23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ошибана картины из засушенных растений

Ошибана. Мастер-класс

Ошибана для начинающих

Поделки из природных материалов со школьниками

Картина из цветов и листьев в технике ошибана «Утро в лесу».

Автор: Тимошкина Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 4 Дом детского творчества г. Чапаевск, Самарской области

Ошибана — это прессованная флористика. Творчество мастеров ошибаны основано на использовании материала — цветов, трав, коры деревьев, засушенных под прессом и сохранивших свои природные форму и цвет.

Это древнее искусство возникло в Японии много веков назад и с тех пор уверенно завоёвывает всё больше поклонников.

Данный мастер-класс рассчитан для детей 12-14 лет и разработан для 2 года обучения моей авторской образовательной программы «Сувенир» раздела «Работа с природным материалом» по теме «Плоскостная флористика».

Использование природных материалов открывает огромные возможности для творчества. Я надеюсь, что данная техника заинтересует не только детей, но и взрослых, и станет, возможно, увлечением на всю жизнь. С помощью доступных инструментов и материалов можно создать свои неповторимые композиции, которые могут украсить интерьер или послужить прекрасным подарком.

Творчество общения с таким чудесным природным материалом, как цветы, успокаивает и отвлекает от повседневных забот, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию. Помните у Пушкина:

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…

Цель мастер-класса: научить создавать картину-пейзаж из цветов, листьев и коры.

Задачи:

— познакомить детей с техникой ошибаны, инструментами, материалами;

— развивать воображение, творческое мышление, глазомер, кругозор, аккуратность, усидчивость;

— закрепить знания о видах растений и способах засушки.

Ошибана. Мастер-класс

Для выполнения аппликации из засушенных растений вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

— ножницы (большие и маникюрные);

— карандаш средней мягкости;

— материал для основы (плотный картон);

— материал для оформления картины (рамка со стеклом, толщиной 2- 3 мм );

— кисти или тонкие палочки для клея;

— засушенные под прессом растения (обёртки кукурузных початков, листья калины, тополя, лопуха, клёна, земляники, винограда, сирени, лепестки роз, веточки полыни, берёзы, береста).

Внимание! Все растения взаимозаменяемы, поэтому, если перечисленные растения не окажутся у вас под рукой, их можно заменить похожими по цвету и фактуре.

Перед началом работы лёгкими штрихами выполняем набросок на плотном картоне с минимальной проработкой, учитывая возможность импровизировать в процессе работы. Намечаем контуры изображения, уделяя особое внимание основным линиям и формам – горизонту, переднему плану.

Стараемся разместить деревья гармонично, соизмеряя их положение в пространстве. В данном случае кроны деревьев на переднем плане полностью не видны, поэтому основное внимание будет сосредоточено на стволах.

Изображаем небо обёртками кукурузных початков. Для этого обильно промазываем внутреннюю сторону листа клеем и приклеиваем к основанию согласно намеченным контурам. Используем два цвета – белый и бежевый, стараясь сочетать цвета так, чтобы они плавно переходили друг в друга, добиваемся эффекта размытости облаков.

Для более тщательного приклеивания после каждого этапа необходимо класть работу под пресс на некоторое время.

Накладываем первичный слой для изображения поверхности воды. Применяем кору берёзы. Чтобы подготовить бересту для работы, её необходимо расслоить на слои. Берёзовая кора многослойна и все слои можно использовать в аппликации. Поэтому нужно аккуратно отслоить верхние слои от нижних и рассортировать по цвету.

Для работы подбираем разнообразную бересту и используем приём наложения слоёв, как внутренних тёмных кусков бересты, так и внешней тонкой берёзы. Внимательно подбираем разнообразные оттенки материала. Используем тонкие пластинки бересты оттенков от серого цвета до оранжево-жёлтого, и более толстые пластины — коричневого цвета.

Чтобы показать дальний берег, используем обратную сторону листа серебристого тополя. Значительное влияние на цвет оказывают время суток. Так как на картине изображено утро, дальний план должен выглядеть размыто, туманно. Белая сторона листьев тополя наиболее подходит для этой цели. Чтобы придать нужную форму рельефу, применяем ножницы.

Изображаем левый берег. Используем набор листьев, состоящий из осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Небольшие листочки наклеиваем целиком, большие — обрываем руками, чтобы создать эффект плавного перехода.

На данной картине горизонт высокий, поэтому приходится иметь дело с широким пространством, с многочисленными воздушными планами. Разделим левый берег на дальний и ближний план. Густую зелень дальнего плана изобразим с помощью листьев тёмного тополя, винограда и листьев сирени, которые дают переходные градации от чёрного к тёмно — зелёному. Все листья клеим вертикально.

Для ближнего плана используем листья осеннего клёна, лопуха и жёлтых лепестков роз, положив кусочки вразброс, чтобы создать с помощью разных оттенков впечатление ступенчатого склона берега.

На дальнем берегу располагаем хвойный лес. Поддерживаем размытость дальнего плана, используя веточки полыни.

Возвращаемся к левому берегу для детального изображения природы. Намечаем место расположения берёз. Мы должны учитывать, что разные деревья имеют различное анатомическое строение, для которого характерны определённые формы ветвей, ствола, кроны. Для коры берёз подойдёт внешний слой бересты. Вырезаем ножницами нужную форму ствола и ветвей и приклеиваем согласно плану. Более тёмные кусочки бересты ставим на теневую сторону стволов. Усиливаем тени на берёзах и кое-где приклеиваем на стволы наросты.

На дальнем плане берега размещаем кустарник из листьев розы.

Листья берёз делаем из лопуха приёмом обрывания руками, формируя необходимую крону. Чтобы придать контрастность кустарнику из тёмных листьев роз, сверху накладываем маленький куст из веточек светлой полыни.

Переходим к правому берегу. Используем тот же набор листьев, что и для левого берега: осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Придерживаемся той же техники.

Для изображения деревьев на правом берегу подойдёт внутренняя тёмно-коричневая часть коры берёзы. Формируем нужную толщину ствола и фактуру коры. Из этого же материала складываем характерную форму ветвей для данного дерева.

Переходим к более тщательной проработке деталей правого берега. Листва на деревьях выкладывается листьями земляники, клёна, тополя и калины приёмом обрывания. У основания деревьев располагаем кустарник с помощью листьев розы. Для крутого ступенчатого берега используем листья тополя, жёлтого и красного клёна, лопуха и лепестков жёлтой розы, наклеивая кусочки рядами, чередуя светлый и тёмный цвета. В самом низу берега изображаем кустарник из тонких веточек берёзы или усиков виноградной лозы.

Возвращаемся к поверхности воды. При работе над водой нужно помнить, что все тёмные краски, отражаясь, выглядят более светлыми, а светлые – более тёмными. Для отражения левого берега в воде использованы листья тополя. Отражения, как правило, имеют волнистые, нечёткие контуры, поэтому чтобы создать рваные края у растений их нужно поскоблить ножницами. Поверхность воды подёрнута лёгкой рябью. Чтобы подчеркнуть это, применен материал неровный и изломанный. Для данного эффекта использована рваная береста внутренней части тёмной коры, а внешняя часть, более светлая использована для изображения бликов.

Правый берег менее затемнён растительностью, поэтому для отражения и ряби подошла береста более светлых оттенков.

На дальнем плане изображаем небольшие островки из листьев серого тополя и лепестков жёлтой розы. Не забываем про туманную даль. Поэтому на островках располагаем растения из полыни разных светлых оттенков.

Готовую картину вставляем в рамку под стекло.

Крупный план дальнего берега. Ёлочки.

Крупный план стволов берёз и кустарника.

Крупный план реки левого берега.

Я хочу привести некоторые примеры работ детей по теме «Плоскостная флористика».

Первая работа называется «Клетка с попугаем»

Ошибана «Полевые цветы»

Ошибана «Кувшин с цветами»

Если вам понравились наши идеи, тогда приступайте к работе.

Изготовление картины в технике ошибана своими руками

Ошибана — это вид искусства, в котором для создания картин используются высушенные под прессом природные материалы. Такая разновидность флористики предусматривает применение листьев различных растений, цветов, стеблей и семян трав. В творческом процессе используется только натуральный материал, который легко можно заготовить самостоятельно. Ошибана является самым доступным видом творчества.

Особенности прессованной флористики

Ошибана (прессованная флористика) возникла ещё в Викторианскую эпоху (примерно 600 лет назад). Родиной этого искусства является Япония, где оно очень широко распространено. В последнее время ошибана стала набирать особую популярность в европейских странах. За тридцатилетний период появилось много интересных мастеров, которые обучают всех желающих и помогают приобщиться к этому виду искусства.

В основе техники ошибана лежит использование специально подготовленных природных материалов. Несмотря на простоту подготовки, с их помощью можно создать не просто аппликацию, а настоящий шедевр. При правильном сочетании отдельных элементов в композиции мастера достигают идеальной гармонии цвета изображения и фона.

Живопись цветами — ошибана — позволяет каждому человеку в полной мере проявить свои творческие способности. В этом искусстве нет чётких ограничений в сложности изображения или используемых материалах. Исходя из этого, следует начинать работу только после тщательной подготовки и продумывания каждого её этапа.

Подготовка к работе

Перед тем как сделать картину в технике ошибана своими руками необходимо правильно провести все подготовительные работы. Они заключаются в сборе растительного материала и его обработке, заготовке инструментов, а также в изучении советов профессиональных мастеров.

Весь творческий процесс может занять у вас довольно много времени и отобрать некоторое количество сил. На протяжении всей работы важно сохранять концентрацию и аккуратность. Только это позволит сделать не просто детскую аппликацию, а настоящую полноценную картину.

Требуемые инструменты

Чтобы создать по-настоящему красивый пейзаж, необходимо перед началом работы подготовить все необходимые инструменты. Это позволит полностью погрузиться в творческий процесс и не отвлекаться на поиск того или иного предмета. Для пейзажа в технике ошибана понадобится:

  • большие и маникюрные ножницы для вырезания отдельных элементов картины;
  • мягкий карандаш для нанесения предварительного рисунка;
  • пинцет для аккуратного перемещения и приклеивания вырезанных заготовок;
  • плотный картон, который будет служить в качестве основы;
  • рамка со стеклом для окончательного оформления аппликации;
  • клей ПВА для прикрепления растительного материала к основе;
  • тонкие кисточки, с помощью которых будет наноситься слой клея.

Помимо инструментов, для пейзажа понадобятся и растительные материалы.

Выбор и заготовка исходных материалов

Целью искусства является создание картин из простых подручных материалов. Однако, их не только нужно собрать, но и правильно обработать. От этого будет зависеть не только простота работы, но и привлекательный внешний вид готового изделия. Для создания оригинальной картины, чаще всего, используются такие материалы:

  • листья деревьев;
  • лепестки цветов;
  • тополиный пух;
  • семена растений;
  • различные травы.

Эти материалы можно насобирать в ближайшем парке или лесу и засушить под прессом. Вам необходимо найти такие растения и их части:

  • листья калины;
  • обёртки кукурузных початков;
  • листочки тополя;
  • лопух;
  • листья земляники, винограда и сирени;
  • веточки полыни;
  • кленовые листочки;
  • бересту;
  • берёзовые ветки.

Если вам не удалось отыскать какое-либо растение, то его можно заменить любым, приблизительно подходящим по фактуре и цвету.

Эти растительные детали после сбора помещаются в гербарную папку или под пресс и высушиваются до тех пор, пока не станут плоскими и тонкими. Очень часто случается, что после обработки цветы и листья теряют свою яркость и меняют оттенок. Исправить эту ситуацию помогает длительная термическая обработка.

Готовый материал становится очень сухим и хрупким. Одного неосторожного движения может быть достаточно, чтобы испортить несколько дней работы по его заготовке. Поэтому его следует правильно хранить. Для этого профессионалы используют герметично закрывающиеся ёмкости, которые помогают избежать попадания влаги и защищают от нашествия насекомых.

Сухой материал очень боится попадания прямых солнечных лучей. Под их воздействием он становится очень тусклым и непригодным для дальнейшего использования. Поэтому ёмкость с растительными заготовками следует хранить в тёмном месте.

Советы профессиональных мастеров

Прежде чем приступить к изучению мастер-класса по ошибане для начинающих, необходимо учесть все советы опытных мастеров. Среди советов стоит обратить внимание на следующее:

  1. В качестве основы для создания картины лучше всего использовать плотный картон. Перед тем как приступать к работе, он со всех сторон обклеивается белым ватманом. Это помогает избежать перегибов после высыхания клея.
  2. Для нанесения эскиза будущего изображения необходимо использовать простой карандаш. Контуры наносимого рисунка должны быть тонкими и видными только мастеру, так как во время работы может возникнуть необходимость поменять отдельные детали изображения.
  3. Для простых рисунков лучше всего выбрать какой-нибудь оригинальный фон. Для этого можно использовать несколько видов растений и цветов. Более сложные изделия не нуждаются в таком обрамлении и для них достаточно будет однотонного фона.
  4. Во время создания композиции важно делать переходы между отдельными деталями как можно более плавными и незаметными.
  5. Для придания готовому изображению объёма можно использовать пух вербы или тополя. Кроме этого, подойдут необычные стебли растений, солома, береста или кора дерева.
  6. Приклеивать отдельные детали рисунка следует предельно аккуратно. Малейшая неточность приведёт к сдвигу всего рисунка и необходимости повторной подготовки.
  7. Не нужно сразу же вешать на стену готовую поделку. Любая аппликация из растительного материала требует времени для просыхания.
  8. Готовое изделие лучше всего поместить под стекло и украсить рамкой. Это убережёт растительные материалы от выцветания и разрушения.

Эти рекомендации помогут новичку избежать большинства простых ошибок и сделать максимально красивую поделку.

Для ознакомления с техникой ошибана лучше всего выбирать простые изображения. Оптимальным вариантом будет создание природного пейзажа.

Создание пейзажа

После того как все необходимые природные материалы были найдены и высушены, можно смело приступать к созданию аппликации. Весь процесс нужно выполнять последовательно и не пропускать ни одного этапа. Это поможет более быстро и качественно изготовить поделку. Процесс создания пейзажа техникой ошибана прост и состоит из следующих этапов:

  1. Первым делом берётся плотный картон и мягкий карандаш. С его помощью на основе рисуются контуры отдельных частей изображения (передний план, горизонт, река). На этом этапе не нужно чётко прорисовывать все мельчайшие детали.
  2. Затем рисуются стволы деревьев и кроны. В зависимости от выбранного вами времени года, можно варьировать густоту листвы и её количество.
  3. Начинать приклеивать растительные материалы следует с неба. Для него берутся обёртки кукурузных початков и вырезаются по нарисованному контуру облака.
  4. Затем с помощью тонкой кисточки наносится клей на всю поверхность листочка.
  5. Промазанные лепестки приклеиваются к нужной части пейзажа и вся аппликация кладётся под пресс на несколько минут. Это необходимо для того, чтобы клей полностью высох, а части растения надёжно прикрепились.
  6. После неба накладывается слой водной поверхности реки. Для этого применяется береста (кора берёзы). Она расслаивается на более тонкие пласты и из неё вырезается не всё изображение реки, а лишь небольшая её часть.
  7. Затем подбираются понравившиеся вам оттенки и приклеиваются оставшиеся части речки.
  8. Пейзаж помещается под пресс и сохнет в течение трёх минут.
  9. Следующим приклеивается задний план картины. Для него используется обратная сторона листьев тополя. Она окрашена в серебристый цвет и как нельзя лучше передаёт размытость заднего плана.
  10. Листья обрезаются по нарисованному контуру и аккуратно приклеиваются к картонному основанию.
  11. После очередного придавливания прессом изображается левый берег реки. Для этого берутся листья лопуха, клёна, тополя и вырезаются по требуемой форме.
  12. Все подготовленные элементы присоединяются к изображению. Важно сделать так, чтобы переходы между оттенками разных листьев были как можно более плавными.
  13. Для изображения правого берега применяются листья винограда и сирени. С их помощью создаются деревья и прочая растительность на заднем его плане.
  14. Спереди лучше всего приклеивать детали, вырезанные из листочков клёна, лопуха и лепестков роз. Здесь также необходимо обеспечить равномерный переход от одного оттенка к другому и избежать видимых стыков отдельных элементов.
  15. Дальний план пейзажа заполняется хвойным лесом. Для этого берутся веточки полыни и приклеиваются в виде разных по размеру ёлок и сосен.
  16. Когда все части фона проработаны, необходимо уделить внимание более крупным деталям, таким как деревья. На левом берегу реки можно расположить стволы берёз, вырезанные из бересты.
  17. Рядом с берёзами помещаются кустарники из листьев розы.
  18. Листва деревьев делается из кусочков лопуха, оборванных руками. Они получаются произвольной формы, что идеально подходит для композиции.
  19. На правом берегу реки располагаются более крупные и массивные деревья. Их ствол вырезается из тёмной внутренней части берёзовой коры.
  20. Из этого же материала формируются ветви.
  21. Для изображения листвы используется земляничные, калиновые и кленовые листочки. Весь процесс их наклеивания идентичен нанесению листвы берёз.
  22. С любого берега формируется крутой обрыв. Для его создания применяются отдельные детали из листьев тёмного цвета.
  23. В самом конце прорабатываются мельчайшие детали пейзажа, такие как: отражение в воде и более тёмные части у берега. Для этих целей применяются как тёмные, так и светлые листья любых растений. Главное, чтобы каждая мельчайшая деталь гармонично дополняла картину.
  24. На поверхности воды можно сделать отдельные островки суши, которая ещё не была поглощена водой. Они изображаются с помощью частей листьев клёна и тополя.
  25. Готовый пейзаж придавливается прессом и полностью просушивается.
  26. После этого картина помещается под стекло и в рамку.

Ошибана — замечательное японское искусство, которое позволяет каждому человеку проявить свою фантазию и индивидуальность. При правильном подходе к работе и соблюдении всех тонкостей техники ошибана можно создать настоящую картину, которая украсит стену вашей квартиры или дома.

Японская техника ошибана: картины из растений и цветов

Если вы любите природу , вас завораживает красота растений и цветов , если вам нравится составлять гербарии , если вы испытываете тягу к изобразительному искусству — попробуйте себя в занятии ошибаной.

Помните гербарии, которые мы засушивали для уроков природоведения в детстве? Искусство создания великолепных картин ошибана в своей основе похоже на составление такого гербария. Разница в том, что из растений и их деталей составляются методом коллажа изображения: пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные картины, абстрактные узоры и паттерны…

Ошибана: что это за техника и как она появилась

Ошибана или осибана — вид флористики, который родился в Японии много веков назад. С японского это слово можно перевести как «прессованная» или «плоскостная флористика». Можно сказать, что это живопись, выполненная с использованием растений, заранее собранных и высушенных по особой технологии.

Упоминание о составлении картин из высушенных растений встречается в культуре Древнего Египта и Иудеи, Китая, Кореи и Таиланда. Наибольшего же развития это мастерство достигло в Японии около шести веков назад.

Тогда ошибана считалась искусством самураев. Так как это занятие требует одновременно и тонкого понимания природы, и развитого художественного вкуса, и умения максимально сосредоточиться и быть ловким, словно ювелир, самураи практиковали ошибану для достижения уравновешенности, тренировки внимания и точности и понимания природной гармонии.

Во второй половине XIX века, в Викторианскую эпоху, это вид рукоделия стал известен в Великобритании, потом распространился по Европе и другим континентам. Хотя по‑прежнему сегодня ошибана более всего распространена в Японии, но в последние десятилетия этот вид искусства стал популярен во всём мире в качестве увлекательного хобби.

22 редких и необычных вида рукоделия

Попробуйте заняться ошибаной, если…

Если вы любите природу, вас завораживает красота растений и цветов, если вам нравится составлять гербарии, если вы испытываете тягу к изобразительному искусству — попробуйте себя в занятии ошибаной. Для освоения этого искусства не требуется профессиональных художественных навыков: «рисовать» листьями, цветами и семенами растений вам поможет сама создавшая их природа. Результаты же получаются впечатляющими даже у начинающих.

Карвинг для начинающих: учимся искусству создания шедевров из фруктов и овощей

Что нужно, чтобы начать?

Истинные мастера ошибаны используют множество профессиональных приёмов и секретов для подготовки материала и создания своих работ. На специальных сайтах и форумах увлечённые этим искусством обсуждают особые конфигурации инструментов и наилучшие дни, часы и погоду для срезания растений. Для дольшей сохранности готовых картин их помещают в герметичную раму под стеклом, откуда выкачивается воздух. Во все эти тайны вы тоже можете погрузиться, если серьёзно увлечётесь ошибаной. Для начала же вам потребуется совсем немногое.

Сначала нужно собрать материал. Это могут быть целые растения, их листья, цветы, семена и семечки, стебли, колосья, тополиный пух, береста и кора других деревьев — вариантов множество. Профи рекомендуют собирать материал в сухую погоду. Затем материал надо высушить, расположив в специальной гербарной сетке или между листами бумаги под прессом. Дальше дело за задумкой и эскизом будущего изображения — его можно нанести карандашом на бумагу или ткань. Наконец, воспользовавшись пинцетом и клеем (например, ПВА), картинка «рисуется» засушенными растениями и их деталями. Листья превращаются в силуэты гор и кроны деревьев, пух становится облаками и снегом, стебли позволяют «проводить» прямые линии, семена и лепестки цветов — создавать фактурные поверхности…

Как сшить цветы из шелка и декорировать ими одежду

Как сделать монограммы из растений и цветов в технике ошибана: мастер-класс

Простой, но эффектный подарок или украшение интерьера для собственного дома — картина из листьев и цветов.

Вам потребуется:

— растения и цветы для засушивания;

— листы бумаги и толстые книги для засушивания;

— ножницы или небольшой секатор;

— клей ПВА и кисточка;

— рамка для фото и бумага-основа для работы.

Последовательность работы:

1. Собираем, обрезаем, засушиваем растения.

2. Придумываем эскиз, раскладываем растения.

3. Приклеиваем растения к бумаге, высушиваем работу и вставляем в рамку.

Хвостатые байки

24 хвоста могут удивлять вас 24 часа в сутки

Ошибана, или живопись цветами от Любови Сильченковой

23.03.2018

Когда знакомишься с новым видом искусства, то обязательно погружаешься в интересный и захватывающий мир красоты, который украшает и разнообразит твою жизнь. Так я неожиданно познакомилась с ошибаной («оши» – засушенный, «бана» – цветок), одним из древнейших направлений во флористике, которому уже более шести веков.

Ошибана (или осибана) – древнее искусство живописи, в которой вместо красок используются прессованные цветы. Это целая философия создания изображений из засушенных растений или их фрагментов, при котором каждый природный элемент имеет глубокий подтекст.

«Друзья», 2012 г., работа выполнена без красок, исключительно из листьев растений, Призер «The 12 Annual International Pressed Flower Art Competition» Южная Корея

Шесть столетий назад к искусству ошибана в Японии допускались лишь мужчины, причем это были воины-самураи. Женщины получили эту привилегию лишь спустя 300 лет.

Этот вид флористики получил широкое распространение в Великобритании и других европейских странах в Викторианскую эпоху. Последние 30 лет интерес к ошибане продолжает нарастать в разных странах.

Ошибана настолько захватила мое воображение своей невероятной красотой, что я несколько вечеров знакомилась с лучшими мастерами-флористами из разных стран — России и Японии, Англии и Литвы, Украины и Германии. Их работы настолько впечатляющие и самобытные, что я собираюсь сделать несколько историй об этом искусстве.

А начать я решила с рассказа о творчестве Любови Сильченковой — художнике-флористе из

Киева (Украина, 44 года), которая с раннего детства рисовала красками и карандашами, а в выпускных классах школы прошла учебно-производственную практику, где ее обучали профессии художника-оформителя.

Суровые реалии жизни заставили Любовь закончить университет и получить профессию экономиста.

Прессованной флористикой она занимается с 2008 года.

«Кукушка», 2012 г, Из листьев подсолнуха, осины, лещины, тополя серебритого и др. Призер международного конкурса «Exhibition of creation» в Японии.

Началось это главное увлечение ее жизни случайно, после просмотра мастер-класса по ошибане по телевизору. Любовь стала сушить все, что попадалось под руку — листья, цветы, травы. Потом нашла форум по флористике в интернете и долго изучала собранную там информацию.

Поразительно, но всего через год после начала работы над этим кропотливым искусством, в 2009 году, Любовь стала призером международного конкурса «Exhibition of Creation» в Японии, на родине ошибаны.

«Тиграня» 2010 г., Материалы: листья лещины, ваточник, береста, осина, тополь серебристый, шкурка банана, камыш, спатифиллум

Со временем Любовь стала постоянным участником множества международных и городских выставок. Про нее печатают статьи в газетах и каталогах. Она – желанный гость различных телепрограмм.

«Лотос», 2010 г, Из листев клена, ежевики, ивы, девичьего винограда, лещины, лепестки розы, дельфиниума, шкурка банана, физалис, ирис

На выставках люди иногда не верят, что все картины Любови Сильченковой сделаны из обычных, высушенных под прессом листьев и цветов, без использования карандашей и красок – настолько кропотливо и реалистично сделаны эти картины.

«Рыжий проказник» 2013 г., Из листьев лещины, тополя серебристого, абрикоса, ивы, клена, магнолии, физалиса, лепестков дельфиниума и др.. Приз за совершенство Prize for excellence, The 7 World Pressed Flower Craft Exhibition, Южная Корея

Раньше в Японии составлением цветочных композиций занимались воины-самураи, считалось, что это занятие развивает у них концентрацию внимания, требует точности движений и осторожности.

«Морской пейзаж» 2015 г, Флористическая копия картины М. Сатарова, Из листьев сумаха, клена, малины, тополя серебристого, осины, калины, явора, груши и др.

Приступая к работе над ошибаной, самурай должен был настроиться на особый лад внутренней гармонии и вслушаться в звучание своего сердца, перекликающегося с ритмом Вселенной. Ошибана была обязательным элементом пути самурая наравне с искусством каллиграфии, искусным владением мечом и стихотворным слогом.

«Выдубицкий монастырь» 2011 г, Листья тополя серебристого, осины, клена, береста

Предельная сосредоточенность была непременным условием того, что получившийся рисунок не будет жалким воспроизведением реальности и в нем будет своя душа. При этом самурай постигал взаимосвязь всего существующего в природе: как из цветка создать фигуру животного, птицы или человека, как хрупкая веточка превращается в целое дерево и как обычные листья трансформируются в могучие горные хребты в ходе создания ошибаны.

«Аляска» 2009 г, Работа заняла 1 место в международном конкурсе «Flower Show 2010» в США

При создании композиции в технике ошибана флорист сочетает фактуры высушенных под прессом цветов и листьев, семена, корешки и кору деревьев, пух растений или хвою.
При создании композиции художник учитывает, что разные растения имеют разную стойкость цвета и со временем цветовые сочетания на картине меняются.

«Краски осени» 2010 г.Листья тополя серебристого, осины, шелковицы, ежевики, ивы, кукурузы, лещины, шкурка банана

Любовь Сильченкова признается, что никогда не делает повторы картин и не работает «на заказ». Сюжет будущей картины долго продумывается, подбираются необходимые растительные материалы. Приступает к работе художница только после того, как сюжет полностью захватывает ее воображение и вкладывает в работу всю душу. Ей даже трудно расстаться с готовым изделием сразу, настолько Любовь трепетно относится к своим картинам.

Приведу несколько интересных исторических фактов об ошибане, о которых рассказывает Любовь Сильченкова на своем удивительно красивом сайте.

«Осенний вечер», 2012 г., Листья осины, тополя, ивы, клена, лещины, подсолнуха, шелковицы, абрикоса и др.

«Засушенные плоские растения встречаются уже в культурах древней Иудеи и Египта, в V-III веках до нашей эры. «National Geographic» отметил, что археологи раскопали засушенные плоские лавровые листья и гирлянды в гробнице матери Тутанхамона.

«Осенний натюрморт», 2010 г., Листья магнолии, банана, тюльпанного дерева, явора девичьего винограда, калины, ириса, ивы и др.

Хорошо сохранившиеся образцы гербария XVI века можно и сегодня увидеть например, в парижском Ботаническом музее.

Наиболее популярными в Англии композиции из сухоцветов стали в Викторианскую эпоху (период правления королевы Виктории, 1837—1901). В гостиных висели художественные гербарии в овальных рамках, дамы создавали композиции сочетая прессованные цветы с лентами. Из Англии мода пришла в Европу. Салоны Германии, Франции наполнились декоративными картинками из засушенных цветов.

«Карпаты», 2013 г.,Листья тополя серебристого, магнолии, подсолнуха, ирисов, малины, шелковицы, боярышника и др.

Упоминания о сухих плоских цветах появляются в различных отчетах на протяжении всей истории.

Создание композиций из засушенных цветов как вид традиционного искусства существует многие сотни лет в Японии. Оно получило там название ошибана, что в переводе и означает прессованные цветы . Первоначально ошибана служила суровым воинам-самураям. Они складывали картины из хрупких сухих цветов и растений, что требовало необычайной осторожности, точности движений и понимания гармони всех составных элементов картины. Такая картина давала возможность сосредоточиться и проникнуть во внутренний мир самурая. Интересно, что в Японии раньше цветочными композициями занимались только мужчины и лишь последние триста лет к этому виду искусства стали приобщаться и женщины.

В Китае и сопредельных ему странах, Тайланде, Корее и других, занятие прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом.

По мотивам Г.Янулевича «Бережок»

За столетия интерес к этому ремеслу распространился от Японии в Викторианскую Англию затем, через Европу, к Соединенным Штатам.

«Бабушкина хата», 2013 г, Тополь серебристый, осина, боярышник, Ирис, магнолия, виноград, малина. Первое место на конкурсе «Еру 8th World Pressed Flower Craft Exhibition» Южная Корея.

Сегодня, ошибана предлагает нам даже больше чем простое сохранение красоты и изящества живущих цветов. Работая с прессованными цветами, мы напоминаем себе о тесной связи с природой. С творческим подходом к использованию материалов, листья становятся деревьями, а лепестки формируют горы.»

Ошибана: мастер-класс для начинающих. Картина из цветов

Ошибана — это нечто среднее между живописью, флористикой и рукоделием. Если быть точным, то это такой вид японского искусства, при котором делают картины из засушенных растений и цветов. По-другому это называется прессованной флористикой или живописью цветами. В наши дни ошибаной часто занимаются разные люди. Это интересно как детям, так и взрослым. Действительно, как может не впечатлить красота таких картин?

Рассмотрим ниже в статье мастер-класс для начинающих по ошибане.

История

Это японское искусство возникло примерно 6 веков назад в Японии. Существует теория, что занимались им исключительно самураи, а не женщины или дети, как в наши дни. Это придавало им уверенности в своих силах, бодрость, гармонию и душевное благополучие.

Примерно такие же чувства можно постичь, занимаясь ошибаной и в наши дни.

Что потребуется для ошибаны?

Искусство потребует самых базовых умений от любого человека. Каждый начинающий сможет делать красивые аппликации из цветов и листьев. Поэтому ошибана своей простотой полюбилась многим, но следует знать, что для этого потребуется:

  • Прессованные растения. Для это нужно вспомнить другое любимое искусство нашего детства — гербарий, когда растения кладутся в книгу, а там они засушиваются и приобретают плоскую форму. Любые листики, цветочки, кора и стебли подойдут. Стоит помнить, что зачастую сухоцветы в готовом виде продают в специализированных магазинах для хобби.

  • Картон или очень плотная бумага нужны, чтобы закреплять растения на них. Желательна именно твёрдая форма, потому что мягкая не выдержит собственного веса работы и клея.
  • Клей ПВА, чтобы фиксировать аппликации на картон.
  • Ножницы и канцелярские ножи необходимы всегда, чтобы соединять формы в единое целое на картине, не оставляя просветов и несовпадений (иногда воображение будет требовать самых разнообразных форм).
  • Реже будут требоваться краски и кисти, чтобы нарисовать задумку, а потом дополнить её цветами. Также некоторые детали настолько маленькие, что их обычно прорисовывают. Карандашом ещё набрасывают общий вид картины.
  • Палочки для клея.

Какие растения подойдут?

Перейдём непосредственно к мастер-классу для начинающих по ошибане. Самое важное для картины из цветов — это соблюдать условие, чтобы растения были сухими.

Как уже говорилось, для этого берутся цветочки прямо с лужаек или полей, высушиваются, если на них есть влага или капельки росы, а потом делается своего рода гербарий. Известно, что срок высыхания любого растения — минимум 2–3 три дня. Совсем немного, поэтому летом можно полностью отдаться искусству.

Известно, что многие люди сверху накладывают стекло или любой другой герметичный прозрачный материал, а из картины выкачивается воздух. Таким образом, вакуум продлевает жизнь творению. При правильном подходе к работе такая работа может держаться десятилетиями, радуя собой всех людей.

Растения для техники ошибаны подойдут любые. Это могут быть хвойные иголки, кора деревьев, семена, пух, листочки, стебли, листья, корешки и все прочее.

Стоит помнить, что сухоцветы со временем часто меняют цвет (становятся более блёклыми). По стойкости своего окраса все растения делят на несколько групп. К самым стойким относятся астры, мать-и-мачеха, георгины, васильки, пионы, маргаритки. А вот бархатцы, жасмин, розы и ромашки держат свой цвет чуть меньше по времени — в районе 10 лет. Самыми быстровыцветающими считаются анютины глазки, тигровые лилии, лютики.

Шаг первый: замысел

Перейдём к мастер-классу по ошибане для начинающих. Техника выполнения невероятно проста. В первую очередь берём картон, а на нём делаем наброски нашей будущей задумки. Если не придумали, то есть неплохая возможность взглянуть на имеющийся инвентарь разных оттенков, и идея сама придёт к вам.

Обычно пользуются популярностью композиции, которые изображают сюжеты с цветами, полями, лесами и другими видами пейзажей. И ведь действительно очень легко и в то же время невероятно красиво получается, если из засушенного гербария собирается картина из цветов. Такая поделка более простая, поэтому может и вовсе не требовать эскиза.

Также можно попробовать делать красивые платья на девушках или красочных птиц. Лепестки со своей лёгкой хрупкостью отлично передадут вид струящихся тканей или перьев.

Как уже говорилось, лучше всего использовать плотный картон, но даже он склонен к сморщиванию от клея. Поэтому следует по бокам обклеить картинку специальным бумажным скотчем.

Шаг второй: подготовка

Когда вы уже придумали сюжет и сделали наброски, то дальше следует начать заниматься вырезанием формы у растений. Это очень ответственный этап, так как вам нужно рассмотреть, какие цвета растений лучше между собой сочетаются, а какие — более тонко передают оттенки вашей задумки.

Не стоит перегружать картину всем и сразу, стараясь использовать как можно больше цветов. Если у вас нагруженный передний план, то фон следует сделать более нейтральным. А если же все изображение требует деталей, то можно попробовать осуществить задумку. Японское искусство удобно тем, что для любого предмета найдётся идеально подходящее для него растение. Например, деревья можно делать из коры, небо или воду — из бересты или голубых цветков, а из листьев деревьев — поля. Подбирая разные оттенки одного цвета, можно добиться плавных переходов. Все как в реальной живописи!

Из засушенных заготовок следует собрать картину. Ошибана как искусство хороша тем, что всегда есть возможность что-то додумать, убрать, поменять, а потом уже только приклеивать с концами.

Шаг третий: приклеивание

Теперь, когда все заготовки знают своё место и эскиз готов, можно приступить к приклеиванию. Будьте аккуратны! Если предыдущие этапы требовали в большей степени работы вашего воображения, то теперь нужно максимально вложиться в терпение и аккуратность.

Наносите клей специальными палочками (подойдут любые), чтобы равномерно распределить вещество, а также случайно не переборщить с количеством, чтобы не допустить намокания заготовки. И аккуратно приклеивайте шаг за шагом каждую деталь.

Когда картина будет готова, нужно дать клею высохнуть. После всего можно поместить творение в рамку под стекло, чтобы дольше хранилось, и повесить на стену или подарить близким. Это ведь не только приятное для глаз творчество, но и неплохая идея для подарка.

Вместо заключения

Мастер-класс для начинающих по ошибане показывает, что работа очень проста в исполнении, зато как прекрасен и сам процесс, и результат! Это искусство флористики (живописи цветами) очень старое, но особую популярность оно получило в наши дни. Это отличный способ развить в себе чувство вкуса, раскрыть творческий потенциал. Даже детям будет интересно и полезно, потому что ошибана развивает моторику.

Остаётся лишь дождаться тёплых дней, собрать побольше растений, сделать гербарии и начать творить.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector