Чиж сергей чиграков интервью сайт
Сергей «Чиж» Чиграков: всегда играю по-новому, дабы не превратиться в конвейер
Бессменный лидер известной рок-группы из России «Чиж & Со» Сергей Чиграков в интервью Sputnik Эстония рассказал о том, готов ли он во время своего приезда в Таллинн с юбилейным концертом спеть по-эстонски, сыграть на гитаре на улицах Старого города, и раскрыл секрет своего любимого гастрольного напитка зимой.
ТАЛЛИНН, 19 янв — Sputnik, Денис Пастухов. Беседа российского музыканта Сергея Чигракова с корреспондентом Sputnik Эстония состоялась за несколько недель до его выступления в таллиннском клубе Rock Cafe: в первой половине февраля там прозвучат знакомые многим песни коллектива «Чиж & Со», который в 2019 году отмечает свой четвертьвековой юбилей.
Мастер импровизации
— Год назад вы уже выступали в эстонской столице. Будет ли нынешний концерт в честь юбилея отличаться от прошлогоднего?
— Я обычно и сам не знаю заранее, какие песни войдут в программу концерта. Исполняемые на таллиннской сцене композиции будут зависеть от моего настроения. Я импровизатор, и мы с группой пытаемся не только менять репертуар, но и всякий раз играть по-другому — чтобы не превратиться в конвейер.
Хотя слова в песнях стараюсь петь изначальные, а если и заменяю их, то в основном тогда, когда попросту забыл. Что касается праздничной атмосферы юбилея, то бесплатного шампанского публике не обещаю (смеется), но в музыкальном плане точно что-нибудь да придумаем.
— На юбилей все же принято дарить подарки, а не получать их от юбиляра. Какой подарок вы хотели бы получить от благодарных слушателей?
— Чтобы пришли — это уже «кайфово». На большее я и не претендую.
— Вы много гастролируете по свету. Бывали какие-то экстраординарные или смешные ситуации во время недавних гастролей?
— Так как по Европе я ездил в формате творческих вечеров, то из зала слушатели передавали мне записки с очень смешными вопросами. Но, к сожалению, в памяти их я не держу.
Я, повторюсь, человек импровизации, отвечаю и тут же забываю свой ответ.
А так, хорошо было именно то, что каких-то внештатных ситуаций не наблюдалось. Ведь если они есть, значит, что-то идёт не так.
Игра на гитаре — как поездка на гоночной машине
— А вот и вопрос из зала от Sputnik Эстония. Как и когда вы научились играть на гитаре? И любой ли человек может освоить этот музыкальный инструмент?
— Играл на гитаре уже в юном возрасте. Как и все пацаны, что-то сам подглядел, чему-то сам научился, а чему-то научили старшие товарищи. А игра на гитаре — это как «Формула-1» или рисование, далеко не каждый может стать гонщиком или художником.
— Есть ли, по вашему наблюдению, свои особенности у слушателей ваших концертов в разных странах, в частности, в Эстонии?
— Я побывал за последнее время в Испании, Голландии, Швейцарии, Германии, даже в Америке. Но охарактеризовать немецкую публику, к примеру, словом «задорный», а эстонскую словом «спокойный», нельзя.
Во-первых, на каждом концерте есть разные люди, со своим характером и поведением. А во-вторых, если оценивать глобальнее, в тех же Германии или Эстонии на мои выступления ходят не немцы или эстонцы, а русскоязычные жители этих стран. То есть отличий в такой публике искать не стоит.
— Значит, наверняка из толпы будут требовать спеть «Фантом». Почему именно эта песня часто ассоциируется с «Чижом»?
— Может, «Фантом» полюбился слушателям из-за своего тяжелого звучания. Сам я, честно сказать, понятия не имею, в чем сила этой песни. Что касается людей в возрасте, то они пели ее во дворах еще в 70-е годы (песня «Фантом» неизвестного автора о Вьетнамской войне появилась в 1970-е годы — Ред.) и, возможно, помнят ее со времен своей молодости.
А вот почему молодежь хочет услышать «Фантом». Наверно, любовь к этой песне передалась им от родителей генетически.
— Сколько времени у вас занимает создание песни?
— От 7-8 минут до двух лет. Среднего арифметического тут не бывает: что-то сразу получается, а время уходит лишь на то, чтобы записать текст на бумаге. А что-то «встает» и возвращается через год-два.
О подземных переходах и напитках зимой
— Если вернуться к гастролям, в Эстонии вы часто бывали? И в каких городах?
— Мы начинали с концертов в Нарве, играли также в Тарту и, конечно, в Таллинне. Вот, поди, и всё. В столице Эстонии, наверно, выступали не один десяток раз, а город исходили вдоль и поперек. Кроме спальных районов, конечно, хотя довелось бывать и там.
— Ваш коллега по музыкальному рок-цеху Максим Покровский охарактеризовал Эстонию как «спокойствие и комфорт» . Что у вас ассоциируется с Эстонией?
— Сложно как-то охарактеризовать целую страну, но спокойствие и комфорт я чувствую везде. Я человек достаточно спокойный, меня не прошибешь, и мне везде нормально.
— Как-то вы играли в Таллинне прямо на улице. В этот раз вашу музыку тоже можно будет услышать вне концерта?
— Было такое, подыгрывал ребятам. Но сейчас неохота как-то — зима. Летом хорошо, зимой не очень, холодно (смеется).
— А какой любимый напиток группы в зимнее время года?
— Кто-то пьет кофе, кто-то — чай, кто-то — вискарь. Я предпочитаю чай и виски, а кто-то не пьет алкоголь уже давно. Всех в коллективе под одну гребенку подровнять нельзя.
— И последний вопрос. Готовы ли вы спеть в Эстонии по-эстонски?
— Все-таки я совсем не знаю эстонский язык. Конечно, актеры могут приехать на гастроли в страну, государственным языком которой они не владеют, и отыграть целый спектакль. Но мы не актеры, мы музыканты. Хотя помню, что спел как-то на татарском языке, ради хохмы — наверно, было весело.
Во время юбилейного концерта эстоноязычной песни не прозвучит, но если мой друг из Нарвы Вовка Чердаков (солист группы «Авеню») напишет текст, то нельзя исключать, что когда-нибудь и спою по-эстонски.
«Придется что–нибудь выпустить». Сергей Чиграков о новом альбоме и о том, как пишутся песни
Сергей Чиграков пообщался с «ДП» о том, как пишутся песни и что слушать для вдохновения, по случаю юбилея группы — «Чиж & Со» четверть века.
Завтра у вас юбилейный концерт в Петербурге. Как–то вы упоминали, что обычно не знаете заранее, какие песни войдут в программу концерта. Это до сих пор так? По какому принципу все–таки собирается концерт? И когда это случается? Прямо на сцене?
— Концерт не пазл. В данном случае мы подготовились, набросали список вещей, которые будем играть. Но не факт, что будем исполнять именно их. Место для импровизации всегда, конечно, остается.
Вы планируете, что будете играть на бис?
— Нет. Так неинтересно.
«Чиж и Co» много концертирует. Липецк, Саратов, Владивосток, Тюмень. Чем для вас отличаются города, публика и концерты?
— Они, конечно, отличаются. Но тут как. Если включить машину времени — то ничего и не заметишь, окажешься опять на том же месте, откуда ты поехал на гастроли. А с другой стороны, если трезвым уезжать, то, конечно, видно все города.
Сколько концертов в год вы играете? 100? 200?
— Фиг знает. Двести концертов — это можно с ума сойти: каждый день практически. Думаю, примерно 100 крутится.
Что самое страшное может случиться на вашем концерте? Условно говоря, если вы выйдете и скажете: «Привет, Самара!», а это на самом деле Тула, — это рабочий момент?
— А я поэтому никогда так и не говорю. Просто говорю: «Здравствуйте!» И все — поехали.
Я где–то читала, что у вас был похожий случай.
Клевета?
Последний на сегодня студийный альбом группы под названием «Нечего терять» вышел в 1999–м. В этом году на «Нашествии» вы объявили, что в течение года выпустите новый альбом. Там будут новые песни или новое прочтение старых хитов?
— Не знаю, почему в этом году все так взбудоражились–то. Я каждый раз на «Нашествии» говорю об этом, а тут все как–то ухватились за эту мысль. Видимо, совсем уже отчаялись ребята. Значит, придется что–нибудь выпустить.
То есть не то чтобы вы сидели в студии все это время?
— Да пол–альбома уже готово.
Когда выйдет?
— Когда остальные пол–альбома будут готовы. Это же очевидно. В этом году вряд ли мы успеем, очень у нас плотно пока. Концертов много.
То есть там все–таки будут новые песни?
— Позырим–позырим. Но «Вечной молодости» не будет точно.
Как понять, что ты уже исписался? Когда впору перестать сочинять песни, выходить на сцену?
— Во, хороший вопрос! Но я–то откуда знаю?
Можно ли понять, просчитать заранее, станет ли песня хитом? Срабатывает ли чуйка на это?
— Какое красивое журналистское слово — «чуйка». Нет, обделен я таким даром.
А когда композиция уже записана?
— Тоже вряд ли. Мы же каждую песню записываем одинаково: с рвением и старанием. Остальное все — воля народная.
Как вы выбираете, что нужно еще докрутить, а что точно хорошо?
— Если готов — надо идти в студию и писать, все. Без вопросов. Народ сам разберется, говно это или нет. Получилась же «Вечная молодость», да? Прямо хит всенародный… А написано было левой ногой, вообще не оглядываясь. Но что–то вдруг пошла.
Я бы никогда в жизни не сказал, что это будет хит. Казалось: так, смешная. Не более того.
«Фантом» именно в вашем исполнении очень полюбился слушателям. В чем сила этой песни?
— Чем же она вас так, ребята, зацепила? Может быть, дело в том, что мой вариант наиболее приближен к дворовому, который я слышал в детстве в первую корейскую.
Хотя вы не любите громких эпитетов в свой адрес, вы — легенда русского рока. И вас, конечно, узнают на улице. Это вам мешает?
— Понеслось. Нет, абсолютно нет.
Не мешает или не узнают?
Да ладно?!
— Ну узнают, узнают, да. Но мне это не мешает. А чем это может помешать? Ну фото, ну расписаться. И чего? Занимает в лучшем случае полторы минуты. И иди себе спокойно дальше.
А если таких пару десятков?
— Ничего страшного. Людям–то приятно.
То есть часть работы?
— Да и не работа это вовсе. Жизнь такая.
Создавая группу, вы дали объявления в журналах: молодой и красивый, любящий музыку ищет таких же ребят. Как вы поняли, с кем вам по пути?
— Это же видно. По тому, как кто играет. Как кто и что говорит — меня мало интересует. Ему играть, а не говорить нужно.
Не интересуетесь, что человек слушает, например?
— Нет–нет–нет. Что он слушает, и так понятно — из того, что он играет.
Ваша дочь Даша поет с 2015 года в составе вашей группы. Вы долго думали, прежде чем взять ее в состав?
— Вообще не думал. В какой–то момент вдруг просто понял. Нет, не так. Ни хрена я не понял. И не вдруг.
В общем, понадобилась вокальная поддержка — и все. У нее же образование музыкальное, а я лентяй страшный. Искать опять, объявления давать. Легче, когда под рукой. Вот подвернулась. На кухню шла, и все — оп–па!
Воспитываете в процессе?
— Естественно, воспитываю. Конечно! Ремень отцовский–то еще никто не отменял. Он до сих пор у меня с собой.
Она, кстати, говорила, что ее в детстве не пороли. Лукавит?
— Да это просто она хотела замуж поскорее выйти.
Известно, что у вашей дочери любимый альбом группы — «Нечего терять». А какой ваш любимый?
— Да? А я и не знал. Ничего себе. Наверное, это все, что она вспомнила в этот момент. А для меня, может, и все они любимые. Я же не слушаю их с утра и до вечера. Записал и забыл про них.
А есть какие–то стоп–песни? Прям те, что надоели до смерти?
— Такой вопрос я бы хотел задать Маккартни по поводу Yesterday и послушать его ответ.
Каких коллег по цеху вы слушаете в часы досуга?
— И всех, и никого. Люблю хорошее, красивое, умное, зарубежное оно или нет — по большому счету не важно.
Led Zeppelin, скажем, включаете?
— Вы знаете, да. Бывает, включаю. Все по настроению. У меня бывает так, что я неделями могу не прикасаться к рок–музыке и слушать только классику. Монтеверди, Фрескобальди. Запишите только правильно. А бывает, месяц слушаю джаз.
Пик успеха пришелся на 1990–е. Изменилась ли аудитория? Или это те же люди, только повзрослее?
— Повзрослели, у всех семьи. Дети приводят своих детей. Поменялись ли они принципиально? Не знаю, я же в их души не заглядываю, вот в чем дело. Но раз ходят на концерты, значит, что–то осталось незыблемым. А именно — любовь к группе «Чиж & Со».
Среди молодых дарований можете кого–то выделить?
— Я знаю только названия. Из тех, кого знаю не по названиям, молодым кого–то уже и не назовешь. Коли хотите, могу назвать Павла Пекловского.
В ваше время было проще начинать? Или сейчас? Записал на iPhone, выложил на YouTube, и все — завирусилось.
— Совсем не так было, да. Сейчас проще в техническом плане. Конкуренция больше. И что? У меня есть один большой плюс. Я не отслеживаю и не смотрю это все.
Все–таки как вы придумываете песни? Где берете для них сюжеты?
— Сам не пойму. Не знаю даже. Могу смотреть на одно, а в голове совершенно неожиданно возникает что–то другое. У всех, наверное, так бывает. А что наталкивает одно на другое? Не пытаюсь выстроить вот эту вот логическую цепочку. Все что угодно может натолкнуть. А за что ты меня любишь? По полочкам, что ли, все раскладывать?
Несколько лет назад вы рассказывали, что в чехле от гитары храните коричневый кружевной лифчик неизвестной поклонницы из Германии — на удачу. Он до сих пор там?
— Это не байка, но он в старом чехле у меня лежит. Совсем уже пришел в негодность. Но я его не выбрасываю. Не знаю почему. Руки не доходят. Так что да, так там и лежит. Дома.
Персона: Чиграков Сергей Николаевич
— Основатель и лидер рок–группы «Чиж & Co».
— Родился 6 февраля 1961 года в Дзержинске.
— Образование — ЛГИК имени Крупской, кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов по классу «аккордеон и оркестровое дирижирование».
Сергей Чиграков (Чиж): Если я алкоголик, значит, надо лечиться
Лидер группы «Чиж и компания» Сергей Чиграков отметил свое 50-летие большими сольными концертами в Петербурге и Москве. Пока зрители заполняли залы (концерты прошли с аншлагами), из гримерок тянулся запах хорошего коньяка. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что блюз-рокмен Чиж сейчас вообще не пьет, поскольку… лечится от алкоголизма.
В последний раз мы репетировали в 98-м
– Сергей, есть такой афоризм: «Если человек, которому за 50, просыпается – и у него ничего не болит, значит, он умер». Какие недуги беспокоят вас?
– Этот афоризм какой-то человеконенавистник придумал! Явно не наш человек и явно не рокер. Нет, у нас ничего не болит. Единственное, что может болеть – это голова с похмелья. Но это лечится.
– И часто у вас голова с похмелья болит?
– Сейчас нет. Мне еще целый год не пить, я зашит. Я этого не скрываю, но и не афиширую. Если спрашивают, отвечаю, как есть. Если я алкоголик, значит, надо лечиться. Вот и лечусь.
– А насколько меняется мировосприятие с алкоголем и без?
– Мировосприятие остается таким же. Единственное, смури поменьше. Похмельной смури у меня вообще не бывает, а от обычной тоски и так никуда не деться, это уже свойство характера. Много времени свободного появляется. Не могу сказать, что денег прибавляется, потому что, даже не имея денег, можно нажираться каждый день. Но без алкоголя жизнь другая, да. Иногда очень хочется выпить! Бывают такие моменты, что просто труба. Причем ни с того ни с сего, дело тут даже не в грусти или в веселье. Просто думаешь: «Эх, сейчас бы я стакан лупанул!» Потом смиряешься, и желание куда-то уходит. Нельзя так нельзя.
– У вас нет «сухого закона» в команде? Многие группы такое практикуют.
– У нас его никогда не было и, думаю, никогда не будет, потому что ребята все взрослые. И вообще нет «обязаловки». Даже перед концертами мы никогда не продумываем какую-то драматургию. Сначала прикидываем список песен. Потом выясняется, что кто-то не помнит слов, а кто-то – гармоний. Из тех песен, что остаются, составляем сет-лист. На первой-второй песне лист мне помогает (чтобы не забыть, что я играю), а потом дальше я плавно ухожу в сторону, потому что в конце второй песни обычно вспоминаю: «А вот еще и такая вещь была – чего ж мы ее не написали?» И здесь мне уже наплевать, помнят мои музыканты какие-то сбивки и паузы или нет. То есть сет-лист для нас весьма условен. Мы и в группе-то на самом деле не репетируем. И не собираемся этого делать.
– Вообще?!
– Ага. В последний раз собирались в 1998 году, когда вышла пластинка «Бомбардировщики». И то только потому, что нужно было делать эту гребаную презентацию, а коли ее делать, то нужно было привлекать духовиков, с которыми мы записывали этот альбом.
Покупаю свои пиратские сборники
– Вы не можете записать новый альбом уже 10 лет. В чем дело?
– А хрен его знает. Иногда мне кажется, что нам не нужно было торопиться выпускать по 2–3 альбома в год. Я никого не хочу ни в чем винить. Может, тогда так и надо было. Сейчас-то чего уже руками махать? Такое впечатление, что меня просто взяли, выжали, а надуться по новой я еще как-то не успел.
– Из-за того, что не пишутся новые песни, испытываете дискомфорт?
– Раньше расстраивался по этому поводу. Не то чтобы прямо бился головой об стену, но все-таки было неприятно. А сейчас уже успокоился, и, может быть, это и есть самое правильное в данной ситуации. И потом, у меня чрезвычайно развилось чувство лени. Мне бы встать ночью, не полениться да записать. Я же про себя повторяю сочиненные строчки несколько раз, думаю, что точно запомнил. Утром встаю – и конечно же ничего не помню. Обидно, потому что буквально за пару секунд до засыпания в голове часто проплывают аранжировки. А наутро не помню, хотя засыпаю трезвым. Может, если бы засыпал пьяным, было бы по-другому? (Смеется.)
– Зато вы часто записываетесь с другими музыкантами. Соглашаетесь на это без раздумий?
– Конечно-конечно! Ну а как по-другому? Раз зовут – значит, кому-то еще нужен. Это здорово, это замечательно. К тому же – всегда шанс еще чему-то научиться. Поэтому я готов куда угодно.
– Вы сыграли эпизодическую роль в «Брате» Алексея Балабанова. Были еще предложения поучаствовать в кинопроектах?
– Были. Часто просят написать музыку, а за это, дескать, дадут какую-то роль. Мы писали музыку к фильму о студентах, которые подрабатывают проводниками, «Первый путь», который так и не был снят. Я там тоже должен был сыграть одну из ролей, шли какие-то репетиции. Сначала все было нормально. Но потом умерла Клара Лучко, которая была задействована в этом фильме, и как-то все это дело встало. Может быть, элементарно денег не нашли, я не знаю. Но музыка написана и записана.
– Издавать не собираетесь?
– На отдельную пластинку она не тянет, потому что музыки там минут на 27. К тому же это не песни. Издавать их отдельно было бы не совсем честно. В общем, пока эта запись так и лежит.
– А вы не планируете издания каких-то музыкальных сборников и антологий по случаю юбилея?
– Тоже нашли Шарля Азнавура! Нет, не планирую. Если бы это был юбилей всей нашей группы, еще куда ни шло. Но на самом деле я не вижу смысла даже в этом, потому что столько пиратских сборников уже понавыходило! Я их собираю. Пираты порой присваивали этим сборникам всякие смешные названия. Это сейчас, видимо, интерес пропал, а может, и пиратов прикрыли. А вот когда все это было в моде и пиратские пластинки продавались везде, я их покупал. У меня есть замечательный диск под названием «Песни ботаника». Естественно, мимо такого я пройти не мог. А однажды наш аккордеонист Евгений Баринов сказал, что приобрел в аэропорту нашу «новую» пластинку. Мы вернулись с гастролей, я первым делом побежал в этот ларек с трясущимися руками и купил. Называется сборник «Вдоль воды».
Думаю, меня еще надолго хватит
– Вам иногда приходится играть на корпоративных мероприятиях. Внутреннее отторжение не испытываете?
– Никакого отторжения нет! И никогда не было. Во-первых, потому, что я начинал с ресторанов и у меня подобные «корпоративы» были каждый вечер. Это для меня вполне нормальная, естественная работа. Во-вторых, я очень долго играл на свадьбах, поэтому вполне знакомая среда. Я в ней вырос, там учился играть. Кстати, на свадьбах – очень хорошая репетиционная база: когда уже все гости пьяные, можно сыграть что-нибудь из Deep Purple или Uriah Heep. Молодежь это только приветствовала, а остальным наплевать. Могли только сказать: «Ой, как вы тут грохочете» – и просто уходили. В-третьих, на корпоративах мы играем те же самые песни, что и на обычных концертах. Раз зовут – значит, хотят под нас танцевать. Как правило, это мало отличается от выступления в каком-нибудь клубе, поскольку люди-то приходят те же самые. Какая-нибудь фирма празднует свое пятилетие, они знают, кого заказывают. Не кота в мешке. Все проходит по обычному сценарию: мы отыграем, кто-то с нами сфотографируется, раздадим автографы и уезжаем.
– «Владимирский централ» сыграть не просят?
– Нет. Просят «Фантом». Я отвечаю, что он будет как-то не в тему, а меня заверяют, что самое то. Мы играем «Фантом», все пляшут. И я их понимаю, потому что в клубах же не всякий раз можно оторваться.
– Постоянные переезды и связанные с ними нервные стрессы на ваше здоровье не влияют? Лидер группы «Бони Нем» Кирилл Немоляев, например, после сорока стал испытывать проблемы со спиной.
– Это профессиональное, не имеющее никакого отношения к возрасту. У меня вот, например, палец плохо стал сгибаться, это тоже профессиональное. Но на игре это пока никак не отражается… Да что я буду жаловаться, ё-мое?! Все нормально. Думаю, меня еще надолго хватит.
кстати
Рок против спирта?
В своем стремлении к здоровому образу жизни Чиж в российском рок-цехе не одинок. Десять лет назад бросил пить лидер «Алисы» Константин Кинчев, примерно столько же продолжается период тотальной трезвости у Валерия Кипелова. Исключительно удачной оказалась поездка в американский центр анонимных алкоголиков у Олега Гаркуши («АукцЫон»), который вообще не употребляет спиртного примерно с середины 90-х. В свое время немало проблем с алкоголем было и у Вадима Степанцова, он тоже их успешно решил. Еще один трезвенник Сергей Мазаев утверждает, что достаточно завязать на полтора года, чтобы ощутить вкус жизни и уже никогда не возвращаться к «привычке бухать».
Сергей Чиграков: «Надо идти в студию и писать, все. Без вопросов. Народ сам разберется, говно это или нет»
Лидер группы «Чиж & Co» Сергей Чиграков накануне своего юбилейного концерта в Северной столице пообщался с изданием «ДП» о том, как пишутся песни и что слушать для вдохновения.
Завтра у вас юбилейный концерт в Петербурге. Как–то вы упоминали, что обычно не знаете заранее, какие песни войдут в программу концерта. Это до сих пор так? По какому принципу все–таки собирается концерт? И когда это случается? Прямо на сцене?
— Концерт не пазл. В данном случае мы подготовились, набросали список вещей, которые будем играть. Но не факт, что будем исполнять именно их. Место для импровизации всегда, конечно, остается.
Вы планируете, что будете играть на бис?
— Нет. Так неинтересно.
«Чиж & Co» много концертирует. Липецк, Саратов, Владивосток, Тюмень. Чем для вас отличаются города, публика и концерты?
— Они, конечно, отличаются. Но тут как. Если включить машину времени — то ничего и не заметишь, окажешься опять на том же месте, откуда ты поехал на гастроли. А с другой стороны, если трезвым уезжать, то, конечно, видно все города.
Сколько концертов в год вы играете? 100? 200?
— Фиг знает. Двести концертов — это можно с ума сойти: каждый день практически. Думаю, примерно 100 крутится.
Что самое страшное может случиться на вашем концерте? Условно говоря, если вы выйдете и скажете: «Привет, Самара!», а это на самом деле Тула, — это рабочий момент?
— А я поэтому никогда так и не говорю. Просто говорю: «Здравствуйте!» И все — поехали.
Я где–то читала, что у вас был похожий случай.
Клевета?
Последний на сегодня студийный альбом группы под названием «Нечего терять» вышел в 1999–м. В этом году на НАШЕСТВИИ вы объявили, что в течение года выпустите новый альбом. Там будут новые песни или новое прочтение старых хитов?
— Не знаю, почему в этом году все так взбудоражились–то. Я каждый раз на НАШЕСТВИИ говорю об этом, а тут все как–то ухватились за эту мысль. Видимо, совсем уже отчаялись ребята. Значит, придется что–нибудь выпустить.
То есть не то чтобы вы сидели в студии все это время?
— Да пол–альбома уже готово.
Когда выйдет?
— Когда остальные пол–альбома будут готовы. Это же очевидно. В этом году вряд ли мы успеем, очень у нас плотно пока. Концертов много.
То есть там все–таки будут новые песни?
— Позырим–позырим. Но «Вечной молодости» не будет точно.
Слушайте Вечная молодость — Чиж & Co на Яндекс.Музыке
Как понять, что ты уже исписался? Когда впору перестать сочинять песни, выходить на сцену?
— Во, хороший вопрос! Но я–то откуда знаю?
Можно ли понять, просчитать заранее, станет ли песня хитом? Срабатывает ли чуйка на это?
— Какое красивое журналистское слово — «чуйка». Нет, обделен я таким даром.
А когда композиция уже записана?
— Тоже вряд ли. Мы же каждую песню записываем одинаково: с рвением и старанием. Остальное все — воля народная.
Как вы выбираете, что нужно еще докрутить, а что точно хорошо?
— Если готов — надо идти в студию и писать, все. Без вопросов. Народ сам разберется, говно это или нет. Получилась же «Вечная молодость», да? Прямо хит всенародный… А написано было левой ногой, вообще не оглядываясь. Но что–то вдруг пошла.
Я бы никогда в жизни не сказал, что это будет хит. Казалось: так, смешная. Не более того.
«Фантом» именно в вашем исполнении очень полюбился слушателям. В чем сила этой песни?
— Чем же она вас так, ребята, зацепила? Может быть, дело в том, что мой вариант наиболее приближен к дворовому, который я слышал в детстве в первую корейскую.
Хотя вы не любите громких эпитетов в свой адрес, вы — легенда русского рока. И вас, конечно, узнают на улице. Это вам мешает?
— Понеслось. Нет, абсолютно нет.
Не мешает или не узнают?
Да ладно?!
— Ну узнают, узнают, да. Но мне это не мешает. А чем это может помешать? Ну фото, ну расписаться. И чего? Занимает в лучшем случае полторы минуты. И иди себе спокойно дальше.
А если таких пару десятков?
— Ничего страшного. Людям–то приятно.
То есть часть работы?
— Да и не работа это вовсе. Жизнь такая.
Создавая группу, вы дали объявления в журналах: молодой и красивый, любящий музыку ищет таких же ребят. Как вы поняли, с кем вам по пути?
— Это же видно. По тому, как кто играет. Как кто и что говорит — меня мало интересует. Ему играть, а не говорить нужно.
Не интересуетесь, что человек слушает, например?
— Нет–нет–нет. Что он слушает, и так понятно — из того, что он играет.
Ваша дочь Даша поет с 2015 года в составе вашей группы. Вы долго думали, прежде чем взять ее в состав?
— Вообще не думал. В какой–то момент вдруг просто понял. Нет, не так. Ни хрена я не понял. И не вдруг.
В общем, понадобилась вокальная поддержка — и все. У нее же образование музыкальное, а я лентяй страшный. Искать опять, объявления давать. Легче, когда под рукой. Вот подвернулась. На кухню шла, и все — оп–па!
Воспитываете в процессе?
— Естественно, воспитываю. Конечно! Ремень отцовский–то еще никто не отменял. Он до сих пор у меня с собой.
Она, кстати, говорила, что ее в детстве не пороли. Лукавит?
— Да это просто она хотела замуж поскорее выйти.
Известно, что у вашей дочери любимый альбом группы — «Нечего терять». А какой ваш любимый?
— Да? А я и не знал. Ничего себе. Наверное, это все, что она вспомнила в этот момент. А для меня, может, и все они любимые. Я же не слушаю их с утра и до вечера. Записал и забыл про них.
А есть какие–то стоп–песни? Прям те, что надоели до смерти?
— Такой вопрос я бы хотел задать Маккартни по поводу Yesterday и послушать его ответ.
Каких коллег по цеху вы слушаете в часы досуга?
— И всех, и никого. Люблю хорошее, красивое, умное, зарубежное оно или нет — по большому счету не важно.
Led Zeppelin, скажем, включаете?
— Вы знаете, да. Бывает, включаю. Все по настроению. У меня бывает так, что я неделями могу не прикасаться к рок–музыке и слушать только классику. Монтеверди, Фрескобальди. Запишите только правильно. А бывает, месяц слушаю джаз.
Пик успеха пришелся на 1990–е. Изменилась ли аудитория? Или это те же люди, только повзрослее?
— Повзрослели, у всех семьи. Дети приводят своих детей. Поменялись ли они принципиально? Не знаю, я же в их души не заглядываю, вот в чем дело. Но раз ходят на концерты, значит, что–то осталось незыблемым. А именно — любовь к группе «Чиж & Со».
Среди молодых дарований можете кого–то выделить?
— Я знаю только названия. Из тех, кого знаю не по названиям, молодым кого–то уже и не назовешь. Коли хотите, могу назвать Павла Пиковского.
В ваше время было проще начинать? Или сейчас? Записал на iPhone, выложил на YouTube, и все — завирусилось.
— Совсем не так было, да. Сейчас проще в техническом плане. Конкуренция больше. И что? У меня есть один большой плюс. Я не отслеживаю и не смотрю это все.
Все–таки как вы придумываете песни? Где берете для них сюжеты?
— Сам не пойму. Не знаю даже. Могу смотреть на одно, а в голове совершенно неожиданно возникает что–то другое. У всех, наверное, так бывает. А что наталкивает одно на другое? Не пытаюсь выстроить вот эту вот логическую цепочку. Все что угодно может натолкнуть. А за что ты меня любишь? По полочкам, что ли, все раскладывать?
Несколько лет назад вы рассказывали, что в чехле от гитары храните коричневый кружевной лифчик неизвестной поклонницы из Германии — на удачу. Он до сих пор там?
— Это не байка, но он в старом чехле у меня лежит. Совсем уже пришел в негодность. Но я его не выбрасываю. Не знаю почему. Руки не доходят. Так что да, так там и лежит. Дома.
ЧИЖ и Co. Сергей Чиграков: «Я пишу кухонные блюзы»
Удивительное свойство Сергея Чигракова: он просто говорит о простых вещах, а после разговора остается впечатление, что это и было — самое главное. Чиж рассказал нам о питерском роке, совместном проекте с Шевчуком и о блюзовых фестах.
«ДК им. Горбунова. Чиж и Ко« — увидев анонс этого концерта, я вспомнила, что за последние две недели имя Сергея Чигракова, Чижа, упоминалось в моих разговорах с двумя совершенно разными людьми — Юрием Шевчуком и солистом ростовской группы Амурские волны Костей Мацановым. Более того, и в моей жизни оно возникало неоднократно — тут были и съемки концертов в «Программе «А»», и «митьковские» песни, и презентация совместного диска Чижа и Чернецкого с Разными людьми, и замечательный рок-фестиваль на Алтае в 99-м. Но почему-то за все это время мне ни разу не удавалось взять у Сергея интервью,- да, честно говоря, я особо к этому и не стремилась.
Решив восполнить это досадное упущение, я и направилась в Горбушку. Паломничества журналистов там не наблюдалось, что заставляло задуматься — неужели нашу прессу интересуют только «презентации дисков» или «юбилеи»? Радовало только одно — зрителей, как всегда на концертах Чижа, набилось под завязку — значит, есть что-то такое в этом человеке, что привлекает такое количество поклонников его творчества.
Звуки.Ru: — Сереж, сейчас ты известен преимущественно как питерский музыкант, но начинал ты свою карьеру еще в Нижнем Новгороде в группе ГПД.
Чиж: — Начиналось, в общем-то, как и у всех — собрались, сколотили какую-то аппаратуру сами и стали играть. Это был, кажется, 87-й год, или конец 86-го — точно не помню. А потом нам сказали, что мы играем «хэви метал»-рок, который мы никогда в жизни не играли, поскольку играли «хард» — тогда стало модно играть «хэви метал». Ну, а мы и не стали спорить и волей-неволей ‘утяжелили’ свой ‘хард’.
Звуки.Ru: — Ты же любишь Beatles, как мне известно,- почему же вдруг ударился в ‘тяжелую’ музыку?
Чиж: — А я в нее и не ударялся! Я просто играл себе и играл. Я тогда в ‘ГПД’ написал всего одну «металлическую» песню, а все остальные были баллады, а они от ‘Битлов’ далеко не отходили! (улыбается) А так мне нравилось играть — хороший стиль, энергичный. Тем более, я-то играл «хард» все время!
Звуки.Ru: — В 87-м году «русский рок» уже вовсю гремел по стране. Были у тебя какие-то ориентиры на кого-либо из наших рок-музыкнтов?
Чиж: — У меня лично — на Майка. Виктора Робертовича (Цоя — прим. авт.) я, конечно, слушал с удовольствием, он мне нравился,- но так, чтобы на него ориентироваться. Нет, все-таки Майк.
Звуки.Ru: — А как же Аквариум, Машина времени?
Чиж: — У-у. Борис Борисыч в то время был для меня слишком претенциозным. Вот ‘Машина’ — да! Когда мы собирались и пели всякие песни, то это были песни Воскресения и ‘Машины’. Борис Борисыча мы не пели из-за сложности текстов,- кроме, пожалуй, «Сползает по крыше старик Козлодоев. » и пары песен из «Треугольника». А все остальное были произведения вокально-инструментальных ансамблей! (смеется)
Звуки.Ru: -Если все было так хорошо складывалось в Нижнем, почему ты вдруг решил уехать оттуда?
Чиж: — Сначала был еще один период, когда коллектив стал ‘Пол-ГПД’. Ушел гитарист, мы остались втроем и объединили свои усилия с Лешей Полковником (Алексеем Хрыновым — прим.). Этим составом мы проработали где-то с полгода. А я тогда уже являлся почитателем Группы Продленного Дня из Харькова (впоследствии Разные люди — прим. авт.), познакомился с ними, и они мне предложили переехать к ним и поработать клавишником. Я взял, собрался и поехал, поскольку меня туда очень тянуло.
Звуки.Ru: — На «харьковщину»?
Чиж: — Нет, на «чернецковщину»!(смеется)
Звуки.Ru: — Ну, а оттуда-то что погнало?
Чиж: — Дело в том, что под конец моего пребывания там уже практически не было работы, не было гастролей, концертов, денег — ничего.
Звуки.Ru: — Это было связано с болезнью Саши Чернецкого?
Чиж: — Да нет, скорее с обстановкой в стране. Никто нами не занимался, никому ничего не было нужно, денег нам не платили. А к тому времени я уже записал в Питере сольную пластинку, и когда поступило предложение уехать туда, я согласился с «легким сердцем».
Звуки.Ru: — Почему ты выбрал Питер, а не Москву, как это сделали многие?
Чиж: — Да пусть себе уезжают в Москву, а меня всегда больше тянуло в Питер. Скажем прямо, Москва мне вообще не нравилась никогда. Питер — это культура, традиции рок-н-ролльные.
Звуки.Ru: — Лидер Танцев минус возмущался как-то, что настоящим питерским роком называют творчество уфимца Шевчука, нижегородца Чижа, свердловчанина Бутусова. А что такое питерский рок в твоем понимании?
Чиж: — Это то, чего нет у Петкуна. Вот он все никак не врубится, что дело тут не в том, где кто родился и кто какой национальности, а в том, чтобы уметь поймать этот питерский «драйв», которым он силен и которым он славится.
Звуки.Ru: — Вот Шевчук говорит, что он побоялся остаться в Москве в свое время, потому что не хотел быть «затасканным по кухням, сейшнам» и т. д., и уехал в Питер, потому что это более «строгий» город, с более высокой культурой.
Чиж: — Да, согласен, он более культурно развитый, более рок-н-ролльный, более «строгий». А вот, видишь, Петкуну хорошо и в Москве живется, ему здесь нравится — значит, он вправе считаться хорошим московским музыкантом. Тем более, раз он друг Аллы Борисовны — пришелся ко двору мальчишка! В Питере он, по большому счету, никому не нужен был — ни тогда, ни сейчас.
Звуки.Ru: — А не кажется тебе, что Москва сдает в последнее время рок-н-ролльные позиции? Ведь все ныне популярные молодые группы — Сплин, Король и Шут, Пилот, Ночные снайперы и т. п. — это Питер или Екатеринбург, как в случае с Чичериной, Смысловыми галлюцинациями и т. д. А новых московских групп практически нет!
Чиж: — Да, здесь остались одни «старики» — Гарик, Саня Скляр, ну и старшее поколение — ‘Машина’, ‘Воскресение’, Александр Борисович Градский — и все. Я не знаю, с чем это связано и как это объяснить. Может, потому что денег здесь слишком много.
Звуки.Ru: — Но молодежь-то сейчас все-таки больше стремится приехать сюда, чем в Питер?
Чиж: — По той же причине. Просто в Москве больше клубов, где можно выступать и зарабатывать деньги.
Звуки.Ru: — Кстати, о клубах. Раньше было достаточно надписи на афише «рок-группа» — и стадионы были забиты публикой, а сейчас тех, кто сможет собрать «Лужники» или «Юбилейный», практически единицы. Скоро рок-концерты будут проходить только в небольших клубах?
Чиж: — Честно говоря, я об этом не думал. Идет себе и идет. Может, оно и так. Хотя это было бы плохо.
Звуки.Ru: -А вы бы смогли собрать стадион?
Чиж: — Думаю, что нет, разве что в провинции. Тут же надо учитывать, что для того чтобы работать на стадионе, нужно какое-то шоу, яркое зрелище.
Звуки.Ru: — А почему же вы никогда не делали этого?
Чиж: — Ну, ты же слышала наши песни — какое тут может быть шоу?
Звуки.Ru: — Но Гарик же, например, пытается делать?
Чиж: — Ну, у Гарика и музыка немножко другая. У нас-то, в основном, такой сплав кантри, ритм-н-блюза, блюза и просто какие-то «кухонные» песни, типа романсов — какое из них сделаешь шоу? С трудом себе это представляю. Я даже не могу себе представить этот экран сзади, на котором бы плавали какие-то амебы, делились клетки и т.п. — трудно вообразить даже. Но, в принципе, миллион групп так выступают, без всяких шоу — и ничего! Криденс всю жизнь вот так играют, без шоу — и полные залы! Хотя, если взять Пинк Флойд, то они как раз прославились своими шоу.
Звуки.Ru: — Ты упомянул блюз. Дмитрий Дибров в одной программе назвал тебя лучшим российским блюзменом. А почему не участвуешь в различных блюзовых фестивалях, наряду с Вороновым, Арутюновым, «Уайтом» Беловым и другими нашими известными блюзовыми музыкантами? Или истинные блюзмены вас не считают таковыми?
Чиж: -Не знаю, я никогда и не задумывался об этом. А кто «истинные» блюзмены? Для меня это Би Би Кинг, Эрик Клэптон. А те, кого ты перечислила, — это наши «русские» блюзмены. У нас с ними совершенно разные направления: все вышеупомянутые парни играют и поют, как правило, на английском языке, а мы этого не делаем. Но не потому, что принципиально, а потому, что ни хрена его не знаем. И вообще это достаточно скучно — играть уже заранее сочиненную песню и упражняться и показывать свою бюлзовую технику.
Мы делаем другое, абсолютно! Меня привлекает сам стиль «блюз», я стараюсь писать такие домашние, «кухонные» блюзы, которые людям, в принципе, нравятся. А туда, где играют «Hoochi Coochi Man», настоящий, на всякие блюзовые фестивали,- нас не зовут, да мы туда особо и не лезем.
Звуки.Ru: -Правда, что есть такая мысль — записать совместный диск с Шевчуком, о чем он говорил недавно на своей пресс-конференции?
Чиж: — Да, она родилась у меня на кухне. Он заглянул ко мне в гости как-то, и вот возникла такая идея. Я с удовольствием приму участие в этом проекте. Как я понял, это будут его песни, а от меня требуется создать какой-то звук..
Звуки.Ru: — Он сказал, что это будут некие военные песни.
Чиж: — (удивленно) Даже так? Ха, ну, значит, он знает больше, потому что с тех пор мы больше не встречались. Если он захочет в эту сторону двигать, то все равно с превеликим удовольствием! Я в любом случае буду играть.
Звуки.Ru: — А не боишься повторения ‘Боцмана и Бродяги’ или того, что это будет напоминать ‘Митьковские песни’?
Чиж: — Да наплевать, даже если и будет! Какая разница? Подумаешь. Вот летом в Букингемском дворце будет концерт, где в одном составе на сцене встретятся Фил Коллинз, Мик Джаггер и Пол Маккартни — это как назвать? Или вот, до этого мы, например, лет 6 назад с БГ записали песню «Звездочка моя ясная» — ну и что из этого? Главное, чтоб музыка была! Будет ли это что-то напоминать, не будет.
«Второй» блюз уже изначально напоминает «первый», поэтому о чем тут рассуждать?