Что за диковинное дерево сколько видим - Дневник садовода
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что за диковинное дерево сколько видим

Александр Солженицын «Крохотки»

В посмертной судьбе большого художника столетний юбилей со дня рождения — всегда веха. Столетие Александра Солженицына в 2018-м году было отмечено, помимо прочего, первым отдельным изданием — вспомню старое слово — его осердеченных «Крохоток»: прозаических миниатюр, писанных как до изгнания на чужбину, так и по возвращении в Отечество, в конце 1990-х. Душе большого писателя этот «малый эпос» был, видно, надобен — как кислород дереву.

У «Крохоток» есть и свой собственный год нарождения: 1958-й. Тоже — вешка (землемерное, кстати, слово). Солженицыну тогда исполнилось сорок лет.

Публичной литературе это имя ещё не было ведомо.

За спиною остывал каторжно-ссыльный спил судьбы.

Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось! Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую.

Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!

«Вязовое бревно» — название сей миниатюры. . И это был его, Александра Солженицына, ещё вполне молодой голос. Друзья записали на магнитную плёнку авторское чтение первых «Крохоток» в середине 1960-х.

В открытой отечественной печати им тогда не суждено было выйти.

В конце прошлого века «Крохотки» пошли у Солженицына — снова. Журнальная публикация открывалась эпиграфом — из письма автора в редакцию: «Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог. »

Что за диковинное дерево!

Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно и осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.

Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

Ведь — и люди такие есть.

Вы слышали. Записывая старые и поздние «Крохотки» в 2000-м, Солженицын отделял чтение одной от другой, тихонько ударяя в сувенирный бронзовый гонг, привезённый однажды сыном. В документальном фильме, снятом к столетию писателя, об этом гонге рассказывала его жена Наталия Дмитриевна, которая и представила — своим вступительным словом — первое отдельное издание мужниных «Крохоток», всех тридцати двух миниатюр.

И ещё одной — драгоценной. Когда-то утерянной в черновиках 1980-х.

Эта утерянная «Крохотка» — о колке дров и не поддавшемся вдруг брёвнышке.

«Так бывает иногда и с людьми податливыми: вдруг на самой последней черте состоится — и не даётся никакому напору, не узнать его. » (я цитирую из окончания солженицынской миниатюры).

. Закрыл книгу, — а на обложке — спилы дерев, годовые кольца. Прожитые годы.

И снова подумалось: на его долгом писательском пути эти самые «Крохотки» — что кислород — лиственным да хвойным. Подышим ими — и мы.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы не были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе

Центр дистанционного образования «Эйдос»

Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе
24 сентября 2009 год

Комплект заданий по литературе для Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по литературе для 8-9-х классов «Точка зрения»
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Уважаемые участники эвристической олимпиады по литературе!
Задания нашей олимпиады помогут вам раскрыть некоторые секреты (но не исчерпать!) одного из важнейших понятий в литературе «точка зрения». Каждое из заданий предлагает вам обратиться к точкам зрения разных участников литературного процесса: автора, героя, ученого. Но главные участники это процесса все-таки мы с вами, читатели. Поэтому ваша точка зрения, выраженная в различных формах, в том числе художественной, будет самым главным результатом олимпиады.

Надеемся, что эта олимпиада позволит вам не только проявить свои способности и возможности в литературе, но и сделать ещё один шаг на пути к постижению литературных тайн.

Успехов вам, эдосовцы!

  1. ^ ТОЧКА ЗРЕНИЯ АВТРА. Лирическое произведение выражает чаще всего точку зрения лирического героя. Нередко лирический герой является автором лирического произведения. Познакомьтесь со стихотворением Марины Цветаевой, в котором представлен взгляд (точка зрения) поэтессы-лирической героини на обычное дерево рябину, и с миниатюрой А. Солженицына «Лиственница», где представлена точка зрения автора на дерево лиственницу:

М. Цветаева
Красною кистью

Я родилась.
Спорили сотни

Иоанн Богослов.
Мне и доныне

А.Солженицын «Лиственница»:
^ Что за диковинное дерево!

Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.

Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

^ Ведь — и люди такие есть.
Какой изобразительный прием использует автор для выражения идеи произведения? Как вы понимаете последнее предложение? О каких людях говорит автор? Чем они для него «диковинны»? Применяя данный прием, опишите интересного, важного для вас человека.
Рябина в стихотворении М. Цветаевой – отражение судьбы, личности автора. Присмотритесь к окружающим Вас деревьям. Какое из них для Вас или важных для Вас людей самое близкое? Почему? Выразите свой взгляд (свою точку зрения) на это дерево через сочинение-миниатюру или стихотворение, используя художественные (ый) прием(ы) А. Солженицына или М. Цветаевой. Дай комментарий к своему тексту, в котором поясните, какой(ие) прием(ы) Вы использовали.
Белова Е. Н. + Шерстова Е. В.
^ 2. ТОЧКА ЗРЕНИЯ ГЕРОЯ. Чаще всего в эпическом произведении мир и события в нем представлены с точки зрения разных героев и автора-повествователя, иногда герой и автор-повествователь одно лицо в разные временные и возрастные периоды своей жизни. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Кто виноват?». Чьи точки зрения представлены в рассказе? Чья точка зрения вынесена в название рассказа (чей это вопрос)? Какое(ие) название(я) могли бы отражать другую (ие) точку(и) зрения? Оформите результаты своих размышлений в таблице:

А.П.Чехов
^ Кто виноват?
Мой дядя Петр Демьяныч, сухой, желчный коллежский советник, очень похожий на несвежего копченого сига, в которого воткнута палка, как-то, собираясь в гимназию, где он преподавал латинский язык, заметил, что переплет его синтаксиса изъеден мышами.

— Послушай, Прасковья, — сказал он, входя в кухню и обращаясь к кухарке. — Откуда это у нас мыши завелись? Помилуй, вчера цилиндр погрызли, сегодня синтаксис обезобразили. Этак, пожалуй, начнут одежу есть!

— А что ж мне делать? Не я их завела! — ответила Прасковья.

— Надо же что-нибудь сделать! Кошку бы ты завела, что ли.

— Кошка есть; да куда она годится?

И Прасковья указала на угол, где около веника, свернувшись калачиком, дремал худой, как щепка, белый котенок.

— Отчего же он не годится? — спросил Петр Демьяныч.

— Молодой еще и глупый. Почитай, ему еще и двух месяцев нет.

— Гм. Так его приучать надо! Чем так лежать, он лучше бы приучался.

Сказавши это, Петр Демьяныч озабоченно вздохнул и вышел из кухни. Котенок приподнял голову, лениво поглядел ему вслед и опять закрыл глаза.

Котенок не спал и думал. О чем? Не знакомый с действительной жизнью, не имея никакого запаса впечатлений, он мог мыслить только инстинктивно и рисовать себе жизнь по тем представлениям, которые получил в наследство вместе с плотью и кровью от своих прародителей тигров (зри Дарвина). Мысли его имели характер дремотных грез. Его кошачье воображение рисовало нечто вроде Аравийской пустыни, по которой носились тени, очень похожие на Прасковью, печку, на веник. Среди теней вдруг появлялось блюдечко с молоком; у блюдечка вырастали лапки, оно начинало двигаться и выказывать поползновение к бегству; котенок делал прыжок и, замирая от кровожадного сладострастия, вонзал в него когти. Когда блюдечко исчезало в тумане, появлялся кусок мяса, оброненный Прасковьей; мясо с трусливым писком бежало куда-то в сторону, но котенок делал прыжок и вонзал когти. Всё, что ни мерещилось молодому мечтателю, имело своим исходным пунктом прыжки, когти и зубы. Чужая душа — потемки, а кошачья и подавно, но насколько только что описанные картины близки к истине, видно из следующего факта: предаваясь дремотным грезам, котенок вдруг вскочил, поглядел сверкающими глазами на Прасковью, взъерошил шерсть и, сделав прыжок, вонзил когти в кухаркин подол. Очевидно, он родился мышеловом, вполне достойным своих кровожадных предков. Судьба предназначала его быть грозою подвалов, кладовых и закромов, и если б не воспитание. Впрочем, не будем забегать вперед.

Возвращаясь из гимназии, Петр Демьяныч зашел в мелочную лавку и купил за пятиалтынный мышеловку. За обедом он нацепил на крючок кусочек котлеты и поставил западню под диван, где сваливались ученические упражнения, употреблявшиеся Прасковьей на хозяйственные надобности. Ровно в шесть часов вечера, когда почтенный латинист сидел за столом и поправлял ученические тетрадки, под диваном вдруг раздалось «хлоп!», и такое громкое, что мой дядюшка вздрогнул и выронил перо. Немедля он пошел к дивану и достал мышеловку. Маленькая чистенькая мышь, величиною с наперсток, обнюхивала проволоку и дрожала от страха.

— Ага-а! — пробормотал Петр Демьяныч и так злорадно поглядел на мышь, как будто собирался поставить ей единицу. — Пойма-а-алась; по-одлая! Постой же, я покажу тебе, как есть синтаксис!

Наглядевшись на свою жертву, Петр Демьяныч поставил мышеловку на пол и крикнул:

— Прасковья, мышь поймалась! Неси-ка сюда котенка!

— Сича-ас! — отозвалась Прасковья и через минуту вошла, держа на руках потомка тигров.

— И отлично! — забормотал Петр Демьяныч, потирая руки. — Мы его приучать будем. Ставь его против мышеловки. Вот так. Дай ему понюхать и поглядеть. Вот так.

Котенок удивленно поглядел на дядю, на кресла, с недоумением понюхал мышеловку, потом, испугавшись, вероятно, яркого лампового света и внимания, на него направленного, рванулся и в ужасе побежал к двери.

— Стой! — крикнул дядя, хватая его за хвост. — Стой, подлец этакий! Мыши, дурак, испугался! Гляди: это мышь! Гляди же! Ну? Гляди, тебе говорят!

Петр Демьяныч взял котенка за шею и потыкал его мордой в мышеловку.

— Гляди, стервец! Возьми-ка его, Прасковья, и держи. Держи против дверцы. Когда я выпущу мышь, ты его тотчас же выпускай. Слышишь? Тотчас же и выпускай! Ну?

Дядюшка придал своему лицу таинственное выражение и приподнял дверцу. Мышь нерешительно вышла, понюхала воздух и стрелой полетела под диван. Выпущенный котенок задрал вверх хвост и побежал под стол.

— Ушла! Ушла! — закричал Петр Демьяныч, делая свирепое лицо. — Где он, мерзавец? Под столом? Постой же.

Дядюшка вытащил котенка из-под стола и потряс его в воздухе.

— Каналья этакая. — забормотал он, трепля его за ухо. — Вот тебе! Вот тебе! Будешь другой раз зевать? Ккканалья.

На другой день Прасковья опять услышала возглас:

— Прасковья, мышь поймалась! Неси-ка сюда котенка.

Котенок после вчерашнего оскорбления забился под печку и не выходил оттуда всю ночь. Когда Прасковья вытащила его и, принеся за шиворот в кабинет, поставила перед мышеловкой, он задрожал всем телом и жалобно замяукал.

— Ну, дай ему сначала освоиться! — командовал Петр Демьяныч. — Пусть глядит и нюхает. Гляди и приучайся! Стой, чтоб ты издох! — крикнул он, заметив, как котенок попятился от мышеловки. — Выпорю! Дерни-ка его за ухо! Вот так. Ну, теперь ставь против дверцы.

Дядюшка медленно приподнял дверцу. Мышь юркнула под самым носом котенка, ударилась о руку Прасковьи и побежала под шкаф, котенок же, почувствовав себя на свободе, сделал отчаянный прыжок и забился под диван.

— Другую мышь упустил! — заорал Петр Демьяныч. — Какая же это кошка?! Это гадость, дрянь! Пороть! Около мышеловки пороть!

Когда была поймана третья мышь, котенок при виде мышеловки и ее обитателя затрясся всем телом и поцарапал руки Прасковьи. После четвертой мыши дядюшка вышел из себя, швырнул ногой котенка и сказал:

— Убери эту гадость! Чтоб сегодня же его не было в доме! Брось куда-нибудь! Ни к чёрту не годится!

Прошел год. Тощий и хилый котенок обратился в солидного и рассудительного кота. Однажды, пробираясь задворками, он шел на любовное свидание. Будучи уже близко у цели, он вдруг услыхал шорох, а вслед за этим увидел мышь, которая от водопойного корыта бежала к конюшне. Мой герой ощетинился, согнул дугой спину, зашипел и, задрожав всем телом, малодушно пустился в бегство.

Увы! Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота. Подобно котенку, в свое время я имел честь учиться у дядюшки латинскому языку. Теперь, когда мне приходится видеть какое-нибудь произведение классической древности, то вместо того, чтоб жадно восторгаться, я начинаю вспоминать ut consecutivum, неправильные глаголы, желто-серое лицо дядюшки, ablativus absolutus. бледнею, волосы мои становятся дыбом, и, подобно коту, я ударяюсь в постыдное бегство.

Белова Е. Н. + Шерстова Е. В.
^ 3. ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧЕНОГО . Не секрет, что точки зрения ученых на одно и то же произведение, одного и того же героя часто бывают противоположны. Так, самый известный герой русской народной сказки Иван-дурак оценивается с позиций ряда фольклористов и культурологов как воплощение доброты, смекалистости, удали, находчивости и пр., а ряд ученых подчеркивает леность, нерасторопность этого героя, его неумение распорядиться тем, что имеет. Напиши небольшую критическую статью на тему «Иван-дурак – главный герой русской народной сказки». Отрази в ней свою точку зрения на этого героя, аргументируя текстами сказок.
Белова Е. Н.

Что за дерево такое — лиственница? (21 фото)

Ли́ственница (лат. Lárix) — род древесных растений семейства Сосновые (Pinaceae). Происхождение названия не совсем ясно. Одни авторы полагают, что это галльское название смолы, или же производят его от кельтского ‘lar’ — обильный, богатый (очень смолистый). По мнению других, это слово происходит от латинского ‘laridum’, ‘lardum’ — жир, из-за большой смолистости деревьев.

Лиственница – растение хвойное. Это единственное хвойное растение, которое сбрасывает хвою на зиму.

Это самая распространённая порода деревьев на планете. В Сибири и на Дальнем Востоке России занимает огромные площади, где произрастает от юга Приморья до северных границ распространения деревьев, более четверти миллиарда гектаров. Пять таких стран, как Франция, могут свободно разместиться на территории, занятой лиственницей. Также распространена в Европе и Северной Америке.

Прямые, будто колонны, деревья лиственницы — настоящие лесные великаны. 30—40 метров высоты для них не предел, они бывают и 50-метровыми при толщине стволов до 2 метров. Доживает дерево до 300—400 лет, зарегистрированы лиственницы возрастом до 800 лет.

Древесина с узкой светлой заболонью и красновато-бурым ядром, твёрдая, упругая, прочная, смолистая, чрезвычайно стойкая против гниения. По твёрдости дерево уступает только дубу, на 1 пункт. У дуба она составляет 110 единиц по шкале Бринелля, а у лиственницы — 109. Плотность способствует прочности, которая достигает 660 кг/м3 при 10% влажности. Растение имеет высокие показатели по сжатию вдоль волокон, модулю упругости, ударному и статическому изгибах и скалыванию. Благодаря таким характеристикам лиственницу используют для изготовления паркетной доски.

Немало изделий из лиственницы найдено и при раскопках знаменитых Пазырыкских курганов на Алтае. Больше 25 веков пролежали они, не тронутые временем. Эти уникальные свидетели вечной молодости лиственницы хранятся сейчас в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Там можно увидеть срубы могильных склепов, колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенными из корней лиственницы. Все это изготовлено еще в бронзовый век бронзовыми топорами кочевников. За тысячелетия древние изделия лишь потемнели да приобрели твердость камня.

В Венеции, городе на воде, на лиственничных сваях строили дома. Они простояли под нагрузкой 500 лет. В Европе многие здания из лиственницы такой же давности прекрасно сохранились и до наших дней.

Из одного кубического метра лиственничной древесины получают 200 килограммов целлюлозы или столько же виноградного сахара, 2000 пар чулок или 1500 метров шелковой ткани, 6000 квадратных метров целлофана или 700 литров винного спирта.

Несмотря на широкую распространённость лиственницы и высокое качество древесины, на лиственницу приходится относительно незначительная часть от общего объёма лесозаготовок в России. Одной из причин является то, что ранее лес сплавляли по рекам, а в силу большой плотности древесина свежесрубленной лиственницы тонет (сразу или после непродолжительного времени нахождения в воде) и не может быть сплавлена, что в ряде случаев означает невозможность транспортировки от мест заготовки к местам переработки. Кроме того, лиственница сложна в обработке из-за высокой плотности древесины и её смолистости, что приводит к повышенному износу инструментов и механизмов.

Зиму растение переносит достаточно легко, этому свидетельствует отсутствие морозобоин-«отморожений» даже при температуре — 60 градусов.

Вопрос о количестве видов лиственницы в определённой степени спорный из-за лёгкости скрещивания в естественных условиях и производства гибридов, которые, в свою очередь, продолжают гибридизировать. Принято считать, что существует около 20 разновидностей этого древесного растения. Внешне они очень похожи, но существуют и сорта-карлики. На Сахалине и Камчатке это дерево приняло необычную форму — его ствол похож на бутылочку и покрыт исключительно толстой корой, толщиной в 25 см.

В народной медицине хвою дерева используют для приготовления напитка, употребляемого для утоления жажды и в качестве профилактического средства от многих болезней. Хвоя пригодна для приготовления салатов, составляющих основу диетического питания. Лиственничную губку применяют в качестве слабительного и кровоостанавливающего средства. Эфирное масло используют для изготовления мазей, пластырей, а в чистом виде оно эффективно как наружное средство при ревматизме, подагре, невралгии и других заболеваниях.

А вот та фотография, после просмотра которой мне и захотелось узнать больше о лиственнице.

Сайт про огород

Советы и вопросы

Что за диковинное дерево

01.04.2019 admin Комментарии Нет комментариев

Клещевина, растение из семейства молочайных, больше известно под названием райское дерево, или рай-дерево. Внешне она напоминает тропическую пальму, благодаря чему любима многими владельцами дачных участков. Растение неприхотливо, растет практически на всех типах почв, но все свое великолепие раскрывает на плодородных черноземах.

Особенности клещевины

В субтропиках рай-дерево является многолетней культурой и способно вырасти до размеров 4 этажного дома. В условиях умеренного климата достигает «всего» 2-4 метров, выращивается как однолетнее растение и с первыми осенними заморозками погибает.

Особую экзотичность представляют листья клещевины: неравно-зубчатые, широкие (до 80 см), на длинных черешках, зеленого или пурпурного цвета. Глубокие разрезы и заостренные края листовой пластины делают ее схожей с листьями пальмы.

Цветет клещевина невзрачными, собранными в соцветия мелкими цветками. А вот плоды растения более декоративны: семенные коробочки шаровидные, с колючими наростами по всей поверхности. К осени в них созревают не менее интересные семена, похожие на крупных пятнистых жуков.

Внимание! Все части растения, и в особенности семена, токсичны, поскольку содержат белок рицин и алкалоид рицинин. Их прием внутрь вызывает тяжелейшее отравление.

Как вырастить клещевину

Размножается садовая пальма исключительно семенным способом. Посадка в открытый грунт проводится не ранее, чем минует угроза последних весенних заморозков. Цветник с клещевиной разбивается на солнечных, защищенных от ветра участках: почва удобряется перегноем, хорошо рыхлится, и выкапываются ямки глубиной 5 см. Учитывая слабую всхожесть семян, в каждую лунку помещается не менее 4 штук. После появления всходов самые слабые ростки выдергиваются, и оставляется только одно растение.

Совет. Ускорить процесс прорастания можно следующим образом: взять наждачную бумагу и потереть плотную оболочку семени. Через истонченную кожицу росток пробьется значительно раньше.

Уход за клещевиной включает прополки по необходимости и регулярные поливы. Растение очень требовательно к влажности почвы, поэтому под каждый куст следует вносить не менее 5 л воды. Облегчить уход за рай-деревом позволит мульчирование. Насыпанный под стебель перегной поможет сохранить влагу и снизить количество сорной травы. Одной подкормки азотными удобрениями, внесенными до начала цветения, достаточно, чтобы растение набрало силу и превратилось в красивое, мощное деревце.

Выращивание клещевины через рассаду

На рассаду семена высаживаются в середине марта в торфяные горшочки. Предварительно обработанные в растворе стимулятора роста семена заделываются на глубину 3 см в одну емкость по 2-3 семени, поливаются и накрываются прозрачной пленкой. Семена прорастают быстро, и уже через 3 дня появляются первые всходы. Молодым росткам сложно освободиться от плотной кожуры, в которой заключены семядольные листики. Ее следует обрызгать водой, а когда кожица размякнет, осторожно снять, пользуясь пинцетом.

Рассада выращивается в хорошо освещенном прохладном (+150C) помещении. По мере роста растений под корень подсыпается почва, пока стаканчики не заполнятся полностью.

Совет. Рассада получится более крепкой, если за время ее выращивания произвести минимум 2 пересадки в другую, более просторную емкость. Пересадка проводится путем переваливания растения вместе с комом земли на корнях.

На постоянное место клещевина высаживается в начале июня. Для этого следует выбрать не слишком солнечный день, и лучше всего сделать это после или во время дождя.

Польза клещевины

Выращивается садовая пальма как фоновое растение, а также как солитер. Оно может создать приятную тень возле дома, закрыть широкими листьями неприглядную часть двора или превратиться в ширму, закрывающую от посторонних глаз зону отдыха в саду. Также из зарослей клещевины легко создать оригинальную живую изгородь, защищающую участок от дорожной пыли.

Мало кому известно, но именно клещевина является сырьем для производства касторового масла. В процессе переработки растений ядовитое вещество разрушается, поэтому конечный продукт безвреден для человека. Касторовое масло используется в традиционной и народной медицине, в косметологии, а также в промышленности для производства лакокрасочной продукции.

Сайт про огород

Советы и вопросы

Что за диковинное дерево

01.04.2019 admin Комментарии Нет комментариев

Клещевина, растение из семейства молочайных, больше известно под названием райское дерево, или рай-дерево. Внешне она напоминает тропическую пальму, благодаря чему любима многими владельцами дачных участков. Растение неприхотливо, растет практически на всех типах почв, но все свое великолепие раскрывает на плодородных черноземах.

Особенности клещевины

В субтропиках рай-дерево является многолетней культурой и способно вырасти до размеров 4 этажного дома. В условиях умеренного климата достигает «всего» 2-4 метров, выращивается как однолетнее растение и с первыми осенними заморозками погибает.

Особую экзотичность представляют листья клещевины: неравно-зубчатые, широкие (до 80 см), на длинных черешках, зеленого или пурпурного цвета. Глубокие разрезы и заостренные края листовой пластины делают ее схожей с листьями пальмы.

Цветет клещевина невзрачными, собранными в соцветия мелкими цветками. А вот плоды растения более декоративны: семенные коробочки шаровидные, с колючими наростами по всей поверхности. К осени в них созревают не менее интересные семена, похожие на крупных пятнистых жуков.

Внимание! Все части растения, и в особенности семена, токсичны, поскольку содержат белок рицин и алкалоид рицинин. Их прием внутрь вызывает тяжелейшее отравление.

Как вырастить клещевину

Размножается садовая пальма исключительно семенным способом. Посадка в открытый грунт проводится не ранее, чем минует угроза последних весенних заморозков. Цветник с клещевиной разбивается на солнечных, защищенных от ветра участках: почва удобряется перегноем, хорошо рыхлится, и выкапываются ямки глубиной 5 см. Учитывая слабую всхожесть семян, в каждую лунку помещается не менее 4 штук. После появления всходов самые слабые ростки выдергиваются, и оставляется только одно растение.

Совет. Ускорить процесс прорастания можно следующим образом: взять наждачную бумагу и потереть плотную оболочку семени. Через истонченную кожицу росток пробьется значительно раньше.

Уход за клещевиной включает прополки по необходимости и регулярные поливы. Растение очень требовательно к влажности почвы, поэтому под каждый куст следует вносить не менее 5 л воды. Облегчить уход за рай-деревом позволит мульчирование. Насыпанный под стебель перегной поможет сохранить влагу и снизить количество сорной травы. Одной подкормки азотными удобрениями, внесенными до начала цветения, достаточно, чтобы растение набрало силу и превратилось в красивое, мощное деревце.

Выращивание клещевины через рассаду

На рассаду семена высаживаются в середине марта в торфяные горшочки. Предварительно обработанные в растворе стимулятора роста семена заделываются на глубину 3 см в одну емкость по 2-3 семени, поливаются и накрываются прозрачной пленкой. Семена прорастают быстро, и уже через 3 дня появляются первые всходы. Молодым росткам сложно освободиться от плотной кожуры, в которой заключены семядольные листики. Ее следует обрызгать водой, а когда кожица размякнет, осторожно снять, пользуясь пинцетом.

Рассада выращивается в хорошо освещенном прохладном (+150C) помещении. По мере роста растений под корень подсыпается почва, пока стаканчики не заполнятся полностью.

Совет. Рассада получится более крепкой, если за время ее выращивания произвести минимум 2 пересадки в другую, более просторную емкость. Пересадка проводится путем переваливания растения вместе с комом земли на корнях.

На постоянное место клещевина высаживается в начале июня. Для этого следует выбрать не слишком солнечный день, и лучше всего сделать это после или во время дождя.

Польза клещевины

Выращивается садовая пальма как фоновое растение, а также как солитер. Оно может создать приятную тень возле дома, закрыть широкими листьями неприглядную часть двора или превратиться в ширму, закрывающую от посторонних глаз зону отдыха в саду. Также из зарослей клещевины легко создать оригинальную живую изгородь, защищающую участок от дорожной пыли.

Мало кому известно, но именно клещевина является сырьем для производства касторового масла. В процессе переработки растений ядовитое вещество разрушается, поэтому конечный продукт безвреден для человека. Касторовое масло используется в традиционной и народной медицине, в косметологии, а также в промышленности для производства лакокрасочной продукции.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector