5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Он бежит себе в волнах

Сказка о царе Салтане (4 стр.)

Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости.
Он их кормит, и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да напомните ему,
Государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался –
Шлю ему я свой поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
Дома на сей раз остался
И с женою не расстался.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор –
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости обещался,
А доселе не собрался».
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? –
Говорит он не шутя. –
Нынче ж еду!» – Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет.
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».

Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкий:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале – торопливо
Смотрят – что ж? княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит:
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит – и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» – и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел – царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.

Сказка о царе Салтане * — Страница 3

Сказка о царе Салтане

Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;

И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана. »
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
«Уж диковинка, ну право, —
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, —
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».

Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя. » А он в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел. Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?« —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, — молвил он, —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

Занятие в средней группе по сказке А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет»

Татьяна Уварова
Занятие в средней группе по сказке А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, музыкально — художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели: Познакомить с отрывками из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» продолжать учить рассматривать рисунки-иллюстрации, рассказывать с помощью воспитателя, что нарисовано на картинке; обогащать речь совершенствовать умение работать

с красками, упражнять в рисовании волнистых линий; учить двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных творческих способностей детей.

Предварительная работа: Чтение сказки о царе Салтане, просмотр иллюстраций, посещение выставки-музея. Рассматривание иллюстраций кораблей и парусников.

Планируемые результаты: участвует в беседе, выражает эмоциональную отзывчивость на отрывок сказки А. С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане» проявляет активность и выполняет движения под музыку, принимает активное участие в продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование: Иллюстрации к сказке, сюжетные картинки, игрушка кораблик, плоскостная фигурка- кораблик из бумаги, таз с водой, мольберт, краски, кисти,стакан с водой, салфетка, лист бумаги.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку, которую написал замечательный поэт: Он много сказок сочинил

В страну сказок путь открыл-

Где с чудесами встречаемся мы с вами

Вы знаете этого поэта? (ответы детей)

Воспитатель: Отправимся мы в путешествие по морю. А вы знаете, что такое море? (ответы детей)

Воспитатель: Да верно, море-это много солёной воды, где невидно берегов, где шумят огромные волны.

А, на чём можно плыть по морю, как вы думаете? (ответы детей)

А ещё вот на таком паруснике. (показать картинку). Ребята, а вода на картинке какого цвета? А вы знаете, что такое паруса? мачта? (ответы детей).

Воспитатель: В давние времена люди плавали по морю на кораблях с парусами. В сказке А. С. Пушкина «О царе Салтане» герои сказки плавали на паруснике. Ребята, а у меня есть вот такой парусник (показать игрушку, обсудить). Где паруса, мачта?

Игра с корабликом:

Давайте поиграем с этим корабликом. Но прежде покажите мне, как ветер дует и поднимает волны. (дети дуют и показывают руками высокие волны- маленькие волны).

Воспитатель: А теперь подуйте на наше маленькое море и в паруса нашего парусника. Но не все дуйте, кто- то дуйте на воду, а кто- то в паруса, что бы кораблик поплыл. Представьте, что мы на этом паруснике поплывём в сказку. Вы хотите быть моряками? Наденем матросские воротники.

Что ж ребята путь далёк

Поплывём мы на восток.

Ветер по морю гуляет

(поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах

(сцепляют пальцы в замок)

Мимо острова крутого

(расцепляют пальцы садятся на корточки)

Мимо города большого,

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Воспитатель: Ребята, вот мы и на острове. Вы весёлые моряки? (ответы детей). А давайте спляшем, вот и музыка! (дети пляшут под плясовую мелодию: «Из- под дуба.»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой чудесны и большой город.

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами,

Блещут маковки церквей,

И святых монастырей.

В городе этом есть чудо,. посмотрите- ка скорей (показать иллюстрацию.)

Ель стоит под елью белка,

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд.

Ребята, что происходит на картинке?

(рассказ детей по картинке)

Воспитатель: А здесь ещё царевна есть.

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава,

Выступает будто пава;

Сладку речь то говорит,

Будто реченька журчит.

А на этом рисунке что происходит?

(рассказ детей по картинке)

Вот сколько чудес в этом городе. Ребята, а вы не забыли на чём мы сюда приплыли? (ответы детей). А мне показалось, что мы вот на этом паруснике приплыли. Верно это не наш кораблик. Он бумажный и не

может плавать в настоящем море.

Для него нужно необычное море, а нарисованное. Давайте все вместе нарисуем для него море. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Что бы нарисовать море, что нам нужно взять что? (ответы детей) Верно кисточку. А ещё что, краску.

А какого цвета? (ответы).

Мы будем сегодня рисовать море, где волны поднимаются высокие (нарисовать пальцем в воздухе). Вот такое море у меня получилось.

А теперь вы покажите мне какое море вы нарисуете- пальчиком в воздухе рисуем волны.

Берём кисточку, краску и рисуем море, а то нашему кораблику не терпится пуститься в путешествие. (дети рисуют, а воспитатель помогает).

Выставить рисунки на стенде. Вот какое море у нас получилось.

А нам друзья в дорогу пора

Поплывём обратно к нам.

Ветер по морю гуляет

(поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах

(сцепляют пальцы в замок)

Мимо острова крутого

(расцепляют пальцы садятся на корточки)

Мимо города большого,

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Вот мы снова в нашей группе.

Понравилось вам путешествие ребята? (ответы детей)

Спасибо за внимание.

Провела занятие Уварова Татьяна Алексеевна воспитатель 1 кв. категории.

Интегрированное занятие «Ветер по морю гуляет…» по сказке А. С. Пушкина.

Интеграция образовательных областей:

«Чтение художественной литературы»

Литература: Ребёнок в детском саду №3 2008г.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.

Доминантное занятие по слушанию музыки в подготовительной группе «Путешествие по морю-океану» Доминантное занятие по слушанию музыки «Путешествие по морю — океану» (подготовительная группа) Цель: Повторение и закрепление пройденного.

Фотоотчет о НОД по коммуникации «Звуковая культура речи. Звук [л]. Разучивание стихотворения Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч» Цель занятия: вырабатывать чёткое движение и правильное положение органов артикуляционного аппарата; отрабатывать длительный плавный ротовой.

Фотоотчет о проведении прогулки в средней группе «Ветер, ветер, ветерок» Цель: Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы. Задачи: 1. Учить детей определять наличие.

Конспект по поисково-исследовательской деятельности в младшей группе «Ветер по морю гуляет» Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Материал: Бассейн.

Кружок «Шалуны-балуны» сюжетное физкультурное занятие в средней группе по сказке «Маша и медведь» Кружок «Шалуны-балуны» сюжетное физкультурное занятие в средней группе по сказке «Маша и медведь» Инструктор по физической культуре Бабинцева.

Летний проект «Ветер, ветер, ты могуч!» Актуальность темы. Дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире,.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» по сказкам А. С. Пушкина Конспект занятия по изо «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» (путешествие по сказкам А. С. Пушкина). Цель: обогащать знания о творчестве.

Прогулка с детьми старшей группы «Ветер, ветер, ты могуч» (5–6 лет) Цель: формировать умения делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами в процессе экспериментальной деятельности.

Рисование пластилином «Ветер по морю гуляет…» (фотоотчет) Я рада приветствовать вас, уважаемые коллеги, на своей страничке. В последнее время педагоги все чаще используют в своей работе с детьми.

Тематический день «Ветер, ветер, ты могуч…» Участники: дети среднего и старшего дошкольного возраста. Продукт детской деятельности: различные опыты с воздухом; изготовление воздушного.

Сказка о царе Салтане * — Страница 3

Сказка о царе Салтане

Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;

И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана. »
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
«Уж диковинка, ну право, —
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, —
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».

Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя. » А он в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел. Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?« —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, — молвил он, —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

Стих пушкина ветер по морю гуляет

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой,
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана. »
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю, по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальний;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.

Вопросы и задания

1. Нарисуй смешную картинку, изображающую кораблик, бегущий в волнах на раздутых парусах. (Внимание: не идущий, а бегущий, не под парусами, а на парусах. Чтоб было смешнее, паруса должны быть не надуты, а раздуты, иными словами преувеличены, гипертрофированы.)

2. Прочти еще раз, что рассказали о себе корабельщики князю Гвидону.

Как ты знаешь, в описываемые времена внешнеторговые операции проводились просто. Закупив отечественный товар, купцы вывозили его за рубеж и там продавали с прибылью. Накупив на вырученные деньги заморского барахла, купцы везли его. на родину и опять же продавали с выгодой. Ясно, что чем быстрей им удавалось осуществить цикл «деньги-товар-деньги-товар-деньги», тем быстрее они богатели. Никакими временными ограничениями купцы стеснены не были.

Тем не менее князю Гвидону купцы-корабельщики признались в том, что «теперь им вышел срок».

Как ты думаешь — за что корабельщики мотали срок на чужбине? Выбери подходящий вариант:

а) умышленное нарушение пушных квот и злостный демпинг;

б) кривая растаможка, пересортица;

в) запаривание иностранным лохам кошек в качестве песцов;

г) оплата импортного товара этикетками от бульонных

кубиков, сопровождаемая клятвенными заверениями в том, что эти этикетки — настоящие деньги, но в царстве славного Салтана.

д) драка в ресторане после удачно проведенной торговой операции;

е) групповая попытка испортить пластиковую манекеншу в витрине отдела мехов в элитном супермаркете.

Подумай и скажи: за что еще могли за рубежом загреметь на шконцы купцы-корабельщики? (Предложи не менее шестидесяти пяти вариантов.)

3. Почему, — как ты думаешь, — купцы-корабельщики все разом откинулись с зоны?

б) Коллективный побег?

в) Иное? (Предложи свой вариант.)

4. Попробуй объяснить, почему князь Гвидон, желая увидеть отца, испытывает грусть и тоску?

Князь Гвидон знает, что его отец ушел на войну, оставив мать беременной. Еще князь Гвидон знает (из воплей матери в бочке), что на основании беспричинного указа отца, его самого — князя Гвидона, — да вместе с царицей-матерью попытались казнить. О том, что царь Салтан не виноват в происшедшем, знает только сам Салтан, знают ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха и посланный ими подставной гонец — заговорщики-интриганы, знает А.С.Пушкин — автор, и знаем мы с вами — читатели. А князь Гвидон этого пока не знает. Ему это просто неоткуда было узнать!

Можно, конечно, понять желание князя Гвидона увидеть отца: «хотел бы я своими глазами поглядеть на это чудовище, на эту гниду». Но грусть-тоска.

Попробуй интерпретировать данное состояние князя Гвидона, используя новейшие достижения клинической психиатрии.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector