеждой насекомых?

От чего зависит окраска покровов у насекомых?

Окраска выполняет важную функцию в жизни насекомых. В гиподермическом слое эпителия покровов или в гиподерме присутствуют красящие вещества – пигменты.

Благодаря идиоадаптации насекомые близких видов могут жить в самых различных географических зонах.

Наличие определенной окраски связано с пищей, которую поедают насекомые. Например, листья некоторых растений содержат пигмент – каротин, который со съеденными листьями попадает в организм насекомого и придает покровам определенную окраску. В редких случаях окраска насекомых определяется пигмент хлорофиллом, характерным только для растений. Иногда тот или иной цвет организму придают внутренние органы, возможно, жировое тело, жабры, кишечник, просвечивающие сквозь прозрачные покровы.

Окраску придают чешуйки

Металлические, блестящие насекомые имеют тончайшее строение хитинового покрова и его выростов – чешуек. Они определенным образом преломляют и отражают солнечные лучи, придавая насекомому удивительный оттенок.

Тело мухи покрывают разноцветные переливающиеся чешуйки.

Чешуйки образуются из гиподермы из особых клеток, которые называют трихогенными. Они имеют уплощенную форму и стрельчатое основание. Благодаря такому строению, они легко отрываются и стираются от внешних воздействий. По состоянию чешуек можно узнать возраст насекомого. Они имеют разнообразную окраску, создавая неповторимый внешний вид у жуков, бабочек, мух.

Покровительственная окраска у насекомых

У многих видов окраска хитинового покрова сливается с фоном окружающей среды, но существуют группы насекомых, окраска которых, наоборот, резко выделяется на фоне травы, почвы, водной поверхности. Но эта особенность имеет свое биологическое значение.

В одних случаях окраска полностью совпадает с цветом субстрата, скрывая затаившееся насекомое. В других — сходство более детальное и совпадает лишь узор на хитине.

Покровительственная окраска присутствует, когда насекомое формой и цветом напоминает объекты окружающей среды: сучья, камни, листья, кусочки коры. Такая подделка под объекты живой природы характерна для листотелов и палочников. Совпадение образов объясняется действием естественного отбора, который в процессе эволюции отдавал преимущество в выживании формам, приспособленным к среде обитания. Полезные изменения помогают насекомым оставаться незаметными и избегать нападения хищников.

Похожа на лист — листовидка яванская.

Гусеницы многих бабочек похожи на экскременты птиц, которые питаются личинками чешуекрылых. Они свободно лежат на листьях, загибая крючком переднюю половину тела и не пытаются скрыться. Защитой служит форма и окраска одновременно.

Предупреждающая окраска у насекомых

Существует у насекомых и предупреждающая окраска. Обычно она характерна для ярко окрашенных насекомых с органами защиты – ядовитым жалом, как у ос, пел, шмелей или ядовитыми и пахучими железами – у многих гусениц чешуекрылых.

Существуют виды, которые в моменты опасности для жизни выпрыскивают ядовитую жидкость, обжигающую слизистые оболочки. Такая приспособленность характерна для жуков – нарывников, колорадского жука, божьей коровки. Птицы, попробовав ядовитое насекомое, больше никогда не пытаются его склевать. Покровительственная окраска подобна вывеске – «не тронь меня» и заметна издалека. У таких насекомых очень мало врагов в природе среди насекомоядных птиц.

Предупреждающая окраска божьих коровок отличается яркостью и контрастностью.

В цветовой гамме преобладают лимонно – желтые, ярко – белые, красные, черные, оранжевые тона. Подобным образом действует на хищников и вид красных, желтых и черных полос. Все полосатые особи обладают предостерегающей окраской – осы, шмели, пчелы, они всегда выставляют ее напоказ и не прячутся в укромных уголках.

Мимикрия

Одним их разновидностей предостерегающей окраски является мимикрия. В этом случае совершенно не ядовитое насекомое по цвету совпадает по цвету с носителем яркой окраски.

Такое защитное приспособление как мимикрия позволяет выживать неядовитым видам, отпугивая врагов.

Бабочка пчеловидная стеклянница по внешним признакам напоминает осу. Прозрачные крылья и полосатое оранжево – черное брюшко создают характерный облик ядовитого насекомого, но у бабочки — стеклянницы отсутствует ядовитое жало.

Неядовитые подражатели известны у чешуекрылых представителей семейства Piedridae, которые в окраске подражают другим бабочкам – геликонидам. Крылья геликонид привлекают ярким контрастным узором из полос и пятен оранжевого и черного цвета.

Думаете оса? Нет — это бабочка стеклянница тополевая. Заметили разницу?

Рисунок на крыльях пиреид удивительно похож на окраску геликонид, хотя по признакам строения оба вида бабочек отличаются друг от друга. Яркая предостерегающая окраска геликонид напоминает хищникам о ядовитых свойствах насекомого, и птицы их не клюют.

Гусеницы этих чешуекрылых питаются листьями растений, в их телах накапливаются ядовитые вещества, которые попадают в организм взрослых насекомых. Съедобные пиреиды часто летают в одной стае с геликонидами, но количество их невелико, что позволяет скрываться от нападения птиц в общем скоплении бабочек. Медленно летающие большой стаей геликониды, с яркой окраской, обладают особой природной самозащитой, поэтому хищники их избегают.

А пиреиды легко скрываются в общей стае, используя сходную окраску. Впрочем, мимикрия бывает не только по окраске. Многие тропические цикады имеют вид сухого древесного сучка, и некоторые птицы пролетают мимо.

Урок Окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК «Школа России» Тема:»Кто такие насекомые»
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок Окружающего мира в 1 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, 1 КЛАСС УМК « ШКОЛА РОССИИ»

тема: «КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?»

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Тихорецка

Овдиенко Лариса Николаевна

Тема урока: КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?

Класс: 1 («Школа России» А.А. Плешаков)

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: традиционный

Цель урока: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейшие признаки насекомых .

  1. Образовательная : формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;
  2. Развивающая : развивать внимание, умение анализировать;
  3. Воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся : усвоить, что насекомые — это животные, у которых шесть ног; научиться приводить примеры насекомых.

Оборудование для учителя: презентация по теме урока, мультимедиа проектор, картинки с изображением насекомых, бабочки трёх цветов для самоанализа, изображения Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи.

Оборудование для детей: атлас-определитель «От земли до неба»; учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 класс, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

I . Организационный момент. (1 мин.)

II. Повторение изученного материала. ( 2 мин.)

Ребята, на прошлом уроке вы узнали, какие деревья называются лиственными, а какие – хвойными. Сейчас я предлагаю вам выполнить следующую работу: у каждого из вас на парте находятся листочки, на которых изображены кружки. Я буду называть деревья, если я называю лиственное дерево, то вы закрашиваете кружок жёлтым цветом, если называю хвойное дерево – зелёным.

Берёза, дуб, ель, сосна, клён, осина, лиственница

— Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверим друг друга. Молодцы! С заданием справились хорошо.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Сообщение темы и целей урока. (1 мин.)

— Как всегда, сегодня нашими помощниками на уроке будут Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Ребята, посмотрите, Вопросик принёс с собой конверт. Давайте посмотрим, что там находится.

— Кто это? (Картинки выставляются на доску)

— Как можно назвать этих животных одним словом?

— Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? Кто может сформулировать тему нашего урока? ( Кто такие насекомые ) Слайд 1

— Сегодня мы узнаем, каких животных называют насекомыми, почему их так называют и будем учиться определять насекомых.

IV. Изучение нового материала.

— Однажды кто-то сказал Муравью Вопросику, что он — насекомое.

„Кто такие насекомые? — заинтересовался Муравьишка. И правда ли, что я — насекомое?“ С этими вопросами он и обращается к нам». Поможем Муравьишке разобраться в этом непростом вопросе?

— В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных. Рассмотрим их на с. 32 учебника. Как вы думаете, какое из них — насекомое? (Ответы детей)

-Давайте повнимательнее рассмотрим этих животных.

— Кто знает как называется это животное? Давайте поработаем в парах и поищем в «Атласе-определителе» как же называется это животное. (Работа в паре)

— Посмотрите сколько ног у этого животного. Многоножка – кивсяк. Питается кивсяк опавшими листьями. Обнаружив присутствие врага, кивсяк, будучи медлительным животным, не спасается бегством, а сворачивается в кольцо. Есть у него и средство защиты. Это особые железы, которые вырабатывают вещество с резким неприятным запахом. Тропические кивсяки настолько ядовиты, что индейцы смазывают их ядом наконечники стрел. Поэтому очень важно запомнить и знать какие животные опасны, а каких не стоит бояться.

Слайд 7 — А это что за животное? Давайте найдём его в «Атласе-определителе». Работа в паре (Богомол).

Слайд 8 — Муравей спросил у Мудрой Черепахи: „Как же узнать, какое из животных — насекомое?“ Их разговор услышала бабочка. Она сказала: „Посмотри на меня. Я — насекомое“. Давайте и мы рассмотрим бабочку на рисунке (с. 32).

Рассматривание частей тела бабочки. Найдите у бабочки голову, грудь, брюшко.

Что находится на голове у бабочки? ( усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар.) На груди бабочки крылья и ноги.

Бабочка говорит: «Посмотрите на мои красивые крылья. Обо мне сочинили загадку:

То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их. Похожа
На порхающий цветок
В летний солнечный денёк. .

— С чем сравнили крылья бабочки? Сколько их? А теперь посчитаем, сколько у бабочки ног. (Шесть.)

— К нам прилетели стрекоза и божья коровка. «Мы тоже насекомые, — сказали они. — Рассмотрите нас».

— Рассмотрите на с 32 стрекозу и божью коровку, найдите у них те же части тела, что и у бабочки. Вместо хоботка у них челюсти, потому что они питаются другой пищей. Сосчитайте сколько ножек у божьей коровки и стрекозы.

Как же отличить насекомых от других животных?

  • Насекомых легко отличить от других животных по трём признакам:
  1. Тело разделено на 3 части — голова, грудь, брюшко
  2. У них всегда 3 пары ног, то есть 6 ножек
  3. На теле насекомых есть «насечки» (отсюда и название – насекомые)

Слайд 10 – Бабочка

Слайд 12 – Стрекоза

Слайд 13 – Божья коровка

Слайд 15 — Вывод

Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног. Значит, чтобы узнать, какое животное — насекомое, а какое — нет, надо посчитать его ножки.

А теперь давайте вернёмся к верхним рисункам на с 32. Кто же из этих необычных животных — насекомое, а кто — нет? Ответ обоснуйте.

Значит богомол – насекомое.

Информация о Богомоле («Атлас-определитель» с 159)

— Кто же такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног.)

Давайте посчитаем вместе с муравьишкой его ноги.

Муравей насекомое или нет?

— Где живут насекомые?

— А теперь давайте посмотрим, как передвигаются насекомые.

Как питаются насекомые?

— А кто знает как бабочка появляется на свет?

— Гусеницы – это злостные вредители, они уничтожают растения, а бабочки приносят пользу: собирая нектар с цветов, они опыляют растения.

— Может быть, надо уничтожить всех гусениц? Что тогда произойдёт? (не станет бабочек, не будет корма птицам).

— Это значит, что как бы мы ни относились к насекомым, все они имеют право на существование, все они нужны.

Бабочка МАХАОН считается одной из самых красивых бабочек нашей страны. К сожалению, стала редкой и занесена в Красную книгу. Как мы можем позаботиться об охнане бабочек? Берегите бабочек, более ста их видов занесены в красную книгу!

V. Расширение представлений детей о многообразии мира насекомых.

А кузнечик — это насекомое? Докажите.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку «В траве сидел кузнечик»)

Встали и за парты тихо сели.

— Ребята, а чем стрекочет кузнечик? ( На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле – зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло.)

Послушайте, как стрекочет кузнечик.

— А где у кузнечика ухо?

(Огран слуха у него находится в голенях передней пары ног.)

Рассмотрите остальных насекомых на с. 33 учебника. Назовите их. Неизвестных узнайте с помощью «Атласа-определителя»

-Давайте послушаем, как жужжит пчела. Весь день трудяга-пчела собирает нектар с цветов, затем несёт его в свой домик. Живут пчёлы большими дружными семьями. За лето пчелиная семья собирает до 150 кг мёда.

— Что случается с пчелой, после того, как она ужалит? (Она гибнет)

Шмели — прилежные сборщики цветочной пыльцы, при этом они опыляют цветки. Биологи подсчитали, что один лишь полевой шмель во время полета, длящегося 100 минут, посещает 2634 цветка.

Осы не умеют делать мёд, они – хищники (питаются мелкими насекомыми), свой домик строят только для выведения потомства. Если не трогать ос, они никогда не нападут. Но если кто-то разорит гнездо, разъярённые насекомые немедленно встанут на его защиту.

Все вы прекрасно знаете надоедливого комара. Тонкий писк летящего комара, это ни что иное как пение крыльев. Комару приходиться так часто ими махать, что появляется звук – писк. Послушайте.

Муха- очень опасное насекомое. Она является разносчиком многих заболеваний. На лапках мухи можно обнаружить несколько млн. различных микробов. Мухи садятся на продукты и оставляют на них болезнетворные бактерии. Человеку необходимо защищать жильё от мух.

— Как называется это насекомое? Найдите в «Атласе определителе».

Клоп-солдатик. Красноклоп является одним из самых первых насекомых, появляющихся весной. Рано весной клопы-солдатики часто собираются в большом числе на пнях, стволах деревьев, старых заборах и всегда на солнечной стороне.

Клопы не прячутся так как несъедобны, а их яркая окраска сигнализирует об этом.

Питаются личинки и взрослые особи опавшими семенами растений, яйцами насекомых или мертвыми беспозвоночными. Зимуют взрослые насекомые. Обычно на зимовку клопы устраиваются под опавшей листвой плотными скоплениями.

— Как вы думаете: почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

(Безобидного кузнечика не видно в зеленой траве, а вооруженный жалом шмель не прячется, яркой окраской он как бы предупреждает врагов: не прикасайтесь, а то хуже будет!)

Божья коровка в момент опасности выпускает струю едких химических веществ с резким запахом. Своей окраской она предупреждает врагов: «Не прикасайтесь! Я несъедобная!»

VI. Закрепление изученного материала

— А теперь откройте рабочую тетрадь на с. 22 . Вспомните, какие насекомые там нарисованы и докрасьте рисунок.

По количеству видов насекомые – самая богатая группа животных в мире. Они составляют 70 – 75 % всех видов животных, населяющих Землю.

Очень разнообразны жуки, населяющие нашу планету. Большинство жуков похожи друг на друга. Они имеют 6 лапок, их брюшко покрыть жёстким панцирем, который защищает их от различных повреждений. Под этим укрытием располагаются крылья. Пища жуков разнообразна. Многие жуки умеют хорошо плавать.

Откройте с. 23 р.т.

Закрасьте кружки возле тех жуков, которых тебе доводилось наблюдать в природе.

— Рассмотрите рисунок с муравьем и бабочкой на с. 21 и придумать сказочную историю, например, о том, как бабочка собиралась на бал. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принес бабочке?

А теперь попробуйте ответить:

— Кто же такие насекомые?

— Кто из этих животных не является насекомым?

VII. Подведение итогов урока

  • Как отличить насекомых от других животных?
  • Паук – насекомое или нет? Почему?
  • Назовите известных вам насекомых.
  • Что вы о них можете рассказать?

— У каждого из вас на парте находятся бабочки. Если урок вам понравился и вы на уроке работали хорошо – возьмите красную бабочку. Если вы что-то не поняли – возьмите жёлтую бабочку. Если вы на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, то возьмите зелёную бабочку. Теперь этих бабочек мы посадим к муравьишке.

Окраска насекомых

Окраска – цвет тела насекомого, обусловленный присутствием в нем пигментов и/или особым строением кутикулы с наличием в ней оптически активных частиц.

Содержание:

Разноцветный листоед

Типы окраски

Большая часть насекомых имеет очень скромную окраску, и потому они малозаметны. Но среди них есть те, кто демонстрируют невероятную интенсивность и многообразие цветов, аналогию которым почти невозможно найти в живой природе – особенно много таких созданий среди тропических видов. (фото)

Цвет насекомых связана с особенностями структуры их гиподермы или экзоскелета, и подразделяется на три типа:

  • Пигментный (химический)
  • Структурный (оптический, физический)
  • Комбинированный (смешанный). [1]

Пигментная окраска

Пигментная (химическая) окраска обусловлена присутствием в покровах особых красящих веществ – пигментов. Она присуща большинству насекомых и характеризуется большим разнообразием возможных цветов, которые обеспечиваются наличием определенных пигментов, а чаще их сочетаний. Такая окраска бывает достаточно яркой, однако, в любом случае, она является матовой, то есть не дает блеска с переливом. [5]

Красящие вещества могут располагаться не только в поверхностных слоях наружной стенки тела, но и глубже. В зависимости от локализации пигментов различают несколько типов окраски:

Пигментная окраска

1 – кутикулярная у божьей коровки; 2 – гиподермальная у стрекозы; 3 – субгиподермальная у личинки жука-носорога; 4 – супракутикулярная у червеца.

  • Кутикулярная: пигменты расположены в кутикуле. Она очень стойкая и мало изменяется после того, как насекомое умирает, т.к. кутикула является химически инертной структурой и практически не меняется после прекращения жизнедеятельности организма. Такая окраска остается даже в отпечатках ископаемых насекомых. [2] Например, у вымершего вида doridium mirtumсохранился рисунок крыльев с дугообразными светлыми полосами на темном фоне. По такому же типу окрашены покровы у многих жуков. [5]
  • Гиподермальная: красящие агенты находятся в гиподермальном слое. После гибели насекомого гиподерма быстро распадается, поэтому цвет меняется, и прежний окрас исчезает. К гиподермальным относят голубые и зеленые участки на теле стрекоз, которые посмертно становятся серо-бурыми. [5]
  • Субгиподермальная: собственно пигментов в покровах нет, однако через прозрачную кутикулу видна окраска жирового тела, гемолимфы или просматривается содержимое кишечника. В качестве наиболее типичного примера можно привести цвет личинок, обитающих внутри растений и в почве; обычно они имеют светлые оттенки. [2]
  • Супракутикулярная: четвертая, дополнительная разновидность, признаваемая не всеми авторами. Она обусловлена наличием на поверхности тела стирающегося налета. К примеру, у имаго некоторых стрекоз на брюшке и груди образуется легко стирающийся пушок, похожий на матовый налет на ягодах сливы или винограда, а у червецов все тело покрыто белой порошкообразной субстанцией, которая остается на ладони, если взять насекомое в руки. [5](фото)

Личинки колорадского жука

Пигменты

Окраска тела насекомых формируется благодаря нескольким группам пигментов.

Меланины

Имеют общее значение и встречаются у большинства видов; по структуре эти вещества схожи с меланином кожи и волос человека, но их точное строение до конца не изучено. Это обширная группа химических соединений, которые обычно откладываются в поверхностных слоях кутикулы. Основной цветовой спектр меланинов начинается от светло-бежевой и охряной и заканчивается темно-коричневой и черной окраской, в некоторых случаях подобное происхождение имеют и красные цвета. [4]

Пигменты этой группы, как правило, равномерно распределены в веществе кутикулы, поэтому места утолщения и уплотнения наружного скелета содержат больше меланинов и становятся более темными. Так, грудные сегменты нередко кажутся темнее брюшка, на котором кутикула тоньше, а мощные мандибулы часто бывают более насыщенными по цвету в сравнении с остальными частями головы. [5]

Очень многие насекомые имеют почти исключительно меланиновую окраску, например, тараканы, куколки многих бабочек и мух, и т.д. На их примере можно заметить, что первые несколько часов после очередной линьки цвет их тела остается светлым. Для того, чтобы он потемнел, необходим контакт пигмента с воздухом. Если на какое-то время перекрыть насекомому доступ кислорода, его окраска останется почти белой. [5]

Пуриновые пигменты

По строению эти вещества являются дериватами мочевой кислоты; они могут придавать телу насекомого белый, желтый и оранжевый цвет. Присутствие данных пигментов было обнаружено в гиподерме и крыльях некоторых насекомых. Подобной окраской отличаются белые крылья бабочек-белянок, гиподерма тела ос и т.д. [1]

Каротиноиды

Придают красный, желтый, оранжевый цвет, характеры, к примеру, для личинок колорадского жука. В то время, как они питаются листьями картофеля, содержащийся в них каротин (предшественник витамина А) задерживается в организме и откладывается в органах и гиподерме (фото) Эти вещества относятся к так называемым заимствованным пигментам, так как образуются из компонентов поступающей пищи. Цвет насекомого, тело которого окрашено такими пигментами, может меняться, если в его питании сокращать содержание природных пигментных веществ. [5]

Флавоновые пигменты

Дают примерно такой же спектр цветов, как и каротиноиды; встречаются в теле клопов Coreidae, желтых крыльях бабочек Melanargia. Аналогично каротиноидам, являются заимствованными, происходят из растительных продуктов, окрашенных в желтые и оранжевые цвета. [5]

Антоцианы

Имеют сиреневый, фиолетовый цвет, присущи личинкам долгоносика и пилильщика. Антоциановые пигменты присутствуют в теле тех насекомых, которые употребляют в пищу растения бордового, фиолетового цвета, например, цветную капусту, баклажаны, лепестки и тычинки некоторых цветов, красный виноград, плоды ежевики и др. [5]

Хлорофиллоподобные пигменты

Обеспечивают зеленую окраску тела. Так как подобный цвет чаще всего имеют растительноядные виды (например, кузнечики), неоднократно высказывалось предположение о том, что такие пигменты происходят из потребляемой пищи. Локализация этих веществ может быть очень разной. Например, они находятся в кутикуле куколки махаона, крови некоторых гусениц, гиподерме листовидки Phyllium. [5]

Долгое время вопрос о сходстве хлорофиллоподобных пигментов с хлорофиллом растений оставался дискутабельным. Химически у них было обнаружено много общего, однако непонятным оставался факт, почему зеленую окраску также имеют не только растительноядные виды, но и некоторые хищники, которые не получают хлорофилла. [5] Позже было доказано, что у последних такой цвет обусловлен наличием в теле не хлорофилла, а биливердина – его «дальнего родственника», с которым он имеет общего предшественника – молекулу глицина. [2]

Гемоглобиноподобные пигменты

Имеют красный цвет, растворены крови, по структуре напоминают гемоглобин теплокровных. В связи с его наличием личинки комаров хирономид имеют розоватый цвет. [5]

Птеридины

Являются флуоресцирующими пигментами, обнаружены в крыльях, глазах и других тканях. В ряде случаев белая, желтая, оранжевая и красная окраска насекомых создается этими веществами.

Оммохромы

Светозащитные пигменты, локализованные в клетках, прилегающих к светочувствительным клеткам омматидиев сложных глаз насекомых. Благодаря наличию оммохромов, глаза насекомых могут быть красного, желтого и коричневого цветов. Оммохромы содержатся и во многих других тканях насекомых, например, в гиподерме, а у бабочек они являются экскретами и одновременно пигментами крыльев. [4]

Помимо перечисленных, существуют и другие пигменты, более или менее часто встречающиеся у насекомых.

Структурная или физическая окраска

1 — вентральная сторона; 2 — дорсальная сторона

Структурная окраска

Структурная, или физическая окраска, обусловлена особым строением хитиновой кутикулы, которая создает возможность для возникновения определенных оптических эффектов. Цвет покровов тела насекомого, обусловленный физическими явлениями, не связан с присутствием в кутикуле пигментов, хотя они и могут играть дополнительную роль, внося свои нюансы в общее восприятие окраски. В результате наличия светоотражающих и преломляющих частиц происходят явления рассеивания, интерференции и отражения, разлагающие белый свет на лучи разного спектра. Таким образом, физическая окраска может быть любой. Ее характерная особенность состоит в том, что она всегда имеет характерный металлический блеск. [5]

В зависимости от преобладающего физического явления, оптическую окраску можно разделить на две разновидности – интерференционную и дифракционную.

Интерференционная окраска

Эта окраска характерна для многих насекомых: парусников, голубянок, мелких поденок и златоглазок. Однако одним из самых представительных примеров являются крылья тропических бабочек Urania. Они имеют особый рисунок: зелено-голубые пятна и полосы на темном фоне, которые при полете и взмахах крыльями переливаются всеми цветами радуги.(фото)

Дифракционная окраска

Примером такой окраски может служить тропические бабочки из рода Morpho и многие другие представители тропических нимфалид. Изучение с помощью электронного микроскопа показало, что каждое ребрышко составлено из множества групп параллельных, чрезвычайно тонких продырявленных пластинок. Данные, полученные при исследовании, свидетельствуют о том, что ребрышки с более простой структурой создают неметаллическую окраску, и только при наличии ребрышек со сложной структурой получается та ослепительная радужная окраска, которой знамениты эти бабочки. [4]

Комбинированная или смешанная окраска

Очень часто действительная окраска насекомого связана сложением пигментной и структурной окраски, когда имеющиеся пигменты и оптические структуры кутикулы образуют своеобразный рисунок.

Ядовитая гусеница Sibine stimulea

Функции окраски

«Выбор» цвета для насекомых не случаен, особенности окрашивания тела всегда имеют определенное назначение. Маскирующие цвета, как правило, позволяют растительноядным видам защищаться от хищников (зеленые кузнечики не видны на фоне листвы); в то же время, цвет, позволяющий слиться с природным фоном, может быть и у самих хищников (богомол подстерегает жертву, пользуясь своей «невидимостью»). Иногда характерные цвета и рисунок позволяют насекомым узнать особь своего вида и выделить партнера. [2]

Наличие ярких покровов тоже имеет определенный биологический смысл. У кого-то он предупреждает о ядовитости его носителя, наличии у него защитных пахучих желез, жала или других механизмов защиты, предостерегая врагов от нападения. Например, черно-желтая окраска брюшка пчел существует именно для этого; аналогично, яркой окраской отличаются многие ядовитые гусеницы. (фото) Есть и вполне беззащитные виды, которые пользуются своим соседством с ядовитыми насекомыми и «притворяются» ими, повышая свои шансы на выживание – к примеру, контрастную «пчелиную» окраску имеют не только сами пчелы, но и несколько видов мух. [2]

Особенности окраски некоторых насекомых в совокупности с особой формой поведения помогают им избегать возможных опасностей. Так, вспыхивающий палочник Tropidoderus rhombus имеет зеленоватый цвет, но крылья у него яркие, хотя в сложенном состоянии они не видны. При приближении врага насекомое резко взлетает, расправляя крылья, что создает видимость вспышки и сбивает с толку противника. [3]

Есть насекомые, которым цвет помогает в терморегуляции. У того же палочника в зависимости от температуры воздуха пигменты мигрируют либо в клетки гиподермы, либо за их пределы, что вызывает изменение окраски. При 25-30 градусах насекомое имеет зеленый цвет, а со снижением температуры темнеет, что изменяет степень поглощения тепла. [3] В других случаях цвет и температура соотносятся иначе. Так, весенние поколения бабочек – медведиц, развивающиеся при небольшом прогревании воздуха, желто-оранжевые, а летние поколения, появляющиеся при жаркой погоде, имеют бурые крылья. [2]

Близкие статьи

The skin of insects the derivatives of the skin

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector